4. Чернякова С.Н. Формирование физкультурной компетентности бакалавров в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тюмень. 2016. 26 с.
5. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд. иностр. лит.,1963. 830 с.
Попова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц., natalie-barnaul77@,bk.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
MODULAR AND RATING TECHNOLOGY OF TRAINING OF BACHELORS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
N. V. Popova
In article the modular and rating technology of training of bachelors of institute of physical culture and sport is considered. Specifics of activity of bachelors of institute of physical culture and sport reveal. The main, making components of criteria of an assessment of quality of activity of the teacher are analyzed and allocated.
Key words: activity; control; ball and rating system; estimated technology; kvalimetriya of pedagogical work.
Popova Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, natalie-barnaul77@,bk.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical Uuniversity
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВОЕННОГО ВУЗА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.И. Скопинцов, Д.И. Толпеев, В.С. Хагай, Л.И. Тимошенко
Обосновано применение средств физической подготовки для повышения эффективности формирования общекультурных компетенций у учащихся военных вузов в процессе физкультурно-спортивной деятельности на современном этапе. Предложена модель формирования общекультурных компетенций средствами физической подготовки.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, кафедра физической подготовки, физкультурно-спортивная деятельность, военный вуз, учебно-тренировочные занятия, классификация, модель, преподаватель, учащиеся.
В последние годы в системе высшего образования, в контексте реализации требований ФГОС нового поколения, актуальной является задача формирования такого набора компетенций у учащихся военного вуза, как общекультурные, профессиональные и специально -профессиональные компетенции. Из определения: компетенция
(лат. соответствовать, подходить) - это совокупность взаимосвязанных качеств личности. Общекультурные компетенции - это способность человека ориентироваться в социальном и культурном окружении.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует подготовку специалистов на формирование компетенций, которые определяются как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», они должны способствовать социальной мобильности выпускника и устойчивости на рынке труда [5].
В системе образования наблюдается достаточно глубоко укоренившаяся как в сознании, так и в практике педагогов и учащихся приверженность к субъектно-объектной модели обучения. В этом случае целью обучения в рамках субъектно-объектной модели обучения является передача обучаемому, как объекту обучения, профессиональных знаний и навыков. Важнейшими характеристиками данной модели образования являются [1]:
- поточно-курсовая организация учебного процесса;
- объемность государственных образовательных стандартов;
- уменьшение инициативы преподавателей;
- сложность в определении индивидуальных способностей обучаемых;
- снижение уровня разнообразия методов и форм обучения;
- доминирование властных подходов к обучению.
Основным недостатком реализации субъектно-объектной образовательной модели является формирование ситуационного учебного интереса к изучаемым предметам.
Целью данной работы является определение учебной деятельности в рамках субъектно-субъектной модели образования. Формирование общественных компетенций таких, как интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, которые позволяют выпускнику свободно действовать в любых ситуациях, возникающих в сфере повседневной деятельности.
На сегодняшний день, очевидно, что одним из нововведений в российских вузах является применение компетентностного подхода в процессе подготовки будущего выпускника [2, 3].
Определяющими категориями для компетентностного подхода выступают - «компетенция» и «компетентность».
«Компетенция - особый результат образования, выражающийся в готовности человека к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности» [4, 6].
Безусловно, что на первых этапах обучения в военном вузе, общекультурные компетенции формируются у учащихся в основном за счет кафедр гуманитарного цикла. Немаловажным является тот факт, что учащиеся проводят значительную часть своего учебного времени именно
на кафедре физической подготовки. Вся физкультурно-спортивная деятельность учащихся военного вуза организованная кафедрой физической подготовки занимает до 21 % от всего бюджета учебного времени. При этом установлено, что кафедра физической подготовки военного вуза традиционно формирует только те общекультурные компетенции, которые непосредственно связаны с физическим здоровьем и необходимостью повышения уровня физической подготовленности учащихся военного вуза.
Вместе с тем установлено, что существующий большой потенциал кафедры физической подготовки, который мог бы быть использован для более эффективного формирования общекультурных компетенций учащихся военного вуза, используется не в полной мере.
Так, в процессе нашего исследования выявлен ряд противоречий, главным из которых является наличие возможностей для формирования некоторых общекультурных компетенций в процессе физической подготовки и недостаточной реализацией этих возможностей в традиционной модели формирования общекультурных компетенций учащихся военного вуза.
Поставленная перед авторским коллективом научная задача заключалась в научно-методическом обосновании применения средств физической подготовки для повышения эффективности формирования общекультурных компетенций у учащихся военных вузов в процессе физкультурно-спортивной деятельности на современном этапе.
