Научная статья на тему 'Особенности формирования системы результативного управления собственностью'

Особенности формирования системы результативного управления собственностью Текст научной статьи по специальности «Организация и управление»

CC BY
143
51
Поделиться
Ключевые слова
имущественные отношения / управление собственностью / эффективность / результативность

Аннотация научной статьи по организации и управлению, автор научной работы — Русинов Андрей Андреевич

В статье представлен авторский концептуальный подход к формированию системы управления собственностью, а также предложена модель системы результативного управления. Автор акцентирует внимание на различии между эффективностью и результативностью управления собственностью.

The article presents the author"s concept of forming of a property management system and also the model of a productive management system. The author draws attention to the distinction between effi ciency and productivity of property management.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы результативного управления собственностью»

А. А. Русинов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор В. И. Некрасов

В статье представлен авторский концептуальный подход к формированию системы управления собственностью, а также предложена модель системы результативного управления. Автор акцентирует внимание на различии между эффективностью и результативностью управления собственностью.

Ключевые слова: имущественные отношения, управление собственностью, эффективность, результативность.

A. Rusinov

FEATURES OF FORMING OF A PRODUCTIVE PROPERTY MANAGEMENT SYSTEM

The article presents the author's concept of forming of a property management system and also the model of a productive management system. The author draws attention to the distinction between efficiency and productivity of property management.

Key words: property relations, property management, efficiency, productivity.

На современном этапе развития имущественных отношений одной из важнейших задач российского государства является повышение эффективности использования имущественных интересов в системе функционирования муниципальных образований и ориентация их на улучшение качества жизни населения. Эффективное использование собственности является основой существования муниципального образования и служит регулятором его социально-экономического развития.

Наиболее распространенным определением собственности является взгляд на нее как на исторически определенную форму присвоения материальных благ. При этом выделяют четыре аспекта: объект, субъект, форму и отношения между людьми по поводу присвоения благ. Исходя из этого, определим содержание управления собственностью. Под управлением собственностью будем понимать систему правовых, организационно-экономических, социально-экономических отно ше ний между субъектами собственности (человеком, груп-

пой, сообществом людей) и объектом (любой субстанцией материального мира) по поводу организации воспроизводства, распределения и использования объектов собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью удовлетворения потребностей собственников.

При рассмотрении системы управления собственностью необходимо разделять как систему управления, так и способы управления в ней на две взаимозависимые, но относительно самостоятельные части [4]:

1) процесс преобразования форм и отношений собственности, перехода одной формы в другую, постоянной (приватизация) или временной (аренда, залог, доверительное управление), полной или частичной передачи прав владения, распоряжения, пользования государственной или муниципальной собственностью акционерному или частному капиталу, а также обратного перехода (реприватизации или национализации). В условиях формирования рыночного хозяйства это определяющая

часть системы управления государственной и муниципальной собственностью, функции обеспечения которой возлагаются на органы управления имуществом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) управление государственной или муниципальной собственностью, которая обрела и не изменяет эту форму, остается государственной или муниципальной постоянно либо в течение длительного времени. Сохранение, поддержание, наращивание, обновление, эффективное использование государственного или муниципального имущества, не передаваемого в другие руки, является основным содержанием, задачей этой части системы управления собственностью.

Выработка научно обоснованной модели управления объектами как государственной, так и муниципальной собственности на уровне региона является одной из актуальных задач современной российской экономической науки. При этом следует исходить из нацеленности системы управления не только на экономическую поддержку объектов собственности, но в не меньшей мере - на обеспечение сохранности, рационального и эффективного использования объектов, получения от них высокой отдачи, осуществления необходимой диверсификации, структурных изменений. Такой подход предполагает проводить оценку деятельности органов управления собственностью по критериям общественно значимой социально-экономической эффективности или результативно сти.

Учитывая региональную структуризацию собственности и выделение федеральной, субфедеральной и муниципальной ее формы, управление собственностью построено на основе совместного ведения государственных органов различного уровня. Разграничение собственности по указанным уровням способствует децентрализация управления, учету региональных особенностей территорий, однако процессы государственного регулирования, в частности процедуры принятия решений, усложняются.

Процесс управления собственностью социально-экономических систем в последнее время претерпевает ряд изменений, суть которых состоит в отходе от управленческого

рационализма, характеризующегося однозначно рациональной организацией, повышением эффективности использования ресурсов, производительности труда и т. д. Идет переориентация внимания с внутренней на внешнюю среду, с эффективности использования ресурсов на удовлетворение потребностей субъектов внешней среды [1; 2]. В качестве критериев оценки управления собственностью теперь выступает не столько эффективность, сколько результативность данного процесса, т. е. объектом рассмотрения является социально ориентированная система управления собственностью.

Так, сегодня оценка производственной деятельности коммерческой организации должна осуществляться не только через оценку эффективности данных процессов: результаты эти оцениваются непосредственно покупателями, сотрудниками организации (условия и оплата труда), поставщиками, конкурентами (поведение на рынке), муниципальными и государственными органами власти (наполнение бюджета, участие в территориальных программах развития, благотворительность), а также населением (внешняя оценка деятельности, благоустройство прилегающей территории, охрана окружающей среды и т. п.).

Таким образом, под результативным управлением собственностью предлагаем понимать количество и качество полезных свойств (социально значимых результатов), получаемых в процессе управления собственностью и оцениваемых через призму интересов (потребностей) субъектов собственности, а также субъектов, получивших доступ к использованию указанных свойств.

Современная экономическая наука выделяет множество форм собственности, включая в частности государственную, муниципальную, общественную, коллективную, частную, монополизированную, личную и т. д. Каждая из указанных форм обладает своими характерными чертами, и, соответственно, результатами. В качестве обобщенной схемы формирования системы результативного управления собственностью предложим следующую модель (рис. 1). Схема состоит из двух частей: левая часть схемы отражает

Рис. 1. Схема формирования системы результативного управления собственностью

внутренние составляющие системы управления собственностью (УС), а правая - взаимодействие указанной системы с внешним окружением.

В основу данной системы положены критерии результативного управления, предложенные в 1989 г. Скоттом Синком: действенность, прибыльность, экономичность,

производительность, качество, экономическое благосостояние работников, инновации [3]. Представленная модель позволяет анализировать функционирование системы управления собственностью не столько через внутренние составляющие (эффективность системы), сколько через внешнее окружение (результативность системы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Некрасов В. И., Воронов К. В. Формирование организационных структур управления: учебно-методическое пособие. Ижевск, 2003. 68 с.

2. Некрасов В. И., Соколова М. А. Формирование системы результативного управления муниципальной собственностью. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 98 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Скотт Синк Д. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение / пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 521 с.

4. Управление государственной собственностью: учебник / под ред. В. И. Кошкина. М.: ЭКМОС, 2002. 664 с.

REFERENCES

1. Nekrasov V. I., VoronovK. V. Formirovaniye organizatsionnykh struktur upravleniya: uchebno-metodicheskoye posobiye. Izhevsk, 2003. 68 s.

2. Nekrasov V. I., Sokolova M. A. Formirovaniye sistemy rezul'tativnogo upravleniya munitsipal'noy sobstvennost'yu. Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2005. 98 s.

3. Skott Sink D. Upravleniye proizvoditel'nost'yu: planirovaniye, izmereniye i otsenka, kontrol' i povysheniye / per. s angl. M.: Progress, 1989. 521 s.

4. Upravleniye gosudarstvennoy sobstvennost'yu: uchebnik / pod red. V. I. Koshkina. M.: EKMOS, 2002. 664 s.