АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
Е. В. Нежникова
М.В.Черняев
УДК: 338; 658.26 Б01: 10.24411/2071-6435-2018-10028
Особенности функционирования электроэнергетического комплекса
России на современном этапе экономического развития страны
В статье рассматриваются особенности электроэнергетического комплекса России, обеспечивающего относительно небольшую долю ВВП, но оказывающего существенное влияние на экономику страны. К сожалению, по целому ряду причин на сегодняшний день в России не уделяется должное внимание данному вопросу. Цена на электроэнергию для промышленности в России выше, чем в Соединенных Штатах Америки (США) и Китае, имеющих огромные рынки сбыта. В связи с этим возникла необходимость создания доктрины электроэнергетической безопасности страны по аналогии с доктриной продовольственной безопасности 2010 года.
Исследования особенностей электроэнергетического комплекса и разработка путей повышения эффективности его функционирования должны быть направлены на: устранение ошибок предыдущей модернизации; создание понятной и прозрачной тарифной политики; устранение зависимости от внешних поставок ключевых технологий; поиск источников капиталовложений в отрасль; развитие информационных технологий, которые помогут создавать, либо сберегать стоимость на каждом из этапов технологический цепочки. В настоящее время за модернизацию платит вся промышленность, покупая электроэнергию. На сегодняшний день есть возможность заложить фундамент энергетического будущего страны, направив усилия на то, чтобы цены на электроэнергию были конкурентным преимуществом производителей.
Ключевые слова: электроэнергетика, тарифная политика, модернизация инфраструктуры, потребление электроэнергии
Национальная экономика постепенно выходит на траекторию роста. Электроэнергетика является отраслью, от деятельности которой напрямую зависит стабильность инфраструктуры экономики. Основные показатели социально-экономического развития страны представлены в таблице 1.
Статья подготовлена в рамках инициативной научно-исследовательской работы № 061603—0—000 на тему «Пути повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса как необходимое условие обеспечения энергетической безопасности России в условиях нестационарной экономики», выполняемой на базе кафедры национальной экономики экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН).
Е.В. Нежникова, 2018, © М.В. Черняев, 2018
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития России за период 2010-2017 годов
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
ВВП 104,5 104,3 103,5 101,3 100,7 97,2 99,8 101,5
Промышленное 107,3 105,0 103,4 100,4 101,7 96,6 101,1 101,2
производство
Инвестиции в ос- 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 91,6 99,1 104,2
новной капитал
Средняя цена на 78,2 109,3 110,5 107,9 97,6 51,2 41,7 53,3
нефть Urals, дол-
лар США/барель
Источник: по данным официального сайта Росстата (http://www.gks.ru)
На сегодняшний день основными проблемами функционирования электроэнергетического комплекса России являются:
— ошибочное планирование как объемов спроса на электроэнергию, так и размещения объектов и видов используемого топлива. В результате многие объекты работают в неправильном режиме или загружены неполностью;
— практика, когда при реализации масштабного строительства новых мощностей генерации, компании не выводят старые объекты, и многие блоки работают в вынужденном режиме, то есть по специальному тарифу, позволяющему окупать высокие издержки эксплуатации объектов, возведенных еще в 50-х годах прошлого века;
— отнесение расходов сетей низкого напряжения на сети среднего и высокого напряжения. На начало 2018 года стоимость электроэнергии для промышленных потребителей достигла 4 руб./кВт-час. А в некоторых регионах Центральной России цены достигают 5,5 руб./кВтч, или 10 центов США. При этом в США уровень цен для промышленности — 6—8 центов за киловатт-час [4; 5; 6].
Эти причины привели к необходимости принятия конкретной политики, направленной на содействие развитию электроэнергетики. Перед руководством страны стоит задача создать условия предприятиям отрасли электроэнергетики для сохранения набранных темпов роста, не снижая при этом надежность электроснабжения и доступность инфраструктуры для потребителя. Одним из путей, по мнению авторов, является модернизация тарифной политики.
Ранее в магистральном комплексе тарифы по регионам различались. Когда был введен единый тариф, то часть потребителей, для которой он вырос, была недовольна, но были и те, для кого тарифы были снижены. Однако после весьма непродолжительного периода адаптации в конечном счете выиграли все, так как для бизнеса, особенно межрегионального, выгоден единый тариф, потому что теперь этот показатель не рассматривается в числе важных при принятии инвестиционных решений. На первый план выходят другие показатели субъекта: трудовые ресурсы, дороги, налоговые условия и ряд других.
Единый тариф — это реальный инструмент макроэкономического регулирования. Для отрасли введение единого тарифа станет стабилизирующим фактором, позволяющим не только восполнять производственные фонды, но и модернизировать их. Для этого федеральный регулятор должен ввести федеральную ставку на эксплуатацию. Затем регионы при необходимости могут установить локальные надбавки на развитие инфраструктуры конкретного субъекта. Создание понятной и прозрачной тарифной политики даст отрасли импульс для развития, а потребителям — простые и ясные правила формирования тарифов.
