Научная статья на тему 'Особенности формирования организационного капитала национальных страховых компаний'

Особенности формирования организационного капитала национальных страховых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова О. В.

Мировая экономика перенасыщена деньгами, финансовые рынки явно перегреты. Активы от нефти до недвижимости дорожают по всему миру, провоцируя ожидания финансового кризиса, когда перегретые рынки смогут всерьез обжечь всю мировую экономику. Причиной мирового денежного изобилия является, по нашему мнению, мягкая денежная политика, которой в последние годы придерживаются центральные банки ведущих стран мира, и высокий уровень организационного капитала страховых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования организационного капитала национальных страховых компаний»

Таблица 3

Оценки коэффициентов мультиномиальной логистической модели выбора*

Рас поражение лаем Высшее, % Среднее профессионала ное. % Начальное профкемональ нле, % Среднее, % Непол кое среднее, % Всего, %

Сдал а аренду предприятию 18,12 25,84 14,09 14.77 27,1« 100

Слал в аренду чэстиоыу лицу 24 32 18 12 14 100

] 1 рол ал предприятию 10 0 20 30 40 100

Продал частному лицу 11,33 11,11 11.1 1 11.1 1 100

Расширил ЛИХ 100 0 О О 0 юо

Расширил КФХ 55,56 1 1,1 1 0 0 100

*Авторский расчет по результатам анкетирования собственников земельных долей, проведенного в 2005 г.

Таким образом, в целом выявлен положительный характер мотивационных итогов приватизации в сельском хозяйстве, отношение к купле-продаже земли у лиц с более высоким уровнем образо- П

01

вания. Отрицательное отношение к купле-продаже земли прослеживается у лиц старшего возраста, а

также, сдавших свой пай в аренду. 03

Литература. Ги

1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2000.

ГОНЧАРОВА О.В.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КАПИТАЛА НАЦИОНАЛЬНЫХ

СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

о

I—

>

о о

о а о

Мировая экономика перенасыщена деньгами, финансовые рынки явно перегреты. Активы от

нефти до недвижимости дорожают по всему миру, провоцируя ожидания финансового кризиса, когда

перегретые рынки смогут всерьез обжечь всю мировую экономику. Причиной мирового денежного <

изобилия является, по нашему мнению, мягкая денежная политика, которой в последние годы при- о

держиваются центральные банки ведущих стран мира, и высокий уровень организационного капита-

„ „ о

ла страховых компаний. Вследствие низких ставок заимствования становятся дешевыми кредитные £

ресурсы, а разнообразные организационно-финансовые модели размещения рисков обеспечивают о

развитие очень свободной денежной политики. £

В последнее время в роли крупных поставщиков денег на мировой финансовый рынок стали о

выступать страны-экспортеры, как дорогого сырья, так и товаров, пользующихся растущим спросом ^

потребителей по всему миру. На первый взгляд глобализация способствует развитию и укреплению х

финансовых институтов, но у дешевизны финансовых ресурсов есть и обратная связь: все большее ®

СО

количество "горячих" денег работает на спекулятивных рынках. Причем под давлением избыточной

ликвидности спекулятивными становятся все новые и новые рынки финансовых услуг. Страховые *

институты не способны в условиях высокой неопределенности финансовой глобализации контроли- ®

ровать риски спекулятивного капитала. Для управления финансовыми рисками необходим высокий 1

уровень развития организационно-финансового капитала страховых компаний. °

Низкий уровень капитализации российских страховых компаний и неразвитость организацион- *

ного капитала относятся к институциональным конкурентным недостаткам национального рынка финансовых услуг, потому что рынок страхования очень консервативен. Страховой сегмент национального финансового рынка одним из первых начал реформироваться под интеграцию в глобальное финансовое пространство и вступление России в ВТО.

У российских страховщиков позиции по развитию корпоративного управления, формированию ядра передовых стандартов ведения бизнеса, укреплению конкурентоспособности финансовых операторов только складываются. Российский финансовый бизнес готов принять стратегическое участие в реализации приоритетных национальных проектов, выработке новой финансовой политики, обеспечивающей повышение роли национального бизнеса во внешнеэкономической деятельности, реформировании социального страхования, пенсионного обеспечения и других важнейших направлениям экономической и социальной политики.

У российского финансового бизнеса взаимопонимание по стратегическим целям и задачам развития страны с властью складывается медленно, еще предстоит выстроить механизмы их технологичного воплощения в жизнь с министерствами, ведомствами, региональными властями. И для этого нужно будет приложить немало усилий. Национальным операторам рынка финансовых услуг для формирования организационного капитала необходима развитая институциональная инфраструктура, широкая линейка финансовых и инвестиционных инструментов, эффективное правовое государство.

