Научная статья на тему 'Особенности функционирования акииональных и статальных глаголов в художественном описании'

Особенности функционирования акииональных и статальных глаголов в художественном описании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
518
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Санжеева Наталья Раднаевна

Статья посвящена проблеме функционирования акциональных и статальных глаголов в описательном типе речи. Предпринята попытка выявить лингвистические условия, при которых глаголы со значением действия приобретают значение состояния в различных описательных жанрах. Анализируется семантика глагола на основе фрагментов из художественных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of functioning active and stative verbs in description

The given article is devoted to a problem of functioning activities and states verbs in descriptive type of speech. In the article made an attempt to discover linguistic conditions, in which the verbs with meaning of action gain a state meaning in different descriptive genres. Verb’s semantics is analyzed on basis of the text selections.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования акииональных и статальных глаголов в художественном описании»

УДК 412.5

Н.Р. Санжеева

Особенности функционирования акциональных и статальных глаголов

в художественном описании

Статья посвящена проблеме функционирования акциональных и статальных глаголов в описательном типе речи. Предпринята попытка выявить лингвистические условия, при которых глаголы со значением действия приобретают значение состояния в различных описательных жанрах. Анализируется семантика глагола на основе фрагментов из художественных произведений.

N.R. Sanzheeva

The peculiarities of functioning active and stative verbs in description

The given article is devoted to a problem of functioning activities and states verbs in descriptive type of speech. In the article made an attempt to discover linguistic conditions, in which the verbs with meaning of action gain a state meaning in different descriptive genres. Verb's semantics is analyzed on basis of the text selections.

При характеристике конкретной семантики глаголов теория М.В. Всеволодовой, на наш взгляд, является наиболее разработанной. Как считает М.В. Всеволодова, существует 6 классов полнознаменательных глаголов: акциональные (глаголы действия), экзистенциональные (бытийные глаголы), статальные (глаголы состояния), реляционные (глаголы отношения между участниками ситуации), характеризационные, авторизационные (вспомогательные глаголы) (1, с.57-60). Для нашего исследования представляют интерес глаголы, относящиеся к классам ак-циональных и статальных.

Как известно, в тексте типа «описание» для передачи синхронных, статичных явлений обычно используют предикаты со значением состояния. Однако в художественном тексте, который свободно включает в себя несколько семантических компонентов, причем не всегда однородных, могут совмещаться черты разных семантических типов. Так, в описательных фрагментах, характеризующих одновременностью и неактивностью наблюдаемых признаков, встречаются и предикаты, которые изолированно, вне контекста обозначают действия и предполагают активность субъекта. Тем не менее, под влиянием описательного контекста, глаголы со значением действия приобретают значение статальности.

Анализируя фрагменты художественных текстов, попытаемся выявить лингвистические условия, при которых происходит развитие значения состояния у акциональных глаголов в различных описательных жанрах. Как известно, художественное описание как функционально -смысловой тип речи имеет несколько разновидностей: пейзаж, интерьер, описание портрета, описание-характеристика.

Функционирование акциональных и статальных глаголов в описании природы. Описание природы (пейзаж), согласно теории О.А. Нечаевой, может быть «перечислением признаков общего вида какой-либо местности в данный момент или названием свойственных признаков для того или иного времени года » (2, с.60).

Принято считать, что статичность описательного типа речи выражается в основном при помощи статальных глаголов. Однако в текстах, содержащих описание природы, наряду со ста-тальными глаголами встречаются и акциональные. Рассмотрим специфику функционирования глаголов, выражающих динамичность, в подтипах описания природы (описание природы в данный момент и описание природы с постоянными либо повторяющимися признаками). Описание природы в данный момент слагается из временных признаков, которые выражаются глаголами в настоящем времени. Вот пример пейзажа такого рода:

К ночи в погоду становится росисто и холодно. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса деревни или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду - костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя,

окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. (И.А. Бунин. Антоновские яблоки.)

