Научная статья на тему 'Особенности формирования состояния здоровья студентов-медиков'

Особенности формирования состояния здоровья студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬ / STUDENTS / HEALTH INDICATORS / MORBIDITY STRUCTURE / PATHOLOGICAL INVOLVING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Погорелова Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования состояния здоровья студентов в динамике обучения. Установлено, что за период обучения в медицинском вузе происходит ухудшение показателей здоровья студентов, наблюдается рост распространенности функциональных нарушений и хронической патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Погорелова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES INFLUENCING MEDICAL STUDENTS HEALTH

The paper deals with problems of formation of students health state in dynamics of training. It has been established that during learning at medical higher school there is a deterioration of indicators of students health, growth of prevalence of functional disturbances and chronic pathology are observed.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования состояния здоровья студентов-медиков»

матики, оказывает значимое ограничительное влияние на процессы воспаления и деструкции соединительной ткани у больных ОА, детерминирующее снижение выраженности и скорости протекания процессов пероксидации, активирует функционирование клеточного звена иммунитета, оптимизирует состояние тканевого сосудистого русла в области проекции пораженных суставов и периферического нейро-моторного аппарата. Интенсивная немедикаментозная терапия больных ОА зрелого возраста во временные промежутки

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. - М.: Имедис, 1998. - 656 с.

2. Вогралик В.Г., Вогралик М.В. Иглорефлексотерапия. -Горький, 1978. - С.216-217.

3. Гринзайд Ю.М. Иммунологические механизмы действия физических факторов - концепции и проблемы // Актуальные вопросы курортологии, восстановительной медицины и реабилитации: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конференции, посвящ. 85-летию Пятигорского ГНИИК. -Пятигорск, 2005. - С.36-40.

4. Дмитриева Л.А., Коршунова Е.Ю., Лебедев В.Ф. Иммунопатологические проявления у больных с тяжелыми формами коксартроза // Медицинская иммунология. - 2009. - Т. 11. №2-3. - С.161-168.

5. Дубровин Г.М., Ковалев П.В., Стороженко Н.В., Тихоненков С.Н. Диспансерный контроль за больными деформирующим гонартрозом // Вестник травматологии и ортопедии. - 2001. - № 3. - С.48-53.

6. Зубкова С.М., Боголюбов В.М. Биофизические и физиологические механизмы лечебного действия электромагнитных излучений // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. - 2003. - №4. - С.3-9.

года с марта по май и с августа по октябрь с применением малых доз низкочастотного ПеМП мобилизует компенсаторно-приспособительные механизмы организма обследованных больных в пределах их физиологических возможностей, что можно рассматривать как основу успешной адаптации больных ОА к стрессирующим воздействиям физической природы, определяющую высокие показатели непосредственной и отдаленной результативности немедикаментозного лечения больных с конкретной нозологической формой в указанные временные промежутки года.

7. Калягин А.Н., Казанцева Н.Ю. Остеоартроз: современные подходы к терапии (сообщение 2) // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2005. - Т. 51. №2. - С.93-97.

8. Левицкий Е.Ф., Лаптев Б.И., Сидоренко Г.Н. Электромагнитные поля в курортологии и физиотерапии. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - 128 с.

9. Терешина Л.Г. Хронобальнео- и хронофизиотерапия - методология оптимизации лечения остеоартроза и сопутствующих заболеваний: Автореф. дис... д-ра мед. наук. -Екатеринбург, 2002. - 42 с.

10. Тицкая Е.В., Барабаш Л.В., Левицкий Е.Ф., Хон В.Б. Цирканнуальные особенности неспецифической резистентности организма больных остеоартрозом в условиях средних широт // Клиническая медицина. - 2011. - Т. 89. №4. - С.48-51.

11. Удинцев Н.А. О механизме биологического действия магнитных полей // ВКФ и ЛФК. - 1981. - №4. - С.9-11.

12. Хон В.Б., Воздвиженский В.В., Смирнова И.Н., Зайцев А.А. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011610182 от 11.01.2011 г. «Программа оценки эффективности лечения (Эвклид)».

