Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ВЛАСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / YOUNG GENERATION / POWER / SUBJECTIVITY / POLITICAL SUBJECTIVITY / POLITICAL CONSCIOUSNESS / POLITICAL ACTION / SOCIO-POLITICAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зиненко Виктория Евгеньевна

Статья посвящена анализу процесса формирования политической субъектности современной российской молодежи. В начале XXI в. в условиях роста экономики и расширения демократических свобод политическая субъектность молодежи становится актуальной темой общественного дискурса. Стремление российского государства быть независимым игроком на международной арене привело к необходимости укрепления доверия между властью и обществом. Выстраивание конструктивного диалога между государством и молодежью подразумевает рассмотрение молодого поколения как значимого субъекта общественно-политических отношений. В результате анализа автор приходит к выводу, что в стране созданы соответствующие механизмы для конструктивного взаимодействия власти и молодежи, но в силу изменений социально-политической реальности они требуют регулярной модернизации. Соответственно, меняется и процесс формирования политической субъектности современной российской молодежи.This article presents an analysis of the process of formation of political subjectivity in modern Russian youth. At the beginning of the 21st century, under conditions of economic growth and the expansion of democratic freedoms, the political subjectivity of young people has becomes a topic of urgent public discourse. The desire of the Russian state to be an independent player in the international arena has led to a need to strengthen trust between the government and society. Building a constructive dialogue between the state and youth implies considering the younger generation as a significant subject of socio-political relations. As a result of this analysis, the author concludes that the country has created appropriate mechanisms for constructive interaction between the authorities and young people, but due to changes in socio-political reality, they require regular modernization. Accordingly, the process of forming the political subjectivity of modern Russian youth is changing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 6

Виктория Евгеньевна Зиненко,

заместитель главного редактора газеты «Спецназ России» (Мичуринский

просп., д. 70а, 119602, Москва, Россия), e-mail: vickan@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена анализу процесса формирования политической субъектности современной российской молодежи. В начале XXI в. в условиях роста экономики и расширения демократических свобод политическая субъектность молодежи становится актуальной темой общественного дискурса. Стремление российского государства быть независимым игроком на международной арене привело к необходимости укрепления доверия между властью и обществом. Выстраивание конструктивного диалога между государством и молодежью подразумевает рассмотрение молодого поколения как значимого субъекта общественно-политических отношений. В результате анализа автор приходит к выводу, что в стране созданы соответствующие механизмы для конструктивного взаимодействия власти и молодежи, но в силу изменений социально-политической реальности они требуют регулярной модернизации. Соответственно, меняется и процесс формирования политической субъектности современной российской молодежи.

Ключевые слова: молодое поколение, власть, субъектность, политическая субъектность, политическое сознание, политическое действие, общественно-политическое участие.

Victoria Evgenievna Zinenko,

Deputy Editor in Chief, "Spetsnaz of Russia" (Michurinskii av. 70а, 119602

Moscow, Russia); e-mail: vickan@inbox.ru

FEATURES OF THE FORMATION OF POLITICAL SUBJECTIVITY AMONG MODERN RUSSIAN YOUTH

This article presents an analysis of the process offormation ofpolitical subjectivity in modern Russian youth. At the beginning of the 21st century, under conditions of economic growth and the expansion of democratic freedoms, the political subjectivity of young people has becomes a topic of urgent public discourse. The desire of the Russian state to be an independent player in the international arena has led to a need to strengthen trust between the government and society. Building a constructive dialogue between the state and youth implies considering the younger generation as a significant subject of socio-political relations. As a result of this analysis, the author concludes that the country has created appropriate mechanisms

for constructive interaction between the authorities and young people, but due to changes in socio-political reality, they require regular modernization. Accordingly, the process of forming the political subjectivity of modern Russian youth is changing.

Key words: young generation, power, subjectivity, political subjectivity, political consciousness, political action, socio-political participation.

