Научная статья на тему 'Особенности формирования первых амурских сплавов'

Особенности формирования первых амурских сплавов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
989
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМУРСКИЙ ВОПРОС / КОЛОНИИ / ИМПЕРИЯ ЦИН / ПРИАМУРЬЕ / ДОГОВОР / ТОРГОВЛЯ / ВОЙНА / СПЛАВЫ / ГРАНИЦА / КАЗАКИ / ПОЛИТИКА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / СЕЛЕНИЯ / THE AMUR QUESTION / COLONIES / QING DYNASTY / PRIAMURYE / CONTRACT / TRADE / WAR / RAFTING / BORDER / COSSACKS / POLICY / RESETTLEMENT / SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буркалёва Анна Александровна

Амурские сплавы — это переселение казаков по Амуру из Восточной Сибири и Забайкалья во второй половине ХIХ века. Условно их можно разделить на две группы. Первые были связаны с Крымской войной, а вторая группа — более поздние сплавы. Это две разные ситуации проведения таких экспедиций. В этой связи в статье рассматривается более значимая первая группа сплавов (1854—1856 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF THE FIRST AMUR ALLOYS

The Amur rafting is a resettlement of Cossacks along the Amur River from Eastern Siberia and Transbaikalia in the second half of the XIX century. There were two waves of migration. The first was connected with the Crimean war, the second was a much later wave. There were two different situations of carrying out the expeditions. In this paper we will consider the first, more significant rafting (1854—1856).

Текст научной работы на тему «Особенности формирования первых амурских сплавов»

УДК 913

А. А. Буркалёва

Особенности формирования первых Амурских сплавов

Амурские сплавы — это переселение казаков по Амуру из Восточной Сибири и Забайкалья во второй половине XIX века. Условно их можно разделить на две группы. Первые были связаны с Крымской войной, а вторая группа — более поздние сплавы. Это две разные ситуации проведения таких экспедиций. В этой связи в статье рассматривается более значимая первая группа сплавов (1854—1856 гг.).

Ключевые слова: Амурский вопрос, колонии, империя Цин, Приамурье, договор, торговля, война, сплавы, граница, казаки, политика, переселение, селения.

Anna A. Burkaleva

FEATURES OF FORMATION OF THE FIRST AMUR ALLOYS

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

The Amur rafting is a resettlement of Cossacks along the Amur River from Eastern Siberia and Transbaikalia in the second half of the XIX century. There were two waves of migration. The first was connected with the Crimean war, the second was a much later wave. There were two different situations of carrying out the expeditions. In this paper we will consider the first, more significant rafting (1854—1856).

Keywords: the Amur question, colonies, Qing Dynasty, Priamurye, contract, trade, war, rafting, border, Cossacks, policy, resettlement, settlements.

Нерешённость «Амурского вопроса» замедляла экономическое развитие Восточной Сибири и болезненно отражалось на её населении. Отсутствие удобных путей сообщения болезненно отражалось на заселении и экономическом развитии многих отдаленных районов Восточной Сибири, а также делало их беззащитными в случае международных осложнений в бассейне Тихого океана [7].

В результате изменения внутриполитической и внешнеполитической обстановки в середине XIX в. предпринимаются усилия к восстановлению суверенитета России в Приамурье.

Практически не разграниченные, не охраняемые и не закреплённые за каким-либо государством приамурские территории могли легко попасть под контроль Великобритания, Франции, США, стремившихся к захвату колоний в различных регионах мира [1].

Феодальная империя Цин оказалась неспособной защитить свою независимость. Возникла реальная угроза территориального раздела

Буркалёва Анна Александровна — аспирант кафедры географии

(Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан),

е-mail: annaburkaleva@yandex.ru.

© Буркалёва А. А., 2012

Цинского Китая. В любое время слабозаселённая территория Приамурья могла привлечь внимание западных держав.

Ведущее место в этой захватнической политике занимала Великобритания, наводнившая Китай опиумом. Первая опиумная война (1839 — 1842 годы) велась ею против этой страны с особой жестокостью. В результате войны Англия навязала Китаю неравноправный договор, в котором он должен был уступить порт Гонконг, уплатить крупную контрибуцию и открыть для иностранной торговли пять портов, в которые до этого не имело права входить ни одно иностранное судно [2, с. 59].

Вслед за Великобританией стали развивать свою экспансию против Китая США и Франция. В 1844 году США навязали Китаю неравноправный договор, который представлял американцам те же преимущества, что и Великобритании, и дополнительно давал право иностранцам беспошлинно перевозить грузы из одного открытого порта в другой.

