ригинальные статьи
© ЛАЗУРЕНКО С.Б., 2015
УДК 616.831-007-053.1-06:616.89-053.3]-07
Лазуренко С.Б.
особенности формирования психики у младенцев с нарушениями здоровья различной этиологии
Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр.1
Представлены данные о качественном своеобразии формирования психики у детей на первом году жизни, факторах и механизмах, определяющих этот процесс. Прослежена закономерная последовательность становления центральных психологических достижений возраста у детей независимо от этиологии, степени тяжести и структуры перинатальной патологии, доказана возможность их появления в более позднем онтогенезе. Пролонгированное наблюдение за динамикой психического развития детей установило, что в период ново-рожденности у младенцев можно обнаружить один из двух вариантов психического развития: нормальный и отклоняющийся. В течение первых 12 мес психическое развитие детей может реализовыеаться по одному из четырех вариантов: нормальному, задержанному, медленному или крайне медленному. Описаны психологические особенности этих вариантов и указано наличие прогностических факторов для улучшения социальной адаптации детей.
Ключевые слова: перинатальная патология; младенцы группы «риска»; психическое развитие; особые образовательные потребности; комплексная реабилитация; раннее вмешательство; социальная адаптация.
Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (1): 4-9.
Lazurenko S.B.
FEATURES OF THE FORMATION OF THE PSYCHE IN INFANTS WITH HEALTH IMPAIRMENTS OF DIFFERENT ETIOLOGIES
Scientific Centre of Child Healthcare, 2, bld 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991
There are presented data on the qualitative uniqueness of the formation of the psyche in infants during the first year of life, the factors and mechanisms that determine this process. The regular sequence of the formation of the central psychological achievements of the age was retraced in children regardless of etiology, and the severity and the structure ofperinatal pathology, the possibility of their occurrence in the later ontogeny has been proved.
Prolonged observation of the dynamics of the mental development of children has established that in the neonatal period in infants it is possible to detect the one out of two variants of the mental development: normal and aberrant. During the first 12 months the mental development of infants can realize accordingly to the one out of the 4 options: normal, delayed, slow or very slow. There are described the psychological features of these variants and there is indicated the presence ofprognostic factors for the improvement of the social adaptation of infants.
Key words: perinatal pathology; babies at riskgroup; mental development; special educational needs; comprehensive rehabilitation; early intervention; social adaptation.
Citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(1): 4-9. (In Russ.)
есмотря на успехи перинатологии, частота поражений центральной нервной системы (ЦНС) у детей снижается незначительно. Основными патогенетическими факторами повреждения мозга являются гипоксия-ишемия, травматическое воздействие и внутриутробное инфицирование [1-4]. К группе риска возникновения тяжелых поражений ЦНС относятся недоношенные, дети с низкой или экстремально низкой массой тела, дети с внутриутробной гипотрофией, внутриутробно ин-
Для корреспонденции (correspondence to): Лазуренко Светлана Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, зав. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения ФГБНУ НЦЗД, e-mail: [email protected]
фицированные дети, дети, рожденные женщинами с отягощенным течением беременности и родов [5-8]. В структуре детской инвалидности поражения ЦНС составляют около 50%, а заболевания нервной системы, приводящие к инвалидизации и дезадаптации детей, в 70-80% случаев обусловлены перинатальными факторами [1,9].
Хроническая внутриутробная гипоксия сопровождается различными поражениями головного мозга детей: от незначительных дизгенезий до грубых аномалий развития ЦНС, приводящих к тяжелым неврологическим исходам, а также к функциональным нарушениям психомоторного развития [3,10,11]. Следствием перинатальных повреждений ЦНС являются различной выраженности неврологические
Д.Б.Эльконина ранний возраст был условно разделен на 9 временных отрезков [26]. Полученные данные использовали для определения темпа формирования ожидаемых в этом возрасте психологических достижений, общей динамики психического развития младенца на первом году жизни.
