Научная статья на тему 'Особенности функционирования качественной испанской газеты "El Imparcial" ("беспристрастный") в конце XIX - начале XX веков'

Особенности функционирования качественной испанской газеты "El Imparcial" ("беспристрастный") в конце XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тараненко А. В.

В статье рассматривается информационная политика испанской газеты "Е1 Imparcial" на всем протяжении ее издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main features of Spanish respectable newspaper functioning" El Imparcial" in the end

The article examines the information policy of the Spanish newspaper "El Impartial" on all extent of its edition is considered

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования качественной испанской газеты "El Imparcial" ("беспристрастный") в конце XIX - начале XX веков»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ

ИСПАНСКОЙ ГАЗЕТЫ ”E1 Imparcial" ("БЕСПРИСТРАСТНЫЙ”)

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

А.В. ТАРАНЕНКО

Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

В статье рассматривается информационная политика испанской газеты "Е1 Imparcial" на всем протяжении ее издания.

В июле 1843 г. генерал Нарваэс совершил контрреволюционный переворот, и с этого времени в Испании началось правление Изабеллы II, дочери Фердинанда VII. Генерал занял пост премьер-министра. Он принадлежал к умеренному крылу либеральной партии и придерживался консервативных взглядов. Генерал начал свое правление с того, что возобновил распродажу церковных земель и укрепил позиции земельной аристократии. Своими уступками клерикальноабсолютистской реакции Изабелла настроила против себя все политические партии. И с 1864 г. правительство Испании могло править лишь диктаторскими методами.

В сентябре 1868 г. прогрессисты и демократы совершили военный переворот. Они низложили Изабеллу, которой пришлось имигрировать во Францию. После новых выборов кортесы приняли решение об учреждении либеральной конституционной монархии.

Во второй половине XIX в. информационный рынок Испании был уже конституциирован. Если попытаться дать характеристику всем выходившим периодическим изданиям, то можно с уверенностью сказать, что в информационном пространстве страны на тот момент были представлены все типы газет: официальные, органы партий, издания патриотических обществ, качественные, отраслевые и специализированные издания, сатирические газеты, альманахи, ежегодники, календари. Стали появляться периодические издания на местных диалектах и иностранных языках [10, р. 80].

Произошел переворот в жанровом плане: газеты перешли к более легким жанрам (хроника, репортаж, интервью), начали использовать аллегории, поэтические вымыслы. При оформлении изданий стало отдаваться предпочтение рисункам, карикатурам и черно-белым фотографиям.

На тот момент на информационном рынке развернулась борьба за читателей среди только появившихся в XIX в. качественных периодических изданий. Особо жесткая конкуренция шла среди четырех газет - "La Correspondencia de Espana" ("Сообщение из Испании", 1848), "El Imparcial" (1867), "El Liberal" ("Либерал", 1879), "Heraldo de Madrid" ("Глашатай Мадрида", 1890).

Все эти газеты привнесли что-то новое в испанскую журналистику, заложили основы качественной прессы страны. Так, например, редакция вечерней газеты "La Correspondencia de Espana" придерживалась нейтральной политики, именно поэтому на страницах данного издания информационные статьи преобладали

над аналитическими. Немного позднее в ней появились комментарии, большое место отводилось рекламе. Редакция газеты хорошо понимала, что интересовало аристократию и малочисленную мадридскую буржуазию.

Со дня своего основания издатели газеты "El Liberal” (1) заняли позицию "умеренного республиканизма" и антиклерикализма. Для увеличения тиража издания и получения прибыли ее владельцы в 1901 г. основали три ежедневные газеты "El Liberal" в Барселоне, Севилье и Бильбао. В Мурсии они купили газету "Las Provincias de Levante" ("Восточные провинции"), которая в 1902 г. стала выходить под названием "El Liberal de Murcia". Ее читала часть буржуазии и представители рабочего класса.

Газета "Heraldo de Madrid" отстаивала интересы крупной буржуазии.

16 марта 1867 г. в Мадриде появилась новая качественная газета Эдуардо Гассет-и-Артиме (1832-1884) - "El Imparcial", на многие годы занявшая ведущие позиции в испанских СМИ, ставшая образцом подражания для периодических изданий последующих поколений и принесшая своему основателю и владельцу заслуженную славу.

Вот что писал Гассет-и-Артиме своему другу Кристино Мартосу по поводу создания этой газеты: "Вы уже знаете, что я безумец, который ловко действует благодаря благосклонности людей; но, если она еще продлится, хочу сообщить вам, что начинаю издание политической ежедневной газеты "El Imparcial", которая будет намного радикальнее ваших взглядов..." [5, р.9].

В течение первых месяцев газета выходила по вечерам. Она всегда была безупречно выполнена в техническом плане. Газета "El Imparcial" являлась органом либералов и принимала активное участие в сентябрьской революции 1868 г.

