Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СТАРШЕКЛАССНИК / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / SWOT-АНАЛИЗ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т.Н., Жукова М.А.

В статье обоснованы теоретические аспекты исследования проблемы формирования социально-правовой культуры старшеклассников в условиях школьного медиапространства. На основе проведенного анализа научно-педагогических источников и SWOT-анализа педагогического потенциала нами построена SWOT-матрица для исследования, описания программы и принципов, основных блоков, направлений и принципов ее реализации, использования эффективных методик и медиатехнологий формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве. Авторами раскрыта сущность социально-правовой культуры старшеклассника, которую они определили как социально-значимые качества личности, которые характеризуются правосознанием (уважительное отношение к праву, знание о праве, достаточный объём правовой информированности из массмедиа о содержании законности, правовых нормах); правоповедением (убеждение и ценностное отношение к праву, владение навыками правового поведения в социуме); социально-правовой деятельностью (правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях на основе выработки правовых установок). Целью формирования социально-правовой культуры старшеклассника является проявление своего отношения в социальной среде ко всему существующему, к поступкам и действиям людей, субъективное восприятие их поведения, влияние на формирование социально-правовых установок личности как членов общества, понимание естественности ее интеграции в общество и необходимости при этом определённого правового поведения в социуме. При этом в контексте темы исследования авторами показаны наиболее важные информационно-методические ресурсы, которые должны обеспечиваться современной информационно-образовательной медиасредой. По мнению авторов, она включает комплекс информационных цифровых образовательных ресурсов, т.е. совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий и др.), обеспечивающих формирование социально-правовой культуры старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE SOCIAL AND LEGAL CULTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE SCHOOL MEDIA SPACE

The article substantiates the theoretical aspects of the study of the problem of the formation of the socio-legal culture of high school students in the conditions of the school media space. Based on the conducted analysis of scientific and pedagogical sources and SWOT analysis of pedagogical potential, we have created a SWOT matrix for research, description of the program and principles, main blocks, directions and principles of its implementation, the use of effective methods and media technologies for the formation of social and legal culture of high school students in the school media space. The authors revealed the essence of the socio-legal culture of a high school student, which they defined as socially significant personality qualities that are characterized by legal awareness (respect for the law, knowledge of the law, a sufficient amount of legal awareness from the mass media about the content of legality, legal norms); law (conviction and value attitude to law, possession of skills of legal behavior in society); socially- socio-legal activity (the lawful nature of his actions in all vital situations based on the development of legal guidelines). The purpose of formation the socio-legal culture of a high school student is to manifest his attitude in the social environment to everything that exists, to the actions and actions of people, subjective perception of their behavior, influence on the formation of socio-legal attitudes of the individual as members of society, understanding the naturalness of its integration into society, and the need for a certain legal behavior in society. At the same time, in the context of the issued topic, the authors show the most important information and methodological resources that should be provided by the modern information and educational media environment. According to the authors’ opinion, it includes a complex of information digital educational resources, i.e. a set of technological means of information and communication technologies (computers, other ICT equipment, communication channels, a modern system, pedagogical technologies, etc.), ensuring the formation of the social and legal culture of high school students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ»

Общее образование

УДК 378

Особенности формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве

Features of the formation of the social and legal culture of high school students in the school media space

Петрова Т.Н., Марийский государственный университет, tanjana1@yandex.ru

Жукова М.А., Марийский государственный университет, chebzhukova@mail.ru

Petrova T., Mari State University, tanjana1@yandex.ru Zhukova M., Mari State University, chebzhukova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.016

Ключевые слова: социально-правовая культура, старшеклассник, медиапространство, SWOT-анализ, медиаобразование, принципы.

Keywords: socio-legal culture, high school student, media space, SWOT analysis, media education, directions, principles.

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты исследования проблемы формирования социально-правовой культуры старшеклассников в условиях школьного медиапространства. На основе проведенного анализа научно-педагогических источников и SWOT-анализа педагогического потенциала нами построена SWOT-матрица для исследования, описания программы и принципов, основных блоков, направлений и принципов ее реализации, использования эффективных методик и медиатехнологий формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве.