Для преобразования качественных показателей психического развития детей в количественные психологические достижения возраста в каждой линии психического развития - сенсорной, двигательной, речевой и социальной - они обозначались порядковым числом того месяца, в котором они должны были появиться, согласно онтогенетическому нормативу. Так, 1 мес - 1 балл, 3 мес - 3 балла и т. д. Баллы по каждой линии психического развития суммировались, а полученное число являлось показателем актуального психологического возраста обследуемого ребенка.
Темп психического развития определялся наличием соответствия между реальным психологическим возрастом ребенка и онтогенетическим нормативом. Нами была разработана также специальная форма, в которой фиксировались патологические отклонения в поведении, эмоциональных реакциях, психической активности младенца в контактах с матерью, во время питания и сна, учитывались их число, устойчивость и постоянство. Сопоставление результатов психолого-педагогической диагностики психического развития детей, полученных в возрасте 1, 3, 6 и 9 мес, обеспечило возможность выявления индивидуального для каждого младенца варианта психического развития. На проведение исследований было получено согласие локального этического комитета. Все полученные данные обработаны статистически с использованием пакета Statistica 6.0.
Результаты и обсуждение
Анализ данных психолого-педагогического обследования младенцев позволил выделить 4 варианта психического развития: нормальный, задержанный, медленный и крайне медленный.
Нормальный вариант (НВ) психического развития был определен у 99 (19,8%) детей. Он характеризовался становлением у детей новых психологических достижений возраста в соответствии с онтогенетическим нормативом, малым (1-2) числом и непостоянством проявлений особенностей психологического взаимодействия с внешним миром.
Задержанный вариант (ЗВ) психического развития был выявлен у 180 (36%) детей. При этом несоответствие между актуальным психологическим возрастом ребенка и онтогенетическими нормативами составляло 1 психологический период. Психологические взаимоотношения младенцев с внешним миром отличались постоянством, но их количество не превышало 3-5 различных отклонений.
Медленный вариант (МВ) психического развития, был определен у 147 (29,4 %) детей, когда несоответствие между актуальным психологическим возрастом и онтогенетическими нормативами достигало двух психологических периодов со сложной струк-
нарушения у детей раннего возраста, которые занимают 1-е место среди всей церебральной патологии (60-80%). В структуре детской инвалидности заболевания нервной системы занимают 1-е место, их удельный вес составляет 32,6% [1,8,12].
У детей, родившихся при гестационном возрасте менее 36 нед, частота перинатальной асфиксии составляет около 9%, в то время как у родившихся при гестационном возрасте более 36 нед - 0,5%. В большинстве высококвалифицированных центров средняя частота перинатальной асфиксии составляет около 1,2%, при этом она обратно пропорциональна гестационному возрасту [13-16].
Установлена определенная связь между степенью поражений ЦНС и последующим психофизическим развитием детей [17]. Однако все еще недостаточно сведений о вариантах психического развития детей с нарушениями здоровья, отсутствует их психолого-педагогическая классификация, что не позволяет своевременно выделять младенцев группы психического риска с особыми образовательными потребностями. Это, в свою очередь служит препятствием для создания благоприятных социальных условий воспитания и обучения в целях развития детской психики в наиболее сензитивном периоде [18,19]. Поэтому представляется необходимым проведение междисциплинарных исследований процесса формирования детской психики в раннем возрасте.
Материалы и методы
Проведен системный анализ процесса психического развития 500 детей (319 мальчиков - 63,8 % и 181 девочка - 36,2 %) в возрасте от 15 дней до 10 мес жизни с различными формами перинатальной патологии разной этиологии, структуры и степени тяжести. При этом использовали педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, а также психолого-педагогические обследования с применением методики диагностики нервно-психического развития детей первых трех лет жизни [20,21] и методики психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста [22-25]. Для оптимизации сопоставления значительного массива сведений психолого-педагогической диагностики, аналитической экспертизы, клинического наблюдения, данных анкетирования и структурированной беседы с родителями вся собранная о ребенке информация была объединена в два блока: медико-социальный и психологический.
