УДК 159.9:378
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2011 Ю.А.Стребкова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 30.09.2011
Рассматривается современное положение психологии телесности среди гуманитарных наук. Проведены анализ и разграничение смежных понятий: «телесность» и «образ тела». Раскрыты психологические факторы, влияющие на структуру образа тела, и обоснована социокультурная детерминированность формирования образа тела, а также необходимость изучения педагогической психологией особенностей формирования образа тела в условиях современного образования. Проанализированы современные исследования формирования образа тела в студенческом возрасте.
Ключевые слова: телесность, образ тела, образ физического Я, схема тела, Я-концепция, студенческий возраст.
На сегодняшний день изучение телесности проводится в самых разных научных областях. Анатомия и физиология, антропология и биомеханика, философия и психология накопили огромный массив теоретических и эмпирических данных о теле как биологическом феномене, как природной основе физического и личностного развития человека. Значимая роль телесных феноменов в понимании психического функционирования, характер связи тела с сознанием человека и его эмоциональной жизнью все более признается в таких научных дисциплинах как психофизиология, психосоматика, психофармакология. Значительная научная база создана в тех сферах деятельности, где телесность выступает в качестве предмета особого интереса. Это, конечно, спортивная деятельность и, соответственно, спортивная психология. Заметное место тело и образ телесного Я занимают и в гносеологических исследованиях, поскольку именно телесное Я человека является носителем непосредственных ощущений, связывающих сознание и психику человека с внешней действительностью. В этом плане, психология познавательной активности также не может обойти стороной обсуждение вопросов, так или иначе относящихся к сфере психологии телесности.
Кроме этого, проблемы, касающиеся построения образа собственного тела, отношения к собственной внешности, динамики психических состояний изучаются в рамках клинической психологии и психиатрии. Между тем, физический образ Я является неотъемлемым элементом картины мира человека и в существенной степени опосредует восприятие физической и социальной реальности. Наше тело и его
Стребкова Юлия Александровна, соискатель кафедры педагогической психологии. Е-mail: salon-etud@mail. т
проявления являются тем, что доступно непосредственному наблюдению в межличностном общении, чем мы в буквальном смысле соприкасаемся с миром. Поэтому этот фактор всегда имманентно присутствует, какой бы аспект социально-психологической реальности мы не изучали. Также проблема телесности находится в зоне внимания исследователей, которые ищут ответы на традиционный для психологии вопрос о соотношении биологического и социального1.
До ХХ столетия в рамках философского знания телесность рассматривалась лишь как некий «субстрат», материальная основа, которая обеспечивает человеку биологическое существование. Тело человека, как структурно организованное образование, предстает в качестве объекта исследования не только философии, но и естественнонаучных дисциплин - физики, химии, биологии и др. Начиная с ХХ века, телесность как проекция состояний и форм коммуникативных репрезентаций тела, как знак и символ, выступает в качестве предмета анализа также гуманитарных научных дисциплин2.
Хотя проблема телесности и относится к вечным проблемам, всегда интересовавшим человечество, психология телесности является достаточно новым научным направлением в психологической науке. Междисциплинарный синтез, как тенденция современной науки, дает основания считать, что исследования в этой плоскости являются весьма перспективными. В современных психологических исследованиях предполагается, что «тело - телесный - телесность» - рядоположные понятия, означающие
1 Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. -М.: 1993.
2 Никитин В.Н. Психология телесного сознания. - М.: 1999. - С. 1.
материальный объект, сосуществующий с духом, но духовностью не обладающий, как считает Е.Э.Газарова3. Крупнейший теоретик в области психологии телесности С.Фишер вынужден признать, что существует серьезная путаница в использовании ряда терминов, имеющих отношение к образу тела. Но, по его мнению, нет особого вреда в их использовании, они представляют собой лишь удобные пути описания эмпирических фактов4. Таким образом, существуют и различия в данных понятиях. Понятием «тело» обозначается материальное образование, обладающее качеством протяженности, имеющее форму, вес, размер, которое формируется, развивается и умирает в процессе жизни. Установление параметров тела является важнейшим способом его изучения и описания, применяемым в естествознании как метод исследования его жизни. «Телесность» же есть одухотворенное человеческое тело, это объективно наблюдаемое и субъективно переживаемое выражение, и свидетельство вектора заинтересованной энергии индивида. На состоянии телесности отражаются мотивации, установки и, в целом, система смыслов индивидуума, поэтому она представляет собой материальный, видимый аспект души. Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа, как указывает М.А.Богданова5.
