Научная статья УДК 316:311.2
DOI 10.52070/2500-347X_2021_4_845_272
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ВЫБОРОК В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
B. Л. Примаков
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, [email protected]
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности, достоинства, ограничения и проблемы формирования онлайн-выборок в социологических исследованиях. Анализируются методологические основания выборочного социологического онлайн-исследования. Препринята попытка классификации и раскрыты характеристики некоторых методов отбора единиц репрезентации в онлайн-исследованиях.
Ключевые слова: социологические онлайн исследования, онлайн-выборка в социологических исследованиях, методы формирования онлайн-выборок
Для цитирования: Примаков В. Л. Особенности формирования онлайн-выбо-рок в социологических исследованиях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 4 (845).
C. 272-289. DOI: 10.52070/2500-347Х_2021_4_845_272
Original article
PARTICULARITIES OF ONLINE SAMPLES FORMATION IN SOCIOLOGICAL RESEARCH
V. L. Primakov
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, [email protected], Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article concerns the particularities, advantages, issues and problems of online samples forming in sociological research. The author analyzes the methodological bases of the sampling sociological online study. Regards some methods of selecting the units of representation in online research its characteristics are disclosed and made an attempt to classify them.
Key words: sociological online research, online sample in sociological research, methods of online samples formation
For citation: Primakov, V. L.. (2021). Particularities of online samples formation in sociological research. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social sciences, 4 (845), 272-289. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_272
Актуализация проблемы
Современная практика подготовки и проведения социальных и особенно социологических исследований сегодня практически немыслима без использования выборочного метода. Очевидно, и это понимает практически любой исследователь, изучающий различные области социальных отношений, связанные с устойчивыми массовыми проявлениями общественного сознания и поведения, что обоснованные выводы могут быть получены только на основе грамотного использования выборочного метода. Области научного анализа обусловливают и специфику применения выборочного метода. Однако общие теоретические, методологические и методические основания формирования выборки оставались практически незыблемыми. По крайней мере, это относится к теории и практике проектирования и реализации выборки в так называемых аналоговых1 выборочных социологических исследованиях, т. е. использующих принятую методологию и методы формирования выборки.
Ситуация коренным образом изменилась, когда социологические исследования стали «уходить» в Интернет. Сегодня без преувеличения можно сказать, что основная масса выборочных социологических исследований как индивидуальных (авторских), так и проводимых исследовательских агентствами, осуществляется онлайн, с использованием онлайн-технологий, либо рассматривающих Интернет как особое исследовательское социальное поле.
Особенно инновационна в методиках «конструирования» и реализации выборки оказалась практика маркетинговых онлайн-иссле-дований. Появились новые, как и адаптированы используемые в зарубежной исследовательской практике методы «конструирования»
1 Термин «аналоговые» применительно к выборочным исследованиям стал использоваться относительно недавно, как противопоставление с термином «цифровые» исследования (digital research), особенно в среде сторонников последних. Нередко словосочетание «аналоговые исследования» используют и в качестве классификации группы оффлайн-исследований, отличных от онлайн-исследований.
онлайн-выборок, которыми активно пользуются и социологи в своих исследованиях. Всё это не могло не найти своего отражения в научной рефлексии ученых и практиков. Сегодня по запросу можно получить огромный список научных и прикладных работ и статей по соответствующей тематике. В качестве примера можно привести уникальное издание - сборник статей ведущих российских и зарубежных ученых и практиков, посвященных социологическим и маркетинговым исследованиям в Интернете, периодически выходящее у нас в стране - «онлайн-исследования в России» [Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы, 2016]. Начиная свой выпуск с 2007 г., сборник стал заметной научной площадкой не только продвижения инновационных исследовательских онлайн-методов и технологий, но и рефлексии по поводу качества выборочных методик сбора эмпирической социологической и маркетинговой информации. Более того, по инициативе международных ассоциаций (ESOMAR, CASRO, ARF и др.) разработаны специальные руководства по проведению онлайн-исследований, в которых описаны требования к исследовательским процедурам и инструментарию. Их соблюдение позволяет уменьшить влияние источников выборки и методик сбора данных на качество получаемой информации. В частности, международная профессиональная ассоциация исследовательских компаний ESOMAR разработала стандарты качества данных при проведении онлайн опросов [Проведение маркетинговых исследований и опросов общественного мнения с использованием сети Интернет, URL]. Другими важными регламентирующими документами являются Международные стандарты, например, ISO 20252 «Проведение маркетинговых исследований, опросов общественного мнения и социальных исследований»1. Соблюдение этих стандартов, принципов и правил призвано повысить качество получаемой выборочной эмпирической информации в онлайн исследованиях.
