Научная статья на тему 'Особенности формирования телосложения школьников в условиях повышенного гамма-фона'

Особенности формирования телосложения школьников в условиях повышенного гамма-фона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования телосложения школьников в условиях повышенного гамма-фона»

нии флюоресцином - диффузное мелко-точечное окрашивание переднего эпителия роговицы в пределах экспонируемой глазной щели; на 3 и 9 часах умеренные ксеротические изменения конъюнктивы по типу бляшек Искерского - Битта. Факосклероз. Умеренная деструкция стекловидного тела. На глазном дне - ДЗН монотонный, с лёгкой деколорацией, границы его контурируют-ся, артериальное сосудистое дерево ДЗН бедное, артерио-венозный перекрест 1-2 степени. В макулярной зоне нежная дис-пигментация и сглаженность рефлексов. Функциональный тест на объём суммарной слёзопродукции Ширмера-1 = 5 мм. Учитывая вышеизложенное, был диагностирован вторичный комбинированный гипосекреторный синдром «сухого глаза» 3 степени тяжести (по Бржесскому В.В. и соавт., 2002) [1]. Назначена слёзо-заместительная терапия (гель «Видисик») 4-6 раз в день. В дальнейшем, рекомендовано самостоятельно определить необходимое количество инстилляций «искусственной слезы», ориентируясь на наличие ощущения раздражённого глаза. Также назначены инстилляции репаративного препарата «Корнерегель» (декспан-тенол) 3 раза в сутки. Кроме этого, назначены блокады синокаро-тидной зоны по вышеуказанной методике по №3 через день, с обеих сторон. Помимо этого, рекомендовано провести курс поддерживающей терапии по поводу хронического глазного ишемического синдрома и продолжить приём препаратов по поводу артериальной гипертензии.

Таблица

Сравнительная оценка эффективности терапии вторичного комбинированного гипосекреторного ССГ у пациентов с наличием ХГИС

Оцениваемые критерии Основная группа 16 человек (32 глаза) Контрольная группа 14 человек (28 глаз)

Сроки купирования субъективных проявлений ССГ, дни 3,2±1,1 5,8±0,4

Количество инстилляций «искусственной слезы», необходимое для купирования субъективных проявлений ССГ, на 6 сутки терапии, кол-во инстилл ./сутки 2,7±0,1 4,1±0,9

Объём суммарной слёзопродукции до начала терапии, мм 4,2±0,3 4,3±0,1

Объём суммарной слёзопродукции после 6 сутки терапии, мм 12,3±0,2 7,2±0,5

Сроки купирования эпителиопатии, дни 3,3±0,2 5,8±0,1

Максимальная систолическая скорость кровотока по слёзной артерии до начала терапии, см/с 6,3±0,1 6,3±0,2

Максимальная систолическая скорость кровотока по слёзной артерии после 6 суток терапии, см/с 10,1±0,1 7,2±0,2

Примечание: достоверность различий между группами р < 0,05

После первой блокады синокаротидной зоны на правой стороне, через 30 минут после манипуляции пациентка отмечает ощутимое уменьшение явлений раздражения глаз (с обеих сторон), повышение чёткости зрения, тест Ширмера-1 увеличился на 3 мм. При допплерографии отмечается увеличение линейной скорости кровотока по глазничной артерии на 3,3 см/с, по артерии слёзной железы - на 3,1 см/с. Субъективные проявления ССГ были практически купированы на 3 сутки наблюдения, количество инстилляций препарата «искусственной слезы» 4 раза в сутки. При окрашивании флюоресцином отмечаются лишь единичные очажки прокрашивания роговица в пределах экспонируемой глазной щели, значительно менее выражен отёк бульбарной конъюнктивы, замещающей слёзный мениск. Отмечается расширение ранее суженных артериол бульбарной конъюнктивы. Инстилляции препарата «Корнерегель» отменены. Тест Ширмера-1 = 10 мм. К концу 6 суток наблюдения субъективных проявлений ССГ нет. Явления эпителиопатии роговицы отсутствуют. Определяется невысокий слёзный мениск (отношение высоты к ширине = 1:1), складка бульбарной конъюнктивы частично замещающая слёзный мениск значительно менее выраженная. При допплерографии отмечается увеличение линейной скорости кровотока по глазничной артерии на 6,3 см/с, по артерии слёзной железы на - 5,5 см/с. Необходимое количество инстилляций препарата «искусственной слезы» 2 раза в сутки. Тест Ширмера-1 = 13 мм. После 6 суток терапии имелось повышение зрительных функций. Острота зрения: правый глаз - 0,7-0,8 (неполная) с корр. сфера +1,0 Д=0,9^1,0 (неполная); левый - 0,8 с корр. сфера +1,0 Д = 0,9.

