Научная статья на тему 'Особенности формы медленных (средних) частей сонат Моцарта (из личного опыта анализа форм)'

Особенности формы медленных (средних) частей сонат Моцарта (из личного опыта анализа форм) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2242
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ МОЦАРТА / АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ / ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА / СОНАТНАЯ ФОРМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пылаева Наталия Вячеславовна

Статья посвящена анализу музыкальных форм медленных или средних частей фортепианных сонат великого Моцарта. В современной музыкальной культуре взаимопроникновение стилей, жанров и музыкальных форм уже давно не является открытием, а скорее нормой, соответствием требованиям времени. А вот во времена Моцарта «игра» с формами, их комбинирование, были на грани эксперимента, большой смелостью и новаторством. Поэтому Моцарта можно назвать композитором-новатором за его не «всегда классическое» отношение к музыкальной форме. И яркий тому пример средние части его фортепианных сонат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формы медленных (средних) частей сонат Моцарта (из личного опыта анализа форм)»

Список литературы

1. Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники. Музыка и современность. Вып. 6. М., 1969. С. 478—525.

2. Холопов Ю.Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество. Т. 1, 1973 М.: Советский композитор, 1984. 330 а

3. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. Сост. М. Друскин и А. Шнитке. М.: Музыка, 1975. 143 с.

4. Кремлев Ю. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. Л.: Музыка, 1970. 135 с.

5. Центр современной музыки при МГК имени П.И. Чайковского. Композиторы от А до Я. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ccmm.ru/index.php?page=composers&composer=webern&composer=webern/ (дата обращения: 21.03.2017).

6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/dictionary/lexicon-шndassic/artides/18/bulez.htm/ (дата обращения: 20.03.2017).

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ МЕДЛЕННЫХ (СРЕДНИХ) ЧАСТЕЙ СОНАТ МОЦАРТА (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА АНАЛИЗА ФОРМ)

Пылаева Н.В.

Пылаева Наталия Вячеславовна - преподаватель истории и теории музыки высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дошкольного образования Рыльская детская школа искусств Курской области, г. Рыльск

Аннотация: статья посвящена анализу музыкальных форм медленных или средних частей фортепианных сонат великого Моцарта. В современной музыкальной культуре взаимопроникновение стилей, жанров и музыкальных форм уже давно не является открытием, а скорее нормой, соответствием требованиям времени. А вот во времена Моцарта «игра» с формами, их комбинирование, были на грани эксперимента, большой смелостью и новаторством. Поэтому Моцарта можно назвать композитором-новатором за его не «всегда классическое» отношение к музыкальной форме. И яркий тому пример - средние части его фортепианных сонат. Ключевые слова: фортепианные сонаты Моцарта, анализ музыкальных форм, трёхчастная форма, сонатная форма.

...гений и есть та продуктивная сила, что даёт возникнуть деяниям, которым нет нужды таиться от бога и природы, а, следовательно, они не бесследны и долговечны.

Таковы все творения Моцарта.

В них заложена животворящая сила, она передаётся из поколения в поколение, и её никак не исчерпать, не изничтожить

Г. Аберт

«Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке» [2, с. 126].

Творчество Моцарта широко и многогранно: это оперы, симфонии, а также фортепианные произведения, в том числе и сонаты. Композитор писал их на

протяжении всей своей жизни. Но даже ранние сонаты не уступают зрелым в тонкости и мастерстве.

Темы, которые использует Моцарт, очень разнообразны - от блестящих, жизнерадостных, до печальных, почти трагических. Обычно Главные темы носят характер бодрый, уверенный, но иногда с лирическими эпизодами. Побочные партии чаще элегические, даже несколько печальные.

В результате своей личной практики анализа форм медленных (средних) частей сонат Моцарта, я пришла к выводу, что столь великое разнообразие тем композитор «встраивает» в нестандартные для вторых частей сонат формы. Можно сказать, что он «экспериментирует» с формой, в результате чего получаются интересные смешанные варианты.

Вообще, Моцарт тяготел к сонатности. Эта форма для него, видимо, была особенно привлекательна, так как она не только способна к воплощению контрастных сопоставлений тем, интенсивному их развитию, но и к столь же чётко организованной структуре. Так из 19 сонат в медленных частях он использует сонатную форму в восьми сонатах. Это: № 1 С-dur, № 2 F-dur, № 3 B-dur, № 5 G-dur, № 8 a-moll, № 12 F-dur, № 13 B-dur, № 15 F-dur.

Тяготение к индивидуальной неповторимости повлекло за собой тенденцию к индивидуализированной трактовке композиционных форм. В результате этого сонатность проникает в другие формы, например, в сложную трёхчастную, в двойную трёхчастную.

Рассмотрим некоторые яркие примеры проникновения форм в сонатах Моцарта.

Соната Es-dur, K. № 282. Вторая часть сонаты (B-dur) представляет собой два менуэта, которые образуют сложную трёхчастную форму.

Менуэт I имеет простую 3-х частную форму. Первая часть: 12 тактов, повторённый период, модулирующий в тональность доминанты (F-dur).

Вторая часть: 6 тактов. Носит менее устойчивый характер. Цепь D7- Т: D7 - C-dur, D7 - B- dur. Третья часть - происходит повторение первой части в основной тональности B-dur, т. е. без модуляции, но с дополнением. Количество тактов 14, 12 + 2 дополнение, которое является кадансовым закреплением. В голосоведении используется приём вертикальной перестановки голосов в начале репризы. Вторая и третья часть повторяются вместе.