Данное описание включает в себя вводящее повествование (Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала). Одновременные состояния (темнеет, пылает пламя, раздаются голоса и т.д.) являются признаками описываемой картины, что подтверждается фразой: «В темноте, в глубине сада - сказочная картина...». Наблюдатель определяет признаки картины, которые статичны и выражены статальными глаголами. Следует отметить, что наблюдатель воспринимает природу всеми органами чувств: он видит, слышит (Голоса деревни или скрип ворот раздаются необыкновенно ясно), чувствует запахи (Надышавшись ржаным ароматом новой соломы... И вот еще запах...). Тем самым нам дается описание местности через сенсорное восприятие ее субъектом, что обусловливает использование глаголов, обозначающих состояние.

Помимо статальных глаголов в тексте встречаются и акциональные. Это глаголы движения и перемещения в пространстве (... чьи-то черные силуэты двигаются вокруг костра..., гигантские тени ходят от них по яблоням.). Однако в контексте данные глаголы приобретают значение состояния, поскольку в сознании наблюдателя явления выделяются как признаки описываемой местности в данный момент, как однократные явления. В этом смысле это описание, как и любое другое, статично: нет развивающихся действий.

Как отмечалось выше, в пейзаже могут быть названы свойственные признаки для того или иного времени года. В описаниях природы подобного типа указывается на постоянные, длительные или повторяющиеся время от времени явления. Рассмотрим пример:

И опять наступила весна... Опять с грохотом и страстно пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобождено открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по реке на две стороны; опять запылала по реке и земле зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. Все это бывало много раз, и много раз Матера бывала внутри происходящих в природе перемен... (В.Г. Распутин. Прощание с Матерой.)

В данном описании весны на Матере все названные действия (зашумела вода, пролились дожди, прилетели стрижи, заквакали лягушки) представляют собой одновременные явления. При этом явления, наблюдаемые из года в год, постоянны, что подчеркивается частым употреблением обстоятельственного слова опять. В этом описании все признаки визуальны, неоднократны. Время, представленное в данной описательной микротеме, представляется как длительный процесс с накоплением результатов наблюдения, что отражается и в видовременной форме глаголов.

Глаголы в тексте (пронесло лед, вода зашумела, запылала зелень, пролились первые дожди) относятся к акциональным, обозначающим стихийные процессы и события. Обращает на себя внимание сочетание «запылала зелень» (в значении «растет зелень»). В данном сочетании глагол расти выступает как признак ненаблюдаемый, поскольку объектом описания выступает натурфакт, т.е. слово с естественным значением.

Важно отметить, что все глаголы употреблены в прошедшем времени в совершенном виде, т.е. в перфектном значении. Как отмечает О.А. Нечаева, «глаголы совершенного вида, имея значение предела в действии, не могут выражать значение одновременности, следовательно, они не формируют описания. Однако исключение составляют те глаголы совершенного вида, которые обозначают действия с его результатом» (2, с.213). В данном примере глаголы выражают результативные состояния: стоит весна; льда на реке нет; Ангара открыта; растет зелень; летают стрижи и ласточки; квакают лягушки. Таким образом, в описании природы, где перечислены временные признаки, акциональные глаголы употребляются чаще, нежели в пейзаже с постоянными явлениями.

Особо отметим признак контролируемости / неконтролируемости действий, который выделяет Т.В. Булыгина. По определению автора, признак контролируемости подразумевает «роль субъекта в определении того, будет или не будет иметь место соответствующее положение вещей» (3, с. 63). Рассмотрим пример:

К вечеру собралась гроза. Над Хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, ки-

дал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. (М. Шолохов. Тихий Дон)

В приведенном примере приводится описание явлений, происходящих в природе. В тексте глаголы палила, собралась, давил обозначают процесс неконтролируемый, поэтому из разряда глаголов действия переходят в разряд глаголов состояния. Это обычно относится к глаголам, называющим воздействие, оказываемое арте- и натурфактами.