Особый интерес исследователей вызывают прикладные научные работы и издания, сфокусированные на практических методиках формирования онлайн выборок и особенностях их реализации
'ГОСТ Р ИСО 20252-2014. Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем. URL: https://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0% A1%D0%A2_%D0%A0_%D0%98%D0%A1%D0%9E_20252-2014
в конкретных социологических исследованиях. Отметим одну из многих работу А. В. Чурикова «Основы построения выборки для социологических исследований», где помимо серьезного теоретического и прикладного анализа практики «конструирования» выборки в социологических исследованиях, осуществлена попытка осветить методы формирования выборки в онлайн-исследованиях, а также представить классификацию этих методов [Чуриков, 2020].
Тем не менее вопросов и проблем в построении онлайн-выборки остается достаточно много. Всё это требует определенного методологического осмысления, применительно к практике использования выборочного метода в социологических онлайн-исследованиях.
Методология «аналоговой» модели
выборочного метода в социологии
Прежде всего следует отметить, что в современном научном, так называемом, «аналоговом» представлении сформировалась достаточно устойчивая теоретическая модель методологических оснований, классификаций методов формирования выборочной совокупности, способов и приемов реализации методик отбора единиц анализа, оценки репрезентативности полученной выборки, как и способов ее «ремонта», в том числе с использованием пакетов прикладных программ. Теоретические и методические основы использования выборочного метода в социологии можно найти практически в любом учебнике, учебном пособии по статистике, методологии и методам социологического исследования. В качестве достойного примера можно упомянуть учебник «Методология и методы социологического исследования» Санкт-Петербургского государственного университета» [Методология и методы социологического исследования, 2014].
Полагаем, что достаточно акцентировать внимание лишь на отдельных фрагментах сложившегося «аналогового» представления о выборочном методе в социологии. Например, незыблемыми и глубоко обоснованными остаются математико-статистические основы выборки. Кроме методической литературы, эти основы серьезно представлены в учебных и методических пособиях по математической и прикладной статистике. Анализ этой литературы позволяет еще раз зафиксировать важный принцип подобных математико-статисти-ческих оснований выборки в социологии - случайно-вероятностный
характер отбора единиц анализа и оценки репрезентативности выборки. Что принципиально, как подчеркивают многие исследователи, поскольку онлайн-выборка не в состоянии обеспечить случайный характер ее формирования из-за отсутствия маркеров стопроцентной идентификации единиц анализа (наблюдения).
Также практически любое учебно-методическое пособие по выборке дает ясное представление о классификации методов отбора единиц репрезентации. Простое их реферирование позволяет заключить, что классическим является разделение всех методов на две группы: случайные (вероятностные) и неслучайные (целенаправленные). Напомним, что в группу случайных (вероятностных) методов включают простой случайный отбор, систематический (механический), стратифицированный (в том числе районированный) и серийный (гнездовой, кластерный). В группу неслучайных (целенаправленных) включают метод «основного массива», квотный, целенаправленный (типологический) и стихийный с неисчерпаемыми приемами и способами неслучайного отбора единиц анализа. Эта группа методов формирования выборки не претендует на случайный характер отбора, а потому практически исключает применение вероятностной математической статистики в определении объема выборки и оценке ее репрезентативности. Кстати, именно в группе последних многие исследователи рассматривали многочисленные онлайн-способы выборочного отбора.
