Научная статья на тему 'Особенности формирования стратегии роста стоимости инновационной компании'

Особенности формирования стратегии роста стоимости инновационной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / INNOVATION COMPANY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / COMPANY VALUE / СТРАТЕГИЯ РОСТА СТОИМОСТИ / STRATEGY OF GROWING THE VALUE / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / OPEN INNOVATIONS / РЕАЛЬНЫЙ ОПЦИОН / REAL OPTION / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGERIAL DECISION / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканян Роза Оганесовна

В статье рассмотрены факторы, влияющие на рост капитализации инновационной компании, цикличность развития ее стоимости. Определена роль открытых инноваций как инструмента повышения стоимости инновационной компании. Обоснована необходимость использования реального опциона для управления стоимостью инновационной компании в условиях неопределенности, выявлены количественные и качественные критерии эффективности применения данного инструмента финансового менеджмента. Рассмотренный в статье подход к формированию стратегии роста стоимости инновационной компании позволяет оценить ключевые категории роста компании, выявленные с учетом специфики стратегии развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with factors affecting capitalization growth of innovation company and the cyclic nature of its development. The author discloses the role of open innovations as a tool of increasing the value of innovation company. She explains the necessity to use real options to manage the value of innovation company in conditions of uncertainty, shows quantitative and qualitative criteria of efficient application of this tool of finance management. The approach to designing strategy of growing the value of innovation company discussed in the article could allow us to assess the key categories of company growth identified with regard to specific strategy of business development.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования стратегии роста стоимости инновационной компании»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

ОСОБЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ

СТРАТЕГИИ РОСТА

СТОИМОСТИ

ИННОВАЦИОННОЙ

КОМПАНИИ

Восканян Роза Оганесовна

аспирантка кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены факторы, влияющие на рост капитализации инновационной компании, цикличность развития ее стоимости. Определена роль открытых инноваций как инструмента повышения стоимости инновационной компании. Обоснована необходимость использования реального опциона для управления стоимостью инновационной компании в условиях неопределенности, выявлены количественные и качественные критерии эффективности применения данного инструмента финансового менеджмента. Рассмотренный в статье подход к формированию стратегии роста стоимости инновационной компании позволяет оценить ключевые категории роста компании, выявленные с учетом специфики стратегии развития бизнеса.

Ключевые слова: инновационная компания, инновационный процесс, стоимость компании, стратегия роста стоимости, открытые инновации, реальный опцион, управленческое решение, неопределенность.

SPECIFIC FEATURES OF DESIGNING STRATEGY OF GROWING THE VALUE OF INNOVATION COMPANY

Voskanyan, Rosa O.

Post-graduate student of the Department for Finance Management of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article deals with factors affecting capitalization growth of innovation company and the cyclic nature of its development. The author discloses the role of open innovations as a tool of increasing the value of innovation company. She explains the necessity to use real options to manage the value of innovation company in conditions of uncertainty, shows quantitative and qualitative criteria of efficient application of this tool of finance management. The approach to designing strategy of growing the value of innovation company discussed in the article could allow us to assess the key categories of company growth identified with regard to specific strategy of business development.

Keywords: innovation company, innovation process, company value, strategy of growing the value, open innovations, real option, managerial decision, uncertainty.

В настоящее время разработка стратегий создания стоимости компаний, включающих в себя удовлетворение интересов стейкхол-деров и отражение в процессе осуществления предпринимательской деятельности инновационного развития России, становится наиболее актуальной для компаний, желающих преуспеть на различных сегментах рынка. Ввиду этого применение новых инструментов финансового менеджмента в значительной мере определяет успешное развитие российских инновационных компаний, а также рост их стоимости в долгосрочной перспективе. Управление стоимостью компании позволяет продлить жизненный цикл различных сфер ее деятельности на разных этапах развития, способствует развитию ее финансовой устойчивости и в будущем будет благоприятно влиять на материальную выгоду собственников, инвесторов и других лиц, заинтересованных в результатах деятельности компании.

Динамика изменения стоимости компании - интегральный показатель, характеризующий работу менеджмента на протяжении длительного времени. Он позволяет не только оценить прошлое и настоящее компании, но и дает возможность построить прогнозы относительно ее будущего развития, что необходимо при формировании стратегии роста компании.

