Научная статья на тему 'Особенности формирования российских финансово-промышленных групп'

Особенности формирования российских финансово-промышленных групп Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА / ПРИВАТИЗАЦИЯ / КОРПОРАЦИЯ / КАПИТАЛ / ТОП-МЕНЕДЖЕМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / FINANCIAL AND INDUSTRIAL GROUP / PRIVATIZATION / CORPORATION / CAPITAL / TOP-MANAGEMENT / MANAGEMENT / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широковских С. А.

Корпорации в России и в других странах мира формировались через концентрацию капиталов или производств, однако российские корпоративные структуры стали возникать в условиях быстрой приватизации государственной собственности с переходом экономики на рыночные принципы. Управление российскими структурами регулируется преимущественно многочисленными юридическими документами, что отличает их от аналогичных структур, сформировавшихся в развитых странах. Госкорпорации в развитых странах являются следствием оптимизации конкурентного режима, тогда как российские госкорпорации это способ адекватного управления экономикой страны. Участие государства в управлении корпорациями необходимо для поддержания производства нерентабельных, но социально значимых товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF FORMATION OF RUSSIAN FINANCIAL AND INDUSTRIAL GROUPS

Financial and industrial groups in Russia as well as in other countries have got formed through concentration of capitals and production forces; however, Russian corporate structures originated under conditions of quick privatization of state property in the course of the country's transition to the market economy. Management system of Russian corporations is governed mainly by numerous legal documents contrary to similar structures in economically developed countries. In Russia, there are many state-owned corporations used by the government to adequately control the country's economy, while in developed countries such corporations are used as competition optimization means. State participation in corporations' activities is a must to support socially important unprofitable productions and services.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования российских финансово-промышленных групп»

РАЗВИТИЕ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

SPECIFIC FEATURES OF FORMATION OF RUSSIAN FINANCIAL AND INDUSTRIAL GROUPS

С. А. Широковских,

аспирант

Корпорации в России и в других странах мира формировались через концентрацию капиталов или производств, однако российские корпоративные структуры стали возникать в условиях быстрой приватизации государственной собственности с переходом экономики на рыночные принципы. Управление российскими структурами регулируется преимущественно многочисленными юридическими документами, что отличает их от аналогичных структур, сформировавшихся в развитых странах. Госкорпорации в развитых странах являются следствием оптимизации конкурентного режима, тогда как российские госкорпорации - это способ адекватного управления экономикой страны. Участие государства в управлении корпорациями необходимо для поддержания производства нерентабельных, но социально значимых товаров и услуг.

Financial and industrial groups in Russia as well as in other countries have got formed through concentration of capitals and production forces; however, Russian corporate structures originated under conditions of quick privatization of state property in the course of the country's transition to the market economy. Management system of Russian corporations is governed mainly by numerous legal documents contrary to similar structures in economically developed countries. In Russia, there are many state-owned corporations used by the government to adequately control the country's economy, while in developed countries such corporations are used as competition optimization means. State participation in corporations' activities is a must to support socially important unprofitable productions and services.

Aussis que partout, corporations financières et industrielles en Russie ont été formées par concentration du capital et de la production, mais structures corporatives russes naquirent en conditions de privatisation vite de la proprieté d'état pendant la transition du pays à l'économie du marché. Le systèm administrative des corporations russes est gouverné par nombreuses documents juridiques, au contraire à structures similaires des pays d'économie developpée. Il y'a bocoup de corporations de proprieté étatique en Russie qui le gouvernement d'état utilise à maintenir le contrôl adéquat sur l'économie du pays, tandis que en pays developpés telles corporations servent pour l'optimisation de concurrence. Participation de l'état dans les activitées des corporations est indispensable piour le soutien des productions et services peu rentable qui sont néanmoins d'importance sociale. Wie überall, Finanz-und Industriekorporationen werden in Russland durch Kapital- und Produktionskonzentrierung geformt, aber russische korporative Strukturen entstand während Marktökonomieübergangszeit unter Bedingungen schneller Staatseigentumsprivatisierung. Das Verwaltungssystem russischer korporativen Strukturen ist hauptsächlich von zahlreicher verschiedenen Rechtsdokumenten reguliert, im Gegensatz zu solchen Strukturen in Länder mit entwickelter Ökonomie. In Russland, es gibt viele korporative Strukturen, deren die Staat als Mittel adäquater Leitung Landesökonomie übt, während in ökonomisch entwickelte Länder solche Korporationen dienen als Konkurrenzoptimierungsmittel. Staatsteilnahme in Tätigkeit der Korporationen ist unvermeidlich, um unrentabele Produktionen und Service die von Sozialwichtigkeit sind zu unterstützen. Ключевые слова: финансово-промышленная группа, приватизация, корпорация, капитал, топ-менеджемент, управление, организация. Key words: financial and industrial group, privatization, corporation, capital, top-management, management, organization. Mots clefs: corporation financière et industrielle, privatisation, corporation, capital, haute direction, administration, organisation. Schlüsselwörter: Finanz-und Industriekorporation, Privatisierung, Korporation, Kapital, Höchstleitung, Verwaltung, Organisation.

