Научная статья на тему 'Особенности формирования стратегии сбыта на предприятиях промышленности строительных материалов'

Особенности формирования стратегии сбыта на предприятиях промышленности строительных материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1660
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА / СКЛАДСКИЕ ЗАПАСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ СБЫТА / LOGISTICS COSTS / OPTIMIZATION / CONSTRUCTION MATERIALS INDUSTRY / SALES POLICIES / STOCKS / STRATEGIC MANAGEMENT / MARKETING STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Векленко Марина Владимировна

В деятельности предприятия выработка стратегии играет ключевую роль и определяет результативность его функционирования. Выделяют три уровня принятия стратегических решений: 1) корпоративный уровень; 2) уровень стратегических бизнес единиц или стратегических зон хозяйствования; 3) функциональный уровень. На каждом уровне разрабатывается своя стратегия. С целью достижения успеха, все стратегии должны быть взаимосвязаны и согласованы. Стратегия корпоративного уровня определяет работу предприятия в целом и показывает, как оно планирует реализовать свою миссию. Бизнес стратегия свидетельствует о том, как каждое направление деятельности предприятия (вид бизнеса) будет вносить свой вклад в развитие корпоративной стратегии. Стратегия функционального уровня относится к функциональным отделам предприятия в рамках подразделений и охватывает все жизненно важные функции: маркетинг, логистику, производство, финансы. Стратегия сбытовой деятельности предприятия относится стратегии функционального уровня. На сегодняшний день в теории и практике стратегического управления сбытом недостаточно изучена роль логистики. В данной статье определены основные направления развития в области формирования стратегии сбыта на предприятиях промышленности строительных материалов с использованием логистических принципов. Новизна исследования заключается в том, что автором определены факторы микрои макросреды, которые оказывают непосредственное влияние на формирование стратегии сбыта на предприятиях исследуемой отрасли. Все без исключения факторы, (внешние или внутренние) прямо или косвенно влияют на эффективность деятельности предприятия и могут создавать определенные трудности в его работе, в т.ч. при организации системы сбыта. Логистический подход, применяемый к управлению сбытовой деятельностью предприятия, способствует разрешению таких проблем и выработке рациональной стратегии. В связи с чем, тема стратегического управления сбытовой деятельностью является весьма актуальной. Внедрение стратегии сбытовой деятельности на предприятиях промышленности строительных материалов с применением принципов логистики способствует оптимизации поставок, выполнению срочных заказов мелкими партиями продукции по системе «точно в срок», оптимизации складских запасов, путем эффективного планирования графиков производства с учетом спроса и т.д. Таким образом, разработка и внедрение эффективной стратегии сбытовой деятельности, основанной на принципах логистики, является основополагающим фактором развития и поддержания конкурентоспособности предприятий промышленности на рынке строительных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development the strategy in the company plays a key role and determines the effectiveness of its functioning. There are three levels of strategic decision-making: 1) the corporate level; 2) the level of strategic business units or strategic areas of management; 3) functional level. Its own strategy is developed at each level. In order to achieve success, all policies should be linked and coordinated. Corporate level strategy determines all operations in the company and shows how it plans to realize its mission. Business Strategy shows how each area of the company activities will contribute to development the corporate strategy. The strategy of functional level covers all major functions: marketing, logistics, manufacturing, finance. The marketing strategy refers for functional level. Today in the theory and practice of strategic sales management the role of logistics is understudied. This article has the main directions of development at the field of formation of marketing strategies on industrial enterprises the construction materials with using the principles of logistics. Novelty of the research lies in the fact that author identified the factors of micro and macro environment which affect on the formatting marketing strategies on enterprises investigated industry. All these factors are attributed to external or internal, and it creates specific difficulties in the organization of the sales system. Logistic approach, applied to the sales management of the company, helps to resolve these problems and develop a rational strategy. And therefore, the subject of strategic management of sales activity is very important. Implementation the strategy of marketing activity on industrial enterprises the construction materials with using the principles of logistics helps to optimize the supply, implementation of urgent orders in small batches "just in time", optimization of stocks, through effective planning production schedules based on demand, etc. Therefore, the development the effective strategy of marketing activities, based on the principles of logistics, is a fundamental factor in the maintenance of the competitiveness of construction materials industry.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования стратегии сбыта на предприятиях промышленности строительных материалов»

