Научная статья на тему 'Особенности формирования спроса и предложения в индустрии моды'

Особенности формирования спроса и предложения в индустрии моды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2589
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / FASHION / МОДНЫЕ ТОВАРЫ / ИНДУСТРИЯ МОДЫ / FASHION INDUSTRY / РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОДНЫХ ТОВАРОВ / THE DISTRIBUTION OF FASHIONABLE GOODS / СПРОС НА МОДНЫЕ ТОВАРЫ / THE DEMAND FOR FASHION GOODS / ПОСТАВКА ТОВАРОВ МОДНОЙ ИНДУСТРИИ / THE SUPPLY OF FASHIONABLE GOODS / СТРУКТУРА МОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / THE STRUCTURE OF FASHION INDUSTRY / FASHION GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямэн Люй

В современном товарном обществе мода это способ жизни, это состояние духа, которое улучшает жизнь и поведение людей, создает новый спрос и стимулирует создание новых товаров. Легко распространяющиеся модные товары с высокой добавленной стоимостью формируют производственную цепочку модной индустрии и создают экономическую выгоду. В по-вседневной жизни люди везде и всегда подвергаются влиянию моды. Мода распространяется на одежду, пищу, жилища и средства передвижения, на развлечения и другие аспекты жизнедеятельности человека. Мода управляет глобальным рынком, на котором беспрерывно появляются модная одежда, электроника, автомобили и другие товары ежедневного или долго-срочного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUPPLY AND DEMAND FORMATION FEATURES IN THE FASHION INDUSTRY

In modern commodity society, fashion is a way of life, it is a state of mind thatimproves the life and behavior of people, creates new demand and stimulates thecreation of new products. Easily spreading fashionable goods with high addedvalue form the industrial chain of the fashion industry and create an economicbenefit. People are everywhere and always exposed to fashion in their everydaylife. Fashion covers clothes, food, houses and means of transport, entertainmentand other aspects. Fashion runs the market where fashionable clothes, electronics,cars are continuously being launched into the market.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования спроса и предложения в индустрии моды»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ИНДУСТРИИ МОДЫ

THE SUPPLY AND DEMAND FORMATION FEATURES IN THE FASHION INDUSTRY

УДК 33.47.14

Люй Ямэн

аспирантка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, yamenglv@icloud.com

Lui Yameng

Post-graduate student of Herzen State Pedagogical University, yamenglv@icloud.com

Аннотация.

В современном товарном обществе мода - это способ жизни, это состояние духа, которое улучшает жизнь и поведение людей, создает новый спрос и стимулирует создание новых товаров. Легко распространяющиеся модные товары с высокой добавленной стоимостью формируют производственную цепочку модной индустрии и создают экономическую выгоду. В повседневной жизни люди везде и всегда подвергаются влиянию моды. Мода распространяется на одежду, пищу, жилища и средства передвижения, на развлечения и другие аспекты жизнедеятельности человека. Мода управляет глобальным рынком, на котором беспрерывно появляются модная одежда, электроника, автомобили и другие товары ежедневного или долгосрочного потребления.

Ключевые слова: мода, модные товары, индустрия моды, распространение модных товаров, спрос на модные товары, поставка товаров модной индустрии, структура модной промышленности.

Abstract.

In modern commodity society, fashion is a way of life, it is a state of mind that improves the life and behavior of people, creates new demand and stimulates the creation of new products. Easily spreading fashionable goods with high added value form the industrial chain of the fashion industry and create an economic benefit. People are everywhere and always exposed to fashion in their everyday life. Fashion covers clothes, food, houses and means of transport, entertainment and other aspects. Fashion runs the market where fashionable clothes, electronics, cars are continuously being launched into the market.

Key words: Fashion, fashion goods, the fashion industry, the distribution of fashionable goods, the demand for fashion goods, the supply of fashionable goods, the structure of fashion industry.

© Люй Ямэн, 2017.