Разграничение понятий «тело» и «телесность» связано также и с тем обстоятельством, что первое из них чаще всего ассоциируется с некоторым фиксированным, относительно статичным, ограниченным анатомо-физиологи-ческим объектом. Термин же «телесность» в силу того, что за ним «стоит» человек, действующий и преследующий свои цели, приобретает дополнительный смысл, связанный с динамической характеристикой тела - его двигательной активностью. Таким образом, понятием «телесность» обозначают тело с присущей ему двигательной активностью, экспрессивными формами проявления, находящееся в социокультурном пространстве и взаимодействующее с ним, детерминированное в своих соматических и двигательных характеристиках, как
3 Газарова Е.Э. Психология телесности. - М.: 2002.
4 Кривченко Т.А. Психологические особенности использования индивидуального тезауруса внешности: Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: 1992. - С. 9.
5 Богданова М.А. Становление образа телесного я как
проблема рождения личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: 2009. - C. 47.
природными закономерностями, так и особенностями этого пространства. «Образ тела» не есть образ отдельно взятого материально тела или образ телесности. «Образ тела» есть интегрированное психологическое образование, складывающееся из представлений человека, как о теле, так и о телесности. Также необходимо отметить, что образ телесного Я человека представляет собой необходимый структурный компонент Я-концепции, базовую, глубинную подструктуру личности, которая влияет на всю личность в целом и на ее движение по жизненному пути. Образ телесного Я может служить источником информации об особенностях структуры характера, актуальной проблематике, комплексах, защитных механизмах и травмах развития.
Мы будем понимать под образом тела («телесного Я»), с одной стороны, субъективное восприятие человеком своего тела, в том числе его внешности, с другой стороны, некий идеальный образ тела, который формируется в результате сравнения и идентификации своего тела с телами других и «идеала». Следовательно, в структуре образа тела мы будем выделять: Я - реальное, то есть реальное субъективное восприятие тела с точки зрения его внешней привлекательности и удовлетворенности своей внешностью субъектом и Я - идеальное, то есть это тот образ, который складывается на основе усвоения культурных стереотипов и групповых норм и является представлением субъекта о том, каким нужно быть.
Следует отметить, что в отечественной научной литературе встречается незначительное количество исследований на тему образа тела. В основном это исследования в области медицины, психиатрии, медицинской психологии и психотерапии. Большинство этих работ посвящены изучению нарушений схемы тела (А.Р.Арсеньев, А.Н.Дорожевец, Б.В.Зейгар-ник, М.Б.Коркина). Некоторые авторы пишут об образе тела в рамках описания внутренней картины болезни или внутренней картины здоровья (Б.М.Смирнов, Т.Н.Резникова, Д.Н.Исаев). Другие отечественные авторы исследовали изменение образа тела при различных нарушениях в клинике, таких как дисморфофобия, нервная анорексия, ожирение и др., и влияние их на мотивационную сферу и поведение (М.А.Карева, Б.В.Ничипоров, Е.Т.Соколова, М.А.Цивилько).
Зарубежные клинические исследования образа тела также в большинстве связаны с различными соматическими нарушениями (M.S.Calderone, E.Cleveland, S.Fisher, R.Leonard, P.Schilder, F.C.Shontz). Авторы описывают в своих работах влияние образа тела
на Я-концепцию, чувство собственного достоинства, восприятие себя и половую идентичность. Выделяются такие характеристики образа тела как ясность (выпуклость), половая принадлежность (мужественность, женственность), возрастные признаки. Также указывается о важности телесного контакта и его качестве во взаимоотношениях ребенка и родителей, а также восприятия тела окружающими.
В психологии изучением проблемы телесности заняты такие исследователи, как Г.А.Арина, Д.А.Бескова, И.М.Быховская, Е.Э.Газарова, В.П.Зинченко, А.В.Миронычева, Н.Л.Нагибина и др. В своих работах они подвергли теоретическому осмыслению и экспериментальному изучению разные аспекты телесного опыта. В частности, проблема образа физического Я отражена в ряде работ отечественных ученых (Д.В.Желателев, Л.В.Кочкина, Е.С.Крес-лавский, К.Купер и др.). Существуют работы, в которых раскрыт процесс развития образа тела (А.В.Ермолаева, Д.Н.Каган, И.С.Кон, В.Н.Куницина, М.О.Мдивани, А.Б.Смолина, Е.Т.Соколова и др.). В контексте гуманитарного изучения проблемы телесности исследуются такие аспекты, как раскрытие содержания понятия «телесность», «образ тела» и «тело как данность», принципы исследования феноменов телесного опыта, отношение телесности к психическому, социальному и духовному опыту, тело как «текст» и т.д. В проблемное поле анализа феномена телесности включаются вопросы об онтологической взаимосвязи форм телесной репрезентации с состояниями сознания; о влиянии пограничных состояний психики на восприятие тела и характер объективации представлений о нем. В этом плане, как отмечает В.Н.Никитин, принципиальное значение имеет исследование вопроса о возможности познания собственной телесности, о доверии к чувственному восприятию как основанию получения целостного представления о себе6.
