Научная статья на тему 'Особенности формирования народонаселения европейского Севера России'

Особенности формирования народонаселения европейского Севера России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1266
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования народонаселения европейского Севера России»

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ.

ГАЛЕВА Н.Е.

Галёва Наталья Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры международного маркетинга Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск).

Проблема формирования народонаселения отдельных стран и регионов представляет интерес для исследования, с одной стороны, в силу сложности самого этого процесса, а с другой стороны, в силу специфических его особенностей, характерных для каждой конкретной территории в различных исторических и социально-экономических условиях.

Особенности формирования народонаселения регионов России изучаются, как правило, на примере современных субъектов Федерации, однако существует необходимость и обобщающих исследований, где рассматриваются более крупные территории страны, выделенные по тем или иным признакам. Так, европейский Север России представляет собой единый регион, исторически сложившийся, обладающий специфическими чертами природного, экономического и социально-демографического характера. Кроме того, имеется достаточно оснований, чтобы в перспективе выделить этот регион как крупную административно-территориальную единицу страны.

Вплоть до последнего времени процесс формирования народонаселения всего российского Севера в большей мере представлял собой процесс заселения его территории и создания там постоянного населения. Участие государства в этом процессе было самым активным, что диктовалось, прежде всего, экономическими интересами. Экономический подход к формированию народонаселения северных регионов используется и на современном этапе развития страны. При этом государственная политика народонаселения на Севере в условиях становления рыночной экономики была изменена кардинальным образом: впервые поставлена задача переселения с северных территорий избыточного населения. Признавая принципиальность проведения адекватной современным условиям политики, необходимо, тем не менее, обеспечить дифференцированный подход к каждой северной территории. В отношении европейского Севера России новая стратегия демографического развития должна исходить из экономических и геополитических интересов государства, опираться на анализ исторического опыта, современных тенденций демографического развития и учитывать возможные последствия разрушения демографического потенциала региона и эффекты, получаемые при его сохранении и развитии.

Проблемы формирования народонаселения северных территорий отражены в научных публикациях российских ученых: Г. А. Аграната, Т. А. Бернштам, 0. Д. Захаровой, И. Л. Жеребцова, Л. Л. Рыбаковско-го, С. В. Славина, В. В. Фаузера и др.

Европейский Север как часть территории России имеет более чем тысячелетнюю историю и в научной литературе часто ассоциируется с понятием «русский Север». Изучение литературных источников, обобщение и систематизация изложенных в них взглядов позволили уточнить и конкретизировать современное содержание понятия «европейский Север России», суть которого состоит в том, что, во-первых, это часть планетарного Севера; во-вторых, исторически сложившийся регион Российской Федерации, обладающий общими для всех северных территорий чертами природного, экономического и социально-демографического характера; и, в-третьих, данный регион имеет индивидуальные особенности развития, которые в основном обусловлены преимуществами его положения (при периферийном положении - относительная близость к административному центру государства, а также приграничное и приморское положение).

Освоение и заселение территории европейского Севера началось по времени раньше, чем освоение других окраин страны, и происходило под влиянием целой совокупности факторов, важнейшими из которых являются исторический, экономический, политический, социально-демографический и природно-климатический. В истории заселения европейского Севера можно выделить три основных этапа: первоначальное заселение - период с конца IX - начала X вв. по XVII в.; XVIII в. - начало XX в.; советский период XX в. Каждому из этапов присущи специфические формы и методы заселения территории, различное соотношение миграции и естественного движения в формировании народонаселения ит. д.

На первом этапе основными формами заселения территории европейского Севера являлись крестьянская (аграрная) колонизация и государственно-конфессиональная колонизация. Основным источником динамики населения на данном этапе явился миграционный прирост, вследствие которого быстрыми темпами увеличивалась численность населения, появилась четкая схема расселения (по берегам рек, озер, морей), существенно изменилась этническая структура населения. Специфика жизни в условиях Поморья привела к возникновению нового русского субэтноса, сохранившегося до наших дней, - поморов. По мере социально-экономического развития региона уменьшалась зависимость демографического развития от природно-климатических факторов.

Второй этап заселения европейского Севера России характеризуется следующими отличительными признаками. Миграция продолжает играть важную роль в формировании народонаселения европейского Севера. Часть миграций носила стихийный характер, другая же их часть была организована государством и при этом часто являлась принудительной. Темпы роста численности населения возрастают, причем доминирующей компонентой постепенно становится естественный прирост. Происходит относительная стабилизация возрастной, половой и этнической структуры населения.