Авторами раскрыта сущность социально-правовой культуры старшеклассника, которую они определили как социально-значимые качества личности, которые характеризуются правосознанием (уважительное отношение к праву, знание о праве, достаточный объём правовой информированности из массмедиа о содержании законности, правовых нормах); правоповедением (убеждение и ценностное отношение к праву, владение навыками правового поведения в социуме); социально-правовой деятельностью (правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях на основе выработки правовых установок). Целью формирования социально-правовой культуры старшеклассника является проявление своего отношения в социальной среде ко всему существующему, к поступкам и действиям людей, субъективное восприятие их поведения, влияние на формирование социально-правовых установок личности как членов общества, понимание естественности ее интеграции в общество и необходимости при этом определённого правового поведения в социуме. При этом в контексте темы исследования авторами показаны наиболее важные информационно -методические ресурсы, которые должны обеспечиваться современной информационно-образовательной медиасредой. По мнению авторов, она включает комплекс информационных цифровых образовательных ресурсов, т.е. совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий и др.), обеспечивающих формирование социально-правовой культуры старшеклассников.

Abstract. The article substantiates the theoretical aspects of the study of the problem of the formation of the socio-legal culture of high school students in the conditions of the school media space. Based on the conducted analysis of scientific and pedagogical sources and SWOT analysis of pedagogical potential, we have created a SWOT matrix for research, description of the program and principles, main blocks, directions and principles of its implementation, the use of effective methods and media technologies for the formation of social and legal culture of high school students in the school media space. The authors revealed the essence of the socio-legal culture of a high school student, which they defined as socially significant personality qualities that are characterized by legal awareness (respect for the law, knowledge of the law, a sufficient amount of legal awareness from the mass media about the content of legality, legal

norms); law (conviction and value attitude to law, possession of skills of legal behavior in society); socially- socio-legal activity (the lawful nature of his actions in all vital situations based on the development of legal guidelines). The purpose offormation the socio-legal culture of a high school student is to manifest his attitude in the social environment to everything that exists, to the actions and actions of people, subjective perception of their behavior, influence on the formation of socio-legal attitudes of the individual as members of society, understanding the naturalness of its integration into society, and the need for a certain legal behavior in society. At the same time, in the context of the issued topic, the authors show the most important information and methodological resources that should be provided by the modern information and educational media environment. According to the authors ' opinion, it includes a complex of information digital educational resources, i.e. a set of technological means of information and communication technologies (computers, other ICT equipment, communication channels, a modern system, pedagogical technologies, etc.), ensuring the formation of the social and legal culture of high school students.

Введение. Сегодня перед системой общего образования достаточно остро стоят задачи решения проблемы проявления социальной дезадаптации среди молодёжи и их противоправного поведения в социуме. При этом основной причиной является низкая социально-правовая и юридическая грамотность среди них, что характеризуется рядом негативных явлений: невежеством, правовым нигилизмом, правовой невоспитанностью. У них крайне низкий уровень правосознания и социально-правового поведения. Понятно, что у обучающихся отсутствует необходимый социальный опыт, отсюда и низкая социально-правовая активность. В связи с этим необходима специальная педагогическая деятельность, направленная на формирование социально-правовой культуры, которая способствовала бы развитию каждого ребенка.

Согласно возрастной периодизации, наиболее эффективным в плане формирования личности детей старшего школьного возраста является период от 15 до 18 лет, который связан в первую очередь с особенностями формирования мышления у подростков данного возраста (А.С. Белкин и др.).

Активное влияние информационно-коммуникационных технологий на российскую систему образования кардинально изменило весь учебно-воспитательный процесс в

общеобразовательных и высших учебных заведениях. Такая трансформация учебного процесса стала результатом формирования электронного обучения как нового типа образовательной деятельности. При этом весьма востребованными становятся не только технически грамотные, но и интеллектуально и гармонически развитые творческие личности, способные самостоятельно развиваться и целенаправленно достигать вершину своего совершенствования. Появление медиасредств позволяет «пользователям участвовать в создании информационного контента - персональной образовательной сферы» [1] для непрерывного самообразования в течение всей жизни.

Материалы исследования. В научной литературе нет общепринятого определения «медиа», так как средства массовой информации постоянно меняются и интенсивность информационного потока лишь усиливается. «Медиа (от лат. media, medium - средство, посредник) — это термин XXI века, первоначально введенный для обозначения явления «массовой культуры»; поэтому у исследователей появилась возможность пересмотреть историю и теорию культуры, используя новую терминологию» [4]. Медиа (ТВ, кино, видео, компьютерная графика, интернет) является «системой комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах»

[4].