Однако существующие исследования носят общепсихологический характер. Явный дефицит научно-психологических разработок обнаруживается в области педагогической психологии. На наш взгляд, до сих пор недостаточно раскрыта специфика образа тела и образовательной парадигмы обучения в вузе. В частности, мало изучены особенности формирования образа тела в условиях современного образования, детерминанты и частные факторы, влияющие на отношение к собственной внешности в студенческом возрасте. В данной статье мы проанализируем психологические исследования, посвященные вышеуказанным проблемам.
6 Никитин В.Н. Психология телесного сознания. - М.: 1999.
Согласно А.В.Ермолаевой, формирование образа телесного Я происходит в результате влияния социально-психологических факторов и представляет собой двойственный процесс. С одной стороны, на формирование образа тела влияет социум, что выражается в суждениях, мнениях, представлениях, стереотипах, эталонах, с другой, - это самостоятельное осмысление и дифференцированно-избирательная работа на основе собственных, т.е. субъективных критериев. Дифференцированность психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, согласно А.В.Ермолаевой, можно представить следующим образом: 1) Реальное субъективное внешнее восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом. 2) Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями и различными жизненными ситуациями индивида. 3) Социологические факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций. 4) Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей7.
Таким образом, можно констатировать, что образ телесного Я в онтогенезе испытывает на себе два вида детерминирующих влияний. С одной стороны, это влияние со стороны телесности как таковой, развитие которой происходит в соответствии с биологическими закономерностями. С другой стороны, образ телесного Я формируется, изменяется, уточняется в связи с социальными формами взаимодействия человека с другими людьми. Это происходит на всех стадиях онтогенетического развития, поэтому можно утверждать, что образ телесного Я никогда не бывает завершенным.
Рассмотрим далее, что предлагает современная система образования для развития тела и формирования его образа у личности. Основное внимание уделяется развитию у субъекта психофизических качеств, связанных с выполнением локомотивных и оперативных действий, необходимых ему для социального взаимодействия. Как отмечает М.А.Богданова, формирование отношения к телесности сводится к механическому, неосознаваемому освоению субъектом возможностей своего тела как носителя созна-ния8. Телу отводится роль пассивного образования, поддерживающего и воспроизводящего процесс ментального обучения. Самоидентифи-
7 Ермолаева А.В. Восприятие собственной внешности в формировании личности женщины-лидера: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: 2004. - 28 с.
8 Богданова М.А. Становление образа телесного я как
проблема рождения личности.. - С. 45 - 51.
кация личности связывается с тем, что личность должна определить свое положение в социальном мире и усвоить те телесные техники, которые являются необходимым условием для осуществления тех или иных видов деятельности и восприятия сообществом поведения данной личности как приемлемого. В.Н.Никитин пишет: «применение современной модели образования может иметь одним из побочных результатов то, что человек отчуждает от себя собственное тело. «Отчуждение» происходит тем быстрее, чем в большей мере субъект ориентируется на общепринятые формы поведения и чем меньше значения он придает собственной уникальности. Страх порождает слабое тело, напряжение ума и ограничение эмоционально-чувственных проявлений»9.
Устойчивость традиции разъединения телесности и духовности, разведения «внутреннего» мира человека и его внешней представленности, влечет за собой, по мнению М.А.Богдановой, проблему отсутствия подлинной культуры здоровья, и иные, не менее важные социальные проблемы - к примеру, рост девиантного поведения у подростков в ситуации, когда телесно-физическое развитие оторвано от других аспектов становления личности. К такого рода последствиям - как личностно, так и социально значимым - следует отнести и отсутствие у большой части людей эстетики двигательной деятельности, несформированность эстетики тела как немаловажного компонента общей культуры.