УДК 338.2

Векленко Марина Владимировна

ФГОБУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

Россия, Самара1 Аспирант marina_veklenko@mail.ru

Особенности формирования стратегии сбыта на предприятиях промышленности строительных материалов

1443090, Самара, ул. Советской Армии, 141

Аннотация. В деятельности предприятия выработка стратегии играет ключевую роль и определяет результативность его функционирования. Выделяют три уровня принятия стратегических решений:

1) корпоративный уровень;

2) уровень стратегических бизнес - единиц или стратегических зон хозяйствования;

3) функциональный уровень.

На каждом уровне разрабатывается своя стратегия.

С целью достижения успеха, все стратегии должны быть взаимосвязаны и согласованы. Стратегия корпоративного уровня определяет работу предприятия в целом и показывает, как оно планирует реализовать свою миссию. Бизнес - стратегия свидетельствует о том, как каждое направление деятельности предприятия (вид бизнеса) будет вносить свой вклад в развитие корпоративной стратегии. Стратегия функционального уровня относится к функциональным отделам предприятия в рамках подразделений и охватывает все жизненно важные функции: маркетинг, логистику, производство, финансы.

Стратегия сбытовой деятельности предприятия относится стратегии функционального уровня.

На сегодняшний день в теории и практике стратегического управления сбытом недостаточно изучена роль логистики. В данной статье определены основные направления развития в области формирования стратегии сбыта на предприятиях промышленности строительных материалов с использованием логистических принципов.

Новизна исследования заключается в том, что автором определены факторы микро- и макросреды, которые оказывают непосредственное влияние на формирование стратегии сбыта на предприятиях исследуемой отрасли. Все без исключения факторы, (внешние или внутренние) прямо или косвенно влияют на эффективность деятельности предприятия и могут создавать определенные трудности в его работе, в т.ч. при организации системы сбыта. Логистический подход, применяемый к управлению сбытовой деятельностью предприятия, способствует разрешению таких проблем и выработке рациональной стратегии. В связи с чем, тема стратегического управления сбытовой деятельностью является весьма актуальной.

Внедрение стратегии сбытовой деятельности на предприятиях промышленности строительных материалов с применением принципов логистики способствует оптимизации поставок, выполнению срочных заказов мелкими партиями продукции по системе «точно в срок», оптимизации складских запасов, путем эффективного планирования графиков производства с учетом спроса и т.д. Таким образом, разработка и внедрение эффективной стратегии сбытовой деятельности, основанной на принципах логистики, является основополагающим фактором развития и поддержания конкурентоспособности предприятий промышленности на рынке строительных материалов.

Ключевые слова: логистические издержки; оптимизация; промышленность строительных материалов; сбытовая политика; складские запасы; стратегическое управление; стратегия сбыта.

В современной экономике на фоне обострения конкуренции, совершенствование и развитие предприятий всех отраслей промышленности, и в том числе промышленности строительных материалов, невозможно без использования грамотно построенной сбытовой политики.

В периоды кризисных явлений и спадов покупательского спроса, равно как и в периоды роста экономики, эффективная стратегия управления сбытовой деятельностью может повысить коммерческую результативность предприятий. Современное понятие термина «стратегия» определяется как планирование и управление для достижения выбранных целей. И опыт зарубежных организаций доказывает, что разработка распределительной стратегии на основе принципов логистики оптимизирует сбытовую деятельность, улучшает результативность предприятий в достижении этих целей, и в целом повышает их конкурентоспособность[ 1].