В современной глобальной экономике происходит перераспределение спроса, например, вместе с развитием производительных сил общества доля спроса на материальные товары в общем спросе населения уменьшается, а доля спроса на товары духовной культуры -растет. По мнению автора, это приводит к увеличению спроса на новые и модные товары. На духовные потребности людей также влияет образ жизни в определенную эпоху, а также -увеличивающаяся скорость ритма общественной жизни приводит к эмоциональному стрессу, поэтому человек ищет способы, как противостоять этому, и особую популярность приобретают, например, «дышащий искусством стиль странствий» и «романтическая старина», становятся модными «богемный стиль» и «ретро». Современные люди не чувствуют себя в безопасности, их будущее туманно и неопределенно, и в моде получили развитие и широкое распространение «стиль будущего» или «металлик» как возможность продемонстрировать соответствие современным тенденциям. Климат и экология непрерывно ухудшаются, и это отражается на моде: появляются и сразу занимают видное место зеленый цвет, здоровье, забота об экологии. Именно поэтому стиль жизни, ориентированный на здоровье человека и сбережение природных ресурсов, становится популярным по всему миру [1, с. 5].

Все эти актуальные тенденции определяют особенности спроса на товары модной индустрии, который в конечном итоге определяет потребительские предпочтения и изменения в индустрии моды.

Товары модной индустрии существуют в течение определенного времени и в определенном обществе, они связаны с распространенным образом жизни, привычками, культурой и идеологией. Они показывают потребление и духовные запросы основной части населения -потребителей моды и отражают наиболее распространенные эстетические вкусы.

По сравнению с обычными товарами, спрос на модные товары имеет следующие особенности.

Во-первых, спрос на модные товары ограничен по времени. Потребители с помощью

модных товаров демонстрируют причастность к миру моды, свою современность или выражают свою индивидуальность. Сама по себе мода нестабильна, легко меняется. Мода меняется вместе с развитием экономики, к тому же у всех могут быть свои представления о том, что такое мода и как она может быть выражена. Благодаря этому свойству моду характеризует яркая принадлежность к определенной эпохе. Регионы, которые отстают в экономическом развитии, имеют модные тенденции, соответствующие уровню их экономического развития. Например, во время Культурной революции в Китае была модной зеленая военная форма. При этом у разных людей в одно и то же время может быть и разное понимание моды. Например, некоторые считают, что синонимом модной жизни является роскошь, другие, наоборот, полагают, что нужно избавиться от внешнего и вернуться к природе, третьи вообще предлагают что-нибудь новое и оригинальное. Если говорить о конкретных товарах, то свойство «модность» товара, связано с товаром начиная от идеи, затем - с его производством и в конечном итоге можно сказать, что товар может удовлетворить запросы потребителей в определенное время и в определенном месте, поскольку у него довольно короткий срок жизни. Как только мода меняется, ранее модный товар становится не модным и спрос падает. Согласно статистике, срок жизни одежды и 1Т-товаров (например, компьютеров, сотовых телефонов, цифровой техники) составляет от 2-х месяцев до 2-х лет, срок жизни традиционных бытовых электроприборов - 8-10 лет, а для мебели он может быть дольше 10 лет.

Во-вторых, спрос на модные товары персонифицирован. Изменение модных тенденций приводит к аналогичным сдвигам спроса на модные товары. Стремясь быть модными, потребители меняются вместе с модой, но при этом у каждого из потребителей есть свои потребности в модных товарах: что конкретный потребитель считает модным или нет. По этой причине большая часть модных товаров не подходит для широкомасштабного производства, они принадлежат определенной марке, бренду или конкретному производителю.

Например, персонификация очень заметна в таких товарах, как косметика, прически, одежда. Электронные и механические товары (например, сотовые телефоны) в то же время производятся массово (это нужно для минимизации себестоимости), но, как и прочие модные товары, они должны удовлетворять персонифицированным запросам клиента.

В-третьих. Еще одна тенденция, влияющая на спрос и потребительские предпочтения, -это располагаемый доход потребителя.

Когда располагаемый доход потребителей растет, у них появляется больше возможностей для выбора в соответствии со своими пристрастиями. В таких условиях проявляется зависимость: чем менее потребитель ограничен в средствах, тем более ярко проявляются его индивидуальность и поиск нового. В «Отчете по результатам исследования модного индекса населения городов Китая с высоким и средним доходом» [1, с. 13] указано, что 74,5% людей выбирают «одежду и принадлежности, отличные от вещей других людей, имеющие собственное своеобразие», однако это не мода, а желание выделиться. Такой разнообразный спрос приводит к внутренней конкуренции между товарами, количество товаров непрерывно увеличивается, а потребительское пространство расширяется.