Формирование стратегии роста инновационной компании имеет сложный итеративный характер. Данный процесс требует последовательных действий, во время реализации которых осуществляются разработка отдельных этапов стратегии, непрерывный анализ внешней и внутренней среды, а также получаемых результатов в случае, если процесс реализации стратегии уже запущен, и корректировка последующих этапов в соответствии с полученными результатами.

Формирование стратегии роста стоимости компании с учетом инновационного потенциала - это один из способов достижения целей компании, отличающийся от других своей новизной как для самой компании, так и для отрасли, рынка и потребителей. Современное многообразие конкурентных стратегий позволяет инновационным компаниям любых организационно-правовых форм выбирать собственные ориентиры, на которые они будут опираться при разработке стратегии роста стоимости. В процессе определения направлений для формирования стратегии роста стоимости инновационной компании менеджмент сталкивается с необходимостью изучения максимального количества не только внутренних, но и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность инновационной компании.

В общем случае факторами, влияющими на рост стоимости инновационной компании, являются:

1. Наличие стратегии компании, нацеленной на рост ее стратегической стоимости.

Инвестирование инновационных компаний, связанное с высокими рисками, привлекает агрессивных инвесторов (бизнес-ангелов или венчурных капиталистов). Многих инвесторов отталкивают высокие риски и долгий срок возврата их инвестиций, особенно когда речь идет о молодых компаниях, стартапах, у которых еще нет конкретных стратегических планов на будущее развитие. Уверенность менеджмента инновационной компании в том, что шаг за шагом они смогут привести компанию к определенным показателям, - один из залогов ее успеха. Подобная стратегия позволяет направлять работу различных подразделений инновационных компаний в единое русло, тем самым консолидируя конечный результат и позволяя компании выходить на новые стоимостные рубежи.

2. Научно-технический прогресс.

Сложно представить современные инновационные компании, которые не используют в своем развитии научно-технический прогресс. Инновационные компании могут повысить значимость своих товаров и услуг для потребителей, предлагая им что-то действительно новое, усовершенствованное и значительно упрощающее их жизнь. Только в таком случае спрос на продукцию компании будет расти, как и прибыль, а также доходность собственников и инвесторов. Участие в государственных программах, а также инвестирование из фондов институтов развития наиболее рисковых этапов НИОКР посредством государственно-частного партнерства позволяет снизить финансовые риски и вместе с тем поднять престиж компании на рынке.

3. Конкурентное преимущество.

Возможность инновационной компании выйти на рынок с революционным продуктом, который привлечет покупателей конкурентов, высоко ценится у инвесторов. Компания, зарекомендовавшая себя как революционная, хорошо знающая нужды потребителей и умеющая под эти нужды подстраиваться, обычно приносит высокие прибыли. Подобная политика позволяет инновационным компаниям поглощать своих конкурентов, тем самым увеличивая свои активы, в том числе и нематериальные, которые являются основой для инновационных процессов компании.

4. Расширение линейки товаров и услуг.

В процессе мониторинга рынка менеджмент инновационных компаний выявляет, каким образом в разные моменты времени изменяется спрос на продукцию. В соответствии с полученными данными они могут корректировать линейку товаров и услуг, которые компания предлагает своим покупателям. Внедрение маркетинговых или технологических инноваций на этапе предложения товаров и услуг покупателям позволяет удерживать их интерес к продукции конкретной компании. Более того, инновационные компании имеют возможность соз-

дания собственного сегмента на рынке, что опять-таки ведет к расширению их линейки товаров и услуг и, в случае успешной реализации продукции, к возможностям дополнительного наращения прибыльности.

Рыночная стоимость компании тесно коррелирует с циклическими изменениями экономики, позволяя сделать вывод, что и сама стоимость компании меняется циклично. Данный процесс связан с процессами насыщения рынка продукцией компании. В связи с этим в современных рыночных условиях особую роль в процессе управления стоимостью компании имеет ее инновационное развитие. При эффективном управлении менеджмент компании заранее прогнозирует, какой следующий продукт будет предложен рынку, чтобы продажи резко не упали после насыщения предыдущим. Таким образом, еще на этапе роста продаж и стоимости компании менеджмент уже финансирует генерацию инноваций для того, чтобы в будущем представить новый продукт на рынок и не допустить падения продаж, интереса к продукции и компании, а соответственно, и падения ее стоимости.