Формирование политической субъектности — достаточно сложный для изучения процесс. Следует отметить, что работ, посвященных политической субъектности российской молодежи, пока явно недостаточно. Это определяет актуальность и значимость выбранной темы. Теоретико-методологическая основа категории «субъект-ность» отражена в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьева, А.М. Коршунова, В.П. Иванова, Б.Д. Эльконина, К.В. Карпинского. В различных гуманитарных науках изучается социальная, экономическая, политическая субъектность. Так, в работах В.А. Лукова при изучении молодежи одним из ключевых является понятие «социальная субъектность», трактовка которого опирается на утвердившееся в юридических науках понятие «правосубъектность». В рамках нашего исследования интерес представляет политическая субъектность, в изучение которой свой вклад внесли работы Р.Д. Хунагова, Ю.А. Гнидиной, А.А. Шевченко, И.Н. Гомерова и др.1 В политической сфере к субъекту политики относят носителя целенаправленной политической активности, который стремится завоевать, удержать или использовать власть для реализации своих инте-ресов2. При этом власть или властно-управленческие отношения рассматриваются в качестве объекта. К субъектам политики относят и политические институты, выполняющие соответствующие властные функции.

По мнению А.И. Кончурова и К.Ю. Будылина, человек становится политическим субъектом, если обладает совокупностью таких характеристик, как воля к активной политической деятельности, способность анализировать ситуацию, возможность проводить целеполагание и политическую самоидентификацию3. Автор под

1 Хунагов Р.Д. Политическая субъектность. Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 1994; Гнидина Ю.А. Субъектность личности как условие развития государства и гражданского общества: монография. Балашиха: Де-По, 2010; Шевченко А.А. Политическая субъектность: философско-нормативный анализ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 4. С. 70-76; Гомеров И.Н. Субъект как смысловое ядро политической субъектности // Развитие территорий. 2015. № 3. С. 51-62.

2 Грачев М.Н. Политика: коммуникационное измерение. Тула: Издательство ТГПУ имени Л.Н. Толстого, 2011. С. 9.

3 Конуров А.И., Будылин К.Ю. Субъектность как политологическая категория // Власть. 2012. № 6. С. 149.

политической субъектностью понимает совокупность определенных качеств и свойств индивида или группы (общности), которые определяют их способность к самореализации и саморазвитию в политической сфере общества, а также сознательное удовлетворение собственных потребностей через влияние на другие субъекты или объекты.

Политическая субъектность формируется по мере развития личности, приобретения опыта и под влиянием внешних факторов. При этом, как отмечает Т.Н. Самсонова, усвоение норм поведения, ценностей и политических знаний, предлагаемых социумом, в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей молодого человека, таких как активность, целеустремленность, предприимчивость, способность к различным видам профессиональной деятельности4. Следовательно, политическая субъектность — это способность к сознательному политическому действию.

Статус субъекта приобретается в процессе социализации и не является врожденным. Его определяют такие составляющие сознания индивида, как воля, интерес и цель. То есть субъектность является динамической характеристикой, приобретаемой в процессе деятельности индивидов, социальных групп, общностей.

В процессе политической социализации формируется индивидуальная политическая субъектность, в то время как становление групповой политической субъектности происходит в ходе самоорганизации группы или общности, осознанного и целенаправленного участия в политическом процессе для реализации собственных интересов5.

Составными элементами политической субъектности выступают политическое сознание и политическое действие. Они вырабатываются и проявляются в ходе реальных политических отношений, которые, в свою очередь, формируют политические ориентации, отношение к власти, политическим институтам, политическому участию и т.д.

К основным критериям политической субъектности молодежи относятся:

• гражданское самосознание (воля);

• самостоятельность политических действий;

• автономность политических действий;

• регулярность политических действий.

4 Самсонова Т.Н. О становлении политической субъектности российской молодежи в процессе политической социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7. С. 21.

