Научная статья на тему 'Особенности формирования субъектной идентичности личности в дошкольный период'

Особенности формирования субъектной идентичности личности в дошкольный период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / SUBJECT IDENTITY / PRESCHOOL PERIOD / PURPOSEFULNESS / INITIATIVE / SELF-CONTROL / CREATIVE ACTIVITY / STRATEGIES OF PARENTAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Наталья Владимировна, Борцова Мирослава Владимировна

Цель статьи описать некоторые закономерности формирования субъектной идентичности личности на начальных этапах. В ней приводится краткая характеристика субъектной идентичности как установки на жизнедеятельность, ее структуры (информационного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов) и условий их формирования. Целеустремленность, инициативность, самостоятельность, самоконтроль и произвольность рассматриваются как начальные формы проявления субъектной идентичности в дошкольном возрасте. Представлены результаты исследования, в котором показано, что сочетание включенности ребенка в творческую деятельность и конструктивной или деструктивной стратегии родительских отношений к нему значительно влияет на становление начальных проявлений его субъектной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF THE SUBJECT IDENTITY OF PERSONALITY IN THE PRESCHOOL PERIOD

The purpose of this article is to describe some patterns of formation of subject identity of personality at the initial stages. It provides a brief description of the subject identity as an installation on life, its structure (information, emotional-evaluative, behavioral components) and the conditions of its formation. Purposefulness, initiative, independence, self-control and arbitrariness are considered as the initial forms of manifestation of subject identity in preschool age. The article presents the results of the study, which show that the combination of the child's involvement in creative activity and constructive or destructive strategy of parental attitude to him significantly affects the formation of the initial manifestations of his subject identity.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования субъектной идентичности личности в дошкольный период»

УДК 159.922.7 ББК 88.52 К 56

Н.В. Ковалева

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, научный руководитель Центра социально-психологических проблем Научно-исследовательского института комплексных проблем Адыгейского государственного унитверситета; E-mail: [email protected]

М.В. Борцова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и физической культуры филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани; E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

( Рецензирована )

Аннотация. Цель статьи — описать некоторые закономерности формирования субъектной идентичности личности на начальных этапах. В ней приводится краткая характеристика субъектной идентичности как установки на жизнедеятельность, ее структуры (информационного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов) и условий их формирования. Целеустремленность, инициативность, самостоятельность, самоконтроль и произвольность рассматриваются как начальные формы проявления субъектной идентичности в дошкольном возрасте. Представлены результаты исследования, в котором показано, что сочетание включенности ребенка в творческую деятельность и конструктивной или деструктивной стратегии родительских отношений к нему значительно влияет на становление начальных проявлений его субъектной идентичности.

Ключевые слова: субъектная идентичность, дошкольный период, целеустремленность, инициативность, самоконтроль, творческая деятельность, стратегии родительских отношений.

N.V. Kovaleva

PhD in Psychology, Associate Professor, Head of the Center for Social and Psychological Problems of the Research Institute for Complex Problems, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

M.V. Bortsova

Ph.D. in Psychology, Associate Professor of Department of Professional Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Branch of the Kuban State University in the Town of Slavyansk-on-Kuban; E-mail: [email protected]

FEATURES OF FORMATION OF THE SUBJECT IDENTITY OF PERSONALITY IN THE PRESCHOOL PERIOD

Abstract. The purpose of this article is to describe some patterns of formation of subject identity of personality at the initial stages. It provides a brief description of the subject identity as an installation on life, its structure (information,

emotional-evaluative, behavioral components) and the conditions of its formation. Purposefulness, initiative, independence, self-control and arbitrariness are considered as the initial forms of manifestation of subject identity in preschool age. The article presents the results of the study, which show that the combination of the child's involvement in creative activity and constructive or destructive strategy of parental attitude to him significantly affects the formation of the initial manifestations of his subject identity.

Keywords: subject identity, preschool period, purposefulness, initiative, self-control, creative activity, strategies of parental relations.

Динамика современной жизни требует от личности наличия оптимально развитых субъектных качеств, помогающих проектировать и организовывать свою жизнедеятельность одновременно в нескольких сферах и уровнях, что позволит предвидеть трудности и подготовиться к их преодолению, в том числе и в условиях неопределенности. Новые виды жизненных задач требуют дополнительного исследования и умножения личностных ресурсов, в числе которых можно выделить субъектную идентичность [1].

