ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
А.Н. Мироненко, магистрант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10433
Аннотация. В статье рассмотрено состояние рынка безалкогольных напитков, а также основные особенности данной отрасли относительно конкуренции и хозяйственной деятельности компании. Рассмотрены основные тенденции современного мира, которые могут оказать влияние на дальнейшее развитие рынка безалкогольных напитков. Описаны основные особенности конкуренции между самыми крупными компаниями - лидерами рынка. Исходя из выявленных тенденций и из имеющихся рыночных особенностей, выделены основные факторы рынка безалкогольных напитков, которые обуславливают особенности формирования стратегий развития компаний на сегодняшний день.
Ключевые слова: рынок, безалкогольные напитки, стратегия, тенденции, факторы.
На сегодняшний день, рынок безалкогольных напитков в России является одним из крупнейших в мире и является привлекательной отраслью для инвестиций, поскольку отличается стабильным спросом, динамичностью и высокой емкостью. Но руководителям предприятий, производящих безалкогольную продукцию, необходимо учитывать имеющийся высокий уровень конкуренции на рынке. Они приспосабливают свою экономическую деятельность к требованиям рынка не только за счет применения различных методов управления, но и постановкой и достижением долгосрочных, стратегических целей. Эти цели направлены на повышение будущего потенциала предприятий, сохранения его положения на рынке. Основной упор делается на решении текущих производственных проблем, уменьшении издержек производства продукции. Современный рынок безалкогольных напитков продолжает расти несмотря на сложившиеся кризисные условия. Согласно статистике, производство питьевой воды и безалкогольных напитков увеличилось на 17% и на 20% к концу 2019 года соответственно [1, с. 394].
В условиях кризиса, обеспечение устойчивого положения на рынке является основным направлением стратегического планирования компании. Интенсивный рост прибыли перестает быть основной
целью функционирования в отрасли. На его место встает нацеленность на рост бизнеса в целом, что позволит укрепить имеющееся положение по отношению к конкурентам.
Именно по этой причине всё большую популярность приобретает увеличение объемов сотрудничества производителей, слияния и поглощения, партнерства. На сегодняшний день, на рынке конкурируют два мировых гиганта, которые и являются основными лидерами по производству и продаже газированных напитков: CocaCola с долей, согласно Euromonitor, более 31% и PepsiCo c долей 25%. По данным за 2018 год, из российских производителей лидирует ООО «АКВАЛАЙФ». Компания утвердила в 2018 году лидерские позиции в разделе традиционных для нашей страны напитков: негазированной и газированной бутилированной воды, а также газированных напитков не на основе колы. Она обрела большую популярность за счет производства газированных напитков с хорошо известными россиянам вкусами «Дюшес», «Буратино», «Тархун», «Крюшон». Основным элементом стремительного роста в 2018 году для компании Coca - Cola стала категория газированных напитков под товарными знаками Coca-Cola Zero, которая по составу отличается от остальных категорий полным отсутствием сахара [2].
Интерес к отечественным производителям
Рис. 1. Основные тенденции рынка безалкогольных напитков 2019-2020 гг.
В процессе формирования стратегии развития необходимо учитывать, в первую очередь, основные тенденции рынка в конкретный момент. На сегодняшний день, основными тенденциями, которых компаниям необходимо придерживаться, являются:
1. Тренд на здоровый образ жизни. На волне заботы о здоровье, потребители всё чаще обращают внимание на отсутствие вредных веществ в напитке, минимальное количество сахара и красителей. И с каждым годом тренд здорового образа жизни приобретает всё большую популярность [3, с. 90];
2. Забота об окружающей среде. Наряду с заботой о собственном здоровье, многие потребители всерьез интересуются проблемами экологии и способами оказания помощи нашей планете в борьбе с внешними загрязнениями, в частности умень-
шением количества потребляемого пластика, что подталкивает производителей разливать напитки в стеклянную тару;
3. Поддержка отечественных производителей. Все большее количество потребителей предпочитают отечественных производителей напитков, имеющих понятный состав и с детства знакомые вкусы;
4. Брендинг. С каждым годом по причине роста числа производителей потребителям все сложнее сделать выбор. По причине этого растет влияние особенностей формирования бренда компании, который будет узнаваем и обретет лояльность среди потребителей [4].
Таким образом, можно выделить особенности формирования стратегии компаний, исходя из имеющихся рыночных особенностей (табл. 1).