В-четвертых. Следующий фактор или особенность спроса на модные товары имеет отношение к символизму, по-другому это можно назвать «статусным потреблением». Эта статусность или символичность может быть выражена приверженностью к потреблению товаров модных брендов. Обычные товары удовлетворяют базовым потребностям покупателя. Модный товар, выражающий современные веяния, как правило, имеет большее культурное значение, отражает склонности определенной группы потребителей в определенный период времени. По словам социологов, это добавленная культурная ценность, и она имеет символическое значение, и, таким образом, потребители модных товаров демонстрируют свою приверженность определенной социальной группе. Символическое потребление было впервые описано Торстей-ном Вебленом в «Теории праздного класса»

[2, с. 6] как «статусное потребление». Символическое потребление связано с символической ценностью товаров, у модных товаров есть не только потребительская стоимость и меновая стоимость, но также и символическая ценность. Символическая ценность заключается в необычности такого товара, с помощью этого товара потребитель показывает свое отличие от других, принадлежность к определенной социальной группе, демонстрирует свою приверженность определенной группе товаров и удовлетворяет свои потребности [3, с. 22]. Японский ученый Хосино Кацуми в книге «Потребление в символическом обществе» [4, с. 18] пишет: «Потребитель уже не ограничивается "материальным потреблением", он переключается на потребление чувств и стремлений соответствующих вещей».

В-пятых, потребление модных товаров может быть демонстративным. Иными словами, высшие социальные слои имеют высокую степень осознания своих ценностей и социального положения и с помощью таких товаров демонстрируют свой социальный статус и значимость. В то же самое время относительно низшие социальные слои надеются создать впечатление более высокого социального положения путем подражания высшим слоям, поэтому часто мода начинается в среде обеспеченных людей и аристократов, а заканчивается в среде обычных людей. Обеспеченные потребители могут позволить себе часто покупать предметы роскоши, люди же с относительно низким доходом могут покупать некоторые предметы роскоши, либо ограничивая себя в повседневных расходах, либо ограничивая частоту своего потребления, что позволяет им демонстрировать свою принадлежность к более высоким социальным слоям. Так как в современном обществе нет четких разграничений социальных слоев, то такое потребительское поведение можно наблюдать довольно часто. Если привести в качестве примера долю расходов на модные товары в совокупных расходах потребления, то для социальных групп с относительно низким доходом (например, молодых специалистов и студентов) доля расходов на модные товары составляет 30%, что заметно выше, чем у аристократов и «высоко-

поставленных белых воротничков», имеющих достаточно высокий доход и покупательную способность. В «Докладе об изменении жизни городского населения 2012 года» [5, с. 11] указано, что спрос на потребление товаров роскоши растет быстрее, чем покупательная способность на такие товары. Почти у 20% опрошенных есть опыт, когда им приходилось копить деньги, чтобы купить товар роскоши. В условиях, когда у людей есть страстное желание потреблять предметы роскоши, но способность делать это ограничена, то спрос и потребление жителей городов постепенно становится демонстративнее и сейчас в основном концентрируется на таких материальных товарах, как одежда и ювелирные изделия, достоинством которых является возможность легко демонстрировать общественное положение и статус. Это проиллюстрировано на рисунке 1.

Таким образом, рассмотрев факторы, определяющие структуру спроса и потребительских предпочтений товаров индустрии моды, следует рассмотреть структуру производства, т. е. структуру предприятия модной промышленности, поскольку эти понятия тесно между собой связаны.

Структура предприятия модной промышленности - это структура, сочетающая отделы предприятий, занимающиеся вопросами производства модных товаров с другими отделами. Модная промышленность, как правило, включает производство и поставку модных товаров, сочетает сферу производства и сферу услуг. Производство относится к вторичному сектору экономики, например: модная одежда, обувь, головные уборы, обувь и изделия из кожи, украшения, часы, ювелирные изделия, духи, товары для кожи и волос, потребительская электроника и т. д. Во время потребления модные товары относятся к третичному сектору экономики, например: косметические услуги и уход за волосами, фитнес, путешествия, модная музыка, кино и телевидение, мультфильмы и комиксы, книги и журналы, рестораны и бары.

