Научная статья на тему 'Особенности функционирования корпораций и специфика корпоративного управления в России'

Особенности функционирования корпораций и специфика корпоративного управления в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
981
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Корпорация / Корпоративное управление / акция / инвестор / Юридическое лицо / ограниченная ответственность / акционерное общество / corporation / Corporate governance / Action / Investor / Legal body / limited liability / joint-stock company

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Елена Александровна

Анализируются специфические особенности формирования национальной модели корпоративного управления, а также специфика самого понятия «корпорация» в российских условиях. Рассматривается управление корпоративными структурами в различных аспектах: с точки зрения теории соучастников; в свете институциональной теории; на основе агентской теории. Делается вывод, что значение эффективного корпоративного управления выходит за рамки проблемы соблюдения прав акционеров в отдельно взятой компании, на карту поставлено формирование основы экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzed the specific features of the formation of a national model of corporate governance, as well as the specifics of the concept of «corporation» in Russian terms. We consider the management of corporate structures in various aspects: from the viewpoint of accomplices, in light of institutional theory, based on agency theory. It is concluded that the value of good corporate governance goes beyond the rights of shareholders in one company, is at stake forming the basis for economic growth.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования корпораций и специфика корпоративного управления в России»

УДК 658

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ И СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

© 2011 г. Е.А. Иванова

Ростовский государственный экономический университет, Rostov State Economic University,

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002,

main@rsue.ru main@rsue.ru

Анализируются специфические особенности формирования национальной модели корпоративного управления, а также специфика самого понятия «корпорация» в российских условиях. Рассматривается управление корпоративными структурами в различных аспектах: с точки зрения теории соучастников; в свете институциональной теории; на основе агентской теории. Делается вывод, что значение эффективного корпоративного управления выходит за рамки проблемы соблюдения прав акционеров в отдельно взятой компании, на карту поставлено формирование основы экономического роста.

Ключевые слова: корпорация, корпоративное управление, акция, инвестор, юридическое лицо, ограниченная ответственность, акционерное общество.

Analyzed the specific features of the formation of a national model of corporate governance, as well as the specifics of the concept of «corporation» in Russian terms. We consider the management of corporate structures in various aspects: from the viewpoint of accomplices, in light of institutional theory, based on agency theory. It is concluded that the value of good corporate governance goes beyond the rights of shareholders in one company, is at stake forming the basis for economic growth.

Keywords: corporation, corporate governance, action, investor, legal body, limited liability, joint-stock company.

Роль корпоративных структур в теории и на практике оценивается неоднозначно. Одни учёные считают, что корпорация является основой построения экономики страны, установления пропорций и основных направлений эффективного развития, а другие утверждают, что негативные тенденции деятельности «ме-гаобъединений» наносят значительный ущерб развитию цивилизации [1, с.10]. Практика же свидетельствует, что наибольший удельный вес (85 %) в структуре ВВП принадлежит крупным корпорациям.

Отсюда можно сделать вывод, что макроэкономические тенденции в своем глобальном масштабе в большей мере формируются крупными корпорациями.

Понятие «корпорация» многие исследователи трактуют как объединение, сообщество лиц с общностью профессиональных или сословных интересов, или наиболее распространённая форма управления крупным производством. Масштабы деятельности и захват рынков однотипной продукции связывают его с монополизмом. В словаре С.И. Ожегова корпорация - это «одна из форм монополистических объединений» [2, с. 11]. Наиболее распространенная ее трактовка звучит следующим образом: это организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общест-

венное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность [3, с. 198].

Данное определение является наиболее универсальным. Тем не менее в законодательстве различных стран закреплены свои особенные критерии. Например, в США - это статус юридического лица; принцип ограниченной ответственности; бессрочное существование; свободная передача акций; централизованное управление.

В силу того что в российском законодательстве понятие «корпорация» не имеет официального оформления, существует некоторая двойственность его трактовки.

По одним признакам к корпорациям у нас относят все хозяйствующие субъекты, являющиеся коммерческими организациями и основанные на членстве, а по другим - исключительно акционерные общества.

