Научная статья на тему 'Особенности формирования системы образования в России и Приморском крае'

Особенности формирования системы образования в России и Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RF EDUCATIONAL SYSTEM / GENERAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмырь Юлия Юрьевна, Сафонова Клавдия Ивановна, Гуремина Нонна Викторовна

В данной статье исследованы теоретические и статистические особенности формирования системы образования в России и Приморском крае. В работе рассматривается переходный период, характеризующийся внедрением новых компонентов системы обучения, стандартов, участников образовательного процесса, исследуются закономерности и противоречия, возникающие на этом этапе. Статья может быть полезна для специалистов, интересующихся вопросами формирования системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чмырь Юлия Юрьевна, Сафонова Клавдия Ивановна, Гуремина Нонна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of formation of the educational system in Russia and the Maritime Territory

The article studies theoretical and statistical specific features of formation of the educational system in Russia and the Maritime Territory. The study reviews the transition period that is characterized by introduction of new components of the training system, standards, participants of the educational process, rules and contradictions that appear at this stage are studies. The article may be useful for experts interested in issues of formation of the educational system.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы образования в России и Приморском крае»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Чмырь Ю.Ю.1, Сафонова К.И.1, Гуремина Н.В.1

1 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Особенности формирования системы образования в России и Приморском крае

АННОТАЦИЯ:

В данной статье исследованы теоретические и статистические особенности формирования системы образования в России и Приморском крае. В работе рассматривается переходный период, характеризующийся внедрением новых компонентов системы обучения, стандартов, участников образовательного процесса, исследуются закономерности и противоречия, возникающие на этом этапе. Статья может быть полезна для специалистов, интересующихся вопросами формирования системы образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система образования РФ, общее образование, дополнительные образование, профессиональное образование

JEL: I21, I28, R10

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Чмырь Ю.Ю., Сафонова К.И., Гуремина Н.В. Особенности формирования системы образования в России и Приморском крае // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 6. — С. 637-650. — doi: 10.18334/ce.10.6.35290

Чмырь Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток (175leto@mail.ru)

Сафонова Клавдия Ивановна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Гуремина Нонна Викторовна, кандидат географических наук, доцент кафедры менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 25.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.06.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.6.35290

(с) Чмырь Ю.Ю., Сафонова К.И., Гурёмина Н.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Важнейшими направлениями государства и общества сегодня является развитие инновационной экономики и усиление конкурентоспособности страны. Главной задачей этих преобразований является модернизация всей системы российского образования в целом, включая его общий, дополнительный и профессиональный уровень.

Система образования в России сегодня представлена на рисунке 1.

Общее образование и его уровни

1. дошкольное образование;

2. начальное общее образование;

3. основное общее образование;

4. среднее общее образование.

Дополнительное образование и его подвиды

1. дополнительное образование детей и взрослых;

2. дополнительное профессиональное образование.

Профессиональное образование и его уровни

1. среднее профессиональное образование; 2. высшее образование - бакалавриат;

3. высшее образование -специалитет, магистратура;

4. высшее образование - подготовка кадров высшей

квалификации.

Рисунок 1. Система образования в Российской Федерации Источник: [4]

Рисунок иллюстрирует то, что система образования современной России разделена на подсистемы и отдельные уровни образования. Образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» делится на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение, которое граждане имеют право получать непрерывно в течение всей жизни. Профессиональное и общее образование делится на уровни.

Главное изменение в системе образования РФ произошли в профессиональной сфере. Начальное профессиональное образование к нему теперь не принадлежит. Бакалавриатом, магистратурой и специалитетом представлена система подготовки в университетах, что,

по мнению ученого сообщества, позволит России влиться в образовательное пространство мирового содружества.

Отдельные части структуры современной системы подготовки специалистов в России представлены в статье [10], а в старом варианте в само понятие этой системы входила взаимодействующая совокупность структурных элементов. Уточнены и рассмотрены в более широком аспекте компоненты системы обучения, стандарты, участники образовательного процесса (родители, учителя, учащиеся).

Системы образования регионов построены аналогично муниципальным. За последние 7 лет в систему образования добавили стандарты второго и третьего поколения. Если у первых ориентация на развитие действий, у вторых - на выработку компетенций (общекультурных и профессиональных) [1, с. 59].

