Научная статья на тему 'Особенности функционального состояния нервной системы у спортсменок с учетом специализации'

Особенности функционального состояния нервной системы у спортсменок с учетом специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
368
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ / АМПЛИТУДА / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / EEG / AMPLITUDE / PLAYING SPORTS / ATHLETICS / GENERAL PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лалаева Галина Сергеевна, Капилевич Леонид Владимирович

С целью изучения функционального состояния нервной системы у спортсменок с учетом их специализации и выявления особенностей ее функционирования было протестировано 25 студенток Томского государственного университета. Было выделено две основные группы: студентки, имеющие спортивные разряды и входящие в состав сборных команд университета (15 человек); контрольную группу составили студентки, занимающиеся на специализации общей физической подготовки (10 человек). Исследование было выполнено на программно-аппаратном комплексе для нейрофизиологического тестирования «Нейрон-спектр 3» («Нейрософт», Россия). При анализе результатов были выявлены статистически значимые различия в показателях максимальной амплитуды альфа-, дельтаи тета-волн в разных отведениях. Обнаруженные особенности функционального состояния нервной системы тестируемых, по всей вероятности, связаны с особенностями функционирования различных отделов головного мозга, где ведущую роль занимает кора больших полушарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лалаева Галина Сергеевна, Капилевич Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In order to study the functional state of female athletes nervous system based on their expertise and to identify the characteristics of its functioning 25 students of Tomsk St gate University were tested. Two main groups were selected. The first one is the students who train in various sports with sports categories and they are the members of the national teams of the University (15 girls). The second group consisted of students involved in specialization of general physical training (10 girls). The study was carried out on the software and hardware complex for neurophysiological testing «Neuron-range 3» («Neurosoft», Russia). Analyzing the results the authors revealed statistically significant difference in terms of the maximum amplitude of alpha, delta and theta waves in different leads. The observed features of the athletes nervous system functional state are associated with the peculiarities in functioning of various parts of the brain, where a leading role takes the cerebral cortex.

Текст научной работы на тему «Особенности функционального состояния нервной системы у спортсменок с учетом специализации»

УДК 612.8:796.012-055.2

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У СПОРТСМЕНОК С УЧЕТОМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

1 Г.С. Лалаева, 2Л.В. Капилевич 'Томский государственный университет, 2Томский политехнический университет E-mail: galinalalaeva@mail.ru

С целью изучения функционального состояния нервной системы у спортсменок с учетом их специализации и выявления особенностей ее функционирования было протестировано 25 студенток Томского государственного университета. Было выделено две основные группы: студентки, имеющие спортивные разряды и входящие в состав сборных команд университета (15 человек); контрольную группу составили студентки, занимающиеся на специализации общей физической подготовки (10 человек). Исследование было выполнено на программно-аппаратном комплексе для нейрофизиологического тестирования «Нейрон-спектр 3» («Нейрософт», Россия). При анализе результатов были выявлены статистически значимые различия в показателях максимальной амплитуды альфа-, дельта- и тета-волн в разных отведениях. Обнаруженные особенности функционального состояния нервной системы тестируемых, по всей вероятности, связаны с особенностями функционирования различных отделов головного мозга, где ведущую роль занимает кора больших полушарий.

Ключевые слова:

Электроэнцефалография, амплитуда, игровые виды спорта, легкая атлетика, общефизическая подготовка.

Введение

Нервная система управляет многообразной и сложной деятельностью всех органов и систем человеческого организма, регулирует все процессы, происходящие в нем. Она осуществляет связь организма с меняющимися условиями внешней среды. Без участия нервной системы, в первую очередь центральной нервной системы, нельзя выполнить ни одного физического упражнения. Благодаря нервной системе все органы работают согласованно, и человеческий организм представляет собой единое целое [1].

Занятия спортом благотворно влияют на центральную нервную систему, улучшают ее деятельность, так как в процессе спортивной деятельности в организме возникает большое количество условнорефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом [3, 7].

Для изучения физиологических механизмов регуляции двигательной активности у спортсменов наиболее интересными являются показатели, характеризующие функциональное состояние ЦНС. Для исследования функционального состояния нервной системы применяется широкий комплекс медицинских методов. Одним из основных методов исследования ЦНС является метод электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани c целью объективной оценки функционального состояния головного мозга [2, 6].

Целью данного исследования было изучение функционального состояния нервной системы у спортсменок с учетом специализации и выявление особенностей ее функционирования.

Лалаева Галина Сергеевна,

аспирантка факультета физической культуры Томского государственного университета. E-mail: galinalalaeva@mail.ru Область научных интересов: Лечебная физическая культура. Капилевич Леонид Владимирович, д-р мед. наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.

E-mail: kapil@yandex.ru Область научных интересов: физиология, нейрофизиология.