Стоит также отметить, что представленная классификация не единственная и не исчерпывающая. Существуют и иные или дополнительные классификации. Например, повторные и бесповторный методы, индивидуальные и групповые, одно- и многоступенчатые, одно- и многофазные и т. д. Однако эти и иные классификации методов формирования выборки, как нам представляется, можно отнести к «аналоговым». В русле рассматриваемых классификаций, как правило, осуществлялась группировка методов формирования выборки для реализации соответствующих стратегических планов социологических исследований - «количественных» и «качественных». Не без оснований предполагается, что задачи «количественного» исследования способны реализовать преимущественно случайные (вероятностные) методы отбора и определения параметров выборочной совокупности. Соответственно, задачи «качественного» исследования - методы неслучайного (целенаправленного) отбора.
Методологические основания выборочного социологического онлайн-исследования
С «выходом» социологических исследований в Интернет, встал вопрос о возможности реализации имеющегося методологического и методического арсенала «аналоговых» способов формирования и реализации выборочного метода в онлайн исследованиях. И не только. Появились и широко реализуются возможности иных способов построения онлайн-выборок, и прежде всего, с использованием сетевых компьютерных технологий. Что породило немало методологических вопросов. Попытаемся и мы ответить на некоторые из них.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что под социологическими исследованиями в сети Интернет (интернет-исследованиями) мы понимаем формы исследовательской деятельности, рассматривающие Интернет как особое социально-коммуникативное поле и как особый объект социологического анализа. Такое исследование может быть направлено как на изучение процессов и феноменов «реальной» офлайн-жизни посредством онлайн коммуникаций, так и специфических сетевых социальных процессов, и явлений. (Осмысление целевых различий в интернет-исследованиях не является предметом нашего анализа. Однако подобное различие существенно влияет на дифференциацию используемых методов отбора единиц анализа).
В данном контексте выборочное социологическое онлайн-исследо-вание (выборочное социологическое интернет-исследование) можно рассматривать как особый вид выборочного исследования, осуществляемое с помощью Интернета, с использованием специфических социальных сетевых технологий. Различие, обусловившее перечисление характеристик выборочных онлайн-исследований через запятую, мы видим в том, что в первом случае Интернет выступает как средство (посредник, помощник) реализации «аналоговых» методик выборочного отбора. Например, «выход» на конкретного эксперта, носителя информации по e-mail или отправка отобранным для конкретного опроса респондентам ссылки на электронную анкету реализует использование Интернета как средства коммуникации между исследователем и конкретными носителями информации. А во втором - как программно-сетевой способ (технология) отбора соответствующих единиц анализа. В данном контексте речь может идти,
например, об исследовательских онлайн-панелях (access panels) потенциальных респондентов формируемой выборки для конкретного исследования или поиска наиболее активных участников тематических онлайн площадок, максимально проявляющих определенные установочные и поведенческие характеристики. Это во-первых.
Во-вторых, есть смысл отделить выборочное онлайн исследование от так называемого «цифрового» исследования (digital research), где осуществляется сбор данных о «цифровых следах» нашей деятельности в Интернете. Под «цифровыми следами» мы понимаем информацию о посетителях веб-сайтов, их интернет-активности, а также потенциальные данные об индивидуальных предпочтениях, убеждениях пользователей. Такие «следы» оставляются при использовании мобильных телефонов, платежных систем, при совершении покупок в супермаркетах. Такие «следы» оставляют и пользователи Интернета при осуществлении какой-либо активности на различных сетевых площадках (в социальных сетях, в блогах, порталах, пиринговых сетях, библиотеках и пр.). «Цифровые» исследования организуются на основе особых интернет-технологий, программ-счетчиков «следов», куков, информации об интернет-пользователях. При этом создаются большие БД, OBD, позволяющие анализировать огромные массивы данных.
В-третьих, необходимо отметить, что методы выборочных социологических онлайн-исследований обладают целым рядом очевидных преимуществ по сравнению с «аналоговыми» выборочными исследованиями, или оффлайн-исследованиями. К таким преимуществам относятся: удобство, быстрота, экономия ресурсов, независимость от пространственных и временных ограничений, доступ к широкой аудитории и разнообразным исследовательским полям, возможность организовать сбор и обработку материалов и контакты с участниками, относительная простота процедур обработки и хранения данных, обеспечение анонимности и приватности для онлайн-респондентов, психологически комфортные условия взаимодействия в ходе исследования и пр.