Фактор рынка Особенность формирования стратегии
Материалоемкость продукции Необходимость максимально точного планирования объема запасов сырья и материалов. Продукция предприятий по производству безалкогольных напитков является материалоемкой, что является важным аспектом в стратегическом планировании на предприятии. В себестоимости продукции предприятия на долю материальных затрат приходится больше половины всех затрат. Это требует от руководителей повышенного внимания при формировании стратегии взаимодействия с поставщиками, а также долгосрочности контрактов. Снизить уровень потерь и выпуск дефектной продукции поможет внедрение специальных систем контроля. [1, с. 92]
Ярко - выраженная сезонность в потреблении. Данный фактор имеет сильное влияние и требует от руководителей анализа эластичности спроса на их продукцию. Также необходимо обеспечить достойный приток прибыли и в зимнее время, что может обеспечить выпуск напитков с особыми вкусовыми сочетаниями, предпочитаемые именно в холодное время года.
Высокая динамика изменений Необходим непрерывный мониторинг и поддержка современных тенденций. Чтобы успевать за ними, необходим тщательный анализ рынка и прогнозирование. Необходимо стремиться к инновационности продукта, чтобы удержать внимание потребителя. Производителям необходимо постоянно предлагать новинки, заинтересовывать, привлекать. Социальные сети способны рождать стихийный спрос на любой продукт. В таком случае, необходимо всегда быть «на виду» в социальных сетях. Поддерживая стратегию инновационности, можно прибегнуть к следующим методам: - Необычные вкусы и сочетания. Coca - cola и Fanta уже достаточно давно предлагают на рынке непривычные вкусы напитков, отличающиеся от общей массы на полках, что привлекает внимание нового поколения. - Исторические вкусы. На волне необычности и инновационности, внимание могут привлечь давно забытые вкусы советских времен. В реализации данного направления большую помощь оказывает, например, винтажная упаковка и форма бутылки, качественные ингредиенты.
Сложный процесс завоевания лояльности покупателей Прозрачность процесса производства. Производителям необходимо стремиться к раскрытию этапов процесса производства продукции, чтобы завоевать доверие потребителей.
Таблица 1. Особенности формирования стратегии на предприятии с учетом особенностей рынка безалкогольных напитков
Таким образом, лидеры на рынке будут ности. В сложившихся условиях компани-продолжать развивать и укреплять свои ям необходимо укреплять собственные позиции, поскольку держат во внимании бренды, улучшать качество производимой все перечисленные рыночные факторы и продукции, формировать эффективную своевременно на них реагируют. Более политику по продвижению своего продук-мелким компаниям будет сложнее завое- та. Иначе небольшие российские компа-вать лидерские позиции по причине ог- нии рискуют быть вытеснены с рынка. ромного влияния потребительской лояль-
Библиографический список
1. Российский статистический ежегодник, 2019 г. - 713 с. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/210/document/12994
2. Тенденции рынка безалкогольных напитков на 2019 год // Комсомольская правда. 30.04.2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ural.kp.ru/daily/26974.3/4029665/
3. Клещевский Ю.Н., Карташова Л.В., Николаева М.А., Рязанова О.А. Рынок безалкогольных напитков. Состояние и перспективы развития // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018 - №4. - С. 86-94.
4. Драйвером роста компании Coca-Cola в 2019 году стали напитки с низким содержанием сахара // Retail.ru 14.02.2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/news/drayverom-rosta-kompanii-coca-cola-v-2019-godu-stali-napitki-s-nizkim-soderzhani- 14-fevralya-2020-190895/
5. 5 тенденций трансформации индустрии напитков в 2020 // Spark.ru, 30.12.2019 г. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spark.ru/startup/biplane24/blog/54872/5-tendentsij-transformatsii-industrii-napitkov-v-2020
FEATURES OF FORMING STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES IN THE SOFT DRINKS MARKET
A.N. Mironenko, Graduate Student
St. Petersburg State University of Economics
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article examines the state of the soft drinks market, as well as the main features of this industry in relation to competition and the company's economic activities. The main trends of the modern world that can influence the further development of the soft drinks market are considered. The main features of competition between the largest companies - market leaders are described. Based on the identified trends and existing market features, the features of forming the company's strategy for today are highlighted.
Keywords: market, soft drinks, strategy, trends, factors.