5 Семигин Г.Ю. Субъекты политики // Политическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г.Ю. Семигина. Т. 2. М.: Мысль, 1999. С. 177.

Развитие гражданского самосознания происходит в процессе осмысления человеком политической действительности и собственного места в ней. Самосознание напрямую связано с волей к политическому действию. Благодаря политическим действиям людей создаются, воспроизводятся и изменяются формы политической жизни. Эти действия могут быть рациональными и иррациональными, инерционными и творческими, стихийными и организованными и т.д.

Для формирования политической субъектности важно, чтобы совершаемые действия носили осознанный, самостоятельный характер. Молодые люди могут легко поддаться манипулятивному воздействию, и их политические действия в таком случае будут навязанными и вынужденными. Поэтому самостоятельность и автономность политических действий являются важным критерием политической субъектности. Следует обратить внимание, что политические действия, совершаемые от случая к случаю или спонтанно, не могут обладать политической субъектностью. Нельзя утверждать, что личность, социальная группа или общность, спонтанно (стихийно) совершая политическое действие, обладает свойством политической субъектности. Соответственно, регулярность политических действий выступает критерием политической субъектности.

Стоит отметить, что важными характеристиками политического действия являются активность, вовлеченность и рациональность. По мнению Г. Алмонда и С. Вербы, активный, информированный, вовлеченный и рациональный гражданин является примером успешной демократии6.

Полноправным гражданином и участником политических отношений молодой человек становится в 18 лет. Соответственно, в нашем исследовании рассматривается молодое поколение в возрастном диапазоне от 18 до 34 лет. Обычно верхнюю возрастную границу обозначают в 30 лет, но в некоторых случаях она достигает 35 лет и более7. С учетом того, что процесс политической социализации растянут во времени и не укладывается в стандартные возрастные рамки, в нашем исследовании целесообразно использовать верхнюю границу в 34 года. Для нас представляет интерес молодое поколение, которое проходило политическую социализацию в период с 2000 по 2019 г. В данный временной диапазон стала формироваться современная государственная молодежная политика (далее — ГМП),

6 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. С. 447.

7 См.: Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р). URL: http://government.ru/media/files/ ceFXleNUqOU.pdf

и возникли условия для расширения политического участия молодого поколения.

После острой фазы политических реформ, проходивших в 1990-х гг., в начале 2000-х гг. политическая борьба за власть в стране стала снижаться. Молодежь, играющая в период проведения радикальных реформ роль детонатора в интересах различных политических сил, стала формировать собственную стратегию политического участия. По мнению Ю.А. Зубок, слабое влияние политических институтов на молодое поколение привело к выстраиванию молодыми людьми собственных жизненных стратегий на основе индивидуальных представлений о желаемом и значимом8. Благодаря своему инновационному потенциалу молодежь стала проявлять новационные качества9 в окружающей социальной среде.

Лидеры и участники наиболее крупных молодежных организаций (Российский союз молодежи, профсоюзные организации студентов, союзы молодежных жилищных комплексов и т.д.) в наибольшей степени ощущали необходимость реформ государственной молодежной политики (ГМП). Они были против того, чтобы власть рассматривала социальную незащищенность молодежи как проблему, подлежащую минимизации и финансированию только в случае, когда проблема начинает видимым образом влиять на социальное самочувствие общества. Молодежные лидеры считали, что вместо этого приоритетным направлением развития ГМП должно стать повышение субъектности молодого поколения и создание условий для его самореализации10.

Молодым активистам в начале 2000-х гг. не удалось отстоять свою точку зрения по основным вопросам развития ГМП. Но их опыт взаимодействия с властью и наличие принципиальных взглядов на формирование молодежной политики пригодились в будущем. Многие инициативы молодых лидеров в дальнейшем будут реализованы в нормативно-правовых документах, определяющих ГМП.

Процесс формирования политической субъектности современной российской молодежи происходит в постоянно изменяющихся

8 Зубок Ю.А., Сорокин О.В. Формирование политического сознания российской молодежи и обуславливающие его противоречия // Социология власти. 2010. № 4. С. 7.