Образование корпораций в зарубежных государствах в условиях глобализации происходило по достаточно стандартным и общеизвестным схемам. Наиболее распространенными среди них являются две: концентрация ресурсов через объединение капиталов и концентрация ресурсов через объединение производственных мощностей.

Концентрация капитала представляет собой процесс увеличения объемов индивидуального капитала за счет капитализации приносимой им прибыли, что приводит к сосредоточению большей части корпоративных капиталов у частных владельцев. Процесс концентрации капитала представляет собой процесс наращивания размеров капитала путем объединения или слияния нескольких ранее самостоятельных капиталов, который может быть осуществлен одним из следующих путей: с помощью добровольного сли-

яния отдельных капиталов в один или за счет поглощения одного капитала другим.

Когда целью объединения капиталов является создание единого предприятия, то одним из вариантов подобного объединения является акционерное общество. Капитал общества создается за счет выпуска и продажи акций и ценных бумаг, которые свидетельствуют о наличии у владельца доли в капитале общества и дают право на получение соответствующей доли в прибыли акционерного общества.

Механизм поглощения одного капитала другим работает иначе: в процессе конкуренции крупный капитал приобретает более выгодное положение 1. При этом концентрация капитала неразрывно связана с процессом концентрации производства - со-

1 Концентрация и централизация капитала и производства / Экономическая теория. 09.04.2010. URL: http://www.aup.ru/books/ ml50/3.htm (дата обращения: 25.05.2010).

С. А. Широковских

Особенности формирования российских финансово-промышленных групп

средоточением факторов и объемов производства на крупных предприятиях. Крупнейший экономист-теоретик А. Смит отмечал, что «условием роста производительности труда на основе развития многих связанных между собой отраслей производства является первоначальное накопление капитала» 1.

Практика развития экономически развитых стран свидетельствует о том, что концентрация производства отдельного предприятия является наиболее распространенным способом создания крупных производств в экономической среде. Это служит базой для создания в дальнейшем более сложных и совершенных организационных структур, которые отвечают всем требованиям постоянно меняющихся параметров рынка.

Концентрация производства путем накопления капитала в активах предприятия приводит к его укрупнению. Процесс концентрации производства происходит не только при накоплении индивидуального капитала, но и при привлечении банковского капитала или при использовании источников финансового рынка слияний и поглощений. Концентрация производства, по мнению М.А. Эскин-дарова, является предпосылкой концентрации капитала, «это его укрупнение, которое связано со спецификой движения факторов производства и производительных сил, совокупность которых задействована в рамках одного предприятия» 2. Концентрация производства представляет собой не что иное, как объединение факторов производства вокруг определенного центра: сбытового, территориального или управленческого. Поэтому территориальная концентрация производства является объединением отдельных предприятий на обособленной территории.

Стремление получить максимальную прибыль или другое рыночное преимущество стимулирует предприятия извлекать выгоду от рынка. Одновременно, на определенном этапе процесса концентрации, предприятия стремятся подчинить себе рынок, создавая благоприятные условия для монополии, устраняя тем самым ключевое свойство - конкуренцию. Когда концентрация производства создается посредством его централизации, то происходит не укрупнение производственных активов отдельного предприятия, а создаются и перераспределяются существующие производственные связи и обязанности между участниками производственного процесса.