Однако «конструирование» выборочных социологических онлайн-исследований сопряжено с немалым количеством ограничений и проблем в их реализации. И это, в-четвертых. Именно эти ограничения и проблемы и порождают специфику формирования онлайн-выборок. Прежде всего, есть смысл зафиксировать некоторые особенности,
которые ограничивают эффективное применение таких выборок в социологических исследованиях. Одна из основных среди них - социальная структура пользователей Интернета, так называемый эффект цифрового неравенства, который порождает неравномерность включения людей различных возрастов и социальных статусов в интернет-коммуникации. В этом же контексте ограничений можно зафиксировать зависимость выборочных процедур и эмпирической базы от программно-технического базиса, квалификации исследовательской группы. Кроме того, формирование онлайн-выборки существенно затрудняет отсутствие верифицированных социальных маркеров определения носителей информации, возможность анонимности в исследовательском коммуникационном взаимодействии. Существенные ограничения на формирование онлайн-выборки оказывает и интернет-культура, создающая специфические формы и феномены сетевого социального взаимодействия, значимые в отборе единиц репрезентации. Например, в рамках различных коммуникационных площадок потенциальные респонденты могут использовать разные формы коммуникации (лайки, посты, подписки, случайные «заходы» и пр.), выступающие критериями отбора носителей информации. Критериальную основу выборочного отбора могут исказить и различные деструктивные не только по отношению к задачам исследования феномены коммуникации, такие как «троллинг», «буллинг» и т. д.
Всё это порождает существенные проблемы в проектировании и реализации онлайн-выборки. Попробуем их сформулировать в форме вопросов. Первый вопрос: как определить географические, тематические, временные и иные границы потенциальных носителей информации (так называемой основы выборки в принятой «аналоговой» методологии выборочного метода)? Если речь идет о потенциальных респондентах для онлайн опроса, то как локализовать их, хотя бы для определения объёма выборки? Что касается временных границ, то в оффлайн-исследованиях мы «конструируем» выборку для оценки, например, мнений и установок, что называется, «здесь и сейчас», в конкретный момент (интервал) времени. В выборочных онлайн-исследованиях отбор респондентов и информационных площадок зависит от многих причин: событийной информационно-коммуникативной реакции, частоты обновления информации, интенсивности информационного потока и пр. Меняется реакция онлайн-респондентов,
соответственно, должна меняться и основа выборки. Это особенно рельефно проявляется при организации стихийных выборок, которых подавляющее большинство в онлайн-исследованиях.
Отсюда второй вопрос: как репрезентировать эту аудиторию? Потенциальные единицы отбора могут находиться где угодно, фиксировать свое участие на различных ресурсах, выражать свое мнение по любому поводу. Если в качестве единицы анализа (наблюдения) выступают коммуникационные площадки (сайты, группы, форумы, чаты, страницы и пр.), то как выбрать интересующие нас ресурсы, если они связаны гиперссылками, связями цитирования с другими ресурсами? Более того, процессы коммуникации в разных разделах даже одного веб-ресурса протекают с различной интенсивностью, могут значительно отличаться по содержанию и социальному составу пользователей.
Наконец, самый главный, третий вопрос: можно ли обеспечить задаваемую репрезентативность выборки при проведении онлайн-исследований? Особенно если учесть неопределенность в критериях определения единиц анализа (наблюдения) и фиксации основы выборки. Этот вопрос достаточно дискуссионный, особенно с точки зрения приверженцев различных методологических подходов к формированию выборки, и, в то же время, принципиальный. И связан этот вопрос не только и не столько с проблемой возможного искажения идентификации единиц анализа, проблемой критериального отбора носителей информации, или с возможностью нарушения принципа бесповторности формирования выборки в онлайн-исследовании.
Считаем необходимым и принципиальным сформулировать свою точку зрения. Выборочное онлайн-исследование в принципе не способно обеспечить контроль и реализацию репрезентативности с использованием принятого вероятностного математико-статисти-ческого обоснования и случайных (вероятностных) методов формирования выборки. Тем не менее оно показывает вполне приемлемые результаты по апостериорной ошибке при существенном увеличении объёма выборки и приближении ее структуры к задаваемым параметрам по репрезентирующим (контролируемым) признакам.