Также модную промышленность можно разделить на несколько уровней, как показано на рисунке 2. Внутри находится ядро, то есть промышленность, производящая одежду и аксессуары. Связанный с ним уровень лежит вокруг ядра и включает в себя его продукцию, например, потребительскую электро-

30000 25000

15000

30 лет 'юани 7701,9

7767,7

Учащаяся молодежь

8212,2

10648

Рисунок 1

Объем потребления различных групп потребителей в 2012 г.

нику, модные телефоны и др. Производный уровень окружает первые два, который также включает в себя модное поведение, товары, порожденные модными товарами, например, мультфильмы и комиксы.

Модные товары получили широкое распространение с развитием общества и увеличением производительности, под влиянием спроса на модные товары их удельный вес в структуре совокупного общественного продукта постоянно растет.

Так как срок продажи товаров модной промышленности относительно короткий, а срок производства примерно совпадает со сроком производства обычных товаров, то необходимо укладываться в сезон продаж, избегая повышения себестоимости за счет логистических процессов, и точно прогнозировать спрос на модные товары с учетом особенностей спроса на него.

Помимо этого, на эстетические нормы и вкусы потребителей влияют региональные и национальные особенности. Например, в период Нара среди японской аристократии

была мода на одежду в стиле китайской династии Тан, поскольку вплоть до восстания Ань Лушаня японцы ездили учиться в Китай. В современной же Японии модная одежда в значительной степени находится под влиянием Запада. Однако с развитием экономической глобализации и увеличением скорости обмена информацией, все более очевидной становится глобализация модных трендов, которая проявляется во все большем совпадении вкусов применительно к модным товарам у покупателей всего мира, и это все больше влияет на покупательские предпочтения модных товаров. Исследования показывают, что 40% китайцев, родившихся в 1980-е гг., при выборе модных товаров на первое место ставят «модные элементы», а характеристики товара, его цена и качество играют меньшую роль. Исследования компании «Линдянь» также показывают, что для этого поколения при потреблении «на первом месте стоит мода, удовольствие от потребления» [6, с. 63]. Из этого следует, что в Китае поколение, родившееся в 80-е гг., является основной группой потребле-

Рисунок 2

Иерархия индустрии моды

ния товаров индустрии моды. В то же время, чтобы определить тенденции, влияющие на индустрию моды и потребительские предпочтения, необходимо рассмотреть особенности установления цены на модные и сопутствующие товары. Обычно, чем выше цена товара, тем ниже на него спрос. Если цена на модные товары не меняется, а сопутствующие товары являются заменителями модных товаров, то чем выше цена на сопутствующие товары, тем выше спрос на модные товары. Если сопутствующие товары дополняют модные товары, то чем выше цена на сопутствующие товары, тем ниже спрос на модные товары. Все вышесказанное позволяет продемонстрировать с помощью анализа функции спроса на модные товары.

Спрос на обычные товары достаточно чувствителен к цене. Так как модные товары удовлетворяют не только спрос на потребительскую стоимость, но также связаны с символическим потреблением, то в теории их ценовая зависимость должна быть ниже.

Функция спроса на обычные товары в нормальных условиях является зависимой переменной от востребованности, при этом цена является аргументом. То есть = /(Р), где -это востребованность товара, а Р - его цена.

Функция спроса на модные товары является зависимой переменной от востребованности, при этом цена модных товаров является аргументом. Так как модные товары можно представить как «обычные товары плюс модный элемент», то и цену на модные товары можно представить как цену на обычные товары, к которой прибавлена «наценка за модность», т. е. Рр = Р + АР, где Рр - это цена на модные товары.

Таким образом, если доход покупателя, цена сопутствующих товаров, предпочтения потребителей и прочие факторы не меняются, функцию спроса на модные товары можно представить следующей формулой: = /(Р + АР).