Нельзя не отметить, что на сегодняшний день, в промышленности строительных материалов существует ряд проблем, которые необходимо решать в целях удовлетворения спроса на внутреннем рынке, а также обеспечения промышленного и жилищного строительства, а именно:

• физический и моральный износ основных фондов на предприятиях промышленности строительных материалов;

• как следствие, несоответствие качества отечественной продукции аналогичным товарам западных стран;

• неудовлетворительная транспортабельность продукции предприятий строительного комплекса, ухудшающая мобильность строительства;

• «чрезвычайно высокий уровень территориальной дифференциации транспортной обеспеченности, которая показывает, насколько неодинаковы, контрастны транспортные условия жизнедеятельности в пределах районов» 2];

• низкая конкурентоспособность строительной продукции, выпускаемой на устаревшем оборудовании;

• недостаточная инновационная активность региональных коммерческих структур.

Несомненно, решение этих проблем может быть осуществлено только путем комплексного применения различных методов и инструментов логистики. Применение логистических концепций (информационной, маркетинговой, интегральной) позволят оптимизировать процесс управления материальными потоками в области распределения для усиления позиции предприятия в конкурентной борьбе[3].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования стратегии сбыта на предприятиях промышленности строительных материалов, а также интеграции логистических операций и функций между всеми логистическими партнерами.

Научная новизна заключается в следующем:

• теоретически обоснована необходимость и целесообразность использования логистического подхода к сбытовой деятельности предприятий промышленности строительных материалов;

• определено влияние факторов макро и микро среды на функционирование предприятий промышленности строительных материалов, с целью выработки оптимальной стратегии сбыта.

В таблице 1 приведены отличительные особенности сбытовой деятельности на предприятиях данной отрасли.

Таблица 1

Влияние товарной, распределительной, ценовой и коммуникационной политики на формирование стратегии сбыта на предприятиях отрасли

Область деятельности Отличительные особенности

1. Товарная политика - материалоемкость производства; - стандартизация продукции (строгое соответствие ГОСТу); - высокая степень заменимости продукции товарами конкурентов, как следствие унификации производимой продукции; - ориентированность на промышленное потребление произведенной продукции (в большинстве случаев, конечный потребитель - промышленное предприятие); - высокие затраты на транспортировку произведенной продукции, и, как следствие, ориентированность, в первую очередь, на местного потребителя.

2. Распределительная политика - спрос на продукцию имеет выраженные периоды пика и спада; - до 80% спроса на продукцию приходится на предприятия-строителей жилищного комплекса; - узкий рынок сбыта; - малое количество производителей на рынке (в Самарской области всего 63 предприятия, относящихся к данной отрасли); - сложность организации поставки продукции потребителю (большие партии продукции необходимо поставлять ритмично и точно к месту непосредственного потребления); - использование собственного специализированного транспорта для доставки продукции потребителю.

3. Ценовая политика - т.к. продукция унифицирована, ценовое преимущество - главный критерий отбора поставщика потребителем; - сезонный характер изменения цен (в периоды пика спроса рост цен достигает 100%); - высокая себестоимость произведено продукции, вследствие износа основных фондов в регионе и низкой инновационной активности.

4. Коммуникационная политика - важность завоевания лидирующей позиции на рынке сбыта и сохранение этой позиции; - необходимость наличия положительной репутации и большого опыта сотрудничества с крупными предприятиями области; - низкая эффективность продвижения продукции через СМИ, в первую очередь, важен конкретный пример успешного применения продукции потребителями при проведении строительных работ.

(составлено автором)

Рынок промышленности строительных материалов характеризуется ярко-выраженной сезонностью: спрос на продукцию стабильно высокий с апреля по ноябрь, однако с наступлением холодов продажи снижаются. Это связанно в первую очередь с тем, что стоимость выполнения строительных работ в осенне-зимний период гораздо выше, а природные условия гораздо менее благоприятные, к тому же существуют работы, которые нельзя выполнять при температуре ниже +10 градусов, следовательно, спрос на продукцию вместе с темпами строительства зимой падают.

