и спорт в современном образовании: методология и практика. Кн. 1 / Воен. ин-т физ. культуры. -СПб., 1993. - С. 138-141.
6. Федоров, В.Г. Научно-теоретические основы построения физической подготовки курсантов вузов в системе непрерывного военно-физкультурного образования / В.Г. Федоров // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : сборник статей / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1994. - С. 11-15.
7. Федоров, В.Г. Систематизация профильных компетенций специалистов физической культуры / В. Г. Федоров // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития : сборник статей / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2010. - С. 12-18.
8. Шейченко, В.А. Перспективы развития непрерывного военно-физкультурного образования / В.А. Шейченко, В.Г. Федоров // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : сборник статей / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1994. - С. 3-6.
REFERENCES
1. Mironov, V.V., Sachenko V.A., and Fedorov, V.G. (1994), "Substantiation of the concept of lifelong learning of the heads of physical training in educational institutions MO of the Russian Federation", Military training and physical training: collection of articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 7-11.
2. Mironov, V.V. and Fedorov, V.G. (1994), "Pedagogical aspects of perfection of system of continuous military physical education", Theory and methods of physical training: collection of articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 43-51.
3. Mironov, V.V. and Fedorov, V.G. (1997), Theoretical bases of a continuous military-physical education: study guide, VIFK, St. Petersburg.
4. Fedorov, V.G. (1993), "Intensification of educational-cognitive activity of students in continuing education", Problems and prospects of development of continuous military physical education: collection of articles, VDKIFK, St. Petersburg, pp. 43-45.
5. Fedorov, V.G. (1993), "Fundamental knowledge as the basis of the relationship of the various components of the system of continuous military physical education", Physical culture and sport in modern education: methodology and practice, book 1, VDKIFK, St. Petersburg, pp. 138-141.
6. Fedorov, V.G. (1994), "Scientific-theoretical fundamentals of physical training of students of universities in the system of continuous military physical education", Military training and physical training: collection of articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 11-15.
7. Fedorov, V.G. (2010), "Systematization of the relevant competencies of specialists of physical culture", Current state of the problem of training specialists in physical culture and prospects of development: collection of articles, Herzen University, St. Petersburg, pp. 12-18.
8. Sachenko, V.A. and Fedorov, V.G. (1994), "Prospects for the development of a continuous military-physical education", Military training and physical training: collection of articles, VIFK, St. Petersburg, pp. 3-6.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
УДК 796.894
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГИРЕВИКОВ
Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ),
Иркутск
Аннотация
Физическое качество «выносливость» играет фундаментальную роль в достижении спортивных результатов в гиревом спорте. Снижение показателей выносливости чревато возникновением перетренированности и возникновением органной патологии, и осложнением заболевания наиболее уязвимых органов и систем организма. Поэтому, тренеру и спортсмену необходимо уделять большое внимание развитию этого качества, минуя чрезмерные перегрузки,
угрожающие перетренированностью, причём, на любом этапе тренировочного процесса. Поэтому, своевременность и очерёдность нагрузки должна основываться на микроциклах развития физических качеств, базирующихся на энергообеспечении организма. Критерием выносливости являются абсолютный показатель PWC170, относительный показатель PWCm/вес, скорость восстановления, индекс восстановления. Специфика особенности формирования физических качеств в переходный период в контрольной и экспериментальной группе характеризуется динамикой выше названных показателей.
Ключевые слова: показатель PWC170, относительный показатель PWCm/вес, скорость восстановления, индекс восстановления.
FEATURES OF THE FORMATION OF ENDURANCE IN PRECOMPETITIVE AND COMPETITIVE PERIOD OF THE LIFTERS
Gennady Konstantinovich Khomyakov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
Annotation
Physical quality "endurance" plays a fundamental role in achieving sport performance in kettlebell sport. The decline in endurance can result in overtraining and the occurrence of organ pathology, and complications of the disease are the most vulnerable organs and systems of the body. Therefore, the coach and the athlete need to pay great attention to the development of this quality, avoiding the excessive overload, threatening to overtraining, and, at any stage of the training process. Therefore, the timeliness and the priority load should be based on the micro-cycles of development of physical qualities based on the energy supply of the body. The criterion of endurance is absolute PWC170 indicator, the relative indicator PWCi70/weight, speed recovery, index recovery. The specific features of formation of physical qualities during the transition period in the control and experimental groups is the dynamics of the above indicators.
Keywords: PWC170 indicator, the relative indicator PWC170/weight, speed recovery, index recovery.
ВВЕДЕНИЕ
В подготовке спортсмена важен каждый этап тренировочного процесса. Предсорев-новательный этап характеризуется спецификой психофизиологического напряжения [1, 2].
Учитывая разную реакцию организма на нагрузку, рассмотрим специфические особенности формирования выносливости спортсменов весовой категории гиревиков 85+ килограммов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под наблюдением находилось по 25 спортсменов экспериментальной и контрольной группы. Педагогический эксперимент проводился в течение всего предсоревнователь-ного периода.
На начало эксперимента статистически значимых различий в показателях выносливости в группах не обнаружено (по уровню значимости 0,05). Контрольная группа занималась по стандартной методике, а экспериментальная по микроциклам в соответствии с таблицей 3.
Показатели выносливости в конце предсоревновательного периода отражены в таблицах 1, 2. Обследование проведено по комплексной диагностической программе «Omegawave» в течение 2016-2017 года.
Статистическая обработка проводилась по U-критерию. В таблицах контрольная и экспериментальной группах разделены на 2 подгруппы для удобства расчёта по Манну-Уитни, так как в таблицах достоверности объём исследования ограничивается по 15 человек, а в нашем случае группы по 25 человек, поэтому группы разбиты на 15 и 10 человек. (Подгруппы 1 и 2).
