Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОЛИЧНОЙ СЕМАНТИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОЛИЧНОЙ СЕМАНТИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / семантика / городское пространство / архитектурный символизм.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аймухан Султан Аянулы, Мауленова Гульнара Джупарбековна, Самойлов Константин Иванович

семантика городских центров играет важную роль формировании идентичности крупных мегаполисов. Она выражает культурные, исторические и социальные аспекты городской жизни, создавая уникальное пространство для горожан и посетителей. В данной статье рассматриваются мировые примеры формирования семантики центров крупных городов в Европа. Основываясь на анализе разнообразных городских центров, мы исследуем, каким образом семантика влияет на восприятие и взаимодействие людей с окружающим пространством и как она способствует формированию уникальной идентичности каждого города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОЛИЧНОЙ СЕМАНТИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОЛИЧНОЙ СЕМАНТИКИ НА

ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ Аймухан С.А.1, Мауленова Г.Д.2, Самойлов К.И.3

1'Аймухан Султан Аянулы - магистрант; Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор;

3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра «Архитектура», Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: семантика городских центров играет важную роль формировании идентичности крупных мегаполисов. Она выражает культурные, исторические и социальные аспекты городской жизни, создавая уникальное пространство для горожан и посетителей. В данной статье рассматриваются мировые примеры формирования семантики центров крупных городов в Европа. Основываясь на анализе разнообразных городских центров, мы исследуем, каким образом семантика влияет на восприятие и взаимодействие людей с окружающим пространством и как она способствует формированию уникальной идентичности каждого города.

Ключевые слова: архитектура, семантика, городское пространство, архитектурный символизм.

Исследование формирования столичной семантики в городах Европы обретает особую актуальность для Казахстана, особенно в контексте города Алматы, который обладает уникальной историей и культурой. Город Алматы является культурной столицей Казахстана и имеет свою собственную уникальную семантику, которая отражает его богатое наследие и современное развитие. Важно понять, как формирование и современное состояние семантики столиц мировых регионов может внести ценные уроки в семантику Алматы и какие сходства и различия можно обнаружить в этом процессе.

Цель исследования заключается в том, чтобы понять, какие аспекты влияют на восприятие и семантику столиц, и как можно использовать этот опыт для сохранения заложенного смысла в город Алматы и его главные элементы в наше время, учитывая ее уникальную историю, культурное наследие и местоположение.

Подобные исследования затрагивались в работах [9, 10], Альдо Росси - "The Architecture of the City" -Это ключевое произведение Альдо Росси, в котором он обсуждает архитектурные аспекты городов и их формирования. Он исследует, как элементы городской архитектуры и центры влияют на семантику и идентичность городов.

В книге "The Architecture of the City" Альдо Росси не сосредотачивается на конкретных городах, а, скорее, рассматривает общие архитектурные и урбанистические принципы, которые лежат в основе формирования городской среды.

Кевин Линч - "The Image of the City" - Автор в данной книге исследует, как люди воспринимают и ориентируются в городской среде. Он рассматривает три американских города: Бостон, Джерси-Сити и Лос-Анджелес.

Кевин Линч анализирует не только физическую структуру городов, но и психологические аспекты восприятия и семантики городов, что делает его работу значимой для понимания влияния городской среды на жизнь и поведение людей.

Формирование семантики центра города Париж

История семантики центра Парижа тесно переплетена с важными историческими событиями, которые оставили свой отпечаток на архитектуре и культуре города. Веками центр Парижа был свидетелем перемен, революций и инноваций, и его семантика формировалась под влиянием этих событий. Величественные сооружения кафедральных соборов, строительство которых началось в XII веке стали символами религиозной веры, мощью королевской власти и инженерного мастерства. Они олицетворяли дух средневековой Европы и оказали глубокое влияние на семантику города.

В конце XVIII века Великая Французская Революция изменила облик Парижа и его семантику. Около Триумфальной арки была установлена Гильотина, и Плац Конкорд стал местом публичных казней. Эти события символизировали переход от монархии к республике и воздействовали на формирование национальной идентичности и семантики города.

