Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / КРИТЕРИИ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ / СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Сергей Александрович, Стахеева Любовь Михайловна, Фетисова Анастасия Викторовна, Рущицкая Ольга Евгеньевна, Батракова Светлана Игоревна

В статье раскрывается многогранность понятия стратегической цели предприятия. Рассматриваются особенности и этапы формирования стратегических целей инновационного предприятия, факторы, влияющие на эффективность их внедрения. Рассматриваются методы формирования стратегических целей предприятия. Определяются основы формирования системы целей инновационного предприятия. Также в статье подробно рассматривается инструментарий формирования системы стратегических целей для предприятия инновационной сферы. Изучена необходимость внедрения на средних и крупных предприятиях целой системы стратегических целей. Особенностями формирования стратегических целей предприятия инновационной сферы являются: необходимость установления стратегической цели в аспекте обеспечения уникальных конкурентных преимуществ, связанных с инновацией, необходимость постановки цели для работы с персоналом в плане удержания талантливых, уникальных сотрудников, которые осуществляют разработку инновационной продукции, установление стратегической цели по захвату рынка, в особенности, если выпускается инновационная продукция, аналогов которой еще нет и предприятие является единственным производителем данной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернов Сергей Александрович, Стахеева Любовь Михайловна, Фетисова Анастасия Викторовна, Рущицкая Ольга Евгеньевна, Батракова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRATEGIC OBJECTIVE SETTING AND STRATEGY DEVELOPMENT OF AN INNOVATION SECTOR

The article defines the variety of the concept of the strategic objectives of an enterprise. The article deals with the features and stages of strategic objective setting of an innovation sector, factors in their effective implementation. The article is concerned with the methods of strategic objective setting of the enterprise. The bases for the formation of the objective system of the innovative enterprise are determined. The article also discusses in detail the tools for the formation of a system of strategic objectives for an enterprise in the innovation sphere. The necessity of implementation a whole system of strategic objectives at medium-sized and large enterprises has been studied. The features strategic objective setting of an enterprise in the innovation sphere are the need to establish a strategic objectives in terms of providing unique competitive advantages associated with innovation, the need to set objectives for working with personnel in terms of retaining talented, unique employees who develop innovative products, setting a strategic objectives to capture market, especially if innovative products are produced, which have no analogues yet and the enterprise is the only manufacturer of these products.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ»

gs4 инновации ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-162-167 NIION: 2018-0076-8/23-603 MOSURED: 77/27-023-2023-8-603

ЧЕРНОВ Сергей Александрович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: schernov76@yandex.ru

СТАХЕЕВА Любовь Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета, e-mail: staheeva53@mail.ru

ФЕТИСОВА Анастасия Викторовна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: victorovna_eburg@mail.ru

РУЩИЦКАЯ Ольга Евгеньевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: victorovna_eburg@mail.ru

БАТРАКОВА Светлана Игоревна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Уральского государственного аграрного университета, e-mail: s-batrakowa@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Аннотация. В статье раскрывается многогранность понятия стратегической цели предприятия. Рассматриваются особенности и этапы формирования стратегических целей инновационного предприятия, факторы, влияющие на эффективность их внедрения. Рассматриваются методы формирования стратегических целей предприятия. Определяются основы формирования системы целей инновационного предприятия. Также в статье подробно рассматривается инструментарий формирования системы стратегических целей для предприятия инновационной сферы. Изучена необходимость внедрения на средних и крупных предприятиях целой системы стратегических целей. Особенностями формирования стратегических целей предприятия инновационной сферы являются: необходимость установления стратегической цели в аспекте обеспечения уникальных конкурентных преимуществ, связанных с инновацией, необходимость постановки цели для работы с персоналом в плане удержания талантливых, уникальных сотрудников, которые осуществляют разработку инновационной продукции, установление стратегической цели по захвату рынка, в особенности, если выпускается инновационная продукция, аналогов которой еще нет и предприятие является единственным производителем данной продукции.