С нашей точки зрения, принципиальным для строгой вероятностной оценки репрезентативности остается невозможность обеспечить случайный характер отбора единиц анализа (наблюдения) в онлайн-исследовании. Иные способы выборочного отбора, в частности,
неслучайные квотные, целенаправленные, панельные, а также различные стихийные, способны приблизить формируемую выборку к проектируемой (если последнее возможно осуществить) и оценить степень отличия полученных параметров выборки от задаваемых по контролируемым признакам, распределение по которым известно (из статистических данных, других исследований). Именно такой методологический подход «открывает дверь» для широкого использования онлайн выборок в социологических исследованиях.
Наконец, в-пятых, особенности проектирования онлайн-выборки существенным образом обусловлено спецификой метода сбора данных в интернет-исследованиях. Попытаемся тезисно рассмотреть эти особенности онлайн-выборочного отбора единиц анализа при реализации некоторых методов сбора данных.
В частности, при отборе онлайновых документов в рамках реализации метода анализа документов проектирование выборки должны учитываться:
- особенности содержания анализируемых документов, что определяется как их видовой и формальной спецификой (твиты, чаты, постинги, клипы, фото, изображения, подкасты и пр.), так и целевым предназначением онлайн-документов (личные, групповые, адресные и безадресные, тематические и нетематические, созданные в онлайн или опубликованное и пр.);
- то обстоятельство, что практически все эти документы носят открытый характер, изменчивы и могут включать в себя элементы гипертекста (гиперссылки), что порождает проблемы определения точных границ документа, его действительного автора, независимости (например, если в личном блоге масса цитирований, комментариев и авторских ответов);
- отсутствие возможности определения четкой границы «приватного» и «личного» документа (определить статус «личного» документа крайне сложно в силу постойного изменения информации) и др.
Особенности проектирования выборки при отборе единиц наблюдения в онлайн-наблюдении требуют учета следующих важных факторов:
- отбор релевантных целям исследования наблюдаемых сообществ. Так, обсуждение исследуемых проблем может происходить на многих площадках (сети, чаты, форумы и пр.). Однако есть сообщества и их социально-коммуникационная локализация
в онлайн-пространстве, где эти темы обсуждают специально, либо профессионально, либо между прочим;
- определение фокуса исследовательского наблюдения. Так, на макроуровне исследователь может сосредоточиться на сообществе в целом, его институциональной структуре, культурных особенностях и пр., на микроуровне - на паттернах поведения отдельных участников, особенностях установления сетевых отношений и пр.;
- определение временных границ жизни сообщества, в которых производится наблюдение. В онлайновых наблюдениях особенно важно определение жизненного цикла событийно-информационной актуальности, так как информация хранится весьма продолжительное время, меняя свою актуальность;
- учет особенностей различного коммуникативного мира сообществ, их структуры и культуры, проявления поведенческих и вербальных реакций и пр.
Особенности проектирования выборки при отборе единиц анализа в онлайн-опросе связаны:
- с учетом особенностей реализуемой опросной методики сбора данных, специфики опросного инструментария (например, это размещение анкеты на тех или иных web-ресурсах, или это интервью с использованием электронной почты, чатов, голосовых и видеоконференций, или онлайновые фокус-группы и пр.). При реализации различных методик подбираются специфические способы обеспечения представительства (отбора, рекрутинга, скрининга и пр.) респондентов в выборку;
- с учетом социальной структуры пользователей исследовательских площадок, включаемых в опросы, их содержательных и временных границ, типологии используемой интернет-коммуникации (чаты, форумы, паблики, сообщества и пр.);
- с необходимостью поиска и сбора различной персональной информации о потенциальных участниках интернет-опроса, например, исследовательской панели (регистрационных данных, репрезентирующей информации, е-таП адресов, учетных записей, профилей, фото и пр.);
- с необходимостью релевантной идентификации единиц анализа, выделенных в качестве носителей информации, контрольной проверки и перепроверки для снижения риска анонимности и ложной репрезентации;
- с важностью и специфичностью установления взаимоотношений с будущими респондентами, например, в исследовательской панели;
- с учетом особенностей общей цифровой и специфической интернет-культуры, терминологической обоснованностью и целесообразностью опросного инструментария;
- с обоснованностью онлайн-площадок опросного сбора данных (e-mail-рассылки; вопросники, интегрированные в web-страницу; онлайновые интервью на площадках различных чатов, сетей, микробло-гов, коммуникаторов; онлайновые чат-группы в реальном времени; видео- и аудиоконференции; вебинары в специальных программах и пр.);
- с повышенным процентом отказников от участия в онлайн исследовании особенно в стихийно формируемых выборках, по сравнению с офлайн и панельными опросами;
- с необходимостью разработки методик стимуляции и мотивации потенциальных респондентов для участия в онлайн-опросах и пр.