9 Под данным термином авторы понимают способность субъекта выстраивать ориентацию в окружающей среде при отсутствии необходимых знаний путем создания нового знания (Луков В.А., Луков С.В., Погорский Э.К. Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика на современном этапе развития общества // РоШоок. 2014. № 2. С. 10).

10 Гаврилов Ю.И., Харченко В.В., Нехаев В.В. Молодежная политика: поиски эффективных решений // Российская молодежь: проблемы и решения / Под ред. Ф.Э. Шереги. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С. 561-580.

политико-экономических и социокультурных условиях. Радикальные политические реформы сменялись политическим затишьем, вместо коллективизма советского периода пришли частнособственнические отношения в рамках либеральной экономики, партнерские отношения с Западом в 2000-х гг. сменились военно-политическим противостоянием в 2010-х гг. Исходя из сказанного, можно выделить следующую особенность формирования политической субъектно-сти современной российской молодежи: постоянно изменяющиеся условия политической социализации.

В условиях неопределенности в сознании молодого человека нет четкого понимания и представления об окружающей политической обстановке в стране, возникают проблемы с формированием групповых интересов. В настоящее время становление политического сознания российской молодежи носит в немалой степени рассогласованный и фрагментарный характер. В связи с этим следующей особенностью формирования политической субъектности молодежи является то, что ее становление в большей степени происходит через участие молодого поколения в общественно-политической жизни общества.

Социализация современного молодого поколения проходит в условиях широкого распространения цифровых технологий во всех сферах жизни, поэтому часто данное поколение называют «цифровым». Многие эксперты утверждают, что виртуальное общение в молодежной среде уже преобладает над реальным: 48,6 % молодых людей общаются с друзьями виртуально, а 44 % — реально

(офлайн)11.

Являясь лидером освоения интернет-пространства, молодежь вносит определенные изменения в традиционный процесс преемственности поколений. Уже молодое поколение все чаще передает старшему опыт общения в интернете и эксплуатации высокотехнологических коммуникационных устройств. Еще в середине XX в. М. Мид заметила тенденцию, когда передача опыта от старшего поколения к младшему (постфигуративный тип отношений) все больше заменяется передачей опыта между сверстниками (кофи-гуративные отношения). По мнению М. Мид, данная тенденция в

будущем может привести к появлению префигуративной культуры,

" 12

когда опыт передается от детей к родителям12.

11 Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография / Под общ. ред. С.В. Чуева. М.: Издательский дом ГУУ, 2017. С. 90.

12 Мид М. Культура и преемственность: исследование конфликта между поколениями // Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Сост. И.С. Кон; Пер. с англ. Ю.А. Асеева. М.: Наука, 1988. С. 322-361.

Интернет становится средством мобилизации молодых людей, новой институциональной средой политической социализации молодежи. При этом 45,8 % российской молодежи (18-24-летние) позитивно оценивают потенциал политической субъектности в глобальной сети. С увеличением возраста (25-34-летние) этот показатель повышается до 51,8 %13. Можно констатировать, что цифровизация окружающего пространства является следующей особенностью формирования политической субъектности современной российской молодежи.

Стоит отметить, что в 2010-х гг. государство все чаще начинает рассматривает молодежь как потенциальный политический субъект. Как замечают Ю.А. Зубок и В.И. Чупров, в настоящее время происходит значительное смещение акцента с «объектного» подхода в исследовании молодежи, рассматривающего ее как «пассивный объект управленческих стратегий», на «субъектный», изучающий ее как «самоорганизующийся полисубъектный актор»14. При этом субъектность молодого поколения активно проявляется в различных формах политического участия.

