Научная статья УДК 378
doi: 10.47576/2782-4586_2023_2_106
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Сеидова Захраханум Миргасым кызы
Азербайджанский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье исследуются вопросы, связанные с применением менеджмента в учебных заведениях. Также даются определения основных понятий и методов управления в образовательной сфере, а также обсуждаются конкретные внутренние особенности организационного процесса, такие как руководство образовательным учреждением, организация учебно-воспитательного процесса, финансово-экономический менеджмент в образовательной сфере и управление персоналом.
Статья также содержит результаты исследования, которые отражают спец -ифику менеджмента в образовательной сфере и дают возможность авторам предложить рекомендации по управлению в образовательных учреждениях. В статье подчеркивается важность роли менеджмента в образовательной сфере и обсуждаются перспективы исследования в этой области.
Эта статья может оказаться полезной для специалистов в сфере образования, а также для всех, кто интересуется вопросами менеджмента и управления на практике. В целом, статья сфокусирована на актуальных вопросах, которые оказывают влияние на качество управления в образовательной сфере и предлагает практические рекомендации для повышения эффективности управления в учебных заведениях.
Ключевые слова: коммуникация с сотрудниками, целевые ориентиры, социальные группы, эффективность работы.
FEATURES OF THE FUNCTIONING OF MANAGEMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Seyidova Zahrakhanim Mirgasim
Azerbaijan State Pedagogical University
Abstract. The article "Features of the functioning of management in educational organizations" examines issues related to the application of management in educational institutions. Definitions of the basic concepts and methods of management in the educational sphere are also given, as well as specific internal features of the organizational process, such as the management of an educational institution, the organization of the educational process, financial and economic management in the educational sphere and personnel management are discussed.
The article also contains the results of the study, which reflect the specifics of management in the educational field and enable the authors to offer recommendations
on management in educational institutions. The article emphasizes the importance of the role of management in the educational field and discusses the prospects for research in this area.
This article may be useful for specialists in the field of education, as well as for anyone interested in management and management in practice. In general, the article focuses on topical issues that affect the quality of management in the educational field and offers practical recommendations for improving the effectiveness of management in educational institutions.
Keywords: communication with employees, targets, social groups, work efficiency.
Введение. В современном обществе особое значение приобретают организации образовательной сферы. Они играют важную роль в развитии общества и формировании его научно-технического потенциала. Для эффективного функционирования таких организаций необходимо применение менеджмента.
Менеджмент в образовательных организациях является особенным, так как образовательная сфера имеет свои специфические особенности. Каждая организация имеет свою миссию, цели и задачи, в зависимости от своего типа и специализации. Однако, есть общие принципы функционирования менеджмента в образовании.
Во-первых, менеджеры в образовательных организациях должны владеть знаниями и навыками в педагогике, ведь такие организации являются образовательными учреждениями. Они должны уметь разрабатывать учебные программы, планировать учебный процесс, оценить эффективность обучения, создавать условия для обучения и многое другое.
Во-вторых, они должны быть способными руководить людьми. Руководитель образовательной организации должен уметь мотивировать своих сотрудников, ведь успех организации зависит от их работы. Он должен уметь создавать командный дух и творческую атмосферу.
В-третьих, менеджеры должны уметь управлять финансами и ресурсами организации, так как образовательные учреждения требуют значительных вложений и затрат. Они должны уметь эффективно распределять бюджет, управлять материальными ресурсами, организовывать оптимальное использование времени и многое другое.
Кроме того, при функционировании менеджмента в образовании необходимо учитывать, что образовательная организация
является социальной. Она взаимодействует с различными социальными группами: учениками, учителями, родителями, студентами, профсоюзами и др. Поэтому менеджеры должны уметь вести социальную политику, строить коммуникацию с обществом, учитывать мнение и интересы всех заинтересованных сторон.
Результаты исследования. Анализ специфики менеджмента в образовательной сфере показывает, что его особенности связаны с тем, что целью организаций данной отрасли является не только получение дохода, но и осуществление образовательного процесса, что требует учета ряда особенностей:
1. Ценностная ориентация. Управление образовательными организациями строится на основе ценностей, свойственных науке и обществу, а не на основе коммерческой выгоды. Целевые ориентиры менеджмента в этой области связаны с обеспечением образовательных услуг, наращиванием научно-технического потенциала и кадрового потенциала страны, что отличает его от управления другими отраслями экономики.
2. Специфический вид деятельности. Образовательный процесс является уникальной деятельностью, которая не сводится на результирующий продукт. В отличие от других компаний, образовательные организации оказывают услуги не в конечном товаре, а в преподавательской работе, преподаваемых знаниях и умениях. Поэтому при управлении образовательными организациями важно учитывать множество дополнительных факторов, таких как их миссия, программы обучения, доступность организации, качество преподавания и т.д.
3. Общественный характер. Эта сфера напрямую связана с общественными интересами и ожиданиями, что означает необходимость наличия диалога с общественностью, а также учет взглядов граждан и участия в
общественном дискурсе вопросов, связанных с образованием.