Субъектная идентичность -свойство личности, означающее тождественность самому себе в деятельности, активно проявляющееся в нестандартных ситуациях бытия при принятии важных решений [2]. Она обеспечивает успешную интеграцию личности в жизненное пространство, ощущение тождественности собственной жизни. Именно субъектная идентичность помогает личности определять направление движения по жизни, находить перспективы, пути поиска ресурсов, возможностей, обеспечивает самопроектирование, самопознание и адаптацию к различным ситуациям неопределенности и ее преодоление.

Субъектная идентичность переживается как чувство личной причастности к процессу и результату своей деятельности, соотносящееся со смыслом жизни (бытия), интегрирующее в себе ту или иную степень ответственности, долга, осознается личностью как «это мое дело», «это мой долг», «это моя задача», «это мой путь (стиль, результат и т.д.). В этом русле субъектная идентичность

представляет собой установку на деятельность, поэтому ее структура может рассматриваться как система взаимосвязанных компонентов: информационного, оценочно-эмоционального и поведенческого.

Информационный компонент отражает вербальную и невербальную информацию о качестве своей деятельности, возможностях, которую личность получает от окружающих и в результате рефлексии как во время стихийного, так и организованного взаимодействия через сравнение себя с другими и самим собой, анализа ситуаций.

Оценочно-эмоциональный компонент основан на том, что информация становится личностно значимой в результате переживания той или иной степени успешности, уникальности собственной деятельности, личных достижений и личностного развития.

Поведенческий компонент проявляется в сознательной деятельности (действиях, поступках) по реализации своих целей и смыслов в соответствии с существующими нормами и правилами.

Проблема заключается в том, что существует противоречие между востребованностью практикой жизни современного человека в понимании и использовании субъектной идентичности в пространстве своего бытия и недостаточным уровнем знаний об условиях и закономерностях ее формирования, особенно на начальных этапах.

Формирование субъектной идентичности разворачивается постепенно от простых, начальных ее проявлений в дошкольный

период до более сложных, интегрированных форм на протяжении всей жизни в соответствии с этапами развития психики в целом. В психосоциальной теории идентичности Э. Эриксона доказывается, что в возрасте 5-7 лет у ребенка при благоприятном взаимодействии с окружающей средой формируются такие идентификационные связи, как инициатива и творчество [3]. Так как указанные Эриксоном идентичности напрямую связаны с проявлением и переживанием пока еще отдельных, разрозненных компонентов «Я-концепции» личности, можно рассматривать старший дошкольный возраст как стартовый период формирования начальных форм проявления субъектной идентичности. Такие новообразования, как целеустремленность, творчество, инициативность, самостоятельность, формируемые в игровой и учебной деятельности дошкольника, связаны с переживаниями ребенком «Я» в собственной деятельности [4] и могут рассматриваться как начальные формы проявления субъектной идентичности.

Условия формирования указанных начальных форм проявления субъектной идентичности в дошкольном возрасте могут быть стихийными (житейские обстоятельства, когда ребенок предоставлен сам себе), но преимущественно целенаправленно организуются взрослыми - педагогами дошкольных образовательных учреждений или родителями, обладающими безусловным авторитетом для ребенка. Все эти условия присутствуют в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является ведущей и определяет психическое и личностное развитие ребенка:

1. Включение в творческую деятельность с окружающими для решения новой для ребенка задачи, что позволяет ему делать открытия возможностей новых действий в других и в себе, с той или иной степенью самостоятельности выбирать

собственное поведение в игровой ситуации.

2. Увлеченность и совместный творческий поиск, обеспечивающие баланс позитивных эмоций дошкольника, опыт эмоционального принятия себя и других.

3. Личный интерес взрослого к процессу и результату деятельности каждого ребенка, способствующий развитию его самопонимания, самопризнания.

4. Включение личности в ситуации выбора видов деятельности и личная (персональная) ответственность за результат.

5. Переживание успеха как признание окружающими уникальности, ценности результатов деятельности каждого ребенка и его личностного роста [5].

Методами формирования выступают моделирование взрослыми ситуаций успеха, конкурентные отношения, обучение проектированию успешного поведения и действий, простейшие формы анализа своего поведения (рефлексии), применяемые в организации индивидуальных и групповых творческих занятий.

Исходя из вышесказанного, можно выделить два важных фактора, влияющих на эффективность развития начальных форм проявления субъектной идентичности: творческая деятельность дошкольников (детское творчество) и стратегия отношения родителей к личности ребенка.

