Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности / формирование / ценности / отношение / родительство / студент / вуз / peculiarities / formation / values / attitude / parenthood / student / university

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Р.М. Эхаева, Е.А. Бырылова, Л.И. Джегистаева

В статье говорится об особенностях процесса формирования ценностного отношения к родительству у студентов. Изучены процессы изменения общества, в котором идет нарастающая трансформация и преобразование семьи как одного из важнейших социальных институтов. Перечислены различные факторы, такие как отхождение от традиционного понимания семьи, ориентация молодых людей в основном на карьерный рост, отсутствие должной культурно-просветительской деятельности на тему родительства в высших учебных заведениях. Показана актуальность изучения проблемы семьи, представляющей научный интерес для все большего количества исследователей различных областей науки; дан анализ теоретической литературы, изучающей данный вопрос. Авторы пришли к выводу, что студенты недостаточно озабочены социально-экономической составляющей супружества в контексте отношений, но при этом в рамках родительства финансовая стабильность семьи остается одним из значимых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO PARENTING IN STUDENTS

The article deals with the peculiarities of the process of formation of value attitude to parenthood among students. The processes of society change are studied, in which there is an increasing transformation of the family as one of the most important social institutions. Various factors are listed, such as the departure from the traditional understanding of the family, the orientation of young people mainly on career growth, the lack of proper cultural and educational activities on the topic of parenthood in higher educational institutions. The relevance of studying the problem of the family, which is of scientific interest to an increasing number of researchers in various fields of science, is shown. Theoretical literature studying this issue is analysed. The authors come to the conclusion that students are not sufficiently concerned with the socio-economic component of marriage in the context of relationships, but at the same time in the context of parenthood the financial stability of the family remains one of the significant factors.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ»

щих признаков для достижения максимально возможной степени адаптивности преимуществ онлайн-обучения, которыми могут воспользоваться студенты-бакалавры. Среди очевидных преимуществ, которые могут предложить в рамках бакалавриата рассматриваемые университеты, выступает уникальная теоретическая база, уникальная подача информации, нестандартные практические задания и возможность расширения знаний за счет предметных рекомендаций педагогов учебных заведений.

Таким образом, при детальном рассмотрении возможности использования онлайн-курсов и вебинаров в процессе обучения студентов бакалавриата ста-

Библиографический список

ли очевидными, что данные преимущества сопряжены с регламентированным подходом к образовательному процессу в дистанционном формате. Основная возможность зиждется на целевом назначении онлайн-обучения в избегании увеличения образовательного процесса на фоне ограниченного срока обучения по программам бакалавриата. Существующие преимущества онлайн-курсов и веби-наров должны совпадать с положениями образовательного стандарта и учебных планов для того, чтобы обозначенные преимущества обретали выраженный образовательный характер и приводили студентов-бакалавров к искомым образовательным целям при освоении дисциплин.

1. Алексеева И.С. Онлайн-курс как форма онлайн-обучения в вузе. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 12 (104): 244-247.

2. Андреева Е.И., Гомулина Н.Н., Тимакина Е.С. Проблема качества электронных образовательных ресурсов в образовательной среде. Информатизация непрерывного образования. 2022; № 12: 277-281.

3. Бобров Ю.А. Использование электронных курсов при обучении специальным дисциплинам на кафедре экологии СГУ им. Питирима Сорокина. Наука и мир. 2020; № 14: 20-28.

4. Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова. Available at: https://gstou.ru/?ysclid=lpfty00d5w282933450

5. Декалюк А.О. Использование онлайн-курсов в высшем образовании. Теория и практика современной науки. 2021; № 1: 134-136.

6. Казанский государственный энергетический университет. Available at: https://kgeu.ru/

7. Лавренова Е.В., Теплякова А.Ю. Практика использования сетевых открытых онлайн-курсов образовательными организациями высшего образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021; № 2: 8-16.