С целью раскрытия сущности понятия «медиаобразование» мы обратились к специальной литературе. В педагогическом энциклопедическом словаре термин

«медиаобразование» определяется как «...направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации» [5, с.5]. Здесь же прописаны основные задачи медиаобразования, направленные на подготовку подрастающего поколения к реальной жизни в условиях активной информационной среды: «научить молодежь воспринимать, понимать и осознавать последствия разной информации, помогать ей овладеть эффективными способами взаимодействия в рамках массовой коммуникации» [5, с.5].

Согласно ЮНЕСКО, медиаобразование представляет собой «обучение теории и усвоение практических навыков для овладения современными средствами массовой коммуникации, которые являются частью специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике».

В теоретическом плане сущность понятий «медиапространство» и «медиасреда» весьма общезначимо и просто трактуются канадским ученым и публицистом Г.М. Маклюэном: «это

понятие для обозначения различных средств коммуникации» [3].

Медиапространство, по словам исследователя Е.Н. Юдиной, представляет собой электронное пространство, окружение, в котором люди или сообщества могут «...создавать визуальную и звуковую среду, воздействующую на реальное пространство. В нём они могут, соответственно, производить и контролировать запись и воспроизведение изображения и звука, а также доступ к ним» [11].

Исходя из сказанного, в контексте нашего исследования медиапространство мы определяем как специально организованное педагогическое условие, в котором, благодаря средствам массмедиа (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, интернет и др.), обучающиеся знакомятся с внешним миром, формируют собственное видение на нравственно-духовные и правовые ценности, вырабатывают правовое отношение ко всему окружающему.

При создании медиапространства в школе мы руководствовались основными положениями Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006 г.), в котором понятие «информационные технологии» представлено следующим образом: «информационные технологии» - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [9]. При этом мы учитываем также следующие положения: обилие информации для молодого поколения о нравственных и правовых нормах социального поведения посредством масс-медиа; особенности современного обучающегося как представителя цифрового поколения;

информационно-методическое обеспечение воспитания обучающихся; информационная цифровая образовательная среда как окружающее обучающегося общественные, материальные и духовные условия, оказывающие решающее воздействие на формирование социально-правовой культуры личности в целом.

Информационная подготовка школьников и их адаптация к жизни в современном обществе является ведущей идеей концепции цифрового медиаобразования.

Медиаобразование в контексте нашего исследования одновременно выступает и объектом, и средством учебно-воспитательного процесса, т.к. «формирует у обучающихся умения осмысливать и интерпретировать полученные из медиасредств знания об интересующих их вопросах и делать их собственными

ориентирами» [6]. Медиасредства, как показывает опыт, оказывают организационное воздействие на самоанализ, саморазвитие и регулирует социальное поведение старшеклассников через посредничество массовой информации и массовой коммуникации. Они призваны формировать у школьников умения постигать мир и осмысливать, критически анализировать полученную информацию на различных уровнях, видах и формах медиа. В связи с этим возникает необходимость воспитания у обучающихся и учителей информационную культуру.

В нашем исследовании медиаобразование выполняет прикладную функцию и рассматривается в качестве инновационного вспомогательного педагогического ресурса формирования социально-правовой культуры старшеклассников. Его ресурсный потенциал заключается в возможностях:

- изучения сообщений и текстов из средств массовой информации о сущности и содержании понятий «право», «закон», «нормы общественного поведения», «культура поведения» и т.д.;

- создания школьниками собственных сообщений-медиатекстов по социально-правовому саморазвитию, восприятия и интерпретации информации из источников СМИ о праве и социально-правовом поведении молодежи;

- взаимного педагогического сотрудничества, ибо и у педагога, и у обучающегося равные права в получении и овладении информацией; при этом педагог обучает анализировать полученную информацию о социально-правовой культуре личности, о социальном поведении, законопослушании и т.д. на различных уровнях (философского, психологического, социально-педагогического) осмысления;

- актуализации совершенствования медиаграмотности педагогов в целях оптимизации и повышения эффективности формирования социально-правовой культуры старшеклассников.