Блок медико-социальной информации включал данные анамнеза, состояния здоровья при рождении и на первом году жизни, сведения о социальных условиях жизни родителей. Обнаруженные нарушения психического развития ребенка оценивались в баллах, что позволило уже в первые дни и месяцы жизни выявить младенцев, нуждающихся в создании специальных условий среды, воспитания и обучения.
Блок психологической информации объединил данные психолого-педагогических обследований, проведенных в контрольных возрастах. В соответствии с этапами периодизации Л.С.Выготского и
Таблица 1
Особенности течения беременности и родов у матерей детей с нарушениями здоровья
Темп психического Анамнез Беременность Роды
развития ребенка отягощение нет патология норма патология норма
Нормальный 13(13,1) 86 (86,5) 82 (82,8) 17 (17,1) 4 (4) 95 (95,9)
Задержанный 44 (24,4) 136 (75,5) 116 (64,4) 64 (35,5) 47 (26,1) 133 (73,8)
Медленный 63 (42,8) 84 (57,1) 96 (65,3) 51 (34,9) 81 (55,1) 74 (44,8)
Крайне медленный 69 (93,2) 5 (6,7) 74 (100) 0 69 (93,2) 5 (6,7)
Примечание. Здесь и в табл. 2 и 3 в скобках - проценты.
Таблица 2
Состояние детей при рождении
Темп психического развития ребенка Масса тела (г) Состояние при рождении
700-1500 1550-2000 2050-2500 2550-3500 норма средней тяжести тяжелое
Нормальный 0 0 4 (4) 95 (95,9) 95 (95,5) 4 (4) 0
Задержанный 0 8 (4,4) 69 (38,3) 103 (57,2) 88 (48,8) 86 (47,7) 6 (3,3)
Медленный 11 (7,4) 53 (36) 17 (11,5) 66 (44,8) 21 (14,2) 56 (38) 70 (47,6)
Крайне медленный 13 (17,5) 14 (18,9) 29 (39,1) 18 (24,3) 0 12 (16,1) 62 (83,7)
турой стойких патологических проявлений психики при взаимодействии ребенка с внешним миром.
Крайне медленный вариант (КМВ) психического развития, был выявлен у 74 (14,8 %) детей, когда актуальный психологический возраст отставал от онтогенетического норматива на 3 психологических периода и более, а взаимодействие со средой вызывало патологические реакции, количество и тяжесть проявления которых по мере взросления увеличивалось.
Анализ детей с НВ психического развития показал, что они были рождены доношенными или с низкой массой тела молодыми матерями, имеющими функциональные отклонения течения беременности и родов (табл. 1-3). С первых дней жизни у младенцев отмечалась высокая потребность в новизне и устойчивая ориентировка на сенсорные раздражители, самостоятельная двигательная и познавательная активность. Они быстро накапливали практический опыт и осваивали навык социальной ориентировки в окружающем, в течение первого года жизни последовательно и своевременно переходили от одного способа взаимоотношений с миром людей и предметов к другому, более сложному.
Группа детей с ЗВ психического развития была самой многочисленной. Они были рождены доношенными или с низкой массой тела молодыми матерями (до 30 лет) или женщинами не старше 35 лет, (см. табл. 1-3). У всех младенцев в первые месяцы жизни была выявлена легкая и среднетяжелая со-четанная перинатальная патология ЦНС. В связи с
этим у детей в условиях благоприятного семейного воспитания своевременно не формировались новые психологические взаимоотношения с внешним миром и социальные способы коммуникации. К концу первого года жизни они не овладевали навыком самостоятельной ориентировки в окружающей среде и практическими действиями с предметами. Эмоциональная неустойчивость и возбудимость ЦНС обусловили трудности социального взаимодействия. В целях общения и информирования взрослого о своих психологических и физиологических потребностях дети использовали самые ранние способы: движения, крик и плач.
