Научная статья на тему 'Особенности формирования сетевой модели публичного государственного управления в регионах ЦФО'

Особенности формирования сетевой модели публичного государственного управления в регионах ЦФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНЛОГИИ / PUBLIC ADMINISTRATION / ELECTRONIC GOVERNMENT / NETWORK MANAGEMENT MODEL / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY CALLED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироненко Н. В.

Внедрение системы ИКТ органами государственной власти рассматривается с точки зрения постепенного формирование сетевой модели публичного государственного управления. В статье представлен анализ внедрения ИКТ в государственное управление в регионах ЦФО, проведен авторский анализ статистических данных, (Институт свободы информации, С.-Петербург) для определения закономерностей и связей при помощи системы SPSS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF A NETWORK MODEL OF PUBLIC GOVERNANCE IN THE REGIONS OF CENTRAL FEDERAL DISTRICT

The introduction of information and communication technology called public authorities from the perspective of the gradual formation of a network model of public governance. The paper presents an analysis of information and communication technology called a government in the regions of the central federal district, the author conducted an analysis of statistical data (Institute for Information Freedom, St. Petersburg) to identify patterns and relationships through a system of SPSS.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования сетевой модели публичного государственного управления в регионах ЦФО»

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

УДК 32.001 Мироненко Н. В.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ПУБЛИЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ЦФО

Внедрение системы ИКТ органами государственной власти рассматривается с точки зрения постепенного формирование сетевой модели публичного государственного управления. В статье представлен анализ внедрения ИКТ в государственное управление в регионах ЦФО, проведен авторский анализ статистических данных, (Институт свободы информации, С.-Петербург) для определения закономерностей и связей при помощи системы SPSS.

Ключевые слова: государственное управление, электронное правительство, сетевые модели управления, информационно-коммуникационные технлогии.

Анализ тенденций формирования информационной экономики в регионах Центрального федерального округа (ЦФО) является непростой задачей, так как имеющиеся данные довольно скудны и не всегда сопоставимы, недостаточно подробны для количественной оценки влияния ИКТ на экономическое развитие.

Такой анализ важен с точки зрения роста экономических возможностей регионов на основе ИКТ и использования прямых социальных функций ИКТ, т.е. вовлечение в экономическую деятельность максимально возможную часть населения.

Осуществим многомерную классификацию субъектов ЦФО Российской Федерации по следующим статистическим показателям, отражающих индекс инвестиций в основной капитал на душу населения (%) и индекс затрат на ИКТ (%). Из рассматриваемой совокупности, мы исключили г. Москву и Московскую область, так как они характеризуются экстремальными значениями по рассматриваемых показателями. В качестве методов исследования используем различные процедуры корреляционного и кластерного анализов, реализованные с помощью пакета анализа данных общественных наук SPSS Base 11.0.

На первом этапе исследования используем графические методы разведочного анализа данных.

Постепенно, с распространением ИКТ, происходит переориентация экономики России на

качественно новый уровень, что позволяет отечественным предпринимателям выходить на мировой рынок, стимулируя переход от восстановительного к инновационному типу экономического роста. Интернет-экономика только начинает формироваться в России, именно в ней заложен самый значимый потенциал развития отечественной экономики в целом и, в частности, развития инвестиционного потенциала экономического роста в условиях глобализации.

Из анализа имеющихся данных ясно, что самые высокие показатели по индексу затрат на ИКТ в Воронежской и Ярославской областях, превышающий средний по ЦФО РФ от 0,69 до 2,2. Остальные регионы распределены достаточно симметрично. Так как инвестиционные потоки являются более сбалансированными, можно отметить более равномерное и симметричное распределение по областям ЦФО РФ.

Поэтому можно сделать вывод, что масштабы информационной деятельности в регионах ЦФО позволяют говорить об их переходе к информационному обществу, что подтверждается и активным использованием органами государственного управления системы электронного правительства в регионах.

Под ИКТ мы понимаем информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

© Мироненко Н. В., 2011

Экономика образования ♦ № 3, 2011

197

Более детальную информацию можно получить из диаграмм Парето, на которых данные представляются в ранжированном порядке.

На диаграммах пунктирными линиями отмечены средние значения степени открытости сайтов государственных органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, составляющие 69,7 % (0,627) и 1,2% (0,012) соответственно.

Наибольшей степенью открытости индекса инвестиций в основной капитал на душу населения характеризуется Липецкая область (123%), а наименьшей Костромская область (28%). Степень открытости индекса затрат на ИКТ по субъектам ЦФР РФ в 2009 году выше среднего значения отмечается в 4 субъектах, причем максимальное значение данного показателя отмечается в Ярославской области (2,04%), а минимальное в Орловской области (0,45%).

Проведенный нами корреляционный анализ подтверждает это наблюдение: значение коэффициента корреляции Пирсона между рассматриваемыми показателями составляет 0,117, что в соответствии со шкалой Чеддока отвечает слабой силе связи, причем эта связь - положительная, т.е. увеличению индекса инвестиций в основной капитал на душу населения и индекса затрат на информационные и коммуникационные технологии, соответствует активному использованию ИКТ в реальном секторе экономики.

