Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Милена Расуловна

В статье рассматриваются особенности формирования искусственного интеллекта в Китае, США, Европейском Союзе, сравниваются подходы этих стран к формированию национальных стратегий по развитию данных технологий. Отмечается, что цифровые технологии становятся все более важной частью жизни населения, и люди должны иметь возможность доверять им. Надежность также является необходимым условием для принятия искусственного интеллекта. Устойчивый экономический рост и социальное благополучие государств все больше опираются на ценность, создаваемую данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN RUSSIA AND ABROAD

The article discusses the features of the formation of artificial intelligence in China, the USA, the European Union, compares the approaches of these countries to the formation of national strategies for the development of these technologies. It is noted that digital technologies are becoming an increasingly important part of the life of the population, and people should be able to trust them. Reliability is also a prerequisite for the adoption of artificial intelligence. Sustainable economic growth and social well-being of states are increasingly based on value, creating by data.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

Научная статья УДК 004

doi: 10.47576/2782-4578_2022_3_27

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ахмедова Милена Расуловна

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, mili-g1@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования искусственного интеллекта в Китае, США, Европейском Союзе, сравниваются подходы этих стран к формированию национальных стратегий по развитию данных технологий. Отмечается, что цифровые технологии становятся все более важной частью жизни населения, и люди должны иметь возможность доверять им. Надежность также является необходимым условием для принятия искусственного интеллекта. Устойчивый экономический рост и социальное благополучие государств все больше опираются на ценность, создаваемую данными.

Ключевые слова: интеллект; управление; формирование; национальные стратегии.

Для цитирования: Ахмедова М. Р. Особенности формирования технологий искусственного интеллекта в России и за рубежом // Региональная и отраслевая экономика. - 2022. - № 3. - С. 27-33. Со1: 10.47576/2782-4578 2022 3 27.

Original article

FEATURES OF THE FORMATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN RUSSIA AND ABROAD

Akhmedova Milena R.

Kuban State University, Krasnodar, Russia, mili-g1@mail.ru

Abstract. The article discusses the features of the formation of artificial intelligence in China, the USA, the European Union, compares the approaches of these countries to the formation of national strategies for the development of these technologies. It is noted that digital technologies are becoming an increasingly important part of the life of the population, and people should be able to trust them. Reliability is also a prerequisite for the adoption of artificial intelligence. Sustainable economic growth and social well-being of states are increasingly based on value, creating by data. Keywords: intellect; control; formation; national strategies.

For citation: Akhmedova M. R. Features of the formation of artificial intelligence technologies in Russia and abroad. Regional and branch economy, 2022, no. 3, pp. 27-33. doi: 10.47576/2782-4578 2022 3 27.

В современном мире наблюдается интенсивный рост количества изобретений, которые связаны с использованием искусственного интеллекта. С 1950-х гг. до наших дней было подано более 340 тыс. заявок на регистрацию патентов, связанных с искусственным интеллектом, и опубликовано более 1,6 млн научных работ по данной тематике [2].

Как и любое новшество, внедрение искусственного интеллекта дает не только преимущества, но и создает много проблем в виде влияния на рабочие места, этические вопросы, возможности нарушения безопасности и конфиденциальность данных. Именно поэтому правительства различных стран проводят особую государственную политику, способствующую как повышению конкурентоспособности, так и защищающую граждан и их права. Проведенный анализ показал различия в подходах, политических решениях, законах и стратегиях, применяемых государствами [1].

К примеру, Европейская комиссия (ЕК) в апреле 2018 г. объявила о своей цели увеличить инвестиции в исследования и инновации в области искусственного интеллекта на 20 млрд евро с 2018 до конца 2020 г. Государства-члены ЕС подписали декларацию о сотрудничестве в области искусственного интеллекта, в которой они договорились совместно работать над наиболее важными вопросами в данной сфере. Кроме прочего, ЕК учредила группу экспертов высокого уровня по искусственному интеллекту для выработки рекомендаций по политике и инвестициям, а также установила руководящие принципы по этическому развитию. Также в декабре 2018 г. ЕК опубликовала план развития и использования искусственного интеллекта, целью которого является становление Европы ведущим мировым регионом для разработки и внедрения передовых, этичных и безопасных технологий.

