УДК 338.24
И.В. Палаткин, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, (8412) 42-18-09, ivpalatkin@bk.ru. (Россия, Пенза, ПГТА);
А.Н. Серёдкин, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой, (8412) 49-59-04, апс 1961 @ gmail.com. (Россия, Пенза, ПГТА); М.С. Афанасьева, соискатель, ассистент, (8412) 49-59-04, msil958.20@mail.ru. (Россия, Пенза, ПГТА)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Посвящена особенностям формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Пензенской области, проведен анализ основных мероприятий по развитию и поддержке региональной системы сельскохозяйственной кооперации, обозначены проблемы и пути их решения с привлечением государственной поддержки.
Ключевые слова: сельскохозяйственный потребительский кооператив, государственная поддержка, система информационно-консультационного обеспечения.
Статья подготовлена на основе исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Формирование концепции и модели функционирования региональной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации (на примере Пензенской области)», проект N 11-12-58008а/В.
В условиях интенсивного роста численности малых форм хозяйствования в структуре аграрной сферы экономики проблема их инфраструктурного обеспечения является крайне актуальной. Крестьянские (фермерские) и личные подворные хозяйства испытывают острую необходимость в доступных финансовых, материально-технических ресурсах, реализации продукции, обеспечении информационными и консультационными услугами.
Мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что данную проблему могут успешно решать сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В этой связи нам представляется важным поделиться определенным региональным опытом формирования и развития кооперативной системы.
Основу системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Пензенской области составляют малые формы хозяйствования, объединенные в сельскохозяйственные кооперативы. Начало формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Пензенской области было обусловлено реализацией приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», федераль-
ной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», региональных и муниципальных программ. Немаловажную роль в создании социально-экономических предпосылок развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации сыграли областная программа «Развитие личных подсобных хозяйств», принятая в 2003 г., и программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области».
Одним из основных направлений национального проекта было стимулирование развития малых форм хозяйствования. За счет этого на территории Пензенской области начиная с 2006 г. наблюдается положительная динамика в формировании сельскохозяйственных потребительских кооперативов (таблица).
Динамика формирования и структура финансирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов
---------- Год Показатель ——____ 2006 2007 2008 2009 2010
Количество СПоК, шт. 62 80 90 893 1281
из них кредитных, шт. 29 31 33 73 97
Субсидии, на погашение процентной ставки по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, млн руб., в том числе 8 49 75 74 69
из федерального бюджета, млн руб. 7,5 46 72 70 66
из бюджета Пензенской области, млн руб. 0,5 3 3 4 3
Сумма кредитов, выданных ОАО «Россельхозбанк» кооперативам Пензенской области, млн руб. 10 36 14 68 114
Немаловажную роль в развитии системы сельскохозяйственной потребительской кооперации области играет Пензенский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк». С начала реализации национального проекта было выдано 123 кредита на общую сумму 242 млн руб. Банком совместно с нами разработана стратегия взаимодействия с потребительскими кооперативами, создаваемыми в рамках приоритетного национального проекта, государственной антикризисной программы, областных антикризисных и целевых программ. Данная стратегия состоит из четырех основных направлений. Во-первых, кредитование кооперативов как юридических лиц по традиционной схеме банковского кредитования. Во-вторых, кредитование кооперативов через кредитные кооперативы, которые, в свою очередь, кредитуются банком. В-третьих, кредитование членов кооперативов по
программам кредитования личных подсобных хозяйств. И, наконец, в-четвертых, работа с кооперативами, пока не нуждающимися в денежных средствах банка, однако являющимися потенциальными клиентами дополнительных офисов и филиала. Кроме того, банк вошел в качестве ассоциированного члена в три кредитных кооператива с общей суммой паевого взноса в 4,6 млн руб.
Для реализации разработанной стратегии при сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства области была создана рабочая группа по организации кредитных кооперативов в муниципальных районах области. Задача группы состояла в оказании максимальной помощи в создании не менее двух сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в каждом муниципальном районе области. В рамках реализации данной задачи ведется работа по предоставлению пакетов документов для регистрации, осуществляются консультации по банковскому кредитованию и господдержке сельскохозяйственных кооперативов, разрабатываются совместно с администрациями районов и дополнительными офисами ОАО «Россельхозбанк» организационные планы фактического финансирования деятельности этих кооперативов за счет кредитных источников и грантов.
