П СТО РП 9 О Б РАЬО ЬАИ П9
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Е.В. Романенко, старший преподаватель кафедры художественного проектирования УлГУ, г. Ульяновск
Для российского образования прошлых столетий характерно сочетание государственной и частной деятельности. Исторически взаимодействие этих структур проходило несколько этапов своего развития. Изучение принципов формирования частных учебных заведений позволяет расширить возможности в применении инновационных подходов в современной жизни.
Частная инициатива послужила толчком при создании и организации просветительской и образовательной деятельности в России. Активно шло открытие частных учебных заведений в столичных городах. Большинство таких учебных заведений принадлежало иностранным гражданам. С целью улучшения образовательного процесса все частные учебные заведения с начала XIX века переходят под контроль государства. Взаимоотношения между столичными учебными округами и губернскими зависело от измененных и вновь изданных Положений по частному образованию, а также от контроля над исполнением закона на местах, осуществляемого попечителями округов.
Однако первые попытки правительства введения в частные школы и пансионы здорового воспитания, согласного с православной верой, в полном объеме не могли достигнуть своей цели, так как большинство частных учреждений находились в руках иностранцев. В связи с увеличением количества частных пансионов и училищ потребовалась новая государственная политика контроля как уже существующих, так и вновь открываемых частных учебных заведений.
В докладе министра народного просвещения графа А.К. Разумовского от 25 мая 1811 г. «В отечестве нашем» был предложен ряд новых мер по открытию частных школ и пансионов. В нем говорилось: «В отечестве нашем далеко пустило корни свои воспитание, иноземцами сообщаемое. Дворянство, подпора государства, возрастает нередко под надзором людей, одной собственной корыстью занятых, презирающих все неиностранное, не имеющих ни честных правил нравственности, ни познаний. Следуя дворянству, и другие состояния готовят медленную пагубу обще-
120
История образования
ству воспитанием детей своих в руках иностранцев. Все почти пансионы империи содержатся иностранцами, которые весьма редко бывают с качествами для сего потребными»
[1, 127].
С этого времени учредители пансионов должны были обладать не только ученой степенью и знанием русского языка, но и иметь удостоверение о своей нравственности. Преподавание в пансионах стало вестись на русском языке, усиливался надзор за пансионами со стороны местного учебного начальства.
Система надзора за частными учебными заведениями со стороны государства не исключала возможности существования частных училищ, но требовала, чтобы частные училища были устроены на общих педагогических основаниях так, чтобы образовательный процесс приносил умственную и нравственную пользу. На местах контроль над частными учебными заведениями в Симбирской губернии осуществлялся преимущественно губернским или уездным земством. Что касается губернского земства, то оно ограничивало свою деятельность субсидированием частных учебных заведений.
Одним из важных этапов реформирования начала XIX века в сфере управления деятельностью частных учебных заведений стало создание учебных округов. В состав Казанского учебного округа на начало века по указу Сената входили Казанская, Нижегородская, Пензенская, Пермская, Тамбовская, Симбирская, Саратовская, Астраханская, Вятская, Оренбургская, Уфимская губернии, а также
учебные заведения на Кавказе и в Сибири.
На основании Устава Казанского университета последовало предложение министра народного просвещения по учреждению Училищного комитета для управления и производством дел, относящихся к училищам Казанского учебного округа.
Училищный комитет должен был рассматривать и проверять все отчеты директоров училищ и вести статистический учет по учебной и хозяйственной деятельности. В отчетные ведомости Училищного комитета входили сведения о наличии частных школ в губерниях, подведомственных Казанскому округу. Училищный комитет подчинялся и отчитывался в своей деятельности ректору, Правлению и Совету Казанского университета, министру и департаменту народного просвещения. В тридцатых годах XIX века Училищный комитет был закрыт, а его функции были переданы созданному новому управлению по Казанскому округу.
Новый устав училищ, изданный 8 декабря 1828 года, более точно определял положения предыдущего устава. Все частные школы и пансионы в столицах и губернских городах были подчинены надзору директоров гимназий, а в уездных городах - смотрителям уездных училищ. В ведении директоров учебных заведений находилась как учебная, так и нравственная часть воспитания.
Для содействия распространению просвещения в 1835 году выходит Положение о частных учебных заведениях. С этого времени всем желающим учредить пансион или частное
Казанский педагогический журнал
10'2006
учебное заведение вменялось в обязанность предоставлять в Училищный комитет, кроме свидетельства на право обучения, еще удостоверение о добропорядочном поведении. Независимо от предыдущих удостоверений, учредители частных пансионов должны были быть российскими подданными. Частные учебные заведения могли быть двух родов: или только для преподавания предметов школьной программы, или же вместе с содержанием и воспитанием, т. е. пансионом [2, 9].
В числе и распорядке учебных предметов частные учебные заведения должны были, по возможности, приблизиться к соответствующим государственным заведениям. Частные учебные заведения, стоящие не выше уездных, могли быть открыты с разрешения директора училищ. Для открытия высших частных учебных заведений требовалось специальное разрешение.
