Научная статья на тему 'Особенности формирования структуры физической подготовленности студентов педагогической специальности'

Особенности формирования структуры физической подготовленности студентов педагогической специальности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СТРУКТУРА / ФИЗИЧЕСКИЙ / ПОДГОТОВКА / ФіЗИЧНИЙ / ПіДГОТОВКА / STUDENT / FRAME / PHYSICAL / PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волков В. Л.

В статье определена структура физической подготовленности студентов 1-го курса мужского и женского пола педагогической специальности. Средства физической подготовки являются эффективным инструментом решения оздоровительных задач системы физического воспитания студенческой молодежи. Ряд особенностей не позволяет использовать в полном объеме общепринятые государственные методические указания по физическому совершенствованию будущих специалистов разного возраста, профиля, места проживания и учебы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волков В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Habits of formation of frame of physical readiness of students of the pedagogical trade

In the paper the frame of physical preparation of the students of 1-st course man's and female of a pedagogical speciality is defined. Agents of physical preparation are the effective instrument of the solution of improving problems of system of physical training of student's youth. Series of habits do not allow to use in full standard state methodical directions for to physical perfection of the future specialists of different age, a profile, a place of residing and study.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования структуры физической подготовленности студентов педагогической специальности»

физических качеств и способностей. Поэтому есть возможность строить многолетний процесс физического воспитания таким образом, чтобы специально направленные воздействия на определенные физические качества (способности) концентрировались бы в «чувствительные» периоды их естественного развития. В таком случае можно с относительно меньшими затратами времени и сил получить в физическом воспитании наибольший эффект.

Оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями всестороннего развития личности и сохранения крепкого здоровья. Такой результат приобщения к физической культуре становится всеобщей нормой в условиях цивилизованного общества.

Критерии физического совершенства, имея конкретно исторический характер, меняются в зависимости от уровня социального развития, отражая реальные требования общества. Действительная ценность и роль культуры здорового образа жизни в развитии человека, конечно, в решающей мере зависят от основных условий жизни общества. Диалектикоматериалистическая методология и учение об управлении общественными процессами, так же как и знания тенденций развития современной науки, открывают нам путь к выявлению основных требований, исходных пунктов и принципов создания теории культуры здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, как и каждое общественное явление, находится в постоянном взаимодействии с различными сферами общественной жизни.

Известно также, что каждая новая, более полная, теория до определенной степени сохраняет в себе рациональное содержание предшествующей, менее полной, теории как частичный момент своего более широкого содержания. Независимо от того, насколько совершенной является новая теория, она никогда не может быть окончательной, последней, вполне исчерпывающей в исследовании объекта познаний, т.е. представлять всю абсолютную истину о нем, ибо сущность объекта бесконечна и неисчерпаема.

Диалектико-материалистический подход связывает получение и освоение новых знаний с процессом практического применения социального опыта. Теория вмешивается в практику нашей жизни и включается во взаимодействие с ней не только тем, что изменяет практику, но и тем, что исправляет, обогащает, модифицирует и развивает знания в новых условиях.

Выводы.

Решение существенных методологических вопросов касающихся определения предмета и методов исследования, выступает на передний план как с точки зрения потребности уточнения места основ теории культуры здорового образа жизни в системе образования и физического воспитания, так и с точки зрения их дальнейшего развития. К ключевым мето-

дологическим вопросам перехода к высшему уровню теоретического синтеза относится выяснение исходных представлений об исследуемом объекте.

Это означает, что, прежде всего, следует точно определить и сформулировать:

- часть объективного опыта, принадлежащего к области исследований данной научной категории;

- реальные явления, которые включает в себя категория «здоровый образ жизни»;

- назначение и незаменимость здорового образа жизни в объективной реальности.

В дальнейшем предполагается провести исследование необходимого с точки зрения правильного формулирования здорового образа жизни, а также верной ориентации практических мероприятий, которые должны способствовать ее совершенствованию.

Литература

1. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное насле-дие.-М:Наука,1987.-160с.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека.-М.:Теор.и практ.физ.культ.,2000.-275с.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1986. - 164 с.

4. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж.: ВГУ, 1981. - 207 с.

5. Кондаков Н.И. Процесс. Логический словарь. -М.: Просвещение, 1971. - 433с.

6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.-М.:ГЦ0ЛИФК,1992.-120с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.1.-С.567-568.

8. Національна доктрина розвитку освіти //Педагогіка і психологія професійної освіти. -2002.-№2.- С.9-22.

9. Національна Доктрина розвитку фізичної культури і спорту. Проект.//Спортивна газета.-2003.-4 грудня. - С.1-8.