С позиций формирования субъектной идентичности важным аспектом творческой деятельности человека является тот факт, что в процессе творческих переживаний развиваются побудительные, установочные, мотивационные структуры, влияющие на жизнедеятельность субъектов. Именно в процессе творческой деятельности происходит осознание человеком своей индивидуальности, что способствует развитию умений эффективно действовать в обстановке деятельностно изменяемого мира. Кроме того, через творческую

деятельность формируется способность человека к адекватному самоопределению как сознательному и ответственному предпочтению определенной линии поведения [6]. В возрастной психологии также подчеркивается, что в творческой деятельности обязательно появляются и формируются такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность [4]. В данной работе они рассматриваются как начальные формы проявления субъектной идентичности.

Выделенные начальные черты субъектной идентичности в творческой деятельности дошкольника проявляются в процессе занятий творческой деятельностью, предполагают осознание им собственных возможностей как субъекта. В данном случае важно, что процесс творческой деятельности воспринимается ребенком как требующий его личностно-субъективного вклада -целесообразности, саморегуляции, самостоятельности, инициативности, готовности постоянно проявлять воображение, рефлексию, целеустремленность, дисциплинированность, понимания роли постоянного труда в этой области [7]. Таким образом, творческая деятельность, являясь психологическим новообразованием в старшем дошкольном возрасте, эффективна в становлении начальных форм субъектной идентичности.

Существенным условием развития саморегулирования поведения и деятельности ребенка, следовательно, ранних форм проявления субъектной идентичности личности дошкольника выступает стратегия отношений родителей к детям, представляющая собой определенную установку на восприятие личност-но-деятельностных возможностей их ребенка, проявляемая в содержании и стиле требований, предъявляемых к нему. Г.А. Ковалев выделял три основные стратегии отношений: директивную (авторитарную, основанную на жесткой регламентации

поведения), манипулятивную (скрыто доминирующую) и развивающую, обеспечивающую оптимальное развитие субъектов взаимодействия [8].

Неправильное сочетание этих стратегий в отношениях родителей к детям приводит к нарушениям соответствия требований взрослого возрастным и индивидуальным возможностям саморегулирования формирующейся личности - чрезмерной регуляции поведения или недостаточной его регламентации. При чрезмерной регламентации поведения подавляется активность личности, ребенок становится безынициативным, ждет указаний от других, привыкает ориентироваться только на них. Моральные нормы оказываются принятыми только внешне. Может возникнуть негативизм по отношению к внешним требованиям. При недостаточной регламентации поведения и действий личности складываются слабые процессы управления поведением и самоконтроль [6]. Следовательно, условием становления эффективного сознательного поведения дошкольника выступает развивающая стратегия, т.е. адекватный уровень предъявления родительских требований к ребенку, соответствующих его возможностям, учитывающих желания и актуальные потребности ребенка.

В рамках исследуемой проблемы целесообразно использовать обобщенную классификацию и рассматривать родительские стратегии влияния на поведение и развитие личности ребенка как конструктивную (развивающую, включающую принятие личности ребенка и его реальных возможностей) и деструктивную (директивную и манипулятивную, основанные на отвержении самостоятельности личности ребенка и его возможностей).

С целью выявления особенностей влияния факторов «включенность в творческую деятельность» и «стратегия отношений родителей к ребенку» на становление начальных

форм проявления субъектной идентичности личности ребенка было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 250 детей 6-7 лет (98 девочек, 152 мальчика), 212 родителей (127 матерей и 85 отцов) МДАОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 2», МДАОУ «Детский сад комбинированного вида № 60» ст. Полтавской Краснодарского края.

Гипотеза исследования: начальные формы проявления субъектной идентичности личности дошкольника могут усиливаться за счет сочетания факторов «включенность в творческую деятельность» и «стратегия родительского отношения».

В ходе исследования планировалось рассмотреть начальные формы субъектной идентичности личности, ее структуру, а также исследовать влияние факторов «творческая деятельность» и «стратегия родительского отношения» на становление начальных форм проявления субъектной идентичности личности ребенка.

Использовались методики «Изучение достижения цели в условиях помех», «Изучение саморегуляции», «Изучение самоконтроля» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, «Графический диктант» Д.Б. Эль-конина, экспертная оценка волевых проявлений дошкольника.