В США в 2016 г. был опубликован национальный стратегический план исследований и разработок в области искусственного интеллекта [8]. В мае 2018 г. было объявлено о создании специального Комитета по искусственному интеллекту для консультирования правительства по приоритетам межведомственных исследований и разработок в области искусственного интеллекта и оказания поддержки правительству в достижении его

цели сохранения лидерства США в данной области.

Китайский государственный совет выпустил в 2017 г. план по развитию искусственного интеллекта следующего поколения, где целью стало становление страны основным мировым инновационным центром к 2030 г. Политика местных органов власти также направлена на развитие различных регионов и стимулирование компаний, базирующихся на искусственном интеллекте.

В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) в октябре 2017 г. шейх Мохаммед объявил стратегию, которая направлена на то, чтобы сделать ОАЭ первой страной в мире в области инвестиций в искусственный интеллект, а также создать новый жизненно важный рынок с высокой экономической ценностью. Также был назначен первый государ -ственный министр по вопросам искусственного интеллекта.

В мае 2018 г. страны Северной Европы и Балтии сделали совместное заявление о сотрудничестве в области искусственного интеллекта с целью расширения доступа к данным, а также разработки этических и про -зрачных руководящих принципов, стандартов и ценностей, которые будут обеспечивать совместимость, конфиденциальность, безопасность и доверие.

Индия старается не отставать от других стран, и в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта также включила рекомендации по осуществлению финансирования центров передового опыта в области рассматриваемых исследований.

В Великобритании рекомендуется создать институт Алана Тьюринга в качестве национального института искусственного интеллекта и науки о данных для совместной работы с другими государственными исследовательскими организациями.

Японская стратегия возрождения привлекла совет по стратегии развития технологий искусственного интеллекта к разработке дорожной карты, которая определяет цели НИОКР, связанные с данными технологиями, и их коммерциализации, осуществляемой в рамках сотрудничества между правительством, промышленностью и академическими кругами.

В России в настоящий момент около половины компаний так или иначе задумы-

ваются о том, чтобы внедрить технологии искусственного интеллекта в свои бизнес-процессы. Положительная тенденция заключается в том, что число таких компаний существенно растет от года к году [3].

Федеральным центром компетенции в сфере искусственного интеллекта в России назначен «Сбербанк», который отвечает за развитие искусственного интеллекта в России. В 2019 г. «Сбербанк», «Газпром нефть», «Яндекс», «Mail.ru Group», «МТС» и «Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)» подписали соглашение о сотрудничестве для создания альянса в сфере искусственного интеллекта. Данный альянс объединяет ведущие технологические компании России для совместного развития их компетенций и ускоренного внедрения искусственного ин-

теллекта во всех сферах бизнеса. Альянс создал открытую библиотеку «AI Russia», главной целью которой является отражение главных трендов развития искусственного интеллекта в России и наглядная демонстрация практического применения технологий искусственного интеллекта.

Таким образом, проведя анализ особенностей формирования технологии искусственного интеллекта в России и за рубежом, можно сделать вывод, что большинство стран следуют инновационным тенденциям и инвестируют в развитие данной технологии. По данным исследований, на лидирующей позиции по суммарным инвестициям в развитие и количеству заключенных сделок остается США (табл. 1).

Таблица 1 - Топ-5 стран по объему инвестиций в искусственный интеллект и количеству заключенных сделок [7]

Страна Сумма инвестиций, млн дол. Количество заключенных сделок

США 6398,61 429

Китай 5505,22 53

Великобритания 569,49 124

Канада 285,17 34

Израиль 278,4 42

Общая сумма 13036,89 682

Согласно вышеприведенным данным, на втором месте рейтинга расположился Китай, а за ним Великобритания. Другие же страны имеют большое отставание по сумме инве-

стиций, вложенных в технологии искусственного интеллекта.