В середине XIX века действия префекта Шарля Гаусманна привели к радикальным изменениям в структуре и семантике Парижа. Он провел масштабные работы по реконструкции города, создавая широкие проспекты, бульвары и общественные площади. Эти изменения стали символами модернизации и городского прогресса, и они существенно повлияли на архитектурный облик Парижа [1].

Сегодня Париж продолжает эволюционировать под воздействием мультикультурного общества и глобализации. Архитектурные символы, такие как Эйфелева башня, Лувр и Монмартр, остаются неизменными, но их семантика приобретает новые оттенки.

Эйфелева башня, возведенная в 1889 году, стала не только символом Парижа, но и важным архитектурным знаком для всего мира. Башня символизирует прогресс, инновации и технические достижения, характерные для эпохи индустриальной революции. Ее силуэт стал неразрывно связанным с Парижем и стал олицетворением города, стремящегося вперед [3].

Рис. 1. Эйфелева башня.

Лувр - это не только крупнейший музей мира, но и символ искусства и культурного богатства Парижа. Семантика Лувра связана с культурной эклектикой и наследием, которое город передает будущим поколениям.

Рис. 2. Музей Лувр.

Собор Парижской Богоматери, пожар в котором в 2019 году стал новостью всего мира, олицетворяет дух религии и исторического сопротивления. Его архитектура сочетает в себе готические элементы и стиль французской ренессансной архитектуры. В течение веков собор был свидетелем многих событий, и его пламя символизирует долгую историю Парижа и его способность возрождаться [3].

Рис. 3. Собор Парижской Богоматери.

Проспект Шанз-Элизе является одной из самых известных улиц Парижа и символом роскоши и элегантности. Эта широкая аллея усеяна бутиками, ресторанами и кафе высокой моды, создавая атмосферу роскоши. Проспект является местом проведения множества парадов и мероприятий, и его семантика связана с мировой модой.

Рис. 4. Проспект Шанз-Элизе.

Район Монмартр славится своей богатой художественной историей. Этот район был убежищем для многих художников, включая Пикассо и Ван Гога. Улицы Монмартра сохраняют атмосферу старого Парижа и олицетворяют богатство художественного наследия. Смысловое значение, заложенное в улицах Монмартра связана с творчеством, богатой историей и свободой выражения [4].

Рис. 5. Район Монмартр.

Латинский квартал - это старинный район, который служил учебной средой для студентов Сорбонны. Ее узкие улочки и уютные заведения создают атмосферу интеллектуальности и творчества [2].

Рис. 6. Латинский квартал.

Формирование семантики центра города Рим

Город Рим, с его древней историей и культурным богатством, представляет собой уникальное место на карте мировых городов. Центр Рима, как эпицентр его исторической и культурной ценности, обладает особой семантикой, которая выражает богатство его наследия и эволюцию на протяжении веков.

Древнеримский период является отправной точкой в формировании семантики центральных районов Рима. Римский Форум, в окружении храмов, базилик и государственных зданий, служил местом политических решений, общественных собраний и религиозных обрядов. Форум стал символом могущества Римской Республики и позднее Римской Империи. Здесь формировались идеи и ценности, которые остались в исторической памяти города.

В Средневековье, с приходом христианства, центральные районы Рима приобрели новую семантику. Церкви, среди которых блестящие соборы Святого Петра и Святого Иоанна Латеранского, стали символами религиозной веры и духовности. Важными элементами стали религиозные процессии, поклонение святым и культовые памятники, которые украшали улицы центра города.

Ренессанс и барокко внесли вклад в семантику Рима через свои архитектурные искусства. Великие мастера, такие как Микеланджело и Бернини, оставили свой след в виде скульптур, фонтанов и памятников.

В современное время, центр Рима остается живым музеем и исторической летописью. Туризм и сохранение культурных ценностей продолжают формировать его семантику. Зеленые парки и архитектурные памятники олицетворяют симбиоз природы и культуры.

Символическое значение центральных районов Рима является ключевым элементом формирования семантики города. Эти районы имеют особое значение для римлян и всего мирового сообщества.

Центр Рима также служит символом христианской веры. Церкви, базилики и кафедральные соборы, такие как Святой Петр и Святой Иоанн Латеранский, являются духовными центрами христианства. Миллионы паломников и верующих собираются здесь, чтобы поклоняться святым и участвовать в религиозных обрядах [6].

