Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
постановка целей / организация / целеполагание / формирование результатов

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепустин Е.Н.

система постановки целей в организации или целеполагание – основа стратегического планирования. Необходимо понимать, что на сегодняшнем этапе развития экономики, когда происходят существенные финансовые дисбалансы, помочь выживать фирмам может лишь стратегическое планирование. Постановка целей в организации – это комплексный, непрерывный управленческий процесс в формировании и практической реализации стратегий для успешного конкурирования компаний на рынке, как молодой, так и устоявшейся, как малой, так и крупной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 33

Лепустин Е.Н.

Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: система постановки целей в организации или целеполагание - основа стратегического планирования. Необходимо понимать, что на сегодняшнем этапе развития экономики, когда происходят существенные финансовые дисбалансы, помочь выживать фирмам может лишь стратегическое планирование. Постановка целей в организации - это комплексный, непрерывный управленческий процесс в формировании и практической реализации стратегий для успешного конкурирования компаний на рынке, как молодой, так и устоявшейся, как малой, так и крупной.

Ключевые слова: постановка целей, организация, целеполагание, формирование результатов.

Теория постановки целей - это тактика вовлечения сотрудников, которая включает в себя постановку конкретных и измеримых целей для повышения производительности. Внедряя теорию постановки целей на рабочем месте, вы можете как повысить эффективность работы сотрудников, так и повысить их вовлеченность. Здесь мы обсудим определение теории постановки целей, ее принципы и способы их использования, а также преимущества и недостатки теории постановки целей.

Выбор стратегии постановки целей связан не только с желаемым конечным результатом, но и с реальной ситуацией в организации. Если ее не учитывать, можно претерпеть разочарование.

Помимо постановки четких целей, Локк подчеркнул тот факт, что сотрудники хорошо работают, когда перед ними стоят сложные задачи. Решение

этих более сложных задач заставляет сотрудников усердно работать и развивать свои навыки, и в результате они получают положительную обратную связь и общее ощущение достижения. Это, в свою очередь, может привести к повышению вовлеченности сотрудников, производительности и удовлетворенности на рабочем месте.

Принципы теории целеполагания. Согласно теории постановки целей Локка, существует пять основных принципов постановки эффективных целей:

- ясность: цели должны быть четкими и конкретными. Когда сотрудники понимают цели и сроки проекта, риск недоразумений гораздо меньше,

- задача: цели должны быть достаточно сложными, чтобы сотрудники были вовлечены и сосредоточены при выполнении задач, необходимых для достижения каждой цели. Слишком утомительные или легкие цели оказывают демотивирующее действие и, следовательно, приводят к снижению удовлетворенности достижением,

- приверженность: Сотрудники должны понимать и поддерживать поставленную перед ними цель с самого начала. Если сотрудники не чувствуют приверженности цели, у них меньше шансов получить удовольствие от процесса и в конечном итоге достичь цели,

- обратная связь: Обратная связь является важным компонентом теории постановки целей. Регулярная обратная связь должна предоставляться на протяжении всего процесса достижения цели, чтобы гарантировать, что задачи остаются на пути к достижению цели,

- сложность задачи: Цели должны быть разбиты на более мелкие цели. Как только каждая меньшая цель достигнута, следует провести обзор, чтобы проинформировать сотрудника об общем прогрессе в достижении более крупной цели.

Алгоритм достижения целей руководством организации:

1. Определите цель. Есть несколько причин, по которым следует поставить перед собой цель. Например, возможно, сотруднику необходимо освоить новую компьютерную программу, чтобы продолжать выполнять свою

работу. Возможно, ваша компания только что внедрила новую систему, которая будет использоваться всеми сотрудниками, поэтому определение наилучшего способа обеспечения того, чтобы каждый сотрудник освоил систему, потребует внедрения целеполагания. Какова бы ни была причина достижения цели, она должна быть ясна как руководству, так и сотруднику или сотрудникам, которые будут достигать этой цели.

2. Встретиться с сотрудником.

Если цель ставится для одного сотрудника, запланируйте встречу с этим сотрудником, чтобы обсудить потребности в постановке целей. Узнайте мнение сотрудника о необходимости достижения цели и убедитесь, что сотрудник понимает свои обязанности с точки зрения достижения цели. Вы также можете использовать это время для информирования сотрудника о будущих проверках их прогресса.

3. Разработать план с использованием СМАРТ-модели.