Результаты исследования. Проанализировав деятельность школ в сфере формирования социально-правовой культуры, а также проведя диагностику ее уровня у старших подростков, можно говорить о том, что этот процесс в школе часто носит естественно-стихийный характер. Это и направило нас к научной идее о необходимости создания и внедрения программы формирования социально-правовой культуры у старшеклассников в условиях школьного медиаобразования. В ходе исследования было выявлено, что уровень социально-правовой

культуры у старших подростков СОШ 62 г. Чебоксары не соответствует тем требованиям, которые предъявляет современное общество его правовой социальности, законности, и правомерности взаимодействия с социумом, проявления своего поведения в реальной социальной обстановке. Проведенный анализ научно-педагогических источников и SWOT-анализ педагогического потенциала позволили

нам построить SWOT-маmрицу для исследования, описания программы и принципов, основных блоков и направлений ее реализации, использования эффективных методик и медиатехнологий формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве. Результаты SWOT-анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1. - SWOT-анализ педагогического потенциала школьного медиапространства

Сильные стороны Слабые стороны

1. История и традиции школы 2. Четкая структура управления школой 3. Развитые связи с педагогической общественностью республики и региона 4. Высокий уровень профессиональной компетенции педагогов 5. Большой опыт научно поисковой и исследовательской проектной работы обучающихся и педагогов в грантовой деятельности 6. Привлечение специалистов правовой сферы для проведения занятий и мероприятий со старшеклассниками 7. Создание школьного медиацентра 8. Общедоступность медиаресурсов 9. Высокая степень обеспеченности образовательного процесса медиасредствами в школе 10. Динамически развивающаяся материально -техническая база 11. Высокий уровень информатизации учебно-воспитательного процесса 1. Несогласованность действий школьных структурных подразделений 2. Непоследовательная работа по формированию у старшеклассников социально-правовой культуры 3. Недостаточно широкий спектр реализации программ дополнительного образования социально-правового содержания в школьном медиапространстве 4. Низкая медиаграмотность педагогов и родителей в рамках использования массмедиа в формировании у старшеклассников социально-правовой культуры в условиях школьного медиапространства 5. Недостаточное социальное партнерство с представителями внешнего социума в рамках формирования социально-правовой культуры старщшеклассников

Возможности Угрозы

1. Повышение статуса и конкурентоспособности школы 2. Расширение возможностей активно участвовать в проектах и конкурсах республиканского, регионального и всероссийского уровня по проблемам социально-правового самосознания и правового поведения 3. Вовлечение старшеклассников в социально-правовую деятельность, что расширяет возможности проявления правового самосознания и правоповедения в социуме 4. Разработка индивидуального образовательного маршрута старшеклассников и раннего включения их в освоение медиатехнологий 5. Усиление педагогического взаимодействия с социальными партнерами, активизация педагогического сотрудничества с семьями, с органами правоохранения и др. 6. Проведение республиканских научных и научно -методических конференций, семинаров, выставок, конкурсов и т.д. по теме формирования социально-правовой культуры у учащейся молодежи 1. Низкий уровень знания и осмысления социально-правовых норм, недостаточность правовой информации ведет к неправильной правовой жизненной позиции обучающихся 2. Непонимание нравственно-этического смысла законов и правовых норм ведет к проявлению девиации поведения и антиобщественных деяний среди старшеклассников 3. Отсутствие чувства долга и ответственности влияет на негативное социально-правовое поведение в обществе и развитие чувства нетерпимости к любому нарушению закона из-за недостаточного использования потенциала школьного медиапространства 4. Низкий уровень воспитанности гражданской зрелости и общественно-правовой активности способствует проявлению неуважения к закону, чести и достоинству гражданина, проявление слабой волевой готовности преодоления возникающих трудностей

В рамках проблемы нашего исследования организация формирования социально-правовой культуры старшеклассников в условиях

образовательного медиапространства СОШ 62 г. Чебоксары велась нами по следующим основным направлениям:

1. Информационно-правовое просвещение (социально-правовое обучение и

самообразование). Цель этого направления работы - «формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня

систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения» [10]. Эта работа реализовалась нашими педагогами при изучении обществоведческих дисциплин (обществознание, право, экономика, основы финансовой грамотности). На занятиях обучающиеся средствами массмедиа получали социально-правовые знания (ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом), нормы и правила поведения в общественных местах в соответствии с требованиями законов, извлеченной из средств медиаобразования, способствующей успешной социализации старшеклассников, создающей основу для выработки их правового сознания и собственной жизненной позиции на основе социально-коммуникативных и социально-правовых знаний и отношений, знаний различных социальных и правовых процессов, протекающих в обществе социально-правовых понятий, норм, права. Эти знания приобретались в ходе изучения школьных дисциплин средствами медиаобразования, на классных часах на социально-правовые темы и в медиапространстве в процессе участия в социально-правовой деятельности, посещения различных внешкольных мероприятий и использования масс-медиа и т.д. При этой направленности просветительской и

образовательной работы естественно

происходило повышение уровня информационно-просветительской деятельности школьных массмедиа (СМИ) и пресс-центров, способствующих формированию ценностно-правовой ориентации, мотивации и объединению школьников-старшеклассников по интересам правоповедения и законопослушанию. В данной работе под школьным информационно-правовым просвещением (правовым образованием) мы понимаем находящийся в рамках образовательного процесса и организованный на идее права комплекс образовательно-воспитательных мероприятий, направленный на формирование системы правовых знаний, получения юридической информации, развития правосознания и правовой культуры на основе общечеловеческих ценностей и признания человека как социального субъекта.

Надо также отметить, что старшим подросткам, уже имеющим определенный жизненный и социальный опыт, верные и прочные правовые представления, убеждения, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, необходимо было уметь проявлять личные интересы и стремления, свою гражданскую (даже политическую) зрелость, показать свое понимание общественно-правовых обязанностей. «Именно в этом возрасте у молодых людей формируется мировоззрение, складываются позитивное либо негативное отношение к государственным и правовым институтам. Поэтому очень важной является работа с подростками, с целью повышения уровня их правовой компетентности» [2].

2. Социальное и правовое воспитание и обучение старшеклассников в качестве творческих, коммуникативных, свободно мыслящих личностей, обладающих

аналитическим мышлением, умеющих аргументированно выражать собственную социально-правовую позицию, быть готовым следовать правовым нормам в повседневной жизни. В связи с этим в рамках данного направления реализация программы «Социально-правовая культура личности в новом цифровом обществе» осуществлялась нами последовательно и поэтапно: на 1 подготовительном этапе проводилась следующая работа: выявление проблемы; анализ школьной нормативно-правовой базы, регулирующий процесс формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школе; целеполагание; SWOT-анализ медиаресурсов школы; проведена входная диагностика уровня социально-правовой культуры старших подростков; на 2 основном этапе осуществлялась реализация программы; на 3 заключительном этапе: проведен итоговый контроль и анализ полученных результатов. В механизм реализации этой программы включены три блока: работа со старшеклассниками, работа с педагогами, работа с родителями. Первый блок — работа с обучающимися реализовалась в рамках мероприятий, разработанных в соответствии с тематическим планом программы. Второй блок -работа с родителями была направлена на приобщение родителей в процесс формирования у обучающихся социально-правовой культуры средствами массмедиа путем коллективного просмотра аудиовизуальных медиатекстов по плановым тематическим темам, проведения совместных мероприятий, разработанных в соответствии с тематическим планом в форме беседы, дискуссии и т.п. Занятия проходили в творческой обстановке, просмотр медиатекстов

на крупные (и мелкие) сюжетные блоки вызывали особое эмоциональное отношение

(положительное или отрицательное - эмоции страха, ужаса или радости и спокойствия). Третий блок - работа с педагогами.

3. Информационно-медийное направление как особо актуальное на сегодняшний день требует от педагогов выбора таких форм деятельности, которые бы способствовали повышению информированности старшеклассников о возможностях массмедиа, средств массовой коммуникации в получении определенных социально-правовых знаний, законотворчества и правомерного поведения в современном обществе, способствовало развитию у старшеклассников навыков свободного самовыражения в социуме. В связи с этим мы выбрали такой вектор работы с обучающимися, который требует выбор современных технологий и организационных форм: подготовка информационного контента по праву и обществознанию, дискуссионные площадки («Я против коррупции», «Закон и Я» и др.), на которых особо оживленное обсуждение среди учащихся происходило после размещения информации с публикациями фото- видеоотчётов о проведенных мероприятиях; педагоги могли свободно выйти на прямую связь с родителями и учениками. Намного проще было и проведение опросов, конкурсов, голосование в режиме online: https://vk.com/school62cheb, материалы могли выкладывать все, но под контролем модератора группы.