Менуэт II представляет собой миниатюрную сонатную форму. Экспозиция состоит из двух тем. Главная партия (в дальнейшем - Гл.п.) - Es-dur, 8 тактов, незамкнутый период, так как оканчивается на D. Побочная партия (в дальнейшем - П.п.) -восьмитактовый период в тональности доминанты B-dur. Экспозиция повторяется.

Разработочный эпизод - восьмитактовый период, основан на элементах Г. п. экспозиции, тонально неустойчив. Реприза: Г.п. 8 тактов - незамкнутый период, П.п. -8 тактов в Es-dur.

Затем опять повторяется Менуэт I, образуя трёхчастную композицию. Таким образом, во втором менуэте как бы сочетаются черты сонатности, а с другой стороны - трёхчастности. Причём сонатность как бы преобладает (типичный тональный план).

Ещё один пример сочетания двух форм - это менуэт из всем известной сонаты A-dur, К. № 331. Здесь композиция представляет собой сложную трёхчастную форму Менуэт -Трио - Менуэт, где Менуэты - миниатюрная сонатная форма. Рассмотрим подробнее.

Менуэт - I часть. Гл.п. идёт в тональности A-dur, 10 тактов. Связующей партии нет. П.п. представляет 8 тактов, в тональности доминанты E-dur. Разработка основана на элементах главной партии, заканчивается в E-dur. В репризе главная и побочная партии идут в основной тональности A-dur, количество тактов не изменилось. Трио (середина) представляет собой простую трёхчастную форму, где 1-я часть- 16 тактов в D- dur, 2-я часть 20 тактов в A-dur, 3-я часть 16 тактов в D-dur реприза, 2-я и 3-я части повторяются вместе взятые.

Таким образом, в крайние части менуэта проникает сонатность. Хотя можно указать и черты трёхчастности, но сонатность в данном случае преобладает.

92

Ещё один образец: Соната № 9 D-dur, K. № 311, часть Andantino con espressione G-dur. Это пример двойной трёхчастной формы с элементами сонатности. Её общая схема АВАВ1А. Часть А представляет собой повторённый период 12 тактов G -dur. Потом между А и следующей частью идёт 4хтактовая модулирующая связка из G-dur в A-dur, которая равна D последующего D-dur. Часть В основана на элементах раздела А, проходит в тональности D-dur. Ведущий тип изложения - разработочный, количество тактов - 22. Затем опять возвращается часть А 12 тактов, но период уже не повторяется. Тональность основная - G-dur. В1-22 такта, происходят некоторые вариационные изменения, тональность G-dur. А - 12 тактов + 8 тактов дополнение. Так, в этой форме явно наблюдается проявление сонатности: это тональный план, тематический язык и т. д.

Но кроме таких форм, в медленных частях своих сонат Моцарт использует и другие интересные формы.

Рассмотрим сонату №7, К.№ 309 C-dur. Вторая часть - Andante, un poco Adagio - F-dur представляет собой простую двухчастную форму с варьированным повторением частей. У Мазеля это называется рассредоточенным вариационным циклом.

Вот общая схема части. I часть - это период 8 + 8 тактов («а» - первое предложение + «а1» - второе предложение), далее идёт вариационное повторение периода 8+8 тактов («а2» - первое предложение + «а3- второе предложение). II часть (середина и реприза) - 12 тактов + 8 тактов («в» - середина в тональности D + «а4» -варьированная реприза второго предложения), далее идёт варьированное повторение II части -12 тактов + 12 тактов («в1» - варьированная середина + «а5» - реприза второго предложения, варьированная и расширенная на 4 такта).

В данном случае роль вариационности особенно велика, так как и первая реприза простой двухчастной формы (а4) тоже не буквально, а варьированно повторяет одно из предложений первого периода. Поэтому если в приведённой выше схеме условно принять начальное восьмитактовое предложение (а) за «тему», то во всей форме можно обнаружить 5 видоизменённых повторений «темы», дважды перемежаемых материалом середины (в, в1). Но как ни существенна здесь вариационность, всё же основным типом формы в данном случае является простая репризная двухчастная форма.

Рассмотрим ещё один пример интересной формы в части Adagio сонаты № 12 К.332 F-dur (B-dur). Она представляет собой сонатную форму без разработки.

Строение экспозиции: Г.п.- период- 4 такта B-dur + 4 такта b- moll, П.п.-модулирует в тональность F-dur. Затем небольшая связка 2 такта вновь приводит к репризе, где Г.п. и П.п проводятся уже в основной тональности B-dur. И как дополнение - закрепление тоники ещё 2 такта.

Таким образом, Моцарт настолько тонко воспринимает форму, смело вводит разнообразные нетрадиционные формы, что это даже не вполне характерно для классического периода в истории музыкального искусства. «Форма для него - не застывший образец, не мёртвое правило. Напротив, как нечто живое, она создаётся заново вместе с каждым новым произведением искусства и неразрывна с ним и его внутренней жизнью» [1, с. 426]. Именно великий Моцарт закладывает основы смешанных форм, которые потом распространились в XIX веке в творчестве таких композиторов, как Шопен, Лист и других.

Список литературы

1. Аберт Г. В.А. Моцарт. Часть вторая. Книга вторая. М.: Музыка, 1985.

2. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. II. Изд. IV. М.:

Музыка, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.