УДК 94
Якушева Екатерина Геннадьевна,
аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «ЖЕНСКОЙ» ЖУРНАЛИСТИКИ В РАМКАХ ПРОГРЕССИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В США (РУБЕЖ XIX - НАЧАЛО XX В.)
В статье исследуется вклад женщин-журналисток в прогрессивное движение в США. С помощью прессы как основного источника показано, что именно со страниц газет начиналась борьба за изменения в американском обществе.
Yakusheva Ekaterina Gennadyevna,
Postgraduate Student, Chair of Modern and Contemporary History of European and American Countries, Department of History, Moscow State University after M.V. Lomonosov [email protected]
FEATURES THAT SHAPED WOMEN’S JOURNALISM WITHIN THE FRAMEWORK OF AMERICAN PROGRESSIVE MOVEMENT AT THE TURN OF THE XIX TO XX CENTURIES
The paper explored a contribution made by women journalists to the progressive movement in the United States. The press as the main source has shown that struggling for the civil rights in American society started on the pages of newspapers.
Ключевые слова: женщины, прогрессизм, США, пресса. Key words: women, progressive movement, United
States, press
Движение, получившее в исторической науке термин «прогрессивная эра», зародилось в 90-е гг. XIX вв. в США и бурно развивалось вплоть до вступления страны в Первую мировую войну [1, с. 1]. Оно было связано с борьбой различных слоев общества за решение социальных, экономических и политических проблем. Крупнейшие политические и общественные деятели требовали от государства принятия необходимых мер по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, ужесточения контроля над распространением алкогольной продукции и улучшения условий жизни малоимущих слоев населения. Их беспокоили вопросы избирательного права, здравоохранения, образования, местного и государственного управления. Как отмечал основатель знаменитого либерального журнала «New Republic» Г. Кроули, «прежде чем добиться справедливости, американцы должны поверить в ее существование, иначе всё будущее страны окажется под угрозой» [2, c. 21].
Далеко не последнюю роль в массовом движении за демократизацию американского общества сыграли женщины, которым впервые за несколько столетий представился шанс не только обрести избирательное и имущественное права, но и быть услышанными широкой аудиторией. Даже самые ярые противники их равноправия не могли не признать, что влияние прекрасного пола было ощутимо во всех областях жизни общества: политике, образовании, литературе и культуре. В начале XX в. в женском движении существовали три идейнополитических направления: тред-юнионское движение женщин-работниц, суфражизм и объединение американок в форме клубов [3, c. 5-21]. Подобные женские сообщества активно появлялись как в небольших городках, так и в огромных мегаполисах, привлекая всё больше новых сторонниц: в 1890 г. в их рядах насчитывалось 500 тыс., а через 2 десятилетия уже 2 млн чел. [4, c. 132].
Крупнейшие газетные империи, идя навстречу пожеланиям женщин, не раз поднимали на страницах своих изданий многие интересовавшие их злободневные проблемы. Так, создатель «желтой» прессы Дж. Пулитцер не остался безучастным к суфражизму, став одним из лидеров в создании газеты, которая могла заинтересовать как мужчин, так и женщин. На страницах «New York World» появились одни из первых женских рубрик, а ведущие журналистки газеты каждую неделю представляли на суд читателей свежие истории из жизни города.
С усилением роли женщин в американском обществе возросли требования читательниц к изданиям периодической печати. Газеты, выполняя их социальный заказ, стали публиковать материалы с расчетом на запросы домохозяек: в их числе - сентиментальные любовные истории, анонсы о поступлении новых товаров в магазины и очередных распродажах, сведения о театральных постановках, биографии актеров и актрис, а также рецепты здоровой пищи и секреты красоты. Информация для дам содержалась не только в вечерних и воскресных выпусках, но и в утренних изданиях, рассчитанных на привлечение их интереса. Парадоксально, но большую часть «женских» материалов готовили мужчины, профессия
журналиста оказалась закрытой для самих женщин, которым, согласно викторианской этике, приписывалась роль «хранительницы домашнего очага».