По мнению В.В. Петухова, политический и неполитический активизм дополняют друг друга, а не находятся в противоречии. Политическая включенность граждан становится выше, если они являются участниками неполитических форм и практик гражданского активизма15. Активная гражданская позиция становится основой политических действий молодых людей. Поэтому размывание границ между «общественным» и «политическим» является следующей особенностью формирования политической субъектности современной российской молодежи.

В настоящее время наиболее востребованными у молодежи формами общественно-политического участия являются:

• участие в общественно-политических организациях и движениях;

• волонтерское (добровольческое) движение;

• форумная деятельность;

• молодежный парламентаризм;

• участие в проектах «Россия — страна возможностей».

13 Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., СиняковА.В. Политическая субъектность пользователей социальных сетей в России: результаты всероссийского социологического исследования // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. Серия «История и политология». 2015. № 2. С. 83.

14 Россия реформирующаяся: Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 15. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 19.

15 ПетуховВ.В., БарашР.Э., СедоваН.Н., ПетуховР.В. Гражданский активизм в России: мотивация, ценности и формы участия // Власть. 2014. № 9. С. 14.

Молодежные общественно-политические организации являются не только институтами политической социализации молодежи, но и формами ее социальной самоорганизации, объектами государственной поддержки и субъектами патриотического и гражданского воспитания. При этом молодые люди реализуют свой потенциал в формальных и неформальных объединениях. Как правило, формальные объединения создаются «сверху» при поддержке государства, а неформальные — «снизу» по инициативе молодежи.

Молодежные организации становятся основой волонтерского (добровольческого) движения. Молодежь воспринимает добровольчество как наиболее доступную, эффективную и масштабную деятельность, способствующую самореализации и самовыражению молодых людей. Если в начале 2018 г. насчитывалось 5-7 млн волонтеров, то к концу года их количество составило более 14 млн человек16.

Одним из новых направлений раскрытия потенциала молодежи стали творческие и образовательные форумы. Они предоставляют молодым людям выбор будущей специальности, возможность реализовать себя в политической деятельности или в социально-экономической сфере. В 2018 г. в международных, всероссийских, региональных и муниципальных форумах приняло участие 800 тыс. человек из 85 регионов Российской Федерации17.

Следует подчеркнуть, что наиболее действенной формой прямого политического влияния на власть являются молодежные парламенты (далее — МП) при органах государственной власти. Первые МП появились еще в середине 1990-х гг. в регионах (республики Якутия, Удмуртия, Калмыкия), удаленных от основных центров политической борьбы за власть. В настоящее время МП созданы в 82 российских регионах. Особенностью создания молодежного парламентаризма в России является то, что оно проходило «снизу», от регионов к центру.

Молодежное парламентское движение сталкивается с определенными трудностями в своем развитии. Во-первых, более четверти века потребовалось на создание структур МП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Во-вторых, МП в основном обладают консультативно-совещательной функцией, а только

16 Татьяна Голикова приняла участие в расширенном заседании коллегии Федерального агентства по делам молодежи // Правительство России. 2019. 21 марта. URL: http://government.ru/dep_news/36137/

17 Отчет об итогах деятельности Федерального агентства по делам молодежи в 2018 году и планах по реализации государственной молодежной политики на 2019 год // Росмолодежь. 2019. URL: https://fadm.gov.ru/documents/download/857/

в 11 регионах — законодательной18. В-третьих, работа МП слабо освещается в СМИ, что становится причиной их скромной популярности в молодежной среде.

В 2018 г. под покровительством Управления делами Президента Российской Федерации был дан старт новому комплексному проекту «Россия — страна возможностей». Он включает в себя 22 проекта и уже охватывает аудиторию в количестве 2,65 млн участников19. О целях новых проектов можно судить по их названиям: «Доброволец России», «Учитель будущего», «Управляй», «Студент года», «Цифровой прорыв», «Российское движение школьников — территория самоуправления», «Мой первый бизнес», «Лидеры России» и т.д.