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа: стартовый, основной и итоговый. Стартовый этап представляет собой первичный констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития начальных форм проявления субъектной идентичности у дошкольников - участников эксперимента. На втором этапе проводился естественный эксперимент, состоящий в том, что дошкольники были включены в занятия по экспериментальной творческой программе, направленной на развитие начальных форм проявления субъектной идентичности (целеустремлённости, саморегуляции, самоконтроля,

самостоятельности, инициативности, дисциплинированности, произвольности поведения). Основу занятий составили творческие задания индивидуального и коллективного характера с обязательным признанием того или иного уровня успешности каждого ребенка.

Третий этап - итоговый - включал завершающий констатирующий эксперимент, фиксирующий наличие изменений в развитии начальных форм проявления субъектной идентичности, а также статистическую обработку данных первичного и итогового срезов, анализ и интерпретацию результатов.

По итогам первичной диагностики в соответствии с уровнем выраженности первичных проявлений субъектной идентичности были выделены три условных группы респондентов.

В первую условную группу вошли дошкольники, показавшие по выделенным проявлениям субъектной идентичности значения выше среднего уровня. Они обладали достаточной для их возраста самостоятельностью, инициативностью, целеустремленностью, настойчивостью, произвольностью поведения и могли действовать без посторонней помощи. Дошкольники этой группы принимали задание полностью, сохраняли цель до конца занятия. Были дисциплинированны, требования взрослых выполняли охотно и правильно.

Вторую условную группу составили дошкольники, имевшие средние значения по всем исследуемым параметрам субъектной идентичности. Они проявляли некоторую забывчивость, недостаточную дисциплинированность, им требовались напоминания и подсказки, были инициативны изредка. Самоконтроль, произвольность, саморегуляция были выражены на среднем уровне. Цель задания воспринимали частично.

Третью условную группу составили дошкольники с низкими

значениями по всем выделенным критериям субъектной идентичности. Они не выполняли задания и поручения даже после напоминаний взрослого, не умели действовать самостоятельно, им требовалась обучающая помощь, иногда вообще отказывались от выполнения творческих заданий. Проявляли поспешность или медлительность, низкую дисциплинированность, безынициативность.

На этапе естественного эксперимента (основной этап) респонденты распределились на две группы. В одной из них (экспериментальная группа, 67 человек) доминировали представители первой и второй условных групп, у которых показатели проявления начальных форм субъектной идентичности были средними и выше среднего. Во второй группе доминировали дошкольники со средними и ниже среднего показателями по критериям первичной диагностики (контрольная группа, 60 человек).

При использовании Ц-критерия Манна-Уитни не обнаружилось статистически значимых различий (р<0,05) между респондентами обеих групп по таким проявлениям субъектной идентичности, как целеустремленность, самоконтроль, дисциплинированность, произвольность. Отличие экспериментальной группы от контрольной группы состояло в том, что в ней оказалось значимо больше дошкольников с высоким уровнем саморегуляции, самостоятельности, инициативности (р<0,05).

После проведения цикла специально организованных творческих занятий основного этапа эксперимента был проведен итоговый констатирующий срез с дошкольниками обеих групп. Использование Ц-критерия Манна-Уитни показало наличие статистически достоверных значимых различий по всем исследуемым проявлениям субъектной идентичности (таблица 1).

Таблица 1

Значимые различия по параметрам субъектной идентичности между экспериментальной и контрольной группами на итоговом этапе эксперимента (% )

Форма проявления субъектной идентичности Экспериментальная группа Контрольная группа

Целеустремленность (р < 0,01) 92,1 18

Самоконтроль (р < 0,01) 91 41,6

Произвольность поведения (р 5 0,01) 97 55

Самостоятельность (р < 0,05) 52 15

Инициативность (р < 0,05) 45 8,3

Данные таблицы показывают, что включенность ребенка в творческую деятельность обуславливает становление начальных форм проявления субъектной идентичности.

Для определения влияния разного сочетания факторов «творческая деятельность» и «стратегия родительского отношения» на проявление начальных форм субъектной идентичности личности использовался опросник «ОРО» А.Я. Варга, В.В. Столина

и двухфакторный дисперсионный анализ (ANO VA) [9]. Проведено сравнение средних значений параметров начальных форм субъектной идентичности по каждому фактору отдельно и анализ взаимодействия факторов:

- фактор «включенность личности в творческую деятельность»: группа детей экспериментальной группы, включенных в систематические занятия творческой деятельностью, и группа детей контрольной

группы, не посещающих дополнительные занятия творческой деятельностью;

- фактор «стратегия родительского отношения»: доминирующе-конструктивная, доминирующе-деструктивная.

