Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНЧАЙЗЕР / ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кишкар Я.Ю., Савчук А.В., Володько О.В.

В статье рассмотрены теоретические аспекты франчайзинга. Определены основные преимущества и недостатки, присущие системе франчайзинга. Проведён анализ франчайзинговой системы в Республике Беларусь. Обозначены проблемы и перспективы развития франчайзинга Республики Беларусь на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FRANCHISING IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Theoretical aspects of franchising are considered in the article. The main advantages and disadvantages of the franchising system are identified. The analysis of the franchising system in the Republic of Belarus is carried out. Problems and perspectives of development of franchising of the Republic of Belarus at the present stage are outlined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 338

Кишкар Я. Ю. студент 3 курса факультет «Банковского дела»

Савчук А. В. студент 3 курса факультет «Банковского дела» УО «Полесский государственный университет» научный руководитель: Володько О.В.,

доцент Беларусь, г. Пинск ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация: В статье рассмотрены теоретические аспекты франчайзинга. Определены основные преимущества и недостатки, присущие системе франчайзинга. Проведён анализ франчайзинговой системы в Республике Беларусь. Обозначены проблемы и перспективы развития франчайзинга Республики Беларусь на современном этапе.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзи, франчайзер, договор франчайзинга, бизнес.

Kishkar Y. U. student

3 year, Banking Faculty Polessky State University Belarus, Pinsk Savchuk A. V. student

3 year, Banking Faculty Polessky State University Belarus, Pinsk Supervisor: Volodko O. V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FEATURES OF FRANCHISING IN THE REPUBLIC OF BELARUS Abstract: Theoretical aspects of franchising are considered in the article. The main advantages and disadvantages of the franchising system are identified. The analysis of the franchising system in the Republic of Belarus is carried out. Problems and perspectives of development of franchising of the Republic of Belarus at the present stage are outlined.

Keywords: franchising, franchisee, franchisor, franchising agreement, business.

Франчайзинг (от англ. franchising -"льготное предпринимательство") -это система отношений, в которой одна сторона - франчайзер -предоставляет другой стороне - франчайзи - право использовать имя,

технологии, секреты производства, ноу-хау, системную поддержку в бизнесе франчайзи, а франчайзи за пользование таким правом выплачивает франчайзеру часть своего дохода.

В качестве франчайзера обычно выступает крупная корпорация, которая передает другой стороне (франчайзи) право вести бизнес на платной основе под своей торговой маркой на определенный срок, а в качестве франчайзи (франшизополучателя) - небольшая организация, приобретающая у франчайзера право на осуществление коммерческой деятельности.

Франчайзер и франшизополучатель связаны между собой системой договоров, в основе которой лежит франшиза, которая представляет собой разрешение, выдаваемое франчайзером франчайзи, на осуществление деятельности в рамках франчайзингового соглашения.

Основными преимуществами франчайзинга для франчайзера являются: получение роялти или другой выгоды; высокая скорость развития сети; максимум возможностей развивать свой бренд; проникновение на новые рынки; более низкие издержки расширения на локальные, национальные и зарубежные рынки; высокая личная заинтересованность франчайзи в успехе франчайзера; возможность сконцетрироваться на развитии корневых компетенций; увеличенные продажи, в связи с более высокой активностью франчайзи по сравнению с наемным персоналом.

Для франчайзи наблюдаются следующие преимущества: использование марки, завоевавшей популярность и репутацию у пользователей; сохранение юридической самостоятельности; готовая маркетинговая стратегия; экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинг, реклама, поиск поставщиков и т. д.; доступность инноваций и новых технологий; поддержка со стороны опытного партнера.

В мире популярность франчайзинга во многом объясняется эффективностью и высокой устойчивостью вновь образующихся предприятий: по статистике, среди новых предприятий только 15% остаются на рынке за первые пять лет деятельности, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 8 из 10.

Что же касается франчайзинг в Республике Беларусь, то на сегодняшний день он только начинает своё становление на путь планомерного развития. Объясняется это тем, что законодательная база, необходимая для создания условий развития франчайзинга, в Беларуси была создана не так давно, лишь в 2005 году.

В 2011 году для популяризации и развития белорусского рынка франчайзинга, установления единых стандартов отношений франчайзинга, защищающих права и интересы участников этого рынка, была создана Ассоциация франчайзеров и франчайзи "Белфранчайзинг". Данная ассоциация ставит перед собой цель объединить тех, кто не просто решил использовать франчайзинг в своем бизнесе, но и заинтересован создавать, развивать и совершенствовать белорусский рынок франчайзинга[2].

Примерами перспективных белорусских франчайзинговых сетей являются: сеть магазинов «Мшавща»; магазины «Оранжевый верблюд» и Navy, сеть универсамов «Родны кут»; мастерская, по производству изделий из натуральной кожи «Кажан»; городские кафе «Pizza Smile», бургерная закусочная «Good Burger».

Для развития франчайзинга в Республике Беларусь необходимо осуществить ряд следующих мероприятий: развитие рынка недвижимости, так как большинство франшиз в сфере общественного питания, розничной торговли, бытовых услуг требует размещения в современных торговых центрах с большим потоком потенциальных клиентов; развитие системы информационной поддержки, обучающих программ по вопросам франчайзинга; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения для привлечения иностранных брендов на белорусский рынок, создание единого закона, регулирующего франчайзинговые отношения; поддержка развития франчайзинга кредитными организациями; предоставление целевых кредитов на приобретение франшиз малым бизнесом.

Исходя из того, что одной из первоочередных целей франчайзинга в среднесрочной перспективе является развитие малого и среднего бизнеса, то указанной проблеме необходимо уделить особое внимание.

Для создания наиболее благоприятной бизнес среды, способствующей развитию самого франчайзинга, а также малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, до 2030 года необходимо обеспечить следующее:

1) легкость открытия бизнеса;

2) устранение неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов;

3) правовую стабильность и прозрачность бизнес среды;

4) доступность и качество государственных услуг для бизнеса;

5) достижение равенства всех форм собственность.

Таким образом, для Республики Беларусь франчайзинг является резервом не только количественного роста предпринимательского сектора, но и повышения качества бизнеса, возможностей интеграции его субъектов в систему международных экономических связей.

Использованные источники:

1. Дешко, Е. Франчайзнг: быть в бизнесе самостоятельно, но не одному / Е. Дешко // Производственно-практический журнал. - 2015. - № 5 (113) май. -с. 10

2. Официальный сайт Ассоциации франчайзеров и франчайзи "Белфранчайзинг" / Режим доступа - http://belfranchising.by/ Дата доступа: 12.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.