В 1870 г. в США проводилась IX по счету перепись населения. Для журналистов Америки она оказалась своеобразной вехой, когда впервые было проведено разграничение работников прессы по половому признаку. Согласно полученным данным, в стране насчитывалось менее 1% женщин-журналисток. Все они были хорошо образованны и начитанны, являясь представительницами среднего класса. Однако нередко их карьера длилась до того момента, пока они не связывали себя узами брака. Как только журналистки выходили замуж, они бросали профессию и всецело посвящали себя семейной жизни. Правда, были и исключения из правил: так, будучи замужней дамой, Дора Санки стала первой в 1876 г. женщиной, принятой в «Ассоциацию редакторов и издателей Миссури». До этого она помогала своему мужу в управлении местной еженедельной газетой, получив при этом необходимый опыт для дальнейшего продолжения карьеры. Практика, когда жены редакторов сами становились журналистами, оказалась весьма распространенной в Миссури: только за последующие несколько лет десяток женщин пополнили журналистские ряды [5, c. 1].
К 1900 г. число женщин, избравших своей профессией журналистику, увеличилось в 7 раз, по сравнению с 1870 г. [6, c. 169-170]. Тем не менее, присутствие представительниц слабого пола в печатном деле все еще ставилось под сомнение. Так в 1901 г. на страницах издания «Ladies’ Home Journal» появилась статья под красноречивым названием: «Найдется ли для женщины место в газетном бизнесе?». В ней автор рассуждал о целесообразности принятия женщин в штат печатных изданий, подвергая критике их профпригодность. Он утверждал, что со своей работой они справлялись хуже коллег-мужчин, а их чрезмерная эмоциональность шла во вред объективному освещению событий. Однако процесс феминизации печатного дела набирал обороты: к началу ХХ в. многие женщины-журналистки на постоянной основе сотрудничали с различными печатными изданиями. Недаром именно их поколение исследователь Ишбель Росс образно назвала «девушками с первой полосы» [7, c. 3].
Именно тогда редакторы крупных газет стали давать журналисткам задания, направленные на привлечение женской аудитории. Им предстояло вести рубрики, посвященные популяризации домашнего хозяйства, моды и основ стиля среди своих современниц. Они активно общались с читательницами в зарождавшихся в то время колонках с советами. Так, рубрику «Красота и здоровье» в газете «World» долгие годы с успехом вела Айерс Харриет Хаббард. По ее мнению, современная женщина должна была не только стремиться к экономической независимости, но и помнить о своей внешности. Вот почему она подробно рассказывала женщинам о методах борьбы с морщинами и способах эффективного похудения [8, c. 35, 11]. В ее рубрике часто публиковались рецепты приготовления всевозможных кремов: для устранения веснушек, улучшения цвета кожи лица, укрепления волос [9, c. 2, 11, 2, 9].
Рубрикой «мудрый совет женщинам» в газете руководила Маргарет Кент. В еженедельной колонке, которую она вела, читательницы получали советы практического характера: как достичь успеха в профессии, добиться взаимопонимания с родными и близкими, найти счастье в личной жизни. Журналистка всячески поощряла инициативных женщин, стремившихся получить образование и устроиться на работу, поэтому она рассказывала им не только о престижных профессиях певицы, актрисы и поэтессы, но и о таких прозаических занятиях, как воспитательница в детском саду, сотрудница полиции, медсестра, стенографистка, продавщица [10, c. 9,9, 2, 2, 4, 11]. Она без устали повторяла в своих советах, что если «ты действительно амбициозна, обладаешь рвением к учебе, то нет ни одной причины, чтобы тебе не преуспеть на профессиональном поприще» [11, c. 9].
У.Р. Херст не отставал от своего конкурента: вечерние номера «Journal» с 1898 г. радовали читательниц еженедельными колонками журналистки Мэри Мэннинг, которая выступала под псевдонимом Беатрис Фэрфакс [12, c. 38]. Она выбрала себе имя Беатрис в честь героини одного из популярных произведений Данте, а фамилией послужило название места, откуда журналистка была родом. Первый выпуск колонки сопровождался девизом «она подскажет вам выход из любовных передряг». Автор признавала, что молодым людям и девушкам зачастую нужен совет личного характера, но им не к кому обратиться. Вот почему она, как образованная и опытная женщина, брала на себя ответственность и впредь помогать
неискушенным сердцам [їЗ, c. 2]. Подобные рубрики, зародившиеся по инициативе реформаторов более века назад, дошли до нашего времени: на страницах популярных глянцевых журналов ведущие эксперты моды и стиля неустанно отвечают на вопросы, а профессиональные психологи помогают читательницам разрешить проблемы личного характера. Правда, произошла детализация колонок по тематике, но сами они продолжают оставаться на волне популярности.