Дети, у которых на первом году жизни был установлен МВ психического развития, были рождены как молодыми матерями, возраст которых не превышал 30 лет, так и позднородящими женщинами старше 35 лет (см. табл. 1-3). Все младенцы имели сочетанные среднетяжелые и тяжелые последствия перенесенного интра- и перинатального поражения ЦНС, пороки развития органов и систем организма, наследственные болезни. Это явилось причиной значительного увеличения времени, требуемого для формирования новых способов взаимоотношений ребенка с окружающей средой. На протяжении первого года жизни у этих детей отмечалось увеличение степени отставания психического развития, нарастание числа и глубины патологических отклонений во взаимодействии с внешним миром, что стало вторичным препятствием для их социальной адаптации.
К концу 1 года жизни ни один ребенок не овладел навыками самостоятельного социального взаимодействия с окружающим миром, а лишь непроизвольно использовал свои сенсорные и моторные возможности для удовлетворения потребности в комфорте [9,25].
Практически все дети с КМВ психического развития родились у матерей старше 30 лет с отягощенным акушерским анамнезом, патологически протекающей беременностью и родовой деятельностью (см. табл. 1-3). Эти новорожденные имели сочетание тяжелых хронических нарушений здоровья, которые проявились в виде различных аномалий детского организма и наследственных болезней, что вызвало своеобразие нервно-рефлекторных, а затем и собственно психологических ответов ребенка на сенсорные стимулы и привело к формированию патологических способов взаимодействия с ним. Глубина нарушений здоровья стала причиной значительного увеличения (более чем в 2 раза) временного отрезка, в течение которого у детей формировался новый способ психологического взаимодействия со средой. Значительные ограничения в восприятии сенсорной информации вызывали у детей негативное отношение к контакту с внешним миром, что затрудняло процесс развивающего взаимодействия и развития психических возможностей ребенка. В конце первого года жизни у детей наблюдалось угасание потребности в новизне, познании и самостоятельной активности, а также формирование полной зависимости от взрослого, наличие патологических привычек и асоциальных форм поведения [17]. Они возникли в связи с отсутствием специальных развивающих условий, способных адаптировать детей с инвалидизирующими нарушениями здоровья к жизни в социуме. Анализ данных, полученных в первом и втором полугодиях жизни обследованных детей, выявил постепенное увеличение к концу первого года жизни временных отрезков, в течение которых дети овладевали новыми, более совершенными психическими формами взаимоотношений с внешним миром. При этом за первые 10 мес жизни не наблюдалось изменений в составе детей в группах [18].
У детей с КМВ психического развития во 2-м полугодии жизни новых психологических достижений возраста не появилось. Темп психического развития на протяжении первого года практически не претерпел изменений, что свидетельствовало о наличии у детей физиологически обусловленной потребности в значительном увеличении временного интервала для формирования психологических достижений каждого последующего психологического возраста.
Следует отметить, что при наличии систематического контроля состояния здоровья детей и индивидуального лечения отдельные формы патологии не оказывают негативного влияния на ход психического развития в течение первого года жизни. Функциональные нарушения, число которых не превышало 1-2, были отмечены только у детей с НВ психического развития.
Нарушения здоровья у детей с отклоняющимися от нормы вариантами психического развития включали в себя от 3 до 6 различных форм патологии. У детей с ЗВ психического развития обнаружено сочетание нескольких форм нарушений здоровья соматического и неврологического характера. Однако их число и степень тяжести были существенно меньшими, чем у детей с МВ и КМВ психического развития. У всех детей с МВ и КМВ психического развития было выявлено сочетание нескольких тяжелых нарушений здоровья.