Ключевые слова: адаптивная инновационная стратегия, инновационный бизнес, стратегическая цель, критерии целей предприятия, система целей, дерево целей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

CHERNOV Sergei Alexandrovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Managementand Economic Theory of the Ural State Agrarian University

STAHEEVA Lyubov Mihajlovna,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting and Audit of the Ural State Agrarian University

FETISOVA Anastasiia Viktorovna,

Senior lecturer of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

RUSHCHITSKAIA Olga Evgenevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

BATRAKOVA Svetlana Igorevna,

Senior lecturer of the Department of Foreign Languages of the Ural State Agrarian University

FEATURES OF STRATEGIC OBJECTIVE SETTING AND STRATEGY DEVELOPMENT OF AN INNOVATION SECTOR

Annotation. The article defines the variety of the concept of the strategic objectives of an enterprise. The article deals with the features and stages of strategic objective setting of an innovation sector, factors in their effective implementation. The article is concerned with the methods of strategic objective setting of the enterprise. The bases for the formation of the objective system of the innovative enterprise are determined. The article also discusses in detail the tools for the formation of a system of strategic objectives for an enterprise in the innovation sphere. The necessity of implementation a whole system of strategic objectives at medium-sized and large enterprises has been studied. The features strategic objective setting of an enterprise in the innovation sphere are the need to establish a strategic objectives in terms of providing unique competitive advantages associated with innovation, the need to set objectives for working with personnel in terms of retaining talented, unique employees who develop innovative products, setting a strategic objectives to capture market, especially if innovative products are produced, which have no analogues yet and the enterprise is the only manufacturer of these products.

Ключевые слова/ adaptive innovation strategy, innovative business, strategic objective, enterprise goal criteria, objective system, tree of objectives.

Практика ведения бизнеса российскими компаниями показывает, что на большинстве из них не сформированы базовые составляющие стратегии развития предприятия. Речь идет о миссии, видении и стратегических целях развития бизнеса. При этом ведущие международные корпорации придают особое значение определению стратегической цели, так как есть не понятно, куда стремится бизнес, чего хочет добиться, о каком-то систематическом развитии говорить не приходится. Целеполагание —

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

первый шаг в развитии бизнеса, так как это определяет дальнейшую стратегию продвижения, реализацию товаров и услуг, принципы организации производства. Каждая цель планируется на определенный временной промежуток и сравнивается в конкретных цифрах, чтобы иметь представление о достигнутом.

Разработка любого плана развития начинается с формулирования целей, в соответствии с которыми в дальнейшем уже определяются мероприятия, направленные на реализацию этой цели.

Разработка и реализация бизнес-стратегии является центральным элементом управления предприятием. Стратегия компании представляет собой план действий, определяющий положение компании на рынке, основные принципы работы, способы привлечения и удержания клиентов, методы конкурирования с другими фирмами, достижения целей в области организационного и производственного развития.

Стратегическая цель направлена на то, чтобы в целом определить вектор стратегического развития компании. Если обратиться к определению понятия «стратегия», то одним из лучших определений считается трактовка Томпсона Артура и Стрикленда Артура, которые под стратегией понимают «комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей». Также ими вводится понятие о стратегической пирамиде. Смысл этой пирамиды заключается в том, что стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. Авторы заявляют, что стратегия существует на различных уровнях. Значит и цели также определяются по уровням стратегической пирамиды. На вершине стратегической пирамиды находится корпоративная стратегия, ниже — бизнес-стратегия, ниже — функциональная стратегия и, наконец, в основании пирамиды — операционная стратегия. Каждый уровень имеет уникальные цели, заинтересованные стороны и объем необходимых ресурсов для ее реализации.

Разработка стратегии начинается с определения видения и миссии. После того как формулировка бизнес-видения определена, следующим шагом является определение стратегических целей бизнеса. Формулирование видения бизнеса является ключевым вкладом в этот процесс. Видение бизнеса лежит в основе определения стратегических целей и задач организации.

Постановка стратегических целей преобразует стратегическое видение в конкретные целевые показатели. Постановка стратегической цели является ключевым элементом разработки стратегии. Это является очень важным условием для обеспечения достижения долгосрочных планов и целей организации. Определение стратегической цели демонстрирует направленность руководства на реализацию действий ради получения желаемых результатов.

Чтобы заданные цели можно было назвать эффективными, они должны соответствовать критериям SMART. Методология SMART широко используется для формулирования значимых целей.

