УДК 037.018
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
FEATURES OF FORMING THE FOUNDATIONS OF A HEALTHY LIFESTYLE CULTURE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Махфоз Юлия Николаевна
студент
институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Mahfuz Yulia Nikolaevna student
Institute of Russian language and lexicology Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Лукьянова Людмила Михайловна
старший преподаватели кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В статья рассматриваются особенности формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников, определяются понятие и сущность здорового образа жизни, а также определяются наиболее эффективные современные технологии воспитательной работы по формированию здорового образа жизни школьников младших классов.
Abstract. The article deals with the features of forming the foundations of a healthy lifestyle culture in primary school children, defines the concept and essence of a healthy lifestyle, and identifies the most effective modern technologies of educational work for the formation of a healthy lifestyle in primary school children.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, школа, школьники, младшие классы.
Keywords: health, healthy lifestyle, school, schoolchildren, Junior classes.
Школьники младших классов являются наиболее уязвимой и подверженной опасности к заболеваниям группой людей. Зачастую при поступлении в школу дети
уже имеют хроническую патологию. Ссылаясь на данные Института физиологии РАО, школьная атмосфера имеет весомый вклад в здоровье ученика - 21% [1].
Задача современной начальной школы - сформировать ценности здорового образа жизни школьников в соответствии со Стандартом. Если внимательно изучить ФГОС, то мы обнаружим ряд требований, среди которых заметно выделяется формирование у школьника установки на безопасный и здоровый образ жизни. В пункте 8 говорится о том, что необходимо укрепление физического и духовного здоровья школьника. Это значит, что учебное заведение не только не должно препятствовать развитию, но и обязано поддерживать учащихся в формировании здорового образа жизни [2].
Здоровый образ жизни - это соблюдение человеком определенных норм, правил и ограничений в современной жизни, которые способствуют сохранению здоровья, а также приспособлению организма к окружающей среде. К социальным признакам социального образа жизни принято относить нравственность, волевое начало, эстетичность и способность к самоограничению.
По определению ВОЗ, здоровье - это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3]. Современная стратегия образования также определяет здоровье как основу физического и социального благополучия.
У младших школьников можно выделить некоторые предпосылки для устойчивого формирования здорового образа жизни:
1) активное формирование психических процессов;
2) навыки самообслуживания, волевые усилия для достижения задачи;
3) стремление сохранять и демонстрировать правильную осанку.
Психоэмоциональное здоровье сильно влияет на ментальные установки ребенка. Главные аспекты здорового образа жизни младших школьников:
1) эмоциональное состояние - умение справляться с личными эмоциями;
2) интеллектуальное самочувствие - умение узнавать, изучать и анализировать информацию;
3) духовное самочувствие - ставить определенные цели и стремиться к ним
[4].
Зачастую школьники младших классов ошибочно понимают под «здоровьем» всего лишь «отсутствие болезни», а под «здоровым образом жизни - «правильное питание». Поэтому ученики не всегда могут правильно защитить себя или уберечь от возможных болезней. Именно для прояснения этого вопроса в начальных классах существует дисциплина «Физическая культура». Оказывается, четко отлаженное содержание предмета «Физическая культура» и повышенный объем двигательной активности способствуют повышению успеваемости учащихся не только по предмету «Физическая культура», но и по общеобразовательным предметам [5].
Одним из важнейших элементов в формировании здорового образа жизни младших школьников служит физическая активность. Малая двигательная активность может привести к ряду заболеваний, чего следует избегать школьникам.
Эффективные современные технологии воспитательной работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников имеет разнообразие. Перечислим основные технологии:
1. Игра - это самый эффективный и интересный вид деятельности. Данная технология позволяет как можно дольше сохранить концентрацию и работоспособность ребенка.
2. Рисование - творческий и увлекательный вид деятельности, который включает в себя воображение и фантазию. Названная технология помогает ребенку расслабиться и сосредоточиться на своих чувствах.
3. Беседы (классные уроки) помогают школьникам раскрыться. Если ребенок замкнут, то это будет хорошей практикой для его успешной коммуникации в социуме. Дети научатся высказывать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.
4. Творческие уроки. Дополнительные, внеурочные занятия, где школьники могут проявить свою креативную сторону: спеть, станцевать, поставить спектакль, устроить шоу. Такие занятия полезны, потому что помогают детям раскрыться и выразить свой творческий потенциал.
Кроме того, подвижные игры закрепляют навыки двигательной активности. Помогают школьникам соблюдать здоровый образ жизни. Желательно, чтобы подвижные игры проводились на улице. Так ребенок сможет улучшить обмен веществ, поскольку будет на открытой территории дышать свежим воздухом
Литература
1. Институт возрастной физиологии РАО - IVFRAO. RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ivfrao.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приложение [Электронный ресурс]. // FGOS.RU. - Режим доступа: https://fgos.ru/
3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - WHO.INT RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru
4. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская ; МПСИ. - Воронеж : Модэк, 2013. 57 с.
5. Харитонова Е. Н. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса в школе / Е. Н. Харитонова // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. - 2007. - № 4. - С. 76-79.
References
1. Institut vozrastnoy fiziologii RAO - IVFRAO. RU [Institute of age physiology of RAO-IVFRAO. RU]. Available at: http://www.ivfrao.ru/ (accessed 05.05.2020).
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Prilozhenie [Application. Federal state educational standard of primary General education - FGOS.RU]. Available at: https://fgos.ru/ (accessed 05.05.2020).
3. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya (VOZ) - WHO.INT RU [The world health organization - the WHO.INT EN]. Available at: https://www.who.int/ru (accessed 05.05.2020).
4. Menchinskaya N. A. Problemy obucheniya, vospitaniya i psikhicheskogo razvitiya rebenka [Problems of education, upbringing and mental development of the child]. Voronezh, Modek Publ., 2013, pp. 57.
5. Kharitonova E. N. Fizkul'turno-sportivnaya deyatel'nost' kak faktor povysheniya effektivnosti uchebnogo protsessa v shkole [Physical Culture and sports activity as a factor of improving the effectiveness of the educational process at school]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie obrazovanie, trenirovka - Physical culture: education, training, 2007, no. 4, pp. 4.