Если говорить о модных товарах, то размер спроса на них в первую очередь находится под влиянием базового действия модных товаров. Чем выше базовая цена Р, тем ниже итоговый спрос, и влияние модного элемента

может быть выражено через АР. По функции спроса на модные товары видно, что для товаров с одинаковым объемом потребления из-за более высокой цены модных товаров при прочих равных условиях объем потребления модных товаров будет ниже, чем у обычных товаров.

На рисунке 3 видно, что если спрос на обычные товары и на товары с модным элементом ввести в одну и ту же систему координат, то кривая спроса на модные товары будет сдвинута на АР выше, чем кривая спроса на обычные товары. Востребованность обозначена Q*, и покупатель готов заплатить за обычные товары цену Р1, а за модные товары цену Р2.

Другая крайность заключается в том, что если модные предметы уже стали предметами роскоши, то чем сильнее растет их цена, тем сильнее растет спрос, и происходит «подъем хвоста» кривой, то есть кривая искривляется направо и наверх, как показано на рисунке 4.

На отрезке АВ товар - это по-прежнему обычный товар, в основном соответствующий обычной закономерности кривой спроса, которая направлена вниз. После точки В цена на предмет роскоши продолжает расти, и происходит эффект Гиффена, т. е. востребованность растет вместе с ценой. Это можно объяснить символическим, статусным потреблением, которое отличает покупателей предметов роскоши от потребителей обычных товаров.

Далее рассмотрим особенности поставки товаров модной индустрии и производственные факторы, влияющие на деятельность индустрии моды, что в конечном итоге также влияет на формирование потребительских предпочтений.

Модные товары получили широкое распространение с развитием общества и увеличением производительности, их удельный вес в структуре совокупного общественного продукта постоянно растет. В то же время производственные факторы товаров модной индустрии - это факторы и условия внешней среды, необходимые для осуществления материального производства. Как правило, производственные факторы, включают: человеческий, материальный и другие (комбини-

Рисунок 3

Кривая спроса на модные товары

Рисунок 4

График предметов роскоши Гиффена

рованные) факторы. В основе классической экономики лежит трудовая теория стоимости, и она исследует в большей степени производственные факторы, связанные с рабочей силой. Ученые неоклассической школы экономики отказались от трудовой теории стоимости, соответственно, в качестве производственных

факторов они стали анализировать факторы капитала, земли и др. Современная экономическая школа считает, что производственные факторы включают четыре вида факторов: рабочую силу, землю, капитал, предпринимательские способности. Рабочая сила - это трудоспособные люди, у которых есть квали-

фикация для работы, включая непосредственно работающих и косвенно работающих. Под «землей» подразумеваются все природные ресурсы, использующиеся при производстве, включая землю. Капитал - это финансовые ресурсы, которые используются для товаров и услуг производственного потребления, включая оборудование, механизмы, строительство заводов, транспортировку и транспортные средства [7, с. 124]. Предпринимательские способности включают в себя организацию, управление, хозяйствование, инновации, управление рисками и другую деятельность, они организуют все другие финансовые ресурсы и придают им динамичность [8, с. 54].

Производственные факторы, необходимые для производства товаров модной индустрии, также требуют сочетания этих четырех элементов. Однако так как товары, которые поставляет модная индустрия, связаны с креативными товарами и услугами, то определяющим производственным фактором является не земля или обычная рабочая сила, а способности талантливых людей. Модная промышленность начиналась как производство одежды в Париже и Милане, и, с точки зрения производственной цепочки западной модной индустрии, руководящим фактором остается предприниматель. Италия стала символом модного промышленного дизайна в мире после Второй мировой войны, и этому способствовали предприниматели. Сейчас в развитых странах сфера модной промышленности постоянно расширяется, а система управления промышленностью постоянно улучшается. Если следовать этим тенденциям, то производство в индустрии моды можно разделить на модный дизайн и модный маркетинг. Дизайн показывает путь, а маркетинг его продвигает. Дизайн опирается на способности дизайнера, а маркетинг - это умение продать свой товар. Став брендом быстрой моды, испанская Zara вошла в топ 100 самых ценных брендов, этим она обязана более чем 400 дизайнерам, работающим на этот бренд. Основатель бренда Armani Джорджо Армани, председатель правления и директор, в молодости был дизайнером витрин. Этот бренд превратился в мировой бренд самого высокого