Учредители частных училищ обязаны были допускать к преподаванию только лиц, имеющих свидетельство на преподавание, которое должно было выдаваться с разрешения университетов. Из правил о предоставлении свидетельств исключены были только священнослужители, обучающие Закону Божьему; учителя, преподающие не менее трех лет в казенных училищах и желающие преподавать этот предмет в частных училищах; учителя искусств.
Учредители частных учебных заведений обязаны были предоставлять полугодовые и годовые ведомости с указанием разряда училища, учебного плана, платы с учеников, числа
и имен учителей и воспитателей, числа учащихся и их успехов.
Изучение и анализ архивных документов, циркуляров и распоряжений попечителя Казанским учебным округом, дела об открытии, закрытии и реорганизации частных учебных заведений свидетельствуют о контроле над исполнением закона на местах. Для открытия частного учебного заведения на имя директора народных училищ Симбирской губернии подавались такие документы, как прошение на открытие частного заведения, которое утверждалось попечителем Казанского учебного округа. Обязательно должны были быть предоставлены: копия свидетельства об образовании учредителя частной школы, свидетельство о нравственном поведении, план предполагаемой школы, определение функций данного частного заведения, разряд, количество обучаемых детей, количество учеников и учениц, возрастные особенности детей.
Важным документом, регулирующим работу частных школ и домашних учителей, явилось Положение о домашних наставниках и учителях 1832 года, по которому домашние наставники и учителя могли быть лица обоего пола, как иностранцы, так и русские, поступающие на работу в частные дома для воспитания детей. Лица, не имеющие должного свидетельства, подвергались штрафу в 250 руб. Такому же штрафу подвергались родители, родственники или опекуны, в доме которого начинал работу домашний учитель.
Частные школы и училища часто открывались домашними учителями,
122
История образования
имеющими свидетельство на право преподавания и не всегда на первом этапе формирования учебного заведения имеющими возможность вводить такие предметы, как музыка, черчение, рисование и гимнастика, способствующие развитию эстетического воспитания.
Большинство частных училищ и школ в Симбирской губернии в первой половине XIX века, по историческим данным, открывалось с целью начальной подготовки детей. В это время в Симбирске существовало три частных учебных заведения: Благородный пансион г-жи Марии Потто; школа губернского секретаря Степана Андреева - первое официально признанное в Симбирске частное учебное заведение для детей бедных родителей всех сословий, в нем иностранные языки не преподавали, но обучали чтению, письму, арифметике, катехизису и пасхалиям; женский пансион, содержащийся на средства иностранного гражданина Адама, в котором существовало два класса, где изучали предметы уездных училищ, французский и немецкий языки. И только по прошествии некоторого времени, когда средства содержателей позволяли, вводились дополнительные предметы. С этой целью на имя попечителя Казанского учебного округа подавалось прошение на реорганизацию частного учебного заведения.
В середине XIX века, когда гимназии были избраны типом среднего учебного заведения, стали появляться кадетские корпуса, реальные училища и т. д. В истории частных учебных заведений намечается поворот
в пользу народных школ, а благородные пансионы постепенно исчезают, если же и открываются новые, то уже со скромной целью: для подготовки учеников к поступлению в средние или высшие казенные заведения.
Контроль со стороны попечителя Казанского учебного округа за частными училищами и школами был направлен на то, чтобы не было частных заведений, учреждаемых без разрешения правительства, чтобы лица, учреждающие училища, имели все требуемые по закону свидетельства и преподавание велось строго по установленным программам и книгам, одобренным Министерством народного просвещения. Учебное начальство должно было строго следить за внутренним порядком училищ, распределением домашних заданий и дисциплиной. Таким образом, учебная, нравственная и административная деятельность частных учебных заведений находилась под наблюдением университетов. На имя попечителя Казанского учебного округа направлялись подробные отчеты, содержащие сведения не только по учебной части, но и какое помещение занимает училище, соблюдается ли в нем чистота, какая плата за учение и содержание, соответствует ли содержание взимаемой плате.
Государственная политика первой половины XIX века была направлена на развитие частной педагогической деятельности таким образом, чтобы учебный процесс соответствовал государственным училищам. В первой половине XIX века издаются Положения по частным учебным заведе-
■ IIII
п
ш
Казанский педагогический журнал
0200Ö
ниям, осуществляется контроль над исполнением закона на местах за счет создания учебных округов. Число и распорядок учебных предметов в частных учебных заведениях должны были быть приближены к соответствующим государственным заведениям. Деятельность попечителя Казанского учебного округа была направлена на поднятие уровня образования в частных училищах, содействие в развитии благоустроенных
частных училищ, а также повышение требований к уровню подготовки содержателей и учителей.
Литература:
1. Медынский E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции.- М.: Учпедгиз, 1938.- 512 с.
2. О положении наших частных учебных заведений.- СПб.: В. Головина, 1867.- 40 с.