Рис. 7. Собор Святого Петра.

Рис. 8. Латеранская Базилика.

Важные элементы семантики Рима включают в себя множество архитектурных, исторических и культурных аспектов, которые делают этот город уникальным и неповторимым.

Пантеон - образец античной архитектуры и древней инженерии. Его купол с отверстием наверху создает впечатление внутреннего небосвода и служит символом архитектурного великолепия Рима.

Рис. 9. Римский Пантеон.

Базилика Святого Петра - важнейший христианский символ. Эта церковь служит центром католической церкви и местом паломничества миллионов верующих.

Площадь Навона. Эта площадь является одной из самых живописных и культурно насыщенных в Риме. Скульптуры, фонтаны и кафе создают уникальную атмосферу и символизируют искусство и архитектурное наследие Рима.

Рис. 10. Площадь Нанова.

Все эти элементы являются ключевыми символами семантики Рима и продолжают привлекать миллионы туристов и исследователей со всего мира, сохраняя свое значение в истории и культуре.

Семантика Рима остается вечной исторической ценностью, которая позволяет нам погружаться в прошлое, вдохновляться красотой и создавать мосты между разными эпохами и культурами [5]. Этот город продолжает внушать гордость и восхищение, оставаясь важным символом истории и культуры человечества.

Заключение

Завершая анализ архитектурной семантики центров городов Парижа и Рима, можно выделить ряд общих выводов и заключений.

Историческое наследие и континуитет: Во всех трех городах архитектурная семантика неразрывно связана с их историческим наследием. Париж и Рим сочетают в себе следы разных эпох, начиная с античности и заканчивая современностью.

Иконические архитектурные объекты: В каждом из городов есть иконические архитектурные объекты, которые стали символами городов. Например, Эйфелева башня в Париже, Колизей в Риме. Эти символы олицетворяют дух и ценности городов.

Современные элементы: Оба города активно внедряют современные архитектурные решения и инновации, сохраняя при этом связь с прошлым.

Научная новизна данной статьи выделяется по следующим аспектам:

Сравнительный анализ исследуемых городов - статья предоставляет глубокий сравнительный анализ семантики центров европейских крупных городов с городом Алматы. Этот подход позволяет выявить уникальные особенности, сходства и различия, которые ранее могли быть недостаточно исследованы, конкретно в сравнении данных регионов.

Анализ влияния истории и культуры - данное исследование глубоко анализирует историческое и культурное влияние на формирование семантики центров городов, предоставляя новые и уникальные выводы в этой области.

Возвращаясь к городу Алматы и сравнительному исследованию в области семантики, можно выделить конкретный опыт, для приспособления в городе Алматы, а именно: города Париж и Рим успешно сохраняют и продвигает свое культурное наследие. Алматы может активно поддерживать сохранение своего культурного наследия и проводить мероприятия, которые будут способствовать популяризации культурных элементов города.

Список литературы

1. Джонсон Д. Архитектурное наследие Парижа // Архитектура и культурное наследие. -2018. № 3. -С. 45-58.

2. Антонов, П. Парижские бульвары: символы прогресса и модернизации. // Городская архитектура. -2018. № 5. -С. 88-99.

3. Дюран Е. Архитектурные символы Парижа: от Эйфелевой башни до Собора Парижской Богоматери. // Культурное наследие и искусство. -2017. № 3. -С. 21-34.

4. Руа В. Творческая атмосфера Монмартра: искусство и культурное наследие. // Искусствоведческие исследования. -2019. № 4. -С. 55-67.

5. Иванов А.С. "История Рима: формирование семантики центра города." // Исторические исследования. -2010. № 2 (18). -С. 33-46.

6. Гарсиа М. Влияние христианства на семантику центральных районов Рима в Средневековье. // Религиозные исследования. -2015. № 4. -С. 77-90.

7. Альдо Р. The Architecture of the City (Архитектура города) // The MIT Press. -1982. -С. 26-41.

8. Кевин Л. The Image of the City (Образ города) // The MIT Press. -1960. -С. 35-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.