Нами показано также, что негативное влияние на процесс психического развития детей в большей степени оказывают врожденные пороки развития внутренних органов, патология опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, что значительно затрудняет процесс психологического взаимодействия ребенка с внешним миром и обусловливает рост числа особых образовательных потребностей у детей. Выявлена обратная корреляция между заболеваниями ЦНС и вариантом психического развития на протяжении первого года жизни детей. Значимая обратная корреляция отмечалась при кистозно-глиозных образованиях в структурах головного мозга и нарушениях его развития (г=-0,545) что свидетельствует о
Таблица 3
Структура нарушений здоровья у детей первого года жизни
Вариант психического развития Болезни нервной системы Болезни органов и систем
органического генеза функционального генеза дыхания опорно-двигательного аппарата системы кровообращения органов чувств прочие
НВ 0/99 (0) 21/99 (21,2) 6/99 (6,0) 4/99 (4,1) 18/99 (18,1) 0/99 (0) 54/99 (54,5)
ЗВ 4/180 (2,2) 119/180 (66,1) 14/180 (7,7) 16/180 (8,8 ) 37/180 (20,5) 11/180 (6,1) 137/180 (76,1)
МВ 104/147 (70,7) 136/147 (92,5) 38/147 (25,8) 91/147 (61,9 ) 58/147 (39,4) 26/147 (17,6) 131/147 (89,1)
КМВ 74/74 (100) 74/74 (100) 23/74 (31) 64/74 (86,4) 36/74 (48,6) 31/74 (41,8) 68/74 (91,8)
—
самостоятельной роли каждого из этих факторов.
Инструментальные методы диагностики позволили обнаружить у детей наличие различных патологических изменений в структурах головного мозга, таких как внутричерепная гипертензия, внутриже-лудочковые кровоизлияния, субэпендимальные кровоизлияния, врожденные пороки развития головного мозга, задержка миелинизации белого вещества головного мозга, кистозно-глиозные образования в структурах мозга, дегенерация вещества мозга, микроцефалия, что было выявлено ранее [3,12,27,28]. При этих формах патологии ЦНС у детей были выявлены самые значительные нарушения темпа формирования психологических достижений возраста, увеличение числа, структуры и тяжести патологических особенностей психологического взаимодействия детей с внешним миром. При этом нами было установлено, что тяжесть патологии ЦНС тесно коррелирует со степенью задержки темпа психического развития и числом отклонений социального взаимодействия младенца с внешним миром (г=0,781). Негативное влияние на состояние здоровья новорожденного оказывают также осложнения родовой деятельности, патология беременности, а также отягощенный акушерско-гинекологический анамнез матери. Тяжелое состояние детей при рождении и значительное число нарушений здоровья были выявлены при сочетании этих переменных, которое было установлено у 55,6 % детей с одним из отклоняющихся вариантов развития психики. Выявлено также, что возраст родителей и связанные с ним различия между молодой и зрелой семьей, с одной стороны определяют особенности развития ребенка с сочетанными нарушениями здоровья, с другой - требуемую форму социальной государственной поддержки или обеспечения.
Таким образом, этиология и течение болезни, как и определенная структура нарушений здоровья, представляют собой первичные факторы, обусловливающие нарушения психического развития и социальной адаптации ребенка в окружающей среде. Они являются значимыми прогностическими факторами, наличие которых предопределяет возможность развития психики по одному из отклоняющихся вариантов, без указания на степень тяжести отставания темпа усвоения нового и характер психологических трудностей.
Такое прогнозирование позволяет предпринять необходимые действия в виде определенных диагностических и реабилитационных мероприятий для предупреждения или компенсации данного рода событий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. М.: МЕДпресс-информ, 2009.
2. Зайниддинова Р.С., Смирнов И.Е., Иванов В.А. Перинатальные гипоксические поражения головного мозга у детей. Российский педиатрический журнал. 2011; 2: 23-9.