В рамках отечественного социально-гуманитарного знания и социальной практики эта логика была существенно дополнена еще и влиянием идеологического фактора, на протяжении длительного периода определявшего саму возможность признания того или иного феномена в качестве предмета, достойного или недостойного исследовательской работы и поведения, одобряемого или порицаемого.
Утвердившийся в гуманитарной науке «бестелесный» подход сводит всю сущность человека к его сознанию, не замечая того, что сама телесность в ходе своего прижизненного существования теряет свою природное естество, очеловечивается и приобретает новые внеприрод-ные качества. П.Д.Тищенко отмечает, что «...гораздо раньше, чем человек начинает манипулировать с внешними объектами, практически с первых дней жизни ему постепенно, поэтапно прививают навыки культурного осуществления таких важных человеческих функций, как умение по-человечески есть, пить, вы-
9 Никитин В.Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд. - М.: 2006.
делять экскременты, ходить и пр.»10. А.Ш.Тхостов дополняет: «Телесность человека - это первый в онтогенезе предмет овладения и трансформации в орудие и знак»11. Обращение к различным образовательным и социальным сообществам показывает, что движения тела у них различны. Иными словами, каждое общество производит свои «технологии» движения и значит, представители разных обществ будут иметь свой, отличный от других образ тела, что обусловлено различиями социальных форм бытия. Человек - социальное существо, и потому его тело - это не только физическое тело, но и тело, наделенное определенными умениями и навыками, которое он получает от социальности. По мере взросления полученный и индивидуально переработанный опыт социальности настолько прорастает в него, что все движения человека представляются «естественными», едва ли не данными от природы.
Впервые проблематика телесных техник была поднята М.Моссом. Под телесными техниками понимаются традиционные способы, посредством которых люди в различных обществах пользуются своим телом. Обращаясь к различиям в телесных техниках разных народов М.Мосс, предлагает пользоваться термином «habitus», что означает «навык», «способность к чему-либо». Такие техники находятся в сердцевине образования и духовной культуры и воспроизводят социальный опыт, они касаются не только ментальных трансформаций субъекта, но захватывают его целиком, во всей его телесной полноте. М.Мосс приводит несколько достаточно красноречивых примеров, свидетельствующих о том, что даже такие простые человеческие движения как техника плавания, сидения, насыщения, ходьбы, копания и пр. разнятся в разных культурах. Британская пехота, считает М.Мосс, марширует не так как французская: другая частота, другая длина шага. Вустерский полк, проявивший большую храбрость на Энее, спросил королевского разрешения, чтобы им играли французские трубачи и барабанщики. Результат, говорит М.Мосс, был обескураживающий: полк рослых англичан не мог маршировать, музыка не совпадала с ша-гом12.
Техники активности и движения: положение тела, дыхание и ритм во время ходьбы, разма-
10 Тищенко П.Д. Тело: философско-антропологическое истолкование. Психология телесности между душой и телом / Под ред. В.П.Зинченко, Т.С.Леви. - М.: 2005. - С. 189.
11 Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: 2002. -С. 4.
12 Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по со-
циальной антропологии / Пер. с фр., послесл. и ком-мент. А.Б.Гофмана. - М.: 2011.
хивание руками, разворот ступней, ширина шага, способы сидения и техника сна - специфичны для различных культур, оптимальны для среды обитания того или иного народа, его темперамента, строя его души, особенностей мышления. Многими исследователями приводились убедительные факты социокультурной детерминированности человеческих чувственных ощущений. Так, отсутствие в языках некоторых народов цветовых названий приводит к невозможности их различения, как отмечает А.Р.Лурия13. Древние греки не воспринимали синего цвета, и напротив большой перцептивный опыт и развитая категориальная система позволяет народам Севера отличать сотни оттенков белого цвета.
С первых этапов развития и становления человека выживание обеспечивалось адаптацией тела к природной, а затем к материальной «искусственной» (техногенной) и социальной среде. Тело раба и господина, рыцаря и священника, ученого и рабочего значительно отличаются друг от друга и при этом не столько внешне, сколько внутренне по типу реакций, влечений, способности самоконтроля и самоуправления. Игры и танцы, раскраска и татуировка, выработка манер и жестов, контроль над эффектами - все это способствует управлению телом, его потребностями и влечениями.
