Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ / ЖИЗНЕННАЯ ЁМКОСТЬ ЛЁГКИХ / СПИРОМЕТР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шалгинова Вера Ивановна

В статье представлены результаты исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем юношей Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова, занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом. По результатам сравнительного анализа выявлены существенные различия исследуемых показателей студентов-спортсменов по сравнению со студентами, которые не занимаются спортом. Выявлено, что кровеносная и дыхательная системы спортсменов более адаптированы к физическим нагрузкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шалгинова Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF THE CARDIORESPIRATORY SYSTEM OF ATHLETES

The article presents the results of a study of the cardiovascular and respiratory system of young people of Katanov Khakas State University, who are engaged and not involved in physical culture and sports. Based on the results of a comparative analysis, significant differences in the studied indicators of student-athletes were revealed in comparison with students, who do not go in for sports. It was revealed that the circulatory and respiratory systems of athletes are more adapted to physical activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ»

Библиографический список

1. Алехина С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.

2. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. 295 с., ил.

3. Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. URL: https://www.yandex.ru/search/direct (дата обращения: 24.12.2021).

4. Грозная Н. Включающее образование: история и международный опыт /Фонд «Поддержка гуманитарных программ». URL: http://www.fpgp.ru/ (дата обращения: 22.12.2021).

5. Замский X. С. История олигофренопедагогики. 2-е изд. М.: Просвещение, 1980.

6. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: материалы Международной конференции. 19-20 июня 2008 года. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 215 с.

7. Корнетов Б. Г. История педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002. С. 34.

8. Котова Е. Социальная технология интегрированного образования // Высшее образование в России. 2008. Вып. 2. С. 161-163.

9. Малофеев И. И. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. Вып. 1. URL:https://alldef.ru/ (дата обращения: 22.12.2021)

10. Малофеев Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 256 с. URL: https://pedlib.ru/ (дата обращения: 20.12.2021).

11. Мальцева Е. Ю. Ретроспективный анализ развития инклюзивного образования: международный опыт. Проблемы современного образования /№ 2/ 2019. URL:http://www.pmedu.ru (дата обращения: 22.12.2021)

12. Рамки действий по образованию детей с особыми потребностями // Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru (дата обращения: 22.12.2021)

13. Ратнер Ф. Л., Сигал Н. Г. История становления и развития идей инклюзивного образования: международный опыт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. II. C. 162-167. URL: www.gramota.net/materials/3/2012/12-2/38.html (дата обращения: 24.12.2021).

14. Солдатенков А. Д., Латышина Д. И. История образования и педагогической мысли. М.: Альфа, 2003. С. 7.

15. Солдатенков А. Д., Латышина Д. И. История образования и педагогической мысли. М.: Гардарики. 2005. С. 120-127.

16. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 400 с.

© Сагоякова Н. Ф., Поваляева Г. А., 2022

УДК 796.011.3-057.874-021.4

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

СПОРТСМЕНОВ

Шалгинова Вера Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье представлены результаты исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем юношей Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова, занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом. По результатам сравнительного анализа выявлены существенные различия исследуемых показателей студентов-спортсменов по сравнению со студентами, которые не занимаются спортом. Выявлено, что кровеносная и дыхательная системы спортсменов более адаптированы к физическим нагрузкам.

Ключевые слова: здоровье, артериальное давление, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, кардиореспираторная система, физическая работоспособность, частота сердечных сокращений, частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, спирометр.

PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF THE CARDIORESPIRATORY

SYSTEM OF ATHLETES

Shalginova Vera Ivanovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of the Physical Culture Department Katanov Khakas State University (Abakan)

The article presents the results of a study of the cardiovascular and respiratory system of young people of Katanov Khakas State University, who are engaged and not involved in physical culture and sports. Based on the results of a comparative analysis, significant differences in the studied indicators of student-athletes were revealed in comparison with students, who do not go in for sports. It was revealed that the circulatory and respiratory systems of athletes are more adapted to physical activity.

Key words: health, blood pressure, cardiovascular system, respiratory system, cardiorespiratory system, physical performance, heart rate, respiratory rate, vital lung capacity, spirometer.

