социальная психология
УДК 159.9.072.433
особенности формирования визуального образа руководителя на основе различных компонентов его внешнего облика и невербального поведения
Короченцева Анна Вячеславовна Терехин Вячеслав Александрович
Проблема конструирования визуального образа всегда была актуальна как для зарубежной, так и для отечественной социальной психологии, т. к. она встроена в процесс социального взаимодействия, общения и понимания людьми друг друга. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения его структуры и механизмов функционирования.
Практическая обусловленность проблемы конструирования визуального образа указывает два направления ее анализа. С одной стороны, в аспекте конструирования собственного «визуального образа», т. к. осознанно или неосознанно, целенаправленно или нецеленаправленно каждый человек формирует некое представление о себе. С другой стороны, с точки зрения того, каким образом субъект общения конструирует визуальный образ партнера.
В данной статье анализируется понятие «визуального образа» партнера, рассматриваются отечественные и зарубежные исследования различных аспектов этого понятия, а также описывается эмпирическое исследование, посвященное тому, как визуальный образ руководителя, включающий различные характеристики невербального поведения и внешнего облика, соотносится со стилем его руководства. В исследовании показано, что директивный, попустительский и коллегиальный стили руководства находят свое выражение в различных по своей наполненности визуальных образах. В завершающей части исследования из выбранных испытуемыми невербальных характеристик и характеристик внешнего облика конструируются визуальные образы, соответствующие каждому стилю руководства. Каждый визуальный образ отличается определенной направленностью, модальностью, интенсивностью и степенью гармоничности составляющих его элементов.
Ключевые слова: визуальный образ, конструирование визуального образа, невербальное поведение, экспрессия, внешнее Я, партнер по взаимодействию,
воспринимающий субъект, управление впечатлением, стили руководства, руководитель.
Введение
Интерес к изучению личности через интерпретацию ее «внешнего Я» уже давно присутствует как в зарубежной, так и в отечественной психологии [1, 3, 5, 6, 7, 8, 12, 13]. Это понятие объединяет в себе широкий спектр элементов внешнего облика и экспрессии, позволяющий создавать целостный образ партнера по общению. Для более глубокого понимания того, о чем пойдет речь в данной статье, мы будем использовать понятие «визуальный образ». Основываясь на положении о неразрывной связи внешнего облика и экспрессии с внутренним миром человека и представлении о его структуре, предложенных в исследованиях А. А. Бодалева [4], В. А. Лабунской [7, 9], В. Н. Панферова [8], под визуальным образом мы понимаем целостный образ партнера по общению, формируемый на основе «статических (физиогномика, индивидно-конституциональные характеристики человека), среднединами-ческих (оформление внешности: одежда, прическа, косметика, украшения) и динамических (экспрессивное, невербальное поведение) характеристик» [7, с. 177], отражающих психофизиологические, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности, перестраивающиеся по ходу ее изменения и развития [7].
Основная функция «визуального образа» - формирование представления о социально-психологических особенностях воспринимаемого субъекта и на этой основе отнесение его к определенному типу, прогнозирование его дальнейшего поведения и выстраивание соответствующих способов взаимодействия. Как отмечает В. А. Лабунская [7], статические компоненты внешнего облика, в основном, позволяют судить о поле, возрасте, расовой принадлежности, состоянии здоровья; среднединамические могут указывать на стратификационные и гендерные характеристики; динамические являются отражением индивидных особенностей личности, эмоциональных состояний, статусно-ролевых позиций, отношения к себе и другому.
Теоретический подход
Рассматривая проблему конструирования визуального образа, необходимо обратить внимание на то, что ее можно анализировать в двух направлениях. С одной стороны, в аспекте конструирования собственного «визуального образа», т. к. осознанно или неосознанно, целенаправленно или нецеленаправленно каждый человек формирует некое представление о себе. С другой стороны, с точки зрения того, каким образом субъект общения конструирует визуальный образ партнера.