Отмечается расширение периферических границ поля зрения: справа на 100°, слева на 95°.

Заключение. Включение в комплекс лечебных мероприятий у больных вторичным комбинированным гипосекреторным ССГ с наличием хронического глазного ишемического синдрома блокад синокаротидной рефлексогенной зоны позволяет повысить эффективность терапии за счёт патогенетической направленности способа. В результате курса блокад синокаротидной рефлексогенной зоны, проводимых совместно с заместительной терапией препаратами «искусственной слезы» и традиционной консервативной терапией ХГИС отмечается более быстрое, чем в группе контроля, купирование как субъективных, так и объективных проявлений ССГ, что коррелирует с более значительным повышением объёма суммарной слёзопродукции и улучшением гемодинамических показателей в бассейне артерии слёзной железы. Предлагаемый способ терапии позволяет сделать инсталляционный режим заместительной терапии препаратами «искусственной слезы» более комфортным, что повышает качество жизни, и уменьшает потенциальный риск появления медикаментозной аллергии, связанной с частыми инстилляциями. Немаловажным преимуществом способа является его более выраженное воздействие на динамику зрительных функций у пациентов с наличием ХГИС сравнительно с традиционной консервативной терапией. Другим преимуществом способа является его хорошая воспроизводимость, так как для его выполнения не требуется специальное оборудование и используется доступный и недорогой лекарственный препарат. Всё вышеизложенное позволяет рекомендовать блокады синокаротидной зоны к использованию в клинической практике у пациентов, страдающих вторичным комбинированным гипосекреторным ССГ с наличием ХГИС.

Литература

1. Бржесский В.В. и др. Роговично-конъюнктивальный ксероз.- СПб, 2003.

2. Ерёменко А.И. и др. // Сб. науч. тр. VI Всерос. школы офтальмол.- М, 2007.- С. 330-337.

3. Ерёменко А.И. и др. // Тр. конф., посв. 80-летию НГИУВА и каф. офтальмол.- Новокузнецк, 2007.- С. 96-99.

4. Катькова Е.А. Диагностический ультразвук: Офтальмология.- 1-е изд.- М, 2002.- С.120.

5. Коган Б М. // Сб. науч. статей: Фёдоровские чтения-2004.- М, 2004.- С. 649-652.

6. Косицкий Г.И. Физиология человека.- М.,1989.-С. 278-280.

7. Майчук Д.Ю. // Окулист.- 2007.- №2 (86).- С. 18-19.

8. Машковский М.Д. Лекарственные средства.- М, 1993.-Т. 1-2.

9. Aragona P. et al. // Br. J. of Ophthalmol.- 2006.- Vol. 90, №5.- P. 166-170.

УДК 616-071.2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО ГАММА-ФОНА.