Основными потребителями продукции промышленности строительных материалов являются крупные предприятия, на их долю приходится до 60% потребления. На долю мелких строительных фирм и ремонтных бригад приходится лишь 20-30% потребления. Следует отметить, что 80% продукции, произведенной предприятиями отрасли промышленности строительных материалов, используется в жилищном строительстве[4].

Особенностью рынка промышленности строительных материалов является то, что здесь наблюдается низкая доля импорта и высокий спрос на продукцию отечественного производства. Процесс строительства требует огромных объемов материалов, в связи с чем, организовывать их доставку из других стран оказывается очень дорого. Подсчитано, что перевозки стройматериалов на расстояния более 450 км нерентабельны [5]. В связи с этим, крупные промышленные предприятия и строительные компании организуют свою деятельность, преимущество, в регионах с развитой промышленностью строительных материалов.

Таким образом, можно обозначить специфические факторы, которые влияют на разработку сбытовой политики предприятий исследуемой отрасли промышленности (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на разработку распределительной политики на предприятиях промышленности строительных материалов

(Составлено автором)

Все факторы делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам относят собственно маркетинг (товар, цена, место продажи, стимулирование сбыта) и менеджмент (персонал, процесс, физическая среда). К внешним можно отнести экономические, политические, демографические, социальные, природные, культурные факторы, НТП, а также поставщиков, посредников, конкурентов и контактные аудитории. «В настоящее время любая организация подвергается воздействию множества факторов со стороны внешней среды, поэтому эффективность работы предприятия и его адаптация к изменениям и неопределенностям, происходящим как вне, так и внутри этой организации, зависит от того, насколько руководители владеют инструментами и методами стратегического управления» [6].

К производственным факторам, обозначенным на рис. 1, относятся непрерывность производственного цикла, производство продукции унифицированных размеров и марок, производство и отгрузка крупных партий продукции и работа с небольшим количеством потребителей. Особенности транспортировки включают высокую ритмичность поставок, в связи с сезонностью спроса и организацию поставки крупных партий продукции. Уровень конкуренции на рынке вынуждает производителей повышать качество обслуживания клиентов и понижать цены на продукцию, что в условиях износа основных фондов можно сделать только путем снижения логистических издержек.

Еще одним фактором, влияющим на приоритеты сбытовой деятельности на предприятиях промышленности строительных материалов, является ориентация на корпоративных потребителей. Именно они являются основными клиентами производителей данной отрасли, поскольку физические лица, в основном, покупают непосредственно готовые изделия, а не промышленные строительные материалы.

«Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений - сложнейшая задача, стоящая перед руководителями» [6]. «Стратегическое планирование, являясь важнейшей функцией стратегического управления, позволяет спрогнозировать рыночною ситуацию, определив будущие угрозы и возможности в работе организации, обеспечивая высшему руководству средства для разработки плана действий на длительный период времени» [7].

Высокие издержки на содержание больших складских площадей, в связи с сезонностью выпускаемой продукции так же необходимо учесть при разработке стратегии сбыта. В связи с нерегулярным поступлением заказов, на складах предприятий неизбежно накапливаются большие запасы. В период спада спроса на продукцию, объем этих запасов может достигать 150-220% от среднемесячного объема производства. Это неизбежно влечет увеличение складских расходов, на фоне уменьшения спроса и, соответственно, падения цен на стройматериалы.

Динамика запасов на складах предприятий промышленности строительных материалов по кварталам представлены на рис. 2. Анализируя полученные данные, следует сделать вывод, что объемы производства необходимо постоянно корректировать с учетом спроса, тем самым минимизировать издержки на хранение готовой продукции, а также применять политику снижения цен в период спада спроса на продукцию.

Таким образом, завоевание рынка строительных материалов без применения эффективной сбытовой стратегии не представляется возможным.