Наряду с кредитной и консультационной поддержкой банк стал инициатором формирования региональной кооперативной инфраструктуры области: ревизионного союза, областного кредитного кооператива (кооператива второго уровня), Центра развития сельскохозяйственной кооперации. Также специалисты банка регулярно принимают участие в семинарах, совещаниях и других мероприятиях по вопросам поддержки и развития областной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Несмотря на то что приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», завершившийся в 2007 г., был преобразован в программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», одним из показателей успешной реализации данной программы осталось развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Кроме того, в Пензенской области, одним из первых регионов России, активно реализуется антикризисная программа «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области», предполагающая предоставление гражданам, в установленном порядке признанными безработными, государственного пособия в сумме 12-кратного максимального размера пособия по безработице, на 2009-2011 гг. данная сумма составляет 58 800 руб. В ходе реализации Управлением государственной службы занятости населения данной антикризисной программы в систему сельхозкооперации вовлечено более двух тысяч ранее безработных граждан. В соответствии с этим направлением в 2009 г, выделено более 140 млн руб. субсидий, что позволило зарегистрировать 680 сельскохозяйственных потребительских коопера-
тивов. Данные средства используются кооператорами на приобретение оборудования, механизмов, транспортных средств, теплиц, инструментов, приспособлений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, оплаты взноса в паевой фонд кооператива или оплаты услуг по составлению проекта бизнес-плана.
Динамика формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Пензенской области показывает, что в рамках антикризисной программы в 2009 г. число кооперативов увеличилось более чем в девять раз и достигло 893, из которых 803 кооператива организовано в 2009 г. [1].
Кроме того, в соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2012 гг.» мероприятия, осуществляемые Управлением развития предпринимательства Пензенской области, включают в себя поддержку в виде грантов на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов (вложения собственных средств) в размере не менее 10 % от заявленной стоимости бизнес-проектов и не превышающим 300 тыс. руб. на одного получателя гранта; субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами предпринимательской деятельности, в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России (на дату заключения кредитного договора); субсидирование на возмещение части затрат на уплату первоначального лизингового платежа по договорам финансовой аренды (лизинга, сублизинга); субсидирование затрат на технологическое присоединение (подключение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к распределительным устройствам электростанций, а также генерирующим источникам тепловой энергии). Также в рамках данной программы Министерство сельского хозяйства Пензенской области за счет средств регионального бюджета реализует поддержку формирования системы сельскохозяйственной кооперации в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным предприятиями агропромышленного комплекса; субсидии на развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а именно, субсидии части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, производство сельхозпродукции и т. д.
В 2010 г. по итогам работы Конкурсной комиссии при Правительстве Пензенской области по отбору бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства государственную поддержку получили 349 малых предприятий и кооперативов, объемы финансирования которых составили более 130 млн. руб. А также за 2010 г. по данной программе было перечислено 3267 тыс. руб. в виде субсидий потребительским кооперативам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, 80 287 тыс. руб. в качестве субсидии на возмещение части затрат по при-
обретению сельскохозяйственной техники, 13 902 тыс. руб. в виде субсидий на развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств в части реализации бизнес-проектов [2].
Существенным элементом системы сельскохозяйственной потребительской кооперации является инфраструктура поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Формирование этой структуры в области происходило поэтапно. На первом этапе начал свою деятельность сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Прогресс». Благодаря государственной поддержке в виде субсидий сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам первого уровня при внесении ими дополнительного паевого взноса для формирования паевого фонда сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива второго уровня кооператив «Прогресс» смог активно выдавать займы своим членам и выступать поручителем по кредитам своих членов в банке. Работа кооператива направлена на развитие и совершенствование первичных кооперативов, улучшение условий предоставления займов, наращивание объемов и видов финансовых услуг для удовлетворения спроса членов кооператива. Второй этап был обусловлен регистрацией межрегионального ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов Республики Мордовия, Пензенской, Самарской и Саратовской областей «Ревизия - Приволжье». Ревизионный союз наряду с ревизией финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, осуществляет помощь в постановке, восстановлении и ведении бухгалтерского учета, консультирует по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам кооперативы.
