УДК 334. 012 ББК У9(2Рос)29
Ратис Г.Ю.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ АВТОМОБИЛЕЙ ТОЛЬЯТТИ НА ПРИМЕРЕ ГК «КАРЛАЙН»
Ratis G. Y.
FEATURES OF THE COMPANY IN THE PERIOD OF CRISIS IN THE TOGLIATTI SECONDARY AUTOMOTIVE MARKET (ON THE EXAMPLE OF GC
“CARLINE”)
Ключевые слова: вторичный рынок автомобилей, оптимизация, Тольятти, кризис
Keywords: secondary automotive market, optimization, Togliatti, crisis
Аннотация
Вторичный рынок автомобилей - один из наименее исследованных в российской экономике. Фактически, в России для вторичного рынка автомобилей проводят чисто статистические исследования, указывающие только общие тенденции его развития. При этом, на практике по числу сделок вторичный рынок серьезно опережает первичный, что означает его высокое влияние на экономику региона. Тольятти - крупнейший автомобильный центр России, соответственно, и вторичный рынок автомобилей достаточно хорошо развит. Группа компаний «Карлайн» - крупнейшее юридическое лицо, работающее на рынке подержанных автомобилей, как в Тольятти, так и в Самарской губернии в целом.
Abstract
The secondary automotive market is one of the least studied in Russian economy. In fact, the research of Russian secondary automotive market is purely statistical. Thus, in practice, the number of secondary market transactions is seriously ahead of the primary, which means that it has a high impact on the region economy. Togliatti is the largest automobile center in Russia, and the secondary automotive market is quite well developed. Group of companies “Сarline ” is the largest juridical person that operates at the market of used cars in Togliatti and in Samara region in general.
ГК "Карлайн" более 7 лет работает на рынке подержанных автомобилей в Тольятти и более года на рынке города Самары. На текущий момент это самая крупная и динамично развивающаяся структура по продаже подержанных авто, подержанной мототехники, спецтехники и водной техники в Самарской области.
В ГК «Карлайн» входят:
- четыре автосалона и два авторынка по продаже подержанных автомобилей с пробегом в Самаре и в Тольятти;
- специализированный автосалон по продаже спецтехники в Тольятти;
- специализированный центр по продаже мототранспорта и водной техники в Тольятти;
- автосалон по продаже спецтехники и легковых автомобилей с пробегом в Самаре;
- специализированный центр по оценке и выкупу подержанных автомобилей, располагающийся на территории МРЭО города Самары.
На август 2011 ежемесячный оборот составил 120 млн. руб. Через баланс фирмы прошло более 500 автомобилей за этот месяц. Средняя наполненность площадок и салонов составляет порядка 1000 автомобилей.
Для локального рынка подержанных автомобилей это очень большие цифры. Если брать весь рынок автомобилей Тольятти, то там открыто порядка 190 автомобильных
салонов. Большинство салонов практически не принимают участие в деятельности вторичного рынка, занимаясь лишь единичными случаями и в основном по системе trade-in. Конкретно, на самом вторичном рынке автомобилей достаточно крупных компаний не более 5. И только ГК «Карлайн» предоставляют полный спектр услуг вторичного рынка автомобилей - выкуп и продажа подержанных авто, автоломбард, комиссионные продажи, trade-in, кредитная линия на покупку автомобиля в банках-партнерах, помощь в оформлении документов для страхового полиса и другие услуги.
Здесь следует обратить внимание на такой механизм, как trade-in. Суть trade-in заключается в том, что продавая свой старый автомобиль в салоне, доплатив разницу, вы приобретаете другой автомобиль. В чем плюсы данного способа покупки? Во-первых, нет необходимости искать частного покупателя на автомобиль, а также искать и продавца желаемого авто. Во-вторых, сделка проходит с полным документальным подтверждением, а это значит, что вы имеете защиту со стороны законодательства. В-третьих, специалисты салона проводят тщательный осмотр всех поступающих авто, так что получить откровенно битый автомобиль не представляется возможным. Среди плюсов trade-in можно отметить активное сотрудничество салона с клиентом на этапе оформления документов, а также поддержание всего автопарка в хорошем состоянии: помимо диагностики автомобили проходят мелкий ремонт, устранение незначительных дефектов и мойку Всегда приятно, когда новая машина выглядит как действительно новая, а не проехавшая несколько тысяч километров. Trade-in салоны - явление для СНГ новое, но перспективное. Эту модель продаж, в принципе, можно отнести к одному из немногих оригинальных вариантов оптимизации работы компании, применительно к вторичному рынку автомобилей.