Однако в отечественной экономико-правовой системе, по своей сути и с меньшими условностями, именно акционерные общества идентифицируются с общепринятым понятием корпорации в мировой хозяйственной и правовой практике. Нужно отметить, что в российских условиях оно приобрело еще одну

специфическую черту: используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами, каждое из которых можно рассматривать в качестве самостоятельного экономического субъекта, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями и интересами, общей организационной структурой. Таким образом, в России корпорация может являться как самостоятельным акционерным обществом, так и рассматриваться в качестве одного из типов надфирменных образований.

Широкие возможности корпоративной организации хозяйственной деятельности позволяют моделировать межфирменные отношения, используя множество вариантов создания корпораций, основанных на использовании ее преимуществ. В качестве основных выделим:

1) способность привлечения денежных средств через выпуск акций, которая дает возможность аккумулировать средства неограниченного числа инвесторов, позволяя последним рассчитывать на определенное вознаграждение и давая определенный выбор участия в управлении обществом;

2) облегчение решения проблемы управляемости. Законченность организационного оформления, регламентированность в определении ответственности и полномочиях позволяют распределить функции контроля между органами управления акционерного общества, что означает возможность профессионализации процесса управления;

3) упрощенный порядок вхождения и выхода из состава акционеров, обеспечивающий широкие возможности ротации заинтересованных лиц и большую гибкость в условиях крайней динамичности инвестиционного предложения.

Принцип ограниченной ответственности позволяет уменьшить риски. Действие этого принципа сделало возможным создание крупных публичных корпораций через распределение рисков между акционерами и управляющими.

Управление корпоративными структурами также рассматривается в различных аспектах: с точки зрения теории соучастников (stakeholders theory), предусматривающей подконтрольность отчётности собственников компаний всем заинтересованным в деятельности корпорации лицам; в свете институциональной теории, т.е. с помощью общих и частных универсальных положений управления; на основе агентской теории (agency theory), использующей механизмы и инструменты корпоративных отношений с учётом агентских расходов.

Корпоративное управление определяется и как «правовое регулирование деятельности добровольных объединений физических и юридических лиц (корпораций, акционерных обществ), связанных между собой обязательствами по созданию хозяйственного предприятия и организации его деятельности» [2, с. 12].

В Распоряжении ФКЦБ (ныне ФСФР) «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения» № 421/р от 04.04.2002 г. корпоративное

управление определяется как «механизм, который влияет на эффективность работы экономических организаций и их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста». Такой подход является интересным, так как делает акцент на механизме привлечения капитала.

Несмотря на некоторые различия в трактовке данного понятия, ни у кого из российских исследователей не вызывает сомнения актуальность проблемы повышения качества корпоративного управления. В России оно регулируется, во-первых, Гражданским кодексом РФ, во-вторых, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», в-третьих, нормативными актами Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

С формальной точки зрения российское корпоративное законодательство достаточно развито, но необходимо укреплять механизмы правоприменения, ужесточать требования по соблюдению прав акционеров, раскрытию информации и т.д.

В настоящее время действует Кодекс корпоративного поведения, разработанный ФКЦБ (ныне ФСФР) и одобренный Правительством РФ. Он не является нормативным актом, носит рекомендательный характер и представляет собой свод рекомендаций по основным компонентам процесса корпоративного управления в компаниях. В нем дано следующее определение корпоративного поведения: это - понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами.

Кодекс устанавливает основные принципы корпоративного управления, в частности, практика корпоративного поведения должна обеспечивать:

- реальную возможность акционерам осуществлять свои права, связанные с участием в обществе;

- равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категории). Все акционеры должны иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав;

- осуществление советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль за деятельностью исполнительных органов, а также подотчетность членов совета директоров своим акционерам;

- возможность исполнительным органам общества разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью, а также подотчетность исполнительных органов совету директоров и акционерам;

- своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами и инвесторами;

- учитывать предусмотренные законодательством права заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрять активное сотрудничество об-

щества и заинтересованных лиц в целях увеличения активов, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест;

- эффективный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

Помимо этого, Кодекс содержит детальные рекомендации по следующим вопросам:

- созыв, подготовка и проведение общего собрания акционеров;

- Совет директоров общества: формирование, функции, вознаграждение;

- исполнительные органы общества: формирование, компетенция, вознаграждение;

- крупные сделки, реорганизации: определение, порядок проведения;

- раскрытие информации об обществе: цели, формы;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества: цели и организация контроля, аудиторская проверка, ревизионная комиссия;

- дивиденды: определение размера, порядок выплаты;

- урегулирование корпоративных конфликтов.