В современном обществе состояние здоровья подрастающего поколения остаётся одной из актуальных и значимых проблем. В условиях подготовки к предстоящей профессиональной деятельности студентов особое значение приобретает состояние их функциональной подготовленности и выносливости, позволяющих осваивать все возрастающие нагрузки.

Исследователи отмечают, что систематические занятия спортом позволяют адаптировать организм обучающихся к физическим нагрузкам и улучшать функциональное состояние органов и систем [1].

Для доказательства данного утверждения проведено исследование с целью выявления особенностей функционирования кардиоре-спираторной системы спортсменов и лиц, не занимающихся спортом.

Кардиореспираторная система - это система, состоящая из сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Она наиболее чутко отражает общее функциональное состояние организма, определяет его физическую работоспособность [2].

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы включала измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) - систолического (АДС) и диастоличе-ского (АДД). Оценка пульса проводилась на лучевой артерии подушечками 2-го, 3-го и 4-го пальцев за 10 секунд. Для оценки АД использовали тонометр, фонендоскоп и секундомер. Манжета плотно накладывалась на плечо ис-

пытуемого на 2-3 см выше локтевой ямки, воздух накачивался до уровня 30-40 мм рт. ст. выше ожидаемого. При открытии вентиля давление в манжете снижается. Применяя фонендоскоп и манометр, у испытуемых определяли появление первого тона (АДС) и его исчезновение (АДД). Продолжительность процедуры измерения АД занимала 40-50 секунд [3].

Норма АД в студенческом возрасте составляет 120/80 мм рт. ст., а ЧСС - 60-70 уд./мин. У спортсменов с ростом тренированности показатели ЧСС снижаются, что свидетельствует об экономизации работы сердца.

Определение АД и ЧСС проводилось в состоянии покоя и после физической нагрузки. В качестве испытуемых были студенты Хакасского государственного университета, специальности «Лечебное дело». В обследовании принимали участие 20 студентов в возрасте 18-20 лет. Результаты исследуемых показателей представлены в таблице 1.

По результатам проведённых исследований отмечено, что ЧСС у спортсменов ниже, чем у студентов, не занимающихся спортом. Исследование АД в обеих группах в покое не выявило различий по АДС, а по АДД у спортсменов показатели ниже, чем у студентов, не занимающихся спортом.

Реакция сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку «20 приседаний за 30 секунд» показала, что у спортсменов, по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, АДС повыси-

лось незначительно, АДД понизилось в пределах нормы, отмечено синхронное повышение пульса и систолического давления. Восстановление ЧСС и АД до исходного уровня было отмечено на второй минуте восстановительного периода. Следовательно, оценка реакции сердечно-сосудистой системы спортсменов на физическую нагрузку благоприятная. У студентов, не занимающихся спортом, период восстановления мерных показателей был отмечен на третьей и четвёртой минутах, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Спирометрическое исследование жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ) проводилось с помощью спирометра. Предварительно мундштук спирометра обрабатывался ватой, смоченной спиртом. Все измерения выполнялись при использовании носового зажима, мундштук спирометра плотно обхватывался губами и зубами. Спирометрическое исследование ЖЕЛ проводилось при спокойном дыхании. После максимально полного вдоха, без задержки дыхания испытуемые выполняли максимально глубокий выдох в трубку спирометра.

Определение дыхательного объёма (ДО) лёгких проводилось в спокойном состоянии. Число дыхательных движений (ЧДД) определялось за 1 минуту.

Измерение всех исследуемых показателей проводилось в покое и после физической нагрузки. В качестве физической нагрузки испытуемые выполняли 20 приседаний за 30 секунд. Показатели функции внешнего дыхания испытуемых представлены в таблице 2.

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), включающая объём резервного вдоха и выдоха, у мужчин в среднем составляет от 3,5 до 5-7 литров и зависит от уровня тренированности и состояния здоровья.