10.Носко М.О.,Синіговець В.І. Дидактичне моделювання структури завдань рухової активності людини //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту - Харків: ХДАДМ (ХХПІ).-2000.-№19.- С.3-7.

11 .Про цільову комплексну програму “Фізичне виховання -здоров’я нації”. Рішення колегії Міністерства освіти Ук -раїни, 1999. - №7. - С.314.

Поступила в редакцию 22.10.2007г.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Волков В. Л.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье определена структура физической подготовленности студентов 1-го курса мужского и женского пола педагогической специальности. Средства физической подготовки являются эффективным инструментом решения оздоровительных задач системы физического воспитания студенческой молодежи. Ряд особенностей не позволяет использовать в полном объеме общепринятые государственные методические указания по физическому совершенствованию будущих специалистов разного возраста, профиля, места проживания и учебы.

Ключевые слова: студент, структура, физический, подготовка. Анотація. Волков В.Л. Особливості формування структури фізичної підготовленості студентів педагогічної спеціальності. У статті визначена структура фізичної підготовленості студентів 1-го курсу чоловічої й жіночої статі педагогічної спеціальності. Засоби фізичної підготовки є ефективним інструментом рішення оздоровчих завдань системи фізичного

виховання студентської молоді. Ряд особливостей не дозволяє використати в повному обсязі загальноприйняті державні методичні вказівки з фізичного вдосконалення майбутніх фахівців різного віку, профілю, місця проживання й навчання. Ключові слова: студент, структура, фізичний, підготовка. Annotation. Volkov V.L. Habits of formation of frame of physical readiness of students of the pedagogical trade. In the paper the frame of physical preparation of the students of 1-st course man’s and female of a pedagogical speciality is defined. Agents of physical preparation are the effective instrument of the solution of improving problems of system of physical training of student’s youth. Series of habits do not allow to use in full standard state methodical directions for to physical perfection of the future specialists of different age, a profile, a place of residing and study.

Keywords: student, frame, physical, preparation.

Введение.

Эффективность решения основных задач физического воспитания студенческой молодежи, а именно развитие и совершенствование физических способностей, повышение уровня функциональных возможностей систем организма, которые в совокупности формируют физическое здоровье, зависит, в большинстве случаев [1, 4], от наличия комплексной информации о состоянии студента. Однако даже при наличии соответствующей информации, разработка научно-обоснованных технологий воздействия на организм в целом связана с рядом трудностей [5], одной из которых является неоднородность студенческого контингента.

Анализ результатов исследований [4, 5, 6, 7, 9] в данном направлении показал, что в большинстве случаев игнорируются климато-географические особенности места рождения и проживание студентов, не учитывается социальные условия будущего специалиста, которые оказывают влияние на качество питания, способ проведения свободного времени, условия проживания и др. Возрастные особенности развития физических способностей, которые по мнению исследователей имеют место [5, 7], не приняты во внимание как при составлении соответствующей государственной программы [10], так и в процессе разработки государственных нормативов [2] оценки физической подготовленности. В результате, научные данные и практика свидетельствуют [4, 6], что значительное количество представителей студенческой молодежи имеет неудовлетворительный уровень развития физических способностей, а в некоторых вузах количество студентов специальных медицинских групп почти такая же [3], как и в основных.

Более того, игнорирование в процессе физической подготовки особенностей будущей профессиональной деятельности приводит к авариям и травмам на производстве, а также другим негативным явлениям в различных сферах деятельности [8], так как около половины молодых специалистов физически не в состоянии выполнять свои функциональные обязанности с той интенсивностью и в таких объемах, которых требуют условия рыночной экономики.

Отсутствие научно-обоснованных технологий воздействия на организм будущих педагогов средствами физической подготовки с учетом всех выше указан-

ных особенностей подтверждает актуальность выбранной темы и побуждает к решению данного вопроса.

Исследование выполнено согласно теме 3.1.1. «Теоретико-методические и программно-нормативные основы физического воспитания учащихся и студентов «Сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 гг.

Формулирование целей работы.

Цель исследования: определить особенности структуры физической подготовленности студентов 1-го курса мужского и женского пола педагогической специальности.

Методы и организация исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение опыта практики; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент констатирующего характера; педагогическое тестирование; метрометрия; динамометрия, хронометрия и гониометрия. Обработка полученных результатов осуществлялось с помощью центроидного метода факторного анализа. Экспериментальные данные получены на базе Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова с привлечением 76 студентов 1-го курса мужского и женского пола филологического факультета, которые родились и проживают в городах Центральной Украины.

