Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональных компетенций студентов'

Особенности формирования профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1762
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салапура М.Н., Богданова Е.А.

В статье приводится анализ особенностей формирования профессиональных компетенций студентов, как инструмента обеспечения высокого уровня подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article analyzes the features of the formation of professional competences of students as a tool to ensure a high level of training.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональных компетенций студентов»

12. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е. Бессилин А.В., Володин В.Н., Коваль В.А. Определение платы за использование радиочастотного спектра в Российской Федерации // Электросвязь, 2008. - № 1. - С. 30-32.

13. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Результаты реализации методики взимания платы за использование РЧС в России и ее совершенствование // Электросвязь, 2012. - № 8. - С. 9-11.

14. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Пути совершенствования методики определения платы за использование РЧС для операторов подвижной связи // Электросвязь, 2017. - № 9. - С. 50-53.

15. Володина Е.Е. Методы и модели эффективного управления использованием радиочастотного ресурса: Монография. - М.: ИД Медиа Паблишер, 2018. - 168 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ

М. Н. Салапура, ассистент кафедры экономической информатики БГУИР, аспирант БГУИР, marinasalapura@gmail. com;

Е.А. Богданова, ассистент кафедры экономической информатики БГУИР, bogdanova.competentum@gmail.com.

УДК 721.03_

Аннотация. В статье приводится анализ особенностей формирования профессиональных компетенций студентов, как инструмента обеспечения высокого уровня подготовки специалистов.

Ключевые слова: качество подготовки; образовательный процесс; компетентность; компетенции.

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

Marina Salapura, assistant of «Economic informatics» department BSUIR, graduate student BSUIR; E.A. Bogdanova, assistant of «Economic informatics» department BSUIR..

Annotation. The article analyzes the features of the formation of professional competences of students as a tool to ensure a high level of training.

Keywords: quality of training; educational process; competence.

С переходом современного общества к информационной модели развития резко возросла потребность в специалистах, способных применять современные средства информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это накладывает на высшее образование новые требования, связанные с необходимостью использования современных подходов и способов формирования профессиональной компетентности студентов. И в первую очередь, это более широкое и эффективное использование информационных технологий в процессе изучения специальных дисциплин. При этом нужно отметить, что вопросы научно-методического обеспечения процесса информатизации в цикле профессиональной подготовки являются пока еще недостаточно разработанными.

Совершенствование процесса образования в Республике Беларусь объективно выдвигает проблему качественной подготовки профессиональных кадров в число приоритетных направлений, что отражено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от

12.03.2015 г. № 190 «О приоритетных направлениях научных исследований Республики Беларусь на 2016-2020 годы» и других нормативных документах.

Одним из ведущих направлений развития профессионального образования является формирование конкурентоспособности выпускников вузов. В связи с этим конкурентоспособность, как уровень сформированности компетентности и компетенций будущих выпускников, приобретает решающее значение [1]. Отправной точкой для процесса профессионального становления личности, как будущего специалиста, служат государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых конечная цель подготовки специалиста смещается с позиции «знание» на позицию «компетентность».

Государственные образовательные стандарты высшего образования определяют требования к содержанию образования по каждой специальности, условиям реализации основной профессиональной образовательной программы и к результатам ее освоения. В качестве критериев результативности подготовки специалистов определены общие и профессиональные компетенции.

Хотя задачи развития профессиональных компетенций рассмотрены ранее в работах достаточно большого количества исследователей (О.С. Виханский, В.Н. Глумаков, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, Б.З. Мильнер и др.), можно заметить, что современное общество предъявляет к выпускникам вузов все новые и новые требования. Инновационная экономика, самым тесным образом интегрированная с технологиями обработки больших объемов информации, задает новые инновационные условия подготовки молодых специалистов - наличие необходимых знаний, умений и навыков в сфере современных информационных технологий.

Многие исследователи определение компетенции наиболее полно связывают с деятельностным результатом обучения, направленным на развитие способности соединять базовые знания, умения и навыки в единое целое для достижения высокого уровня результата в зависимости от цели, контекста, ситуации, функции, имеющихся ресурсов.

И.А. Зимняя, под компетентностью выделяет интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность, как и компетенция, включает в себя когнитивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях [2].

А.В. Хуторской [3] определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». А.М. Ароновым [2] профессиональная компетентность определяется как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность».

Ряд исследователей (А.А. Вербицкий, В.В. Сериков, В. Шершнева и др.) считают невозможным просто передачу компетентности обучаемому, так как компетентность не существует заранее в каком-то готовом виде. Каждый субъект обучения должен создавать ее для себя сам. Компетентность необходимо создавать как продукт индивидуального творчества и постоянного саморазвития [4].

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умениями, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития [5, 6].

Профессиональная компетентность формируется как совокупность компетенций информационного, коммуникативного, процессуального характера. Считаем, что компетентность требует обязательного наличия у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношения к своей профессии и результатам ее деятельности

как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета (т.е. четко прослеживается необходимость комбинирования как специальностей, так и дисциплин) своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития, только в этом случае он может быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда [8].