К вопросу о классификации методов формирования онлайн-выборок в социологических исследованиях
Рассмотренные особенности позволяют дополнить традиционную («аналоговую») классификационную схему методов формирования онлайн-выборок способами осуществления отбора единиц репрезентации, реализуемыми в интернет социологических исследованиях. Есть все основания согласиться с авторами учебника из Санкт-Петербургского государственного университета [Методология и методы социологического исследования], а также некоторыми исследователями и практиками [Применение онлайн методов в социологических и маркетинговых исследованиях; Гулько, Вишнякова, 2014; Онлайн-исследования в России, 2016], предлагающими методы проектирования онлайн выборки разделить на две группы. Первую составляют методы, позволяющие реализовать «количественную» стратегию в социологическом исследовании. А значит, стандартизировать и формализовать процедуры и получаемые результаты, позволяющие их обрабатывать и анализировать с помощью статистических методов, хотя бы апостериори оценивать формируемую выборочную совокупность по контролируемым признакам. Вторую составляют методы, имеющие наиболее широкое применение в рамках «качественной» стратегии исследования, ориентированной на концептуальные обобщения
и интерпретативизм. Эта группа методов практически не позволяет осуществлять оценку репрезентативности конструируемой выборки.
К первой группе методов формирования онлайн-выборок в социологических исследованиях как правило относят панельную, поточную и доступную выборку. Коротко охарактеризуем их.
Панельная выборка (Directional sampling) как метод отбора единиц анализа (наблюдения) формируется на основе интернет-панелей (access panels), баз (списков) потенциальных (согласившихся участвовать в панели, «завербованных») респондентов с использованием регистрационных данных. Из этих интернет-панелей (по сути, основы выборки) непосредственно и формируется выборочная совокупность конкретного социологического исследования. Способы непосредственного отбора панелистов в выборку могут использоваться различные, как случайные, так и неслучайные, но чаще всего квотные по зарегистрированным социально-демографическим характеристикам. В выборку попадают преимущественно те объекты, которые обладают типичными для всей генеральной совокупности значениями изучаемых признаков.
Следует отметить, что панельные выборки наиболее часто используются в маркетинговых исследованиях и, собственно, на этой предметной основе эта методика «пришла» в российскую социологическую практику. По некоторым оценкам, сегодня в маркетинге более 70 % всех исследований осуществляется с помощью интернет-панелей. Панельные выборки обычно используется для углубленного изучения установок и поведения целевых аудиторий. Для удобства специалистов создана система «Rus-panel», предоставляющая возможность квотировать необходимые атрибуты в соответствии с портретом исследуемой целевой аудитории. Система автоматизировано отбирает участников панели по требуемым параметрам, начиная от социально-демографических характеристик и заканчивая специфическими потребительскими пристрастиями.
Поточная выборка (River sampling) как метод представляет собой совокупность приёмов и способов привлечения пользователей Сети в режиме реального времени в онлайн-выборку под конкретный опрос. Привлечение респондентов осуществляется среди всех пользователей Интернета, используя баннеры, анонсы, попапы, офферы и пр. Респонденты привлекаются везде, где люди проводят время в Интернете (социальные сети, новостные порталы, приложения
и игры, тематические сайты, блоги и группы и т. д.). Поток респондентов может быть таргетирован как отбором целевых площадок (групп) привлекаемых, так и прескринингом (ривер-скринингом, отсевом по заданным характеристикам) в ходе заполнения инструментария или электронной анкеты.
