Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1435
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ШОПЕН / ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА / ИСПОЛНЕНИЕ / ТУШЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аширбекова И.В.

Ф. Шопен - яркий представитель эпохи романтизма, композитор и пианист. На протяжении своей жизни он создал множество фортепианных произведений, внес огромный вклад в развитие репертуара для этого инструмента, сочиняя пьесы самых разных жанров. Обобщив тенденции музыкального романтизма, Шопен смог раскрыть многообразие фортепианной фактуры, создать выразительные типы нового фигурационного тематизма и «поющей» гармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА»

УДК 786.2

Аширбекова И.В.

преп. ДШИ «Родник» г. Москва, РФ

ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА

Аннотация

Ф. Шопен - яркий представитель эпохи романтизма, композитор и пианист. На протяжении своей жизни он создал множество фортепианных произведений, внес огромный вклад в развитие репертуара для этого инструмента, сочиняя пьесы самых разных жанров. Обобщив тенденции музыкального романтизма, Шопен смог раскрыть многообразие фортепианной фактуры, создать выразительные типы нового фигурационного тематизма и «поющей» гармонии.

Ключевые слова Шопен, фортепианная музыка, исполнение, туше.

Фредерик Франсуа Шопен (01.03.1810—17.10.1849) - один из ярчайших представителей эпохи романтизма в музыке в первой половине XIX века, композитор и пианист. Вся жизнь композитора была отдана работе. Она была целью и смыслом его существования, и до конца своих дней он был предан ей. Несмотря на то, что отец композитора был французом, и польское происхождение имела только его мать, Шопен очень любил Польшу. Вынужденно проживая в Париже, он мечтал вернуться на Родину. Неудивительно, что национальные элементы, особенности, присущие польской музыке проявляли себя во многих средствах музыкальной выразительности его произведений: мелодии, гармонии, форме и ритме. Свое образование композитор получил в Варшавском лицее, затем консерватории, которую с успехом окончил в 1829 году. После концертов в Вене он стал очень известен.

На протяжении всей жизни Шопен создал множество фортепианных произведений, внес огромный вклад в развитие репертуара для этого инструмента, сочиняя пьесы самых разных жанров, обобщив основные тенденции музыкального романтизма. Композитор создавал миниатюры и крупные (одночастные или циклические) формы. Он создал жанр романтической прелюдии, создал концертные этюды, вывел на новый уровень жанры ноктюрна и экспромта, «одухотворил» танцевальные жанры — мазурку, полонез, вальс. Кроме того, он создал инструментальную балладу, ставшую образцом романтической фантазии. Жанры польской музыки по-разному проявились в музыке Шопена и свойственных ему выразительных средствах (особенно ритме). На него оказали влияние польские народные танцы: мазур, куявяк, оберек, полонез, а также вальс, хорал, марш что способствовало особому многообразию музыкального содержания.

Особенно ценным создание репертуара для фортепиано стало в связи с тем, что именно в период жизни и творчества композитора фортепиано обрело окончательную конструкцию. На новом инструменте Шопен стал «революционером» фортепианной музыки, способствовав открытиям и завоеваниям этой сферы искусства. Великолепный пианист, Шопен играл невероятно. По воспоминаниям современников: «Его игра принимала характер совершенно особенный, какого бы жанра музыку он ни исполнял: музыку танцевальную или мечтательную, мазурки или ноктюрны, прелюдии или скерцо, вальсы или тарантеллы, этюды или баллады, - пишет Лист о пианизме Шопена. - Он им сообщал какой-то небывалый колорит, какую-то неопределенную видимость, какие-то пульсации, похожие на вибрации, которые не имели почти ничего материального, и были совсем невесомыми, действовали, как нам кажется, на наше существо помимо органов чувств» [4, 86].

Благодаря незавершенному труду «Фортепианная метода» [6] можно многое понять об

особенностях пианистического стиля Шопена для наилучшей интерпретации произведений композитора. В этом труде композитор особое значение придает проблеме звука и туше при игре на фортепиано. Основным для него всегда был художественный образ, воплощенный при помощи звуков, а техника была необходима лишь для передачи художественного содержания произведения. Композитор воспринимал ее как «сумму умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата» [3, 7]. Подобное понимание и соотношение технической и художественной сторон было свойственно и для этюдов Шопена. Композитор учил пианистов разумно относиться к звуку, «прививал основы своего пианизма: учил различным видам туше, певучести звучания, гибкости рук, плавности их перемещений по клавиатуре, владению различными динамическими градациями» [6, 26].

В связи с этими принципами, исполнителям Шопена было особенно трудно найти нужное звучание: оно должно было стать наиболее верным средством раскрытия необходимого художественного образа, мелодия в котором играет главную роль. Поэтому верхний голос в аккордах должен звучать более ясно, чем другие голоса. Нередко мелодия представляет собой пример «бесконечной мелодии», поэтому исполнитель должен стремиться играть ее на «широком дыхании», без дробления на более мелкие мелодические линии, из которых она состоит. Мелодия может состоять из многих «говорящих» интонаций, которые могут настроить исполнителя на то, чтобы отдельно «произнести» каждую фразу, придать ей законченную форму и вложить в нее интонации человеческой речи. Фортепианная музыка Шопена, отличается очень мелодична, гибка и пластична. В ней сочетается крупный штрих и тонкость отделки деталей, с общей поэтической одухотворенностью.