Третьим этапом формирования инфраструктуры развития сельскохозяйственной потребительской кооперации стало открытие Центра развития сельскохозяйственной кооперации. Основной функцией Центра является развитие системы сельскохозяйственной кооперации на основе информационной и методической поддержки кооперативов области. В настоящее время Центр развития сельскохозяйственной кооперации активно взаимодействует не только с кооперативами области и организациями, сопровождающими их деятельность, но и Пензенским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» по вопросу помощи в подготовке документации кооперативов для подачи заявок на получение кредитов.
Создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие системы сельскохозяйственной кооперации, решает ряд проблем функционирующих кооперативов и улучшает их взаимодействие с государственными структурами, курирующими развитие предпринимательства.
Вместе с тем в процессе формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации возникают определенные проблемы.
В частности, при создании кооперативов не смогли исключить стихийный характер формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Это обусловлено, во-первых, тем, что в момент создания кооператива его члены недостаточно информированы о сущности кооперации, условиях работы кооператива и возможностях его дальнейшего развития, во-вторых, освоение денежных средств субсидий Управления государственной службы занятости населения осуществляется в жесткие сроки.
Кроме того, законодатель в обязательном порядке требует вхождения кооператива в течение трех месяцев после регистрации в один из ревизионных союзов по выбору. Работая вне системы ревизионных союзов, кооперативы не только нарушают требования законодательства, но и часто в таких кооперативах отсутствует правильно поставленный учет, не отработаны документы внутреннего регламента, что в свою очередь не позволяет им обращаться с заявлениями в банк за субсидированными кредитами. По данным на 01.03.2011 г. в ревизионный союз входит всего 25 % созданных сельскохозяйственных кооперативов Пензенской области.
Недостатками формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на уровне региона можно назвать трудности, с которыми сталкиваются кооперативы при получении государственной поддержки. Это в большей части обусловлено низкой информированностью кооперативов о возможностях участия в государственных программах, сложностями в подготовке пакета документов, недочетами в реализации программ. В частности, наряду с тем, что большое количество заявок на гранты и субсидирование 25 % затрат по бизнес-проекту отклоняется из-за некачественной подготовки документов, процедура получения государственной поддержки занимает длительный срок. В среднем с момента подачи документов до получения денежных средств проходит от четырех до шести месяцев. В результате происходит разрыв договоров купли-продажи с поставщиками основных средств, приобретаемых за счет грантов.
Как уже было отмечено, одной из основных проблем развития системы сельскохозяйственной кооперации является отсутствие достаточного уровня информационного обеспечения кооперативов. Попытку решения этой проблемы на коммерческой основе делает Центр развития сельскохозяйственной кооперации, сотрудники которого не в состоянии охватить всю аудиторию, требующую информационного сопровождения. Для устранения данного недостатка предлагается при содействии органов муниципальной власти создать сеть районных подразделений Центра развития сельскохозяйственной кооперации. Для формирования такой сети потребуется финансирование в виде частичной компенсации за счет бюджетного софинансирования расходов Центра на проведение информационно-консультационных мероприятий (семинаров, консультаций специалиста, ведение бухгалтерского учета и аутсорсинга, правовой поддержки коопе-
ративов и т. д.). Компенсация может производиться в виде субсидий из региональных и местных бюджетов, подготовки программ грантов органов власти различного уровня. Мероприятие по формированию областной информационно-консультационной сети позволит расширить охват привлекаемых к активной деятельности кооперативов, снизить процент нерентабельных организаций среди малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве и решить проблемы формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, вызванные не информированностью членов кооператива.
Таким образом, особенностью формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Пензенской области является ее поэтапное создание, начало которого было положено в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», всесторонне поддержанного на областном уровне различными программами, а основа дальнейшего развитии заключается не только в проработке механизма взаимодействия всех элементов региональной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, но и включении в систему новых региональных и межрегиональных кооперативных структур.
Библиографический список
1. Правительство Пензенской области. Официальный портал. [Электр, ресурс]. Режим доступа: http://pen2a.ru.
2. Официальный сайт министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [Электр, ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx-penza.ru.
I. V. Palatkin, A.N. Seredkin, M.S. Afanasyeva
Features offormation of an agricultural consumer cooperatives of the Penza Region
Article devoted to the peculiarities of formation of an agricultural consumer cooperatives of the Penza region, an analysis of the main activities to develop and support a regional system of agricultural cooperatives, indicated problems and their solutions with the assistance of government support.
Keywords: agricultural consumer cooperative, government support, the system of information and advisory support.