Другой интересный момент в работе ГК «Карлайн», фактически уникальный для рынка подержанных автомобилей в области - это наличие собственного небольшого call-центра. Кроме стандартных услуг информационного характера, развитие call-центра позволило реализовать достаточно удобную схему обслуживания иногородних клиентов, желающих приобрести автомобиль. Операторы call-центра могут предложить клиентам из других городов области полный цикл сопровождения на территории г. Тольятти - вызов такси, бронирование жилья, перемещение между торговыми площадками. В данном случае клиент может серьезно сэкономить на накладных расходах, так как внутрифирменные тарифы на перевозку и проживание будут существенно ниже, чем, если бы клиент занимался всеми подобными проблемами самостоятельно. Так же call-центр занимается обслуживание внутренних интересов компании. Таким образом, структура call-центра является логичным этапом развития компании и позволяет серьезно оптимизировать и координировать работу всех торговых площадок. Тут следует пояснить, что «Карлайн» - это действительно именно группа компаний. Фактически, каждая торговая площадка работает достаточно независимо, на принципах самообеспечения и хозрасчета. Однако головная структура, включающая в себя руководство, бухгалтерию, it-группу, call-центр и несколько других специализированных структур, связывает отдельные торговые площадки между собой. Фактически, данный вариант можно сравнить с таким явлением как аутсорсинг. Это позволяет дирекции каждой конкретной торговой площадки концентрировать свое внимание на коммерческой деятельности. Конечно, в целом данную структуру нельзя назвать инновационной, так как она используется во многих других областях бизнеса, однако для вторичного рынка автомобилей в Самарской области она является уникальной.
Отдельно следует отметить, что в плане оптимизации своих финансов компании на вторичном рынке автомобилей испытывают серьезные трудности в связи с ограниченным количеством инструментов, пригодных для использования. Выпуск векселей или вексельный займ в банке - явление уникальное, складские свидетельства вообще не применимы. Фактически немногими традиционными методами, которые может
использовать компания на вторичном рынке, являются инвестиционная политика и управление оборотными средствами.
ГК «Карлайн» показала несколько эффективных способов распорядиться ограниченными финансовыми средствами в период кризиса для получения максимальной эффективности. Тут следует заметить, что компании на вторичном рынке автомобилей почувствовали финансовый кризис еще в 2007 году. В первую очередь это выразилось в резком сокращении выдаваемых банками автокредитов. Если на начало 2007 года в ГК «Карлайн» от 70 до 80% всех продаваемых автомобилей уходили через кредитную линию банка «Русский стандарт», то в конце 2007 годапродажа по кредитам составляла не более 5%. Опасаясь токсичных кредитов банки, резко сократили свое присутствие на этом рынке. Естественно, что это привело к сокращению продаж и на первичном рынке, подтолкнув часть покупателей к участию во вторичном рынке с использованием наличного расчета, но, тем не менее, продажи серьезно упали у всех компаний на вторичном рынке автомобилей.
В это ситуации руководство компании «Карлайн» пошло на нетрадиционный метод решения финансовых проблем. В отличие от других компаний, работающих на вторичном рынке, ГК «Карлайн» стараются диверсифицировать свою деятельность - площадок по продаже автомобилей в 2007 году было всего 3, тогда как в 2011 году уже 6 в Тольятти и 1 в Самаре. Этот феномен не связан с выдающимися продажами на вторичном рынке автомобилей. К такому результату компания смогла придти через оптимизацию финансовой структуры и грамотной управленческо-инвестиционной стратегии.
Первым этапом оптимизации, начавшейся в 2008 году, можно назвать избавление от непрофильных активов. В принципе, это традиционный для любой компании ход в период кризисной ситуации. Однако средства, вырученные от продажи недвижимости, земельных участков и иных активов были направлены на приобретение новых торговых площадок, принадлежавших ранее конкурентам. Что, по сути, дала эта стратегия?
Во-первых, увеличились капитализация компании и ее оборотный капитал. Нельзя сказать, что на начальном этапе это дало рост прибыли, скорее увеличило операционные расходы. Однако, это повысило инвестиционную привлекательность компании для внешних инвестиций в будущем, так как любой рост в период кризиса привлекает частных инвесторов и банковский сектор. Каждая из вновь приобретенных площадок требовала заполнения автомобилями, а в среднем для заполнения одной дополнительной площадки требовалось от 4 до 7 млн. рублей. В 2008-2009 годах банки были не готовы выдавать представителям МСБ кредит, даже под очень существенные проценты. В связи с этим, руководство компании пошло на такой шаг, как включение новых учредителей для привлечения дополнительных средств. Достаточно необычный рост компании привлек частный капитал, который пожелал вложить деньги в стабильно развивающийся бизнес в период кризиса, особенно на фоне потерь конкурентов и первичного рынка автомобилей. Это позволило полностью заполнить автомобилями две новоприобретенные площадки, доведя число автомобилей с 500 до 700 единиц, и приступить к переговорам о покупке площадки «Фаэтон», крайне удобно расположенной с точки зрения продаж. В 2010 году была приобретена и эта площадка, что позволило довести число автомобилей до 1000, а число площадок в Тольятти до 6.
