Сведения об авторах: Глухих Наталья Владимировна,
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: gluhihnv@yandex.ru
Миронова Александра Анатольевна,
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: amiron_rus@mail.ru
Information about the author: Glukhikh Natalia Vladimirovna,
Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of the Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: gluhihnv@yandex.ru
Mironova Aleksandra Anatolievna,
Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of the Russian Language and Methods of Teaching Russian, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: amiron_rus@mail.ru
УДК 37.016:51(045) ББК 22.1р
Ю.С. Жаркова, И.Э. Лапина ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
профессиональной компетентности студентов педагогических вузов математических профилей обучения
В статье описываются принципы формирования компетентности студентов педагогического вуза в соответствии с новыми ФГОС. Раскрываются особенности формирования специальных компетенций в рамках преподавания дисциплин «Математическая логика и теория алгоритмов» и «Компьютерная алгебра».
Ключевые слова: компетенция, компетентность, трудовые функции, формирование, обучение, контекстный подход.
ЬЕ. Lapina, Yu.S. Zharkova
FEATURES OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES wITH MATHEMATICAL TRAINING STRUCTURE
The article describes the principles of competence of pedagogical high school students under the new GEF. The peculiarities of formation of special competence within teaching disciplines "Mathematical logic and theory of algorithms" and "Computer Algebra" are discussed. Key words: competence, labor function, formation, learning, contextual approach.
В современных условиях реформирования высшего педагогического образования большое внимание уделяется проблеме совершенствования качества подготовки учителей. В настоящее время содержание математической подготовки бакалавров физико-математического образования определяет само учебное заведение, в связи с чем существует возможность расставить приоритеты в преподавании основных математических курсов и курсов по выбору с учетом специфики подготовки бакалавров педагогического по совмещенному профилю «Математика. Информатика». Введены профессиональные стандарты третьего поколения, особенностью которых является их направленность на формирование профессиональной компетентности, что предполагает ориентацию всех дисциплин учебного плана на развитие практических навыков и умений, базирующихся на фундаментальных теоретических знаниях. Поэтому каждое учебное заведение стремится реализовывать подход, учитывающий междисциплинарное формирование профессиональных компетенций, развитие практических навыков в контексте будущей профессиональной деятельности. Также в 2013 году был введен новый профессиональный стандарт педагога [5], согласно которому учитель должен владеть определенными трудовыми действиями. Поэтому для качественной подготовки будущего учителя у обучающихся в педагогическом вузе необходимо развивать уровень владения не только компетенциями, но и определенными трудовыми функциями. Для решения этой задачи может быть применена технология активного обучения - контекстное обучение. В [1] отмечается, что в качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении необходимо в полном объеме использовать как методы активного обучения, так и традиционные методы в их органическом сочетании.
Как отмечается в статье Л.С. Кап-каевой [3, с. 35]: «Одним из главных требований нового подхода является формирование профессиональной компетентности выпускника», в той же рабо-
те компетентность рассматривается как высшая ступень развития компетенций.
В то же время одни и те же компетенции развиваются в процессе обучения различным курсам, в связи с чем необходимо обратить внимание на реализацию контекстного подхода в рамках преподавания математических дисциплин студентам педагогических вузов. Как известно, специальные компетенции отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности. Если рассматривать профессиональную деятельность будущих учителей математики и информатики, то требования к трудовой функции модуля «Предметное обучение. Математика» раскрывает профессиональный стандарт, в котором конкретизированы трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания, которыми должен обладать учитель математики. Поэтому и содержание основных курсов математических дисциплин, и содержание курсов по выбору должно быть направлено на эффективное формирование предметной компетентности в рамках профессионального стандарта, что подразумевает и формирование предметных навыков и математической интуиции, и расширение математического кругозора. Однако, как отмечено в работе [4, с. 99], «Очевидным является факт, что содержательный математический материал, предлагаемый студентам на учебном занятии, должен быть востребован ими как будущими учителями». Рассмотрим, как реализовано обучение студентов специальным компетенциям и трудовым действиям в процессе преподавания дисциплин «Компьютерная алгебра» и «Математическая логика и теория алгоритмов», концепции которых описаны в работах [2, с. 47-49; 4, с. 99-101].
В курсе компьютерной алгебры «проводится изучение алгоритмов вычислительной алгебры и теории чисел, а также изучение математических основ защиты информации как от несанкционированного доступа, так и от помех при ее передаче» [4, с. 100].