Выделяют несколько групп компетенций:

• общекультурные компетенции: включают совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, которые позволяют студенту свободно овладеть инструментарием изучаемых наук, различных видов технологий, других сфер профессиональной деятельности, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях; предполагают свободное владение понятиями, законами, принципами, методами, теориями текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества, что позволяет студенту ориентироваться в социальном и культурном окружении, оперировать его элементами;

• общепрофессиональные компетенции, которые имеют системный и междисциплинарный характер, обусловленный общим профилем направлений подготовки студентов, формируются в процессе освоения профессиональных специальных дисциплин;

• профильно-специализированные компетенции связаны со способностью студента привлекать для решения профессиональных задач знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретной предметной области; формируются в процессе освоения специальных дисциплин и дисциплин специализации и включают совокупность знаний, умений и навыков основных современных теоретических и методологических подходов по выбранному профилю [1].

Для формирования профессиональных компетенций необходимо совершенствование образовательного процесса в направлении изменения содержания образования, применения активных технологий и форм обучения, активизации самостоятельной работы студентов, активному использованию современных элементов дистанционного образования в практике высшей школы [9, 10].

Выделяют следующие этапы формирования профессиональной компетенции студентов:

• «начальный этап» - формирование мотивационного компонента;

• «адаптивный этап» - развитие мотивационного компонента профессиональной компетенции;

• «когнитивный этап» - накопление знаний, т.е. формирование когнитивного компонента компетенции;

• «рефлексивный этап» - актуализация потребности самообразовательной деятельности и продолжение развития когнитивного компонента компетенции;

• «деятельностный этап» - формирование деятельностного компонента профессиональной компетенции, творческого отношения студентов к изучению дисциплин.

Согласно концепции информатизации высшего образования, стратегическая цель информатизации образования состоит в формировании единой информационной среды, обеспечивающей проведение и поддержку учебной, научной, воспитательной и организационно-управленческой деятельности вуза на базе современных информационных технологий, средств мультимедиа и телекоммуникации.

Можно выделить следующие направления информатизации образовательного процесса в

вузе:

• развитие информационной среды вуза, включая информатизацию процесса управления учебным заведением;

• применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, в ходе обучения студентов различным учебным дисциплинам и при контроле полученных знаний;

• использование информационных технологий в качестве средства, обеспечивающего научно-исследовательскую деятельность вуза.

Результаты обучения на естественнонаучных, экономических и технических специальностях напрямую связаны с наличием у студентов навыков формализованного или так называемого алгоритмического мышления.

Например, в образовательном стандарте высшего образования Республики Беларусь по специальности 1-40 05 01 «Информационные системы и технологии (по направлениям)» выделены такие профессиональные компетенции, как:

• умение применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

• владение системным и сравнительным анализом;

• владение исследовательскими навыками;

• способность порождать новые идеи (обладать креативностью);

• владение междисциплинарным подходом при решении проблем;

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации с использованием компьютерной техники и др.

Все это невозможно без наличия системного подхода к обработке информации, и в частности, без умения формализовывать данные. Отметим, что именно алгоритмический стиль мышления характеризует способность студентов к обобщенному анализу данных и их формализации. Очевидно, что студенты с развитыми алгоритмическими способностями обладают более высоким уровнем абстрактности мышления и хорошими навыками логических умозаключений.

Таким образом, современное общество, основанное на инновациях, требует от учреждений профессионального образования подготовки компетентных специалистов, способных к общению и сотрудничеству, владеющих умением получать и технологично обрабатывать информацию, принимать решения и действовать оперативно в нестандартных ситуациях. Поэтому проблема формирования профессиональных компетенций в образовательном процессе является актуальной в условиях реформирования образования и ее решение возможно путем совершенствования образовательного процесса. Важной проблемой современного этапа развития высшего образования является управление процессом усвоения знаний. Образовательные учреждения, фактически, занимаются проектной деятельностью (семестровый, годовой и 4/5-ти летний проекты), но в отличие от методологий проектной деятельности, быстро развивающейся и прошедшей впечатляющий путь от каскадных моделей управления проектной деятельностью до гибких методологий разработки и появления множества стандартов, утверждающих новые принципы управления, методологии обучения не меняются, по сути культивируя те же каскадные модели. Думается, что именно в направлении реинжиниринга и формировании новых форм управления в обучении, учитывающих новые возможности, требования и динамику внешнего мира, кроются могучие резервы повышения эффективности и результативности процессов усвоения знаний.

Литература

1. Ершова О.В., Муллина Э.Р. Компетентностный подход как условие повышения качества подготовки студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2015. - № 1. - С. 134-137.

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. - Кн. 2. - М.: 2004. - С. 6-12.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

4. Аронов А.М. Психология и педагогика. - Красноярск: СФУ, 2007. - 171 с.

5. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. - М.: Знание, 1986. -С. 22.

6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня, 2004. - № 3. - С. 20-26.

7. Архангельский С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. - М.: Знание, 975. - 41 с.

8. Аванесов, В.И. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М.: Исследовательский центр, 1989. - 192 с.

9. Ершова О.В., Чупрова Л.В. Активизация учебной деятельности студентов в условиях реализации ФГОС // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2015. - № 1. - С. 65-68.

10. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность, 2012. - № 1. - С. 63-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.