Организация и методы исследования

Исследование проходило с сентября по декабрь 2014 года на базе лаборатории ТГУ. В эксперименте приняли участие три группы студенток, обучающихся в Томском государственном университете в возрасте 17-20 лет, общее количество которых составило 25 человек. Было сформировано две основные группы, в которые включались студентки, тренирующиеся в различных видах спорта, имеющие спортивные разряды и входящие в состав сборных команд университета. Первую основную группу составили студентки, входящие в сборную команду по легкой атлетике - 7 человек, во вторую основную группу вошли студентки сборной команды университета по волейболу - 8 человек, а третью контрольную группу составили студентки, занимающиеся на специализации общей физической подготовки - 10 человек.

Студентки трех групп обладали различным уровнем двигательной активности. Так, члены сборной ТГУ по легкой атлетике посещали учебно-тренировочные занятия 6 раз в неделю с продолжительностью каждого занятия 2 часа. Продолжительность учебно-тренировочных занятий у студенток, входящих в сборную команду университета по волейболу, составляла также 2 часа, но 4 раза в неделю. Девушки, занимающиеся на специализации ОФП, посещали занятия по физкультуре 2 раза в неделю по 1,5 часа.

В анамнезе у обследованных спортсменок не было обнаружено травм и заболеваний ЦНС.

Исследование было выполнено на программно-аппаратном комплексе для нейрофизиологического тестирования «Нейрон -спектр 3» («Нейрософт», Россия). У каждой студентки в стандартных условиях (сидя с закрытыми глазами) регистрировалась ЭЭГ, электроды располагались в соответствии с международной схемой «10-20» (рис. 1). Изучаемые характеристики биопотенциалов мозга вычислялись для восьми отведений в четырех частотных диапазонах: дельта- (0,4-3,9 Гц), тета- (4,3-7,8 Гц), альфа- (8,2-12,9 Гц) и бета-(13,3-19,9 Гц) активности.

Статистическая обработка данных производилась при помощи программы 81ай8йса 8.0 фирмы 81а180Й. Так как проводился анализ двух независимых выборок, в которых был выявлен ненормальный вид распределения, использовался непараметрический критерий Манна - Уитни.

ичюы

Рис. 1. Международная схема наложения электродов при регистрации ЭЭГ «10 -20»

Результаты и обсуждение

Полученные результаты представлены в табл. 1. При анализе результатов были выявлены статистически значимые различия в показателях максимальной амплитуды альфа-, дельта- и тета-волн в разных отведениях (С3-А1, С4-А2; БР1-А1, БР2 -А2; 01-А1, 02-А2; Т3-А1, Т4-А2).

Альфа-волны имеют частоту колебаний от 8 до 12 Гц. Доминирование альфа -диапазона характерно для спокойного, умиротворенного, безмятежного состояния. Недостаток альфа-активности является показателем стресса, эмоциональной перегрузки, тревожного компонента депрессии [2, 5].

Тета-волны имеют частоту колебаний от 4 до 7 Гц. Тета-ритм иногда называют стресс-ритмом, или ритмом напряжения. У человека одним из ЭЭГ-симптомов эмоционального напряжения служит усиление тета -ритма с частотой колебаний 4-7 Гц, причем как при положительных, так и при отрицательных эмоциях [2, 4].

Дельта-волны имеют частоту от 0,1 до 4 Гц. При доминировании дельта-волн человек находится в глубоком сонном состоянии полной релаксации. В это время мозг выделяет больше всего гормона роста, а в организме происходят процессы самовосстановления [5, 8].

По данным исследования выявлено, что у спортсменок, занимающихся легкой атлетикой и волейболом, показатели максимальной амплитуды альфа-волны в отведениях С3-А1, С4-А2, БР1-А1, БР1-А2, 01-А1, 02-А2 превышают данные показатели студенток, занимающихся общей физической подготовкой. При этом в отведении С3-А1 и БР2-А2 у группы легкоатлеток показатель максимальной амплитуды выше по сравнению с группой волейболисток и ОФП.

Также были обнаружены достоверные различия в показателях максимальной амплитуды тета-ритма в отведениях С4-А2, БР2-А2, 01-А1, 02-А2: у спортсменок (группа легкой атлетики и волейбола) они оказались ниже по сравнению с группой студенток, занимающихся ОФП. Было выявлено, что показатель максимальной амплитуды тета-ритма у спортсменок легкоатлеток достоверно ниже в отведениях С4-А2, БР2-А2 по сравнению с данными показателями студенток, входящих в сборную команду по волейболу, и студенток, занимающихся на специализации ОФП.

Что касается показателей максимальной амплитуды дельта -волн, то здесь также были обнаружены статистически значимые различия между группами спортсменок и группой ОФП. У спортсменок, занимающихся легкой атлетикой и волейболом, данные показатели были выше по сравнению с группой девушек, занимающихся ОФП.

Обнаруженные особенности функционального состояния нервной системы тестируемых, по всей вероятности, связаны с особенностями функционирования различных отделов головного мозга, где ведущую роль занимает кора больших полушарий, а именно теменная доля, лобная доля и затылочная доля. В височной доле по изучаемым показателям статистически значимых различий между тестируемыми группами выявлено не было.