13. Шакула А.В., Щегольков А.М., Бадретдинов Р.Р. К вопросу об укороченных курсах санаторно-курортного лечения и оздоровления // Вестник восстановительной медицины. - 2008. - Т. 23. №1. - С.9-11.

Информация об авторах: 634050, г. Томск, ул. Р. Люксембург, 1, ФГБУН «Томский НИИ курортологии и физиотерапии

ФМБА России», тел. (3822) 906505, e-mail: prim@niikf.tomsk.ru, Тицкая Елена Васильевна - ведущий научный сотрудник, к.м.н.; Левицкий Евгений Федорович - главный научный сотрудник, заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор.

© ПОГОРЕЛОВА И.Г.- 2011 УДК 613.6.86.378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Ирина Геннадьевна Погорелова (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)

Резюме. В статье рассматриваются вопросы формирования состояния здоровья студентов в динамике обучения. Установлено, что за период обучения в медицинском вузе происходит ухудшение показателей здоровья студентов, наблюдается рост распространенности функциональных нарушений и хронической патологии.

Ключевые слова: студенты, показатели здоровья, структура заболеваемости, патологическая пораженность.

THE FEATURES INFLUENCING MEDICAL STUDENTS HEALTH

I.G. Pogorelova (Irkutsk State Medical University)

Summary. The paper deals with problems of formation of students' health state in dynamics of training. It has been established that during learning at medical higher school there is a deterioration of indicators of students health, growth of prevalence of functional disturbances and chronic pathology are observed.

Key words: students, health indicators, morbidity structure, pathological involving.

Охрана здоровья студенческой молодежи является одной из важнейших социальных задач общества. Студенты высших учебных заведений - социально-экономический, интеллектуальный, творческий потенциал страны. Вместе с тем, студенчество можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы современных студентов накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства [1,3].

По многочисленным научным данным, в последнее время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья населе-

ния и, в том числе, студенческой молодежи, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь - в профессиональной деятельности [2,4].

В сложившейся ситуации глубокий анализ и осмысление современных тенденций формирования здоровья студентов-медиков и факторов учебного процесса, влияющих на этот процесс, являются одним из важнейших путей совершенствования медицинской помощи и обеспечения здоровья учащейся молодежи [2,5].

Цель исследования: дать оценку особенностям формирования здоровья студентов в период обучения в Иркутском государственном медицинском университете.

Материалы и методы

Таблица 1

Структура заболеваемости девушек и юношей в динамике обучения (%)

Классы болезней

Болезни органов кровообращения

Болезни органов пищеварения

Анемия

Болезни уха

Болезни глаз

Болезни кожи

Болезни КМС

Оценка состояния здоровья студентов проводилась ретроспективным методом по результатам анализа данных профилактических медицинских осмотров студентов Иркутского государственного медицинского университета на 1, 3, 5 курсах. Студенты давали письменное информированное согласие на обработку данных о состоянии здоровья.

Проведен анализ уровня функциональных отклонений, структуры хронической патологии и патологической пораженности у студентов на основе расчета и сравнения экстенсивных и интенсивных показателей.

При обработке использованы прикладные компьютерные программы Microsoft Excel 7,0, Microsoft Word 7.0. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р=0,05.

Результаты и обсуждение

При анализе заболеваемости студентов 1-5 курсов в динамике лет обучения отмечается тенденция к ее увеличению по сравнению с 1 курсом. Так, если на 1 курсе уровень заболеваемости составлял 123,8±7,5, на третьем - 158,7±8,5, то к 5 курсу он статистически значимо увеличивается до 197,2±9,5 (р<0,001).

При анализе структуры заболеваемости установлено, что преобладающими в структуре заболеваемости студентов 1 курса являются заболевания органов зрения (22,6%), на втором месте

- заболевания костно-мышечной системы (17,4%), на третьем месте - заболевания эндокринной системы (15,5%).

У студентов 3 курса ведущее место в структуре принадлежит также заболеваниям органов зрения (17,9%), на втором месте

- заболевания органов дыхания (17,3%), на третьем месте - болезни костно-мышечной системы (16,2%).

В структуре заболеваемости студентов 5 курса преобладают заболевания органов дыхания (18,8%), далее - заболевания органов кровообращения (16,5%) и органов зрения (16,2%).