8. Первозванский РИ., Миронов М.О., Мироненко А.С. Создание электронных образовательных ресурсов и учебная дискуссия как основные стратегии обучения ИКТ студентов педагогических специальностей. Информатизация непрерывного образования. 2022; № 1б: 365-368.

9. Реестр профессиональных стандартов. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov/

10. Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова. Available at: https://www.chesu.ru/

References

1. Alekseeva I.S. Onlajn-kurs kak forma onlajn-obucheniya v vuze. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 12 (104): 244-247.

2. Andreeva E.I., Gomulina N.N., Timakina E.S. Problema kachestva 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v obrazovatel'noj srede. Informatizaciya nepreryvnogo obrazovaniya. 2022; № 12: 277-281.

3. Bobrov Yu.A. Ispol'zovanie 'elektronnyh kursov pri obuchenii special'nym disciplinam na kafedre ekologii SGU im. Pitirima Sorokina. Nauka imir. 2020; № 14: 20-28.

4. Groznenskij gosudarstvennyj neftyanoj tehnicheskij universitet im. akademika M.D. Millionschikova. Available at: https://gstou.ru/?ysclid=lpfty00d5w282933450

5. Dekalyuk A.O. Ispol'zovanie onlajn-kursov v vysshem obrazovanii. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2021; № 1: 134-136.

6. Kazanskij gosudarstvennyj 'energeticheskij universitet. Available at: https://kgeu.ru/

7. Lavrenova E.V., Teplyakova A.Yu. Praktika ispol'zovaniya setevyh otkrytyh onlajn-kursov obrazovatel'nymi organizaciyami vysshego obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2021; № 2: 8-16.

8. Pervozvanskij R.I., Mironov M.O., Mironenko A.S. Sozdanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov i uchebnaya diskussiya kak osnovnye strategii obucheniya IKT studentov pedagogicheskih special'nostej. Informatizaciya nepreryvnogo obrazovaniya. 2022; № 16: 365-368.

9. Reestr professional'nyh standartov. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/

10. Chechenskj gosudarstvennyj universitet im. A.A. Kadyrova. Available at: https://www.chesu.ru/

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 378

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

Byrylova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Security, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: kaplja1010@mail.ru

Dzhegistaeva L.I., senior teacher, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: lara95@mail.ru

PECULIARITIES OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO PARENTING IN STUDENTS. The article deals with the peculiarities of the process of formation of value attitude to parenthood among students. The processes of society change are studied, in which there is an increasing transformation of the family as one of the most important social institutions. Various factors are listed, such as the departure from the traditional understanding of the family, the orientation of young people mainly on career growth, the lack of proper cultural and educational activities on the topic of parenthood in higher educational institutions. The relevance of studying the problem of the family, which is of scientific interest to an increasing number of researchers in various fields of science, is shown. Theoretical literature studying this issue is analysed. The authors come to the conclusion that students are not sufficiently concerned with the socio-economic component of marriage in the context of relationships, but at the same time in the context of parenthood the financial stability of the family remains one of the significant factors.

Key words: peculiarities, formation, values, attitude, parenthood, student, university

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

Е.А. Бырыпова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: kaplja1010@mail.ru

Л.И. Джегистаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: lara95@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ

В статье говорится об особенностях процесса формирования ценностного отношения к родительству у студентов. Изучены процессы изменения общества, в котором идет нарастающая трансформация и преобразование семьи как одного из важнейших социальных институтов. Перечислены различные факторы, такие как отхождение от традиционного понимания семьи, ориентация молодых людей в основном на карьерный рост, отсутствие должной культурно-просветительской деятельности на тему родительства в высших учебных заведениях. Показана актуальность изучения проблемы семьи, представля-

ющей научный интерес для все большего количества исследователей различных областей науки; дан анализ теоретической литературы, изучающей данный вопрос. Авторы пришли к выводу, что студенты недостаточно озабочены социально-экономической составляющей супружества в контексте отношений, но при этом в рамках родительства финансовая стабильность семьи остается одним из значимых факторов. Ключевые слова: особенности, формирование, ценности, отношение, родительство, студент, вуз

В настоящее время в силу происходящих в стране и мире сложных процессов, которые говорят о переосмыслении ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта, процесс формирования системы ценностных ориентаций в отношении семьи и брака у студентов представляется сегодня актуальным [1-10].

В Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 г, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014, нашло отражение процесса формирования позитивного образа отца и матери. Осознанное родительство, охрана семьи как ценности - основные задачи нашего государства [9].

Психологи начинают проводить исследования феномена современного родительства, искать причины откладывания рождения первенцев, вслед за данными соцопросов выделять факторы родительской тревожности и, наоборот, успешности детско-родительских отношений, определять условия и показатели готовности к выполнению родительской роли у юношества и молодежи (Р.В. Ов-чарова, С.П. Акутина, М.Л. Белановская, Т.П. Емельянова, ПП Семенова-Полях и др.).

Таким образом, цель нашей статьи заключается в изучении особенности процесса формирования ценностного отношения к родительству у студентов.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, определены следующие:

- изучить сущности понятий «родительство» и «ценностное отношения к родительству»;

- рассмотреть особенности процесса формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза.

В процессе исследования были применены следующие методы:

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- исследование опыта процесса формирования ценностного отношения к родительству у студентов в университете.

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах были определены главные принципы, которые должны быть реализованы в ходе эффективной образовательной деятельности по программам дистанционного обучения.

Теоретическая значимость состоит в изучении сущностных характеристик понятия «родительство» и «ценностное отношения к родительству».

Практическая значимость видится в анализе опыта успешного процесса формирования ценностного отношения к родительству у студентов в университете.

Родительство является комплексной системой, которая составляет подсистему в структуре семьи. Феномен родительства имеет множество аспектов и может рассматриваться на разных уровнях - как индивидуальная структура матери и отца, а также как индивидуальная система. При этом формирование родительства происходит также на двух уровнях - индивидуальном и комплексном, что делает его более сложным явлением в семейной системе.

Существует и социальный запрос на выяснение уровня психологической готовности к родительству у выпускников вузов и на развитие родительской компетентности будущих родителей уже на этапе юношеского возраста как предпосылка осознанного принятия решения и функциональности в его реализации, профилактики семейного неблагополучия.

С изменением общества идет нарастающая трансформация и преобразование семьи как одного из важнейших социальных институтов. Различные факторы, такие как отход от традиционного понимания семьи, ориентация молодых людей в основном на карьерный рост, отсутствие должной культурно-просветительской деятельности на тему родительства в учебных заведениях, нарушение межпоколенных связей, то есть рост семей нуклеарного типа, затрудняющее передачу семейного опыта, делают проблему психологической готовности к ро-дительству наиболее актуальной. Появляется даже такое явление, как «кризис родительства». Рассматривая родительство в контексте семейной системы, можно обнаружить, что для современной российской семьи оно постепенно перестает быть центральным элементом. Поэтому вопрос изучения проблем семьи представляет научный интерес большего количества исследователей различных областей науки.

Исследования выдающихся авторов, таких как А. Адлер, К. Роджерс, В. Сатир, Р В. Овчарова и др., трактуют родительство как социально-психологический феномен, включающий в себя знания, представления и убеждения о родительской роли и находящий свое применение в поведении человека.

Психологи относят потребность в детях к социальным, а не биологическим потребностям. В.А. Борисов не считает доказанными идеи о наличии биологических инстинктов, связанных с продолжением рода, материнством или роди-тельством. Он утверждает, что за этими понятиями скрывается только половая потребность, и нет достаточных оснований для их отождествления. Потребность в детях и половая потребность независимы друг от друга и основаны на разных мотивах, ценностях и отношениях. В данном случае биологические законы, кото-

рые заставляли бы человека иметь детей, отсутствуют. Ведь если они существовали, то все возможные беременности заканчивались бы родами.

Таким образом, по мнению А.И. Антонова, потребность в детях является устойчивым социально-психологическим образованием в личности [2, с. 118].