Если рассматривать проблему конструирования визуального образа самим субъектом общения, то здесь важную роль играют как неосознаваемые тенденции, которые традиционно для психологии невербального общения [3, 5, 7] являются преобладающими в структуре невербального поведения, так и осознаваемые, возникающие на почве стремления субъекта к «управлению впечатлением» [9] и достижению своих целей в процессе взаимодействия [10].
Любой компонент визуального образа рассматривается как потенциальное или актуальное средство установления, сохранения, ограничения выбора отношений между взаимодействующими людьми [7, 12, 13]. Например, политтехнологи, конструируя тот или иной визуальный образ, осуществляют трансляцию социально желаемого спектра черт, состояний, отношений, которые должны иметь четкое внешнее выражение и благодаря этому легко диагностироваться воспринимающим субъектом (электоратом) [5].
Поэтому, анализируя визуальный образ субъекта общения, мы должны рассматривать его не только как личностное образование, но и как некий тандем индивидуальности и «социальности», т. е. как транслятор, с одной стороны, истинных чувств, состояний, отношений («истинного Я»), а с другой стороны - социально желательных в данных конкретных условиях взаимодействия черт, которые выражаются посредством воспроизведения определенных способов и стилей взаимодействия. В связи с этим, можно говорить о том, что одной из важнейших функций конструирования визуального образа субъектом взаимодействия является изменение взаимоотношений с партнером по общению, придание взаимодействию определенной формы: от конфликта до согласия [7]. В связи с этим могут применяться различные стратегии конструирования образа, стратегии самопрезентации, цель которых - произвести нужное, выгодное впечатление и тем самым повлиять на форму взаимодействия и его результат [1, 2, 3, 6, 7, 9].
При этом необходимо отметить, что такая надстройка социально желательного на истинно личностное бывает по-настоящему эффективной только в случае использования профессиональных психотехнологий, позволяющих целенаправленно конструировать необходимый визуальный образ (политиков и других публичных людей), т. е. довольно редко. Во всех других случаях такая попытка предъявления другим «чужого» социально желательного визуального образа, не соответствующего истинному Я субъекта, будет легко распознаваться. Такой образ будет отличаться дисгармоничностью и противоречивостью различных элементов экспрессии [5, 6, 7]. Это обусловлено тем, что, как отмечает В. А. Лабунская, экспрессия включена
в психологическую структуру личности и сопряжена с психологическими и социально-психологическими свойствами человека [7]. Таким образом, мы можем говорить о том, что конструирование собственного визуального образа посредством экспрессии является как способом выражения вовне собственной личности, собственного психологического и эмоционального состояния, так и способом трансляции социально желательных черт и качеств, который позволяет отнести данного субъекта к определенному типу, категории людей, в соответствии с которым происходит дальнейшее взаимодействие.
Не менее интересным является и рассмотрение проблемы конструирования визуального образа с точки зрения воспринимающего субъекта, а именно: на основе каких визуальных параметров формируется образ партнера, как он изменяется в процессе общения, и как на основе этих изменений перестраивается взаимодействие и система отношений партнеров. Как пишет А. А. Бодалев [3], «будучи отраженными, признаки-сигналы актуализируют в сознании воспринимающего субъекта не только определенную систему знаний, которую он привык связывать с каждым из этих сигналов, но и предупреждают его о необходимости определенного поведения по отношению к человеку, которому этот признак-сигнал присущ» [3, с. 9].
Таким образом, эффективное взаимодействие предполагает, что воспринимающий субъект должен постоянно отслеживать те невербальные «сигналы», которые поступают через оптическую, акустическую, тактильно-кинестезическую системы отражения [7]. То есть, внимательно следить за изменением поз партнера по взаимодействию, интерпретировать его жесты, следить за изменениями голоса и паузами в речи, соотнося все это с той информацией, которая обсуждается. Все эти составляющие позволяют судить об отношении к партнеру по взаимодействию, к ситуации взаимодействия и к теме разговора. Можно с уверенностью сказать, что используя всю эту информацию, воспринимающий субъект имеет возможность управлять взаимодействием и направлять его в то русло, которое отвечает его целям и потребностям. Различные элементы визуального образа запускают механизм интерпретации [8], в результате которого воспринимающий субъект начинает использовать определенные способы взаимодействия, перестраивающиеся в соответствии с изменением визуального образа партнера.