4. Высокая степень ответственности. Деятельность образовательных организаций носит ответственный и социальный характер, а значит, в процессе управления этой сферой необходимо осуществлять высокую степень контроля и оценки качества образования.
5. Сложность и разнообразие задач. В управлении образовательными организациями представлены сложные и разнообразные задачи, которые требуют навыков разработки и реализации программ обучения, контроля качества преподавания и формирования образовательных стандартов.
6. Уникальность процесса отбора и управления персоналом. Данная отрасль имеет определенные требования в отборе персонала, и их подготовке, а также необходимость управления их профессиональной деятельностью.
Анализ специфики менеджмента в образовательной сфере показывает, что в процессе его управления необходимо акцентировать внимание на учете ценностной ориентации, специфического вида деятельности, общественного характера, высокой степени ответственности, сложности и разнообразности задач и уникальности процесса отбора и управления персоналом.
Представим несколько цифр, характеризующих важность роли менеджмента в образо -вательной сфере:
- В США более 40% бюджета университетов тратится на зарплаты и прочие расхо-
ды, связанные с персоналом. Менеджмент учреждений высшего образования должен обеспечить эффективное расходование этих средств и максимизировать результативность работы персонала.
- В среднем на одного студента в университете приходится от 3 до 10 сотрудников административного и технического персонала. Менеджмент должен разрабатывать оптимальные организационные структуры и процессы, чтобы обеспечить эффективную работу всех служб учреждения.
- По данным исследований, только 2,5% взрослых людей в России имеют высшее образование, что находится на уровне развитых стран 1960-х годов. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда менеджмент образовательных учреждений должен обеспечивать высокое качество образования и ориентироваться на потребности рынка труда.
- В бизнес-школах США в среднем 33% факультета составляют лекционные кадры, а 67% - практики-бизнесмены. Такое соотношение обеспечивает не только актуальность и практичность образования, но и увеличивает шансы выпускников на трудоустройство. Решение проблемы доступности практического опыта и связей с бизнесом также лежит на плечах менеджмента образовательных учреждений.
Оценка эффективности системы управления персоналом в образовательной сфере может быть произведена на основе заранее определенных критериев. Они могут включать в себя следующие:
Критерии эффективности системы управления персоналом
Мотивированность персонала
Cauooценна
коллектива
Авторитетное!»
руководства
Непсихологические (эффективность трудового коллектива)
Рис. 1. Критерии эффективностисистемы управления персоналом
Таким образом, эффективность управления в образовательной сфере может быть оценена с помощью конкретных критериев, которые позволят задерживать наиболее важные аспекты этой сферы.
Организация управления персоналом и учебно-воспитательным процессом является одним из важнейших аспектов деятельности любого образовательного учреждения. Это включает в себя следующие шаги:
1. Разработка стратегии и плана управления персоналом и учебно-воспитательным процессом, которые должны отражать цели и задачи учреждения, его миссию и стратегию развития.
2. Определение должностных обязанностей всех сотрудников учреждения, включая административный персонал, учителей, педагогических работников, обслуживающий персонал и др.
3. Разработка системы оценки работы персонала, которая должна учитывать не только профессиональные навыки и квалификацию, но и результаты их работы и вклад в учебный процесс.
4. Планирование, координация и контроль учебно-воспитательного процесса, включая разработку учебных программ и планов, организацию мероприятий, на-
правленных на формирование личностных качеств учащихся.
5. Поддержка и развитие кадров путем проведения тренингов и семинаров по новым методикам обучения и воспитания, привлечение внешних экспертов и опытных педагогов.
6. Организация социально-педагогической и психологической поддержки учащихся, а также поддержки семей учащихся в процессе получения образования.
7. Создание безопасной и дружественной образовательной среды, привлекательной к учебному процессу и формирующей творческое и позитивное отношение к жизни.
8. Системный подход в организации управ -ления персоналом и учебно-воспитательным процессом, который должен учитывать все аспекты деятельности учреждения, от организации труда преподавательского состава до проведения экзаменов.
Таким образом, эффективная организация управления персоналом и учебно-воспитательным процессом является ключевым элементом развития образовательных учреждений и направлена на повышение качества образования, формирование личности учащихся и достижение общих целей образования.
Процессы управления изменениями в образовательной сфере включают широкий спектр действий, направленных на разработку и реализацию изменений в образовательных организациях.
Первый этап - это оценка текущей ситуации в образовательной организации и выявление необходимости в изменениях. Это может включать анализ результатов обучения, обратную связь от студентов и преподавателей, оценку ресурсов, необходимых для реализации задач, и другие факторы.
Затем требуется разработка новой стратегии, политики, программы или процесса, который позволит достичь поставленных целей. Этот этап включает в себя выработку понятных и конкретных целей и задач, определение ресурсов, необходимых для их достижения, и определение роли всех заинтересованных сторон.