Все без исключения образовательные программы, на которые ориентируется общество России, имеют свою специфику, — в том числе и общеобразовательные и профессиональные основные и

дополнительные программы [3, с. 417; 10, с. 97].

Они позволяют определить саму суть обучения, помогают развить личность каждого учащегося в соответствии с его желаниями, способностями и ценностями, принятыми в обществе [2, с. 143; 11, с. 39].

Под новые стандарты каждый педагог разрабатывает свои методы и технологии [5, с. 144].

Рассмотрим систему образования России в цифрах, для чего сравним данные за пятилетний период (2011—2015 гг.) [8].

Всего в Российской Федерации сегодня функционируют 44846 общеобразовательных организаций, количество которых сократилось за отчетный период на 3496 (приблизительно на 8%), что является отрицательным фактором для развития образования России. Вероятно, многие учебные заведения не прошли аттестацию либо были сокращены за ненадобностью или по другим причинам. Численность учеников в целом составила 14399 тыс. чел., что по сравнению с отчетным годом больше на 661 тыс. чел. (4,5%), а педагогов - 1064 тыс. чел. (выросла на 7 тыс. чел. или 0,6%). Такое различие данных объясняется, на наш взгляд тем, увеличилось количество классов, групп воспитанников, студентов и т.д.

Общее образование РФ

Сегодня в России функционируют 43,2 тыс. дошкольных организаций, количество которых выросло с 2011 г. по 2015 г. на 2,1 тыс. (4,8%) Количество воспитанников в этих учреждениях составляет 6347 тыс. чел. (на 954 тыс. чел. или 15% больше). Эти положительные тенденции могут быть связаны с так называемым «демографическим бумом» в стране за рассматриваемый период.

Численность учащихся общеобразовательных школ в 2015 учебном году составила 14,1 млн чел. (выросла на 2,5 млн чел.), в том числе первоклассников - 1,6 млн чел., получили аттестат об основном общем образовании 1223 тыс. чел. (на 99 тыс. чел. или 8% меньше). Такое снижение численности выпускников школ за исследуемый период произошло вследствие их оттока после 9 класса в колледжи, лицеи, где учащиеся получают среднее образование.

Профессиональное образование РФ

В стране работают 1007 профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, — их количество за пять лет снизилось на 33 (3,2%). В них проходят обучение 727 тыс. чел. (уменьшилось на 194 тыс. чел., или 26,6%). Эти отрицательные тенденции связаны, на наш взгляд, с тем, что большинство профессиональных организаций не смогли пройти проверки и аттестации. Другой причиной сокращения учреждений и численности данных организаций является «демографический кризис» 90-х годов прошлого века.

Помимо этого, в России функционируют 2909 профессиональных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, — их число снизилось на 16 (0,5%). Здесь обучаются 2103 тыс. чел. (выросло на 21 тыс. чел. или 0,9%), а работают 121,1 тыс. преподавателей (увеличилось на 2,4 тыс. чел. или 2%). Эти положительные тенденции могут быть связаны с увеличением интереса молодежи именно к среднему образованию либо просто с усложнением сдачи итоговой аттестации (сложности сдачи ЕГЭ).

В 950 высших учебных заведениях РФ, количество которых сократилось за пять лет на 130 (13,6%), проходят обучение 5209 тыс. человек (их число уменьшилось на 1281 тыс. чел или 24,5%.). Снижение числа вузов и учащихся можно объяснить тремя причинами: жесткой

аттестацией учреждений высшего образования, невозможностью набрать необходимые баллы на ЕГЭ, демографическим кризисом 90-х годов.

Состав ППС вузов сегодня включает 5485 тыс. чел. (выросло на 354 тыс. чел. или 6,8%) (рис. 2).

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

Рисунок 2. Динамика состава преподавателей высших и средних заведений РФ

Источник: составлено автором

Рост числа преподавателей в высших и средних учебных заведениях за исследуемый период может быть вызван элементарным увеличением доли сотрудников, работающих на половину и четверть ставки.