Сравнение идёт между этим подгруппами, и выявлено достоверное различие между контрольной и экспериментальной группой, в которой проходили тренировки с учётом микроциклов в соответствии с таблицей 3.
Таблица 1- Окончание предсоревновательного периода (контрольная группа)
Весовая категория 85+кг Выносливость
Работоспособность Скорость и индекс восстановления
Индекс напряжения усл.ед. PWCl70 абс. кГм/мин PWCl7o/вес отн. кГм/мин/кг Скорость восстановления уд/ мин. Индекс восстановления усл.ед.
1 Математическое ожидание 68,50 1341,50 15,33 26,00 47,70
Дисперсия 37,25 54,05 0,03 9,16 7,76
Ср.кв. отклонение 6,10 7,35 0,17 3,03 2,79
и-критерий Достоверно (д) /Недостоверно (н) Д Д Д Д
2 Математическое ожидание 57,80 1280,67 14,74 34,33 55,87
Дисперсия 89,63 693,16 0,10 13,80 24,78
Ср.кв. отклонение 9,47 26,33 0,32 3,94 4,98
и-критерий Достоверно (д) /Недостоверно (н) Д Д Д Д
Таблица 2 - Окончание предсоревновательного периода (экспериментальная группа)
Весовая категория 85+кг Выносливость
Работоспособность Скорость и индекс восстановления
Индекс напряжения усл.ед. PWCl70 абс. кГм/мин PWCl7o/вес отн. кГм/мин/кг Скорость восстановления уд/ мин. Индекс восстановления усл.ед.
1 Математическое ожидание 63,50 1351,30 15,54 34,33 50,80
Дисперсия 37,25 54,05 0,03 15,56 7,76
Ср.кв. отклонение 6,10 7,35 0,17 3,94 2,79
и-критерий Достоверно (д) /Недостоверно (н) 63,50 1351,30 15,54 34,33 50,80
2 Математическое ожидание 50,6 1303,73 14,24 38,93 60,13
Дисперсия 89,02 304,20 0,11 13,80 23,32
Ср.кв. отклонение 9,44 17,44 0,34 3,71 4,83
и-критерий Достоверно (д) /Недостоверно (н) Д Д Д Д
Таблица 3 - Акцент развития физических качеств в тренировочном плане микроцикла (экспериментальная группа) _
Физическое качество Месячный цикл тренировок
1-я неделя 11-я неделя Ш-я неделя ТУ-я неделя
Выносливость
Сила
Скоростная сила (быстрота)
Силовая выносливость
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Необходимо отметить, что показатели экспериментальной и контрольной группы на конец предсоревновательного периода достоверно различаются по всем показателям. По итогам предсоревновательного периода (контрольная группа) индекс напряжения 68,50; 37,25; 6,10; Д; 57,80; 89,63; 89,63 условных единиц. В этот же период показатели экспериментальной группы 63,50; 37,25; 6,10; Д; 50,67; 89,02; 9,44; Д, что свидетельствует о лучшей адаптации организма спортсменов к физической нагрузке.
При этом в контрольной группе PWC170 составлял 1341,50, 1280,67 кГм/мин.; PWCl7o/вес отн кГм/мин/кг 15,33; 14,74.
В экспериментальной группе - 1351,30, 1303,73 кГм/мин. PWCno/вес отн кГм/мин/кг 15,54, 14,24, что свидетельствует о преимуществе физической работоспособности этой группы спортсменов.
В конце предсоревновательного периода контрольной группы скорость восстановления 26,00; 9,16; 3,03; Д; 34,33; 13,80; 3,9; (Д).
Итоги предсоревновательного периода в экспериментальной группе показатели в условных единицах таковы: 34,33; 15,56; 3,94; Д; 38,93; 13,80; 3,71; Д. Сравнивая данные двух групп, можно заключить, что скорость восстановления спортсменов в экспериментальной группе на момент завершения педагогического эксперимента выше, чем в контрольной группе.
В контрольной группе индекс восстановления в аэробной зоне составляет 47,70; 7,76; 2,79; 55,87; 24,78; 4,98 условных единиц, достоверно различающийся с экспериментальной группой (Д).
В экспериментальной группе индекс восстановления определяется: 50,80; 7,76; 2,79; 60,13; 23,32; 4,83; в условных единицах, который достоверно различается с показателями контрольной группы, (Д). Следовательно, адаптация к физической нагрузке в экспериментальной группе лучше, чем в контрольной группе.
ВЫВОДЫ
1. Акцентирование в развитии физических качеств по микроциклам способствует более эффективному росту выносливости в гиревом спорте.
2. Использование неинвазивной методики определения физического состояния спортсменов позволяет контролировать эффективность тренировочной нагрузки.
3. Своевременно проводить профилактику перетренированности спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахматгатин, А.А. Оптимизация тренировочного процесса боксеров высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / А.А. Ахматгатин // Современные наукоемкие технологии - 2016. - № 2. - Часть 1. - С. 60-64.
2. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 295 с.
REFERENCES
1. Akhmatgatin, A.A. (2016), "Optimization of training process of boxers of high qualification at a stage of direct preparation for competitions", Modern high technologies, No. 2, Part 1, pp. 60-64.
2. Baevsky, R.M. (1979), Prediction of states on the verge ofnorm and pathology, Medicine Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
УДК 373.01
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЮУрГГПУ), г. Челябинск
Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения учителем средств невербальной коммуникации, таких как взгляд, интонация, дистанция, мимика. Описывается их влияние на учеников. Делаются обобщающие выводы о необходимости правильного использования учителем