Предполагается, что в результате изучения данной дисциплины студент должен познакомиться с задачами приклад-
ш о
IX
ф
¡3
н о о
X
X к ф ^
I- X
ф ф
ою о
С! >:£ О Ф х с; -о ^
с
82 ф ^ ■Д."
I®
С ь
гт <0
Ф
н
X
го ей
0
1 °
£ СО
о т ^
^ ьг I- о О ф О Т X ^ X 4т Ф £
го
8
го
X
s с
го
о
го m о ¡£ П.
ГО *
О <2
ной алгебры в области информатики, научиться решать специальные учебные алгебраические задачи, моделирующие алгоритмы теоретической информатики, получить навыки работы в одной из систем символьной математики, разобраться в алгоритмах, проблемах и перспективах этих систем. Контекстный подход к конструированию содержания данной учебной дисциплины реализуется в выделении содержательных линий в обучении абстрактной алгебре и в выделении задач теоретического блока информатики, которые бы решались средствами прикладной алгебры. В этом случае примеры, описывающие теоретико-информационные проблемы, являются высшей целью построения и применения алгебраических конструкций. Это дает возможность мотивировать изучение абстрактных конструкций алгебры, позволяет сформировать наглядно-модельные примеры, ассоциируемые с этими конструкциями и, как следствие, усиливает познавательный интерес к изучению алгебры через положительное эмоционально-ценностное отношение к учебному предмету.
Содержательная линия «Многочлены» является одной из основных в школьном курсе математики. Действия с многочленами происходят по алгоритму и позволяют реализовать эти алгоритмы в виде программ и динамических таблиц в MSOffice. Поэтому в курсе «Компьютерная алгебра» развёртывание содержания представлено с учётом возможности интеграции его с курсом информатики и перспективой использования этого содержания в исследовательских работах школьников. Приведем пример реализации контекстного подхода к обучению на примере изложения содержательной линии «Многочлены».
1. Многочлены над полями. Основные понятия, конструкции. Действия над многочленами, приводимость, корни многочлена и кратные корни. Многочлены над основными числовыми полями.
2. Исследование возможностей одной из доступных систем символьной математики в реализации алгоритмов над многочленами.
3. Самостоятельная реализация некоторых алгоритмов действий над многочленами в MSExel или VBA для MSOffice (умножение, деление, схема Горнера).
4. Расширение полей. Многочлены над конечными полями.
5. Приложения теории конечных полей в помехоустойчивом кодировании. Циклические коды.
Что касается математической логики и теории алгоритмов, преподавание данной в педагогическом вузе обусловлено, во-первых, тем, что «педагог-математик должен уметь создать условия для воспитания у учащихся математического стиля мышления, основанного на выделении логической схемы рассуждения, четкости аргументации, точности использования математической символики» [2, с. 47].
Во-вторых, при изучении дисциплины «Математическая логика и теория алгоритмов» реализация специальной компетенции в области обучения математике, связанной со способностью понимать взаимосвязь данной математической дисциплины с другими разделами математического знания, применять методы других дисциплин при решении задач данной дисциплины и знания данной дисциплины в других областях, реализуется, например, следующим образом.
Для изучения темы «Логика предикатов» необходимо владеть знаниями по теории множеств - для определения области истинности конъюнкции, дизъюнкции предикатов, здесь же устанавливается связь между логическими операциями и операциями с множествами.
Аналогично, область истинности дизъюнкции предикатов определяется через операцию объединения множеств, отрицание предиката - через дополнение, импликацию - через дополнение и дизъюнкцию.
Соответственно, логика предикатов может быть применена при изучении дисциплины «Элементы математической логики в школьном курсе математики», а также и при преподавании математики в общеобразовательной школе. В частности, при определении необходимых и достаточных условий теорем, формулировке обратных и противоположных
теорем, определению математических понятий, доказательстве закона контра-позиции, соответствующего доказательству от противного.
Что касается логики высказываний, например, для преобразования булевых функций по законам математической логики необходимо владеть навыками упрощения и преобразования числовых и буквенных выражений, полученных в курсе математики общеобразовательной школы.