Таким образом, регионы ЦФО участвуют в формировании новой более совершенной формы экономической цивилизации, в которой дос-

туп к информации, связанный с применением ИКТ, способствует стабильному социально-экономическому развитию, повышению качества жизни и интеграции в мировое информационное пространство.

Можно выделить группы субъектов РФ, близких по показателям степени открытости сайтов государственных органов власти в соответствии с их положением в областях с повышенными и пониженными значениями рассматриваемых показателей. Так, например, Брянская, Оренбургская и Воронежская области (на диаграмме метки соответственно 12, 10, 5), при степени открытости сайтов государственных органов исполнительной власти существенно выше среднего, характеризуются очень низкой степенью открытости сайтов государственных органов законодательной власти. Часть регионов группируются около средних значений рассматриваемых показателей.

Статистическая независимость рассматриваемых показателей, позволяет выполнить кластерный анализ.

Рассмотрим трех кластерные решения. При выделении трех кластеров в первый кластер входит два субъекта, во второй - четыре, в третий -10 субъектов.

Идентификацию кластеров можно выполнить по их арифметическим средним. Результаты для трехкластерной модели сведены в таблицу 1.

При анализе полученного решения видно, что первый полученный кластер характеризуется высокими средним значениями степени открытости сайтов государственных органов как

Таблица 1

Принадлежность субъектов ЦФО РФ к кластерам (компоновка по методу Уорда)

Кластер Среднее значение индексов развития ИКТ Субъекты ЦФО РФ

Индекс инвестиций в основной капитал на душу населения Индекс затрат на ИКТ

1 1,14 0,00867 Калужская область; Липецкая область

2 0,39 0,00781 Брянская область; Ивановская область; Костромская область; Орловская область

3 0,72 0,01124 Белгородская область; Владимирская область; Воронежская область; Курская область; Рязанская область; Смоленская область; Тамбовская область; Тверская область; Тульская область; Ярославская область

исполнительной так и законодательной власти субъектов. Второй - при низком среднем значении степени открытости сайтов государственных органов исполнительной власти характеризуется повышенным средним уровнем открытости сайтов государственных органов законодательной власти. Для третьего кластера характерно значение первого показателя близкое к среднему по РФ, и высокое значение второго показателя. Таким образом, статистический анализ показателей индексов инвестиций в основной капитал на душу населения и затрат на ИКТ позволил выявить основные закономерности, а также установить однородные группы субъектов Российской федерации.

Следует отметить, что в регионах идет процесс информатизации экономики, который представляет собой процесс развития информационной деятельности и информационных технологий. Он характеризуется удельным весом информационного сектора экономики в ВРП, а также численностью людей, основная деятельность которых связана с использованием ИКТ, передачей и обработкой информации в разных ее формах.

Сетевая модель публичного сетевого государственного управления основана на двенадцати базовых электронных услугах для граждан ^2С), - пользование публичными библиотеками (доступность каталогов, поисковые средства); подача заявлений на поступление в учебные заведения; декларирование подоходного налога; поиск работы через службы занятости; оформление социальной помощи (пособия по безработице и на ребенка, возмещение затрат на медицинские услуги, оплата учебы). На сегодняшний день сформированы и предоставляются услуги

перечисленные в первой группе. Можно отметить, что они активно используются населением по мере необходимости.

Во вторую группу по популярности относят - оформление персональных документов (паспорт, водительское удостоверение); регистрация автомобиля (нового, подержанного, импортированного); подача заявлений на строительство; информирование полиции (например, в случае кражи и т. п.); оформление свидетельств (о рождении, браке) — запрос и предоставление; информирование о смене места жительства; услуги, связанные с медициной (интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных учреждениях, заявки на лечение в конкретном госпитале и др.). Вторая группа пока находится в стадии формирования.

Популярность электронных услуг обусловлена в первую очередь эволюционными факторами освоения ИКТ и отношением к ним.

На основе проведенного исследования мы пришли к выводу, что в регионах ЦФО идет постепенное формирование сетевой модели публичного государственного управления в регионах ЦФО, и в части освоение базовых услуг для бизнеса ^2В) можно отметить следующую последовательность их активности:

- декларирование корпоративных налогов и других налоговых процедур;

- функционирование системы государственных закупок;

- подача статистических данных;

- предоставление сведений о мигрантах.

К сожалению, находятся еще в стадии освоения такие базовые процедуры как регистрация новой компании и таможенное декларирование.

Mironenko N. V. FEATURES OF FORMATION OF A NETWORK MODEL OF PUBLIC GOVERNANCE IN THE REGIONS OF CENTRAL FEDERAL DISTRICT

The introduction of information and communication technology called public authorities from the perspective of the gradual formation of a network model of public governance. The paper presents an analysis of information and communication technology called a government in the regions of the central federal district, the author conducted an analysis of statistical data (Institute for Information Freedom, St. Petersburg) to identify patterns and relationships through a system of SPSS.

Keywords: public administration, electronic government, and network management model, information and communication technology called.

Экономика образования ♦ № 3, 2011

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.