Как видно из приведенного ниже рисунка, фаза спада и фаза оптимизации производства должны совпадать по времени. В момент, когда на рынке окончательно теряется интерес к продукции компании, она выпускает новый, заранее подготовленный продукт и, следовательно, заново запускает цикл, начиная с фазы оптимизации, переходящей в фазу роста, в процессе которой происходит возврат инвестиций от реализации инноваций.

Рис. Процесс изменения стоимости компании с учетом инновационного потенциала

Для инновационных компаний, которые занимаются не генерированием инноваций, а их внедрением, процесс управления стоимостью с помощью инновационного потенциала имеет иной вид. В фазе роста не будет формироваться отрицательный денежный поток, поскольку затраты на исследования и проектирование, а также материальные затраты будут невелики. В фазе спада он образуется только в момент перехода в фазу оптимизации, когда компания начинает изучать рынок на предмет инноваций, способных преобразовать их продукцию и снова завоевать сегмент рынка. При этом фаза оптимизации будет включать в себя затраты не только на производство и организацию сбыта, но и на покупку и приобретение инноваций, авторских и патентных прав и других активов. В случае удачного выхода продукта на рынок компания начинает получать прибыль в процессе фаз оптимизации и роста, после чего начинается возврат инвестиций от инноваций. В качестве примера компаний, внедряющих инновации на фазе оптимизации, могут послужить такие инновационные компании, как P&G, Microsoft, Apple, Skype, Lego, Cisco и множество других, использующих разные виды открытых инноваций для того, чтобы совершенствовать свою продукцию в кратчайшие сроки.

Следует отметить, что открытые инновации являются одним из эффективных инструментов повышения стоимости компании. Привлекая извне инновационные разработки, компании могут не только сэкономить на высокозатратных процессах генерирования инноваций, но и застраховаться от ряда рисков, к примеру, от риска неудачного выхода на рынок с новым продуктом или от риска отставания процессов производства товаров и услуг компании по сравнению с техническим, инновационным и маркетинговым уровнем товаров и услуг конкурентов. Низкие риски повышают инвестиционную привлекательность компании, в частности ее инновационного проекта. Благодаря частным инвестициям компания может повысить свою рыночную капитализацию. Вместе с тем открытые инновации, которые приобретаются компаниями на фазе оптимизации, представляют собой и высокий риск. Застраховаться от этого риска почти невозможно, поскольку его тяжело спрогнозировать.

Построение стратегии роста стоимости инновационной компании - сложный процесс, требующий учета неопределенности, касающейся результатов по срокам, затратам и эффективности реализации НИОКР и инноваций. В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что стоимость инновационной компании с точки зрения формирования стратегии ее роста - это стоимость самой компании, а также той неопределенности, которая формируется в процессе управления ею. В таком случае одним из наиболее эффективных инструментов для

разработки стратегии роста стоимости инновационной компании является реальный опцион.

Особенность финансовой модели формирования стратегии стоимости компании заключается в анализе инвестиционных рисков и оценке ставки доходности, отражающей альтернативные издержки всех лиц, заинтересованных в получении дохода с деятельности инновационной компании. Для ее расчета применяются методы определения безрисковой ставки доходности капитала, которая находит свое отражение в формуле Блэка - Шоулза при оценке стоимости опционов.

Инвестиционные решения, применяемые к инновационному развитию компании, носят комплексный характер, охватывают практически все аспекты ее деятельности, оказывают влияние на планирование, управление маркетингом и рекламу, связи с поставщиками, финансирование и пр. В силу этого неверное управленческое решение на любом этапе инновационного развития компании будет дорого стоить. Реализация всякого риска, даже запланированного менеджментом инновационной компании, может привести к серьезным финансовым проблемам, в том числе и к снижению ее стоимости. В ситуациях подобного рода управление стоимостью инновационной компании может рассматриваться как управление портфелем реальных опционов.

Менеджмент компании, использующей реальные опционы для формирования стратегии роста ее стоимости, может не только с их помощью хеджироваться от риска неопределенности, от негативных внешних факторов, снижающих капитализацию инновационной компании, но и использовать их для альтернативного развития компании в случае благоприятной рыночной конъюнктуры. Стоимость инновационной компании повышает как ее финансовая гибкость, так и возможность для всех заинтересованных в деятельности компании лиц использовать реальные опционы на приостановку или возобновление деятельности, выход из бизнеса и т. д. Подобная перспектива является привлекательной и для собственников, и для инвесторов. Она позволяет снизить финансовые риски при реализации инновационных процессов, а следовательно, повышает стоимость инновационной компании. С учетом направления деятельности инновационной компании и ее индивидуальных характеристик те или иные инновационные проекты могут принадлежать к одному из видов опционов, и в зависимости от этого рассчитывается их стоимость и влияние на суммарную стоимость компании в целом. Впоследствии перед менеджментом инновационной компании встает вопрос об определении эффективности применения такого инструмента финансового менеджмента, как реальный опцион.