Однако не все начинающие журналистки соглашались работать в дамских рубриках, несмотря на их непрекращающийся спрос у читательской аудитории. Многие из них, вдохновленные идеалами демократического движения по реформированию общества, пытались пробиться в газеты с помощью материалов сенсационного и разоблачительного характера. Они были готовы пойти на любую хитрость или обман ради получения информации, достойной первой полосы. Придумывая себе вымышленные имена, они проникали в тюрьмы, цирки, больницы, залезали в клетки к животным, садились за штурвал самолета и осваивали автомобиль. Так, зародился «трюковой репортаж», который вобрал в себя черты журналистского расследования и мелодраматических историй из жизни простых людей. Герой такого исследования примерял на себя какую-то социальную роль и затем, побывав «в шкуре» своего героя, делал об этом сенсационный репортаж.
Первопроходцем этого нового для журналистики жанра считается Нелли Блай, которая однажды призналась, что всегда была «слишком нетерпелива, чтобы работать на тех должностях, которые были отведены женщинам в газетах» [ї4]. Популярность ей принесли два известных сюжета, вызвавших волну читательского интереса к газете «World», с которой длительное время сотрудничала журналистка. Первый из них относился к событиям ї887 г., когда после стажировки в «Pittsburgh Dispatch» она получила работу в «World» в качестве «трюкового» репортера. Девушка притворилась сумасшедшей, чтобы проникнуть в психиатрическую клинику на о. Блэкуэлл-Айланд г. Нью-Йорк, где провела ї0 дней, а затем написала громкую статью о беспорядках, царивших в лечебнице: речь шла об ужасающих тюремных нравах, несъедобной пище и оскорблениях больных медицинским персоналом. Реакция властей на опубликованный в газете материал последовала незамедлительно. Присяжные приступили к расследованию вскрывшихся при содействии Блай злоупотреблений: они наказали виновных и рекомендовали властям штата выделить дополнительные средства для ухода за душевнобольными. Таким образом, разоблачение журналистки не только не осталось без внимания, но и вызвало ответную реакцию властей. Впоследствии именно такие громкие истории, помещенные на передовицах газет, помогали прогрессивному движению информировать население о накопившихся в обществе проблемах и заставлять «власть имущих» работать над их разрешением.
Вторая знаменитая статья с участием Блай берет свое начало ї4 ноября ї889 г., когда она покинула Нью-Йорк, чтобы повторить путь Филеаса Фогга, героя романа писателя Жюль Верна «Вокруг света за восемьдесят дней». Руководство «World» поддерживало интерес публики к этому кругосветному путешествию ежедневными статьями. Оно также выделило деньги для проведения конкурса, по условиям которого счастливчик, точнее других угадавший, за какое время Нелли обогнет земной шар, выигрывал поездку в Европу. Пока аудитория строила догадки, Нелли пересекала океаны и континенты на кораблях и поездах, в рикшах и сампанах. Журналистка даже посетила самого Жюль Верна в надежде взять у него интервью, но тот ответил отказом [ї5, c. 161].
На последнем отрезке пути отважной журналистки редакция «World» оплатила ей переезд из Сан-Франциско в Нью-Йорк на специальном поезде как знаменитости: не случайно, повсюду ее встречали флагами, ревом духовых оркестров, песнями, криками и фейерверками. Путешествие Блай вокруг земного шара составило 72 дня, 6 часов, її минут и ї4 секунд, таким образом, рекорд литературных персонажей был побит. Жюль Верн даже прислал в редакцию телеграмму, в которой признавал, что был неправ, когда проигнорировал просьбу журналистки о встрече.