Конкретность цели выражается в том, чтобы всеми сотрудниками предприятия цель понималась одинаково. Она не должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было интерпретировать по-разному. Она должна задавать направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, вероятность, что при выполнении задач каждый отдел будет делать что-то свое, увеличивается в разы. Все сотрудники должны одинаково трактовать поставленную стратегическую цель.

Цели должны быть измеримыми. Всегда полезно определять цели количественно, а не формулировать их в качественном выражении. В качественно сформулированной цели перечислены конкретные параметры, по которым можно измерить и оценить цель. Например, сократить жалобы клиентов/звонки в службу поддержки на 20%, увеличить базу постоянных клиентов на 25%.

Цель должна быть достижимой. Это означает, что постановка стратегических целей предприятия требует тщательной оценки и понимания возможностей и ресурсов. Например, в финансовом направлении стратегической целью может быть увеличение рыночной стоимости предприятия на 15%.

Кроме того, цели должны ставиться в соответствии с актуальным положением дел в компании, чтобы опираться на ее реальные возможности.

Для достижения цели важно ограничить временные рамки на ее достижение. Следует зафиксировать даты, в которые предприятие достигнет поставленной стратегической цели. Это помогает проводить работу в одном темпе и оперативно реагировать на происходящее.

Если компания задает несколько стратегических целей, то важно, чтобы они были согласованы между собой. В этом случае между ними должна устанавливаться очередность, чтобы обеспечить понимание приоритетных и менее приоритетных задач.

Помимо общих рекомендаций, для предприятий инновационной сферы также можно дать ряд рекомендаций относительно формирования стратегических целей.

Предприятию, планирующему вывести на рынок инновационную продукцию, следует учитывать этот момент при определении стратегических целей. Так, предприятию такого профиля важно иметь четкое представление о положении компании на рынке, поэтому цель должна предусматривать достижение конкурентных преимуществ через производство и реализацию инновационной продукции. Также установление стратегических целей должно основываться на существующем научно-техническом уровне предприятия и учиты-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

вать возможности модернизации, ремонта существующего оборудования, что особенно актуально в условиях санкций, то есть важно не просто планировать вывод инновационной продукции на рынок и понимать, насколько предприятие технологически способно осуществлять производственную деятельность на плановый период. Большое значение для определения стратегических целей имеет информация о наличии конкурентов, клиентском спросе, опыте в рыночной нише.

Предприятие инновационной сферы может устанавливать различные стратегические цели:

- цели-задания, которые основаны на текущих, актуальных задачах компании;

- цели-ориентации, которые рассчитаны на изменения и трансформации внутри самой компании, например, обновление технологической линии производства;

- цели-системы, которые формируются с целью обеспечения баланса функционирования между различными подразделениями компании, чтобы эффективнее достигнуть общей стратегической цели.

Бизнес в инновационной сфере может быть малым, средним или крупным, этот факт также влияет на формирование стратегических целей. Чем крупнее предприятие, тем сложнее будет сформирована система стратегических целей, так как чем больше число подразделений и отделов, тем больше стратегических целей установит предприятие.

Есть несколько направлений развития инновационной компании, для которых применяются стратегические цели. Этот инструмент организует работу на следующих уровнях.

Стратегические цели могут использоваться, чтобы обеспечить компании рыночное преимущество. Это достигается при помощи завоевания лидерских позиций в выбранном сегменте рынка, через получение рыночной доли, в случае, если продукция является новой для рынка, то целью предприятия может быть захват лидирующих позиций на рынке, обеспечение максимально возможной доли рынка.

Также у предприятия инновационной сферы ведения бизнеса стратегические цели могут быть непосредственно связаны с инновационной продукцией. С этим может быть связано использование технологических новинок, новый способ организации производственной деятельности, выход на новые рынки.

Задачи в области маркетинга у инновационного предприятия сосредоточены на его выходе на лидирующие позиции в области продаж. Дополнительные цели могут быть направлены на продвижение товарных позиций, формирование имиджа бренда, повышение клиентского сервиса.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Также у инновационного предприятия могут быть определены стратегические цели в области производства, например, они могут быть связаны с достижением высоких производственных показателей. К ним относятся: улучшение производительности труда и качества используемого сырья, полуфабрикатов, уменьшение издержек.

