УДК 37.373
Лашкова Д.С.
учитель начальных классов Центр образования № 2 им. Короленко В.Г. с углубленным изучением иностранного языка (г. Ногинск, Московская обл., Россия)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в этой статье автор раскрывает понятие «представления», рассматривает особенности формирования представлений о профессиях у младших школьников с учетом их возрастных особенностей.
Ключевые слова: мир профессий, младший школьник, профориентация.
Ознакомление детей младшего школьного возраста с профессиями взрослых- одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях формирует интерес к труду, помогает определиться с родом деятельности в будущем.
Младший школьный возраст - база формирования представлений о профессиях и принципов выбора специальности. Эта проблема освещена в трудах следующих ученых и педагогов: Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, А.Д. Сазонов, и д.р.
Возраст детей с 6-7 до 10-11 лет считается периодом самого интенсивного развития психических и физических качеств ребенка. Для того чтобы понять, как формируются представления о профессиях у детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать их психологические и когнитивные особенности:
Эмоциональная восприимчивость: дети этого возраста очень эмоциональны и легко увлекаются новыми идеями и образами. Это делает их открытыми к восприятию информации о разных профессиях.
Когнитивное развитие: мышление младших школьников еще не полностью сформировано, поэтому они склонны воспринимать информацию через конкретные примеры и образы. Абстрактное понимание профессий может быть затруднено.
Социальная ориентация: дети начинают осознавать себя частью общества и интересоваться тем, что делают взрослые вокруг них. Они стремятся подражать взрослым и хотят узнать больше о том, чем те занимаются.
Рассмотрим понятие «представление». С точки зрения У. Найссера представления — это схемы сбора информации, при помощи процессов, которые обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств, то есть перцептивных процессов. Это некий план, направленный на собирание информации о реальном мире, который связан с процессом восприятия, воображения, получения опыта, воспроизведения образов, предметов или явлений.
Таким образом, представления формируются на основе мышления, восприятия и воображения.
Представления можно разделить на ведущие анализаторы: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Представления формируются в процессе какой-либо деятельности, поэтому в зависимости от занятия развивается конкретный вид представлений. Например, на уроках изобразительного искусства у детей формируются зрительные представления, на уроках музыки - слуховые, на уроках физической культуры — двигательные. В процессе создания представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Поэтому для формирования представлений о
профессиях у детей младшего школьного возраста следует учитывать все эти критерии для достижения качественного результата.
Представления о профессиях могут формироваться под влиянием различных факторов:
Семья: родители и другие члены семьи являются первыми "учителями" для ребенка. Их профессии и рассказы о своей работе оказывают значительное влияние на восприятие ребенком различных видов деятельности.
Школа: учителя и учебные программы играют важную роль в формировании представлений о мире труда. Уроки по труду, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами помогают детям лучше понимать разные виды работ.
СМИ и культура: телевидение, книги, фильмы и интернет-ресурсы также влияют на представление детей о профессиях. Герои мультфильмов и фильмов часто демонстрируют определенные профессиональные роли, которые могут стать примером для подражания.
Игры и хобби: ролевые игры позволяют ребенку примерить на себя различные профессиональные роли (например, врач, пожарный, учитель). Это помогает развивать воображение и формировать более полное представление о профессиях.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что младший школьный возраст подходит для формирования представлений и знаний о профессиях. Именно в этом возрасте ребёнок активно поглощает информацию, открыт новому, начинает осознавать свою социальную значимость, оценивать себя и окружающих, развивается как личность, впитывает в себя нормы нравственного поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр Академия, 2010. - 304 с;
2. Прохоров Г.С. Основы профориентации школьников - М.: Академия, 2016. - 490 с;
3. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация обучающихся. М.: Просвещение, 2001. - 223 с;
4. Яковлева С.В. Мир профессий [Текст] // Начальная школа. - 1998. - № 29. - С. 12-13
Lashkova D.S.
Education Center No. 2 named after Korolenko V.G. with advanced study of foreign language (Noginsk, Russia)
FEATURES OF FORMATION OF IDEAS ABOUT PROFESSIONS AMONG YOUNGER STUDENTS
Abstract: in this article, the author reveals the concept of "representations", examines the peculiarities of the formation of ideas about professions among younger schoolchildren, taking into account their age characteristics
Keywords: world of professions, junior high school student, career guidance.