Во-вторых, хотя приобретение новых площадок на начальном этапе увеличивало операционные расходы на их содержание, но их преобразование под стандарты компании в течение месяца позволяли свести расходы к минимуму. В первую очередь - за счет включения в единую организационную структуру компании единой бухгалтерии и комплекса баз данных. Это позволило сократить число обслуживающего персонала на одну площадку. Отдельно стоит отметить такой момент, что хотя продажи с одной площадки и упали по сравнению с докризисным уровнем практически в 2 раза - от 20 до 40 машин в месяц в зависимости от сезона, при этом общий поток посетителей снизился очень сильно.
Таблица 1 - Эволюция продаж автомобилей ГК «Карлайн» за 4 года
Дата Продажи автомобилей в месяц Число автосалонов Средняя цена продажи автомобиля Средняя прибыль с продажи одного автомобиля
Январь 2008 96 3 165612,5 10563,7
Февраль 2008 130 3 179243,8 12834,06
Март 2008 175 3 174837,1 12764,18
Апрель 2008 234 3 174564,5 13551,15
Май 2008 256 3 196762 12520,12
Июнь 2008 224 3 196930 13559,36
Июль 2008 268 3 198074,6 15244,28
Август 2008 210 3 194463,1 14047,26
Сентябрь 2008 219 3 203679,8 15821,52
Октябрь 2008 216 3 190622,8 14457,37
Ноябрь 2008 134 3 182872,2 9837,224
Декабрь 2008 101 3 180334,8 10013,97
Январь 2009 63 3 169147,6 9154,508
Февраль 2009 69 3 160302,9 8000,159
Март 2009 75 3 219142,7 10015,77
Апрель 2009 109 3 174999,6 10517,5
Май 2009 143 3 169216,8 11059,94
Июнь 2009 140 3 143381,9 9187,314
Июль 2009 163 3 184254 13077,75
Август 2009 148 3 182891,9 11666,89
Сентябрь 2009 129 3 190958,2 13997,63
Октябрь 2009 137 3 188277,1 11715,18
Ноябрь 2009 97 3 186471,9 10440,04
Декабрь 2009 116 3 175850,9 14360,36
Январь 2010 94 3 206312,8 13247,83
Февраль 2010 109 3 192718,3 12076,64
Март 2010 113 3 199769,8 13238,41
Апрель 2010 201 4 222663,4 13597,07
Май 2010 224 4 212257,4 13862,17
Июнь 2010 255 5 230174,4 14417,54
Июль 2010 236 5 224661,9 15735,41
Август 010 235 5 213570,9 14864,05
Сентябрь 2010 264 6 228350,8 16697,41
Октябрь 2010 272 7 255040,6 16392,22
Ноябрь 2010 245 7 213404,9 16516,94
Декабрь 2010 204 7 227262,3 20120,37
Январь 2011 179 7 200144,7 17411,42
Февраль 2011 185 7 237189,8 22852,28
Март 2011 259 7 216225,1 20152,1
Апрель 2011 290 7 190620,9 16617,46
Май 2011 341 7 194298,5 17972,46
Июнь 2011 351 7 211488,3 19158,95
Июль 2011 349 7 199001,1 17060,56
Август 2011 385 7 210802,2 21123,26
Однако рост числа площадок, связанных с единой компьютерной базой данных, позволял охватить максимально большую клиентскую аудиторию. В среднем за год клиентами ГК «Карлайн» становятся более 8000 тысяч человек. Учитывая, что каждая сделка подразумевает работу с таким достаточно дорогим товаром, как автомобиль, пусть даже и подержанный, это можно считать хорошим уровнем.
За 2010 год были приобретены дополнительно еще 3 торговые площадки на территории Тольятти и 1 на территории Самары.
Хорошо видно, что, несмотря на отдельные флуктуации, цена на автомобили на вторичном рынке изменялась незначительно, немного просев в пик кризиса в 2009 году, постепенно вернувшись к докризисным ценам в 2010 году и показав незначительный рост в 2011-м. По сути, этот рост средней цены на автомобиль связан с общими инфляционными процессами. При этом также примечателен тот факт, что прибыль с продажи одного автомобиля выросла почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом.