Контролируемые признаки по преимуществу выражаются акциональными глаголами, так как называют действия, зависящие от воли субъекта.

Немаловажную роль в текстах типа «описание» играет также признак временности /временной неограниченности в семантике глагольного слова, выделенный Т.В. Булыгиной, которая употребляет данные термины наравне с терминами «временная локализован-ностъ/нелокализованность», «эпизодичность/ вневременность», считая их взаимозаменяемыми (3, с. 7-85). Рассмотрим пример:

Помню: солнце пекло все горячее траву и каменное корыто на дворе, воздух все тяжелел, тускнел, облака сходились все медленнее и теснее и, наконец, стали подергиваться острым малиновым блеском, стали где-то в самой глубокой и звучной высоте своей погромыхивать, а потом греметь, раскатываться гулким гулом и разражаться мощными ударами, да все полновеснее, величавей, великолепнее... (И.А.Бунин. Жизнь Арсеньева.)

Содержанием данного фрагмента является постепенное изменение состояния. В данном отрывке выделяются значения состояний и признаков в их движении, фазисных переходах, утрата и приобретение качеств, изменение степени качества. Хотя в примере встречается акциональ-ный глагол сходились, отдельно обозначающий физическое действие, в микротеме он несет функцию глаголов состояния под влиянием общего смысла текста.

Таким образом, функционирование глаголов в тексте зависит от того, какие признаки или явления описываются (временные / постоянные, контролируемые / неконтролируемые, длительные / недлительные). Важную роль играет и наблюдаемая обстановка.

Функционирование акциональных и статальных глаголов в описании интерьера. Если мы обратимся к такой разновидности описания, как интерьер, то можем отметить большую степень статичности содержания. В таком описании обычно перечисляются неодушевленные предметы (мебель, бытовые предметы и др.), которые находятся в состоянии покоя. Признаками той или иной обстановки выступают предметы, создающие эту обстановку только своим наличием (2, с.68). Рассмотрим пример:

Екатерина Дмитриевна оставалась одна в квартире, где все было чужое: два скучных пейзажа на стене - стог сена и талая вода между голыми березами; над диваном в гостиной -незнакомые фотографии, в углу - сноп пыльного ковыля. (А.Толстой. Хождение по мукам.)

В этом описании квартиры главным образом перечисляются статичные предметы с указанием их местонахождения в форме эллиптических предложений (над диваном - незнакомые фотографии, в углу - сноп пыльного ковыля). Как видно из примера, в описании интерьера по преимуществу перечисляются предметы, находящиеся в состоянии покоя.

Помимо указанной разновидности описания интерьера существуют такие формы описания, в которых раскрываются временные или случайные предметы, явления. В этом случае «предметы и явления не только называются, но и указывается на их проявление, в связи с чем признаки в таком описании выражаются двусоставными предложениями, в которых немаловажную смысловую нагрузку несет именно сказуемое» (2, с.71). При этом сказуемое может обозначать и состояние, и действие. Рассмотрим пример:

Когда он очнулся от забытья, в спальне не было ни души. Утреннее солнце било в окно сквозь опущенную занавеску, и дрожащий луч, тонкий и грациозный, как лезвие, играл на графине. Слышался стук колес - значит, снега уже не было на улице. (А.П.Чехов. Тиф.)

Это описание представляет собой перечисление явлений, наблюдаемых человеком в данную точку времени. Наряду с сенсорным глаголом состояния (слышался стук) употребляются и ак-циональные глаголы со значением присутствия, но только в активной форме (солнце било) и со значением поведения (луч играл). Тем не менее для наблюдателя все признаки являются статичными, поскольку они существуют одновременно, синхронно. Поэтому глаголы, обозначающие динамичность, приобретают статальное значение в приведенном примере.