Еще в первом номере в статье "Принципы" было заявлено, что газета будет придерживаться либеральных политических взглядов. И, действительно, на протяжении всего своего существования "El Imparcial" была независимой и либеральной газетой даже тогда, когда недруги указывали на то, что кто-нибудь из семьи Гассетов занимал пост в испанском правительстве. Дело в том, что на протяжении XIX в., да и в начале XX в. в Испании владельцы многих газет часто назначали управляющим издания политических деятелей, для того чтобы избежать судебных преследований со стороны властей и получать от них некоторые субсидии.

Необходимо отметить, что политическая ситуация, в которой появилась газета, не способствовала существованию либерального органа печати. И первым, кто понимал это, был сам Гассет-и-Артиме, который поддерживал политическую линию генерала Примо де Риверы вплоть до окончания царствования Изабеллы И, которая была основана на трех традиционных испанских гарантах порядка: армии, церкви и монархии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что находящийся тогда у власти Нарваэс неоднократно приказывал конфисковать тиражи "El Imparcial".

Редакция газеты очень заботилась о качестве публикаций. Материалы данного периодического издания отражали интересы читателей и правительства. "Однажды у Сагасты, находившегося у власти, спросили, есть ли какая-нибудь политическая новость. - Я не знаю, - ответил он, - потому что еще не читал газету "El Imparcial" [4, р. 195].

При рассмотрении издательской деятельности Эдуардо Гассета-и-Артиме, сразу бросаются в глаза несколько важных критериев, которые он применял в редакции, заключавшиеся в следующем:

1. Показывать многообразие точек зрения по одному конкретному вопросу.

Очень важно, когда редакция периодического издания высказывает на своих

страницах не одно, а несколько мнений по тому или иному вопросу. Э. Гассет-и-Артиме очень часто обращался за консультациями к профессионалам. "Он никогда не забывал о важности обсуждения тех или иных вопросов с ведущими литераторами и учеными того времени, и эта традиция с тех пор существует в испанской прессе" [7, р.ЗЗ].

Это позволило развивать у читателей критическое отношение к действительности, умение правильно оценивать происходящее вокруг и формировать свое личное мнение, а не слепо следовать позиции редакции газеты и во всем на нее полагаться. Так же заслуживает упоминания тот факт, что у периодического издания подобного типа читательская аудитория формировалась не только за счет ее приверженцев, но и людей, придерживающихся совершенно противоположных взглядов, которые имели возможность познакомиться на его страницах с мнениями своих оппонентов.

2. Не ограничиваться освещением политических событий, хотя бы они занимали важное место в определенный период времени.

Второй критерий, выдвигаемый Эдуардо Гассетом-и-Артиме, предполагал наличие у печатного органа освещения не только политических событий, но и событий, относящихся к различным областям общественной, экономической, культурной жизни. Это также позволяло увеличивать число читателей.

3. Стараться использовать новые технические средства для передачи информации от корреспондентов.

3. Гассет-и-Артиме установил современную печатную машину, без которой было невозможно напечатать дневной тираж для многочисленной аудитории; получал новости по телеграфу, а затем и по телефону из Лондона и Парижа.

Все периодические издания всегда стремились и стремятся внедрять последние технические достижения для передачи информации, не жалея на это денежных средств. Ведь все капиталовложения рано или поздно окупают себя и приносят вкладчикам немалую прибыль. В настоящее время невозможно найти средство массовой информации, которое бы не следило за новыми технологиями и не стремилось иметь их в своем арсенале. Обладание последними позволяет значительно увеличить оперативность, рейтинг, привлечь внимание не только читательской аудитории, но и рекламодателей.

4. Передавать глубину и драматизм событий.

Драматизм и глубина событий также являются неотъемлемой частью многих статей. От них во многом зависит подача материала, степень его воздействия на читателей, формирование общественного мнения. Самые незначительные подробности могут вызвать у человека либо положительную, либо отрицательную реакцию на то или иное событие.

5. Привлечение рекламодателей.

Гассет-и-Артиме также уделял большое значение рекламным объявлениям, хотя долгое время они занимали лишь четвертую часть полосы. Позднее, когда газету возглавил его сын Рафаэль Гассет-и-Чинчилья, "Е1 1трагс1аГ

"монополизировала значительную часть испанской рекламы, включая каталонскую, несмотря на то, что в Каталонии предпочитали местных рекламодателей..." [5, р.68-69].

Действительно, если в самом начале XIX в. доход от рекламы многих газет был несущественным, то в настоящее время она нередко является главной статьей дохода многих периодических изданий.

6. Установление фиксированной зарплаты сотрудникам и ее увеличение.