Рис. 2. Изменение удельного уровня запасов на складах предприятий промышленности

строительных материалов по кварталам

(Составлено автором)

В настоящее время предприятиям промышленности строительных материалов необходимо разрабатывать стратегию сбыта с учетом всех вышеизложенных особенностей отрасли. «Стратегия предприятия реализуется в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов, разнообразия способов и вариантов превращения возможностей в действительность, многообразия возможных состояний, в которых в будущем может оказаться предприятие» [8].

Логистизация сбытовой деятельности на предприятиях промышленности строительных материалов - это целенаправленный процесс оптимизации физических потоков на рынке сбыта с применением инструментария логистики [9]. Разработка стратеги должна включать в себя комплекс мер по оптимизации всех логистических операций и функций в сфере распределения. На логистическую стратегию оказывают влияние степень глобализации, тип конкурентного позиционирования, степень интеграции логистических цепей, что является важными этапами планирования на предприятии[10]. «Стратегия, основанная на принципах логистики, создает стабильное конкурентное преимущество, повышает эффективность работы предприятия в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды» [11].

Таким образом, разработка эффективной стратегии сбытовой деятельности, основанной на принципах логистики, является основополагающим фактором развития и поддержания конкурентоспособности предприятий промышленности строительных материалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. T. Hines, Supply Chain Strategies: Customer-Driven and Customer-Focused, Elsevier, Oxford, 2006.

2. Носков В.А., Носков И.В. Социально-экономические проблемы развития транспортного комплекса региона в глобальной экономике (на примере Самарской области) // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014 №4 (114). С. 43-48.

3. R.Z. Farahani, M. Hekmatfar, Facility Location: Concepts, Models, Algorithms and Case Studies, Physica-Verlag, Berlin, 2009.

4. Областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области» до 2015г. Электронная версия. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/15/samarobl-prog-stroitelstvo-reg-dok.html.

5. Пацюк Е.С. Комплекс маркетинга на предприятиях промышленности строительных материалов: специальность: дис. ... канд. экон. наук / Волгоградский государственный технический университет, 2006. 154 с.

6. Тойменцева И.А., Чичкина В.Д. Роль стратегического управления в достижении предприятием успехов в конкурентной борьбе // Перспективы науки. - Томбов. -2014. - №5(54). - С. 86 - 89.

7. Тойменцева И.А. Принятие управленческих решений на основе экономико-математических методов моделирования в условиях неопределенности // Проблемы экономики и менеджмента.- Ижевск. - 2012. - №11(15). - С. 64 - 69.

8. Сосунова Л.А., Тойменцева И.А. Экономико-математические методы выбора оптимальной стратегии управления предприятиями сферы услуг // Экономические науки. - 2011. - №4 (77). - С. 259 - 264.

9. Киянова Л.Д. Управление сбытовой деятельностью предприятия на принципах распределительной логистики (на примере пищевой промышленности Краснодарского края: специальность: дис. . канд. экон. наук / Ростовский государственный строительный университет, 2004. 161 с.

10. А. Rushton, P. Croucher, P. Baker, The Handbook of Logistics and Distribution Management, Kogan Page, London, 2006.

11. Тойменцева И.А. Эффективная стратегия, основанная на принципах логистики, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Проблемы развития предприятий: теория и практика: Сборник материалов 11 -й Международной научно-практической конференции 15-16 нояб. 2012 г. Ч. 2.-Самара, 2012. - С. 337-340.

Рецензент: Тойменцева Ирина Анатольевна, д.э.н., доцент кафедры маркетинга и логистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», Лебедев Александр Николаевич, д.э.н., профессор, Автономная некоммерческая организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский Университет Кооперации».

Marina Veklenko

FSBI of HPE «Samara State University of Economics»

Russia, Samara marina_veklenko@mail.ru

Features of the formation marketing strategies on industrial enterprises of construction materials

Abstract. Development the strategy in the company plays a key role and determines the effectiveness of its functioning. There are three levels of strategic decision-making: 1) the corporate level; 2) the level of strategic business - units or strategic areas of management; 3) functional level. Its own strategy is developed at each level.