Ю.А. ЖЕЛТИКОВ*

В детском возрасте морфологический статус является достаточно информативным ориентиром соответствия нормального развития организма и интегральным показателем уровня индивидуального здоровья [1,5]. Особым этапом социального и биологического совершенствования, характеристики которого во многом зависят от эндо- и экзогенных факторов, у детей является школьный возраст. Школьные годы совпадают с пубертатным периодом, характеризующимся интенсивным формированием структурно-морфологических особенностей связанных с половым созреванием, а также обусловленных специфичностью среды обитания [6]. Сопоставление на этом этапе развития организма морфологических кондиций, от которых зависят адаптационные резервы, с характеристиками окружающей среды является актуальной в научном и практическом плане задачей. В литературе представлены сведения, характеризующие развитие детей в зависимости от биогеографических, климатических и экологических

* Тульский госпедуниверситет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

факторов [2-4]. Но недостаточно изученными остаются вопросы влияний малых доз ионизирующего излучения на формирование телосложения у детей, проживающих на загрязненных радиоактивными веществами территориях [7].

Цель - изучение особенностей формирования параметров телосложения школьников, проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.

Материал и методы исследований. Было проведено антропометрическое обследование 437 школьников 2-11 классов г. Тулы, Плавска и пос. Заокский.

Оно включало определение массы (веса) тела, измерение высоты анатомических точек над полом, установление поперечных и обхватных параметров, а также рассчитывались продольные размеры и некоторые индексы (всего 20 показателей). По возрасту обследованных объединили в три группы: I - младшие школьники (8-11 лет); II - дети среднего школьного возраста (12-14 лет); III - старшие школьники (15-17 лет). Статистическую обработку материала вели по программам Microsoft Excel, STATISTICA-5, определяя значения средних величин, ошибок средних, коэффициентов варьирования показателей. Проведен расчет доли изменчивости показателей от общей величины изменчивости этих признаков в школьные годы. Для оценки возрастной динамики признаков выделили 3 уровня интенсивности их изменчивости: низкий уровень с диапазонами изменчивости до 25,0%; 25,01—45,0%; средний уровень с диапазоном изменчивости 45,0155,0%; высокий уровень с диапазонами изменчивости

55,01-75,0%; 75,01-100,0%; >100,0%.

Анализ экологических условий пунктов проживания обследованных проведен по данным службы санитарно-эпидемиологического надзора за период 2000-2006 гг. При этом оценивали уровни суммарных загрязнений атмосферного воздуха, питьевой воды и почвы в условных единицах (баллах). Для оценки уровня радиоактивных загрязнений территорий использованы информационные источники радиационно-гигиенического мониторинга (2002-2006 гг.), который ведется в соответствии с Федеральной программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.08.2001 г. № 637.

Результаты. Сравнительный анализ показателей суммарных загрязнений воздуха, питьевой воды и почв населенных пунктов проживания обследованных школьников свидетельствует, что наиболее неблагополучным по этим параметрам (суммарный уровень загрязнения >30 баллов) является г. Тула. Наиболее благополучным оказался пос. Заокский (уровень загрязнения <20 баллов). Плавск по этим характеристикам занимает промежуточное положение (уровень загрязнений чуть >20 баллов). Анализ мониторинга радиационной обстановки в Тульской области говорит о ее стабилизации и положении, характерном для пределов естественных ее колебаний в средних широтах Европейской части РФ. В г. Плавске регистрируется самый высокий в Тульской области уровень гамма-фона, максимальные значения которого в контрольных точках находятся в пределах 29-36 мкР/час. В г. Туле уровень гамма-фона регистрируется >12 мкР/час, что соответствует естественному уровню. Территория пос. Заокский не подвергалась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы и с этих позиций может считаться экологически чистой. Экологические условия районов проживания обследованных школьников существенно различаются. В г. Туле экологические условия неблагополучны по причине высокого уровня загрязнений воздуха, воды и почвы от деятельности промышленных предприятий и транспорта. В г. Плавске экологические условия неблагополучны в связи с повышенным уровнем гамма-фона из-за радиоактивного загрязнения после Чернобыльской аварии. Пос. Заокский отличается наиболее благополучной экологической обстановкой, по низкому уровню загрязнений воздуха, воды и почвы и отсутствию радиоактивных загрязнений вследствие Чернобыльской катастрофы.

