Научная статья на тему 'Особенности формирования умений самоуправления в деятельности студентов в опоре на компьютерные технологии'

Особенности формирования умений самоуправления в деятельности студентов в опоре на компьютерные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоуправление / умения самоуправления / формирование умений самоуправления / самостоятельная деятельность / организация самостоятельной деятельности / саморегуляция / компьютерные технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова С. С.

В статье выявлены и раскрыты группы умений самоуправления как базовой составляющей успешной организации самостоятельной деятельности студентов педагогического вуза раскрыты особенности формирования умений самоуправления в опоре на компьютерные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the groups of self-control skills as a basic element of the successful organization of self-dependent pedagogical university students" activity. The author depicts the peculiarities of self-control skills formation with the use of computer technologies.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования умений самоуправления в деятельности студентов в опоре на компьютерные технологии»

C. C. Куликова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОПОРЕ НА КОМПЬЮТЕРНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. Н. Носкова

В статье выявлены и раскрыты группы умений самоуправления как базовой составляющей успешной организации самостоятельной деятельности студентов педагогического вуза; раскрыты особенности формирования умений самоуправления в опоре на компьютерные технологии.

The article characterizes the groups of self-control skills as a basic element of the successful organization of self-dependent pedagogical university students’ activity. The author depicts the peculiarities of selfcontrol skills formation with the use of computer technologies.

На современном этапе развития высшего профессионального образования особое внимание уделяется технологиям, формам организации и видам деятельности, базирующимся на информационных и коммуникационных технологиях. Интенсивно расширяясь, информационнообразовательное пространство создает новые ориентиры для становления профессиональной педагогической деятельности. Значимым элементом оказывается увеличение доли самостоятельности, а значит, актуализируется готовность студентов к самостоятельной деятельности в новых условиях.

Одним из магистральных направлений в решении данного вопроса является орга-низация самостоятельной деятельности студентов в опоре на современные информационные и коммуникационные технологии, т. е. компьютерные технологии. Очевидно, успешность организации самостоятельной деятельности в новых информационных условиях будет обеспечиваться системой действий субъектного характера, высокого уровня сформированное™ умений самоуправления. В целях решения этой проблемы, на основании деятельностного и системного подходов, была разработана и проведена экспериментальная работа по формиро-

ванию умений самоуправления у студентов педагогического вуза.

Традиционно доминантой в организации самостоятельной деятельности выступает педагог, регламентирующий и управляющий деятельностью обучающихся посредством межличностного взаимодействия. С использованием компьютерных технологий в образовании в силу функциональных и технических особенностей последних возможности в организации самостоятельной деятельности расширяются. Прежде всего появляются новые виды са-мостоятельной деятельности (поиск, накопление, обработка, передача информации, ведение интерактивного диалога, моделирование, автоматизация контроля и обработки данных), модифицируется форма предоставления содержания образовательных материалов - гипертекстовость - на базе информационной насыщенности и целостности, лаконичности, структурированности и образности информации. Дидактический потенциал компьютерных технологий (интерактивность, универсальность, коммуникативность, мультимедийность, моделирование, производительность) позволяет актуализировать ведущие направления в организации самостоятельной деятельности: пространственно-временное,

информационно-образовательное (доступ к интернет-ресурсам, мультимедийной справочной и учебной литературе, электронным каталогам библиотек и т. д.), характер информационного обмена (на расстоянии), характер взаимодействия педагога и обучающихся (дополнение межличностного взаимодействия технико-опосредованным).

В новых образовательных условиях акценты смещаются в сторону индивидуализации, персонификации и дифференциации учебного процесса, соответственно, возрастает степень автономности студентов, усиливается уровень взаимосодействия педагога и обучающихся. Дополнительными характеристиками организации самостоятельной деятельности становится ряд содействий, таких как со-оценка, со-контроль и со-коррекция, в системе субъект-субъект -ных отношений. С этой точки зрения самостоятельная деятельность выступает объектом управления двойственного плана: внешнее управление со стороны педагога и внутреннее управление со стороны студентов, с постепенным доминированием самоуправления студентов. В данном контексте основным показателем успешной организации самостоятельной деятельности обучающихся становится позиция студентов как субъектов управления на основе сформированной системы умений самоуправления и регуляторных умений, т. е. умений саморегуляции (А. К. Осницкий), как психологической основы любой деятельности.

