Научная статья на тему 'Особенности функционирования корпоративных организаций в российской экономике'

Особенности функционирования корпоративных организаций в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1116
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ХОЛДИНГ / КОНСОРЦИУМ / CORPORATION / GLOBALIZATION / HOLDING / CONSORTIUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорошавин Антон Андреевич, Немцова Наталья Владиславовна

В статье говорится об основных признаках корпоративных организации и их роли в повышении эффективности российской экономики. Также представлены различные подходы к их классификации и формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management efficiency in corporate organizations in Russian economy in the conditions of globalization

The article is about the basic signs of corporate organization and its role in the increase of efficiency of Russian economy. Also various approaches to their classification and formation are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования корпоративных организаций в российской экономике»

ектов, как ситуационные центры. В настоящее время методика проходит стадию коррекции по результатам первого практического опыта.

Библиографический список

1. Ильин, Н. И. Развитие систем специального информационного обеспечения государственного управления / Н. И. Ильин,

Н. Н. Демидов, П. Н. Попович . — М.: Изд-во Медиа Пресс, 2009. — С. 287.

2. Ильин, Н. И. Методология создания системы ситуационных центров высших, федеральных и региональных органов управления / Н. И Ильин // Информатика и вычислительная техника. — 1997. — № 1. — С. 12—16.

3. Ильин, Н. И Новые направления развития ситуационных центров органов государственной власти / Н. И. Ильин // Ситуационные центры и перспективные информационно-аналитические средства поодержки принятия решений: матер, науч.-практ. конф. РАГС / Под общ. ред. А. Н. Данчула. — М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 12-16.

4. Новикова, Е. В. Визуализация информационных потоков в ситуационном центре. Проблемы и решения / Е. В. Новикова // Ситуационные центры и перспективные информационно-аналитические средства поддержки принятия решений : материалы науч.-практ. конф. РАГС / Под общ. ред. А. Н. Данчула. — М. : Изд-во РАГС, 2010. - С. 46.

5. Демидов, Н. Н Опыт создания и эксплуатации ситуационных центров органов государственной власти / Н. Н. Данчула // Ситуационные центры и перспективные информационно-аналитические средства поддержки принятия решений: материалы

науч.-практ. конф. РАГС / Под общ. ред. А. Н. Данчула. — М. : Изд-во РАГС, 2009. - С. 73-79.

6. Штойер, Р. Многокритериальная оптимизация: теория, вычисления и приложения/ Р. Штойер. — М.: Радио и связь, 1992. — С. 504.

7. Азгальдов, Г. Г. Деревья свойств в оценке качества продукции / Г. Г. Азгальдов, Т. Н. Береза. - М.: ЦЭМИ РАН, 2007, -98 с.

8. Гэри, М. Вычислительные машины и труднорешаемые задачи / М. Гэри, Д. Джонсон. — М.: Мир, 1982. — С. 439.

9. Азгальдов, Г. Г. Оценка вариантов проекта на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, В. С. Нагинская. — М. : МИСИ, 1982. — С. 387.

НОВИКОВА Елена Владимировна, кандидат химических наук, генеральный директор ЗАО «Полимедиа», г. Москва, докторант Российской академии государственной службы при Президенте РФ, г. Москва. Адрес для переписки: e-mail:[email protected] ЛАВРЕНЮК Сергей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика и процессы управления» факультета кибернетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Москва.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ЛУПАНОВ Константин Сергеевич, инженер ЗАО «Полимедиа», г. Москва.

Адрес для переписки: e-mail:[email protected]

Статья поступила в редакцию 04.03.2011 г.

© Е. В. Новикова, С. Ю. Лавренюк, К. С. Лупанов

УДК 330.131.52 д. д. ХОРОШЛВИН

Н. В. НЕМЦОВА

Омский государственный технический университет

Омский юридический институт

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье говорится об основных признаках корпоративных организации и их роли в повышении эффективности российской экономики. Также представлены различные подходы к их классификации и формированию.

Ключевые слова: корпорация, глобализация, холдинг, консорциум.

