Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
мир профессий / младший школьник / профориентация / world of professions / junior high school student / career guidance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лашкова Д. С.

В этой статье автор раскрывает понятие «представления», рассматривает особенности формирования представлений о профессиях у младших школьников с учетом их возрастных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лашкова Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF IDEAS ABOUT PROFESSIONS AMONG YOUNGER STUDENTS

In this article, the author reveals the concept of "representations", examines the peculiarities of the formation of ideas about professions among younger schoolchildren, taking into account their age characteristics

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.373

Лашкова Д.С.

учитель начальных классов Центр образования № 2 им. Короленко В.Г. с углубленным изучением иностранного языка (г. Ногинск, Московская обл., Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в этой статье автор раскрывает понятие «представления», рассматривает особенности формирования представлений о профессиях у младших школьников с учетом их возрастных особенностей.

Ключевые слова: мир профессий, младший школьник, профориентация.

Ознакомление детей младшего школьного возраста с профессиями взрослых- одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях формирует интерес к труду, помогает определиться с родом деятельности в будущем.

Младший школьный возраст - база формирования представлений о профессиях и принципов выбора специальности. Эта проблема освещена в трудах следующих ученых и педагогов: Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, А.Д. Сазонов, и д.р.

Возраст детей с 6-7 до 10-11 лет считается периодом самого интенсивного развития психических и физических качеств ребенка. Для того чтобы понять, как формируются представления о профессиях у детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать их психологические и когнитивные особенности:

Эмоциональная восприимчивость: дети этого возраста очень эмоциональны и легко увлекаются новыми идеями и образами. Это делает их открытыми к восприятию информации о разных профессиях.

Когнитивное развитие: мышление младших школьников еще не полностью сформировано, поэтому они склонны воспринимать информацию через конкретные примеры и образы. Абстрактное понимание профессий может быть затруднено.

Социальная ориентация: дети начинают осознавать себя частью общества и интересоваться тем, что делают взрослые вокруг них. Они стремятся подражать взрослым и хотят узнать больше о том, чем те занимаются.

Рассмотрим понятие «представление». С точки зрения У. Найссера представления — это схемы сбора информации, при помощи процессов, которые обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств, то есть перцептивных процессов. Это некий план, направленный на собирание информации о реальном мире, который связан с процессом восприятия, воображения, получения опыта, воспроизведения образов, предметов или явлений.

Таким образом, представления формируются на основе мышления, восприятия и воображения.

Представления можно разделить на ведущие анализаторы: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Представления формируются в процессе какой-либо деятельности, поэтому в зависимости от занятия развивается конкретный вид представлений. Например, на уроках изобразительного искусства у детей формируются зрительные представления, на уроках музыки - слуховые, на уроках физической культуры — двигательные. В процессе создания представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Поэтому для формирования представлений о

профессиях у детей младшего школьного возраста следует учитывать все эти критерии для достижения качественного результата.

Представления о профессиях могут формироваться под влиянием различных факторов:

Семья: родители и другие члены семьи являются первыми "учителями" для ребенка. Их профессии и рассказы о своей работе оказывают значительное влияние на восприятие ребенком различных видов деятельности.

Школа: учителя и учебные программы играют важную роль в формировании представлений о мире труда. Уроки по труду, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами помогают детям лучше понимать разные виды работ.

СМИ и культура: телевидение, книги, фильмы и интернет-ресурсы также влияют на представление детей о профессиях. Герои мультфильмов и фильмов часто демонстрируют определенные профессиональные роли, которые могут стать примером для подражания.

Игры и хобби: ролевые игры позволяют ребенку примерить на себя различные профессиональные роли (например, врач, пожарный, учитель). Это помогает развивать воображение и формировать более полное представление о профессиях.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что младший школьный возраст подходит для формирования представлений и знаний о профессиях. Именно в этом возрасте ребёнок активно поглощает информацию, открыт новому, начинает осознавать свою социальную значимость, оценивать себя и окружающих, развивается как личность, впитывает в себя нормы нравственного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр Академия, 2010. - 304 с;

2. Прохоров Г.С. Основы профориентации школьников - М.: Академия, 2016. - 490 с;

3. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация обучающихся. М.: Просвещение, 2001. - 223 с;

4. Яковлева С.В. Мир профессий [Текст] // Начальная школа. - 1998. - № 29. - С. 12-13

Lashkova D.S.

Education Center No. 2 named after Korolenko V.G. with advanced study of foreign language (Noginsk, Russia)

FEATURES OF FORMATION OF IDEAS ABOUT PROFESSIONS AMONG YOUNGER STUDENTS

Abstract: in this article, the author reveals the concept of "representations", examines the peculiarities of the formation of ideas about professions among younger schoolchildren, taking into account their age characteristics

Keywords: world of professions, junior high school student, career guidance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.