уровня, в законодателя тенденций в одежной моде, что было связано со способностью Армани поймать удобный момент. В 1980-е гг., чтобы продвинуть костюм power suit, Армани предоставил его Ричарду Гиру, исполнявшему главную роль в фильме «Американский жи-голо», который был показан на экранах всех кинотеатров. Фильм был успешным, и этот успех распространился на самого Армани -одежда этой марки стала популярной среди актеров-звезд Голливуда.

Рассмотрим еще факторы, которые влияют в конечном итоге на экономику индустрии моды.

Один из важных факторов - стоимость капитала, или финансовый фактор. Особенность модных товаров в том, что их можно рассматривать как сочетание обычных товаров и модного элемента, и у такого сочетания довольно большая потребность в капитале. Начиная с дизайна, с превращения идеи в товар, а потом на стадии продвижения модного товара существует тесная связь промышленности с отделами дизайна, средствами массовой информации, центрами развлечений. А они все, как правило, являются капиталоемкими, и в их работе очень ярко выражен коммерческий элемент.

Далее, другой важный фактор - стоимость талантов. У модных товаров есть уникальные отличия от обычных товаров. Производственная цепочка, ввод модных товаров в промышленное производство зависят от умений людей и системы управления предприятием. Если в качестве примера использовать производство одежды в Китае, то здесь эта сфера промышленности начала развиваться поздно, ей не хватает профессиональных талантов, существующие механизмы обучения отстают от международных, и из-за этого китайское производство одежды имеет пробелы в областях получения ресурсов, дизайна, оперативного управления и в других. В настоящее время индустрия моды остро нуждается в следующих работниках: в дизайнерах, специалистах по товарному планированию, специалистах по визуальному маркетингу, мерчендайзерах, маркетологах, которые владеют основами теории и имеют практический опыт работы.

Нехватка таких специалистов серьезно ограничивает развитие модного производства одежды в Китае [10, с. 43].

И, наконец, стоимость управления. Сами по себе ноу-хау, капитал и талант не вступают в химическую реакцию и не превращаются в модный товар, им нужен четвертый элемент -управление. За исключением брендов, специализирующихся на предметах роскоши, которые с помощью цены бренда могут обеспечить высокий уровень возврата на инвестированный капитал, в остальном при производстве модных товаров производители должны уделять большое внимание вопросу стоимости логистических цепочек.

Себестоимость поставки модных товаров -это компенсации и издержки, которые поставщик несет на производство определенного количества модных товаров определенного качества. Как и в креативной индустрии, ценностная система модной промышленности формируется, в основном, следующими четырьмя факторами: уникальными ноу-хау, капиталом, талантом и управлением [9, с. 67].

Наиболее распространенная функция поставки обычных товаров - это зависимая переменная объема снабжения, в которой цена используется как независимая переменная. То есть QS = /(Р), где QS - это объем поставки товара, а Р - цена.

Функция поставки модных товаров берет в качестве зависимой переменной объем поставки модных товаров, а в качестве независимой переменной - их цену. Так как модные товары можно представить как «обычный товар, к которому прибавлен модный элемент», то цену на модный товар можно представить как цену на обычный товар, к которой прибавлена «надбавка за моду», т. е. Рр = Р + АР, где Рр - это цена на модные товары.

Таким образом, если производственные затраты, цена товаров-заменителей, технологии производства и другие условия не меняются, то функция снабжения модных товаров будет следующая:

Qs=ЯР + АР).

В обычных условиях цена на товар Р определяется полезностью базовой потребительной стоимости немодных товаров, а также нахо-

дится под влиянием соотношения спроса и предложения на этот вид обычных товаров. Однако в этой простой формуле поставок модных товаров цена Р больше не является единственным определяющим фактором. Большее влияние оказывает модная наценка ДР, которая изменяется в зависимости от степени «модности» товара. Модная наценка связана с оценкой стоимости ноу-хау талантливых сотрудников, а также с капиталом, технологиями и управлением, и они все вместе создают модный элемент, который проявляется в обычном товаре.