Тестирование компонентов общей физической подготовленности осуществлялось весной в условиях спортивно-игрового зала и открытого стадиона по комплексной программе, которая соответствует нормам гигиены и требованиям первичности получения результатов.

Результаты исследования и их обсуждение.

Структура физической подготовленности студентов 1-го курса женского пола состоит из четырех ортогональных факторов (табл. 1), а их сумма вкладов в общую дисперсию выборки равняется 81,9%.

Вклад главного фактора указанной структуры составляет 44,9%, а наибольший вес в данном случае имеет показатель бега на 100 м (0,864), который характеризует состояние развития скоростных способностей будущих педагогов. Ближайшими по значимости являются показатели прыжков в длину (0,857) и в высоту (0,840) с места, которые отражают состояние развития скоростно-силовых способностей.

Три указанных теста выполняются за счет максимального напряжения мышц нижних конечностей, однако в фазе толчка во время выполнения прыжков с места и в процессе проявления максимальной скорости в беге, эффективность работы рук и мышц верхнего плечевого пояса так же значительно влияют на результат. Кроме указанных особенностей, во время взрыва нервно-мышечной энергии на старте в процессе набора скорости и во время выполнения прыжкового движения студенткам необходимо проявление максимальной мощности усилий, которые также является общим моментом в трех упражнениях.

Учитывая близость значимости коэффициентов и различный характер соответствующей двигательной деятельности, а также значительные отличия объемов

№ Показатель Факторы

1 2 3 4

1 Прыжок в длину 0,840 0,080 0,347 0,214

2 Прыжок в высоту 0,857 0,010 0,225 0,217

3 Наклон туловища стоя 0,553 0,094 0,591 0,177

4 Отжимание 0,542 0,404 0,218 0,682

5 Подъем туловища 0,480 0,510 0,305 0,348

6 Вис на согнутых руках 0,751 0,175 0,222 0,183

7 Бег 100 м 0,864 0,082 0,199 0,017

8 Бег 300 м 0,754 0,500 0,273 0,170

9 Бег 2000 м 0,432 0,570 0,431 0,557

10 Бег 4 х 9 м 0,494 0,230 0,714 0,174

11 Максимальная динамометрия 0,528 0,740 0,217 0,299

12 50% от максимального усилия 0,730 0,590 0,108 0,081

Сумма нагрузочных переменных 5,389 1,887 1,578 0,982

Вклад фактора, % 44,9 15,7 13,1 8,2

Факторы:

в Скоростных и скоростно -силовых способностей

Н Силовых способностей

И Ловкость

Ы Силовой

выносливости

Рис. 1. Вклады факторов в структуру общей физической подготовленности студенток 1-го курса.

нагрузки при выполнении, по нашему мнению, данный фактор необходимо интерпретировать (рис. 1) как «скорости и скоростно-силовых способностей».

Второй, по значимости фактор имеет вклад 15,7%, а наибольший вес в данном случае имеет показатель максимальной динамометрии (0,740), который характеризует состояние развития силы мышц кисти.

Ближайшее к результату максимального усилия кисти весовое значение в указанном факторе имеет показатель 50% от максимальной динамометрии без зрительного ориентира (0,590), который отражает состояние развития мышечной чувствительности. Данное обстоятельство характеризует однородность контингента относительно состояния развития обеих способностей, а отсутствие близких по весу показателей дает возможность интерпретации данного фактора как «силовых способностей».

В третьем факторе структуры физической подготовленности студенток вклад равняется 13,1%, а наибольший вес в данном случае имеет показатель челночного бега (0,714), который характеризует состояние развития ловкости. Кроме указанного показателя, относительно, высоким весовым коэффициентом вла-

деет результат наклона туловища стоя (0,590), который отражает состояние развития гибкости, а именно подвижности суставов позвоночного столба.

По нашему мнению, данный факт может свидетельствовать о том, что выполнение наклонов вперед в процессе сложно-координационной деятельности и другие специфические двигательные действия, которые предусматривает тест «4 х 9 м», положительно влияют на усовершенствование подвижности суставов и данный фактор можно обозначить как «ловкость».

Последний фактор структуры физической под -готовленности студенток отмечен вкладом в 8,2%, а наибольший весовой коэффициент в нем имеет показатель сгибания и разгибание рук в упоре лежа (0,682). Указанный показатель характеризует состояние развития силовой выносливости студенток, а ближайшим к нему весовому значению является результат бега на 2000 м, который отражает состояние развития общей выносливости.