Целью применения Кодекса является защита интересов всех акционеров, независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать российские акционерные общества (АО), что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом.

Основной проблемой в управлении корпорацией в России является проблема отсутствия адекватных механизмов оценки его эффективности. Такие механизмы позволили бы четко обозначить роль и вклад каждого из участников корпоративных отношений и выстроить эффективные коммуникации, ставить конкретные задачи перед менеджментом, контролировать их реализацию, привязывая к системе мотивации и стимулирования.

Именно зрелость и организованность корпораций, а также качество корпоративного управления во многом определяют перспективы устойчивого развития отечественной экономики, обеспечения эффективного экономического роста, основанного на конкурентоспособности основных субъектов экономики.

Выделяя корпоративное управление в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как управление, основанное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), основанное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, рождающее корпоративную культуру, т. е. комплекс общих традиций, установок, принципов поведения.

Главная функция корпоративного управления -обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации

финансовые ресурсы. Развитие системы корпоративного управления в России начала XXI в. происходило на фоне сравнительно высоких темпов экономического роста, высокой конъюнктуры на сырьевых рынках, повышения макроэкономической стабильности в результате улучшения основных характеристик бюджетной системы, таких, к примеру, как увеличение золотовалютных резервов и резервного фонда, а также завершения процессов реформирования. Сегодня крупные российские компании вступили в новую фазу развития, когда главными задачами становятся рост их капитализации, упор на стратегическое планирование и выход на мировые рынки. Кроме того, отмечается всё большая активность российских бизнес-структур на фондовом рынке и продвижение на западные площадки с увеличением количества их IPO. Вместе с тем имеет место высокая инвестиционная привлекательность и одновременно недооцененность российского рынка [4, с. 15]. В свете динамики данных тенденций большое значение имеет корпоративное управление, как важнейший фактор защиты прав собственности. Без чего немыслим благоприятный инвестиционный климат и устойчивый экономический рост.

Проблема корпоративного управления затрагивалась многими учеными. Однако пороговыми по выделению ее в отдельную область исследования стали разработки А. Берли и Г. Минза. Они впервые детально изучили проблему отделения контроля от собственности в так называемых квазипубличных корпорациях [5].

Корпоративное управление стало возможным только тогда, когда произошло четкое отделение собственности от управления.

Вообще исследования по корпоративному управлению отражали эволюцию крупных предпринимательских структур, что и обусловило пристальное внимание экономистов к данной проблеме в 80-е гг. - годы массовых слияний и поглощений, тенденций к социально ориентированным нормам в правовых системах. Написано достаточное количество работ, увязывающих корпоративное управление и эффективность деятельности компании. При этом существуют отличительные стимулы для внедрения корпоративного управления, т.е. преимущества, которые могут получить бизнес-структуры при внедрении стандартов корпоративного управления. Это облегчённый доступ к рынку капитала, укрепление репутации компании, снижение рисков, в том числе связанных с предъявлением судебных исков, снижение стоимости капитала и увеличение стоимости активов, повышение эффективности компании.

Высокие стандарты корпоративного управления -обязательные требования зарубежных компаний к потенциальным партнерам. Исследование международной консалтинговой компании McKinsey показывает, что инвесторы готовы платить значительную наценку на акции предприятий с высоким уровнем корпоративного управления.

Корпоративная форма ведения бизнеса - для России явление сравнительно новое. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы формирования рациональной системы управления корпорацией,

принципы и факторы ее построения, экономическая целесообразность внедрения стандартов корпоративного управления.

Важнейшим итогом экономических преобразований в России стало появление большого отряда хозяйственных субъектов, получивших статус акционерных обществ, сформировавших таким образом корпоративный сектор экономики.

Корпорации, особенно крупные, имеют несомненные преимущества перед отдельными предприятиями, в частности:

- более низкие затраты на единицу продукции или услуг за счёт эффекта масштаба производства;

- большие возможности диверсификации своей деятельности, что уменьшает риск потерь, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры;

- охват более широких сегментов рынка и получение за счёт этого ощутимых конкурентных преимуществ;

- большее доверие у финансово-кредитных государственных учреждений и быстрое получение от последних различных преференций.