На протяжении последних десяти лет в России происходит процесс трансформации экономической воспроизводственной системы, базировавшейся на административно-распределительных принципах, в рыночную. Одним из естественных направлений этого преобразования явилось возникновение объединений, интегрирующих финансовые и промышленные структуры. Огромный мировой и уже имеющийся отечественный опыт свидетельствуют, что подобные образования, обладающие значительными ресурсами и связями, характеризуются большой жизнеспособностью и имеют несомненные преимущества перед другими организационно-экономиче-

скими формами предпринимательской деятельности как в саморазвитии, так и в стимулировании процесса развития территорий, в пределах которых они функционируют.

Можно определить понятие корпорации как формы организации коллективной предпринимательской деятельности, поддерживающей стандарты транспарентности и предусматривающей самостоятельный юридический статус, обособленность объединенного имущества с возможностью перехода прав собственность, ограниченную ответственность участников и сосредоточение функций управления в руках профессиональных менеджеров, работающих по найму [ 1 ].

Как показала практика, функционирование хозяйственных структур [ 1 ] в форме корпораций дает следующие преимущества по сравнению с единым унитарным предприятием:

— возможность построения законченной технологической цепочки (от получения сырья до производства и реализации конечной продукции);

— экономия на торговых операциях (общеприменимые материалы и оборудование, закупаемые оптовыми партиями);

— хорошие перспективы диверсификации производства для снижения риска;

— дотирование предприятий корпорации, ведущих разработку и освоение новой высокоэффективной продукции либо выходящих на новый рынок;

— консолидация финансовой отчетности для выработки стратегии минимизации затрат, в том числе выплаты наименьших налогов;

— укрепление конкурентных позиций, создание олигополии (и даже монополии) на рынке определенного вида продукции и услуг.

Перечисленные особенности российских корпоративных структур свидетельствуют о значительном недоиспользовании резервов их потенциала Это во многом определяется тем, насколько верно выбрана организационная структура корпорации (учитывает ли она специфику ее участников и региона, где создается), поскольку «успех предпринимательской деятельности в значительной мере зависит от того, насколько эффективен выбор ее формы», а также насколько адекватно оценен ее потенциал и цели создания группы.

К организационным формам корпоративных отношений, формирующихся в рамках групп организаций, можно применить те же классификационные признаки, по которым классифицируются организационные формы корпоративных отношений, формирующихся в рамках одной организации (характер основной деятельности, инициатива участия, характер участия (полное участие, неполное участие), форма участия (с правом голоса, без права голоса в управлении хозяйственной деятельностью), вид корпоративного контроля, национальная принадлежность состава участников, вид уставного капитала, характер вхождения в состав участников, степень зависимости от участников, форма собственности, отраслевая направленность), хотя и с некоторыми особенностями [2].

В действующем российском гражданском законодательстве установлены два основных вида объединений организаций: коммерческие (ФПГ, простое товарищество) и некоммерческие (союзы, ассоциации) [3].

Специфической особенностью корпоративного права вне зависимости от привязки к «национальности» правовой системы является высокий уровень его диспозитивности. Правовое регулирование корпоративных отношений во многом определяется на уровне самих участников корпоративных отношений (в части, не противоречащей нормам закона). В связи с этим практически невозможно путем государственного правового регулирования разрешить все проблемы, возникающие в корпоративных организациях и группах организаций, так как все равно интересы каждого отдельного участника корпоративных отношений защитить невозможно. В корпоративных отношениях работает принцип «большинства» — кого больше, тех мнения и интересы учитываются в первую очередь. Вместе с тем путем государственного правового регулирования корпоративных отношений в некоторой степени возможно частично защитить права «меныпинства«, но далеко не во всех

случаях (особенно в вопросах корпоративного управления).