Таблица 1. Показатели электроэнцефалографии у спортсменок и студенток группы общей физической подготовки (ОФП)

Отведение Показатель Группы

ОФП X ± т Легкая атлетика X ± т Волейбол X ± т

С3-А1 дельта-ритм 5,4 ± 0,3 8,3 ± 0,7 10,5 ± 0,6*#

тета-ритм 2,7 ± 0,2 1,5 ± 0,7 1,3 ± 0,5

альфа-ритм 2,9 ± 0,5 3,5 ± 0,3 7,2 ± 0,4#

С4-А2 дельта-ритм 6,3 ± 0,3 9 ± 0,6 9,1 ± 0,3*

тета-ритм 2,1 ± 0,4 1,2 ± 0,4 0,4 ± 0,3*#

альфа-ритм 2,6 ± 0,5 6,5 ± 0,5 9,3 ± 0,7*#

БР1-А1 дельта-ритм 10,1 ± 0,2 14,1 ± 0,6 16,3 ± 0,5*#

тета-ритм 2,3 ± 0,1 2,0 ± 0,6 2,1 ± 0,7

альфа-ритм 4,1 ± 0,4 6,8 ± 0,8 6,5 ± 0,1*

БР2-А2 дельта-ритм 9,3 ± 0,6 12,3 ± 0,4 15,6 ± 1,0*#

тета-ритм 2,1 ± 0,4 1,0 ± 0,.6 0,4 ± 0,8*#

альфа-ритм 2,3 ± 0,8 5,7 ± 0,3 8,0 ± 0,6#

01-А1 дельта-ритм 5,2 ± 0,6 9,3 ± 0,5 14,2 ± 0,5*#

тета-ритм 2,1 ± 0,8 0,9 ± 0,2 1,0 ± 0,1*

альфа-ритм 4,1 ± 0,5 7,5 ± 0,3 10,0 ± 0,3*#

02-А2 дельта-ритм 5,8 ± 0,7 8,9 ± 0,4 11,7 ± 0,5*#

тета-ритм 2,2 ± 0,4 0,8 ± 0,7 0,7 ± 0,6*

альфа-ритм 5,2 ± 0,6 9,4 ± 0,2 15,2 ± 0,6*#

Т3-А1 дельта-ритм 4,7 ± 0,6 8,7 ± 0,4 12,8 ± 0,3*#

тета-ритм 2,8 ± 0,5 2,4 ± 0,5 2,6 ± 0,4

альфа-ритм 2,0 ± 0,3 2,3 ± 0,8 2,6 ± 0,7

Т4-А2 дельта-ритм 5,1 ± 0,6 9,0 ± 0,7 14,1 ± 0,6*#

тета-ритм 1,5 ± 0,2 1,3 ± 0,5 1,6 ± 0,7

альфа-ритм 1,4 ± 0,4 1,5 ± 0,6 1,3 ± 0,5

* - достоверность различий с группой ОФП, р < 0,05

# - достоверность различий между группами спортсменов, р < 0,05

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что у спортсменок в процесс обучения физическим упражнениям улучшается двигательная координация. При этом в совершенствовании координации движения большое участие принимают органы чувств, в особенности зрение (затылочная доля), осязание (теменная доля), а также мышечно-суставное чувство (лобная доля), благодаря которым образуются новые двигательные навыки, нарастает уровень тренированности, быстрота движения и длительность поддержания спортивной формы.

По данным исследования функционального состояния головного мозга студенток ТГУ выявлено, что девушки-спортсменки (группа легкоатлеток и волейболисток) по сравнению с группой студенток, занимающихся на специализации общей физической подготовки (ОФП), обладают лучшей пластичностью центральной нервной системы, т. е. способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям (различная обстановка), а также уравновешенностью процессов возбуждения

и торможения, уровнем психической устойчивости и степенью врабатываемости, что является

очень важными факторами в жизни организма человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова И.М. Мозг и нервная система человека // Иллюстрированный справочник. - 2009. -С. 87-91.

2. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография / Л.Р. Зенков и др. // МЕДпресс-форм. -2004. - С. 219-225

3. Королев С.К. Повышение эффективности управления подготовкой спортсменов, специализирующихся в восточных боевых единоборствах с позиции оценки нейрофизиологических характеристик: Спорт / Исследование / Биологические науки. - URL: http://100-bal.ru/sport/7460/index.html (дата обращения: 12.09.2014)

4. Макаренко Н.В. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы / Н.В. Макаренко и др. // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. - № 6. -С. 52-57.

5. Рыбина И.Я. Электроэнцефалография / И.Я. Рыбина и др. - СПб.: Логос. - 2004. - С. 32-35.

6. Стрельникова И.Ю. Психомоторные качества и успешность учебно-профессиональной деятельности // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - Т. 2. - № 2. -С.64-68.

7. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж.Х. Уилмор и др. -Киев: Олимпийская литература, 2001. - С. 22-25.

8. Устшова Т.Б. Особливосп оперативного сенсомоторного реагування у спортсмешв при рiзних типах метеоролопчних умов: Бiблiотека украшських автореферапв / Культура. Наука. Освгга. - URL: http://librar.org.ua/sections_load.php?s=culture_science_education &id=3966 (дата обращения: 13.04.2014)

Поступила 10.11.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.