Интеллектуальная модель - это эффективный способ постановки и

достижения целей. SMART - это аббревиатура, которая расшифровывается как Конкретная, Измеримая, Агрессивная, Реалистичная и ограниченная по времени.

Специфическая: означает, что цель должна быть как можно более конкретной. Вместо того, чтобы говорить, что вы хотите, чтобы сотрудник повысил свой рейтинг удовлетворенности клиентов, сообщите, что вы хотите, чтобы сотрудник повысил свой рейтинг удовлетворенности клиентов на 10% в течение следующего месяца.

Измеримая: вместо того, чтобы говорить, что цель состоит в увеличении продаж, вы бы поставили измеримую цель продаж, например, увеличить продажи на 12% в течение следующих шести месяцев.

Достижимая. цели должны быть достаточно сложными, чтобы поддерживать вовлеченность сотрудников и обеспечивать более высокое вознаграждение за их достижение, но цели также должны быть достижимыми. Убедитесь, что поставленная цель немного превышает набор навыков

сотрудника, чтобы сохранить вовлеченность сотрудника, но при этом оставаться в пределах досягаемости возможностей сотрудника.

Реалистичная. Постановка цели, которая кажется невыполнимой или недостижимой, не принесет сотрудникам мотивационной ценности и, следовательно, приведет к потере интереса и настойчивости у тех, кто работает над достижением цели. Поставьте перед собой цель, которую реально можно достичь.

Привязанная ко времени. Цели должны иметь четкие временные рамки, в которые они должны быть достигнуты. Например, вместо того, чтобы говорить, что цель состоит в том, чтобы увеличить продажи на 10%, ограниченная по времени цель будет заключаться в увеличении продаж на 10% в течение следующих 90 дней.

4. Убедиться, что у сотрудника есть все необходимое для достижения поставленной цели

Прежде чем сотрудник начнет работать над достижением конкретной цели, вы должны сначала убедиться, что у него есть оборудование, время и ресурсы, необходимые для достижения этой цели. Встретьтесь с сотрудником и спросите, есть ли у него доступ к тому, что ему нужно, а если нет, предоставьте ему это до того, как он начнет работать над достижением цели.

5. Предоставлять регулярную обратную связь. Регулярно встречайтесь с сотрудником, чтобы оценить его прогресс, пересмотреть план действий и обсудить достигнутые результаты. Когда сотрудник достигает цели, обеспечьте положительную и поддерживающую обратную связь. Если сотрудник не смог достичь цели к установленному сроку, обсудите любые изменения, которые необходимо внести, и предоставьте конструктивную обратную связь о том, как сотрудник может улучшить ситуацию.

Цели, которые слишком сильно превышают навыки и компетенции сотрудника, могут оказать негативное влияние на производительность и мотивацию сотрудника к достижению цели. Более сложные и трудные цели

могут привести к рискованному поведению в попытке достичь поставленных целей своевременно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захарова Т.И., Садыкова К.В., Бирюков Е.С., Мрочковский Н.С., Судаков Д.К. Неэффективные управленческие решения: причины и последствия // Инновации и инвестиции. 2020. №12;

2. Ляндау Ю. В. Бизнес-архитектор: проектирование систем управления. Проектирование систем управления Издание: КноРус. 2022;

3. Антилов, С. М. Экономическое содержание устойчивости развития современного предприятия / С. М. Антилов // Вестник СамГУ. - 2023. - N0 1 (92). - С.5-11;

4. Сулейманов Р.О. Развитие условий для формирования устойчивого развития предприятий // Бенцманские чтения: актуальные проблемы управления: материалы международной (очно-заочной) научно-практической конференции (14 ноября 2018 г.) / отв. ред. А.В. Гугелев. Саратов, 2021;

5. Улыбина, Н. Г. Экономическая устойчивость предприятия: виды и структура / Н. Г. Улыбина, И. В. Иванова. - [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://w.vfmgш.ru/Шes/28_03_2023_27.pdf

Lepustin E.N.

Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russia)

FEATURES OF FORMATION OF EFFECTIVE GOAL SETTING SYSTEM IN ORGANIZATION

Abstract: the goal setting system in an organization or goal setting is the basis of strategic planning. It is necessary to understand that at the current stage of economic development, when significant financial imbalances occur, only strategic planning can help firms survive. Setting goals in an organization is a complex, continuous management process in the formation and practical implementation of strategies for successful competition of companies in the market, both young and established, both small and large.

Keywords: goal setting, organization, goal setting, results formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.