Цель исследования: в нашем исследовании мы попытались продемонстрировать, как стиль руководства непосредственного начальника может соотноситься в сознании воспринимающего субъекта с его визуальным образом, и какими составляющими этот образ будет наполняться. На наш
взгляд, именно эти составляющие визуального образа могут служить основой представлений о руководителе, на основе которых будет выстраиваться процесс взаимодействия (директивный, попустительский, коллегиальный).
Гипотеза исследования была следующая: в зависимости от направленности, модальности, интенсивности и степени гармоничности элементов визуального образа руководителя будут различаться представления сотрудников о стиле его руководства.
Методики исследования: 1. Опросник А. Л. Журавлёва «Диагностика стилей руководства», используемый для выявления представлений сотрудников о стиле руководства в их коллективе. 2. Опросник «Субъективная оценка внешнего облика» (позволяющий выделить различные элементы внешнего облика, составляющие визуальный образ руководителя) разработанный нами на основе опросника В. А. Лабунской «Невербальные характеристики общения» [6]. К характеристикам невербального поведения были добавлены характеристики лица и оформления внешнего облика. 3. Методика «Визуальные паттерны экспрессивного поведения», разработанная нами совместно с В. А. Лабунской [7]. Методика позволяет выявить элементы визуального образа руководителя с помощью изображений.
Эмпирический объект исследования: в исследовании приняли участие 47 человек в возрасте от 21 до 54 лет - сотрудники 5 различных фирм.
Достоверность полученных данных обеспечивалась подсчетом значимости различий по Z-критерию Вилкоксона при использовании компьютерной программы «SPSS 13.0 for Windows».
Программа исследования
Для того чтобы можно было соотнести визуальный образ руководителя с представлениями коллектива о стиле его руководства, на первом этапе исследования нами были выявлены представления коллектива о преобладающем стиле руководства в каждом из них. На основе полученных результатов было выяснено, что в коллективе 1 преобладает директивный стиль руководства, в коллективе 2 - коллегиальный, в коллективе 3 - попустительский, а в коллективах 4 и 5 присутствует смешанный тип руководства. В связи с этим мы остановимся на первых трех.
С помощью опросника «Субъективная оценка внешнего облика» были выделены статические, среднединамические и динамические характеристики визуальных образов руководителей, выбранные не менее чем 50 % испытуемых из каждого коллектива (таблица 1).
Таблица 7.
Визуальные образы руководителей с разными стилями руководства
Визуальный образ руководителя в зависимости от стиля руководства
С директивным стилем
С коллегиальным стилем
С попустительским стилем
Характеристики лица
Умное - выражающее ум, проницательность; волевое - свидетельствующее о наличии твердой воли; решительное - выражающее решимость, смелость; самоуверенное - выражающее полную уверенность в себе и свидетельствующее о ней
Умное - выражающее ум, проницательность; честное - выражающее правдивость, прямоту и добросовестность; волевое - свидетельствующее о наличии твердой воли; живое - выразительное, подвижное; решительное - выражающее решимость, смелость; доброе - выражающее сочувствие, отзывчивость; приветливое - свидетельствующее о дружелюбии и радушии
Честное - выражающее правдивость, прямоту и добросовестность; доброе - выражающее сочувствие, отзывчивость; приветливое - свидетельствующее о дружелюбии и радушии; простое - выражающее наивность, недальновидность
Характеристики невербального поведения
Интенсивное, продолжительное смотрение в момент активного коммуницирования; холодный и жесткий взгляд, что характерно для человека неэмоционального, серьезного, ответственно относящегося к своим обязанностям; «захват» пространства с помощью поз и жестов; жесты, адекватные ситуации общения, и позы, направленные к партнеру