Одним из важнейших показателей качественной работы учебных заведений России является их научная активность. Так, 1519 организаций в стране ведут подготовку 119868 аспирантов, и 1623 -123541 докторантов (рис. 3, 4).

□ организации доп образования

■ вузы

□ научно-исследовательские организации

Рисунок 3. Доля организаций по подготовке аспирантов РФ (2015 г.) Источник: составлено автором

Из диаграммы становится ясно, что наибольшее число аспирантов в России готовят научно-исследовательские организации

1.2%

(52,9%), немного меньше - высшие учебные заведения (45,9%), и самое маленькое — учреждения дополнительного образования (1,2%).

□ организации доп образования

■ вузы

I } □научно-

исследовательские организации

58,5%

Рисунок 4. Доля организаций по подготовке докторантов РФ (2015 г.)

Источник: составлено автором

Что касается подготовки докторантов, здесь ситуация другая. На первом месте по их подготовке находятся вузы (58,5%), на втором — научно-исследовательские учреждения (35,7%) и на последнем — дополнительные учебные заведения (5,8%).

Дополнительное образование РФ

В России сегодня работают 11,71 тыс. организаций дополнительного образования, в которых осуществляют подготовку взрослых. Их число выросло на 2,3 тыс., или 19%, что можно объяснить ростом интереса населения к получению дополнительного образования по самым различным направлениям. В 10,4 тыс. организациях обучаются 9,5 млн детей. Число таких учреждений ДПО увеличилось на 0,2 тыс., или 2%, значит, вырос спрос и на кружки, секции и другие объединения по дополнительному образованию для дошкольников и школьников, главной причиной этого, на наш взгляд, является рост интереса к спортивному и здоровому образу жизни населения.

В Приморском крае сложилась своя система образования, характеризующаяся индивидуальными тенденциями и особенностями [12; 6, с. 136; 7, с. 214].

Всего в крае сегодня функционируют 552 общеобразовательных организаций, количество которых сократилось за отчетный период на 61, или 11%. Численность учеников в целом составила 189 тыс. чел. (увеличилась на 3 тыс. чел., или 1,5%). Такая разница характеризуется объединением и устранением учебных заведений по самым разным причинам.

35,7%

_5.8%

Общее образование Приморского края

В 2015 г. в крае действовало 517 дошкольных образовательных учреждений (увеличилось на 2, или 0,3%). В них воспитывается 72478 детей (выросло на 598, или 0,8%). Эти положительные тенденции связаны с оборудованием новых садиков для малышей и с элементарным ростом рождаемости.

Помимо этого, здесь функционирует 591 муниципальное общеобразовательное учреждение (уменьшилось на 12, или 2%), в которых обучаются 180 287 чел. (снизилось на 1053 чел., или 0,5%). Также как и во всей стране, в крае некоторые школы стали лицеями и колледжами, произошел отток учащихся в средние заведения из-за сложности сдачи ЕГЭ.

Профессиональное образование Приморского края

На территории края работают 15 профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, — их количество за пять лет снизилось на 28. В них проходят обучение 9,2 тыс. чел. (уменьшилось на 4,3 тыс. чел., или 46,7%) и работают 171 мастеров (снизилось на 272, или в два раза). Причинами этих отрицательных тенденций являются, как и во всей стране, потеря интереса к профессиональному образованию и кризис рождаемости в 90-е годы.

Помимо этого, здесь функционируют 24 профессиональные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, — их число снизилось на 3, или 12,5%. Здесь обучаются 32,5 тыс. чел. (снизилось на 0,6 тыс. чел., или 1,8%) и работают 1771 учителей (выросло на 146 чел., или 8,2%). Здесь, в противоположность ситуации по России в целом, интерес к среднему образованию сократился. Объяснить рост учителей в этой сфере можно увеличением доли работающих на пол и четверть ставки.

В 10 высших учебных заведениях края, количество которых сократилось за пять лет на 2 (20%), проходят обучение 60,6 тыс. человек (их число уменьшилось на 34,4 тыс. чел., или 56,7%). Вузов стало меньше за счет объединения нескольких в один (ДВФУ на о. Русский), а студентов — за счет демографической ямы 90-х годов и невозможности набрать необходимые баллы на ЕГЭ [9, с. 9].