Основными критериями, позволяющими ввести классификацию корпоративных отношений на уровне отдельной организации и на уровне групп организаций, выступают: характер основной деятельности (коммерческий, некоммерческий), инициатива участия (добровольная, недобровольная), характер участия (полное участие, неполное участие), форма участия (с правом голоса, без права голоса в управлении хозяйственной деятельностью), вид корпоративного контроля (прямой, косвенный), национальная принадлежность состава участников, вид уставного капитала (акционерный, неакционерный), характер вхождения в состав участников (имущественные вклады, договора), степень зависимости от участников (менее 50 % голосов, более 50 % голосов), форма собственности (государственная, частная), отраслевая направленность (горизонтальная, вертикальная, сложная интеграция), организационные принципы интегрирования (классическая иерархия, инверсия, перекрестное участие, кооперация).

Таким образом, анализ проведенный в [ 1 ], позволяет понять экономическую сущность системы корпоративных отношений, возникающих в предпринимательской деятельности.

Поэтому далее необходима разработка четкой классификации существующих в настоящее время интегрированных форм организации бизнеса, кото-рыемогут создаваться или уже действуют в регионах России как неотъемлемые элементы региональной технологии, обеспечивающие ее стабилизацию и последующий переход к устойчивому развитию.

Анализ показал [1], что в мировой и российской практике получили распространение несколько способов (форм) организации и функционирования ассоциированного предпринимательства. Наиболее часто используемые из них и получившие признание за свою эффективность — это финансово-промышленные группы, концерны, консорциумы, холдинги, крупные компании с дивизиональной структурой, а также различные конгломераты или разновидности перечисленных форм интеграции промышленного, финансового, научного и других видов потенциала (в российской практике это, например, консорциум «Альфа-Групп», холдинг «АФК «Система», ассоциация «Костромской текстиль»).

Проведенные автором исследования [ 1 ] позволяют утверждать, что большая часть корпоративных образований в России была сформирована по отраслевому признаку. Они были ориентированы преимущественно на производственную сферу и создавались для привлечения в нее инвестиционных ресурсов, а уже затем — для восстановления или сохранения сложившихся в регионе хозяйственных связей. Это, в частности, объясняется тем, что политика центра по-прежнему ориентирована на поддержку отраслевых приоритетов регионального экономического развития, в то время как следовало бы учитывать и ряд других чрезвычайно важных факторов изменения региональной структуры России:

— природно-ресурсный потенциал территории;

— функциональную ценность региона (оборонную, транзитную, внешнеэкономическую и др.);

— уровень транспортных издержек и затрат на воспроизводство рабочей силы;

— особенности федеративных отношений и социально-политической ситуации в регионе.

В процессе сглаживания одного из существенных факторов диспропорционального экономического

развития регионов — однонаправленной отраслевой ориентации территориальных хозяйственных комплексов — эффективную роль могут играть новые интегрированные структуры, если их создание будет ориентироваться на максимальный учет системных связей и взаимозависимостей этих функциональных подсистем регионального хозяйства.

Кроме того, из анализа создания и деятельности российских региональных корпоративных структур видно, что они ориентированы на учет специфики и территориальных особенностей, прежде всего преимуществ своего региона, причем как в отношении природно-климатических и других составляющих его потенциала, определяемого географическим расположением региона, так и в отношении сложившейся инфраструктуры, преимущества которой корпорации стараются максимально использовать в своей деятельности. Однако исследования также показали, что процесс формирования и функционирования корпоративных структур слабо либо вообще не учитывает комплексную оценку их потенциала, взаимодействие их составляющих (элементов), определяющих как эффективность деятельности самих корпораций, так и последствия их функционирования для региона, где они расположены.

По правовому признаку интегративные корпорационные формы организации бизнеса в регионе можно разделить следующим образом.

1. Проходящие государственную регистрацию в качестве корпоративных структур: ФПГ, корпорация с дивизиональной структурой (ОАО «Ростелеком», ОАО НК «Лукойл»).

2. Не проходящие государственную регистрацию, но существующие в российском законодательстве. Это холдинг (АФК «Система»).

3. Не проходящие государственную регистрацию и не упоминаемые в российском законодательстве: концерн, консорциум.

Таким образом, несмотря на то, что корпорации дивизионального типа и финансово-промышленные группы отнесены к одной группе классификации форм ассоциированного предпринимательства по правовому признаку, они отличаются друг от друга тем, что, хотя и существует специальный закон «О финансово-промышленных группах», не все ФПГ проходят государственную регистрацию в этом качестве. Напротив, все корпорации с дивизиональной структурой проходят государственную регистрацию, хотя их создание и деятельность не регулируется специальным законом.