Важнейшим элементом должны стать соглашения с регионами о введении регулируемой деятельности. В них целесообразно указать все инвестиционные задачи, которые регионы ставят перед компаниями, а также гарантировать долгосрочные тарифы. Такая практика широко распространена за рубежом.
Один из определяющих показателей для современной электросетевой инфраструктуры — ее доступность. В этой связи необходимо сократить сроки подключения потребителей в части увеличения центров обслуживания клиентов на интернет-портале, где потребитель может подать заявку онлайн и отследить ее выполнение.
Для повышения эффективности экономики страны необходимо также синхронизировать планы развития территорий, отраслей промышленности и крупного бизнеса. Сейчас развитие электросетевого комплекса осуществляется на основе планов региональных властей и заявок потребителей. В итоге, не все проекты реализуются. Это приводит к тому, что дефицитный инвестиционный потенциал сетевых компаний расходуется малоэффективно. В одних местах остаются недозагруженные центры питания, а в других сети перегружены. Существует необходимость вводить жесткий государственный контроль за актуальностью планов развития. Особое значение может иметь более тесное взаимодействие, кооперация региональной власти, инвесторов и сетей по ведению реестров региональных инвестиционных проектов.
Еще одним неотъемлемым направлением модернизации электроэнергетики должна стать альтернатива ручному управлению — автоматизация в части внедрения информационных технологий, которые позволят создавать и сберегать стоимость на каждом этапе технологической цепочки. В части борьбы с потерями в сети и разногласиями по объему оказанных услуг необходим переход на новую интеллектуальную платформу коммерческого учета электрической энергии. Для этого следует обратиться к построению системы сбора и передачи информации с использованием современных приборов учета, позволяющих передавать данные в единый центр.
Одной из ключевых проблем российской экономики является высокий уровень транзакционных издержек, что является следствием большого количества посредников. В электроэнергетике посредниками являются многочисленные сетевые компании. Электроэнергия может быть давно произведена и потреблена, а расчеты за нее по всей цепочке могут осуществляться годами. В большинстве случаев участниками этих технологических цепочек являются государственные
компании федерального, регионального и муниципального уровней. На долю последних двух приходится более 10% объема услуг по передаче [7; 13]. Значительное сокращение издержек возможно за счет консолидации активов на базе «Россетей». Сейчас основные государственные активы в электроэнергетике сосредоточены в этой компании. На повестке дня — создание единого федерального центра обслуживания клиентов и центра технического заказчика. Такое решение даст возможность с большей эффективностью направлять ограниченные ресурсы на решение приоритетных задач — обеспечивать равную надежность электроснабжения и подключения к сетям по доступной цене для всех потребителей [1; 2].
На графике цен на электроэнергию в России (рисунок 1) видно, что основное увеличение произошло в период с 2004 года по 2011 год. За это время реальные цены на электричество выросли на 60%, после чего они стабилизировались. Вместе с тем, по прогнозам специалистов, в ближайшее время они вновь пойдут вверх. На рынке электроэнергии государство периодически распределяет различные виды субсидий: возобновляемой энергетике и мусоросжигательным заводам; тепловым станциям, не входящим в единую энергосистему страны; на новое строительство атомных блоков; на вынужденную генерацию [9; 12].
Рисунок 1
Динамика цен на электроэнергию в Российской Федерации Источник: построено авторами по данным официального сайта Росстата
(http://www.gks.ru)
Существует высокая вероятность, что к концу этого года средняя цена на электричество для промышленности вырастет до 4,5 руб./кВт-час (0,08 доллара США). Это высокий уровень цен, который крайне негативно влияет на российскую промышленность. Высокая плата за электроэнергию — это изъятие средств из промышленности, которой необходима собственная модернизация и которая не имеет специальных привилегированных инструментов, гарантирующих окупаемость производственных мощностей [8, 11]. В то же время новая программа «ДПМ на модернизацию» предполагает гарантированную окупаемость объектов генерации за 15-20 лет.
Институт энергетических исследования Российской академии наук (ИНЭИ РАН) проводил оценку влияния снижения цен на электроэнергию для промышленности на экономический рост. Расчеты показали, что снижение цен на 10%
прибавляет 0,3—0,5% к консервативному сценарию роста ВВП — до 3—3,8%, а в отношении промышленности даже обогнало бы инновационный сценарий (рост ВВП до 4,5%). Поскольку никакого роста не было, опираясь на эти оценки, можно сказать, что снижение цен на электроэнергию дало бы возможность не скатиться в рецессию, а по итогам текущего года иметь рост в 2—2,5% вместо запланированного 1,6% [14].