Анализ результатов антропометрического обследования школьников Тульской области свидетельствует, что их физическое развитие в большинстве соответствует средним характери-

стикам детей, проживающих в Центральном регионе России (табл.). При этом в период 12-14 лет интенсивно изменяется величина большинства антропометрических характеристик, что согласуется с данными литературы.

Таблица

Антропометрические показатели школьников Тульской области

Сопоставление динамики изменений показателей с экологическими условиями показало, что в период от младшего к среднему школьному возрасту у детей г. Тулы высокий уровень изменчивости (>55,0%) наблюдался по 75,0% и 65,0% показателей у мальчиков и девочек соответственно. Мальчики в возрасте 12-14 лет имели 70,0% признаков с изменчивостью в диапазоне

55.01-75,0%, а у девочек таких признаков было только 20,0%. У девочек существенно больше, чем у мальчиков, наблюдалось признаков, изменявшихся в диапазоне 75,01-100,0%. Таких признаков у девочек было 25,0%, а у мальчиков - только 5,0%. Изменчивость признаков более чем на 10,0% у мальчиков г. Тулы отсутствовала, а у девочек наблюдалась по 20,0% признаков. В пос. Заокский у мальчиков и девочек в период от младшего к среднему школьному возрасту высокий уровень возрастной изменчивости (более 55,0%) наблюдался по 50% и 60% признаков соответственно. При этом у мальчиков пос. Заокский в диапазоне

55.01-75,0% изменялось 25,0% признаков, а у девочек - 35,0%. В диапазоне 75,01-100,0% изменчивости у мальчиков и девочек пос. Заокский за этот период наблюдалось по 15,0% признаков. В диапазоне >100,0% у мальчиков и девочек пос. Заокский изменялось по 10,0% признаков. У мальчиков г. Плавска в период роста от младшего к среднему школьному возрасту было 85,0% признаков, имеющих высокий уровень возрастной изменчивости, а у девочек - 90,0%. Возрастная изменчивость в диапазоне 55,0175,0% наблюдалась у мальчиков по 35,0%, а у девочек - по 45,0% признаков. В диапазоне 75,01-100,0% от младшего к среднему школьному возрасту изменялось 35,0% признаков у мальчиков и 25,0% показателей у девочек г. Плавска. Средний уровень (диапазон 45,01-55,0%) возрастной изменчивости в период от младшего к среднему школьному возрасту наблюдался по 10,0% признаков у мальчиков г. Тулы и 15,0% - у девочек. У мальчиков пос. Заокский в период роста от младшего к среднему школьному возрасту было 40,0% признаков со средним уровнем изменчивости, а у девочек таких признаков было только 15,0%. У мальчи-