В то же время корпоративная форма бизнеса, давно и прочно освоенная в странах с рыночной экономикой, в современной России до конца ещё не сформировалась. Большинство отечественных корпораций пока ещё невелики по объёму получаемой прибыли и уровню капитализации, однако процесс их укрупнения идёт и обусловлен он следующими обстоятельствами: чётко просматривается тенденция вытеснения отечественными корпорациями банков с позиций интеграторов собственности и капитала; обостряется конкуренция на рынках инвестиций, а крупным корпорациям легче занять на этих рынках более прочные позиции; качество менеджмента в крупных объединениях, как правило, выше, чем на мелких и средних предприятиях. Новые требования к регистрации акций, принятые на многих фондовых биржах мира, обусловливают необходимость соблюдения компаниями всё более строгих стандартов корпоративного управления. Чем выше уровень корпоративного управления, тем больше вероятность, что активы используются в интересах акционеров, а не разворовываются менеджерами.

Компании, соблюдающие высокие стандарты корпоративного управления, как правило, получают более широкий доступ к капиталу по сравнению с корпорациями, управляемыми ненадлежащим образом, и превосходят последних в долгосрочной перспективе. Эффективно управляемые компании вносят более значительный вклад в национальную экономику и развитие общества в целом. Они более устойчивы с финансовой точки зрения, обеспечивают создание большей стоимости для акционеров, работников, общества.

Компании, которые соблюдают надлежащие стандарты корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом.

Эффективное корпоративное управление, обеспечивающее соблюдение законодательства, стандартов, правил, прав и обязанностей, позволяет компаниям избе-

жать затрат, связанных с судебными процессами, исками акционеров и другими хозяйственными спорами.

Особенности корпоративного управления в России сегодня формируются как под влиянием политики государства, так и поведения самих бизнес-структур. Хотелось бы отметить, что одним из главных внешних факторов выступает процесс глобализации, обусловивший рост конкуренции на внутреннем рынке, когда насущной потребностью предприятий становится не просто организация конкурентоспособного производства, а успешное встраивание в цепочки создания добавленной стоимости [4, с. 15]. Ключевым же внутренним фактором является стремление к интеграции, которое ведёт к трансформации отдельных предприятий в бизнес-группы. При этом интеграционная динамика находит отражение в организации и производства, и менеджмента, а также практике корпоративного управления.

Структура управления корпорацией в различных странах определяется такими факторами, как законодательная база, регулирующая корпоративные отношения, сложившаяся характерная структура управления в конкретной стране и др. В каждой стране структура управления корпорацией имеет определённые элементы, которые отличают её от структур других стран.

Оценивая перспективы формирования национальной модели корпоративного управления, необходимо опираться на анализ реальных социально-экономических процессов. В России складывается собственная, специфическая модель корпоративного управления. Среди ключевых же особенностей развития национальной модели корпоративного управления выделим следующие:

- перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях;

- специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации;

- слабая или нетипичная роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);

- значительная доля государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля;

- федеративное устройство и активная роль региональных властей действующих как самостоятельный субъект корпоративных отношений (причем действующих в рамках конфликта интересов - как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий/хозяйствующий агент);

- неэффективный и/или выборочный (политизированный) государственный инфорсмент, т.е. принуждение к исполнению норм (при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров).

Полагаем, что значение эффективного корпоративного управления выходит за рамки проблемы соблюдения прав акционеров в отдельно взятой компании, на карту поставлены формирование основы экономического роста, привлечение инвестиций, создание мощного предпринимательского сектора и конкурентоспособность отечественной экономики.

Литература

1. Вдовенко З.В., Андреева И.А Особенности методологии управления корпоративными структурами в современном обществе // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 6. С. 10 - 17.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд. 4-е, доп. М., 2003. 944 с.

Поступила в редакцию

3. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. М., 2000. 198 с.

4. Национальный доклад по корпоративному управлению. М., 2008. Вып. 1. 211 с.

5. Berle A.A., Means G.C. The Modern Corporation and Private Property. N.-Y., 1932.

12 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.