Открытие важнейших портов Китая для бесконтрольной торговли колонизаторов наносило серьёзный урон русско-китайской торговле. Вторжение в Китай английского, французского и американского капитала тревожило царское правительство. Но особые опасения вызывали присутствие иностранных кораблей в Охотском море и подозрительные путешествия англичан и французов якобы в научных целях по Восточной Сибири. Не исключалась возможность появления иностранцев в устье Амура и на Сахалине [4].

Таким образом, к середине XIX в. сложились необходимые условия для мирного урегулирования спорных территориальных вопросов между Россией и Китаем [6]:

—Эти два государства являлись соседями;

—несмотря на условия Нерчинского договора, русские колонисты продолжали стихийную колонизацию приамурских территорий;

—угроза со стороны Великобритании и Франции вынуждала правительства России и Китая проводить совместные оборонительные мероприятия, которые без решения пограничного вопроса были невозможны;

—взаимовыгодная русско-китайская торговля;

—успешное разрешение пограничных вопросов между Россией и Китаем определяло будущую судьбу этих стран. Необходимы были конкретные шаги в этом направлении.

Русские исследователи понимали большое значение для России амурской водной магистрали и продолжали её изучать. Большую географическую и государственную задачу разрешил в этом отношении русский мореплаватель Геннадий Иванович Невельской. Он доказал проходимость устья Амура для морских кораблей, установил островное положение Сахалина, поднял русский флаг в низовьях Амура, на Сахалине, на побережье Японского моря [6].

В такой обстановке в сентябре 1847 г. генерал-губернатором Восточной Сибири был назначен генерал-майор Николай Николаевич Му-

равьёв. Впоследствии за заслуги перед страной Н. Н. Муравьёв был произведён в чин генерала от инфантерии и возведен в графское достоинство. Он и его сподвижник Геннадий Иванович Невельской сыграли важную роль в возвращении дальневосточных территорий России.

Н. Н. Муравьёв был сторонником укрепления влияния России на Дальнем Востоке. В одном из своих писем он указывал: «Сибирью владеет тот, у кого в руках левый берег и устье Амура» [8]. Гарантией успеха этого процесса, по мнению генерал-губернатора, должны были служить следующие условия: усиление российской военной мощи в регионе и активная переселенческая политика. Новый генерал-губернатор сразу начал предпринимать конкретные шаги к пересмотру вопроса о государственном разграничении на Дальнем Востоке. Генерал-губернатор Восточной Сибири сосредоточил свои усилия на административном переустройстве края, организации исследовательских экспедиций и укреплении обороноспособности региона за счет казачества. Казаки представляли реальную силу для заселения и освоения новых земель. В 1851 г. было принято решение о формировании Забайкальского казачьего войска численностью около 48 тысяч человек [5].

В 1851 г. была образована Амурская экспедиция для обстоятельного изучения и описания низовьев Амура и побережья Охотского моря, работавшая до 1855 года. Ее руководитель, капитан второго ранга Г. И. Невельской, заложил невдалеке от устья на берегу Амура пост, назвав его Николаевским.

Своевременность мероприятий Н. Н. Муравьева подтвердили последующие события — обострение русско-французских и русско-английских противоречий, а также последовавшая за ними Крымская война. Вероятность проникновения англо-французского десанта на Дальний Восток требовала принятия конкретных мер.

В условиях обострения международных отношений в апреле 1853 г. по решению императора Николая I была определена новая государственная граница России на Дальнем Востоке: от реки Горбица по Яблоневому хребту до верховьев реки Ольдой, далее по хребту Тукурингра, Джагды и Гинкан до соединения рек Амур и Сунгари. Левобережье Амура объявлялось владением России. Однако вопрос о приамурских землях продолжал оставаться открытым.

6 мая 1853 г. было принято решение направить в устье Амура военный контингент из речной флотилии, солдат и казаков. Н. Н. Муравьев приступил к организации сплавов по реке. Тем временем, в 1854 г. англофранцузская эскадра появилась в Охотском море, создавая военную угрозу дальневосточным владениям России. Была предпринята попытка захвата Камчатки. Сложившиеся обстоятельства вынудили генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва принять срочные меры для укрепления безопасности дальневосточных рубежей России. 6 февраля 1854 г. он направил в Пекин письмо, в котором предупреждал о предстоящем сплаве и ставил вопрос о необходимости прибытия на ме-

сто китайских представителей для ведения переговоров. Отсутствие официального ответа со стороны Китая побудило Муравьёва перейти к более решительным действиям.

С разрешения центрального правительства России губернатор Восточной Сибири экстренно организовал переброску войск и забайкальских казаков в низовья Амура. В 1854 — 1856 гг. было организовано три сплава войск и казаков из Восточного Забайкалья по рекам Шилка, а затем Амур до Николаевска.