Пол г. Тула п. Заокский г. Плавск

х±зх Cv% х±зх Cv% х±зх Cv%

Рост стоя â I 134,61 ±3,49 21,31 133,77±2,62 6,51 137,83±3,01 5,35

II 164,37±1,35 6,35 154,8±4,46 9,11 169,67±2,47 3,57

III 175,54±0,94 3,72 177,33±5,23 5,12 176,94±1,21 1,94

? I 134,09±4,3 35,61 129,59±2,14 5,49 133,3±3,94 6,61

II 160,08±0,87 5,02 152,93±2,47 4,27 156,38±1,94 5,69

III 165,87±0,75 4,03 161,4±0,97 1,34 166,4±3,87 5,19

Масса тела â I 30,26±1,23 18,44 29,81±1,96 21,77 28,33±1,28 11,09

II 52,38±3,36 22,28 46,6±4,7 32,52 57,57±4,08 17,41

III 65,11±3,15 10,93 63,23±2,03 5,56 68,82±2,07 8,51

? I 30,31±1,43 23,44 27,96±1,75 20,79 25,72±1,83 15,91

II 47,67±1,87 15,66 44,3±3,46 20,69 46,39±2,06 20,35

III 58,27±2,06 13,08 58,34±1,58 6,07 55,5±2,38 9,6

Грудной периметр â I 65,73±1,0 15,15 65,77±1,57 17,54 66,03±1,67 6,69

II 80,42±2,60 37,28 78,38±2,2 6 ,8 8, 83,42±1,55 5,67

III 89,26±2,10 16,63 69,34±2,32 6,87 90,34±1,64 3,72

? I 65,25±1,27 20,22 62,62±1,63 9,39 60,40±1,35 5,91

II 78,22±1,35 23,09 73,28±1,72 6,21 75,02±2,56 12,31

III 79,60±0,60 4,77 85,0±1,70 5,29 81,93±2,89 7,05

Окружность бедра â I 37,48±0,96 11,26 37,64±1,15 10,12 37,33±0,92 5,67

II 45,04±1,23 9,56 46,2±2,19 14,99 52,5±1,93 8,99

III 51,56±1,64 7,61 47,33±0,67 2,44 54,25±1,25 6,53

? I 38,26±1,03 13,31 38,82±1,16 9,95 36,4±1,24 7,61

II 46, 19± 1,13 9,86 45,93±1,78 10,29 47,67±1,73 16,65

III 54,57±0,97 6,77 55,2±0,46 1,88 52,8±1,53 6,48

Ширина таза â I 20,64±0,42 8,85 20,36±0,49 8,00 20,83±0,31 3,61

II 25,47±0,65 8,95 24,5±1,32 17,10 27,5±0,82 7,27

III 28,07±0,63 6,72 27,17± 1,17 7,44 27,12±0,41 4,27

? I 20,99±0,44 10,44 20,68±0,55 8,87 20,3±1,15 12,63

II 24,87±0,46 7,52 23,36±0,62 7,07 26,14±0,48 8,51

III 27,81±0,61 8,39 2,75±0,74 6,5 27,1±1,04 8,9

Форма головы â I 82,93±0,40 5,4 114,4±5,91 17,14 81,66±1,56 4,68

II 81,85±0,96 2,61 82,52±1,02 3,89 83,37±1,63 4,78

III 65,26±0,24 10,01 125,56±2,94 4,06 66,15±2,64 32,61

? I 81,82±0,4 5,42 121,86±2,78 7,58 82,06±2,47 6,72

II 80,72±0,53 6,72 78,95±0,97 11,6 105,5±21,6 93,79

III 67,50±0,3 9,28 91,87±7,89 19,21 118,24±2,47 4,67

Отношение длины руки к длине ноги â I 83,78±1,81 17,92 85,14±2,04 7,96 81,23±1,42 4,28