Необходимо отметить, что методика поточной выборки также пришла в социологические исследования из маркетинга. Отсюда и маркетинговая терминология описания метода. Наиболее эффективная такая методика тогда, когда необходимо организовать оперативное исследование с построением больших выборок по темам, имеющим определенный общественный резонанс, заинтересованность целевой аудитории. Построение и реализация поточной выборки требует специальных знаний и определенных программно-технических возможностей, и квалификации исполнителей.
Еще один метод формирования онлайн-выборок, который можно с некоторыми оговорками отнести к первой группе, можно назвать доступной выборкой (Accidental sampling). Иногда подобный метод именуют удобной выборкой (Convenience sampling). Главной отличительной характеристикой такой методики является то, что отбор носителей информации по проблеме исследования осуществляется наиболее удобным для исследователя способами. Критерии выборки, как правило, определяются исходя из удобства проведения процедуры отбора. Однако сам массив респондентов набирается из наиболее активных пользователей (посетителей сайта, страницы, членов сетевых сообществ, других площадок), пожелавших участвовать в исследовании. Базовыми основаниями отбора выступают временные интервалы (как правило, суточные или недельные) соответствующей интернет-аудитории или постоянной аудитории конкретных web-сайтов, в том числе исследовательских. Отбор действительно попавших в выборочную совокупность осуществляется после проведения исследования, a posteriori.
Ко второй группе методов формирования онлайн-выборок в социологических исследованиях относят различные варианты целенаправленных методик. Главное, что их объединяет - это направленность на реализуемые цели и задачи исследования, а также удаленность от формализации полученных данных, описательность и ориентация на интерпретацию отдельных случаев, группы случаев. Также коротко охарактеризуем некоторые из них.
Критериальная выборка предполагает соответствие наблюдаемых единиц определенным специфическим критериям. Такими критериями могут выступать, например, для описания установок, поведенческий (участие в событиях, конфликтах, мероприятиях и пр.), для анализа документов - набор употребляемые терминов или временной фактор (количество публикаций, на определенную тему в течение определенного периода, активность обсуждения события) и пр.
Интенсивная выборка ориентирует свое внимание на единицы анализа (наблюдения), максимально проявляющие определенные характеристики исследуемой совокупности. Интенсивность определяется по числу пользователей, активности постов, общей численности тем и сообщений, частота появления определенных символов и сюжетов, участие в определенном виде интернет-активности или в определенных событиях и пр. Например, интенсивная выборка ориентирует на выбор среди множества сообществ Сети, посвященных определенному виду спорта, сообществ с наибольшей или средней численностью пользователей (по суточному числу тематических постов).
Выборка экстремальных случаев - это отбор случаев и единиц наблюдения, демонстрирующих специфические, особые, качества, необычность. Например, описание масштабного конфликта или осуждение девиантного поведения (реакции) участника форума, подписчика блога. Естественно, что анализируемые качества участников, характеристики случаев должны быть существенны, значимы с точки зрения целей и задач исследования.
Выборка максимальной вариации предполагает включение в выборку тех единиц наблюдения, сообществ, документов и пользователей, характеристики которых значительно различаются между собой. Например, в исследованиях онлайновых родительских чатов школьных классов можно включить в анализ и интерпретацию группы родителей детей наиболее и наименее активных, участвующих в решении каких-либо проблем, и совершенно пассивных, открытых и закрытых для обсуждения каких-либо теме).
Гомогенная выборка основана на выборе единиц, обладающих максимально схожими характеристиками и относящихся к одному исследовательскому полю. Такие характеристики также должны быть как существенны, так и значимы с точки зрения целей и задач исследования. Наиболее распространенный пример такой выборки -онлайновые фокус-группы.
Выборка типичных случаев представляет собой совокупность приёмов и способов отбора респондентов и феноменов, обладающих устойчивыми сочетаниями проявляемых признаков. Предварительной задачей данной выборки является формирование набора характеристик «типичности», «типичного случая» и выбор единиц, соответствующих данному профилю. Наиболее применим этот метод тогда, когда определенная форма онлайн-коммуникации получила широкое распространение. Например, исследование сообществ социальных сетей, тематических форумов, микроблогов, «типичных» молодежных, спортивных, студенческих блогов и пр.