Интенсивное, продолжительное смотрение в момент активного коммуницирования, глаза теплые и ласковые; характеризует человека как открыто выражающего свои чувства, любящего, нежного; деловые вопросы такие люди решают на основании любви и привязанности (если им не воспрепятствуют другие черты характера); позы гармоничные, синхронные, направленные к партнеру, которые расцениваются как индикатор сотрудничества и определяются как действия, способствующие созданию взаимопонимания; жесты и дистанция адекватны ситуации общения
Нечастый, неинтенсивный, отсутствующий контакт глаз, означающий, что человек испытывает социальную тревожность, когда между партнерами складываются отношения с негативными установками; такие люди кажутся равнодушными, пессимистичными, незрелыми, уклончивыми, покорными, прячут глаза, демонстрируют дисгармоничные (угловатые) напряженные позы, сменяющиеся неадекватными ситуации расслабленными позами; жесты и дистанция также неадекватны ситуации общения, «прячут» руки (в карманы, за спину, что свидетельствует о попытке скрыть что-нибудь)
Характеристики оформления внешнего облика
Предпочтение одного, классического, стиля и темных оттенков; всегда аккуратная прическа; всегда выглаженная и чистая одежда, ухоженная обувь
Предпочтение одного, классического, стиля и темных оттенков; всегда аккуратная прическа; всегда выглаженная, чистая одежда, и ухоженная обувь в стиле последних тенденций
Предпочтение одного, классического, стиля и темных оттенков; всегда аккуратная прическа; всегда выглаженная, чистая одежда, и ухоженная обувь; не придается значение различным аксессуарам
Для выявления значимости различий в частоте выбора характеристик визуального образа руководителей с различным стилем руководства был использован 7-критерий Вилкоксона. В результате были обнаружены значимые различия между коллегиальным и директивным стилями (7 = -2,256). В меньшей степени различаются директивный и попустительский (7 = -1,738), а также коллегиальный и попустительский (7 = -,599). Также был проведен сравнительный анализ частоты выбора изображений, отражающих элементы, входящие в визуальный образ каждого руководителя. В результате были обнаружены значимые различия между стилями «коллегиальный - директивный» (7 = -3,206) и между директивным и попустительским (7 = -1,924). Показатель сравнения коллегиального и попустительского стилей руководства (7 = -1,528) можно охарактеризовать как тенденцию к различиям.
После этого мы провели социально-психологический анализ изображений, входящих в каждый визуальный паттерн (таблица 2).
Таблица 2.
Социально-психологический анализ визуальных паттернов руководителей
Визуальные паттерны экспрессивного поведения руководителя
С директивным стилем С попустительским стилем С коллегиальным стилем
Указывает на склонность к соперничеству и настойчивость в отстаивании своей точки зрения, сдержанность, авторитарность, решительность, склонность к критической оценке партнера; характерен для уверенных в себе людей, не желающих демонстрировать негативные переживания Указывает на безынициативность, оборонительную позицию, недоверие и неприязнь, скрытость и пессимистичность по отношению к партнеру; может проявлять излишнюю критичность и недоверие Уверенность, честность, искренность эмоций, расположенность к общению, склонность к тщательному обдумыванию принимаемых решений, партнерское отношение к собеседнику, но при этом склонность к соперничеству и настойчивость в отстаивании своей точки зрения
Выводы
1. Визуальный образ руководителя, демонстрирующего в представлениях коллектива директивный стиль руководства, включает такие характеристики, как: волевое, самодовольное лицо, холодный и жесткий взгляд, широкие ноздри, тяжелый подбородок, «захват» пространства с помощью жестов и поз. Выделенные элементы говорят об уверенности в себе, жесткости, склонности к доминированию, а также могут указывать на склонность к соперничеству и настойчивость в отстаивании своей точки зрения, сдержанность, авторитарность, решительность, склонность к критической оценке партнера, что
характерно для уверенных в себе людей, не желающих демонстрировать негативные переживания.
