Научная статья на тему 'Особенности формирования религиозно-ценностных установок в современной межнациональной семье'

Особенности формирования религиозно-ценностных установок в современной межнациональной семье Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
452
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ЦЕННОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / RELIGION / VALUE / INTERETHNIC FAMILY / VALUE ORIENTATIONS / RELIGIOUS VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трифонова Татьяна Леонидовна

Рассматривается актуальная в современном обществе проблема религии и ее места в системе ценностей межнациональной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of religious and value attitudes in a modern interethnic family

The author of the article considers a problem of religion, actual in modern society, and its place in a system of values of interethnic family.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования религиозно-ценностных установок в современной межнациональной семье»

14/2013

УДК 1:36 © Т.Л. Трифонова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ

Рассматривается актуальная в современном обществе проблема религии и ее места в системе ценностей межнациональной семьи.

Ключевые слова: религия, ценность, межнациональная семья, ценностные ориентации, религиозные ценности.

T.L. Trifonova

FEATURES OF FORMATION OF RELIGIOUS AND VALUE ATTITUDES IN A MODERN INTERETHNIC FAMILY

The author of the article considers a problem of religion, actual in modern society, and its place in a system of values of interethnic family.

Keywords: religion, value, interethnic family, value orientations, religious values.

Среди ценностей современного общества особое место занимает религия. Ее особенность состоит в том, что она формирует духовно-нравственную ориентацию верующего человека. Религия выступает критерием его ценностных ориентаций.

Религия также выступает одним из важнейших компонентов этнической культуры. Она во многом определяет ее основные контуры и играет огромную роль в истории того или иного этноса. Например, М.Н. Ефименко считает, что «социальная зрелость этноса, то есть завершение формирования некоторой общности как этнической, характеризуется созданием религиозно-ценностной системы» [1, с. 26].

«Религиозные ценности формируются на основе таких универсалий, которые неоспоримы в силу их божественного происхождения и которые выступают в качестве внутренних необходимых ценностей верующего субъекта. Истинно религиозная личность воспринимает их как самоцель, а не как средство достижения какой-либо выгоды. Таким образом, религиозные ценности сами по себе обладают абсолютным значением для верующего, но если они вошли еще и в систему этнических ценностей, то их роль и значение в жизни этноса усиливаются» [1, с. 29].

Социологические исследования, проводившиеся в России, фиксируют то, что уровень религиозности взрослого населения страны в течении первой половины 1990-х гг. имел положительную динамику: доля лиц, считающих себя верующими, достигла в 1995 г. 65% (данные Всероссийского центра по изучению общественного мнения), 67% (данные Института социально-политических исследований РАН), 73,5% (данные Российского независимого института

социальных и национальных проблем). По мнению большинства аналитиков, с середины 1990 гг. наблюдается стабилизация уровня религиозности, есть даже некоторые тенденции к его снижению, так в 2007 г. в среднем этот показатель составил 50-60% (данные Всероссийского социологического исследования), а в 2009 г. по данным Европейского социального исследования (The European Social Survey, ESS, Round) российское общество делится примерно на две почти равные части: 49% россиян относят себя к последователям религии, 48% - нет. При этом имеются и определенные особенности: по данным исследований Российского независимого института социальных и национальных проблем, среди тех, кто считает себя верующими, регулярно принимают участие в обрядах 18,5%, молятся ежедневно 17%. Это свидетельствует о широком распространении среди тех, кто считает себя верующими, ситуативной религиозности, которая характеризует, скорее, не мировоззренческую позицию, а умонастроения, отличающиеся значительной подвижностью [2].

В России среди тех опрошенных, кто относит себя к какой-либо религиозной конфессии, подавляющее большинство считают себя православными христианами - 87% (от общего числа россиян - 43%). На втором месте в рейтинге самых распространенных конфессий - ислам: 11% верующих (6% от числа всех опрошенных) идентифицируют себя с мусульманами. Приверженцы любой другой религии составляют менее 1% россиян.