14 мая 1854 г. начался первый сплав. 15 июня он прибыл на Мариинский пост, а затем в Николаевский. Так было положено начало паровому судоходству на Амуре. Первый пароход, прошедший по реке, назывался «Аргунь». Часть войск из Николаевска была переправлена на морских судах на Камчатку.

Когда в августе 1854 г. англо-французский десант сделал попытку захватить Петропавловск-Камчатский, то там встретил стойкую оборону русских защитников. Десант был разбит и отброшен. Одновременно Муравьёв получил полномочия от центрального правительства на ведение переговоров. Ни Россия, ни Китай не были заинтересованы в проникновении иностранных держав на буферную территорию, то есть в Приамурье. Необходимо было как можно скорее урегулировать спорные проблемы между двумя странами.

В 1855 г., во время второго сплава, переселенцы основали на левом берегу Амура села Иркутское, Богородское, Михайловское, Ново-Михайловское, Сергеевское, а также станицу Сучи напротив Мариинского поста. В 1856 г. по Амуру был проведен третий сплав войск, в ходе которого вдоль левого берега реки были основаны военные посты Кумарский и Хинганский.

В этом же году пятьдесят казаков во главе с офицером Травиным спустилась на плотах по Амуру и вблизи устья Зеи, на правом берегу основали Усть-Зейский пост [3].

По инициативе Муравьева 28 октября 1856 г. Александр II одобрил проект создания казачьей военной линии вдоль левого берега Амура.

Таким образом, в вопросе о присоединении Приамурья к России к середине 50-х гг. XIX в. окончательно победила точка зрения генерал-губернатора Восточной Сибири, и российским дипломатам предстояло договорным путем оформить изменение своих позиций в регионе. Находившаяся в сложной дипломатической ситуации Империя Цин рисковала получить односторонний пересмотр Россией Нерчинского договора. В своей ноте от 12 сентября 1855 г. генерал-губернатор Восточной Сибири указывал: «...китайское правительство... даже потеряло право протеста на более или менее сильное занятие нами Амура» [8].

В 1856 г. Крымская война закончилась, и часть войск, расположенных в Николаевске, было решено вернуть в Забайкалье. Для обеспечения солдат продовольствием по левому берегу Амура были организованы склады с продовольствием и поставлены казачьи посты. В 1856 г. на Амуре были

заложены опорные пункты для последующего заселения левобережного Приамурья, на что было получено согласие властей империи Цин.

В 1857 г. началось переселение нескольких сотен семей забайкальских казаков с целью организации вдоль берега Амура казачьих селений (Амурской линии казачьего войска). Впоследствии из этих казаков был образован Амурский казачий полк. По левому берегу Амура были основаны казачьи станицы (Кумарская, Албазинская, Усть-Зейская, Игнашинская, Сгибнево, Бибиково, Бейтоново, Толбузино, Ольгинская, Кузнецово, Аносово, Казаке-вичево, Корсаково, Иннокентьевская, Пашково, Касаткино) для обеспечения пограничной охраны и недопущения на Амур судов иностранных государств. Одновременно с казаками сплавились свыше одной тысячи солдат и офицеров 13-го и 14-го линейных батальонов Восточно-Сибирского полка и дивизион лёгкой горной артиллерии из четырёх орудий [3].

Экспедиции проходили в сложных условиях. Немало российских солдат и казаков погибли от болезней, вследствие плохого снабжения продовольствием и других трудностей в пути. Но России всё-таки удалось в условиях войны удержаться в Приамурье. Она поставила Амур под свой контроль, тем самым восстановив историческую справедливость. Таким образом, были созданы все предпосылки для заключения Айгуньского договора.

Список литературы

1. Артемьев А. Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII — XVШ вв. Владивосток, 1999. 336 с.

2. Кабузан В. М. Дальневосточный край в XVII — начале XX вв. М., 1985. 283 с.

3. Кривощекова Е. А. История заселения Приамурья. Рождение амурских сёл. Комсомольск-на-Амуре. 2011. С. 15.

4. Материалы, относящиеся до земельного и экономического положения Амурской и Уссурийского казачьих войск. СПб., 1902. Вып. 2. С. 4, 5.

5. Об образовании Амурского казачьего войска // ПСЗ. СПб., 1860. Т. 33. Отд. 2.

6. Рябов Н. И., Штейн М. Г. Очерки истории русского Дальнего Востока XII — начало XX века. Хабаровское книжное издательство, 1958. С. 175.

7. Шиндялов Н. А. Решение «амурского вопроса» в середине XIX в. — важнейшая предпосылка заселения и освоения Приамурья. / / Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции. Благовещенск. 2006. С. 84.

8. История Амурской области: с древнейших времен до наших дней / А. В. Баранов, Д. П. Болотин, Ю. В. Малиновский [и др.]. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. 304 с.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.