Отдельно следует выделить конкурс «Лидеры России», ставший своеобразным «карьерным лифтом», позволяющим молодым людям стать профессионалами в государственной, коммерческой и политической сферах. В настоящее время победители конкурса занимают руководящие должности в государственных органах. Например, О.О. Салагай стал заместителем министра здравоохранения, П.Ю. Сорокин — заместителем министра энергетики, И.Э. Торосов — заместителем министра экономики, П.С. Татарен-ко — министром образования Новгородской области, А.В. Бардале-ев — министром экономики Республики Бурятия, М.В. Терещенко — министром промышленности Республики Якутия и т.д.

Проект «Россия — страна возможностей» достаточно востребованный в российском обществе. Так, по данным ВЦИОМ, в марте 2019 г. 75 % человек в возрасте 18-24 лет и 70 % в возрасте 25-34 лет высказали желание участвовать в проектах саморазвития. При этом 76 % участников опроса хотели бы, чтобы их дети или внуки приняли участие в одном из проектов «Россия — страна возможностей»20. К сказанному можно добавить, что формирование политической субъектности современной российской молодежи связано с такими особенностями, как заметное расширение форм общественно-политического участия и появление у молодежи возможности непосредственного участия в государственном управлении.

Таким образом, рассмотренные особенности формирования политической субъектности современной российской молодежи позволяют сделать вывод об эффективности действий государства в становлении молодого поколения как субъекта общественно-

18 Михайловская М. Молодежный парламент научат писать законы // Парламентская газета. 2018. 5 июня. URL: https://www.pnp.ru/social/molodyozhnyy-parlament-nauchit-pisat-zakony.html

19 Россия — страна возможностей. URL: https://rsv.ru/

20 Карьера, мобильность, развитие // ВЦИОМ. 2019. 10 апреля. URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9648

политических отношений. В свою очередь, в обществе и молодежной среде наблюдается позитивное отношение к инициативам государства по расширению политического участия молодого поколения. Поэтому дальнейшее исследование политической субъектности современной российской молодежи остается актуальной темой для социально-гуманитарных наук.

ЛИТЕРАТУРА

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. Политическая субъектность пользователей социальных сетей в России: результаты всероссийского социологического исследования // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. Серия «История и политология». 2015. № 2. С. 80-87.

Гаврилов Ю.И., Харченко В.В., Нехаев В.В. Молодежная политика: поиски эффективных решений // Российская молодежь: проблемы и решения / Под ред. Ф.Э. Шереги. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С. 561-580.

Гнидина Ю.А. Субъектность личности как условие развития государства и гражданского общества: монография. Балашиха: Де-По, 2010.

Гомеров И.Н. Субъект как смысловое ядро политической субъектности // Развитие территорий. 2015. № 3. С. 51-62.

Грачев М.Н. Политика: коммуникационное измерение. Тула: Издательство ТГПУ имени Л.Н. Толстого, 2011.

Зубок Ю.А., Сорокин О.В. Формирование политического сознания российской молодежи и обуславливающие его противоречия // Социология власти. 2010. № 4. С. 6-15.

Конуров А.И., Будылин К.Ю. Субъектность как политологическая категория // Власть. 2012. № 6. С. 148-152.

Луков В.А., Луков С.В., Погорский Э.К. Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика на современном этапе развития общества // PolitBook. 2014. № 2. С. 6-18.

Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Сост. И.С. Кон; Пер. с англ. Ю.А. Асеева. М.: Наука, 1988.

Петухов В.В., Бараш Р.Э., Седова Н.Н., Петухов Р.В. Гражданский активизм в России: мотивация, ценности и формы участия // Власть. 2014. № 9. С. 11-19.

Россия реформирующаяся: Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 15. М.: Новый Хронограф, 2017.

Самсонова Т.Н. О становлении политической субъектности российской молодежи в процессе политической социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7. С. 28-24.

Семигин Г.Ю. Субъекты политики // Политическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г.Ю. Семигина. Т. 2. М.: Мысль, 1999. С. 177.