Не имеют явного лидера корпорации, в которых взносы участников в консолидированный капитал приблизительно равны. Такой формой может быть финансово-промышленная группа, организованная с образованием центральной компании. В этом случае управлением группой занимается центральная компания, а фирмы-участницы находятся в равном положении относительно друг друга.

В случае банка с дивизиональной структурой лидером будет, естественно, головное подразделение (например, ОАО «МДМ-банк»).

Аналогичным образом строятся корпоративные структуры, имеющие в качестве лидирующей организации промышленное предприятие: холдинги, ФПГ, концерны, промышленные консорциумы, промышленные корпорации с дивизиональной структурой (ОАО «Газпром», ГМК «Норильский Никель»).

Члены консорциума, независимо от его вида (промышленного или банковского), во многих случаях выбирают фирму-лидера, которая ведет все делопроиз-

водство, а иногда и производит расчеты с заказчиком. Обычно лидерами консорциума становятся следующие предприятия:

— знакомые с особенностями рынка, на который нацелена деятельность консорциума;

— имеющие наибольший удельный вес в поставках или являющиеся изготовителями базового оборудования (в промышленных консорциумах);

— принявшие на себя обязанности главного проектировщика.

Корпоративные формы организации бизнеса могут иметь в качестве лидера и специальную компанию. Это финансово-промышленные группы с центральной компанией, которая выступает от имени всей группы; чистый холдинг, в составе которого находится специальная холдинг-компания, не занимающаяся производственной деятельностью, а также головное подразделение корпорации с дивизиональной структурой, если оно само не занимается никакой деятельностью, помимо управления всей корпорацией. В данном случае под «специальной компанией» следует понимать предприятие, стоящее во главе объединения, главными задачами которого являются управление корпоративной структурой, координация действий ее участников, а также, возможно, и способность выступать от лица всей такой структуры (например, ОАО «Лукойл»).

Корпоративные структуры можно также дифференцировать в соответствии с тем, какой характер носит объединение: исключительный или неисключительный.

Под исключительным характером понимается то обстоятельство, что каждый участник корпоративной структуры может входить только в одно подобное объединение. К таким корпоративным структурам можно отнести концерны и холдинги, поскольку в них предприятия объединяются на основе системы участия, то есть посредством передачи (продажи) дочерними предприятиями контрольных пакетов своих акций материнской компании. Очевидно, что у предприятия не может быть более одного контрольного пакета акций. Если же контрольный пакет акций материнской компании будет принадлежать некоторому другому предприятию, то это предприятие также будет входить в данное корпоративное объединение, но в этом случае оно будет иметь более сложную иерархическую структуру.

Такая структура не противоречит понятию «система участия» и вполне может иметь место в концерне или в холдинге.

Финансово-промышленной группе, организованной как основное и дочерние общества, также может быть присуща такая структура.

Корпорация с дивизиональной структурой тоже носит исключительный характер, поскольку предприятие^-филиал не может быть одновременно подразделением нескольких предприятий.

Если для концерна, корпорации с дивизиональной структурой и холдинга невозможность вхождения отдельного предприятия более чем в одно подобное объединение доказывается исключительно логическим путем, то для финансово-промышленных групп существует законодательное ограничение подобного рода «Участие более чем в одной финансово-промыш-ленной группе не допускается«.

Консорциумы, в отличие от концернов, финансово-промышленных групп и холдингов, могут носить как исключительный, так и неисключительный характер. В последнем случае любой член консорциума сохраняет за собой право выступать в составе различных консорциумов.

По форме производственной интеграции корпоративные структуры можно группировать следующим образом:

— вертикальные;

— горизонтальные;

— конгломерат.

Вертикальные корпоративные формы организации бизнеса — это структуры, объединяющие предприятия разных отраслей, связанных между собой технологическим процессом производства определенного вида продукции (добыча сырья — его первичная и последующая переработка — изготовление продукта — его реализация).