Такое положение подтверждается и многолетним мониторингом Центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН. Последователи буддизма или протестант-

ских конфессий составляют в этом опросе 0,4% и 0,2%, соответственно [3].

Рассматривая проблему ценностных ориентаций в контексте национальных культур, необходимо отметить, что различие иерархии ценностей наиболее ярко проявляет себя в соотношении «Восток - Запад» (согласно данным таблицы, составленной на основе исследований американских социологов К. Ситарама и Р. Когдел-ла) [4].

Восток сохраняет систему ценностей традиционного типа культуры. Первостепенное значение здесь имеют материнство, мужественность, уважение к старшим, патриотизм, авторитаризм, мощь государства и т.д. Запад утверждает свободу личности как верховную ценность, при этом большое значение имеет ориентация на индивидуальность, активность, настойчивость, образование, первенство и т.д. Многие первостепенные ценности западного мира оказываются на втором, третьем плане или совсем несущественными для восточной культуры. Социокультурная ситуация в России отличается своей специфичностью, что обусловлено существованием различных этнических групп в едином социальном пространстве, что предполагает разностороннее взаимодействие традиций, культурных стилей, образов жизни и т.д. Религия и национальность, имеющие первостепенное значение для западной и восточной культур, в иерархии ценностей россиян имеют значение третьей степени важности (религия) и являются чем-то несущественным (национальность).

Религиозный состав российского населения многообразен. Среди титульных народов России представлены все три мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Так, для представителей ислама наиболее характерной является установка на общение лишь с представителями своей религии, что является преградой для беспрепятственных контактов с другими (инакове-рующими) людьми, тем более на создание межнациональных семей. Представители христианской, буддийской религии в большей степени готовы к совместному проживанию, деятельности, открытым контактам с представителями других национальностей.

Специальная статистика по межнациональным семьям в централизованном порядке в РФ не ведется, но при этом по результатам опросов ВЦИОМ можно проследить отношение россиян к браку с партнером иной национальности и веры. Так, по результатам опросов, проведенных в 2010 г., наибольшее одобрение вызывает у россиян браки между русскими людьми: 70% положительно относятся к такому союзу. В ос-

тальных случаях респонденты придерживаются либо нейтралитета, либо негативной установки. Благоприятно воспринимаются браки россиянина с украинцем или белорусом (45%), европейцем - немцем, англичанином или французом (44%), а также прибалтом - латышом, литовцем или эстонцем (43%) и американцем (41%). В наибольшей степени негативно воспринимают россияне браки с чеченцами (65%), арабами (63%), народами Средней Азии - казахами, таджиками, киргизами или узбеками (60%). Неприятие вызывают и союзы с грузинами, армянами и азербайджанцами (54%), а также с евреями (46%).

В последние годы россияне стали реже одобрять браки между самими русскими людьми (с 79 до 70%), но в то же время стали меньше возражать против союзов с народами Кавказа (с 58 до 54%) и более нейтрально относиться к бракам с украинцами или белорусами (с 34 до 45%), прибалтами (с 36 до 43%), европейцами (с 39 до 44%).

Респонденты, уже состоящие на момент опроса в браке, в целом склонны более негативно воспринимать межнациональные брачные союзы. Так, они чаще не одобряют союзы с арабами (65%), евреями (48%), американцами (40%), европейцами (35%). Россияне, не состоящие в браке, напротив, более склонны придерживаться нейтральной позиции, и в первую очередь к союзам с прибалтами (46%), американцами (45%), кавказцами (33%) [5].

Однако результаты проведенного автором исследования (2008 г.) показывают, что ситуация, сложившаяся в Республике Бурятия, отлич ается от общероссийской. Здесь можно проследить достаточно четкую тенденцию к увеличению доли межнациональных браков и положительному отношению к ним. По данным социологического исследования можно сделать вывод, что более распространенными в Республике Бурятия являются браки между русскими и бурятами, а также между украинцами и русскими.