Стратегические цели предприятия инновационной сферы нацелены на грамотное взаимодействие с сотрудниками, удержание талантов, ценных, уникальных специалистов. Кроме того, это направление связано с созданием оптимальной системы оплаты труда, повышением квалификации персонала, улучшением материально-технических условий, созданием мотивации.

Проводя анализ внешней и внутренней среды, важно сохранять ссылки на источники информации, чтобы эту информацию, во-первых, можно было проверить, во-вторых, чтобы в последующем облегчить сбор и обработку подобной информации, так как этими ссылками можно будет пользоваться и в следующем временном периоде.

Существует достаточно большое количество различных средств для формирования системы стратегических целей предприятия. Наиболее подходящими для предприятия инновационной сферы деятельности являются: «дерево целей» и логическая рамка проекта.

Дерево целей - это структура, в которой есть «вершина дерева» (глобальная цель), от нее отходят цели первого уровня, которые в свою очередь также декомпозируются на цели следующего уровня.

«Дерево целей» - это достаточно удобный метод для того, чтобы увидеть взаимосвязи целей предприятия. В настоящий момент существует достаточно большое число программ и онлайн-ин-струментов для построения дерева целей, один из них - это creately. Программа доступна бесплатно, предлагает несколько вариантов шаблонов, цели разных уровней выделяются цветом, что делает схему достаточно удобной для восприятия и наглядной.

Еще одна достаточно удобная и несложная в использовании методика определения стратегических целей - это «Логическая рамка». Данная техника удобна, если предприятие планирует активно развивать и продвигать свою инновационную продукцию. Преимуществом данной методики является то, что в ней содержится причинно-следственная логика построения системы целей. Задаются параметры развития предприятия, как по вертикали, так и по горизонтали. В итоге логическая рамка образует не просто систему целей, но и систему задач, которые определены для достижения каждой цели, а также инструменты, критерии, показатели, с помощью которых дости-

жение цели будет обосновываться и определяться. Кроме того, в таблицу могут быть включены и риски в деятельности предприятия.

Таким образом, логическая рамка включает в себя следующие столбцы: общую цель и подцели, конечные результаты, то, что в итоге менеджеры ожидают получить от реализации цели, мероприятия, которые менеджеры предприятия планируют реализовать для достижения заданных стратегических целей, риски, которые могут возникнуть в ходе реализации стратегических целей, а также меры предотвращения и профилактики этих рисков, индикаторы или показатели, с помощью которых менеджмент предприятия сможет оценить, насколько поставленные цели были достигнуты.

Если сравнивать «дерево целей» и логическую рамку, то «дерево целей» легче в построении, не содержит иной информации, кроме целе-полагания, представляет цели в виде системы, в которой очевидна логика ее построения. Недостаток данной схемы состоит в том, что получаемая информация является слишком обобщенной, ограниченно информативной, требует дополнительных пояснений.

Логическая рамка является достаточно детализованным инструментом, содержащим в себе большое количество информации, что позволяет оценить стратегию развития предприятия в целом, данный инструмент может использоваться не только в период постановки целей стратегического развития, но и по мере реализации мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, что позволит обеспечить контроль и эффективное управление рисками проекта.

Также удобным инструментом для менеджера является карта стратегических целей, которая строится в виде диаграмм, при этом каждая цель отображается в виде текста на карте. Цели помечаются графически в овале, квадрате или прямоугольнике. Между сформированными целями возникают связи, которые помечают стрелочками. Эти стрелки демонстрируют, как выполнение одной цели влияет на другую. Для построения карты целей также существует достаточно много программ, позволяющих ее оформить в удобном виде: MindMeister, ХтЫ, Scapple и ряд других.

Таким образом, стратегические цели предприятия — это система ориентиров для выстраивания долгосрочных планов по развитию компании. В соответствии с заданными стратегическими целями формируются направления бизнес-стратегий финансовой деятельности, особенностей производства, стратегия продвижения как самого предприятия, так и его продукции. Стратегические цели компании — необходимый этап при пла-

нировании деятельности организации в долгосрочной и краткосрочной перспективах. Они помогают определить направления для развития, чтобы знать, куда бизнес должен стремиться и какими путями можно реализовать задуманное.

Список литературы:

[1] Бурнашев Б.А. Методология использования SMART в стратегическом развитии предприятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. С.215-222.