II 84,65±0,7 6,44 85,69±1,63 8,04 83,19±2,24 6,61

III 79,85±0,45 3,89 85,42±1,24 2,51 76,6±1,01 3,61

? I 83,3±0,49 6,72 80,11±2,33 9,66 81,17± 1,1 3,04

II 83,3±0,45 5,04 82,99±1,42 4,51 80,65±0,74 4,23

III 78,55±0,38 4,28 81,92±1,95 5,32 79,64±0,96 2,71

ков и девочек г. Плавска в период от младшего к среднему школьному возрасту не имелось признаков со средним уровнем изменчивости (в диапазоне 45,01-55,0%). Низкий уровень изменчивости (до 45,0%) в период от младшего к среднему школьному возрасту наблюдался по 15,0% признаков у мальчиков г. Тулы, а у девочек - по 25, 0%. При этом в диапазоне до 25,0% изменялось по 15,0% показателей у мальчиков и девочек. Изменявшихся признаков в диапазоне 25,01-45,0% у мальчиков г. Тулы не встретилось, а у девочек - 10,0%. У мальчиков пос. Заокский низкий уровень возрастной изменчивости (до 45,0%) в период от младшего к среднему школьному возрасту имели 10,0% показателей, а у девочек - 25,0%. При этом у мальчиков не было признаков, изменяющихся в диапазоне до 25,0%, а у девочек - 5,0%. В диапазоне изменчивости 25,01-45,0% у мальчиков было 10,0% признаков, а у девочек - 20,0%. У девочек г. Плавска было 5,0% признаков, изменяющихся в диапазоне 25,01-45,05%, а у мальчиков такие признаки отсутствовали.

В возрастной динамике физического развития школьников, проживающих на загрязненных вследствие Чернобыльской катастрофы территориях, обнаружены особенности, которые заключаются в том, что в возрасте 12-14 лет у школьников, проживающих на этих территориях с уровнем гамма-фона в пределах 2936 мкР/час, происходит значительное ускорение процессов роста и физического развития телосложения. Для этого контингента учащихся в указанный возрастной период характерным является высокий уровень изменчивости большинства антропометрических признаков (85,0% - у мальчиков и 90,0% - у девочек), а также отсутствие антропометрических признаков среднего уровня изменчивости и наличие небольшого числа (15,0% - у мальчиков и 5,0% - у девочек) признаков низкого уровня изменчивости.

Результаты согласуются с данными [4,7] о существенной разнице в сроках формирования антропометрических характеристик у детей из различных по экологическим условиям регионов, а также с данными об увеличении доли детей с мезогармоничным развитием в неблагополучных условиях среды. Территории районов с уровнем гамма-фона в пределах 29-36 мкР/час в возрасте 12-14 лет стимулируют рост и физическое развитие школьников. Ускорение/замедление развития надо рассматривать как фактор риска в ходе нормального онтогенеза. Детей школьного возраста с признаками интенсивного формирования телосложения в условиях измененной природной среды надо относить к группе повышенного риска развития экологически зависимых патологий.

Полученные данные важны для формирования новых представлений об особенностях онтогенеза в условиях измененной природной среды вследствие радиоактивных загрязнений, а также необходимы для разработки адресных программ социального, медицинского и реабилитационного характера направленных на сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи.

Литература

1.Бутова ^.А.Физиолого-антропологическая характеристика состояния здоровья подростков: Автореф.дис.. .д.м.н.-М., 1999.

2. Димитриев А.Д. и др. // Гигиена и санитария.- 2003.-№2.- С. 41-43.

3. Желтиков А.А. Экологическое состояние и заболеваемость населения Тульской области.- ТГПУ, 1999.- 91 с.

4. Котышева Е.Н. и др. // Гигиена и санитария.- 2007.-№4.- С.69-71.

5. Сердюковская Г.Н. // Гигиена и санитария.- 1981.- №12.-С.50-53.

6. Юрьев В.В. и др. Рост и развитие ребенка.- СПб.: Питер, 2003.- 260 с.

7.Ярмоненко С.П., Вайсон А.А.Радиобиология человека и животных.- М.: Высшая школа, 2004.- 543 с.

УДК 616; 64.2; 681.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АНАЛОГ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТЕОРЕМЫ БЕРНУЛЛИ В СИНЕРГЕТИКЕ И КАКОВЫ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ?