Советский этап заселения территории европейского Севера имеет следующие отличительные черты. Заселение региона осуществляется в форме массированных государственно-организационных переселений, в основе которых - территориальное перераспределение трудовых ресурсов, продиктованное потребностями развития экономики страны. При этом переселения часто носят принудительный характер, в том числе - спецпереселенцев (раскулаченных, репатриированных, бывших военнопленных) и заключенных для работы добывающих отраслях промышленности. Привлекается также рабочая сила из более обжитых и густозаселенных частей страны по организованному набору и общественным комсомольским призывам. Принципиально новой частью управления миграционным движением в советский период стало установленное законом предоставление льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что способствовало добровольному переселению и закреплению мигрантов, прибывших в северные регионы. Миграционный приток явился основной компонентой динамики численности населения европейского Севера: по данным государственной статистики общая численность населения за период 1926-1989 гг. увеличилась в 3,5 раза, в то время как по Российской Федерации в целом - в 1,6 раза. Добавим также, что значение миграции значительно шире, чем просто изменение численности населения, и проявляется в особенностях формирования возрастно-половой, этнической структуры и режима воспроизводства населения северных регионов.

Результатом длительного процесса формирования народонаселения на какой-либо территории является некая совокупность людей, имеющая такую численность и такую возрастно-половую структуру, которые обеспечивают, во-первых, способность ее к самовоспроизводству и, во-вторых, удовлетворяют потребности данной территории в трудовых ресурсах. Такая созданная на конкретной территории совокупность людей может называться демографическим потенциалом территории (региона). Демографический потенциал, очевидно, может рассматриваться как часть человеческого потенциала. В свою очередь, трудовой потенциал (трудовые ресурсы) является частью человеческого потенциала и одновременно частью демографического потенциала. Для оценки демографического потенциала региона на определенный момент времени следует использовать показатели воспроизводства населения (рождаемость, смертность и др.) и характеристики трудового потенциала (численность трудоспособного населения, его состав и др.). Использование понятия «демографический потенциал» будет уместно также при определении перспектив демографического развития региона, так как для северных территорий важны не только характеристики воспроизводства населения, но и состав, численность и другие характеристики трудоспособных контингентов.

Развитие демографической ситуации на европейском Севере России

в конце XX - начале XXI вв. имеет свои особенности. Сокращение численности населения европейского Севера с 1991 по 1999 гг. происходило главным образом за счет миграционной убыли, и лишь с 2000 г. естественная убыль стала основным компонентом общей убыли населения. В целом за постсоветский период миграционные потери на европейском Севере составили около 2/3 общей убыли населения (1/3 - потери за счет естественной убыли).

На северных территориях европейской части России процессы депопуляции более масштабны, чем в целом по стране. Естественная убыль населения и суженный режим воспроизводства формируются за счет двух источников: низкой рождаемости и высокой смертности.

В динамике рождаемости на европейском Севере нашли отражение общие тенденции, характерные для настоящего времени: распространение норм малодетности, «взросление» модели рождаемости, стремительный рост внебрачной рождаемости и др. Динамика смертности и ожидаемой продолжительности жизни в регионах европейского Севера в основном такая же, как по России в целом. Влияние социально-экономических условий на качество жизни населения не вызывает

сомнений, как и то, что в 1990 гг. в России кризисные явления в экономике и социальной сфере стали мощным фактором ухудшения здоровья населения и роста смертности. На европейском Севере при боле низких показателях смертности наблюдается и меньшая продолжительность жизни населения.

Это может означать, что существуют специфические проблемы смертности в определенных возрастных группах. Очевидно, на среднюю продолжительность жизни в сторону ее понижения влияет повышенная смертность в младших и средних возрастных группах. Кроме того, общие коэффициенты зависят от возрастной структуры населения, а в северных регионах она моложе, чем по России в целом, следователю, общие коэффициенты несколько занижают реальный уровень смертности (а реальный уровень рождаемости, наоборот, завышают).