Здесь следует дать небольшое пояснение. Для вторичного рынка автомобилей совершенно типична ситуация, когда на торговой площадке компании не стоит ни одного автомобиля, принадлежащего непосредственно компании. Все, что присутствует на площадке, - в основном автомобили принятые от частных лиц на комиссию. При приеме авто на комиссию заключается особый вид договора: комиссионный. Суть его состоит в том, что продавец транспортного средства (Комитент) поручает автосалону (Комиссионеру) совершить от его имени сделку по продаже автомобиля на оговоренных условиях (по установленной стоимости) с выплатой комиссионного вознаграждения. То есть, когда авто будет продано, автосалон получит указанную в договоре сумму (обычно это 5-7% от общей стоимости). Все остальные расходы берет на себя компания. Для отечественных автомобилей схема зачастую упрощается - используется фиксированная сумма комиссии в 5000-10000 рублей, в зависимости от ценовой категории автомобиля.
С одной стороны, для компании, конечно, удобно заниматься только приемом -продажей комиссионных автомобилей, однако в итоге это менее выгодно, чем выкуп автомобиля в собственность компании. Отдельную проблему при выкупе автомобилей составляют сезонные колебания цен, Каждая единица товара - подержанный автомобиль -изначально требует для приобретения крупной суммы денег, причем в виде наличного расчета с частным лицом. Так как затоваривание рынка, а, следовательно, и снижение цен у частных лиц, продающих свои автомобили, происходит в июле и в октябре, то, следовательно, к этому времени компании необходимо аккумулировать крупную сумму денег для приобретения максимально возможного числа автомобилей по сниженной цене, такой механизм призван увеличить итоговую прибыль. Однако при этом, для постоянного контроля рынка, компания вынуждена рассматривать все предложения частных лиц по продаже автомобилей и приобретать в любой сезон максимально возможное число автомобилей. Фактически, возникает необходимость приобретения автомобиля частного лица в том случае, если эксперты компании устанавливают, что существует возможность перепродажи даже с минимальной наценкой или по той же цене.
Тем не менее, используя сезонные особенности рынка подержанных автомобилей, компания имеет возможность существенно увеличивать разницу между ценой покупки и ценой продажи автомобиля, особенно это касается популярных автомобилей зарубежных производителей.
В 2011 году, благодаря общему улучшению финансового климата в стране, возникла необходимость оптимизации финансовых ресурсов именно в направлении выкупа автомобилей. Кассовый остаток к концу дня на торговых площадках стал составлять порядка 7-10 млн. рублей. Хотя эти средства и включались в оборот компании, но фактически лежали мертвым грузом и не учавствовали в движении финансового потока. По этой причине было принято решение запустить новый, фактически уникальный финансовый механизм - продажу подержанного автомобиля в рассрочку.
То есть компания берет на себя роль банка, но задействует при этом механизм родственный не кредитованию, а лизингу, только по отношению к частному лицу. При этом, естественно, одна компания не имеет ресурсов, чтобы полностью удовлетворить спрос на продажу автомобилей в рассрочку, и вынуждена обращаться в банк за дополнительным кредитованием. При этом возникает интересный финансовый механизм. Банку намного удобнее кредитовать одно юридическое лицо с серьезным оборотным
капиталом, под залог ликвидного имущества, чем выдать 40-50 кредитов частным лицам под покупку автомобилей, пусть и с более высокими процентами, но и с высоким процентов невозврата по этим кредитам.
Таким образом, ГК «Карлайн» провела достаточно рискованную, но оправдавшую себя оптимизацию финансового и информационного потоков, что позволило компании серьезно расшириться в период кризиса, при этом сняв часть рисков с банковского сектора, тем самым снижая общую «токсичность» кредитной сферы. Другой положительный момент для экономики региона - фактически исполнение части функций банковского сектора в плане субсидирования населения финансами. По сути, вторичный рынок автомобилей является достаточно ликвидным и позволяет оперативно перераспределять средства среди населения, не прибегая к услугам банков, при этом в бюджет региона продолжают поступать средства.
Библиографический список
1. Ратис, Г.Ю. Анализ и особенности изменений логистической составляющей вторичного рынка автомобилей на примере г. Тольятти [Текст] / Г.Ю. Ратис // Логистика и экономика регионов. Материалы V Международно-практической конференции, часть 2, 2010.
2. Ратис, Г.Ю. Инструменты финансовой логистики в малом и среднем бизнесе [Текст] / Г. Ю. Ратис // Современный Российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие, XII Международно-методическая конференция, 2010.
3. Ратис, Г. Ю. Проблемы оптимизации финансовых потоков компании на вторичном рынке автомобилей [Текст] / Г.Ю. Ратис // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 238-241, 2011.
4. Ратис, Г.Ю. Прогнозирование реального и финансового секторов экономики. Математика, статистика, психология [Текст] / Г. Ю. Ратис // Вестник профессионального бухгалтера. - 10-12(121-123), 2010