Вертикально-интегрированными объединениями могут быть финансово-промышленные группы, концерны, холдинги и корпорации с дивизиональной структурой. Для российских компаний нефтегазового сектора характерен именно этот тип интеграции в большинстве случаев.

Горизонтальная интеграция — это объединение предприятий, ориентированных на удовлетворение примерно одинаковых потребностей, то есть производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства.

Такая интеграция может иметь место в концерне, ФПГ, холдинге, корпорации с дивизиональной структурой. Консорциумы также имеют горизонтальный тип интеграции, поскольку в них объединяются аналогичные промышленные предприятия или банки. Это чаще встречается в банковских холдингах, в металлургии, реже — в электроэнергетике и связи.

Таким образом, для вертикально- и горизонтально интегрированных типов объединений характерна производственная кооперация как основа объединения. В концернах, холдингах, ФПГ происходит подчинение ей всех остальных элементов (банков, страховых компаний и т. п.).

Конгломератному же типу интеграции присуще объединение предприятий, не связанных друг с другом системой кооперации производства, на основе участия в едином капитале и зависимости каждого от его роста. То есть при конгломератном слиянии происходит объединение предприятий, оперирующих на непересекающихся сегментах рынка. Такая форма производственной интеграции может иметь место в концернах, холдингах, финансово-промышленных группах, корпорациях с дивизиональной структурой.

Обычно доминирующую роль в корпоративных структурах с таким типом объединения играют банки. В рамках финансового кризиса ряд банков был вынужден заниматься непрофильной для себя деятельностью в связи с неплатежеспособностью заемщиков и низкой эффективностью управления активами. В то же время банковские структуры в большинстве случаев не обладая должным опытом управления разнопрофильными активами вынуждены были их продавать с существенным дисконтом, учитывая низкую ликвидность рынка и большое количество подобного рода объектов.

К корпорации с дивизиональной структурой это не относится, поскольку, как отмечалось выше, она не может включать в качестве одного из своих подразделений кредитно-финансовое учреждение (банк, страховую, пенсионную или другую подобную струк-туру).

Библиографический список

1. Хорошавин, А. А. Оценка эффективности управления корпоративными организациями с учетом влияния факторов деловой среды [Текст]: дис.... канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 27.05.2009: утв. 18.12.2009/Антон Андреевич Хорошавин. — Омск, 2009. - 163 с.

2. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент [Текст] / Ю. Бригхем, М. Эрхарт: пер. с англ. — 10-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 960 с.- 15ВЫ 5-94723-537-4.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. думой 30 ноября 1994 г. N 51 -ФЗ.: по состоянию на 27 декабря. 2009 г.]. — М.: Проспект, 2010. - 377 с. - 15ВЫ 5-7931-0142-Х.

ХОРОШАВИН Антон Андреевич, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории и прикладной информатики в экономике Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] НЕМЦОВА Наталья Владиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права Омского юридического института. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.09.2010 г.

© А. А. Хорошавин, Н. В. Немцова

Информация

Конкурс на лучшую дипломную работу о Нидерландах

Голландский институт в Санкт-Петербурге и Общество друзей голландского института учредили премию за лучшую дипломную работу о Нидерландах. В конкурсе может участвовать студент российского вуза, защитивший свой дипломный проект в текущем году. Тема дипломной работы может представлять самые разные области науки: культуру, языкознание, историю, географию, экономику, политику, право, международные отношения, социологию и другие.

Предварительный отбор дипломных работ осуществляет экспертная комиссия. Итоговое решение принимает жюри, которое возглавляют славист и журналист, а также первый директор Голландского института Александр Мюннингхофф.

Победитель награждается денежной премией в размере 1000 Евро и недельной поездкой в Нидерланды, где он получит возможность посетить голландские университеты. Премию финансирует Общество друзей Голландского института, зарегистрированное в Нидерландах. Дата вручения премии будет объявлена дополнительно.

Подробная информация о конкурсе опубликована на сайте Голландского института http://www.nispb.ru/grants/premia.html

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/302/229801.php (датаобращения: 15.06.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.