Анализ динамики смертности населения и ее важнейших причин выявляет значительное сходство междуевропейским Севером и Россией в целом. Прежде всего, привлекает внимание существенный рост смертности на протяжении всего периода от болезней системы кровообращения и неестественных причин (несчастные случаи, отравления, травмы). Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм на европейском Севере толь-ко в начале рассматриваемого периода была ниже, чем в России (на 8% в 1990 г). В дальнейшем стремительный рост смертности по этой группе причин привел к превышению российских показателей. Среди неестественных причин смерти первое место занимают самоубийства, уровень которых можно отнести к одному из индикаторов социального благополучия. Если смертность от самоубийств в Российской Федерации превышает европейский уровень примерно в два раза, то на европейском Севере тот же показатель выше российского еще на 10-15%. Постепенно уменьшается разница между показателями смертности в России и на европейском Севере от заболеваний системы кровообращения. При более низких показателях смертности от новообразований на европейском Севере темпы роста смертности по этой причине также превышают российские. Ситуация с младенческой смертностью на европейском Севере напоминает российскую, но только в общих чертах. При более детальном анализе обнаруживаются существенные различия. Для европейского Севера, как и для России в целом, характерно снижение показателей младенческой смертности. Ситуация с младенческой смертностью во всех регионах европейского Севера (за исключением Ненецкого автономного округа) лучше, чем в целом по стране. Однако европейский Север отличается выигрышем в показателях младенческой смертности лишь относительно российского уровня, который по сравнению с развитыми странами мира настолько высок, что никак не может служить ориентиром даже для отдельных регионов - субъектов Российской Федерации.

Определенную трудность составляет выявление тенденций естественного движения коренных народов Севера, что обусловлено двумя основными причинами: во-первых, в этой области чрезвычайно мало статистических данных, а во-вторых, малочисленность северных народов в некоторых административно-территориальных образованиях делает невозможными расчеты многих демографических показателей. Однако имеющиеся различия в уровнях рождаемости и естественного прироста по отдельным национальностям достаточно принципиальны, чтобы их можно было увидеть даже на уровне общих показателей. Так, уровень естественного прироста среди ненцев в несколько раз выше, чем в среднем по Ненецкому округу, что объясняется исключительно высокими показателями рождаемости (в 1990 гг. - 26-28%). Уровень рождаемости у населения титульной национальности Республики Коми (в 1990 гг. - 10-13%) превышает аналогичные показатели для других национальностей в этом субъекте Федерации. В регионах с наибольшим удельным весом коренных народов Севера, а также в районах их компактного проживания отмечается повышенный уровень внебрачной рождаемости, который за 1990 гг. значительно возрос. В целом параметры и темпы деградации здоровья коренных народов Севера отличаются в худшую сторону от основного населения региона.

Как в прошлом, так и в настоящем миграционные процессы занимают особое место в демографическом развитии европейского Севера России. Современная ситуация отличается от предшествующего периода. Социально-экономические реформы конца XX в. в России непосредственно затронули условия и образ жизни разных слоев населения. В отличие

от других демографических процессов миграция населения реагирует на изменение социальноэкономической ситуации более оперативно. «Сжатие» экономического пространства в 1990 гг. изменило направления миграционных потоков населения в стране. Миграции, в свою очередь, «запустили» процесс трансформации системы расселения. Центробежные тенденции, характерные для внутренних миграций в советский период, в современной России сменились на центростремительные. Начался массовый отток населения из районов нового освоения (в том числе с европейского Севера) в старообжитые, главным образом, европейские области страны.

В 1990 гг. произошла принципиальная смена проблем миграции, доминирующих на северных территориях страны. Если ранее были актуальны проблемы приживаемости населения, то в изменившихся социально-экономических условиях на передний план вышли проблемы стабилизации населения. Север стали массово покидать люди наиболее молодого, а значит, трудоспособного и

репродуктивного возраста, к то-му же адаптированные к местным условиям. Для регионов, неблагоприятных по природно-климатическим условиям, миграционный отток населения означает количественно и качественно невосполнимые в ближайшем будущем потери населения.

На протяжении длительного периода времени миграционное сальдо в России остается стабильно положительным, тогда как на европейском Севере, наоборот, отмечаются резкие колебания этого показателя, и в целом за постсоветский период сальдо является отрицательным. Общей тенденцией развития миграционных процессов на европейском Севере является ежегодное сокращение миграционного оборота.

В соответствии с изменением показателей миграционного прироста в рассматриваемый период можно выделить три типа регионов: - Республика Карелия и Архангельская область. Характеризуются относительной стабильностью миграционных процессов и минимальными значениями показателя миграционного прироста. Отличие состоит в том, что для Республики Карелия характерен положительный миграционный прирост, а для Архангельской области - отрицательный.