Установлена тенденция к увеличению уровня заболеваемости практически по всем нозологическим формам. Однако наибольший рост характерен для уровня заболеваний органов дыхания (17,4±2,8 на 1 курсе и 32,5±4,1 на 5 курсе ), а также органов кровообращения (13,7±2,5 и 32,5±3,8 соответственно), (р<0,001).

При анализе уровней заболеваемости студентов в зави-

Болезни органов дыхания

Психические расстройства

Болезни нервной системы

Болезни мочеполовой системы

Заболевания эндокринной системы

1 курс

Ж

9,1

7,7

11,5

А9_

16,3

5,7

18,2

JA.

12

М

20,5

10,9

19,1

1,4

1Д_

6,8

10,9

_5А

23,2

3 курс

Ж

9,4

6,6

АА

12,8

13,5

5,2

15,6

10,4

М

15,7

9,4

18,1

2,3

JA.

18,1

6,3

7,1

0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20,4

Ж

5 курс

11,3

4,8

OA

11,8

0,2

10,7

6,1

12,5

OA

7,7

М

18,9

10,2

24,8

1,5

А45_

20,4

11,6

9,5

0,72

22,6

189,0±15,1 соответственно (р>99,9%). При этом уровень заболеваемости девушек статистически значимо выше, чем у юношей (р<0,001).

Сравнительный анализ структуры заболеваемости девушек и юношей показал их различие (табл. 1). Так, если основный удельный вес заболеваемости у девушек во все изучаемые периоды имеют болезни эндокринной системы (18,2%; 15,6%; 12,5% на 1, 3, 5 курсе соответственно), то у юношей в структуре преобладают болезни костно-мышечной системы (23,2%; 20,4%; 22,6%).

Анализ уровней заболеваемости по классам болезней позволил установить, что у девушек определяется тенденция к достоверному росту распространенности болезней эндокринной системы к окончанию вуза (увеличение уров-

Табпица 2

Уровни заболеваемости студентов в зависимости от пола ( на 100 студентов) (М±т)

Нозологические формы 1 к урс 3 к урс 5 курс

Ж М Ж М Ж М

Болезни органов кровообращения 13,9±3,2 18,2±4,7 19,8±3,8 24,3±5,4 32,3±4,9 31,7±6,2

Болезни органов пищеварения 11,7±2,9 9,7±3,4 13,9±3,2 14,6±4,2 13,9±3,2 17,0±4,7

Анемия 0,7±0,4 0 1,5±1 0 0,7±0,4 0

Болезни органов дыхания 17,6±3,6 17,1±4,5 27,2±4,5 28,0±5,8 33,8±4,9 41,4±7,1

Болезни уха 0 1,2±0,7 0 3,6±2,1 0,7±0,4 2,4±1,3

Болезни нервной системы 1,5±1,0 0 2,2±1,1 2,4±1,5 2,9±1,5 2,4±1,3

Болезни глаз 25.0±4,3 6,1±2,7 28,7±4,5 28,0±5,8 30,8±4,7 34,1±6,4

Болезни мочеполовой системы 8,8±2,5 9,7±3,4 11,0±2,8 9,7±3,4 17,6±3,6 19,5±4,8

Заболевания эндокринной системы 27,9±4,5 4,8±2,0 33,1±4,9 10,9±3,6 36±5,1 15,8±4,3

Болезни кожи 2,2±1,1 0 2,2±1,1 1,2±0,7 3,3±1,5 1,2±0,7

Болезни КМС 18,3±3,6 20,7±5,0 22,1±4,0 31,7±6,2 22,1±4,0 37,8±6,7

Рис. 1. Заболеваемость девушек и юношей с 1 по 5 курсы.

симости от пола (рис. 1) отмечается тенденция к увеличению заболеваемости, как среди девушек, так и среди юношей. Так, если на 1 курсе уровень заболеваемости у девушек составляет 152,9±10,6, у юношей - 114,0±11,8, к 3-ему курсу - 211,0±12,4 и 142,6±13,1, то уже на 5 курсе составляет 286,0±14,5 и

ня заболеваемости в 1,2 раза к 3 курсу и в 1,1 раз к 5 курсу) (р<0,05), что обусловлено в основном за счет роста распространенности диффузного увеличения щитовидной железы (табл. 2).