Большое количество авторов, говоря о родительстве, также отмечают важность осознанности. Поэтому рассмотрим понятие осознанного родительства более детально.

Так, исследуя понятие осознанного родительства, А.А. Абрамова отмечает избирательность техник, приемов и методов относительно родительства [1]. Таким образом, обобщая, можно сказать, что осознанный родитель - это зрелый человек, который отвечает не только за свои поступки, но и за другого человека, предоставляя ему необходимые условия и средства для благоприятного роста и развития. Осознанное родительство представляет собой некое соотношение равенства между различными аспектами воспитания.

Важным личностным новообразованием студентов вуза является ценностное отношение к родительству. Итогом обладания студентами конкретными знаниями и представлениями, умениями и навыками, развитием, свойств личности, которые связаны с родительством, является сформированность и, соответственно, готовность студентов к принятию и исполнению родительских функций.

Таким образом, феномен родительства рассматривается в разных подходах, не имея при этом единой трактовки, тем самым сохраняя актуальность исследования для данной проблематики.

Исследователь Е.И Захарова описывает психологическую готовность к родительству как сложное структурное образование, которое состоит из ряда компонентов: мотивационного, то есть наличия адекватных и конструктивных мотивов для родительства; когнитивного, то есть представления о родительских функциях, в которые входит обеспечение психического и физического здоровья ребенка, а также положительное восприятие себя как родителя, эмоциональное, субъективное отношение к родительской деятельности, к себе и ребенку, и опе-рационно-технического. Полная же компетентность наступает уже после рождения ребенка, в ходе реального осуществления родительских функций.

От ряда факторов зависит степень психологической готовности к родитель-ству. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам следует отнести информированность и понимание того, что такое роди-тельство, представления будущих детско-родительских ролей и их функций, а к внутренним - индивидуально-психологические особенности будущего родителя, влияющие на успешное и эффективное родительство, необходимый уровень осознанности, саморегуляции, рефлексии и эмоционального интеллекта, позитивного самовосприятия и готовности к саморазвитию и самореализации.

Психолог Р.В. Овчарова под «родительством понимает комплексное психологическое образование личности, состоящее из ценностных ориентаций, установок, эмоций, отношений и поведения родителей, а также их ответственности и стиля воспитания. Оно включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие и проявляется как на личностном, так и на семейном уровнях. Компоненты родительства связаны между собой и являются психологическими формами его проявления. Когнитивный компонент представляет знания и представления о родителях и детях, эмоциональный - это чувства родителей и их отношение к детям, а поведенческий - это умения и навыки родителей по уходу, воспитанию и обучению детей, взаимоотношения с партнером и стиль семейного воспитания» [9, с. 23].

По результатам одного из исследований на тему психологической готовности к родительству выяснилось, что потребностно-мотивационный компонент психологической готовности к родительству более выражен у юношей, чем у девушек. В ответах респондентов доминируют в основном конструктивные мотивы, такие как мотив счастья, мотив заботы и любви, мотив материнства и отцовства, самым выраженным из которых является мотив ответственности, нежели неконструктивные, например, мотив продолжения рода, что говорит о достаточно зрелой мотивации рождения ребенка.

Как показали данные проведенного анкетирования, в котором приняли участие 138 студентов иркутских вузов, 64% респондентов считают родитель-ство важной ценностью в жизни человека наряду с другими, такими как карьера, здоровье и любовь. А респонденты из многодетных семей, по сравнению с респондентами из немногодетных семей, более ориентированы на рождение трех и более детей (68%). Также в ходе исследования было обнаружено, что старшие и единственные дети в семье давали более частые ответы о прекращении беременности, чем младшие и средние [5].