Следует отметить, что рассмотренный процесс формирования корпоративных структур характерен для экономически развитых стран. В современной России нормативный и организационный механизмы формирования корпораций имеют ряд особенностей, однако, по мнению М.В. Шумейко, деятельность российских корпоративных объединений в значительной мере основана на эффективном мировом опыте управления 3. Особенно это характерно для деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ), одного из характерных явлений современной российской экономики. Деятельность корпораций в России регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. Правила учреждения и регистрации корпорации определены в Федеральном Законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Первые российские ФПГ были зарегистрированы еще в 1994 г., а в 1997 г. действовало уже 47 ФПГ, и в них вошли 500 компаний и организаций с более чем 3 миллионами работников и с более чем 10% суммарного ВНП страны. Это вызвало необходимость анализа различных аспектов управления их деятельностью. Управление деятельностью акционерных обществ иногда называют корпоративным управлением, что является ошибочным смешиванием различных понятий. Как отмечает Т.А. Тычинская, с точки зрения права, корпоративное управление рассматривается не как особый тип управления, а как управление, регулируемое преимущественно юридическими нормами, содержащимися в многочисленных документах о деятельности акционерных обществ 4.

В зарубежной практике рассматривается более узкий подход, объясняющий суть, характер, особенности, методы и механизмы корпоративного управления как серьезного и крупного внутреннего дела самих акционерных обществ, разумеется, в границах и рамках, установленных правом. По нашему мнению, российская практика требует особого подхода к разработке этих вопросов. Корпорация есть организация лиц, обладающая, как самостоятельный экономический субъект, определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности. Наиболее привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной формы организации бизнеса: самостоятельность корпорации как юриди-

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства. М., 1997. - С. 45.

2 Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика, 1999. - С. 24.

3 См.: Шумейко М.В. Базовые ценности, влияющие на развитие корпоративного управления в России // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 2. - С. 20.

4 Тычинская Т.А. Особенности корпоративного управления в нефтегазовых холдингах // Микроэкономика. - 2010. - № 1. - С. 34.

Научно-практический журнал

январь-март 2011

ческого лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление.

Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что главная функция корпоративного управления - обеспечить работу корпорации строго в интересах акционеров. Проблема состоит, следовательно, в том, чтобы научиться эффективно применять то, что уже давно применяется в практике корпоративного управления во всех корпорациях развитых стран.

Проблемы функционирования и управления государственными монополиями являются важнейшими в структуре национальной экономики, которая, с одной стороны, имеет тенденции к централизации, а с другой стороны, на государственном уровне декларируются принципы невмешательства в ее нестратегические отрасли. Необходимость регулирования стратегических отраслей, сырьевого сектора и смежных с ними отраслей выявили ряд проблем, связанных с определением форм, средств и методов государственного влияния на экономические отношения. Эти проблемы вынуждают искать оптимальную модель управления государственным имуществом и усиления конкурентного потенциала компаний. Именно такова логика создания новой организационно-правовой формы юридического лица - государственной корпорации 1.

За рубежом создание подобных корпораций характерно, в основном, для военно-промышленного сектора. Для стимулирования и регулирования прочих отраслей применяются рыночные механизмы (налоговое, таможенное, торговое законодательства) без формирования крупной государственной собственности. Вместе с тем, во многих странах существовали структуры, подобные государственным корпорациям. В чем причина их появления?

Как правило, государственные монополии создавались в периоды стагнации или кризиса в определенных отраслях, и главной целью их существования была именно централизация государственного управления. При этом, впоследствии, функционирование таких компаний в подавляющем большинстве приводило к проблемам в управлении и проблемам с эффективностью работы в целом 2.

Основная задача реструктуризации государственных монополий - создание конкурентного рынка и привлечение потенциальных инвесторов для развития определенного сектора экономики. Тем не менее, при рассмотрении данного вопроса можно привести как большое количество аргументов, свидетельствующих о необходимости преобразований в сфере естественных монополий, так и множество доводов против создания конкурентных отношений в этом секторе экономики.

Мероприятия по реструктуризации государственных вертикально интегрированных компаний, многие из которых являются монополистами в своей отрасли, призваны создать на рынке свободную конкуренцию и тем самым привлечь в реформируемую отрасль дополнительные инвестиции.