Овладение специальными компетенциями, на которые ориентирует дисциплина «математическая логика и теория алгоритмов», позволяет развить следующие трудовые действия. Способности к логическому рассуждению и коммуникации у обучающихся можно развить посредством изучения разделов математической логики: «Методы проверки рассуждений на логическую правильность», «Методы решения логических задач», «Общезначимые формулы логики предикатов». Умение пользоваться заданной математической моделью и ал-
горитмом, связанное с развитием компетенции в области обучения математики - способностью осуществлять построение, исследование и анализ математических объектов и моделей, достигается в процессе изучения теории алгоритмов. Данный раздел математической логики и теории алгоритмов, как видно из его названия, и содержит основы анализа и построения математических моделей алгоритмов - машин Тьюринга, нормальных алгоритмов Маркова и т.д., изучение имеет прямую связь с основами программирования и формированием компетенций в области обучения информатике.
Обучение будущего педагога - это многоаспектный процесс, включающий в себя не только развитие общекультурных и профессиональных компетенций в процессе преподавания каждой отдельной дисциплины математического цикла, но и формирование трудовых действий и умений в соответствии со стандартом педагога; реализацию межпредметных связей в рамках контекстного подхода.
Библиографический список
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]: метод. по- ^ собие / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
2. Жаркова, Ю.С. Использование элементов математической логики для совершенствования профессиональных компетенций педагога-математика [Текст] / Ю.С. Жаркова // Учебный эксперимент в образовании. - 2015. - № 3. - С. 47-49.
3. Капкаева, Л.С. Формирование специальных компетенций у будущих педагогов при обучении математическим дисциплинам [Текст] / Л. С. Капкаева // Гуманитарные науки и образование. -2014. - № 4(20). - С. 34-38.
4. Лапина, И.Э. Концепция курса «Компьютерная алгебра» в подготовке бакалавров физико-математического образования [Текст] / И. Э. Лапина // Человек и образование. - 2012. - № 4 (33). -С. 99-102.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Referencеs
1. Verbitsky A.A. Aktives Lernen in der Hochschulbildung: der kontextuellen Ansatz. M.: Vysshaia shkola, 1991. Р. 207. [in Russian].
2. Zharkova Y.S. Using the elements of mathematical logic to improve the teacher-professional competencies of mathematics. Uchebnyi experiment v obrazovanii, 2015. № 3. Р. 47-49. [in Russian].
3. Kapkaeva, L.S. Formation of special competence of future teachers for teaching mathematical disciplines. Gumanitarnyie nauki i obrazovanie, 2014. № 4 (20). Р. 34-38. [in Russian].
о
s I-
o о
X
Ёк
Ф s I- X
Ф ф
ОЮ Ü О
>s >s О Ф x с; -О s
Sf
с
8g ф Ü
Р
гт ГО
X «U
ЕГО
0 2
1 о S со
о m
I- О
О ф
О Т
X S
X 4т
Ф £
го
8
4. Lapina, I.E. The concept of the course "Computer Algebra" in the preparation of Bachelors of physical and mathematical education. Chelovek i obrazovanie, 2012. № 4 (33). P. 99-102. [in Russian].
5. Professional standard «Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)». Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 № 544n. [in Russian].
Сведения об авторах: жаркова Юлия Сергеевна,
кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра математики и методики обучения математики, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: sss-ulia@rambler.ru
Information about the authors: Zharkova Yuliya Sergeevna,
Candidate of Sciences (Mathematics), Associate Professor,
Department of Mathematics and Methods
of Teaching Mathematics,
Mordovian State Pedagogical Institute
named after M. Y. Evseviev,
Saransk, Russia.
E-mail: sss-ulia@rambler.ru
Лапина Ирина эдуардовна,
старший преподаватель кафедры математики и методики обучения математики,
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: irlapina@mail.ru
Lapina Irina Eduardovna,
Senior Lecturer,
Department of Mathematics
and Methods of Teaching Mathematics,
Mordovian State Pedagogical
Institute named after
M.Y. Evseviev,
Saransk, Russia.
E-mail: : irlapina@mail.ru
УДК 378:613.4 ББК 74.484(2):51.204
А.Н. Коваленко, Е.В. Быков
цели и задачи программы «мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры»
В материале статьи представлены основные цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры». Отражена концепция программы мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры и основные направления работы по реализации данной программы.
Ключевые слова: мониторинг здоровья студентов, заболеваемость студентов в вузах, оздоровление, здоровый образ жизни, адаптивная физическая культура.
ш
A.N. Kovalenko, E.V. Bykov
3 A GOALS AND OBJECTIVES OF THE PROGRAM
| «HEALTH MONITORING OF STUDENTS
I AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION»
ей
The article presents the main objectives of the program «Monitoring the health of students of the ^ University of Physical Culture». It addressed the students health monitoring program, the concept