Повышение уровня сформированное™ социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве, как мы полагаем, возможно при реализации комплексной программы «Социально-правовая культура личности в новом цифровом обществе», основу содержания которой составляют учебные темы образовательной программы по

«Обществознанию» (10 - 11 классы) и программы «Право» (10 - 11 классы), спецкурс «Право, закон и подросток», которые составлены в соответствии с «Законом об Образовании в Российской Федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Основного Общего Образования (ФГОС ООО). В тематическом плане этой программы представлены особенности и проблемы реальной социально-культурной и общественной жизни, предусмотрены механизмы их регулирования. Все темы, заявленные в тематическом плане, выстроены логично, последовательно и являются весьма актуальными в контексте исследуемой нами проблемы формирования у

старшеклассников социально-правовой культуры средствами школьного медиапространства. Учебный план рассчитан на 1 учебный год (27 недель - 43 часа: 31 час - на старших подростков; 6 часов - на родителей; 6 часов - на педагогов).

Практика показала, что эффективности формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном

медиапространстве можно достичь путем решения следующих задач программы: социально-правовое и информационное просвещение старшеклассников и освоение ими системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права средствами массмедиа и школьного медиапространства; формирование у старших подростков уважительного отношения к нормам права и законности; развитие личности старшеклассника, направленной на

формирование правосознания и правоповедения, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; формирование у старшеклассников способности и готовности к сознательному и ответственному реальному действию в сфере социальных отношений, урегулированных правом, овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, проявление в социуме социально-правовой активности и личное участие в социально-правовой деятельности.

Программа формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве построена на медиаобразовательныа принципах, которые были обоснованы В.Н. Фатеевым [8]. Они имеют объективный характер и считаются в современном образовательном пространстве обязательным компонентом общего образования, т.к. знания, получаемые обучающимся от разных субъектов, не должны противоречить друг другу, а должны дополнять друг друга. В связи с этими положениями в своем исследовании мы опирались на следующие принципы:

- информационной открытости и обращения к внеучебной информации, размещенной прежде всего в СМИ. Известно, что в жизни старшеклассников все большее значение обретают Интернет, печатные издания, радио, телевидение. Мы предполагаем, что информационная открытость способствует получению знаний о праве и правовых отношениях в обществе, знаний о механизмах правового регулирования, о защите прав человека

в российском государстве и т.п., которые могут быть почерпнуты из научно-популярных или специализированных СМИ;

- единства медиаинформирования и медиавоспитания. Этот принцип, как показывает практика, оказывают прямое воздействие на формирование у обучающихся определенных ценностных установок и побуждают их к определенному стереотипу социального поведения, т.е. формируют правосознание и правоповедение. Процесс интеграции медиаобразования и медиавоспитания нами используется как перспективное направление формирования социально-правовой культуры личности старшеклассника и дает положительный опыт результата медиавоспитания, сопутствующего медиаинформированию;

- использования активных форм медиаобразования и технологии медиаобразовательного проекта. Этот принцип является теоретической базой для решения вопроса о технологиях использования медиаобразования в формировании социально-правовой культуры старших школьников, выражающихся в их интерактивности и способствующих активизации технологии медиаобразовательного проекта.

В контексте нашего исследования весьма ценный принцип - принцип социального закаливания, который, по мнению профессора М.И. Рожкова, «...предполагает включение обучающихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, ... формирования социального иммунитета», стрессоустойчивости, рефлексивной позиции» [7] как механизма взаимопонимания в социальном общении, деятельности и поведении. Этот принцип в формировании социально-правовой культуры старшеклассника реализуется нами при следующих условиях регулирования отношений в социуме при:

- включении обучающихся в решение практических задач из реальной жизненной ситуации выбора правоповедения и проявления правосознания;

- проявлении волевой готовности преодоления возникающих трудностей и отстаивании правовых установок и норм социального поведения;

- проектировании своего социального поведения в сложных неблагоприятных ситуациях выбора правового поведения (со взрослыми, со сверстниками, с неформальными молодежными группами и т.п.);

- выработке позиции сопротивления негативного влияния в молодежной среде и законопослушания и т.д.