Начинания Блай активно заимствовали современницы: например, с ней часто сравнивали Энни Лоури, сотрудницу газеты «San Francisco Examiner» и журналистку Аду Патерсон из «St. Louis Republican», которую молва окрестила «наша Нелли Блай на Западе» [ї6, c. 2ї8]. Как и их знаменитая коллега, они участвовали в создании разоблачительных материалов о различных правонарушениях, происходивших в повседневной жизни американцев. Интересно, что первым
объектом внимания Энни Лоури тоже стала психиатрическая клиника. Притворившись сумасшедшей, она проникла в лечебницу, где слухи о жестокости и унижениях больных со стороны медперсонала также подтвердились. Как только ее правдивый очерк напечатал «Examiner», штат больницы был обновлен, а губернатор Калифорнии поручил властям навести порядок во всех городских учреждениях. Таким образом, женщинам-корреспондентам было суждено стать одним из феноменов «прогрессивной» эры, поскольку и благодаря их скандальным разоблачениям вскрывались наболевшие проблемы общества.
В период расцвета прогрессизма новую жизнь получили очерки о рядовых обывателях, на которых специализировалась целая когорта репортеров, называемых в народе «рыдающими сестрами». Такой образ закрепился за ними в ходе процесса над Гарри Соувом, обвинявшимся в убийстве любовника своей жены. Журналисткой, освещавшей это скандальное дело в гезете Херста, была Уинифрид Боунфилс, вставшая на защиту женщины, столкнувшей мужчин друг с другом. Проявление подобной необъективности осудили коллеги-мужчины, которые и придумали подобную метафору продолжательницам подобного рода репортажей [12, c. 34]. По их мнению, мелодраматизм, слезливость и преувеличение масштаба описываемых событий порочили престиж профессии, поскольку истинный журналист должен быть объективным, вне зависимости от своего личного отношения к ситуации, и предлагать обществу правдоподобное освещение событий.
Широкий общественный резонанс получили разоблачительные репортажи. К примеру, Ида Тарбелл, ставшая благодаря своим статьям символом прогрессизма, расследовала махинации крупного нефтяного магната Джона Д. Рокфеллера. Серия ее статей была напечатана в журнале «McClure’s» в 1903 г. Спустя год они вошли в книгу под названием «История Стэндард Ойл Компани», ставшей первым журналистским расследованием, достигшим статуса национального бестселлера. Тарбелл удалось выявить связь компании с госаппаратом и политическими кругами, а также показать опасность бесконтрольной деятельности монополий для экономики страны. Подобная информация нанесла серьезный ущерб репутации магната Д. Рокфеллера. Чтобы дать отпор «наглой» журналистке, он нанял ее собрата по перу, известного журналиста Айви Ли, который выпустил серию статей в поддержку предпринимателя. В своих материалах он сделал акцент на личных качествах Рокфеллера, представив его американскому народу как приличного семьянина и честного гражданина. Ли удалось частично оправдать бизнесмена в глазах общественности, однако правительство не поддалось на уловки прессы. Результатом расследования Тарбелл стало решение Верховного суда США от 1911 г. о принудительном разделе «Стэндард Ойл» на 34 самостоятельных компании [17, c.12].
После скандальных публикаций в «McClure’s Magazine» Тарбелл перешла в другой журнал - «American Magazine», где проработала до 1915 г., став автором нескольких книг, в том числе биографий Наполеона и Линкольна. Парадоксально, но она ратовала за традиционный взгляд на место женщины в мире, считая себя исключением из правила. Вскоре после триумфа на журналистском поприще она опубликовала серию статей, в которых призвала представительниц прекрасного пола отказаться от карьерных стремлений и вернуться к своей исконной роли «женщины-матери» [18, c. 218-219]. В книге «Искусство быть женщиной», которая вышла в 1912 г., она осуждала феминисток, призывавших «слабый» пол искать свое место в бизнесе и политике. По ее мнению, роль хозяйки домашнего очага являлась столь же естественной для женщин, как и лидирующие позиции мужчин во всех остальных сферах общества. Тем женщинам, которые считали себя «особенными», Тарбелл предлагала не делать упор на половую принадлежность, а добиваться поставленных задач и доказывать свой профессионализм мужчинам на работе, а не на митингах [19]. Подобные заявления, исходившие от одной из самых успешных журналисток Америки, удивили даже ее коллег-мужчин. Но объяснение подобной позиции могло быть связано с неустроенностью личной жизни Иды, и, возможно, именно поэтому она пыталась предостеречь юные создания об опасностях слепого следования за призывами к эмансипации, что и произошло с ней в молодости.