Если рассматривать среднюю стоимость сделки, то абсолютным лидером выступает

IvOH ДОЛ.

30000

265 S0

тттгт 32141

20000

L6S1-

1.5000

10000 7512. ■ I I I I I

2014 2015 2016 2017 201S 2013

Рисунок 1 - Объем инвестиций в стартапы с искусственным интеллектом, млн дол.

Китай, потому что средний размер сделок в данной стране составляет более чем 100 млн дол., в то время как у США 15 млн дол., а у Великобритании 5,4 млн дол.

Что же касается статистики в целом, за 2019 г. было проведено более 2200 сделок со стартапами в области искусственного интеллекта по всему миру, а инвестиции в них составили рекордную сумму в 26,6 млрд дол. (рис. 1) [4].

Так как компании по всему миру активно внедряют технологии искусственного интеллекта в программное обеспечение своего бизнеса, аналитики просчитали прогнозный глобальный доход от данного нововведения, и предположили, что показатель 10,1 млрд дол. в 2018 г. вырастет до 126 млрд дол. в 2025 г. (рис. 2) [3].

Рисунок 2 - Годовой доход от программного обеспечения с использованием искусственного интеллекта

на мировом рынке в 2018-2025 гг., млрд дол.

В ходе данного исследования был проведен компаративный анализ подходов к формированию стратегий по развитию искусственного интеллекта стран-лидеров и выделены их общие характеристики развития и отличия. Результаты исследований приведены в табл. 2.

Многие развитые государства уже приняли свои национальные стратегии в области искусственного интеллекта, чтобы обозначить основные направления своих исследований и разработок. В этом отношении Россия немного запоздала, так как у большинства основных игроков на глобальном уровне основополагающие документы были приняты более двух лет назад [5].

Однако в современных реалиях у России есть все шансы встроиться в мировые исследования в области искусственного интеллекта. На данном этапе российский рынок технологий находится в стадии активного развития, сопровождающейся ростом числа пилотных проектов, которые затрагивают несколько бизнес-процессов в компании. Эти

проекты связаны с инициативами по цифро-визации бизнеса, и применение технологий искусственного интеллекта органично дополняет и расширяет инициативы компаний по выстраиванию бизнес-процессов, которые опираются на работу с данными.

Среднегодовые темпы роста российских инвестиций в технологии искусственного интеллекта в период до 2023 г. составят более 30 %. Исследовательская компания IDC не исключает, что рынок может развиваться гораздо быстрее, учитывая эффект низкой базы. На темпы роста будут положительно влиять [6]:

- задачи цифровой трансформации в компаниях и государственных учреждениях;

- локальные игроки, обладающие экспертизой в искусственном интеллекте и опытом внедрения;

- положительные результаты пилотных проектов и экономические преимущества от них;

- дальнейшие инициативы по масштабированию уже начатых проектов;

- наличие государственных программ.

Таблица 2 - Сравнение подходов стран к формированию национальных стратегий по развитию искусственного интеллекта

Страна Россия Китай США Европейский союз

Ссылка на основополагающий документ Национальная Стратегия развития технологий в области ИИ в РФ Уведомление о планировании развития Искусственного Интеллекта нового поколения National AI R&D Development Plan Communication Artificial Intelligence for Europe

Дата выпуска Октябрь 2019 Июль 2017 Октябрь 2016 Апрель 2018

Выпустивший орган Сбербанк Государственный совет КНР Национальный совет США по науке и технологиям Европейская Комиссия

Предназначение стратегии Определить цели, задачи и меры государственной политики в сфере применения ИИ,направленных на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов Сделать Китай конкурентоспособной страной в сфере ИИ, открыть новые пространства для развития и эффективно защищать национальную безопасность Китая Определить четкий набор приоритетов в области НИОКР, направленных на достижение стратегических целей исследований и уточнить направления федеральных инвестиций в нуждающиеся области Разработать европейский подход к ИИ и робототехнике с учетом этических, правовых и социально-экономических аспектов, предназначенных для повышения исследовательского и индустриального потенциала Европейского Союза