В последнее время межнациональные браки становятся обычным явлением и среди представителей других национальностей, проживающих на территории республики, в частности, азербайджанцев, армян, греков, англичан, монголов, китайцев и других.

Распространение национально-смешанных браков в Республике Бурятия, как и в других полиэтнических регионах России, способствует постепенному преодолению в обыденном сознании и поведении людей национальных и религиозных барьеров - тем более, что многонацио-

14/2013

нальная среда благоприятствует взаимопроникновению национальных и культурных традиций.

Исследование, проведенное нами на предмет отношения к религии членов межнациональных семей, показало, что большинство считают себя верующими - 60,7%; отрицательно ответили -13,1%, затруднились с ответом - 24,3%. Доминирующей религиозной традицией среди бурят является буддизм. Верующими буддистами себя определили 52% опрошенных бурят, шаманистами - 11,5%, православными - 14,1%. Среди русских большинство респондентов относят себя к православной вере - 67,8%, к буддистской - 12,6%.

Наиболее устойчивым компонентом религиозного комплекса является бытовая религиозная обрядность, которая проявляется в семейных религиозных обрядах. Религиозная обрядность -наиболее устойчивый элемент религии. Обрядовые стереотипы сохраняются сильнее, чем система религиозных идей [6].

В межнациональной семье происходит взаимодействие двух различных религиозных традиций. Как правило, в большинстве случаев это не вызывает поглощение одной религиозной традиции другой. Отдельное место в религиозной коммуникации принадлежит праздникам. Как отметили респонденты, в их межнациональной семье отмечаются религиозные праздники. Так, 64% респондентов отмечают религиозные праздники в семье, а на вопрос, какие, 51,4% отметили праздники как буддистской, так и православной веры. Сюда в основном вошли такие праздники, как Рождество, Крещение, Пасха,

Масленица, Троица, Сагаалган, Рамадан, Курбан-байрам.

Таким образом, межнациональная семья представляет собой довольно сложное образование, где сочетаются различные типы религий, культур и, следовательно, формируются особые религиозно-ценностные установки, направленные в основном на взаимодействие в русле толерантного отношения и взаимодополнения.

Литература

1. Ефименко М.Н. Этнос и религия // Этнопанорама. -2000. - №1. - С. 26.

2. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 227.

3. Кофанова Е.Н., Мчедлова М.М. Религиозность россиян и европейцев [Электронный ресурс]. -URL:http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/96_1/2010_2(96)_1 0_Kofanjva.pdf.

4. Основы межкультурной коммуникации // Человек. - 1992. - № 2-5; Крокинская О.К. О различии ценностных систем разных культур / Петербуржцы (этнонациональные аспекты массового сознания). Социологические очерки. -СПб., 1995.

5. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 1569 [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ra/index.php?id=268&uid=13774.

6. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в культуре бурятского народа. - Улан-Удэ: Изд-во СО РАН, 2005. - С. 137.

Трифонова Татьяна Леонидовна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: bsu.philos@mail.ru.

Trifonova Tatiana Leonidovna, candidate of philosophical sciences, senior lecturer, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: bsu.philos@mail.ru.

УДК 316.346.32-053.6:294.3 © В.А. Хабудаева

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается религия, ее место и роль в жизни современной бурятской молодежи. По результатам опроса молодежи Республики Бурятия приводится анализ религиозных верований молодежи, посещаемость религиозных мест и т.д.

Ключевые слова: религия, религиозное сознание, религиозные организации, буддизм, православие, дацан, церковь.

V.A. Khabudaeva RELIGION IN A SYSTEM OF VALUES OF MODERN BURYAT YOUTH

In the article religion, its place and role in the life of modern Buryat youth is considered. According to the results of interviewing the youth of the Republic of Buryatia, the analysis of youth’s religious beliefs is provided, as well as attendance of religious places, etc.

Keywords: religion, religious consciousness, religious organizations, Buddhism, Orthodoxy, datsan, church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.