У женщин, пополнивших в конце XIX - начале XX в. ряды собратьев по перу, была разная профессиональная судьба. Многие из них выбирали самый доступный из предложенных путей в журналистике и занимались знакомым им с детства домоводством в рамках тематических страниц в журналах и газетах. И только небольшая их часть (И. Тарбелл, Н. Блай и др.)
прославилась с помощью громких разоблачений всевозможных жуликов и воров. Впоследствии журналистов, которые проводили расследования в различных сферах общественной жизни и предавали огласке прегрешения «власть имущих», начали называть «разгребателями грязи» (muckrakers). Их деятельность стала символом прогрессивной эры и импульсом для принятия местной и федеральной властью различных законов, направленных на улучшение жизни населения США. Женщины-журналистки, способствующие изменениям в жизни рядовых американцев, стали примером для коллег по цеху и вдохновляли многие поколения своих последовательниц.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Frankel N. Gender, Class, Race, and Reform in the Progressive Era. University Press of Kentucky, 1991.
2. Croly H. The Promise of American Life. Cambridge (Mass.), 1965.
3. Садовникова О.А. Женское движение в борьбе за гражданские и политические свободы в США (начало XX в.). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. - М., 2007.
4. Каспи А. Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона». 1919-1929. - М., 2008.
5. Saltzman J. Sob Sisters: The Image of The Female Journalist in Popular Culture. University of Southern California, 2003.
6. Ross I. Ladies of the Press. Arno Press, 1974.
7. Winfield B.H. Journalism, 1908: Birth of a Profession. University of Missouri Press, 2008.
8. World. December 6, 1896. P.35; January 3, 1897. - P. 11. URL: http:llwww.fultonhistory.com (дата обращения
21.06.2013).
9. World. February 26, 1899. - P. 2; November 5, 1899. - P. 11; March 5, 1899. - P.2; November 26, 1899. - P. 9; January 22, 1899. - P. 2. URL: http:ll www.fultonhistory.com (дата обращения 21.06.2013).
10. World. March 18, 1900. - P. 9; March 25, 1900. - P. 9; March 5. 1899. - P. 2; April 2, 1899. - P. 2; March 26, 1899. - P. 2; July 30. 1899. - P. 4; July 2, 1899. - P. 11. URL: http:llwww.fultonhistory.com (дата обращения
21.06.2013).
11. World. March 18, 1900. - P. 9. URL: http:llwww.fultonhistory.com (дата обращения 21.06.2013).
12. Gudelunas D. Confidential to America: Newspaper Advice Columns and Sexual Education. New Jersey, 2008.
13. Olson L. Dear Beatrice Fairfax..// American Heritage. Vol.43. May-June 1992. Issue 3.
14. Нелли Блай Онлайн URL: http:llwww.nellieblyonline.comlexcerpts (дата обращения 23.06.2013).
15. Лучинский В.Ю. Формирование концепции «нового журнализма» и фигура Джозефа Пулитцера // Мифы и реалии американской истории в периодике XVIII - XX вв. Т.2. - М., 2009.
16. Lutes J. Into the Madhouse with Nellie Bly: Girl Stunt Reporting in Late Nineteenth-Century America ll American Quarterly. Vol.54. № 2. June. 2002.
17. Гаков В. Цепные псы американской демократии // Деньги. № 3 (408).
18. Stinson R. Ida M. Tarbell and the Ambiguities of Feminism ll Pennsylvania Magazine of History and Biography. Vol. 101. № 2. April. 1977.
19. Weinberg S. Ida Tarbell: A Reporter’s Life. URL: http:llaliciapatterson.orglstorieslida-tarbell-reporters-life (дата обращения 27.06.2013).