Основополагающие принципы 1. Защита прав и свобод человека 2. Безопасность 3. Прозрачность 4. Технологический суверенитет 5. Целостность инновационного цикла 6. Разумная бережливость 1. Лидирование в науке и технике 2. Целенаправленное развитие системы 3. Доминирование на рынке 4. Открытый исходный код 1. ИИ-технологии будут продолжать расти благодаря инвестициям в НИОКР со стороны правительства и промышленности 2. Влияние ИИ на общество будет продолжать расти, в том числе на занятость, образование, общественную безопасность, а также на экономический рост в США конкурентоспособность в сфере искусственного интеллекта 2. Понимание этических, правовых и социальных аспектов использования искусственного интеллекта 3. Достижение лидерства в робототехнике 4. Создание новых профессий и автоматизация процессов

Основополагающие принципы 3. Отраслевые инвестиции в ИИ будут продолжать расти, поскольку недавние коммерческие успехи увеличили предполагаемую отдачу от инвестиций в НИОКР 5. Обеспечение кибербезопас-ности и безопасности данных

Ключевые задачи стратегии 1. Поддержка научных исследований для опережающего развития 2. Создание и развитие программного обеспечения с ИИ 3. Повышение доступности и качества данных 4. Повышение обеспеченности квалифицированными кадрами и уровня информированности общества 1. Создание открытой, совместной системы инноваций в области ИИ 2. Создание фундаментальной теоретической системы ИИ нового поколения 1. Осуществление долгосрочных инвестиций в исследования ИИ 2. Разработка эффективных методов взаимодействия человека и ИИ 3. Понимание и решение этических, правовых и социальных последствий ИИ 4. Разработка общедоступных наборов данных и сред для обучения и тестирования ИИ 1. Улучшить технологический и промышленный потенциал Европейского Союза и внедрить Искусственный Интеллект в экономику частных и государственных секторов, что подразумевает инвестиции в исследования. 2. Подготовиться к социально-экономическим изменениям, которые будут спровоцированы внедрением ИИ 3. Европейский Союз обеспечит надлежащую этическую и право -вую основу, которая основана на ценностях ЕС. Также разработка должна соответствовать существующим правилам ответственности, а все проблем должны подвергаться подробному анализу

Способ финансирования Ставка на бюджетное финансирование и на участие бизнеса в рамках государственно-частного партнерства Практически полностью государственное финансирование и полный государственный контроль, частично рыночные механизмы Упор на саморегулирование отрасли и финансирование исследований, которые отрасли неинтересны Бюджет, выделенный Европейской Комиссией, инвестиции

Стремление захватить мировое лидерство в ИИ Да, явная декларация Да, явное указание на это Да, явное указание на это Да, явное указание на это. Более того, Европейский Союз намеревается стать лидером в робототехнике

Ключевые технологии ИИ 1. Компьютерноезре-ние 2. Обработка естественного языка 3. Распознавание и синтез речи 4. Рекомендательные системы и интеллектуальные СППР 5. Автоматическое МО 6. Автономные про-блемно-ориентиро-ванные ИС 7. Автоматический дизайн физических объектов 8. Алгоритмы обучения, функционирующие на основе данных с частичной разметкой 9. Математические алгоритмы вычислений на основе новых типов вычислительных систем 10. Интерпретируемые алгоритмы ИИ 1. Анализ больших данных 2. Кросс-медийный интеллект и 3D-сцены 3. Групповой интеллект 4. Автономные интеллектуальные системы 5. Мобильный интернет 6. Суперкомпьютеры 7. Сенсорные сети 8. Глубокое обучение 9. Человеко-машинный интерфейс 1. Экспертные системы 2. Машинное обучение 3. Глубокое обучение 4. Объяснимый ИИ 5. Общий ИИ 6. Восприятие 3D-сцен 7. Автоматический вывод и планирование 8. Обработка естественного языка 9. Робототехника 1. Глубокое обучение 2. Робототехника 3. Автономные системы принятия решений 4. Анализ больших данных 5. Интернет вещей 6. Распознавание изображений

Данный обзор политики в области искусственного интеллекта стран-лидеров позволяет предположить, что все правительства рассматривают ИИ как преобразующую технологию, имеющую решающее значение для их экономического и социального развития. Они рассматривают государство в качестве ключевого фактора в реализации этого видения искусственного интеллекта и, таким образом, создали всеобъемлющие стратегии, которые выходят за рамки НИОКР и развития талантов, чтобы рассмотреть интеграцию искусственного интеллекта в свою экономику и меры по решению потенциально возникающих с ней проблем.