Данное взаимодействие в указанном факторе, на наш взгляд, обусловлено применениям аэробных механизмов энергообеспечения мышц в процессе соответствующей нагрузки. Однако, разница как в на-

№ Показатель Факторы

1 2 3 4

1 Прыжок в длину 0,604 0,144 0,304 0,340

2 Прыжок в гору 0,718 0,204 0,364 0,370

3 Наклон туловища стоя 0,660 0,255 0,042 0,136

4 Отжимание 0,821 0,013 0,063 0,314

5 Подъем туловища 0,754 0,043 0,337 0,159

6 Подтягивание на перекладине 0,492 0,231 0,351 0,176

7 Бег 100 м 0,874 0,000 0,178 0,255

8 Бег 300 м 0,175 0,430 0,730 0,579

9 Бег 2000 м 0,591 0,095 0,596 0,644

10 Бег 4 х 9 м 0,862 0,034 0,281 0,083

11 Максимальная динамометрия 0,480 0,710 0,298 0,167

12 50% от максимального усилия 0,259 0,820 0,377 0,090

Сумма нагрузочных переменных 4,985 1,544 1,453 1,059

Вклад фактора, % 41,5 12,9 12,1 8,8

Факторы:

Н Скоростных и координационных способностей

Ш Силы и мышечной чувствительности

Н Скоростной выносливости

Н Выносливости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Вклады факторов в структуру общей физической подготовленности студентов 1-го курса.

правленности работы, так и в объемах ее выполнения, а также бесспорный вес одного из компонентов структуры физической подготовленности, разрешают обозначить данный фактор как «силовой выносливости».

Факторный анализ структуры физической подготовленности студентов 1-го курса так же показал наличие четырех ортогональных факторов (табл. 2), сумма вкладов которых в общую дисперсию выборки составляет 75,3%, что подтверждает информативность избранной методологии исследования.

Вклад генерального фактора составляет 41,5% (рис. 2), а наибольшим весом в данном случае владеют показатели бега на 100 м (0,874), который отражает состояние развития скоростных способностей, и 4 х 9 м (0,862), характеризующего состояние развития ловкости.

Результат последнего, также определяет уровень развития координации движений и скорости, что может объяснять близкую значимость показателей. Однако, учитывая разную направленность измерений, можно предположить, что влияние оказывается только на первый отрезок преодоления 100-метро-

вой дистанции, когда студент выполняет старт и начинает набирать скорость. Учитывая, что результаты анализа ситуации не позволяют объединить два показателя, по нашему мнению, наиболее целесообразно будет интерпретировать данный фактор как «скорости и координационных способностей».

Второй, по значимости, фактор отмечен вкладом в 12,9%, а наибольшими весовыми коэффициентами в данном случае владеют показатели максимальной динамометрии (0,710) и 50% от максимального усилия без зрительного ориентира (0,820), которые характеризуют, соответственно, силу мышц кисти и мышечное чувство. Указанная особенность, по нашему мнению, свидетельствует о, сравнительно, одинаковом уровне развития мышечной чувственности контингента, однако данный показатель является формой проявления ловкости и зависит от эффективности взаимодействия центральной нервной системы с тактильными анализаторами. Сложность заключается в том, что в процессе выполнения обычного физического упражнения информация от зрительного или слухового анализато-

ра поступает к соответствующему корковому центру головного мозга, из которого возвращается импульс к конечностям и осуществляется движение, но в нашем случае такой процесс осуществляется многократно, и его количество увеличивается пропорционально времени сжимания динамометра.

В таком случае качество функционирования компонентов мышечной системы, которые принимают участие в определении мышечной чувствительности, значительно влияет на результат. По нашему мнению, оптимальное возбуждение в корковых центрах и достаточное количество клеток, обладающих повышенной возбудимостью и проводимостью, что достигается оптимальной нагрузкой на мышцы, положительно влияет на прохождение импульсов к конечностям, которые выполняют движение, чем и обусловлено близкое весовое значение вышеупомянутых показателей. Однако, учитывая разную направленность измерений наиболее целесообразно обозначить данный фактор как «силы и мышечной чувствительности».

В третьем факторе структуры физической под -готовленности студентов 1-го курса вклад равняется 12,1%, а наибольший коэффициент имеет показатель бега на 300 м (0,730), который характеризует состояние развития скоростной выносливости.

Ближайшим по весу показателем, в данном случае, является бег на 3000 м (0,596), отражающий состояние развития общей выносливости будущих специалистов. Данный факт, по нашему мнению, свидетельствует о значительных объемах использования анаэробных возможностей энергообеспечения мышц в процессе преодоления 3000-метровой дистанции, что отрицательно характеризует состояние развития общей выносливости определенного контингента. Однако учитывая значительную разницу между коэффициентами значимости двух вышеупомянутых показателей, можно предположить, что такая ситуация возникает только в конце дистанции и для определения состояния развития выносливости нуждается в ее уменьшении, например до 2000 м. Итак, значительные различия в весе показателей и их направленности позволяют интерпретировать третий фактор как «скоростная выносливость».