Поэтому российский финансовый бизнес заинтересован в реализации административной реформы, ориентированной на создание новых структур, на повышение эффективности государственного управления, в реформировании судебной системы и правоохранительных органов. Модернизация экономики и выращивание национальных институтов - важное условие укрепления института пред-ГС принимательства, поэтому важно, чтобы законодательная и правоприменительная практика учитыва-

□I

ли долгосрочность экономических процессов.

Национальный бизнес заинтересован в том, чтобы также как и в случае с Общественной палатой д в законодательстве была закреплена норма, повышающая статус экспертизы правительственных ре-□ шений со стороны общественных организаций бизнеса. Необходимо, чтоб законы, касающиеся прин-^ ципиальных вопросов экономической деятельности, вступали в действие с учетом отлагательного -<> срока, необходимого для адаптации к ним бизнеса и изучения вопросов и последствий правоприменения.

® Необходимо найти решение и по альтернативным механизмам прямого действия законов, когда

и исполнительная власть по ряду причин опаздывает с принятием норм, развивающих положения раф нее принятых законодательных актов. Исключительно актуально для бизнеса упорядочение практи-

со

| ки и сокращение сроков подготовки разъяснений по толкованию законодательства. Да, и толкования различных ведомств, например, Минфина и ФНС по одному и тому же вопросу часто различаются.

о

о Российский страховой рынок очень перспективный, низко концентрированный по финансовому

Ее и информационному капиталу, следовательно, привлекательный для реализации стратегии роста с токи

ЕЕ зрения иностранных страховых компаний. Крупная западная компания с хорошими технологиями и

о. хорошей репутацией может его захватить полностью с относительно небольшими издержками. Глава

< Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев отмечает, что "иностранно-

^ му капиталу достаточно 25 млн долларов, чтобы установит контроль над российским страховым рын-

о ком" [1, с. 34].

о Под давлением иностранных операторов, правительство России постепенно раскрывает рынок. ^ При этом у иностранных страховщиков есть серьезное преимущество - высокий уровень развития £ организационного капитала, опыт функционирования на рынке и высокий уровень капитализации ? £ это устойчивые позиции в глазах российских страхователей, особая экономическая роль, сложившиеся и надежные взаимоотношения с правительствами, с законодателями. Следует разделять, на наш ^ взгляд, институциональные инструменты, обеспечивающие выход российской компании на иностранец ный рынок и приход транснациональных страховых операторов в Россию.

>| Согласно синергетической концепции развития финансового рынка, для России паритетными 5 были бы условия, при которых российским страховым компаниям открывают все. Сегодня говорить о ® том, что Россия перед вступлением в ВТО формулирует какие-то паритетные обязательства по взаи-2 модействию национальных и иностранных страховщиков, можно очень условно. У многих российс-§ ких компаний нет кредитной истории, нет четко прописанной миссии, неконкурентоспособным являет^ ется организационный капитал, большинство компаний сегодня проходят лишь стадию инжинирин-

говой модернизации.

Роль страхового бизнеса в современном мире финансов многогранна и неоднозначна. Например, страховой сектор в США со времен Великой депрессии не является изолированным от корпоративной среды и потому его предназначение в структуре крупных корпораций и их корпоративных сетей часто сводится далеко не только к классической страховой работе. Стремясь замкнуть вертикально и горизонтально интегрированные финансовые цепочки, транснациональные корпорации стараются перейти на "натуральное хозяйство", когда основная масса потребностей, возникающих внутри их корпоративной сети, удовлетворяется в рамках этой же сети.

В условиях глобализации финансовых отношений развитие сети дочерних компаний ограничивается спросом со стороны других структурных подразделений и аффилированных компаний на системы риск-менеджмента. В Японии, например, страховых миноритариев называют "страховым флотом", миноритарное участие автоматически приводит к попаданию представителей крупных страховщиков на ключевые посты в органах управления крупных промышленных корпораций.

Перспективы капитализации, технологического роста и сетевого развития национальных компаний при открытии страхового рынка в условиях глобализации резко усложняются. Формирование организационного капитала происходит медленно вследствие недостаточного опыта риск-менеджеров и андеррайтеров управления финансовыми и инвестиционными рисками и ограниченности инструментов их оценки. Институционализация страхового рынка - это совместная деятельность экономических агентов по управлению рисками, упорядоченная институтами. Каков бы ни был фактор, оказывающий воздействие на процесс совместной деятельности людей и его результаты, он действует через институты и благодаря институтам. Страховые отношения в национально-государственном образовании выступают как многоуровневая система риск-менеджмента.

