Научная статья на тему 'Особенности формирования показателей объема производства в полиграфических предприятиях'

Особенности формирования показателей объема производства в полиграфических предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никандрова Л. К., Никандров К. Л.

По данным бухгалтерского (финансового) учета определяются основные показатели объема производства и реализации произведенного продукта, которыми являются валовая, товарная и реализованная продукция. Валовая продукция это стоимость всей произведенной предприятием продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т.е. это продукция, предназначенная для отгрузки (реализации) покупателям. Реализованная продукция это стоимость отгруженной покупателям продукции, или продукции, на которую к покупателям перешли права собственности. Приведенные определения этих важных показателей носят обобщающий характер. В них не учитывается специфика полиграфической деятельности, для которой основным продуктом является выполнение работ. Следовательно, использование термина «продукция» даже для обобщенной оценки деятельности полиграфических предприятий является не совсем корректным. Он может применяться лишь для характеристики изготовленной собственной продукции, к которой относят бумажно-беловые товары, обои, игрушки, елочные украшения и другие товары народного потребления. В данной ситуации необходимо разобраться, в какой степени показатель «товарная продукция» может применяться в полиграфических предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования показателей объема производства в полиграфических предприятиях»

2(110)-2008

УПРАВЛЕНЧЕСКии УЧЕТ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА В ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Л. К. НИКАНДРОВА, К. Л. НИКАНДРОВ

Московский государственный университет печати

По данным бухгалтерского (финансового) учета определяются основные показатели объема производства и реализации произведенного продукта, которыми являются валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной предприятием продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т. е. это продукция, предназначенная для отгрузки (реализации) покупателям.

Реализованная продукция — это стоимость отгруженной покупателям продукции, или продукции, на которую к покупателям перешли права собственности.

Приведенные определения этих важных показателей носят обобщающий характер. В них не учитывается специфика полиграфической деятельности, для которой основным продуктом является выполнение работ. Следовательно, использование термина «продукция» даже для обобщенной оценки деятельности полиграфических предприятий является не совсем корректным. Он может применяться лишь для характеристики изготовленной собственной продукции, к которой относят бумажно-беловые товары, обои, игрушки, елочные украшения и другие товары народного потребления. В данной ситуации необходимо разобраться, в какой степени показатель «товарная продукция» может применяться в полиграфических предприятиях.

Как указывается в Большом экономическом словаре, товарная продукция — это термин пла-

новой экономики, характеризующий стоимость всей продукции, произведенной объединением, предприятием и предназначенный для реализации на сторону или для собственных нужд. Включает полностью укомплектованные изделия и полуфабрикаты, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону [1]

В трактовке Современного финансово-кредитного словаря в состав товарной продукции входят также работы и услуги промышленного характера на сторону: продукция (услуги), произведенная для капитального строительства, жилищно-коммунального строительства и непроизводственных нужд своего предприятия. Объем товарной продукции (Тп) может быть исчислен по формуле: Т = С + С + С + С , где С — стоимость го-

П Е П П р. П П. С7 Г. П

товой продукции, выработанной из своего сырья, реализованной или предназначенной к реализации; Сп — стоимость полуфабрикатов основного производства и вспомогательных цехов, отпущенных на сторону или своему капитальному строительству; С п — стоимость работ промышленного характера и услуг, включая стоимость капитального ремонта оборудования и транспортных средств своей организации; Сп с — стоимость переработки сырья (материалов) заказчика [2].

Если буквально следовать приведенному определению, то получается, что полиграфические работы, выполненные по договорам с заказчиками, не относятся к товарной продукции. С другой стороны, приводя формулу для исчисления объема товарной продукции, авторы трактуют эту экономическую категорию в более широком плане. Именно в таком толковании категория товарной

продукции применима к деятельности полиграфических предприятий, так как оно «... осуществляет обычную деятельность... по следующим основным направлениям:

— выполнение работ по договору подряда с передачей результатов заказчику (издающей организации);

— изготовление собственной продукции, в том числе бумажно-беловых товаров, обоев, игрушек, елочных украшений и других товаров народного потребления;

— оказание производственных услуг сторонним организациям, в том числе резки бумаги, регенерации формных пластин и др.» [3].