На базе ЗАПСа г. Тобольска проводилось исследование, касающееся психологической готовности молодых семей, проживающих в браке пять и менее лет. Оно дало следующие результаты. К осознанному планированию и рождению ребенка готовились только 12% мужчин и 43% женщин, то есть меньшинство опрошенных. В большинстве случаев беременность была спонтанной и в 19% случаев являлась главной причиной для узаконивания отношений. Только 10,8% женщин, состоящих в незарегистрированных отношениях, собираются за-

регистрировать брак даже при отсутствии беременности, а в случае возможной беременности - 28,9%.

Также были случаи, когда отец ребенка настаивал на прерывании беременности, в этом признались 3,4% женщин. На сегодняшний день статистика указывает, что абортом заканчивается каждая третья беременность. Что касается непосредственно сознательной подготовки к рождению ребенка, например, чтение литературы об уходе за ребенком, просмотр фильмов о воспитании, консультации в роддоме, посещение курсов родительства и т. д., об этом информировали 43% женщин и 22% мужчин. Стоит также отметить и важную роль психолога в вопросах формирования готовности к родительству. Исследования показывают, что к помощи психолога прибегало только 17% женщин и ни одного мужчины [4].

Значит, системное качество личности, охватывающее ценности родительства и мотивов быть родителем, потребность в заботе о ребенке, родительскую ответственность и связанный с ней тип родительского отношения, самостоятельность в принятии решений, родительские чувства, установки, определяется как психологическая готовность к родительству. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данной готовности, имеющие собственное специфическое содержание и уровни проявления, составляют в совокупности ее критерии. Мотивация родительства, по данным исследований, и осознанное понимание необходимости изменения образа жизни в связи с рождением ребенка имеют решающее значение для определения уровня готовности. Последний, как правило, по-видимому, в связи с особенностями гендерных представлений, выше у девушек, но может изменяться как в процессе подготовки к рождению ребенка, так и в психологическом сопровождении будущих родителей.

Э. Берн полагает, что для принятия решений в эмоциональных ситуациях очень важны бессознательные установки, которые формируются еще в детстве. Чтобы стать хорошим супругом и родителем, нужно научиться заботиться, любить и жертвовать чем-то ради своих близких. Это возможно только в том случае, когда с раннего детства ребенок получал подобное отношение со стороны своих родителей. Дети, воспитанные без отца или родителей, которые не исполняли свои обязанности должным образом, имеют затруднения в принятии решений, особенно касательно сохранения любви со стороны других людей [3, с. 21].

Эмоциональный компонент, отражающий готовность к родительству у девушек, характеризуется позитивным отношением к институту семьи как таковому, радости от предстоящего родительства, в то время как у юношей наблюдается тревожность и неуверенность. Поведенческий компонент у девушек отражен больше в принятии опыта из ближайшего окружения, например, если в семье есть младшие дети, в то время как юноши более нацелены на получение опыта на уровне научного знания. Девушки более склонны к либеральному стилю родительства, а юноши - к авторитарному. Мотивационный компонент, отражающий готовность к родительству, показывает внутреннюю ориентацию у девушек, то есть они больше нацелены на ведение быта и возможность самореализации в роли матери, а у юношей, наоборот, - внешнюю, то есть их больше волнует оценка окружения, статус отца как логичный жизненный этап. Здесь нужно отметить гендерное различие, так как с самого детства девочки более ориентированы на родительскую роль и более эмоциональны, а мальчики - на карьерный рост и более рациональны, но есть и исключения.

Следовательно, основными факторами, влияющими на готовность к родительству, можно назвать личностные особенности (способность к сотрудничеству, осмотрительность и самостоятельность в принятии решения и др., в том числе волевые), социальную поддержку, образование и культуру, медиавоздей-ствие, возраст, а также стабильное финансовое положение.

В.С. Мухина также подчеркивая важность студенческого возраста, где осуществляемое профессиональное развитие сопряжено с завершающим этапом личного самоопределения, отмечает, что подготовка студентов к семейной жизни должна играть важную роль в высшем образовании, что позволит им не только реализовать свой профессиональный потенциал, но и стать успешными мужьями, женами, отцами и матерями в будущем. Поэтому наряду с профессиональной подготовкой университеты должны поставить перед собой задачу формирования готовности студентов к семейной жизни и подготовке к родительству [8, с. 39].