После этого, необходимо организовать коммуникацию с сотрудниками образовательной организации и другими заинтересованными сторонами, чтобы донести до них информацию о необходимых изменениях, проблемах, которые они решают, а также обусловленных этим возможных последствиях. Это может включать в себя создание комитета по изменениям, организацию обучающих программ для сотрудников, проведение частых совещаний и общения с партнерами.
Далее, изменения могут быть реализованы. Это может включать в себя создание новых курсов, изменение методов обучения, размещение новых ресурсов на сайте, модернизацию учебных помещений, приобретение специализированного оборудования и др.
Наконец, важно оценить результаты реализации изменений. Это может включать оценку того, насколько успешно были достигнуты задачи, анализ недостатков в реализации и разработку дальнейших планов преодоления этих проблем. Оценку следует
проводить с учётом мнения всех заинтересованных сторон.
Таким образом, процессы управления изменениями в образовательной сфере требуют усиленной коммуникации, понимания целей изменений и ресурсов, внимания к мнению заинтересованных сторон и чёткого планирования и организации.
Выводы. Следует отметить, что одной из основных проблем, с которыми сталкиваются менеджеры в сфере образования, является необходимость балансировать между достижением экономических целей и улучшением качества образования. С одной стороны, учебное заведение, как любой бизнес, должно стремиться к эффективному использованию ресурсов и максимизации прибыли. С другой стороны, главная цель образовательного учреждения заключается в обеспечении качественного образования для студентов.
Оптимизация процессов управления в образовании может повысить эффективность работы учреждения и обеспечить улучшение показателей развития. Кроме того, важно учитывать особенности образовательной сферы в связи с динамическим характером ее развития и необходимостью адаптации к новым технологиям и подходам в обучении.
Один из ключевых элементов функционирования менеджмента в образовательной сфере - внимание к персоналу учреждения. Мотивация персонала, определение квалификационных требований и внедрение системы вознаграждения помогают привлечь и удержать квалифицированных сотрудников в учебном заведении.
Таким образом, цель менеджмента в обра -зовательной сфере заключается в обеспечении успешной работы учреждения, удовлетворения потребностей студентов и общества в целом. Главный принцип управления в образовании - обеспечить наиболее высокое качество образования при наименьших затратах.
Список источников
1. Акимова А.Н., Завальский Д.В., Лубин А.В., Межин И.А., Новицкая Т.В. Текущее состояние и перспективы развития государственного управления системой образования в России // Актуальные вопросы современной экономики № 7-20 с.182-186
2. Астраханкина Е.Н., Пустовая В.Д., Глазунова Е.З. Цифровизация в высшем образовании //Актуальные вопросы современной экономики 2020г. № 1 с. 50-55
3. Атабеков А.К. Актуальность менеджмента и высшего зарубежного образования как
факторов инвестиционно-инновационного развития КР//Актуальные вопросы современной экономики 2020г. № 2 С. 148-156
4. Демичев В.А., Сучасш тенденцп управлшня освггою: теорiя i практика.//Науковi працi Уманського нацiонального ушверситету садiвництва. 2013. Т. 88, ч. 1. С. 8-13.
5. Ковалева И.А. Менеджмент в системе образования: теория и практика.//Современное образование: проблемы, поиски, решения. 2017. № 5 (7). С. 45-49.
6. Марiчев В.В. Оргашзацшне проектування як зааб удосконалення управлшня на-вчальним закладом.//Вюник Нацюнального ушверситету "Львiвська полiтехнiка". Серiя: Архiтектура. 2014. № 787. С. 143-149.
7. Петрова О.О. Формування команди в управлшш закладом вищо'Г осв^и.//Проблеми су-часного пiдприeмництва. 2014. Т. 4, № 28. С. 187-192.
8. Серебренникова О. Н. Теория и практика менеджмента в образовании.//Образование и развитие науки в новом тысячелетии. 2016. № 33. С. 219-227.
9. Толчинская М.Н. Современные технологии в высшем образовании//Актуальные вопросы современной экономики 2020г. № 2 С..74-79
10. Черкашина М.М., Курганская И.М. Организационно-управленческие аспекты функционирования учебных заведений.//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, № 2. С. 584-590.
11. Nazarov M.H, Nizami Quliyev N.Z, Nazarova X.M. Pedaqoji texnologiyalar. (Dars vasaiti) Baki-2020. ADPU-na§riyyati. 467 s
12. http www.ecoguild.ru
13. urz www.zal.zuu
14. https://kayzen.az > pedaqoq
15. https://thepentacle.org > ekohu..
16. https://az.brightboys.org > 106...
Информация об авторе
СЕИДОВА ЗАХРАХАНУМ МИРГАСЫМ КЫЗЫ, Азербайджанский государственный педагогический университет, Баку, Азербайджан //orcid.org/ 0009-0003-3462-4508
Information about the author
SEYIDOVA ZAHRAKHANIM MIRGASIM, Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Azerbaijan //orcid.org / 0009-0003-3462-4508