Состав ППС вузов сегодня включает 4059 чел. (снизился на 481 чел., или 11,8%) Здесь можно назвать две причины - часть

преподавателей не захотела работать на о. Русском в связи с транспортными трудностями, другая — побоялась повышенных требований по аттестации ППС (рис. 5).

100% 1 ■ 1 7 1

80% -

60% -

40% -

20% -

0% -

2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 5. Динамика состава преподавателей высших и средних заведений ПК

Источник: составлено автором

Число преподавателей вузов края сократилось, а средних учебных заведений, наоборот, выросло.

В крае 23 организации ведут подготовку аспирантов, и 19 — докторантов (рис. 6, 7).

Рисунок 6. Доля организаций по подготовке аспирантов ПК (2015 г.) Источник: составлено автором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из диаграммы становится ясно, что наибольшее число аспирантов в Приморском крае готовят высшие учебные заведения (43,6%), на втором месте — учреждения дополнительного образования (34,7%), а на последнем — научно-исследовательские организации (21,7%).

□ организации доп образования

■ вузы

□ научно-исследовательские организации

Рисунок 7. Доля организаций по подготовке докторантов ПК (2015) Источник: составлено автором

Что касается подготовки докторантов, здесь ситуация другая. На первом месте по их подготовке находятся вузы (52,8%), на втором -организации ДОП обучения (31,5%), на третьем — научно-исследовательские учреждения (15,7%).

ДПО края

ДПО в 2015 г. предоставляли 165 организаций (снизилось на 13, или 7,8%): 38 - начальные; 30 — средние; 48 — высшие и 49 -специализированные. В 116 организациях занимается 108346 детей (выросло на 112 чел.).

Анализ статистических данных РФ и ПК позволяет выявить такие отрицательные и положительные аспекты:

Отрицательные моменты в системе РФ:

—количество всех общеобразовательных организаций сократилось за отчетный период на 8%;

—получили аттестат об основном общем образовании на 8% меньше выпускников школ;

—число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, снизилось на 3,2%;

—число учащихся профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, уменьшилось 26,6%;

—количество профессиональных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, снизилось на 0,5%;

—число высших учебных заведений РФ сократилось за пять лет на

13,6%;

—число учащихся вузов уменьшилось на 24,5%.

15,7%

Факторы, положительно влияющие на развитие системы образования России:

—численность учеников увеличилась на 4,5%; —число учителей и педагогов выросло на 0,6%;

— количество учащихся профессиональных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, выросло на 0,9%;

— число педагогов профессиональных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, выросло на 2%;

—число дошкольных организаций выросло на 4,8%;

— количество воспитанников дошкольных организаций выросло на 15%;

— состав ППС вузов вырос на 6,8%;

—число организаций дополнительного образования, в которых осуществляют подготовку взрослых, выросло на 19%;

— количество учреждений ДПО, обучающих детей, увеличилось

на 2%.

Среди учебных заведений РФ больше всего пострадали вузы. Эффективнее всего за исследуемый период развивались организации дополнительного образования, в которых осуществляют подготовку взрослых.

Исследование данных статистики позволил оценить фактические возможности системы образования России.

Факторы, отрицательно влияющие на развитие системы образования Приморского края:

—число всех общеобразовательных организаций края сократилось за отчетный период на 11%;

— число государственных — уменьшилось на 2%;

— количество учащихся этих учреждений уменьшилось на 0,5%;

— количество профучреждений уменьшилось почти в 2 раза;

— количество их учащихся уменьшилось на 46,7%;

— число мастеров, работающих здесь, уменьшилось в два раза; —численность профорганизаций снизилась на 12,5%;

—число обучающихся в них снизилось на 1,8%;

— количество высших учебных заведений края сократилось на

—число учащихся вузов уменьшилось на 56,7%;

—состав ППС вузов снизился на 11,8%;

—число образовательных учреждений ДПО снизилось на 7,8%.

Факторы, положительно влияющие на развитие системы образования ПК:

—численность учеников в целом увеличилась на 1,5%;

—число дошкольных образовательных учреждений увеличилось на 0,3%;

—количество воспитанников дошкольных организаций выросло на 0,8%;

—количество учителей профорганизаций выросло на 8,2%.