3. Шакина Л.Д., Смирнов И.Е. Нарушения церебрального ангиоба-рьеронейрогенеза у детей с последствиями гипоксической перинатальной энцефалопатии. Молекулярная медицина. 2011; 6: 3-14.
4. Смирнов И.Е., Ровенская Ю.В., Зайниддинова Р.С., Кучеренко А.Г. Динамика факторов апоптоза при перинатальных поражениях центральной нервной системы у детей первого года жизни. Российский педиатрический журнал. 2011; 6: 3-8.
5. Johnson KC, Brennan PA, Stowe ZN, Leibenluft E, Newport DJ. Physiological regulation in infants of women with a mood disorder: examining associations with maternal symptoms and stress. J Child Psychol Psychiatry. 2014; 55(2): 191-8.
6. Choe DE, Olson SL, Sameroff AJ. Effects of early maternal distress and parenting on the development of children's self-regulation and externalizing behavior. DevPsychopathol. 2013; 25(2): 437-53.
7. Poulsen G, Wolke D, Kurinczuk JJ, Boyle EM, Field D, Alfirevic Z, Quigley MA. Gestational age and cognitive ability in early childhood: a population-based cohort study. Paediatr Perinat Epidemiol. 2013; 27(4): 371-9.
8. Woodward LJ, Bora S, Clark CA, Montgomery-Honger A, Pritchard VE, Spencer C, Austin NC. Very preterm birth: maternal experiences of the neonatal intensive care environment. JPerinatol. 2014; 34(7): 555-61.
9. Лазуренко С.Б. Анализ структуры патологических состояний новорожденных детей, приводящих к инвалидизации, и их отдаленные последствия. Российский педиатрический журнал. 2009; 1: 49-51.
10. Odd DE, Emond A, Whitelaw A. Long-term cognitive outcomes of infants born moderately and late preterm. Dev Med Child Neurol. 2012; 54(8): 704-9.
11. Macdonald JA, Beauchamp MH, Crigan JA, Anderson PJ. Age-related differences in inhibitory control in the early school years. Child Neuropsychol. 2014; 20(5): 509-26.
12. Зайниддинова Р.С., Смирнов И.Е., Степанов А.А., Зябкина А.Г., Задкова Г.Ф., Беляева И.А., Яцык Г.В. Динамика неврологических проявлений церебральной ишемии у детей 1-го года жизни зависит от тяжести ишемических повреждений центральной нервной системы. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 7-13.
13. Kosinska-Kaczynska K, Szymusik I, Kaczynski B, Bomba-Opon D, Wegrzyn P, Dzwigala B, Wielgos M. Iatrogenic and spontaneous late preterm twins-which are at higher risk of neonatal complications? Ginekol Pol. 2013; 84(6): 430-5.
14. Baron IS, Litman FR, Ahronovich MD, Baker R. Late preterm birth: a review of medical and neuropsychological childhood outcomes. Neuropsychol Rev. 2012; 22(4): 438-50.
15. Baron IS, Weiss BA, Baker R, Khoury A, Remsburg I, Thermolice JW, Litman FR, Ahronovich MD. Subtle adverse effects of late preterm birth: a cautionary note. Neuropsychology. 2014; 28(1):11-8.
16. Palmer FB, Anand KJ, Graff JC, Murphy LE, Qu Y, Volgyi E, Rovnaghi CR, Moore A, Tran QT, Tylavsky FA. Early adversity, so-cioemotional development, and stress in urban 1-year-old children. J Pediatr. 2013; 163(6): 1733-9.
17. Лазуренко С.Б. Начальный этап коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии. Российский педиатрический журнал. 2008; 4: 54-6.
18. Лазуренко С.Б. Организация коррекционно-педагогической помощи в домах ребенка при сочетанной перинатальной патологии у детей раннего возраста. Российский педиатрический журнал. 2011; 4: 59-64.