Цепная выборка, или выборка методом «снежного кома», наиболее эффективна в случае исследования сообществ и социальных сетей. Такая методика базируется на системе френдинга и отношений внутри сообществ, которые выступают эффективным каналом поиска будущих респондентов. Например, опросник, размещенный с согласия хозяина на персональной странице в социальной сети, может привлечь его друзей к участию). Система гиперссылок в исследуемых документах также может служить основанием для определения единиц отбора, соответствующих изучаемой тематике.
Заключение
Завершая изложенное, можно отметить, что методов осуществления онлайн-выборок в практике социологических исследований в Интернете значительно больше нами описанных. Исследовательская практика позволяет варьировать различными приемами и способами, исходя из целей конкретного социологического исследования. Важно понимать особенности реализации онлайн-выборок при реализации конкретных задач отбора и последующего анализа, на которые мы акцентировали внимание в статье. Мы предполагаем, что анализ конкретных методик, их сильных сторон и ограничений станет логическим продолжением поднятой темы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / под ред. А. В. Шашкина, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдова. М. : МИК, 2016.
2. Проведение маркетинговых исследований и опросов общественного мнения с использованием сети Интернет // Принципы и правила
ESOMAR /ICC о проведении международных исследований. URL: http:// www.esomar.org/index.php/associations.html
3. Чуриков А. В. Основы построения выборки для социологических исследований. М. : Институт фонда «Общественное мнение», 2020.
4. Методология и методы социологического исследования: учебник / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой. СПб. : Изд-во СПбГУУ 2014.
5. Применение онлайн методов в социологических и маркетинговых исследованиях. URL: http://www.voxm.net/onlineresearch.pdf
6. Гулько Е. Ю., Вишнякова М. В. Особенности организации и проведения онлайн исследований // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 485-487.
REFERENCES
1. Shashkina, A. V., Devyatko, I. F., Davydova, S. G. (Eds.) (2016). Onlajn-issledovaniya v Rossii: tendencii i perspektivy = Online research in Russia: trends and prospects. Moscow: MIK. (In Russ.)
2. Provedenie marketingovyh issledovanij i oprosov obshchestvennogo mneniya s ispol'zovaniem seti Internet = Conducting marketing research and public opinion polls using the Internet. Principy i pravila ESOMAR / ICC o provedenii mezhdunarodnyh issledovanij. http://www.esomar.org/index.php/ associations.html (In Russ.)
3. Churikov, A. V. (2020). Osnovy postroeniya vyborki dlya sociologicheskih issledovanij = Fundamentals of sampling for sociological research. Moscow: Institut fonda «Obshchestvennoye mneniye». (In Russ.)
4. Dudinoj, V. I., Smirnovoj, E. E. (Eds.) (2014). Metodologiya i metody sociologicheskogo issledovaniya: uchebnik = Methodology and methods of sociological research: textbook. St. Petersburg: SPBGU. (In Russ.)
5. Primenenie onlajn metodov v sociologicheskih i marketingovyh issledovaniyah = Usage of online methods in sociological and marketing research. http:// wwwvoxru.net/onlineresearch.pdf (In Russ.)
6. Gul'ko, E. U., Vishnyakova, M. V. (2014). Osobennosti organizacii i provedeniya onlajn issledovanij = Particularities of organizing and conducting online research. Molodoj ucheny, 18 (77), 485-487. (In Russ.)
Информация об авторе
Примаков В. Л. - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры
социологии Института международных отношений и социально-политических
наук Московского государственного лингвистического университета; профессор
Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Финансового университета при Правительстве РФ
Information about the author
Primakov V. L. - Doctor of sociological sciences, Professor at the Department of Sociology, Institute for International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University; Professor at the Department of Sociology, Faculty for Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation
Статья поступила в редакцию 10.09.2021;
одобрена после рецензирования 17.11.2021; принята к публикации 01.12.2021. The article was submitted 10.09.2021;
approved after reviewing 10.09.2021; accepted for publication 01.12.2021.