Формирующиеся на постсоветском пространстве национальные страховые рынки функционируют во многом иначе, нежели рынки в развитых странах. В чем причины этих различий и как сформи-

СО

ровать институциональный механизм устойчивого развития российского рынка, адаптирующий раз- □ витие национальных институтов к условиям глобальной экономики? О

Во-первых, неолиберальная модель страхового рынка не является классическим рынком свободной конкуренции. Более того, рынок - лишь составная часть капитализма. Во-вторых, механизм раз- ^ вития отраслевых глобальных рынков нельзя однозначно рассматривать в качестве универсальной мо- а дели институционального механизма, обеспечивающего устойчивое развитие национального рынка ® и рентабельность бизнеса национальных операторов. Иначе говоря, на глобальном уровне сейчас о отсутствуют многие предпосылки для формирования цивилизованного классического рынка, для дей- ®

СО

ствия тех закономерностей, которыми привыкли оперировать экономисты. |

Во-вторых, высокая степень десубъективизации основного числа граждан страны как участни- ^ ков экономических процессов, значительная степень подконтрольности финансовых институтов фи- о нансово-политическим структурам способствовали формированию "экономических провалов" и де- ^ формации рыночных отношений. Причиной таких деформаций в экономическом развитии общества ^ является не только уход государства от регулирования экономикой, но и противоречивое воздействие ^ глобализации на развитие национальных рынков. ^

Современное российское государство следует рассматривать как систему финансово-политичес- о ких институтов, аккумулирующих финансово-промышленный капитал и имеющих своих представи- 0 телей в органах власти различного уровня. Опыт постсоциалистической трансформации не содержит о фактов самозарождения рыночных финансового сектора без регулируемого государственного воздействия. Существенным фактором, определяющим отрицательную динамику трансформационных преобразований всей хозяйственной системы, является формирование в России неэффективных страховых институтов как формальных, так и неформальных. Именно поэтому преобразования, эффективно протекающие на большинстве страховых рынках Восточной Европы, медленно и с рядом ограничений реализуются в России.

Из факта присутствия в экономике рыночных институтов совсем не следует, что российская экономика стала рыночной. Финансовые институты в российской экономике носят еще формальный характер, а реальные финансовые контракты реализуются с высокой долей составляющей деструктивных схем. Вместе с тем, если государство отстраняется от активной роли в моделировании институтов на рынке финансовых услуг, а принимает на себя лишь роль крупного игрока на этом рынке, то о наполнение финансовых институтов реальным содержанием может быть не только замедленно, но и

о

деформировано.

Особенностью развития системы страховых отношений в посткризисной экономике России, по нашему мнению, является ее удаленность от объективных интересов основных субъектов этих отношений: страхователей, страховщиков и государства. Одной из основных причин этого является неразвитость методологического инструментария исследования экономических основ функционирования страхового бизнеса, позволяющего определить основные закономерности и условия воспроизводства национального страхового капитала в современных условиях, а также ограниченность действующего институционального механизма управления страховым бизнесом.

Только преодоление институциональных барьеров и целенаправленная трансформация имитационных финансовых норм в классические институты финансового рынка снимет ограничивающие факторы развития с российских финансовых операторов, снизит риск внеконтрактного поведения экономических агентов, обеспечит страхуемость рисков ответсвенности.

Отсутствие организационно-экономических инструментов, направленных на рост информационного и организационного капитала страховых компаний, немногочисленность системных исследований состояния инфраструктуры национального страхового рынка и стратегии развития экономических отношений в страховой сфере приводит к деформации правового и экономического пространства страхового рынка. Регулирующие меры и законотворчество в области страхования превращается в процесс разработки и принятия нормативных актов, не в полной мере отвечающих потребностям рынка.

Причины складывающейся ситуации многогранны. Определенную роль сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка от проводимых реформ в системе фи-И нансовых отношений. Несмотря на то, что 2005 г. оказался рекордным по выходу российских компа-Z ний на IPO (Initial Public Offering (IPO) - сделанное впервые публичное предложение инвесторам стать акционерами компании. Это сложный комплекс организационных, юридических и финансовых про-g цедур, в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы множество по-□ средников) - состоялось 13 размещений, в результате которых компании-участницы "подняли" с рын-^ ка акционерного капитала около 5 млрд долларов инвестиций - больше, чем за все предыдущие годы, -<> для инвесторов - нерезидентов российский рынок акций в основном остается оффшорным рынком, использующим нестандартную учетную систему, несущую в себе элементы нерыночного риска, связан® ного с учетом прав собственности на ценные бумаги. Несовершенство инфраструктуры сказывается и на повышенных транзакционных издержках по проведению сделок на рынке финансовых услуг. ф Российское государство поставило перед собой цель - до 2008 г. превратить национальный фи-

CQ ^

| нансовый рынок в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора, с одновременным созданием условий для эффективного инвестирования частных на-о коплений и средств обязательных накопительных систем. Это означает сформировать высокий уро-

х вень сопровождения инвестиционных, финансовых, кредитных рисков с учетом нового качества орга-

®

ЕЕ низационного капитала страховых компаний.