Были определены: объект исследования - это формирование общекультурных компетенций учащихся военного вуза; предмет исследования - особенности и механизмы формирования общекультурных компетенций у учащихся военного вуза за счет средств физической подготовки.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы и решены следующие задачи исследования:
- уточнены сущность и содержание формирования общекультурных компетенций у учащихся военных вузов в процессе физкультурно-спортивной деятельности с учётом специфики военно-профессиональной деятельности, а также выявлены особенности механизма реализации средств и мероприятий физической подготовки формирующих общекультурные компетенции;
- выявлены нелинейные междисциплинарные связи в контексте формирования общекультурных компетенций, которые могут быть использованы для привлечения потенциала средств кафедры физической подготовки в целях эффективного формирования общекультурных компетенций у учащихся;
- проведена классификация общекультурных компетенций, которые могут формироваться с привлечением средств кафедры физической подготовки, общекультурные компетенции были классифицированы в три
группы по способностям: к коммуникации; к саморефлексии; к саморазвитию;
- была разработана модель формирования общекультурных компетенций, в которой помимо традиционных методов и средств формирования общекультурных компетенций учитывался потенциал средств кафедры физической подготовки;
- разработана программа реализации средств и мероприятий физкультурно-спортивной деятельности военного вуза, направленная на эффективное формирование общекультурных компетенций учащихся.
При этом главными задачами исследования являлись -классификация общекультурных компетенций, создание модели и разработка программы. На рисунке представлена модель формирования общекультурных компетенций, которая помимо традиционных средств учитывает средства и мероприятия физкультурно-спортивной деятельности.
Паспорт компетенций
...........1........ ,
1 Уче оные дн сцн п лнны
Модель формирования общекультурных компетенций средствами
физической подготовки
Нами выявлен целый ряд общекультурных компетенций, которые с нашей точки зрения, могут успешно формироваться средствами физической подготовки, это такие как:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовность нести за них ответственность;
- готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции и т. д.
И это далеко не все общекультурные компетенции, которые, на наш взгляд, формируются у учащихся военных вузов в процессе физкультурно -спортивной деятельности.
Эксперимент проводился по трем направлениям для формирования способности к коммуникации; саморефлексии; саморазвитию.
Из анализа проделанного исследования, следует два вывода:
- во-первых, в процессе физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и при проведении плановых занятий, возникает возможность повысить эффективность формирования неспецифических для этой деятельности компетенций, но которые лежат в сфере возможностей средств кафедры физической подготовки, которые могут эффективно формировать целый ряд общекультурных компетенций.
- во-вторых, существуют сложные нелинейные связи между различными учебными дисциплинами, традиционно участвующими в формировании общекультурных компетенций и дисциплиной «Физическая культура (подготовка)».
Список литературы
1. Бундин М.В., Кирюшина Н.Ю. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов. Нижний Новгород: НГУ имени Н.И. Лобачевского, 2012. 64 с.
2. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 724 с.
3. Скопинцов В.И. Нелинейные междисциплинарные связи между дисциплинами, традиционно участвующими в процессе формирования общекультурных компетенций, и дисциплиной «Физическая культура (подготовка)»// Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 114-116.
4. Скопинцов В.И., Ефимов П.П. Классификация общекультурных компетенций, формируемых в процессе физической подготовки: сб. науч. трудов / под ред. Ю.В. Астапенко, А.С. Людоговского. Серпухов: ФВА РВСН, 2013.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (дата обращения: 25.05.2018).
6. Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Шлемова М.В. Повышение эффективности профессиональной подготовки студентов технических вузов с помощью физической культуры // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 3. С. 117-119.
Скопинцов Владимир Иванович, канд. пед. наук, зам. начальника кафедры, [email protected], Россия, Серпухов, филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого,
Толпеев Денис Игоревич, старший преподаватель, denistolpeev02@,mail.ru, Россия, Серпухов, филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого,
Хагай Валерий Сергеевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Ставрополь, Ставропольский государственный педагогический институт,
Тимошенко Леонид Иванович, канд. техн. наук, проф., [email protected], Россия, Ставрополь, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России
FEATURES OF FORMATION AT PUPILS OF THE MILITARY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF PROCESS OF SPORTS
ACTIVITY
V.I. Skopintsov, D.I. Tolpeev, V.S. Hagay, L.I. Timoshenko
The application of the means of physical preparation for increasing the effectiveness of the formation of general cultural competencies among students of military higher educational institutions in the process of physical culture and sports at the present stage is substantiated. The model offormation of general cultural competences by means of physical preparation is offered.
Key words: common cultural competences, department of physical training, sports activity, military higher education institution, educational and training occupations, classification, program, teacher, pupils.
Skopintsov Vladimir Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, deputy chief of department, skopinzowamail.ru, Russia, Serpukhov, Branch of the Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great,
Tolpeev Denis Igorevich, senior teacher, denistolpeev02@,mail. ru, Russia, Serpukhov, Branch of the Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great,
Hagay Valery Sergeyevich, candidate of pedagogical sciences, professor, valera217035@mail. ru, Russia, Stavropol, Stavropol State Teacher Training College.
Timoshenko Leonid Ivanovich, candidate of technical sciences, associate professor, lit-545@yandex. ru, Russia, Stavropol, Stavropol Branch of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of Russia