Во многих случаях, включая статистическую отчетность, этот показатель сегодня заменяется показателем «объем продаж», что, конечно, не совсем правильно. Более корректным может быть сопоставление показателя объема продаж с показателем реализованной продукции. Однако для полиграфического предприятия такая замена практически равнозначна, так как подавляющая часть полиграфических работ выполняется по заказам, т. е. весь объем произведенной продукции заведомо принадлежит заказчикам, а полиграфическое предприятие получает выручку лишь за выполненные работы.

В управленческом учете калькулирование себестоимости изготовляемой собственной продукции осуществляется по общеустановленным правилам, т. е. в разрезе всех статей, приведенных в Методических рекомендациях по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях. При калькулировании себестоимости выполняемых полиграфических работ на статью «Расходы на материалы» относят расходы на бумагу, картон, переплетные материалы лишь в том случае, если они принадлежаттипографии.

Особенности деятельности полиграфических предприятий и их взаимоотношений с заказчиками находят отражение в форме и содержании заключаемых с контрагентами договоров.

Как правило, выполнение полиграфических работ осуществляется на основании договора подряда. Особенности подготовки и заключения договоров подряда, а также их содержание предусмотрены соответствующими статьями гл. 37 «Подряд» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Работа и ее результат (объект) в договоре подряда обычно обособлены во

времени, так как результат возникает по окончании работ. Однако они тесно связаны и образуют единство: выполняемая работа предполагает создание определенного результата (объекта), ибо сама по себе она бессмысленна, а результат недостижим без предшествующей ему работы.

Договором устанавливается задание подрядчику, способы выполнения которого он определяет самостоятельно либо по согласованию с заказчиком.

Договор подряда необходимо отличать от договора купли-продажи (гл. 30 ГК РФ). Различия между ними заключаются в следующем:

— во-первых, предметом договора подряда является изготовление индивидуально определенного изделия, в то время как предметом купли-продажи часто выступает имущество, характеризуемое родовыми признаками;

— во-вторых, условия договора подряда направлены, прежде всего, на определение взаимоотношений сторон в процессе выполнения обусловленных работ, а при купле-продаже главное содержание договора составляет передача (поставка) предмета договорадругой стороне — покупателю.

Выполнение полиграфических работ требует значительных материальных затрат, которые представляют собой стоимость основных и вспомогательных материалов, а также услуг производственного характера, оказанных сторонними организациями. Полный перечень основных материалов, используемых в полиграфическом производстве, приведен в Методических рекомендациях по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях. В состав материалов в первую очередь включаются бумага, картон, переплетные материалы, которые могут принадлежать как полиграфическому предприятию — типографии, так и издательству — заказчику тиража печатного издания.

В первом случае материалы приобретаются типографиями у поставщиков по договорам поставки и являются их собственностью. Их стоимость оплачивается заказчиком вместе со стоимостью выполненных работ, что, как правило, предусматривается договором подряда.

Во втором случае материалы, передаваемые типографии, принадлежат заказчику и являются для полиграфического предприятия давальческим сырьем, подлежащим переработке. Возможность выполнения работ из материалов подрядчика должна быть предусмотрена договором подряда. Особенности отношений, возникающих между сторонами в этом случае, предусмотрены ст. 220 ГК РФ «Переработка».

Право собственности на объект, изготовленный путем переработки не принадлежащих подрядчику материалов, приобретается собственником материалов. Правда, нормами ГК РФ предусматривается, что если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя. Однако в существующей практике полиграфических предприятий таких примеров не было.

Условия хранения готовой продукции заказчиков на складе полиграфического предприятия также должны быть предусмотрены в договорах на выполнение полиграфических работ.

Операции по приобретению и расходованию материалов, как принадлежащих полиграфическим предприятиям на правах собственности, так и полученных ими в переработку, отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями нормативных документов, к которым прежде всего

относятся ПБУ 5/01 [4] и Методические указания по учету материально-производственных запасов [5].

Литература

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна — М.: Цитадель-трейд, 2002.

2. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. — М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях (утверждены Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 25.11.2002).

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов": приказ Минфина России от 09.07.2001 № 44н.

5. Методические указания по учету материально-производственных запасов: приказ Минфина России от28.12.2001 № 119н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.