Композитор по-новому рассматривает аккорды, функциональное использование педали, полутонов и неаккордовых звуков, модуляций. Частое использование септаккордов, развитие и изменения в аккордах сделали возможным создание богатых музыкальных мелодий. Инновации Шопена в технике создания аккордов необычны, многие его идеи оказали сильное влияние на будущие поколения композиторов. При работе над большинством шопеновских произведений очень важным становится вопрос педализации, и в данном случае о нем нельзя не упомянуть. Необходимо непременное чувство меры и понимания особенностей шопеновской записи педали. Очень часто моменты смены и снятия педали приравнивались Шопеном к границам фразировки. Этим отчасти объясняется то, что он нередко проставлял прямую педаль. Шопеновская педаль говорит о реальной протяженности басов. Композитор, безусловно, применял все виды педализации: запаздывающую педаль, прямую, неполную (полу и четверть педаль). Но он избегал обозначения запаздывающей педали, не говоря о более тонких ее видах, предоставляя самому исполнителю определить время и степень ее нажатия, ясно понимая, что это тонкое и весьма сложное индивидуальное искусство.

Шопен смог раскрыть многообразие фортепианной фактуры, создать выразительные типы фигурационного тематизма и «поющей» гармонии. Поэтому при ясной мелодии важное значение имеет и «озвученная гармония»: аккорды, чаще всего, не «открыты» и «крикливы», а компактны и организованны, имеют не только гармоническое, но и смысловое значение. Важнейшей особенностью музыкального языка Шопена стало объединение разных, иногда ярко контрастных начал: симфонизма, присущего классикам и импровизационности, идущей от эпохи барокко, вокальной кантилены и инструментального начала; песенности и танцевальности одновременно; польской народной мелодики с ее диатоникой и итальянской утонченности с хроматизмами и ладовой переменностью.

Список использованной литературы:

1. Бэлза И. Фридерик Шопен. М., 1991.

2. Кремлев Ю.А. Ф. Шопен. Очерк жизни и творчества. Л.-М. 1949.

3. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. М., 1996.

4. Лист Ф. Шопен //. Как исполнять Шопена. М., 2009.

5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 6. М.: Классика-XXI, 1999.

6. Николаев В. А. Шопен — педагог. М., 1980.

© Аширбекова И.В., 2022

УДК 782.1

Панфилова В.В.

канд. искусствоведения, преп. ДШИ «Родник»

г. Москва, РФ

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ОПЕРЫ СЕРГЕЯ СЛОНИМСКОГО «МАРИЯ СТЮАРТ»

Аннотация

Определяющими для оперы «Мария Стюарт» С. Слонимского стали драма и трагедия. Черты стиля композитора объединились в этом сочинении с элементами шотландской культуры: балладность стала определяющей не только для жанра оперы в целом, но и для стиля - шотландский пласт объединил стилистику оперы общностью каденционных оборотов, ангемитонными ладами и шотландскими синкопами - scotch snap.

Ключевые слова

Сергей Слонимский, «Мария Стюарт», баллада, хоровая опера

Опера - сложный, синкретический жанр, изменяющий свой облик, «свое лицо» в различных эпохах, в новом художественном и стилевом освещении, но, вместе с тем, сохраняющий свои основные параметры, «живую сущность». Поэтому определение жанровой принадлежности оперных сочинений не может быть связано с единственным критерием, а требует многосоставности, анализа всех признаков, доминирующих в произведении.

Опираясь на классификацию О. Комарницкой, в своем исследовании я выделяю несколько важнейших составляющих в определении жанра оперы:

a - родовые признаки, типичные для сложившихся литературных жанров - драмы (трагедии), эпоса, сказки, лирики, комедии (сатиры);

b - жанровые типы оперы, исторически сложившиеся в музыкальном искусстве, среди них - drama per musica, опера seria, опера buffa, зингшпиль и многие другие;

c - дополнительные жанровые признаки, нередко указанные композитором на титульном листе партитуры.

а. Определяющими для оперы «Мария Стюарт» С. Слонимского стали драма и трагедия. Вероятно, решающим для подобного выбора стало то, что именно драма - как «высший род поэзии и венец искусства» [2, 13] - призвана воплощать изображение действия (по-гречески «драма» - действий, при этом для нее характерны экспрессивность, высокий эмоциональный накал происходящих событий и отсутствие повествовательности.

Для жанра драмы свойственны обстоятельства, необходимые для возникновения драматической борьбы. В. Волькенштейн отмечает: «Для того, чтобы человек пережил драму, нужны обстоятельства, которые как из кремня огонь, должны высечь из его души опасное пламя драматического действия» [1, 18]. Жизнь королевы Марии Стюарт, насыщена драматическими событиями, а в сюжете, положенном в основу оперы присутствуют три обязательных начала, выступающих жанровыми условиями драмы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.