Среди количественных показателей эффективности применения реального опциона можно выделить стоимость реализации реального

опциона и показатели финансовой эффективности деятельности компании в сравнении двух альтернативных путей развития: без внедрения и с внедрением реального опциона в тот или иной момент времени. Одновременно с осуществлением количественной оценки эффективности применения реального опциона можно также рассмотреть и его качественные характеристики, относящиеся к управленческим решениям стратегического характера. В их числе степень научной обоснованности модели применения реального опциона, многовариантность расчетов, расходы, связанные с проектными изысканиями и решениями, точность определения стоимости, сроков и последовательности реализации отдельного проекта в инновационном развитии компании.

В конечном счете главным показателем эффективности применения реального опциона как инструмента финансового менеджмента для формирования стратегии роста стоимости инновационной компании будет сама стоимость компании на различных этапах реализации стратегии. Для измерения стоимости инновационной компании, созданной менеджментом организации при помощи реальных опционов, может использоваться следующая формула:

БУС/ = БУСР + КО,

где БУС/ - фактическая стоимость инновационной компании в момент времени Ь;

БУСр - плановая стоимость инновационной компании в момент времени Ь;

КО - стоимость пакета реальных опционов, который заложен в стратегию развития стоимости инновационной компании.

Представленная формула может быть адаптирована для инновационной компании после завершения реализации стратегии роста ее стоимости с применением реального опциона. Соответственно этому будет целесообразно применять оценку наращенной прибыли и понесенных издержек к моменту завершения реализации стратегии.

Описанный подход к оценке эффективности применения реального опциона для формирования стратегии роста стоимости инновационной компании позволяет не только провести сравнительный анализ стоимости компании на разных этапах реализации стратегии, но и выделить ключевые категории для развития ее стоимости.

Таким образом, реальный опцион представляется одним из основных элементов стратегии роста стоимости инновационной компании, предусматривающий мультипликативность эффектов внедрения инноваций, их жизненный цикл, дифференцированный учет факторов воздействия инноваций на различные аспекты деятельности компании и страхующий ее от возможных рисков и неопределенности. В

связи с этим можно отметить, что реальный опцион позволяет сформировать стратегию роста компании на неустойчивом рынке инноваций таким образом, что он повышает ее привлекательность для инвесторов, а также ее рыночную капитализацию.

Список литературы

1. Арутюнян Т. Что вам делать со стратегией? Руководство по стратегическому развитию компании. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.

2. Белодурина М. П., Ахметова А. Н. Сочетание ключевых факторов стоимости и целевых ориентиров менеджмента в процессе управления компанией // Финансовая аналитика. - 2013. - № 34. - С. 11-18.

3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов : пер. с англ. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Альпина Паблишер, 2014.

4. Екимова К. В. Экономические механизмы инновационного развития России: роль рынка и государства // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2013. - № 1 (5). - С. 3-9.

References

1. Arutyunyan T. Chto vam delat' so strategiey? Rukovodstvo po strategicheskomu razvitiyu kompanii [What should You Do with Strategy? Guidelines for Strategic Development of the Company], Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2013. (In Russ.).

2. Belodurina M. P., Akhmetova A. N. Sochetanie klyuchevykh faktorov stoimosti i tselevykh orientirov menedzhmenta v protsesse upravleniya kompaniey [The Combination of Key Factors of Value and Target Management Landmarks in the Process of Company Guidance], Finansovaya analitika [Finance Analysis], 2013, No. 34, pp. 11-18. (In Russ.).

3. Damodaran A. Investitsionnaya otsenka: instrumenty i metody otsenki lyubykh aktivov [Investment Assessment: Tools and Methods of Assessing any Assets], translated from English, 8-th edition, revised and amended, Moscow, Al'pina Pablisher, 2014. (In Russ.).

4. Ekimova K. V. Ekonomicheskie mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya Rossii: rol' rynka i gosudarstva [Economic Mechanisms of Innovation Development in Russia: the Role of Market and State], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. Introduction. Way to Science], 2013, No. 1 (5), pp. 3-9. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.