В.М. ЕСЬКОВ

Возникшее за последние 40-50 лет новое направление в естествознании и мировоззрении вообще, базирующееся на теории хаоса и синергетике (ТХС), все чаще сейчас представляется как

принципиально новое направление развития человеческой мысли. И во многом это мнение оправдано. Вместе с тем возникает и проблема связи ТХС с детерминистко-стохастическим подходом (ДСП) или, наоборот, выявление объективных причин, по которым ДСП и ТХС отстоят весьма далеко друг от друга (как утверждает ряд ученых). Действительно, выяснение обстоятельств гносеологической связи ДСП и ТХС или их существенных различий необходимо и для оценки роли и места ДСП в дальнейшем развитии науки в целом, и для оценки перспектив развития ТХС как действительно нового направления. Пытаясь дать ответ на вопрос, поставленный в заглавии, прежде всего, хотелось бы выделить моменты связи ДСП с ТХС, попытаться указать на очевидные (или не очень) моменты взаимосвязи этих направлений развития естествознания и мировоззрения, которые вместе с тем порождают и различия (известный тезис о единстве и борьбе противоположностей). Начнем с вещей весьма важных, неочевидных и чрезвычайно принципиальных для биологии и медицины, т.е. базовых высказываний и предположений с позиции ТХС.

Соотношение между стохастикой и хаосом с позиции их внешне слабой противоречивости. Известное высказывание о том, что «. если я мыслю, то значит и существую» раскрывает нам в сжатой форме фундаментальную парадигму как отдельного человека, так и человечества в целом. Действительно, сама по себе мысль конкретного человека является конкретной по сути. Человек мыслит о чем-то конкретном, в конкретный момент времени и в конкретной точке пространства обитания (среды обитания, например). В этой связи (но в другом смысле) мы можем говорить об определенном человеке, об определенных его мыслях, т. е. о детерминистском аспекте его бытия. Однако, в таком определении мы понимаем и всю хаотичность состояния человека, его жизни. Появление каждого человека - чисто хаотический процесс. Совокупность его знаний, его опыта - тоже чисто хаотический процесс. То, что он находится в данный момент времени и в данной точке пространства, в котором мы живем -тоже классический пример хаоса. Причем, у любого из нас имеются представления о якобы детерминированном мире, но это все попытки выдавать желаемое за действительность. Мы живем в мире хаоса, где обычные детерминистские законы применимы весьма условно. Эта условность проявляется не столько в фундаментальных детерминистских зависимостях вида у = f (х), где, например, для вектора состояния организма человека (ВСОЧ) Х = (х], Х2,...,Хщ)Т можно все-таки записать некоторые уравнения (алгебраические, трансцендентные, дифференциальные, разностные и т. д.), а в том, что выбранные компоненты Хг вектора состояния х не имеют каких либо научно аргументированных, обоснованных причин для их выбора в рамках научных, формализованных методов и теорий. Различных уравнений, описывающих поведение организма человека, существует множество, но обоснования, что именно эти Х[ и уравнения, их связывающие, являются главными, бывают часто не убедительными [1-5].

Все современные медико- биологические науки используют единственный критерий для выбора Хг - возможность более точного описания динамики биологических динамических систем (БДС) или их статического состояния вблизи точки покоя (ТП), когда Зх/йЪ^О. При этом обычно считается, что детерминистский и стохастический подходы объединяют понятия моды, медианы, динамики поведения этих числовых характеристик в рамках детерминистских моделей. Считается, что мода или медиана (среднее арифметическое <Х> в математической статистике) во временном поведении БДС как-то изменяются и эти изменения приблизительно описываются уравнениями в детерминистском подходе, например, как у = f (х) (см. выше).

Точность такой процедуры (приближения <Х> к наиболее вероятному значению Х в данный момент времени по всем координатам Хг) определяется теоремой Бернулли. Это значит, что чем больше мы проводим испытаний (в идеале их число п—о), тем точнее частота события приближается к вероятности (Р*(А)^Р(А) при п ——о). Одновременно идентифицированная детерминистская модель точнее описывает реальный процесс. В таком подходе (применительно к БДС) имеется существенный изъян. Он связан с тем, что в теории вероятности и математической статистике мы в идеале должны работать с одинаковыми объектами (по структуре, свойствам, динамике их развития), чего в природе никогда не бывает. Все биосистемы различны по свойствам, структуре, динамике их поведения и развития, поэтому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.