В зависимости от сочетания двух факторов количество респондентов распределилось следующим образом: 1) экспериментальная группа, родители проявляют конструктивную стратегию (30 детей); 2) экспериментальная группа, у родителей преобладает деструктивная стратегия (34 ребенка); 3) контрольная группа, родители имеют конструктивную стратегию (21 ребенок); 4) контрольная группа, у родителей доминирует деструктивная стратегия (38 детей).

Двухфакторный дисперсионный анализ выявил сочетание взаимодействующих факторов «конструктивная стратегия родительского отношения» и «включенность личности в творческую деятельность» усиливает проявления субъектной идентичности по параметрам целеустремленности (р<0,06) и произвольности (р<0,05).

Сочетание факторов «деструктивная стратегия родительского отношения» и «включенность в творческую деятельность» усиливает проявления начальных форм субъектной идентичности по показателям саморегуляция (р<0,05), самоконтроль (р<0,06).

В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Субъектная идентичность, переживаемая личностью как тождественность самой себе в деятельности, является важным психическим ресурсом жизнедеятельности. Формируется постепенно от простых проявлений в дошкольный период к интегрированным формам в течение всей жизни. Начальными формами проявления субъектной идентичности личности выступают инициативность, целеустремленность, самоконтроль, произвольность поведения и самостоятельность.

2. Включенность дошкольника в специально организованный процесс творческой деятельности влияет на становление таких начальных форм проявления субъектной идентичности личности, как целеустремлённость, самоконтроль, произвольность, инициативность.

3. Сочетание факторов «конструктивная стратегия родительского отношения» и «включенность в творческую деятельность» усиливает проявление целеустремленности и произвольности как составляющих начальных форм субъектной идентичности. Сочетание факторов «деструктивная стратегия родительского отношения» и «включенность в творческую деятельность» усиливает проявление такой начальной формы субъектной идентичности, как самоконтроль.

Примечания:

1. Петросьян С.Н., Рябикина З.И. Личность и ее бытие как предметная область психологии // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 2(178). С. 95-105.

2. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия: сб. ст. / под ред. В.В. Зан-кова, З.И. Рябиковой. М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2005. С. 9-44.

3. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А. Андреева, А. Прихожан, В. Ривош. М.: Флинта: Изд-во МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

4. Мухина B.C. Таинство детства: в 2 т. Т. 1. Екатеринбург: ТД Фактория, 2005. 448 с.

5. Ковалева Н.В., Деткова И.В., Леонтьева A.B. Формирование субъектной идентичности подростков в процессе тренинга «Компас внутри меня» // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С. 179-183.

6. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: моногр. Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2007. 126 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20096091 (дата обращения: 20.08.2018).

7. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. М.; Воронеж, 2003. 640 с.

8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

9. Некрасов С.Д. Математические методы в психологии (MS Excel). Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 148 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21368230 (дата обращения: 21.08.2018).

References:

1. Petrosyan S.N., Ryabikina Z.I. Personality and its existence as a subject domain of psychology // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 2 (178). P. 95-102.

2. Znakov V.V. Psychology of the subject and psychology of human existence // Subject, personality and psychology of human existence: coll. of art. / ed. by V.V. Zan-kov, Z. Ryabikova. 2005. P. 9-44.

3. Erickson E. Identity: youth and crisis / transl. from English by A. Andreeva, A. Prikhozhan, V. Rivosh. M.: Flinta, MPSI Publishing house, Progress, 2006. 352 pp.

4. Mukhina V.S. The sacrament of childhood: in 2 vol. Ekaterinburg: TD Faktori-ya, 2005. 448 pp.

5. Kovaleva N.V., Detkova I.V., Leontyeva A.V. Formation of subject identity of teenagers in the process of "Compass inside me" training // Kazan Pedagogical Journal. 2016. No. 2-1 (115). P. 179-183.

6. Bortsova M.V. Factors of the formation of the initial forms of responsibility of the individual: the theoretical aspect: a monograph. Slavyansk-on-Kuban: Publishing Center of the Slavyansk-on-Kuban State Pedagogical Ins., 2007. 126 pp. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20096091 (date of access: August 20, 2013).

7. Ivanov S.P. Psychology of the artistic action of the subject. M.: Voronezh, 2003. 640 pp.

8. Kunitsyna V.N., KazarinovaN.V., Pogolsha V.M. Interpersonal communication: a textbook for universities. SPb.: Piter, 2001. 544 pp.

9. Nekrasov S. Mathematical methods in psychology (MS Excel). Krasnodar: Kuban State Univ., 2014. 148 pp. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21368230 (date of access: August 21, 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.