С другой стороны, реструктуризация государственных корпораций привела к приходу частных компаний на рынок услуг для населения, и поэтому нельзя не учитывать возможность неконтролируемого роста цен и тарифов на производимые данными предприятиями товары и услуги. Очевидно, что в таком случае может возникнуть процесс отмирания «невыгодных» (с точки зрения рынка) видов деятельности внутри реформируемых отраслей.

По итогам рассмотренного в статье можно утверждать:

1. Целью образования корпораций является наиболее эффективное удовлетворение экономических интересов акционеров. Механизм образования корпоративных объединений всегда срабатывает в направлении концентрации имеющихся ресурсов в той или иной форме.

2. Участие государства в управлении корпорациями и контроль необходимы для поддержания производства нерентабельных, но социально значимых товаров и услуг. Основной целью реструктуризации государственных монополий должно быть очень медленное и постепенное создание конкурентного рынка с привлечением потенциальных инвесторов в целях эффективного развития отраслей национальной экономики.

3. Формирование государственных корпораций за рубежом происходило вследствие кризиса или стагнации, тогда как в Российской Федерации госкорпорации в значительной мере суть насле-

1 Шилин А.Н. Развитие корпоративного управления в созданных государственных корпорациях // Микроэкономика. - 2009. - № 4. -С. 5.

2 Глумов Е. Государственные корпорации: новая модель от идеи к структурированию // Наша власть. Дела и лица. - Июнь 2008 г. URL: http://www.vegaslex.ru/text/32180.html (дата обращения: 05.06.2010).

С. А. Широковских

Особенности формирования российских финансово-промышленных групп

дие плановой экономики. В наше время госкорпорации в развитых странах являются следствием оптимизации конкурентного режима, тогда как российские госкорпорации - это, по существу, единственный способ адекватного управления экономикой Российской Федерации.

4. Несмотря на широкое применение в Российской Федерации понятия «корпоративное управление», смысл, вкладываемый в него, принципиально отличается от того же самого понятия за рубежом. В результате, заимствуемые из-за границы подходы и инструменты корпоративного управления в практической деятельности высокого ожидаемого эффекта не дают и дать не могут в принципе.

Библиографический список

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Инфра-М, 1997. Книга 1. - 460 с.

2. Тычинская Т.А. Особенности корпоративного управления в нефтегазовых холдингах // Микроэкономика. - 2010. - № 1.

3. Шилин А.Н. Развитие корпоративного управления в созданных государственных корпорациях // Микроэкономика. - 2009. - № 4.

4. Шумейко М.В. Базовые ценности, влияющие на развитие корпоративного управления в России // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 2.

5. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика, 1999. - 248 с.

6. Глумов Е. Государственные корпорации: новая модель от идеи к структурированию // Наша власть. Дела и лица. - Июнь 2008 г. URL: http://www.vegaslex.ru/ text/32180.html (дата обращения: 05.06.2010).

7. Концентрация и централизация капитала и производства // Экономическая теория. - 09.04.2010. URL: http://www.aup.ru/books/m150/3.htm (дата обращения: 25.05.2010).

Широковских С. А. - соискатель Российской Академии предпринимательства Shirokovskikh S. A. - Competitor for scientific degree, Russian Entrepreneurship Academy e-mail: shir5@rambler.ru

РЮ101 bio to ioio

П1О1О10Ю1 b laioia-ioi bio О 1 o il JI01U1010101U1U1I 110101010101010 1 I Г01010101010101 101010101010101 101010101010101J 1010101010101 Qjr. ■•»¿Л О 10101010

i otS^O 1 О 1 О 1 iXoi I о 1 m>ü I i цдХЗ1 о i

Ol Ol О !>• 10101

010101U<J О 1 Ol työi о

О 1 О bfZ l 01 о

О 1 СИТО 101010101 WWIJluiui QJTci 1 О 1 01010101 0707010101Х1010101010101 04 010^0101 OlОП 01О1О1 Э 7 1>*<2 -ЩЛ®! 01010101010101 )101С7#10101010101010101 0101010101 010101 10101010101010101010101 i01010 7 0101010101010101 10101010101010101010101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.