19. Мазурова Н.В., Лазуренко С.Б., Карниз Т.А., Зайниддинова Р.С. Психолого-педагогическое сопровождение недоношенного ребенка и его семьи в структуре комплексной реабилитации. Российский педиатрический журнал. 2012; 2: 51-7.
20. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (таблица). М. 1979.
21. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина. 1981.
22. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. М.: 2003.
23. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. 2-е изд. М.: Изд. «Экзамен», 2004.
24. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2005;. 180 с.
25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: под ред. Е. А. Стре-белевой. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
26. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). М.: Триво-ла, 1994. 168 с.
27. Смирнов И.Е., Шакина Л.Д., Ровенская Ю.В., Иванов В.А., Зайниддинова Р.С. Эндотелиальная дисфункция при гипоксически-ишемических поражениях мозга у детей. Российский педиатрический журнал. 2010; 4: 32-7.
15. Baron IS, Weiss BA, Baker R, Khoury A, Remsburg I, Thermolice JW, Litman FR, Ahronovich MD. Subtle adverse effects of late preterm birth: a cautionary note. Neuropsychology. 2014; 28(1):11-8.
16. Palmer FB, Anand KJ, Graff JC, Murphy LE, Qu Y, Volgyi E, Rovnaghi CR, Moore A, Tran QT, Tylavsky FA. Early adversity, so-cioemotional development, and stress in urban 1-year-old children. J Pediatr. 2013; 163(6): 1733-9.
17. Lazurenko S.B. The initial stage of correctional and educational assistance to children of infant and young children with developmental disabilities. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2008; 4: 54-6. (in Russian)
18. Lazurenko S.B. Organization of correctional and pedagogical assistance in infant homes with combined perinatal pathology in children of early age. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 4: 59-64. (in Russian)
19. Mazurova N.V., Lazurenko S.B., Karniz T.A., Zainiddinova R.S. Psycho-pedagogical support of a premature baby and his family in the structure of complex rehabilitation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 2: 51-7. (in Russian)
20. Pantyuchina G.V., Pechora K.L., Frucht E.L. Diagnosis of mental development of children during the first three years of life (table). M. 1979. (in Russian)
21. Zhurba L.T., Mastyukova E.M. Violation of psychomotor development of children in the first year of life [Narushenie psichomotorno-go razvitiya detey pervogo goda zhizni]. Moscow: Meditsina; 1981. (in Russian)
22. Ekzhanova E.A., Strebeleva E.A. Correction and development training and education of preschool children with disabilities. [Korrekt-sionno-pazvivayushee obuchenie i vospitanie doshkolnikov s narush-eniem intellekta]. M.; 2003. (in Russian)
23. Strebeleva E.A. Remedial assistance to young children with organic lesions of the Central nervous system in groups of .short-term stay. 2nd ed. [Korrektsionnaya pomosh detyam rannego vozrasta s organiches-kim porazheniem tsentralnoy nervnoy sistemy v gruppach kratkovre-mennogo prebyvaniya]. 2 nd. Moscow: Ekzamen, 2004. (in Russian)
24. Strebeleva E.A. The formation of thinking in children with developmental disabilities. [Formirovanie myshleniya u detey s otkloneni-yami vpazvitii]. M.: Vlados. 2005. (in Russian)
25. Psychological-pedagogical diagnostics development of children of early and preschool age: a method manual: edited by E. A. Strebeleva. [Psichologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detey rannego i doshkolnogo vozrasta: metodicheskoe posobie/ pod red. E. A. Strebeleva. (in Russian)
26. Elkonin B.D. Introduction to developmental psychology (in the tradition of cultural-historical theory of L. S. Vygotsky. [Vvedenie v psichologiyu razvitiya (v traditsii kulturno-istoricheskoy teorii L.S.Vygotskogo]. M.Trivola.1994. (in Russian)
27. Smirnov I.E., Shakina L.D., Rovenskaya Yu.V., Ivanov V.A., Zayniddinova R.S. Endothelial dysfunction in hypoxic-ischemic brain damage in children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2010; 4: 32-7. (in Russian)
28. Smirnov I.E., Zayniddinova R.S., Nechaeva N.L., Shakina L.D. Cerebrovascular disorders in infants: biomarkers of damage. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 6: 30-8. (in Russian)
Поступила 11.11.14 Received 11.11.14
28. Смирнов И.Е., Зайниддинова Р.С., Нечаева Н.Л., Шакина Л.Д. Нарушения мозгового кровообращения у детей раннего возраста: биомаркеры повреждений. Российский педиатрический журнал. 2012; 6: 30-8.