При сравнении показателей дыхательной системы испытуемых выявлено, что ЧДД у спортсменов ниже, чем у студентов, не занимающихся спортом. Показатели ЖЕЛ спортсменов значительно больше, чем у студентов, не занимающихся спортом. Это говорит о том, что дыхательная система спортсменов функционирует в экономном режиме и расход энергии при этом уменьшается, а скорость восстановления увеличивается.

При физической нагрузке учащается ЧДД и увеличивается глубина дыхания. Одним из важнейших показателей кардио-

респираторной системы будет потребление кислорода. Чем больше нагрузка, тем больше потребляется кислорода, все это предъявляет повышенные требования к дыхательной и сердечно-сосудистой системам.

Таблица 1

Средние показатели ЧСС и АД испытуемых в покое и после физической нагрузки

Исследуемые показатели Группы обследуемых

в покое после нагрузки

Студенты Спортсмены Студенты Спортсмены

ЧСС, уд./мин 73,2 60,1 110,4 78,1

АДС, мм.рт.ст. 130,4 125,0 159,4 147,1

АДД, мм.рт.ст. 87,5 77,9 86,1 69,2

Таблица 2

Средние показатели ЧДД и ЖЕЛ испытуемых в покое и после физической нагрузки

Исследуемые показатели Группы обследуемых

в покое после нагрузки

Студенты Спортсмены Студенты Спортсмены

ЧДД, р/мин 17,5 15,3 28,0 20,2

ЖЕЛ, л 3,8 4,5 3,8 4,6

Так, в состоянии покоя 1 литр кислорода поглощается из объема 20-25 литров воздуха, однако при физической нагрузке этот показатель увеличивается до 35 литров. С повышением уровня тренированности возрастают резервные возможности организма, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают в экономном режиме, что не приводит к перенапряжению органов и систем занимающихся.

Исследователи отмечают, что занятия физической культурой и спортом активизируют функцию дыхания, увеличивают поступление кислорода в организм. В результате систематических занятий физкультурой и спортом увеличивается количество воздуха, вентилируемого лёгкими, укрепляется дыхательная мускулатура, экскурсия грудной клетки, улучшается доставка кислорода к жизненно важным органам и системам. Под влиянием таких занятий повышается физическая и умственная работоспособность человека [4].

На основании проведённых исследований сердечно-сосудистой и дыхательной систем и сравнительного анализа исследуемых показателей студентов-спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, в целом представляющих одну возрастную группу, выявлено, что заня-

тия спортом способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы.

Выявлено, что у спортсменов реже ЧСС в покое, более быстрое восстановление исследуемых показателей сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки, что свидетельствует об увеличении функциональных возможностей организма под влиянием регулярных занятий спортом.

Сравнительная оценка ЧДД выявила, что у спортсменов в покое показатели ниже, что является признаком приспособления дыхательной системы к экономному расходованию энергии и повышению работоспособности. Отмечены более высокие показатели ЖЁЛ спортсменов относительно студентов, не занимающихся спортом. Выявленные особенности кардиореспираторной системы у спортсменов не демонстрируют явлений перенапряжения адаптационных механизмов, что свидетельствует в пользу возможности занятий спортом.

В связи с вышеизложенным отметим, что занятия спортом благотворно влияют на состояние жизненно важных органов и систем, в частности кардиореспираторной системы, что свидетельствует о более высоком уровне физической подготовленности и состоянии здоровья занимающихся спортом.

Библиографический список

1. Ванюшин Ю. С., Федоров Н. А., Кузнецова Н. О. Функциональное взаимодействие сердечно-сосудистой и дыхательной систем при тестирующих нагрузках // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. 15(1). С. 169-175.

2. Погонышева И. А., Погонышев Д. А. Особенности кардиореспираторной системы спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, в условиях северного промышленного города // Экологическое образование. Здоровый образ жизни: материалы региональной научно-практической конференции. Сургут, 2005. С. 46-50.

3. Спортивная медицина: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум / сост. В. И. Шалгинова Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2021. С. 22.

4. Граевская Н. Д., Долматова Т. И. Спортивная медицина: курс лекций и практических занятий. М.: Советский спорт, 2004. 304 с.

© Шалгинова В. И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.