Формирование образа тела предполагает замену прежней системы стимулов и реакций на новые желания и стремления в рамках специально дисциплинирующих (дисциплинарных) пространств. К таким дисциплинарным пространствам можно отнести: семью, школу, религию, медицину, искусство, которые в виде разного рода моделей и рекомендаций способствует формированию новообразований тела. Формирование у человека образа своего тела происходит, прежде всего, на обыденном уровне через действия, которые предпринимаются им под влиянием намерений и желаний, связанных с повседневностью. Это великое множество обыденных движений нашего микроповедения, образующих мир «обыденной культуры», в сферу которой входят также навыки гигиены, косметики, украшения, парикмахерское искусство, парфюмерия, «сокрытие» и «раскрытие» тела в одеждах с помощью переменчивой моды.
В студенческом возрасте являются актуальными вопросы как моды, так и собственного имиджа, образа тела: озадаченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», необходимость найти себя, свой
13 Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. - М.: 1974.
внешний и внутренний образ, отвечающий приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Э.Эриксон писал, что студенческий возраст - это период поиска своей эго-идентичности, сбора и анализа своих социальных ролей и интегрирования этих многочисленных образов воедино, в целостное представление о собственной личности, формирования на этой основе собственных идеалов и ценностей14.
Одно из ведущих мест среди факторов формирования образа тела у студентов занимают средства массовой информации (СМИ), с самого рождения ребенка так активно внедряющиеся в его жизнь. СМИ прочно вошли в нашу жизнь и со своих экранов и печатных страниц демонстрируют нам через образы своих ведущих, актеров, музыкальных исполнителей и героев кинофильмов определенные модели поведения, отражающие нравственные ценности. Э.Эриксон также обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, музыкантами) может вырывать «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность и ограничивая ее растущую идентичность.
Ранняя юность, также как и подростковый возраст - период максимального увлечения телевизором. Анализ литературы по проблеме влияния СМИ на современную молодежь показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором формирования представлений о себе, в частности представлений об образе тела. В этом плане представляет интерес исследование, проведенное Е.В.Бурен-ковой и О.П.Мыскиной на факультете психологии ПГПУ им. В.Г.Белинского, которое было направлено на выявление у студентов первого и третьего курсов факультета психологии наиболее популярных в студенческой среде актеров, самих фильмов, персонажей, предпочитаемых песен и музыкальных исполнителей15.
Анализ выбора любимых артистов показал, что первокурсники в основном отдают предпочтение наиболее привлекательным современным кинозвездам Голливуда, ориентируясь в основном на их внешние характеристики: «симпатичный, красивый, сильный, смешной, мужествен-
14 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996.
15 Буренкова Е.В. Метафорический анализ телесности: статистический и динамический аспекты // Психология телесности: Теоретические и практические исследования. - Пенза: 2008. - С. 28 - 33; Она же. Образ тела как метафорическая репрезентация эмоционального состояния девушек 19 - 20 лет // Психология телесности: теоретические и практические исследования. -Пенза: 2009. - С. 63 - 74.
ный». В выборах предпочтений девушек-студенток третьего курса в основном преобладают современные российские киноактеры, также были названы некоторые советские актеры. По выбору критерия на первый план у третьекурсниц выходит умение играть, актерские способности, 53% выборов. Выбор киногероя также в своем большинстве определялся внешними данными. Студенты первого курса в своих анкетах указывали на привлекательность внешности героя. Студенты третьего курса обращали большее внимание на характеристику роли героя.
Таким образом, на первом курсе выбор любимого киногероя определялся его внешними данными, можно сказать, что происходило отождествление с актером, его играющим. А на третьем курсе, большее внимание обращается на сам персонаж, о чем говорят такие характеристики, как «добрый, храбрый, смелый, лидер, нравится манера поведения». То есть выбор любимого киногероя третьекурсниками становится более осознанным в процессе обучения.
Выбор наиболее предпочитаемого музыкального исполнителя анализировался с позиции значимости таких показателей, как голос, музыка, внешность исполнителя, смысл и содержание музыкальных композиций. Были получены следующие данные: студенты первого курса в основном ориентировались на внешность и голосовые характеристики, для студентов третьего курса имело большую значимость содержание песен, их тема и смысл, а также музыкальные таланты исполнителя.
Первый курс критерием выбора определил какие-либо внешние характеристики (красота, привлекательность героя, актера, музыкального исполнителя, эмоциональная заряженность, веселье, говоря о жанре и фильме). Третий курс - качественные смысловые характеристики -смысл, главная мысль, сюжет фильма, переживания, игра актера, типаж исполнителя или киногероя, его характеристики как персонажа, голос, музыка, смысл песен при выборе музыкального исполнителя. Таким образом, у студентов факультета психологии в процессе обучения происходит смещение акцента при оценивании с внешнего на внутренний, меняются критерии выбора, появляется большая осознанность. Интересным является факт первичности телесной привлекательности как акцента в подражании образу и подобию своего кумира, и это является точкой отсчета в формировании собственной социальной идентичности как внешнего проявления образа тела.