При сравнительном анализе болезней костно-мышечной системы установлено, что во все периоды обучения уровень заболеваемости у юношей статистически значимо выше, чем у девушек (18,3±3,6; 22,1±4; 22,1±4 на 1,3,5 курсе соответственно у девушек, и 20,7±5; 31,7±6,2; 37,8±6,4 на 1,3,5 курсе у юношей соответственно), при этом у юношей определяется статистически значимый рост (р<0,001) данной патологии к 5 курсу, что обусловлено увеличением диагностики сколиоза. Тогда как у девушек рост уровня заболеваемости костно-мышечной системы незначителен (на 20% к 3 курсу), и имеется тенденция к стабилизации к 5 курсу.

Также у юношей отмечается рост обращаемости за медицинской помощью по поводу болезней органов дыхания - в 2 раза, в основном по поводу хронического тонзиллита и инфекций нижних дыхательных путей, причем показатели заболеваемости статистически значимо выше, чем у девушек (17,1±4,5, 28±5,8, 41,4±7,1 на 1,3,5 курсе соответственно у юношей, и 17,6±3,6, 27,2±4,5, 33,8±4,9 на 1,3,5 курсе у девушек соответственно), (р<0,01).

При сравнительном анализе болезней органов зрения установлено, что у девушек в начальных курсах уровень заболеваемости статистически значимо выше, чем у юношей (25,0±4,3 и 6,1±2,7 на 1 курсе соответственно). Но уже к 3-ему курсу у юношей регистрируется увеличение данного показателя в 5 раз, а к 5 курсу - в 1,2 раза (28,0±5,8 и 34,1±6,4) за

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

счет увеличения диагностики миопии. Тогда как у девушек рост уровня заболеваемости системы органов зрения незначителен (на 15,0% - к 3-ему и на 7,0% - к 5 курсу).

При анализе заболеваемости сердечно-сосудистой системы установлено, что на 1-3 курсах уровень данной патологией у юношей достоверно выше, чем у девушек (18,2±4,7 и 13,9±3,2 - на 1 курсе; 24,3±5,4 и 19,8±3,8 - на 3 курсе соответственно), а к 5 курсу отмечается резкое увеличение (в 1,6 раза) уровня заболеваемости данной патологией у девушек, при этом показатели заболеваемости выравниваются и составляют 32,3±4,9 и 31,7±6,2 соответственно. Необходимо отметить, что как у юношей, так и у девушек определяется статистически значимый рост (р<0,001) заболеваемости сердечно-сосудистой системы к 6 курсу, что обусловлено увеличением диагностики вегето-сосудистой дистонии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: рук-во для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 352 с.

2. Блинова Е.Г. Влияние условий жизнедеятельности на заболеваемость студентов // Экология человека. - 2009. -№10. - С.12-15.

3. Голева О.П., Закоркина Е.Г., Блинова Е.Г. Формирование хронических заболеваний у подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -

Таким образом, анализ состояния здоровья студентов ИГМУ по результатам медицинских осмотров показал негативную тенденцию к его ухудшению, о чем свидетельствует увеличение уровня заболеваемости в 2 раза к окончанию обучения. Сравнительный анализ заболеваемости по полу позволил выявить, что уровни заболеваемости девушек достоверно выше за все периоды наблюдения, чем у юношей (р<0,05). Структура патологической пораженности у девушек и юношей различна. У девушек преобладают заболевания эндокринной системы и органов чувств, у юношей - болезни костно-мышечной системы и органов дыхания. Для разработки и внедрения оздоровительных мероприятий необходимо проведение комплексного исследования по выявлению приоритетных факторов образовательной среды, формирующих состояние здоровья студенческой молодежи.

2005. - №6. - С.16-18.

4. Кучма В.Р. Здоровье подростков как проблема формирования трудового потенциала страны; пути решения в рамках реализации программы «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.» // Материалы II Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». - М., 2004. - С.43-44.

5. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения, 2003. - 480 с.

Информация об авторе: Погорелова Ирина Геннадьевна - к.м.н., доцент кафедры, e-mail: pogorelova_irine@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.