Поскольку методика диагностики уровня сформированности социально-правовой культуры не разработана, в качестве диагностического инструментария нами был выбран устный и письменный опрос - анкетирование старшеклассников как наиболее

распространённые методы проверки и оценки знаний. Использовались также и другие формы и методы диагностики и самодиагностики сформированности компонентов социально-правовой культуры старшееклассников; велась карта наблюдений; карта экспертной оценки; решение ситуационных задач, предназначенных для определения уровня социально-правовых знаний, умений и навыков и др.; проводился анализ и оценка представленной информации; тестирование; на этом же этапе осуществлялся контроль и самоконтроль социально-правового поведения, оценка и самооценка учебной и социально-правовой деятельности каждого обучающегося старших классов.

При первичной диагностике обучающихся старших классов нами использовались также следующие методики выявления уровня сформированности каждого компонента социально-правовой культуры старшеклассников:

- информационно-когнитивный компонент определялся по тесту М. Куна и Т. Мак-Партланда «20 высказываний» (модификация и адаптация Жукова М.А.), разработанные нами анкета самооценки «Я знаю...», по методике «Знаешь ли ты?» (автор В.В. Люкин) и др. В содержании этого компонента после освоения программы обучающиеся должны знать: отрасли права и свободы человека; виды правонарушений в обществе; преступления и его признаки; возникновение и основания наступления уголовной ответственности; основы семейного законодательства; основания и порядок назначения административного наказания; признаки административного правонарушения; Конституцию РФ; основы трудового законодательства и др.;

- ценностно-мотивационный компонент определялся по методике «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) (адаптированная Жуковой М.А.); методике определения ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова, адаптированная Жуковой М.А.), анкета «Я выбираю.» (авторская); методика «Права и законы» (автор Т.Ю. Шишкина) и др.;

- деятельностно-поведенческий компонент определялся по тесту «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова, адаптированный автором), по анкете «Я поступаю так ...»; «Я выбираю ситуацию.», и по методике «Право и Я» (автор Н.С. Киселева). В рамках этого нами определялся также уровень социальной интеракции старшеклассников (процесса взаимообусловленного влияния

старшеклассников на социальное поведение друг друга) по разработанному нами опроснику.

Наиболее актуальными методами изучения уровня сформированности социально-правовой культуры старшеклассников явились следующие онлайн-тесты (Testometrika Team): «Есть ли у вас совесть» (определяет моральные качества, способности брать на себя ответственность за свои действия, наличие твердых принципов и нравственных правил поведения, защита своей точки зрения, чувства самоконтроля и т.п.); «Каков у вас уровень демонстративности социального проведения?», «Оценка

самоконтроля в общении (в поведении)»; «Есть ли у вас криминогенные наклонности?», «Насколько вы враждебны?», «Насколько хорошо вы знакомы с теорией права?» и др.

Мы считаем, что анализ результатов сформированности у старшеклассников правосознания, правоповедения и владение вышеописанными традиционными и

специфическими формами и методами социально-правовой деятельности позволил нам выявить общий уровень сформированности их социально-правовой культуры и реализации ее в социальной практике.

Заключение. Таким образом, проведенное нами исследование среди обучающихся старшего школьного возраста показало, массмедиа по-разному - и положительно, и негативно - влияет на сознание пользователей сети. Всемирная сеть имеет реальную возможность негативного влияния на сознание своей аудитории: навязывать ущербные стереотипы социального поведения и мышления, многочасовые сидения у компьютера

«похищают» их время (хронофаги), манипулирует их сознанием.

Исходя из основной задачи медиаобразования - формирования общих информационных знаний и умений, культуры работы с информацией, этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций, - мы предполагаем, что технология медиаобразования носит прикладной характер и способствует формированию социально-правовой культуры в целом. Оно обеспечивает освоение и принятие старшеклассниками общественных идеалов и социально-правовых ценностей, норм и законопослушания, получение опыта

эффективного межличностного взаимодействия, повышение мотивации к саморазвитию и развитию правосознания, формирование значимых социально-правовых качеств, выработку социально-правовой активности и укрепления гражданской позиции. Школьное медиапространство представляет собой воспитательный и информационно-

технологический ресурс в образовательной среде, обеспечивающий выход в единое глобальное информационное пространство. При этом весьма важно учитывать, что сегодня новые информационно-коммуникационные технологии многократно расширили возможности информационного воздействия не только на граждан, и на обучающихся.