Анализ теоретических положений пси-холого-педагогической литературы по вопросу (само)управления позволил выделить составляющие данного процесса: «самостоятельность», непосредственно связанную с умениями самостоятельной работы (это умения ставить цель, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное и др.), и «управление», основу которого составляют умения саморегуляции. Умения саморегуляции выделены А. К. Осницким и представлены четырьмя группами: структурно-компонентные умения, функциональные умения, личностно-

стилевые особенности саморегуляции, динамические характеристики саморегуляции.

Исследование умений самостоятельной работы в новых образовательных условиях позволило выявить ведущие и сгруппи -ровать в соответствии с выделенными нами расширенными структурными компонентами самостоятельной деятельности. Обозна-чим эти компоненты: мотивационно-ориентировочный, целеполагающий, содержателъ-но-операционный, организационно-управленческий, исполнительский и контролъно-оце-ночный. Сопоставление умений самостоятельной работы с умениями саморегуляции в контексте позиции субъекта управления позволило выявить типичные умения самоуправления и классифицировать в рамках трех групп. К мотивационно-целевой группе было отнесено: умение ставить личностно значимые цели; умение принимать поставленные цели извне; умение достигать поставленные цели. В рамках этой группы развивается потребность в самопознании и целеполагании. К рефлексивно-проектировочной группе было отнесено: умение пла-нировать свою деятельность; умение предвидеть результат деятельности; умение кон -тролировать свою деятельность; умение оценивать свою деятельность; умение анализировать выполняемую деятельность (рефлексия); умение корректировать свою деятельность. В рамках этой группы развивается потребность в планировании, прогнозировании, анализе выполняемой деятельности на основе личностного рефлексивного управления с ярко выраженной позицией «само». К личностно-стилевой группе было отнесено: умение осознавать значимость выполняемой деятельности; умение самостоятельно осуществлять деятельность; умение критично относиться к собственной выполняемой деятельности. В рамках этой группы развиваются личностные характеристики, пробуждающие интерес к выполняемой деятельности и автономность личности.

Исследование и развитие обозначенных умений легло в основу эксперимен-

27 1

талъного исследования, которое проводилось в период с 2003 по 2007 г. на базе РГПУ им. А. И. Герцена в процессе преподавания учебных дисциплин «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Электронно-коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения», «Информационные технологии в науке и образовании». В экспериментальную работу были включены студенты первого курса факультета безопасности жизнедеятельности Института детства, факультета географии и магистранты Института детства, факультета коррекционной педагогики.

Особенностями экспериментального исследования выступили, во-первых, использование компьютерных технологий (программный пакет Microsoft Office XP, MS Publisher, операционная система Windows, Интернет), ориентирующих студентов на активное проявление умений самоуправления посредством заложенной в самом программном продукте системы управления (визуализация, алгоритмичность предъявления материала, наличие программных эффектов, вариативность изложения материала, интерактивность, моделирование, сочетание письменного слова on-screen, изображения и устного слова педагога). Во-вторых, целенаправленное стимулирование активного проявления студентами позиции субъектов управления за счет изменения функций педагога (доминирующими становятся мотив ационно-стимулирующая, организационно-проектировочная и корректирующая) и позиции педагога (помощник, консультант, модератор, партнер, координатор). В-третьих, это методически грамотная деятельность педагога, базирующаяся на разработке информационно-образовательных материалов (печатных, электронных) и реализации системы педагогического сопровождения.

В обобщенной форме информационнообразовательные материалы представляют собой описание целей учебного задания, постановку учебных задач, формулировку ожидаемых результатов деятельности наря-

ду с дополнительными указаниями о значимости выполнения задания в решении профессиональных задач, адекватности выбора компьютерных технологий. В электронных образовательных материалах заложен гибкий алгоритм управления процессом познания и выполнения студентами самостоятельной деятельности на базе новых педагогических методов. Речь идет о возможности выбора образовательного маршрута в процессе активного поиска информации и представления результатов дея-тельности; выбора разноуровневых с точки зрения сложности заданий, самоконтроля и самокоррекции; порциальном предъявлении материала, доступ к которому возможен через систему гиперссылок, сопроводительных инструкций, справочной системы Help, всплывающих окон.