Наряду с такими признаками, как статичность/динамичность, длительность/недлительность, контролируемость/неконтролируемость, лингвисты выделяют признак активности/пассивности (4, с.151; 5), который наиболее наглядно можно продемонстрировать в описании интерьера или ограниченного пространства. Обратимся к примеру:

Дома тихо. Потрескивают угли в самоваре. Яшка строгает деревянную дощечку. Нефедыч углубился в чтение. Нюрка мастерит кукольную шляпу. Мать возится на кухне. (А. Гайдар. На графских развалинах.)

В приведенном примере описываются синхронные признаки (потрескивают угли, Яшка строгает, Нефедыч читает, Нюрка мастерит, мать возится), при этом четыре признака (Яшка строгает, Нефедыч читает, Нюрка мастерит, мать возится) выражены активными субъектами, т.е. агенсами, а пятый признак (потрескивают угли) - пациенсом. В описательном контексте (в данном случае описание пространства) и агенсы, и пациенсы сочетаются с глаголами действия, которые приобретают значение состояния, поскольку описываемые явления синхронны.

Таким образом, в микротемах, описывающих интерьер, обстановку, преобладают глаголы состояния; глаголы со значением действия используются редко в силу неподвижности объекта. Смысл данной разновидности описания обычно в том и состоит, чтобы констатировать наличие предметов, представляющих компоненты общей картины, и указать на пространственные соотношения между ними. Соответственно данные описательные микротемы имеют структуру эллиптических и номинативных предложений. Тем не менее во фрагментах, содержанием которых является описание обстановки, возможно употребление двусоставных предложений. Несмотря на то, что с формальной стороны все эти предложения глагольные, они вместе с тем сообщают не о действиях, а только о существовании и местоположении. Другими словами, глаголы, входящие в состав описательного фрагмента, характеризуются признаком неакциональности.

Функционирование акциональных и статальных глаголов в описании портрета. Прежде чем рассматривать функционирование глаголов в описании портрета, охарактеризуем данную разновидность описательного типа речи. В литературе описание портрета определяется как «словесное перечисление внешних черт человека, вида его лица, фигуры и одежды и т.д.» (2, с.71). При этом портретные черты обычно выражаются именными формами. Однако нередко словесный портрет человека создается при помощи глаголов. Рассмотрим пример:

Наружность его мне показалась замечательна; он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. (Пушкин А.С. Капитанская дочка.)

В этом описании портрета наряду с именными формами встречаются глаголы. Обратим внимание на выражение «глаза так и бегали». Нужно отметить, что в данном случае глагол используется с метафорическим значением и несет в себе повышенную эмоциональную и смысловую нагрузку. В прямом же своем значении этот глагол является акциональным. При этом данный признак (глаза так и бегали) мыслится как постоянный, присущий человеку. Поэтому глагол здесь приобретает статальное значение.

Для описания признаков, наблюдаемых в данный момент, также присущи глаголы, обозначающие динамичность. Например:

[Я разглядел его как следует]. Бороды и усов не было. Узкое, худощавое лицо его было коряво. Густые белесоватые брови сходились на переносице. Из-под них выглядывала пара добродушных глаз, которые он нарочно щурил, очевидно для того, чтобы придать лицу надлежащую суровость. По тому как он долго читал мой документ и при этом шевелил губами, я понял, что он не особенно грамотен. (А. Гайдар .Школа.)

В этой микротеме мальчик, который наблюдает, запечатлевает все признаки лица человека в определенный отрезок времени. Данное обстоятельство обусловливает изобилие акциональных глаголов в тексте (брови сходились, щурил, читал, шевелил губами). Причем эти глаголы, изолированно обозначающие конкретные физические действия, в словесном описании портрета функционируют как статальные, так как выражают не развивающиеся действия, а постоянные свойства человека в изменении, происходящем в данную точку времени.

Интересно также отметить, что употребление акциональных глаголов связано с особенностями лица человека, потому что сами по себе некоторые черты лица являются подвижными (глаза, брови, губы), постоянно изменяемыми. Но в описательном контексте эти глаголы, как правило, фиксируют постоянные черты портрета человека и несут функцию статальных глаголов.