■
REFERENCES
■
1. Palchik A.B., Shabalov N.P. Hypoxic-ischemic encephalopathy in newborns.[Gypoksicheski-ishemicheskaya entsefalopatiya novorozhdennykh]. M.: MEDpress-inform, 2009. (in Russian)
2. Zayniddinova R.S., Smirnov I.E., Ivanov V.A. Perinatal and hypoxic brain injuries in children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 2: 23-29. (in Russian)
3. Shakina L.D., Smirnov I.E. Disorders of cerebral angiobarrieroneu-rogenesis in children with consequences of perinatal hypoxic encephalopathy. Molekulyarnaya meditsina. 2011; 6: 3-14. (in Russian)
4. Smirnov I.E., Rovenskaya Yu.V., Zayniddinova R.S., Kucherenko A.G. Time course of changes in apoptotic factors in perinatal lesions of the central nervous system in babies in the first year of life. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 6: 3-8. (in Russian)
5. Johnson KC, Brennan PA, Stowe ZN, Leibenluft E, Newport DJ. Physiological regulation in infants of women with a mood disorder: examining associations with maternal symptoms and stress. J Child Psychol Psychiatry. 2014; 55(2): 191-8.
6. Choe DE, Olson SL, Sameroff AJ. Effects of early maternal distress and parenting on the development of children's self-regulation and externalizing behavior. DevPsychopathol. 2013; 25(2): 437-53.
7. Poulsen G, Wolke D, Kurinczuk JJ, Boyle EM, Field D, Alfirevic Z, Quigley MA. Gestational age and cognitive ability in early childhood: a population-based cohort study. Paediatr Perinat Epidemiol. 2013; 27(4): 371-9.
8. Woodward LJ, Bora S, Clark CA, Montgomery-Honger A, Pritchard VE, Spencer C, Austin NC. Very preterm birth: maternal experiences of the neonatal intensive care environment. J Perinatal. 2014; 34(7): 555-61.
9. Lazurenko S.B. Analysis of the structure of pathological conditions of newborns, leading to disability, and long-term consequences. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 1: 49-51. (in Russian)
10. odd DE, Emond A, whitelaw A. Long-term cognitive outcomes of infants born moderately and late preterm. Dev Med Child Neurol. 2012; 54(8): 704-9.
11. Macdonald JA, Beauchamp MH, Crigan JA, Anderson PJ. Age-related differences in inhibitory control in the early school years. Child Neuropsychol. 2014; 20(5): 509-26.
12. Zayniddinova R.S., Smirnov I.E., Stepanov A.A., Zyabkina A.G., Zadkova G.F., Belyaeva I.A., Yatsyk G.V. Dynamics of the neurological manifestations of cerebral ischemia in infants depends on the severity of ischemic damage to the central nervous system. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 3: 7-13. (in Russian)
13. Kosinska-Kaczynska K, Szymusik I, Kaczynski B, Bomba-Opon D, Wegrzyn P, Dzwigala B, Wielgos M. Iatrogenic and spontaneous late preterm twins-which are at higher risk of neonatal complications? GinekolPol. 2013; 84(6): 430-5.
14. Baron IS, Litman FR, Ahronovich MD, Baker R. Late preterm birth: a review of medical and neuropsychological childhood outcomes. Neuropsychol Rev. 2012; 22(4): 438-50.