Эдуардо Гассет-и-Артиме был первым, кто начал платить зарплату

редакторам ежемесячно, а не по количеству публикаций. Для сравнения приведем следующие цифры: средняя заработная плата штатного журналиста в конце XIX в. колебалась от 150 до 250 песет, тогда как в газете "El Imparcial" она была от 400 до 800 песет. Это позволяло привлекать r штат талантливых авторов и повышать тираж издания, который вырос с 6 000 экз. с первого дня выхода до 130 000 экз. в 1900 г.

7. Создание литературного приложения.

Необходимо учитывать, что пресса и литература всегда были связаны между собой. Как правило, многие писатели и поэты начинали свою литературную деятельность в газете. Работа в периодических изданиях позволяла начинающим писателям заложить основы идейных представлений, тем, литературных жанров, получивших в литературе дальнейшее развитие.

Они публиковали на страницах газет и журналов свои первые произведения, оттачивали свой стиль для того, чтобы в будущем весь мир восхищался красотой и изысканностью их литературного вкуса, зачитывался их творениями.

Будучи новатором по натуре, Гассет-и-Артиме решил издавать литературное приложение к своей любимой газете. В понедельник 27 апреля 1874 г. на суд общественности было представлено литературное приложение "Los Lunes de El Imparcial" ("Понедельники "Беспристрастного"), которое возглавил и которым бессменно руководил в течение 27 лет зять Э. Гассета-и-Артиме - Хосе Ортега Мунилья.

Благодаря Ортеге Мунилье на страницах приложения печатались произведения представителей разных литературных школ и направлений, таких как: JI. Кларина, М. Менендеса-и-Пелайо, П. Гальдоса, X. Валеры, Р. Валье-Инклана и других. Современники отмечали, что Хосе Ортега Мунилья был беспристрастным судьей и никогда не отдавал предпочтение своим вкусам. Он с открытой душой относился ко всем новым литературным веяниям (Ibid., р. 64). Это было важно, поскольку в то время сотрудничать с газетами и журналами можно было лишь в том случае, если у тебя были связи либо была свободная вакансия (это случалось крайне редко).

Сам Ортега Мунилья также печатал в приложении "Los Lunes" свои статьи, позднее изданные отдельной книгой под общим названием "Хроники". Вот что писал по этому поводу известный испанский исследователь Антонио Эспина: "Когда Ортега Мунилья начал работать (в "Los Lunes"), он был очень молодым, но у него уже были сформированы морально-эстетические ценности, и он уже обладал горячим и выразительным пером, которым писал свои восхитительные хроники. Этот жанр хроник казался тогда очень современным. Писатель данного жанра манипулировал фактами, иронизировал, поэтизировал, философствовал и раскрывал тему, убеждая читателя в своей правоте. И все это без претензий на

эрудированность и гениальность, потому что журналистские жанры требовали простоты изложения" [2, р. 167].

Забегая вперед, отметим, что с 1884 г. Ортега Мунилья был политическим редактором "Е1 Ітрагсіаі". 19 апреля 1900 г. он стал ее главным редактором. В 1910 г. из-за разногласий с семьей Гассетов он навсегда покинул "Е1 ІшрагсіаГ.

В 1879 г. газета стала лидером испанской прессы. Насколько был велик авторитет "Е1 Ішрагсіаі", демонстрируют следующие примеры. Испанский писатель Асорин (1893 -1967) писал на странице своей книги "Мадрид": "Подняться на вершину - это очень трудное дело. Ее достигают лишь немногие смертные счастливцы. Высшей ступени журналистской известности в те времена добилась газета "Е1 ІтрагсіаГ. Ежедневная газета, обладающая таким авторитетом, еще никогда не издавалась в Испании.

ГТ«о птгт«аттг л'гпл х пгттггт тт»о гтл туч л т ж ггт/л«іі ггллт г то л'т'потттіттоу 1 Ттпоуріоі^ П

х ірасзпх^/лос'іои у ічл/и і їй. V і^і . ІЗ

парламентских кругах мнение редакции "Е1 ІтрагсіаГ' имело вес. Газета "Еі ІтрагсіаГ' была причастна к правительственному кризису. Правительство, которое поддерживала "Е1 ІтрагсіаГ, мото спать спокойно по ночам.

В области литературы авторитет газеты был не меньшим. Каждую неделю "Е1 ІтрагсіаГ издавала литературное приложение. Не было писателя, который бы не хотел добиться тою, чтобы быть опубликованным в нем. Опубликовать там статью было очень трудно. Еще труднее было сделать это в ежедневных номерах газеты" [8, р.18].