Таким образом, в описании портрета, содержащего непостоянные, возникающие время от времени признаки черт лица человека, используются чаще всего глаголы, которые обозначают динамичность. Постоянные признаки портрета выражаются главным образом именными формами, статальными глаголами. Но все эти глаголы функционируют со значением состояния, поскольку наблюдателем фиксируются синхронные явления.

Функционирование акциональных и статальных глаголов в описании-характеристике. О.А. Нечаева выделяет два вида признаков вышеуказанного жанра описания (2, с.75): 1) признаки, связанные с биографическими данными. Они опираются на факты из жизни человека, при этом не всегда требуют доказательств; 2) признаки, обозначающие черты характера и наклонности человека, которые в отличие от признаков первой группы нередко нуждаются в доказательствах. Проанализируем фрагмент текста:

Павлюк еще до войны был рядовым милиционером, три года воевал, вернулся с фронта с од-ной-единственной медалью и как ни в чем не бывало, только сменив форму, принялся снова охранять город. (М. Панин. Искупить нельзя.)

В этой характеристике человека с точки зрения его занятий сообщаются признаки, основанные на биографических данных, перечисляются определенные этапы в жизни человека. Конечно, в реальной жизни эти события происходят не одновременно, а следуют друг за другом с временными интервалами. Несмотря на то, что в данном примере перечисляются признаки, относящиеся к разным периодам в жизни героя, они характеризуют один субъект и воспринимаются как синхронные.

Данная характеристика содержит акциональные глаголы (воевал, вернулся), однако они функционирует со значением состояния, так как подчеркивается состояние субъекта: то он был в состоянии находившегося на войне, то в состоянии вернувшегося с войны (перфект), значение состояния преходящего характера. Такое описание является контаминированным.

Иногда в текстах встречаются сразу два вида описания - портретное описание и описание -характеристика. Например:

Этот Трифон Борисыч был плотный и здоровый мужик, среднего роста, с несколько толстоватым лицом, виду строгого и непримиримого. Ходил по-русски, в рубахе с косым воротом и поддевке, имел деньжонки значительные, Но и мечтал о высшей роли неустанно... Он арендовал у помещиков землю и сам покупал, а обрабатывали ему мужики эту землю за долг.Был он вдов и имел четырех взрослых дочерей. (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы.)

В данном примере дается подробное описание человека. Здесь наряду с именными формами (плотный и здоровый мужик, среднего роста, с толстоватым лицом, виду строгого и непримиримого), которые характерны для описания портрета, используются и акциональные глаголы.

Дадим характеристику глаголам, встречающимся в данном тексте. Глагол ходил, если его рассматривать изолированно, акциональный со значением перемещения самого субъекта. Однако в контексте данный глагол функционирует как статальный, поскольку обозначает состояние (Ходил по-русски = Носил русскую одежду). Глагол мечтал - статальный, обозначающий эмоционально-психическое состояние. Глаголы арендовал, покупал (у помещиков) - акцио-нальные со значением передачи материального объекта, в данном случае глагол характериза-ции. Глагол обрабатывали - акциональный, указывающий на конкретное физическое действие (характеризации). По преимуществу в этом описании употребляются акциональные глаголы, которые имеют статальное значение, потому что в контексте приобретают значение характеризации.

Рассмотрим пример характеристики с признаками второй группы:

Вернер человек замечательный... Он скептик и матерьялист..., а вместе с тем поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого..., но никогда он не умел воспользоваться своим знанием... Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом... (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.)

В приведенной характеристике называются внутренние черты характера Вернера. Данное описание сопровождается фактами в целях подтверждения того, что этот доктор - замечательный человек. Поскольку главный акцент говорящим сделан на характеризации душевных качеств Вернера, используются статальные глаголы различных подгрупп. Глагол изучал обозначает интеллектуальное состояние; глаголы насмехался, плакал - эмоционально-психическое состояние, глагол видел является глаголом сенсорного восприятия. Таким образом, с помощью

статальных и акциональных глаголов дается характеристика человека. Рассмотрим еще пример:

Юность и молодость его протекли беспорядочно: в гимназии он не доучился, попал потом в одну военную школу, потом очутился на Кавказе, выслужился, дрался на дуэли, был разжалован, опять выслужился, много кутил и сравнительно прожил довольно денег. (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.)