Развивающееся самосознание в подростковом возрасте сильно влияет на личность и поведение. Подростки стремятся понять и осмыслить свои притяза-

Библиографический список

ния на признание, развивают эмоциональную независимость от родителей и других взрослых, вырабатывают интеллектуальный потенциал, а также готовятся к будущей профессии и жизни в браке и семье.

Особенности самосознания напрямую отражаются на поведении - заниженная самооценка приводит к недооценке своих возможностей и выполнению простых задач, а завышенная самооценка - к переоценке своих возможностей и выполнению задач, которые выходят за рамки компетенций. Различные формы самосознания, такие как чувство взрослости и «Я-концепция», постепенно возникают в подростковом возрасте и влияют на личность, определяют особенности взаимодействия с окружающей социальной средой. Для успешного формирования личности в подростковом возрасте важно учитывать особенности самосознания и притязаний на признание, а также помогать подросткам правильно ориентироваться на свой путь к будущему и развивать свой потенциал.

Из исследования Г.С. Чуприковой можно сделать вывод, что подростки имеют различные представления о своем будущем родительстве, но образ «идеального» родителя у всех носит характер «хорошего и доброго» человека. Представление о своих родителях неупорядоченное и зависит от субъективного опыта. Образ себя в роли ребенка строится в зависимости от особенностей семейной ситуации. Представление о ДРО осталось на уровне синкретизма, то есть подростки хорошо понимают, каким должен быть родитель, но не обладают достаточным уровнем овладения средствами родительства [10, с. 301].

За последние десятилетия стало заметно, что вследствие более длительного обучения и других сфер деятельности молодые люди все больше откладывают создание собственной семьи и появление детей. Многие молодые люди на начальном этапе создания семьи могут иметь проблемы с формированием качеств, необходимых для полноценного родительства, таких как опыт взаимоотношений с противоположным полом, уверенность в себе и способность самостоятельного принятия решений. Подобные проблемы могут вызывать экстремальные реакции и нестабильность как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Рассмотрим исследование, которое провели в «Омском колледже профессиональных технологий», среди 30 юношей в возрасте от 19 лет до 21 года с использованием опросника Ю.З. Гильбуха. Оно показало сниженный уровень зрелости, уровень ниже среднего наблюдалось у 60% респондентов. Также у респондентов наблюдался сниженный уровень таких качеств, как умение слушать, сопереживать и иметь потребность в духовной близости, 55% юношей имели низкий показатель данных качеств и только 10% - высокий. При этом по тест-карте оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда 75% респондентов имело высокую степень готовности. А также большинство юношей готовы к активному участию в домашнем хозяйстве и отдают большое значение в восприятии себя как будущего отца. Из этих данных можно сделать вывод о завышенном мнении юношей о собственной готовности к родительству.

У юношей в более поздней юности наблюдается большая ориентация на долг и обязательства, нежели на собственное удовольствие и свободное времяпрепровождение, появляется ориентация на брачные отношения, эмоциональность снижается. Большинство молодых людей уже начинают зарабатывать сами и финансово сепарироваться от родителей, но еще не способны рационально распоряжаться собственным бюджетом. Также отмечается повышенный интерес к теме разводов в качестве совокупности установок к семье и браку, что говорит о напряженности и неуверенности в вопросах готовности к семейной жизни.

В зарубежных исследованиях по измерению зрелости для успешного ро-дительства было установлено, что уровень зрелости к отцовству положительно коррелирует с уровнем устойчивости, настойчивостью, открытостью, чувством юмора и другими личностными качествами. Компоненты эмпатии и принятия точки зрения также имеют положительную корреляцию с когнитивно-эмоциональной зрелостью к отцовству. Кроме того, поведенческая зрелость к отцовству положительно связана с желанием иметь детей в будущем.