Программа предполагала реализацию работы по формированию социально-правовой культуры старшеклассников в школьном

медиапространстве по трем направлениям: информационно-правовое просвещение,

информационно-медийное направление,

социально-правовая деятельность. Она построена на основных медиаобразовательных принципах: информационной открытости и обращения к внеучебной информации; единства

медиаинформирования и медиавоспитания; использования активных форм

медиаобразования, технологии

медиаобразовательного проекта и принципа социального закаливания.

Литература:

1. Ибрагимов Г.И. Трансформационные процессы в теории и практике обучения в условиях информационного пространства знаний: коллективная монография / Г.И. Ибрагимов // Профессиональное и высшее образование. - М., Изд-во «Экон-Информ», 2018. - 275 с.

2. Коротун А.В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе: монография / А.В. Коротун;

Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2014. - 210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. - М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.

4. Медиакультура: теория, история, практика: учеб. пособие. - М.: Культура: Акад. проект, 2008. - 494 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

6. Потапов А.А., Петрова Т.Н., Корниенко, Т.В. Профильное обучение школьников средствами медиаобразования: монография / Т.В. Корниенко, А.А. Потапов, Т.Н. Петрова. - СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. - 161 с.

7. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: уч.пос.для студ.вузов / М.И. Рожков // Юногогика. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

8. Фатеева И.А. Медиаобразование : теоретические основы и опыт реализации: монография

/ И.А. Фатеева. - Челябинск: Челябинск. гос. ун-т, 2007. - 270 с. - С. 34.

9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617

10. Хасанова С.А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Хасанова Светлана Александровна. - М., Сургут. - 2007. - 22 с.

11. Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система / Е.Н. Юдина. - М.: Прометей, 2005.

References:

1. Ibragimov G.I. Transformational processes in the theory and practice of training in the conditions of information space of knowledge: collective monograph / G.I. Ibragimov // Professional and higher education. - M, Econ-Inform Publishing house, 2018. - 275 p.

2. Korotun A.V. Legal competence of the social teacher: theory and practice of its formation in higher education institution: monograph / A.V. Korotun; Urals. state. ped. un-ty. - Yekaterinburg,2014. - 210 p.

3. Maklyuen G.M. Understanding of Media: External expansions of the human / G.M. Maklyuen; transl. from English V. Nikolaeva; final pages M. Vavilova. - M.: Zhukovsky: "The CANON - press C", "Kuchkovo Field", 2003. - 464 p.

4. Media culture: theory, history, practice: manual. -M.: Culture: Academician project, 2008. - 494 p.

5. Pedagogical encyclopedic dictionary. - M.: Big Russian encyclopedia, 2002. - 528 p.

6. Potapov A.A., Petrova T.N., Korniyenko, T.V. Profile training of school students by means of media

education: monograph / T. V. Korniyenko, A.A. Potapov, T.N. Petrova. - SPb.: High technologies, 2020. - 161 p.

7. Rozhkov M.I. Pedagogical ensuring work with youth: manual for students of higher education institutions / M.I. Rozhkov // Yunogogika. - M.: VLADOS, 2008. - 264 p.

8. Fateeva I.A. Media education: theoretical bases and experience of realization: monograph / I. A. Fateeva. -Chelyabinsk: Chelyabinsk. state. un-ty, 2007. - 270 p. - P. 34.

9. Federal Law "About Education in the Russian Federation" from 29.12.2012 No. 273-FZ (an edition of 27.06.2018) [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/902389617

10. Khasanova S.A. Legal education of the senior teenagers at high comprehensive school: avtoref. ... diss. cand. ped. sciences: 13.00.01 / Khasanova Svetlana Aleksandrovna. - M, Surgut. - 2007. - 22 p.

11. Yudina E.N. Media-space as cultural and social system / E.N. Yudina. - M.: Prometheus, 2005.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторах:

Петрова Татьяна Николаевна (г. Йошкар-Ола, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет, е-тай: tanjana1@yandex.ru

Жукова Марина Алексеевна (г. Йошкар-Ола, Россия), аспирантка кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет, e-mail: chebzhukova@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.