Таким образом, проведенный компаративный анализ показал основную направлен-

ность и целеполагание стран в отношении технологии искусственного интеллекта. Исходя из данных, выявлены следующие общие тенденции: стремление России стать конкурентоспособной страной в сфере искусственного интеллекта, доминирование США на рынке в изучаемой отрасли, увеличение инвестиций в НИОКР, создание новых профессий и автоматизация процессов, обеспечение кибербезопасности и безопасности данных. Несомненно то, что для реализации национальных стратегий в области искусственного интеллекта крупнейших стран мира необходимы серьезные усилия и инвестиции в исследования в области искусственного интеллекта.

Список источников

1. Анисимов С. Ю. Алгоритмы искусственного интеллекта. URL: http://faqs.org.ru/progr/common/ ai.htm (дата обращения: 15.09.2022)

2. Бостром Н. Искусственный интеллект: Этапы. Угрозы. Стратегии. М. : «Манн, Иванов и Фербер»,

2015.

3. Бородакий Ю. В., Добродеев А. Ю., Бутусов И. В. Кибербезопасность как основной фактор национальной и международной безопасности XXI века (Часть 2) // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 1(2). URL: http://cyberrus.com/wp-content/uploads/2014/03/5-12.pdf (дата обращения: 03.09.2022).

4. Васин С. Г Искусственный интеллект в управлении государством // Управление. 2017. № 3. С. 5-10.

5. Иванова Н. И. Инновационная политика. Теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 60, № 1. С. 5-16.

6. Казепов Р. И. Искусственный интеллект - четвертая индустриальная революция. URL: http:// www.nvidia.ru/object/intelligent-industrial-revolution-blog-ru.html (дата обращения: 10.04.2020).

7. Кошелев Д. А. Искусственный интеллект в информационных технологиях // Символ науки. 2016. № 1-2 (13). 22 c.

8. Пупков К. А., Коньков В. Г Интеллектуальные системы. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. 148 с.

References

1. Anisimov S. Y. Algorithms of artificial intelligence. URL: http://faqs.org.ru/progr/common/ai.htm (accessed: 09/15/2022)

2. Bostrom N. Artificial intelligence: Stages. Threats. Strategies. M. : "Mann, Ivanov and Ferber", 2015.

3. Borodakiy Yu. V., Dobrodeev A. Yu., Butusov I. V. Cybersecurity as the main factor of national and international security of the XXI century (Part 2). Issues of cybersecurity. 2016. No. 1(2). URL: http:// cyberrus.com/wp-content/uploads/2014/03/5-12.pdf (accessed: 03.09.2022).

4. Vasin S. G. Artificial intelligence in state management. Management. 2017. No. 3. pp. 5-10.

5. Ivanova N. I. Innovation policy. Theory and practice. World economy and international relations. 2017. Vol. 60, No. 1. pp. 5-16.

6. Kazepov R. I. Artificial intelligence - the fourth Industrial Revolution. URL: http://www.nvidia.ru/object/ intelligent-industrial-revolution-blog-ru.html (accessed: 10.04.2020).

7. Koshelev D. A. Artificial intelligence in information technologies. Symbol of Science. 2016. № 1-2 (13). 22 c.

8. Pupkov K. A., Konkov V. G. Intelligent Systems. Moscow : Bauman Moscow State Technical University,

2016. 148 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

АХМЕДОВА МИЛЕНА РАСУЛОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, mili-g1@mail.ru

Information about the author

AKHMEDOVA MILENA R. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia, mili-g1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.