ИНЭИ в расчетах ссылался на важный фактор — уровень рентабельности энергетических компаний, демонстрируя, что уровень рентабельности энергетиков в несколько раз выше, чем промышленности.
Еще одна проблема, стоящая перед электроэнергетикой, — направление технологических изменений в рамках планируемой программы модернизации, суммарная оценка стоимости которой варьируется от 1,5 трлн до 3,5 трлн рублей до 2035 года включительно.
Модернизация, которая панируется сейчас, фактически продлит жизнь тепловых станций на 15—25 лет с минимальными затратами. Это позволит защитить потребителя от высоких тарифов. Но ТЭЦ сегодня имеет условный расход топлива 335 граммов на производство 1 кВт/час. Эти технологии были изобретены и массово введены в 40-50-х годах прошлого века и, несмотря на прогресс, практически не изменились. Модернизация не изменит этот расход и в дальнейшем. При этом современные решения в виде парогазовых установок (ПГУ) позволяют снизить расход топлива до 180-190 граммов на выработку 1 кВт/час. Это, несмотря на существенные капитальные вложения, все равно выглядит более предпочтительно, чем простая замена старого оборудования на новый аналог.
Рынок уже сейчас нужно формировать так, чтобы оборудование было востребовано на длительную перспективу — до 2050 года. С этой точки зрения во главу угла необходимо ставить такой показатель, как конечная цена для потребителя.
Политика модернизации энергетики актуальна и должна быть предельно тщательно проработана с учетом избытка имеющихся мощностей. По мнению экспертов, в стране до 56 ГВт излишних мощностей сверх резерва, и существует острая проблема разбалансированного состояния энергосистемы. Оценка структуры этих мощностей показывает, что основная проблема — ТЭЦ, обслуживающие теплом российские города. В среднем, эти станции загружены на 50%, и избавление от лишних мощностей — первоочередная задача, которую нужно решить в ходе модернизации. Необходим индивидуальный подход, поскольку каждая станция работает и на тепловую нагрузку, и на энергетическую систему города.
Выбирая направления развития и прорабатывая политику модернизации электроэнергетики и технологического развития отрасли, нельзя действовать бессистемно. Необходимо, не снижая набранных темпов, выполнять задачи, поставленные Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: увеличивать рост надежности и качественный рост управляемости отрасли, искать новые потенциалы снижения расходов, реализовывать концепцию новой тарифной политики. Эти решения будут работать и во второй половине XXI века, они не могут быть основаны на технологиях, созданных и полностью реализовавших
свой потенциал в середине XX века, потому что, как показывает опыт работы по старым технологиям, отрасль не в состоянии удержать конкурентную цену на энергию [3; 15]. Чтобы просто вернуться к ценам США, Россия будет вынуждена работать с новыми технологиями и системно относиться к структуре энергетических мощностей.
Одним из путей решения данной проблемы является увеличение цены на газ. Это позволило бы снизить маржинальность распределенной энергетики и стимулировать развитие альтернативных источников. Однако рост цен на энергоносители неминуемо приведет к росту цен на электричество и тепло, и отрицательно повлияет на промышленность. Эффективность инфраструктурных решений заключается в процентных ставках на долгосрочные инвестиции и в использовании наилучших технологий.
В результате произведенного анализа особенностей функционирования электроэнергетического комплекса России на современном этапе экономического развития страны можно сформулировать следующие выводы.
1. Текущий профицит генерирующих мощностей в стране, высокая стоимость капитала и нестабильные капитальные затраты на импортные компоненты оборудования ограничивают среднесрочные и долгосрочные инвестиции в возобновляемые источники энергии.
2. На рынке электроэнергетики необходимо внедрение современных решений. Несмотря на существенные капитальные вложения, это будет намного эффективнее, чем просто замена старого оборудования на новые аналоги. Рынок уже сейчас нужно формировать так, чтобы оборудование было востребовано на длительную перспективу — до 2050 года.
3. На новом этапе модернизации энергетики страны необходимо смотреть на издержки за весь цикл функционирования оборудования.
4. Создание понятной и прозрачной тарифной политики позволит отрасли развиваться, а потребителям обеспечит простые и ясные правила формирования тарифов. Для этого федеральный регулятор должен ввести федеральную ставку на эксплуатацию. Затем регионы при необходимости могут установить локальные надбавки на развитие инфраструктуры конкретного субъекта.
5. Необходимо тотальное внедрение информационных технологий, которые становятся неотъемлемой частью новой энергетики, позволяя как создавать, так и сберегать стоимость на каждом этапе за счет обеспечения баланса спроса и предложения, соответствующего мощностям распределенной энергетики и определяемого на основе анализа больших данных.
Литература
1. Тумба Х. М., Уварова С. С., Воронов Д. С., Ерыпалов С. Е. Конкурентоспособность предприятий в условиях организационно-экономических изменений
// Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1 (80-1).