2. Визуальный образ руководителя, демонстрирующего в представлениях коллектива коллегиальный стиль руководства, включает такие характеристики, как: живое лицо, теплые и ласковые глаза, поднятые уголки губ, раскрытые ладони, синхронные и гармоничные позы. Такие характеристики могут говорить о прямоте, склонности к сотрудничеству и взаимопониманию, а также могут указывать на уверенность, честность, искренность эмоций, расположенность к общению, склонность к тщательному обдумыванию принимаемых решений, партнерское отношение к собеседнику, но при этом склонность к соперничеству и настойчивость в отстаивании своей точки зрения.
3. Визуальный образ руководителя, демонстрирующего в представлениях коллектива попустительский стиль руководства, включает такие характеристики, как: простое лицо, отсутствие контакта глаз, сцепленные руки, дисгармоничные, закрытые позы. Такие характеристики могут говорить о недальновидности, тревожности, неуверенности и безынициативности, а также могут отражать оборонительную позицию, недоверие и неприязнь, скрытность и пессимистичность; по отношению к партнеру могут быть проявлены излишняя критичность и недоверие.
4. Во всех исследуемых коллективах визуальный образ руководителя включал предпочтение классического стиля и темных оттенков в одежде.
заключение
В представлениях коллектива о руководителе с определенным стилем руководства отражен соответствующий каждому руководителю визуальный образ, включающий экспрессивный репертуар (мимика, жесты, позы, контакт глаз), дополненный характеристиками лица, телосложения и оформления внешнего облика, выражающий индивидуально-психологические, социально-психологические особенности руководителей и систему их отношений с собой и другими.
Визуальные образы руководителей, демонстрирующих по представлениям коллектива различные стили руководства, включают элементы внешнего облика и экспрессии, обладающие различной степенью гармоничности, естественности, выразительности, индивидуальности, динамичности, которые становятся основой для социально-психологической интерпретации личности руководителя.
В структуру визуального образа руководителя входят элементы, которые также демонстрируют определенный тип отношения к партнеру по взаимодействию (жесткость, сдержанность, склонность к критической оценке партнера, расположенность к общению), позицию, занимаемую в этих
отношениях (доминирование, авторитарность, склонность к соперничеству и настойчивость в отстаивании своей точки зрения, партнерское отношение к собеседнику), а также к осуществляемой деятельности (решительность, склонность к тщательному обдумыванию принимаемых решений).
Литература
1. АбельсХ. Интеракция, идентификация, презентация / Пер. и общ. ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. - СПб.: Алетейя, 1999. - 261 с.
2. АронсонЭ.Социальная психология, психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 557 с.
3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Мысль, 1997. - 344 с.
5. КороченцеваА. В. Представления студентов о внешнем облике политиков
и отношение к ним: автореф. дисс____канд. психол. наук. - Ростов н/Д:
Изд-во РГУ, 2006. - 25 с.
6. Лабунская В. А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к своему внешнему облику (глава в коллективной монографии) // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005. - С. 235-258.
7. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
8. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 139-141.
9. ПетроваЕ. А. Визуальная психосемиотика общения. Монография. - М: Гном-пресс, 1999. - 176 с.
10. Терехин В. А. Совместная деятельность на разных этапах онтогенеза. -Ростов н/Д: Изд-во РОИПКиПРО, 2010. - 108 с.
11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
12. Fujiwara K., Daibo I. The Extraction of Nonverbal Behaviors: Using Video Images and Speech-Signal Analysis in Dyadic Conversation // Journal of Nonverbal Behavior. - 2014. - V. 38. - pp. 377-388.
13. Hall A., Murphy J., Nora A. Recall of Nonverbal Cues: Exploring a New Definition of Interpersonal Sensitivity // Journal of Nonverbal Behavior. -2006. - V. 30. - pp. 141-155.