Реализация системы педагогического сопровождения проходила по нескольким направлениям. Первое направление реализовывалось в стимулировании мотивационной сферы студентов. Суть заключалась в постановке целей и задач, в объяснении требований к выполнению заданий, критериев оценивания, в приведении примеров, значимости предлагаемых заданий в профессиональной педагогической деятельности. Наибольшее внимание уделялось студентам с низкой мотивацией для улучшения результативности выполняемой деятельности. Второе направление включало разработку методических рекомендаций для учебных заданий, гибких алгоритмов выполнения заданий, создание банка примеров и образцов электронных ресурсов, представление правил оформления. Третье направление, связанное с технической поддержкой, представляло собой оказание помощи студентам с низким уровнем овладения умениями работы на компьютере в виде дополнительных объяснений, демонстрации примеров, предоставления печатных и электронных рекомендаций по работе с конкретными программными продуктами. Четвертое направление способствовало реализации обратной связи на базе межличностного (кон-

сультации) и технико-опосредованного взаимодействия (e-mail, icq) с целью уточнения заданий, получения дополнительной информации, разрешения возникших затруднений. Пятое направление заключалось в стимулировании проявления, формирования умений самоуправлений и реализовывалось в информировании об умениях, объяснении их роли и значения для успешной работы в новых образовательных условиях. На завершающем этапе каждого учебного занятия обучающимся предлагался опросник с вопросами открытого и закрытого типа, обеспечивающий рефлексию самостоятельной деятельности в соответствии с каждым из выделенных в ней структурных компонентов.

Итак, с точки зрения дифференцированного подхода в аспекте методически грамотной деятельности педагога студенты, условно разделенные на группы по уровню мотивации, уровню сформированности умений самоуправления и уровню сформи-рованности базовых умений работы на компьютере, имели возможность получать различную меру помощи.

Анализ результатов экспериментальной работы показал, что в рамках мотивационно-целевой группы умений самоуправления типичным слабосформированным является умение принимать поставленные цели извне; в рефлексивно-проектировочной группе - умение планировать и предвидеть результат деятельности; в личностно-стилевой группе - умение осознавать значимость выполняемой деятельности. Было констатировано, что у студентов низкий уровень сформированности умений самоуправления в целом характерен для рефлексивно-проектировочной группы, у магистрантов - для личностно-стилевой группы. Данная особенность предопределена качественно раз -личным отношением к самостоятельной деятельности и процессу образования в целом. Так, магистранты изначально находятся на более высоком уровне познава-тельной мотивации, готовности к самостоятельной деятельности в новом информа-

ционно-образовательном пространстве, сформированности субъектной позиции, сформированности умений работать на компьютере. Соответственно, для магистрантов доминирующими направлениями экспериментальной работы выступили: целевая направленность предлагаемых заданий, гибкая алгоритмизация методических рекомендаций, индивидуальная помощь в устранении возникших трудностей, консультационная поддержка. Мониторинг результатов исследования студентов первого курса показал, что работа должна строиться по иным качественным характеристикам. Приращение уровня умений самоуправления, умений работать на компьютере, мотивации у студентов происходит более динамично по сравнению с магистрантами, что обусловлено изначально более низки-ми показателями по всем критериям в сравнении с выпускниками бакалавриата.

В целом экспериментальная работа позволила сделать вывод о корреляционной зависимости уровня мотивации, уровня умений самоуправления и уровня умений работать на компьютере, что позволило разработать и представить схемы развития умений самоуправления с точки зрения типичных комбинаций. Примером одной из типичных комбинаций может послужить: низкий уровень сформированности умений самоуправления рефлексивно-проектировочной группы, низкий уровень познавательной мотивации, базовый уровень умений работы на компьютере. В этой ситуации доминирующими методическими линиями выступили: индивидуальное информационно-мотивационное погружение в сущность, роль и значение умений самоуправления и предлагаемого учебного задания, информационно-техническая поддержка на базе гибких алгоритмов деятельности и методических рекомендаций, индивидуальная система педагогического сопровождения по требованию студента, стимулирование проявления рефлексии за счет дополнительных методов педагогического исследования (беседы, анкетирования).

В заключение отметим, что экспериментально апробированная методика позволила сформулировать педагогические условия успешной организации самостоятельной деятельности студентов в опоре на компьютерные технологии с точки зрения ведущих компонентов образовательной системы («педагог», «компьютерные технологии», «студенты»). Было выделено три взаимосвязанных блока: образовательный (ориентирован на

методически грамотную деятельность педагога), личностный (ориентирован на готовность педагога и студентов к работе в новых образовательных условиях; изменение позиции, роли и функций педагога и студентов) и технический (ориентирован на оснащение образовательного процесса необходимыми техническими средствами, реализацию санитарно-гигиенических норм работы в компьютерном классе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.