In order to achieve success, all policies should be linked and coordinated. Corporate level strategy determines all operations in the company and shows how it plans to realize its mission. Business - Strategy shows how each area of the company activities will contribute to development the corporate strategy. The strategy of functional level covers all major functions: marketing, logistics, manufacturing, finance. The marketing strategy refers for functional level.

Today in the theory and practice of strategic sales management the role of logistics is understudied. This article has the main directions of development at the field of formation of marketing strategies on industrial enterprises the construction materials with using the principles of logistics.

Novelty of the research lies in the fact that author identified the factors of micro and macro environment which affect on the formatting marketing strategies on enterprises investigated industry. All these factors are attributed to external or internal, and it creates specific difficulties in the organization of the sales system. Logistic approach, applied to the sales management of the company, helps to resolve these problems and develop a rational strategy. And therefore, the subject of strategic management of sales activity is very important.

Implementation the strategy of marketing activity on industrial enterprises the construction materials with using the principles of logistics helps to optimize the supply, implementation of urgent orders in small batches "just in time", optimization of stocks, through effective planning production schedules based on demand, etc. Therefore, the development the effective strategy of marketing activities, based on the principles of logistics, is a fundamental factor in the maintenance of the competitiveness of construction materials industry.

Keywords: logistics costs; optimization; construction materials industry; sales policies; stocks; strategic management; marketing strategy.

REFERENCES

1. T. Hines, Supply Chain Strategies: Customer-Driven and Customer-Focused, Elsevier, Oxford, 2006.

2. Noskov V.A., Noskov I.V. Social'no-jekonomicheskie problemy razvitija transportnogo kompleksa regiona v global'noj jekonomike (na primere Samarskoj oblasti) // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. 2014 №4 (114). S. 43-48.

3. R.Z. Farahani, M. Hekmatfar, Facility Location: Concepts, Models, Algorithms and Case Studies, Physica-Verlag, Berlin, 2009.

4. Oblastnaja celevaja programma «Stimulirovanie razvitija zhilishhnogo stroitel'stva v Samarskoj oblasti» do 2015g. Jelektronnaja versija. Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2011/11/15/samarobl-prog-stroitelstvo-reg-dok.html.

5. Pacjuk E.S. Kompleks marketinga na predprijatijah promyshlennosti stroitel'nyh materialov: special'nost': dis. ... kand. jekon. nauk / Volgogradskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2006. 154 s.

6. Tojmenceva I.A., Chichkina V.D. Rol' strategicheskogo upravlenija v dostizhenii predprijatiem uspehov v konkurentnoj bor'be // Perspektivy nauki. - Tombov. - 2014.

- №5(54). - S. 86 - 89.

7. Tojmenceva I.A. Prinjatie upravlencheskih reshenij na osnove jekonomiko-matematicheskih metodov modelirovanija v uslovijah neopredelennosti // Problemy jekonomiki i menedzhmenta.- Izhevsk. - 2012. - №11(15). - S. 64 - 69.

8. Sosunova L.A., Tojmenceva I.A. Jekonomiko-matematicheskie metody vybora optimal'noj strategii upravlenija predprijatijami sfery uslug // Jekonomicheskie nauki.

- 2011. - №4 (77). - S. 259 - 264.

9. Kijanova L.D. Upravlenie sbytovoj dejatel'nost'ju predprijatija na principah raspredelitel'noj logistiki (na primere pishhevoj promyshlennosti Krasnodarskogo kraja: special'nost': dis. ... kand. jekon. nauk / Rostovskij gosudarstvennyj stroitel'nyj universitet, 2004. 161 s.

10. A. Rushton, P. Croucher, P. Baker, The Handbook of Logistics and Distribution Management, Kogan Page, London, 2006.

11. Tojmenceva I.A. Jeffektivnaja strategija, osnovannaja na principah logistiki, kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti predprijatija // Problemy razvitija predprijatij: teorija i praktika: Sbornik materialov 11-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 15-16 nojab. 2012 g. Ch. 2.- Samara, 2012. - S. 337-340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.