Эта характеристика с изменяемыми признаками сопровождается фактами (не доучился, выслужился, дрался и др.) для доказательства бесцельности прожитых лет Федора Карамазова. Важно отметить, что форма потом, а также сначала, затем свойственны повествованию. Следовательно, в таком описании признаки могут быть постоянными и временными, но незримыми. Возможно смещение признаков во времени (6, с.75). Поэтому такое описание-характеристику можно считать контаминированной. Вместе с тем у нас создается обобщенное представление о человеке, воспринимаемое как статичное. Хотя глаголы дрался, выслужился, кутил являются акциональными, обозначающими физические действия самого субъекта, в данном описательном контексте они функционируют со значением состояния.

Таким образом, употребление акциональных или статальных глаголов зависит от намерения говорящего. Если основное внимание наблюдателя направлено на характеристику внутренних черт характера человека, его качества, то используются статальные глаголы. Если человек характеризуется с точки зрения его занятий, то наблюдается частое употребление акциональных глаголов.

Итак, мы рассмотрели функционирование акциональных и статальных глаголов во всех разновидностях описательного типа речи. Особое внимание мы уделили семантическим особенностям акциональных и статальных глаголов в контексте художественных произведений. Примеры, взятые для исследования, свидетельствуют о том, что в описании, характеризующемся статичностью, акциональные глаголы, актуализируя один из признаков события (контролируемость/неконтролируемость, длительность/недлительность, активность/пассивность) «ведут» себя как статальные под влиянием общего контекста. Это наблюдается во всех описательных жанрах.

Литература

1. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М.В. Всеволодова. М., 2000.

2. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) /О.А. Нечаева. Улан-Удэ, 1974.

3. Булыгина Т.В. К построению типологии предикатов в русском языке /Т.В. Булыгина // Семантические типы предикатов. М., 1982.

4. Авилова Н.С. Вид залога и семантика глагольного слова /Н.С. Авилова. М., 1976.

5. Селивёрстова О.Н. Второй вариант классификационной сетки и описание некоторых предикатных типов русского языка /О.Н. Селивёрстова // Семантические типы предикатов. М., 1982.

6. Николаева Ж.В. Ситуативное (моментальное) описание, контаминированное описание и описание-характеристика /Ж.В. Николаева // Актуальные проблемы текста. Улан-Удэ, 1999.

Literature

1. Vsevolodova M.V. The theory of syntax. - M., 2000. - P. 502.

2. Nechaeva O.A. Fun types of speech (description, narration, discourse). - Ulan-Ude, 1974. - P. 260.

3. Bulygina T.V. To construction typology of predicates in the Russian language // The semantic types of predicates -M., 1982. - P.7-85.

4. Avilova N.S. The aspect of voice and the semantics of verbal word - M., 1976. - P.328.

5. Selivyerstova O.N. The second variant of classificational scale and the description some predicative types the Russian language // The semantic types of predicates - M., 1982.

6. Nikolaeva J.V. The situative (instantaneous) description, the contamination description and the description- characterization // The actual problems of a text. - Ulan-Ude, 1999. - P.75.

Санжеева Наталья Раднаевна, аспирантка кафедры русского языка Бурятского госуниверситета Адрес: 670042, г. Улан-Удэ, ул. Тобольская д. 65, кв.36

Sanzheeva Natalya Radnaevna, student of the post graduate course of chair of linguistic of the Buryat State University.

Address: Ulan-Ude, Tobolskaya str., 65-36

Tel: 8 (3012) 42-17-72; e-mail: nata plasma@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.