Эцуардо Гассег-и-Аріиме умер 20 мая 1884 гсда в возрасте 52 лег от хроничесюй болезни легких. Медаиинатош ^4Шибьшбессильшспастиего.Наш?^нах)^жуклвовалооченьмногонфода от премьер-министра Исгании Антонио Кановаса дель Кастильо до простою мапрвдсюго рабочего. Периодические издания не талью Мадрида, но и всей страны откликнулись назло собьпие.

После смерти Гассета-и-Артиме управление газетой перешло его сыну Рафаэлю Гассету-и-Чинчилье, который больше предпочитал заниматься политикой, чем журналистикой. В первый раз его назначили министром, когда ему было всего лишь 33 года, и он еще неоднократно занимал этот пост, приходя к власти с одним и тем же девизом: "Вода, дороги и школы" [4, р. 195]. Его всегда интересовала проблема орошения испанских земель. Упор на политику, сделанный Рафаэлем Гассетом, послужил причиной кризиса газеты, потому что она не могла независимо освещать многие события, происходившие в испанском обществе, защищая интересы одной политической партии. Когда происходит подобное, любое СМИ начинает терять свою аудиторию из-за того, что оно становится слишком политизированным, постоянно навязывает своим потребителям определенную политическую программу и не может объективно оценивать происходящие события. По мнению отечественного исследователя данной проблемы Л.Н. Федотовой? "в условиях рынкатакаягаэетаобрегенанавымираше, если отшсущрсгЕуеттаправах паршиной многотиражки или намеренно не подцеживается государством, как эго делается в некоторых северных европейских странах в целях обеспечения плюрализма'' [1,с. 140-141].

В 1916 г. в стране разразился экономический кризис. Не миновал он и газету "Е1 ІтрагсіаГ'. Для того чтобы выйти из затруднительного финансового положения, владельцы газеты были вынуждены пойти на контроль с компанией судовладельцев из Бильбао. Ключевую роль в этой труппе играл состоятельный предприниматель и депутат кортесов от республиканско-социалистического альянса Орасио Эчеварриета, купивший газету "Е1 ЬіЬегаІ" ("Свободомыслящий"). На базе этих и других печатный изданий было создано акционерное общество "Е1 ЬпрагсіаІ, Босіесіасі Апопіта" ("Закрытое общество газеты "Беспристрастный'') с капиталом в 2,5 миллиона песет; выпущено 5 тысяч акций стоимостью 500 песет каждая; в совет директоров вошли 12 человек, избранные на свои

посты сроком на 5 лет. В уставе общества подчеркивалась необходимость "охранять права газет и журналов, входящих в общество, уважать религиозные конфессии, проводить независимую политическую и нравственную политику" [3, р. 559]. В редакционный коллектив газеты вошли Рикардо Гассет-и-Алсигарай, Хосе Ортега-и-Гассет и др.

Так закончился золотой период существования известной испансюй качественной газеты "El Impartial", ставшей предметом подражания дня последующих поколений периодических изданий этой страны. Другого и не могло быть. Ведь, как показывает практика, владелец любого средства массовой информации в независимости от того, сам он непосредственно принимает участие в политической жизни страны или поддерживает какую-то партию, старается любыми средствами и способами проводить ту политическую линию, которую он разделяет. Именно это и произошло с газетой "El Impartial".

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Газету "El Liberal" основали несколько журналистов, которые ушли из газеты "El Impartial".

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотова JI.H. Социология массовой коммуникации. - М.: Питер, 2003.

2. Espina A. El cuatro poder. Cien anos de periodismo espanol. - Madrid: Aguilar. -

1960.

3. Gomez Aparicio P. Historia del periodismo espanol. De las guerras coloniales a la dic-tadura. - Madrid: Edicusa national. - 1974.

4. Martinez Olmedilla A. Periodicos de Madrid. - Madrid: Aumarol. - 1956.

5. Ortega-y-Gasset M. El Impartial. - Zaragoza: Libreria general. - 1956.

6. Ortega Munilla J. Relaciones contemporaneas: novelas breves. -Madrid: Calpe. -1919.

7. Ortega Spottomo J. Los Ortega. - Madrid: Taurus. -2002.

8. Ortega Spottomo M. Ortega у Gasset, mi padre. - Barcelona: Planeta. - 1983.

9. Ruht Smidt. Apunte biografico de un novelista // Ortega Munilla J. Cleopatra Perez. -Madrid: Ediciones Catedra, S.A., 1976.

10. Vails J.F. Prensa у burgesia en el XIX siglo espanol. -Barcelona. - 1988.

11. The main features of Spanish respectable newspaper functioning " El Impartial" in the end XIX - the beginning of XX centuries.

A. V. Taranenko

Department of Theory and History of Journalism Russian Peoples' Friendship University Miklukho-Maklaya str. 6,117198 Moscow, Russia

The article examines the information policy of the Spanish newspaper El Impartial" on all extent of its edition is considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.