2. Канхва В. С. Перспективы развития социального предпринимательства в России//Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90).
3. Канхва В. С., Улитина А. Д. Формирование и прогноз исполнения государственного бюджета Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90).
4. Международное энергетическое агентство «Iea». [Электронный ресурс]. URL: http://www.iea.org/statistics/ (дата обращения: 20 мая 2018 года).
5. Министерство энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/ (дата обращения: 20 мая 2018 года).
6. Новостное агентство. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru (дата обращения: 20 мая 2018 года).
7. Проект Энергетическая стратегия России на период до 2035 года (редакция от 1 февраля 2017 года). [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov. ru/node/1920 (дата обращения: 20 мая 2018 года).
8. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20 мая 2018 года).
9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗЗ. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
10. Черняев М. В. Инновационные технологии на мировом рынке горизонтальных нефтяных и газовых скважин. Проблемы и решения//Труд и социальные отношения. 2014. № 1. С. 33-41.
11. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 13 ноября 2009 года № 1715-р.
12. BeurskensL. W.M. (2013), «Renewable Energy Progress Reports. Data for 20092010», ECN, Petten, the Netherlands. Date View February 28, 2018. URL: https://www.ecn.nl/docs/library/report/2013/e13076.pdf (дата обращения: 20 мая 2018 года). Doi: 10.1080/15567249.2012.714843
13. Energy-Fresh (2017), Минэнерго ждет ввода объектов генерации на основе ВИЭ в 2017 на 100 МВт (Ministry of Energy is waiting for introduction of RE-based generation facilities in 2017 for 100 MW) Energy-Fresh. Date View February 28, 2018. URL: http://energy-fresh.ru/news/?id=14156 (дата обращения: 20 мая 2018 года).
14. Frankfurt School-UNEP Centre/BNEF. Global trends in renewable energy investments 2017. Date View February 28, 2018. URL: http://fs-unep-centre.org/ publications/global-trends-renewable-energy-investment-2017 (дата обращения: 20 мая 2018 года).
15. IEA (2012). World Energy Outlook, Executive Summary, IEA.
References
1. Gumba Kh. M., Uvarova S. S., Voronov D. S., Erypalov S. E. The competitiveness ofenterprises in conditions oforganizational-economic changes. Ekonomi-ka ipredprinimaterstvo [Economics and entrepreneurship], 2017, no. 3—1 (80—1) (in Russian).
2. Kanhva V. S. Prospects for the development of social entrepreneurship in Russia. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2018, no. 1 (90) (in Russian).
3. Kanhva V. S., Ulitina A. D. The formation and forecast of execution of the state budget of the Russian Federation. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2018, no.1 (90) (in Russian).
4. International Energy Agency «Iea». Available at: http://www.iea.org/statis-tics/ (accessed 18 May, 2018).
5. Ministry of Energy of Russia. Available at: https://minenergo.gov.ru/ (accessed 18 May, 2018) (in Russian).
6. News agency. Available at: https://ria.ru (accessed 18 May, 2018) (in Russian).
7. Draft Energy strategy of Russia for the period up to 2035 (version from 01.02.2017). Date View February 28, 2018. Available at: https://minenergo. gov.ru/node/1920 (accessed 18 May, 2018) (in Russian).
8. Federal Service of State Statistics of Russia. Available at: http://www.gks.ru/ (accessed 18 May, 2018) (in Russian).
9. Federal Law No.44-FZ dated April 05, 2013 «On the contract procuring system in relation to the goods, works, services for provision of state and municipal needs».
10. Chernyaev M. V. The world market of horizontal oil and gas wells: innovative technologies. Problems and solutions. Trud i sotsialnye otnosheniya [Journal «Labour and social relations»], 2014, no. 1, pp. 33-41 (in Russian).
11. Russian energy strategy for the period until 2030. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No.1715-p dated November 13, 2009.
12. Beurskens, L.W.M. (2013), «Renewable Energy Progress Reports. Data for 2009-2010», ECN, Petten, the Netherlands. Date View February 28, 2018 https://www.ecn.nl/docs/library/report/2013/e13076.pdf Doi: 10.1080/15567249.2012.714843
13. Energy-Fresh (2017), Ministry of Energy is waiting for introduction of RE-based generation facilities in 2017 for 100 MW. Energy-Fresh. Date View February 28, 2018. Available at: http://energy-fresh.ru/news/?id=14156_(accessed 18 May, 2018) (in Russian).
14. Frankfurt School-UNEP Centre/BNEF. Global trends in renewable energy investments 2017. Date View February 28, 2018. Available at: http://fs-unep-centre.org/publications/global-trends-renewable-energy-investment-2017 (accessed 18 May, 2018).
15. IEA (2012). World Energy Outlook, Executive Summary, IEA