[2] Ващенко Ю.Е. Этапы реализации стратегии предприятия // Вестник магистратуры. 2019. №1-2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ etapy-realizatsii-strategii-predpriyatiya (дата обращения: 13.07.2023).

[3] Дмитриева Д.С. Различия стратегии предприятия и ее маркетинговой стратегии // Вестник науки. 2020. №10 (31). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/razlichiya-strategii-predpriyatiya-i-ee-marketingovoy-strategii (дата обращения: 13.07.2023).

[4] Кочиев Б.Р. Содержательные характеристики стратегии предприятия // Вестник науки. 2022. №6 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ soderzhatelnye-harakteristiki-strategii-predpriyatiya (дата обращения: 13.07.2023).

[5] Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. 330 с., проблемы, перспективы. Монография. Москва, 2020. С. 134-153.

[6] Старцев В.В. Рекомендации по разработке стратегии предприятия // Экономика и социум. 2022. №4-3 (95). URL: https://cyberleninka. ru/artide/n/rekomendatsii-po-razrabotke-strategii-predpriyatiya (дата обращения: 13.07.2023).

[7] Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент.- М.: Инфра-М. 2021. 365 с.

[8] Трунова С.В. Методологические особенности формирования стратегической цели // Ростовский научный журнал. 2017. № 5. С. 329336.

[9] Фролова С.В. Разработка системы стратегических целей развития малых промышленных предприятий // Актуальные экономические и социально-гуманитарные проблемы современности. 2018. С. 59-65.

[10] Шокирова Ш.А. Этапы формирования стратегии развития предприятия // Теория и практика современной науки. 2020. №3 (57). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/etapy-formirovaniya-strategii-razvitiya-predpriyatiya-1 (дата обращения: 13.07.2023).

[11] Samarjeet B. Crafting Stratégie Objectives: Examining the Role of Business Vision and Mission Statements // Journal of Entrepreneurship & Organization Management. 2017. P.2-7.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Spisok literatury:

[1] Burnashev B.A. Metodologija ispol'zovanija SMART v strategicheskom razvitii predprijatija // Jekonomika: vchera, segodnja, zavtra. 2020. S.215-222.

[2] Vashhenko Ju.E. Jetapy realizacii strategii predprijatija // Vestnik magistratury. 2019. №1-2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-realizat-sii-strategii-predpriyatiya (data obrashhenija: 10.07.2023).

[3] Dmitrieva D.S. Razlichija strategii predprijatija i ee marketingovoj strategii // Vestnik nauki. 2020. №10 (31). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/razlichiya-strategii-predpriyatiya-i-ee-marketin-govoy-strategii (data obrashhenija: 10.07.2023).

[4] Kochiev B.R. Soderzhatel'nye harakteristiki strategii predprijatija // Vestnik nauki. 2022. №6 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatel-nye-harakteristiki-strategii-predpriyatiya (data obrashhenija: 11.07.2023).

[5] Mincberg G., Al'strjend B., Ljempel Dzh. Shkoly strategij / Per. s angl. — SPb.: Piter, 2019. 330 s.

[6] Starcev V.V. Rekomendacii po razrabotke strategii predprijatija // Jekonomika i socium. 2022. №4-3 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rekomendatsii-po-razrabotke-strategii-predpriyatiya (data obrashhenija: 10.07.2023).

[7] Tompson A.A., Striklend A. Dzh. Strategich-eskij menedzhment.- M.: Infra-M. 2021. 365 s.

[8] Trunova S.V. Metodologicheskie osoben-nosti formirovanija strategicheskoj celi // Rostovskij nauchnyj zhurnal. 2017. № 5. S. 329-336.

[9] Frolova S.V. Razrabotka sistemy strategich-eskih celej razvitija malyh promyshlennyh predprijatij // Aktual'nye jekonomicheskie i social'no-gumani-tarnye problemy sovremennosti. 2018. S. 59-65.

[10] Shokirova Sh.A. Jetapy formirovanija strategii razvitija predprijatija // Teorija i praktika sovremennoj nauki. 2020. №3 (57). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-strate-gii-razvitiya-predpriyatiya-1 data obrashhenija: 12.07.2023).

[11] Samarjeet B. Crafting Strategic Objectives: Examining the Role of Business Vision and Mission Statements // Journal of Entrepreneurship & Organization Management. 2017. P.2-7.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.