Как показано на рисунке 5, при одинаковой цене себестоимость поставки модных товаров для поставщика выше, чем у обычных товаров, а объем поставленного модного товара меньше. По этой причине кривая поставки модного товара смещена влево от кривой поставки обычного товара.

Если модный товар является предметом роскоши, он также подчиняется закономерностям спроса как на обычные товары, то есть при повышении цены уменьшается объем поставки. Некоторые предметы роскоши «топовых» брендов, которые изготавливаются исключительно вручную, стали синонимами индивидуальности, высокого положения и роскоши. Например, костюмы «Savile Row», ювелирные изделия «Cartier», часы «Patek Philippe», обувь «TOD'S» и «Salvatore Ferragamo» и др. Такие товары производятся очень ограниченными количествами, особенно это касается товаров, производимых на заказ. Из-за этого их кривая поставки будет иметь форму прямой линии, как показано на рисунке 6. Q* - это максимальный объем поставки этого товара, вне зависимости от роста цены, объем поставки не может превышать этой величины. На практике некоторые модные товары могут специально создавать дефицит, чтобы увеличить привлекательность товара и культивировать верных приверженцев бренда. Например, это делает бренд быстрой моды ZARA.

Таким образом, рассматривая особенности формирования спроса и предложения в индустрии моды, следует прежде всего выделять факторы, оказывающие влияние на макроуровне (ситуация на мировых рынках,

Рисунок 5

Функция поставки модных товаров

поставки предметов

роскоши

—V

Q* Q

Рисунок 6

Функция поставок предметов роскоши, изготовленных на заказ

культурные и базовые потребности населения, политическое влияние и т. п.), а также факторы, влияющие на микроуровне (стоимость капитала, рабочей силы, создания цепочек ценностей и т. п.). Все это в целом определяет ситуацию на рынке индустрии моды и напрямую влияет на формирование спроса и пред-

ложения, которые в конечном итоге и определяют как потребительские предпочтения, так и экономическую ситуацию в отрасли.

Соотношение спроса и предложения на рынке модных товаров побуждает производителей оптимизировать структуру и способ организации производства модных товаров, а

эта оптимизация, в свою очередь, требует создания новых и модных товаров, соответствующих запросам потребителей и тенденциям на рынке. Конкурентоспособность модных товаров зависит от ситуации на макро- и микро-, национальных и глобальных рынках. Автор рассмотрел особенности формирова-

ния спроса и предложения, а также потребительского поведения в сфере производства модных товаров на основе анализа факторов, влияющих на участников рынка, и описал возможные факторы, влияющие на управление потребительскими предпочтениями на рынке модных товаров.

Список литературы

1. Цзян Жунчунь. Развитие модной индустрии и стимулирование внутреннего рынка потребления конечных товаров высокого и среднего класса. Пекин: Изд-во Форум современного Китая, 2009.

2. Торстейн Веблен. Теории праздного класса. Нью-Йорк: Изд-во Коммерческий пресс, 2004.

3. Лан Сяньпин и др. Основные характеристики - стратегии модной индустрии. Шанхай: Изд-во Дунфан, 2007.

4. Хосино Кацуми. Потребление в символическом обществе. Тайбэй: Изд-во Тайбэй Юань-Лю, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ванг Джин. Доклад об изменении жизни городского населения 2006 года. Пекин: Изд-во Мода, 2012.

6. Lala. Поколение 80-х, движущая сила модного потребления. Шанхай: Изд-во Байхо, 2008.

7. Го Сибао, Хэ Лин. Микроэкономика. Пекин: Изд-во социальных наук Китая, 2002. 124 с.

8. Цай Цзимин. Роль нетрудовых производственных факторов в неравномерной эксплуатации // Научный вестник партийной школы ЦК КПК. 2003. № 1. С. 54.

9. Ян Юнчжун. Экономика креативной промышленности. Фуцзянь: Изд-во Народное издательство Фуцзянь, 2009.

10. Ян Дабо. Стимулирование моды - взгляд на китайскую модную промышленность. Пекин: Изд-во Цепочки и патенты, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.