Хунагов Р.Д. Политическая субъектность. Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 1994.

Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография / Под общ. ред. С.В. Чуева. М.: Издательский дом ГУУ, 2017.

Шевченко А.А. Политическая субъектность: философско-нормативный анализ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 4. С. 70-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

Almond, G., and Verba, S. Grazhdanskaia kul'tura. Politicheskie ustanovki i demokratiia vpiati stranakh. Moscow: Mysl', 2014.

Brodovskaia, E. V., Dombrovskaia, A. Iu., and Siniakov, A. V. "Politicheskaia sub''ektnost' pol'zovatelei sotsial'nykh setei v Rossii: rezul'taty vserossiiskogo sotsio-logicheskogo issledovaniia," Vestnik MGGU imeni M.A. Sholokhova. Seriia «Istoriia i politologiia», No. 2, 2015, pp. 80-87.

Chuev, S. V. (ed.) Tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi i realizatsiia gosudarstvennoi molodezhnoipolitiki: rezul'taty issledovaniia: monografiia. Moscow: Izdatel'skii dom GUU, 2017.

Gavrilov, Iu. I., Kharchenko, V. V., Nekhaev, V. V. "Molodezhnaia politika: poiski effektivnykh reshenii," Rossiiskaia molodezh': problemy i resheniia, ed. F. E. Sheregi. Moscow: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniia, 2005, pp. 561-580.

Gnidina, Iu. A. Sub"ektnost' lichnosti kak uslovie razvitiia gosudarstva i grazh-danskogo obshchestva: monografiia. Balashikha: De-Po, 2010.

Gomerov, I. N. "Sub"ekt kak smyslovoe iadro politicheskoi sub"ektnosti," Razvitie territorii, No. 3, 2015, pp. 51-62.

Gorshkov, M. K. (ed.) Rossiia reformiruiushchaiasia: Ezhegodnik, Vol. 15. Moscow: Novyi Khronograf, 2017.

Grachev, M. N. Politika: kommunikatsionnoe izmerenie. Tula: Izdatel'stvo TGPU imeni L.N. Tolstogo, 2011.

Khunagov, R. D. Politicheskaiasub"ektnost'. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo IuFU,

1994.

Konurov, A. I., and Budylin, K. Iu. "Sub"ektnost' kak politologicheskaia kategoriia," Vlast', No. 6, 2012, pp. 148-152.

Lukov, V. A., Lukov, S. V., and Pogorskii, E. K. "Innovatsionnyi potentsial novykh pokolenii i molodezhnaia politika na sovremennom etape razvitiia obshchestva," Polit-Book, No. 2, 2014, pp. 6-18.

Mead, M. Kul'tura i mir detstva: Izbrannye proizvedeniia, ed. I. S. Kon; transl. Iu. A. Aseeva. Moscow: Nauka, 1988.

Petukhov, V. V., Barash, R. E., Sedova, N. N., and Petukhov, R. V. "Grazhdanskii aktivizm v Rossii: motivatsiia, tsennosti i formy uchastiia," Vlast', No. 9, 2014, pp. 11-19.

Samsonova, T. N. "O stanovlenii politicheskoi sub"ektnosti rossiiskoi molodezhi v protsesse politicheskoi sotsializatsii," Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, peda-gogika, No. 7, 2018, pp. 28-24.

Semigin, G. Iu. "Sub"ekty politiki," Politicheskaia entsiklopediia, Vol. 2, ed. G. Iu. Semigin. Moscow: Mysl', 1999, pp. 177.

Shevchenko, A. A. "Politicheskaia sub"ektnost': filosofsko-normativnyi analiz," VestnikRossiiskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, No. 4, 2010, pp. 70-76.

Zubok, Iu. A., and Sorokin, O. V. "Formirovanie politicheskogo soznaniia rossiiskoi molodezhi i obuslavlivaiushchie ego protivorechiia," Sotsiologiia vlasti, No. 4, 2010, pp. 6-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.