Таким образом, можно предположить, что студентов не так сильно заботит социально-экономическая составляющая супружества в контексте отношений. Но при этом в контексте родительства финансовая стабильность семьи остается одним из значимых факторов.

1. Абрамова A.A. Сущность феномена «Культура родительства» и проблемы его анализа. Социально-гуманитарные знания. 2010; № 5. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/suschnost-fenomena-kultura- roditelstva-i-problemy-ego-analiza

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: учебное пособие. Москва: Издательство МГУ 1996.

3. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. Екатеринбург: ЛИТУР 2003.

4. Бостанджиева Т.М., Алферова Е.И., Остякова Г В. Психологические аспекты готовности к родительству. Современное педагогическое образование. 2020; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-gotovnosti-k-roditelstvu

5. Верейкина О.В., Коловертнова М.Ю. Анализ брачно-семейных и репродуктивных установок студентов колледжа (старших подростков). Глобальные вызовы демографическому развитию: сборник научных статей: в 2-х т. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2022; Том II: 106-116.

6. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г № 1618-р. Available at: https://base.garant.ru/70727660/

7. Малеева Т., Синявская О. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Москва: нисп, 2007: 171-217.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов вузов: в 2 т. Москва: Наука, 2022; Т. 1.

9. Овчарова РВ. Родительство как психологический феномен. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006.

10. Чуприкова Г.С. Развитие представления о родительстве у подростков. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009; № 112. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniya-o-roditelstve-u- podrostkov

References

1. Abramova A.A. Suschnost' fenomena «Kul'tura roditel'stva» i problemy ego analiza. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2010; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ suschnost-fenomena-kultura- roditelstva-i-problemy-ego-analiza

2. Antonov A.I., Medkov V.M. Sociologiya semi uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1996.

3. Bern 'E. Iscelenie dushi. Transakcionnyjanaliz vpsihoterapii. Ekaterinburg: LITUR, 2003.

4. Bostandzhieva T.M., Alferova E.I., Ostyakova G V. Psihologicheskie aspekty gotovnosti k roditel'stvu. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-gotovnosti-k-roditelstvu

5. Verejkina O.V., Kolovertnova M.Yu. Analiz brachno-semejnyh i reproduktivnyh ustanovok studentov kolledzha (starshih podrostkov). Global'nye vyzovy demograficheskomu razvitiyu: sbornik nauchnyh statej: v 2-h t. Ekaterinburg: Institut 'ekonomiki Ural'skogo otdeleniya RAN, 2022; Tom II: 106-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Koncepciya gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2014 g. № 1618-r. Available at: https://base.garant.ru/70727660/

7. Maleeva T., Sinyavskaya O. Social'no-'ekonomicheskie faktory rozhdaemosti v Rossii: 'empiricheskie izmereniya i vyzovy social'noj politike. Roditelii deti, muzhchiny izhenschiny v sem'e i obschestve. Moskva: NISP, 2007: 171-217.

8. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: Fenomenologiya razvitiya i bytiya lichnosti: uchebnik dlya studentov vuzov: v 2 t. Moskva: Nauka, 2022; T. 1.

9. Ovcharova R.V. Roditel'stvo kakpsihologicheskij fenomen. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006.

10. Chuprikova G.S. Razvitie predstavleniya o roditel'stve u podrostkov. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009; № 112. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniya-o-roditelstve-u- podrostkov

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 378.172

Pokrovskaya T.Yu., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI (Kazan, Russia), E-mail: vip89@mail.ru

Lakhtin A.Yu., Senior Lecturer, Head of Department of Physical Education and Pre-Conscription Training, Moscow State University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky (Moscow, Russia), E-mail: skbpgu@mail.ru

Yusupov Sh.R, Cand. of Sciences (Political Studies), Senior Lecturer, Head of Department of Physical Culture and Sports, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI (Kazan, Russia), E-mail: yusupovSHR@yandex.ru