Наряду с этим, как отмечает Е.А.Кобзев, в профессиональном высшем образовании, в том числе и при подготовке психологов существует нерешенная проблема, что среди преподавате-
лей и теоретиков образования существует недопонимание необходимости подготовки именно личности профессионала, реальный акцент делается лишь на формировании системы знаний, умений и навыков. По мнению Е.А.Кобзева, при подготовке студентов-психологов, можно говорить о том, что зачастую эти знания умения и навыки, а также важные личностные качества психолога такие как: эмоциональная отзывчивость и устойчивость, способность к влиянию не достаточно «контейнированы» и представлены в теле, в личности специалиста16.
В настоящее время разрабатывается так называемая «проблемная анатомия», согласно которой, каждая часть, сегмент тела отвечает за те или иные свойства состояния здоровья и болезнь личности17. С точки зрения Е.А.Кобзева, особое внимание следует уделять, грудному и диафрагмальному отделу тела и их проработке. Следующим этапом будет опыт интеграции телесных сегментов, начиная с головы и заканчивая ступнями ног. В своей работе о способах и методах влияния телесно-ориетированной психотерапии на развитие и формирование профессионально значимых качеств у студентов психологов Е.А.Кобзев использует, прежде всего, концептуальные положения телесной психотерапии А.Лоуэна. В практике используются напряженные позы для энергитизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела, пока не становится таким большим, что человек вынужден, в конце концов, расслабить мышцы, то есть защитный панцирь. В целом, с помощью упражнений телес-но-ориетированной психотерапии Е.А.Кобзевым у студентов-психологов формируется состояние эмоциональной стабильности, нервно-психической устойчивости, эмпатии, предупреждается возникновение синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная система образования основное внимание уделяет развитию у субъекта психофизических качеств, связанных с выполнением локомотивных и оперативных действий, необходимых ему для социального взаимодействия, и недостаточно внимания уделяет формированию образа тела у студентов. Телу же отводится роль пассивного образования, поддержи-
16 Кобзев Е.А. К вопросу использования методов телесно-ориентированной психотерапии в развитии профессиональных и личностно-значимых качеств студентов психологического факультета // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: 2008. - С. 95 - 100.
17 Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Свободное тело / Ред. -сост. В.Ю.Баскаков - М.: 2004.
вающего и воспроизводящего процесс ментального обучения. Применение современной модели образования может иметь одним из побочных результатов то, что человек отчуждает от себя собственное тело. «Отчуждение» происходит тем быстрее, чем в большей мере субъект ориентируется на общепринятые формы поведения и чем меньше значения он придает собственной уникальности. Формирование образа тела предполагает замену прежней системы стимулов и реакций на новые желания и стремления в рамках специально дисциплинирующих пространств. К таким дисциплинарным пространствам относят: семью, образование, рели-
гию, медицину, искусство, которые в виде разного рода моделей и рекомендаций способствует формированию новообразований тела. Также важно отметить, что каким бы видом учебной деятельности ни занимался студент - психолого-педагогической деятельностью, художественным творчеством, спортом - всегда наряду с «внешними» результатами его деятельности (психолого-педагогическими продуктами, произведениями искусства, спортивными рекордами и т.д.) возникает и результат «внутренний», т.е. изменение, развитие самого человека, его способностей, умений, знаний, его образа тела.
THE PECULIARITIES OF FORMING THE BODY IMAGE IN MODERN EDUCATION
© 2011 Y.A.Strebkova"
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The modern position of psychology of bodiness among the humanities is considered. Concepts «the bodiness» and «the image of the body» are analyzed and differentiated. Psychological factors influencing on the structure of the image of the body are disclosed. Social-cultural determinacy of forming the body image and the necessity of examination of the peculiarities of the body image by pedagogical psychology in modern education are substantiated. Modern researches of forming the body image at students' age are analyzed. Keywords: bodiness, image of the body, physical I-image, scheme of the body, I-conception, students' age.
Yulia Alexandrovna Strebkova, The competitor of department of pedagogical psychology. Е-mail: salon-etud@mail. ru