о. Исходя из указанной цели, страховым компаниям и кредитно-финансовым институтам, как и

< другим финансовым операторам национального рынка необходимо решить следующие задачи: ^ - обеспечить снижение транзакционных издержек привлечения капитала на российском финан-

q совом рынке путем развития конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка;

0 - обеспечить снижения уровня нерыночного инвестиционного риска на российском финансовом ^ рынке путем обеспечения должной защиты прав и законных интересов инвесторов;

£ - содействовать формированию отечественного розничного инвестора путем развития коллек-

£ тивных форм сбережений и обеспечение должных принципов их инвестирования;

- осуществить реформу правового регулирования финансирования, направленную на ликвида-

1 цию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка и создание ® условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при фор->| мировании политики регулирования финансового рынка.

5 По нашему мнению, одним из факторов ограничивающих решение указанных задач, является

® отсутствие механизма приведения уже существующих законов в действие, эффективность осуществ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s ляемой в последнее время реформационной деятельности оказалась ниже ожидаемой, что является

g характеристикой преобладания в российской страховой системе административных возможностей над

<т) законом. В условиях трансформации финансовая система определяет состояние экономики, которую

можно определить как самый влиятельный фактор, ограничивающий динамику трансформации страховых отношений.

В рамках существующей системы распределения функций и полномочий по регулированию, надзору и контролю на финансовом рынке не обеспечивается принцип единства регулирования. Регулирование, контроль и надзор в отношении небанковских организаций финансового рынка в основном осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам. В то же время контроль и надзор в отношении страховых организаций осуществляется Федеральной службой страхового надзора, выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области страховой деятельности и инвестирования средств пенсионных накоплений - Министерством финансов Российской Федерации, контроль и надзор в области банковской деятельности - Центральным банком Российской Федерации.

Особенностью регулирования финансового рынка является неразрывность процессов правоус-тановления и правоприменения, поскольку сложность объекта регулирования и потенциально высокий уровень системных рисков, которые сосредоточены в сфере финансового рынка, требуют оперативного и четкого реагирования на результаты контрольно-надзорных мероприятий при разработке правоустанавливающих норм.

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективны системы регулирования, обеспечивающие привлечение в штат регулятора высококвалифицированных специалистов из числа профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов. В ряде стран решение проблемы вовлечения в процесс регулирования наиболее квалифицированных и представляющих широкий круг интересов финансового рынка специалистов достигается путем создания органов регулирования, в которых существует особый порядок назначения руководящих должностных лиц, коллегиальную форму управления и достаточно гибкую стимулирующую систему финансирования.

Главная цель реформы регулирования российского финансового рынка - существенно повысить

эффективность функционирования регулятора финансового рынка и уровень объективности его ре- □

шений на основе внедрения этих общепринятых принципов. Необходимо проработать вопрос об объе- О динении в рамках данного органа полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю

и надзору на всех секторах финансового рынка. Одновременно следует рассмотреть вопрос о созда- ^

нии национального совета по финансовому рынку, возложив на него такие межведомственные коор- а

динирующие функции, как: утверждение основных направлений деятельности органа, осуществляю- ®

щего регулирование финансового рынка и представление в Правительство Российской Федерации о

ежегодного доклада о результатах и оценке его деятельности. Национальный совет по финансовому ®

СО

рынку может быть сформирован, например, в рамках установленных квот Президентом Российской | Федерации, Правительством Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской ^ Федерации и Центральным банком Российской Федерации. о

Законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг предусматривает осуществле- ^ ние регулирования и надзора за финансовым рынком государственными органами исполнительной ^ власти, предоставляя саморегулируемым организациям право вводить свои собственные стандарты и ^ требования, дополняющие нормы регулирования, установленные государством. В рамках такой сис- ^ темы повышение роли саморегулирования на финансовом рынке может идти по нескольким направ- о лениям. о

Во-первых, целый ряд полномочий по регулированию, которые в настоящее время закреплены о за государственным органом исполнительной власти в области финансового рынка, могут по мере укрепления саморегулируемых организаций передаваться под контролем указанного органа этим организациям. Во-вторых, создание коллегиального органа по регулированию финансового рынка, позволит профессиональному сообществу включиться через саморегулируемые организации в практическую деятельность по регулированию финансового рынка.

В целях повышения роли саморегулирования и вовлечения саморегулируемых организаций в процесс регулирования финансового рынка целесообразно проектировать институциональный рост организационного капитала национальных финансовых операторов на основе сетевой составляющей в системе информационно-финансового взаимодействия. Литература.

1. Ломакин-Румянцев И. Конкурентоспособность российских страховых компаний // Секрет о фирмы. 2004. № 12. О

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.