Подобная ситуация происходит в заключительном факторе, вклад которого в общую дисперсию выборки составляет 8,8%, но в данном случае наиболее весомым показателем является бег на 3000 м (0,644), а ближайшим к нему - бег на 300 м (0,579), что дает основание для интерпретации фактора, как «выносливость».

Выводы.

Теоретический анализ, обобщение опыта передовой отечественной практики, а также результаты собственных экспериментальных данных и их анализ позволяют сделать следующие выводы:

1. Средства физической подготовки являются эффективным инструментом решения оздоровительных задач системы физического воспитания студенческой молодежи, однако ряд особенностей не позволяет использовать в полном объеме общепринятые государственные методические ука-

зания по физическому совершенствованию будущих специалистов разного возраста, профиля, места проживания и учебы;

2. Структура физической подготовленности студентов мужского и женского пола, которые родились и проживают в городских условиях и обучаются на 1-м курсе НПУ им. М. П. Драгоманова, значительно отличается в зависимости от пола, как объемами вкладов факторов, так и их содержанием.

Основными компонентами вышеуказанной структуры (81,9%) у девушек являются: скоростные и скоростно-силовые способности (44,9%); силовые способности (15,7%); ловкость (13,1%) и силовая выносливость (8,2%). В то время как у юношей (75,3%) таковыми являются: скоростные и координационные способности (41,5%); сила и мышечная чувствительность (12,9%); скоростная (12,1%) и общая (8,8%) выносливость;

3. Применение факторного анализа в процессе обработки экспериментальных данных дает возможность исследователю определить не только наиболее весомые компоненты структуры, а и вклад самих факторов, что является основанием для планирования нагрузки общей направленности и определения содержания контроля за состоянием объекта воздействия. Полученная информация, в сочетании с результатами исследования возрастной динамики развития физических способностей студентов, будет проанализирована и опубликована в дальнейшем.

Литература

1. Волков В.Л. Спрямованість засобів тренувального впливу в процесі фізичної підготовки першокурсників гуманітарних факультетів //Мат. 10-ї Всеукраїнської конференції аспірантів галузі фізичної культури і спорту. - Львів, 2006.

2. Державні тести і нормативи оцінки фізичної підготовленості населення України, Постанова кабінету міністрів України від 15 січня 1996 року №80, м. Київ. - 31 с.

3. Дубогай О. Фактори, які визначають ефективність фізичного виховання студентів спеціальної медичної групи // Мат. науково-практ. конф. “Актуальні проблеми розвитку руху “Спорт для всіх” у контексті європейської інтеграції України”. - Тернопіль, 2004. - С. 370-374.

4. Єднак В.Д. Фізичний стан та його корекція засобами фізичного виховання у юнаків-студентів віком 17-18 років // Мат. науково-практ. конф. “Актуальні проблеми розвитку руху “Спорт для всіх” у контексті європейської інтеграції України”. - Тернопіль, 2004. - С. 325-327.

5. Куц А.С. Модельные показатели физического развития и двигательной подготовленности населения центральной Украины. - К.: Искра, 1993. - 255 с.

6. Марчук В.А., Марчук С.А. Проблемы физического развития и здоровья студентов в период обучения в вузе //Мат. 3-ї Всеукраїнської науково-практ. конф. «здоров’я і освіта: проблеми та перспективи». - ДонНУ, 2004. - С. 339-345.

7. Паламарчук І.А. Динаміка розвитку компонентів загальної фізичної підготовленості студенток педагогічного вузу //Педагогіка, психологія та медико-педагогічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2005. - №24. - С. 81-83.

8. Раєвський Р., Канішевський С., Лапко В., Папічко О. До проблеми кадрового забезпечення фізичного виховання студентської молоді //Мат. науково-практ. конф. “Актуальні проблеми розвитку руху “Спорт для всіх” у контексті європейської інтеграції України”. - Тернопіль, 2004. - С. 335-337.

9. Фалькова Н.І. Фізична підготовка студенток економічних спеціальностей з урахуванням їх морфофункціональних особливостей. Автореф. ... канд. наук з фіз. виховання і спорту. - Л., ЛІФК, 2002. - с. 19.

10. Фізичне виховання. Навчальна програма для вищих навчальних закладів України І-ІІ, ІП-ІУ рівнів акредитації. - К., 2003.

Поступила в редакцию 22.10.2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.