Хуже всего положение у профорганизаций, число которых уменьшилось в два раза, и немного лучше у вузов, численность которых тоже сильно сократилась.

Заключение

1. Анализ данных Государственной статистики позволил оценить фактические возможности системы образования России и Приморского края и сделать вывод, что уровень развития этих систем не может считаться достаточным. Среди факторов, отрицательно влияющих на развитие исследуемых систем, можно назвать: добавление за последние 7 лет в систему образования стандартов второго и третьего поколения, сокращение количества образовательных организаций, педагогов и учащихся в связи с жесткой аттестацией, объединением учреждений, сложностью сдачи ЕГЭ и демографическими проблемами.

2. Для решения обозначенных проблем в системах образования необходимо:

—разъяснение новых стандартов педагогам, повышение их квалификации на очных и дистанционных курсах по внедрению методов активного обучения, работе на Bb или других электронных системах размещения УМКД, распространенных в образовательных учреждениях;

—привлечение учащихся, что сложнее, поскольку для вузов, например, минимальные требования баллов ЕГЭ, даже для «платников», отсекли большое их число, но усиление имиджа учебных заведений, разработка их качественных сайтов поможет приблизиться к решению данной проблемы;

— создание хорошего резерва педагогов и учителей, что возможно только повышением заработной платы и улучшением условий жизни и труда.

ИСТОЧНИКИ:

1. Вяльцева М.В. Особенности подготовки бакалавров в США и России // Научный аспект.

- 2012. - № 2. - С. 59-60.

2. Теоретические основания формирования творческих компетенций субъектов

образования в условиях университетского комплекса: Монография. -Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014. - 324 с.

3. Зайцева Е.А. Сравнительный анализ систем высшего образования в США,

Великобритании и Российской Федерации // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 416-419.

4. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2013. -

134 с.

5. Сафонова К.И., Чмырь Ю.Ю. Исследование эволюции понятий и отличительных

признаков «кадрового потенциала» как основы для его адаптации к научно-инновационной деятельности вуза // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы и корпоративное управление». - Минск: Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, 2012. -С.143-145.

6. Чмырь Ю.Ю., Сафонова К.И. Закономерности, характеризующие кадровое развитие и

результативность научно-инновационной деятельности вузов Приморского края // Креативная экономика. - 2013. - № 10. - С. 136-146.

7. Сафонова К.И., Чмырь Ю.Ю. Совершенствование подходов к оценке кадрового

потенциала участников научно-инновационных коллективов вуза // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Научный потенциал XXI века». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2012. - С. 214-216.

8. Сайт Федеральной службы государственной статистики.

9. Чмырь Ю.Ю. Проблемы управления образовательным процессом Дальневосточного

федерального университета // Креативная экономика. - 2014. - № 11. - С. 8-18.

10. Наука и образование: современные тренды: Монография. - Чебоксары: ЦНС

«Интерактив плюс», 2014. - 178 с.

11. Чмырь Ю.Ю. Особенности формирования как важнейшей фазы воспроизводства

кадрового потенциала для научно-инновационной деятельности ВУЗа // Инновационные тенденции развития системы образования: Сборник материалов конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 78-81.

12. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник.

- Владивосток: Приморскстат, 2015. - 266 с.

Yulia Yu. Chmyr, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Chair of Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Klavdiya I. Safonova, Candidate of Science, Economics, Professor, Chair of Economics and Company Administration, Far Eastern Federal University, Vladivostok Nonna V. Guremina, Candidate of Science, Geography, Associate Professor, Chair of Management, Far-Eastern Federal University, Vladivostok

Specific features of formation of the educational system in Russia and

the Maritime Territory

ABSTRACT

The article studies theoretical and statistical specific features of formation of the educational system in Russia and the Maritime Territory. The study reviews the transition period that is characterized by introduction of new components of the training system, standards, participants of the educational process, rules and contradictions that appear at this stage are studies. The article may be useful for experts interested in issues of formation of the educational system.

KEYWORDS: RF educational system, general education, additional education, professional education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.