DEVELOPMENT OF RESEARCH PERSONAL QUALITIES OF COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING PHYSICAL CULTURE. The article examines a problem of identifying and disclosing the structural-functional relationships of scientific research personal qualities of technical college students, which is the purpose of this study. The idea is substantiated that many of them will need research competencies in the process of further continuing their professional education in technical universities, in the future to carry out research work in the conditions of knowledge-intensive production. The main attention is paid to the disclosure of the personal qualities of students with a research orientation, relying on systemic, axiological, activity-based and personal approaches, as well as on health-improving methods, since many of them have a weakened state of physical health. The authors propose structuring the identified personal qualities for the purpose of in-depth understanding, comprehension and analysis of their relationships and interactions through systematic and interdisciplinary approaches. The results of the study create the prerequisites for further research into the role and priority importance of personal qualities in studying the structure of research competence of future technical specialists.

Key words: personal qualities, physical culture, approaches, principles, research activities

Т.Ю. Покровская, канд. социол. наук, доц., ФГБОУВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ», г. Казань, E-mail: vip89@mail.ru

А.Ю. Лахтин, доц., зав. каф. физ. воспитания и допризывной подготовки, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Москва, E-mail: skbpgu@mail.ru

Ш.Р. Юсупов, канд. полит. наук, доц., зав. каф. физ. культуры и спорта, ФГБОУВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ», г. Казань, E-mail: yusupovSHR@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В данной статье рассматривается проблема выявления и раскрытия структурно-функциональных взаимосвязей научно-исследовательских личностных качеств студентов технического колледжа, что является целью данного исследования. Обосновывается идея о том, что многим из них потребуются исследовательские компетенции в процессе дальнейшего продолжения профессионального образования в технических вузах, в перспективе для выполнения исследовательских работ в условиях наукоемкого производства. Основное внимание направлено на раскрытие личностных качеств студентов научно-исследовательской направленности с опорой на системный, аксиологический, деятельностный и личностный подходы, а также на оздоровительно-восстановительные методики, поскольку многие из обучающихся имеют ослабленное состояние физического здоровья. Авторами предлагается структурирование выявленных личностных качеств с целью глубинного понимания, осмысления и анализа их взаимосвязей и взаимодействий посредством системного и ме-«дисциплинарного подходов. Результаты исследования создают предпосылки для дальнейшего исследования роли и приоритетной значимости личностных качеств в изучении структуры научно-исследовательской компетентности будущих специалистов технического профиля.

Ключевые слова: личностные качества, физическая культура, подходы, принципы, исследовательская деятельность

Профессиональная подготовка специалистов, обладающих исследовательскими компетенциями для современного наукоемкого, высокотехнологичного производства, в частности в атомной и оборонной промышленности, в сфере машиностроения и компьютерной техники и т. д., представляет сложную, многоплановую задачу в технических вузах и колледжах. Прежде всего, в них ощущается серьезная потребность в преподавателях высокой научной квалификации, способных реализовать с научной молодежью актуальные исследования, результаты которых гарантируют существенный скачок в прорывных направлениях научно-технического прогресса. В этих условиях приобретает приоритетную значимость развитие исследовательских личностных качеств у будущих научно-технических кадров на всех уровнях, включая и технические колледжи, поскольку многие из выпускников технического колледжа в дальнейшем выбирают путь инженерного образования. Тем самым в условиях технического колледжа и вуза ак-

туализируется проблема формирования у студентов необходимых научно-исследовательских личностных качеств, обеспечивающих эффективность выполнения многоплановых прикладных исследовательских работ в дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с высокотехнологичным производством.

Итак, решение данной проблемы с опорой на ведущие теоретико-методологические подходы, и принципы составляет цель нашего исследования. Для достижения обозначенной цели следует решить следующие задачи:

1. Проанализировать реализуемые теоретико-методологические основы проводимого исследования и раскрыть их сущностные характеристики.

2. Выявить посредством системного анализа необходимые личностные качества студентов для выполнения научно-исследовательской работы.

3. Охарактеризовать уровни исследовательских личностных качеств студентов с учетом их приоритетности в выполнении научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.