- Республика Коми и Мурманская область. В целом отличаются нестабильностью миграционной ситуации: резкое увеличение отрицательных значений миграционного прироста в начале 1990 гг. и постепенное выравнивание ситуации к 2000-2001 гг. Миграционный прирост при этом остается отрицательным, а регионы приближаются по показателям миграционной нагрузки к Архангельской области. Очевидно, подобную динамику следует рассматривать как следствие стабилизации социально-экономической ситуации в регионах.

- Ненецкий автономный округ. Характеризуется самыми значительными по величине отрицательными показателями миграционной нагрузки в начале

1990 гг., во второй половине

1990 гг. - стремительное сокращение показателей миграционной убыли, а в 2002 г. отрицательный миграционный прирост

сменился положительным. Причиной изменения миграционной

ситуации в данном случае является интенсивное развитие промышленности региона (преимущественно топливной).

Регулирование миграционных

процессов на северных территориях со стороны государства на современном этапе носит принципиально новый характер. Прежняя

стратегия плановой миграции на Север с использованием экономических стимулов являлась приемлемой с учетом геополитических

интересов, но была весьма дорогостоящей. В рыночных условиях

сложилась ситуация, когда ориентированная на добывающую промышленность экономика Севера не обеспечивает работой все трудоспособное население, а государство не может поддерживать достойный уровень жизни неработающих северян.

Политика государства, все предыдущие периоды направленная на заселение Севера, в современных условиях, пожалуй, впервые за всю историю, выбирает стратегию переселения с северных территорий избыточного населения. Очевидно, однако, что никакая стратегия не может носить универсальный характер и не учитывать региональные особенности, в том числе демографические. Народонаселение европейского Севера представляет собой уникальную демографическую совокупность. Главное его отличие от народонаселения любой другой (не северной) территории заключается в том, что оно в основном сформировано не за счет собственного естественного воспроизводства, а за счет миграции. Такой «искусственный» характер формирования народонаселения находит отражение во всех его структурах: возрастная структура является более молодой, половая - лучше сбалансированной, этническая структура отличается сложностью и т. д. Важно отметить, что в 1990 гг. с изменением вектора миграции (миграционный приток населения на европейский Север сменился миграционным оттоком) демографические структуры вновь резко меняются. В большей степени подвержено таким колебаниям население в районах относительно нового освоения, как правило, с экстремальными и дискомфортными условиями проживания и в меньшей степени - население старообжитых районов, отличающихся более комфортными условиями. К первой группе территорий можно отнести Мурманскую область, северную часть Республики Коми и Архангельской области, Ненецкий автономный округ. Вторую группу территорий образуют южные районы Архангельской области и Республики Коми, Республика Карелия.

За относительно небольшой период времени между переписями 1989 и 2002 гг. возрастная структура населения Европейского Севера

претерпела достаточно серьезные изменения, главными из которых являются активизация процесса старения населения; концентрация населения в трудоспособном возрасте; уменьшение удельного веса детей и подростков в общей численности населения.

По прогнозу Госкомстата Российской Федерации тенденция 1990 гг., когда европейский Север терял население более интенсивно, чем Россия в целом, сохранится и в первой четверти XXI в. Очевидно, что высокие темпы убыли населения спрогнозированы с учетом значительного миграционного оттока населения. При этом наибольшие потери прогнозируются в Мурманской области, а наименьшие - в Ненецком автономном округе и Республике Карелия.

Проанализировав имеющиеся в нашем распоряжении демографические прогнозы, отметим наиболее важные аспекты: 1. Все предлагаемые прогнозы достаточно четко определяют стратегическую линию демографического развития европейского Севера России в ближайшей перспективе и позволяют предсказывать его последствия. При всех колебаниях, даваемых в них оценок общая убыль населения как результат сложения естественной убыли и миграционного оттока, старение и деградация возрастной структуры населения предсказываются однозначно.

2. Краткосрочные прогнозы, претендующие на высокую точность, как правило, представлены только в одном варианте (на основе одного сценария), что неизбежно делает их малопригодными для практического применения уже через небольшой период времени, если гипотеза в отношении изменения хотя бы одного демографического процесса оказывается выбранной неверно.

3. Ощущается необходимость краткосрочных прогнозов, в том числе аналитических, составленных

в нескольких вариантах, а также среднесрочных и долгосрочных демографических прогнозов.

Причем долгосрочные прогнозы нужны как в интересах отдельных территорий, так и, прежде всего, в интересах страны. Наличие демографических прогнозов важное условие для разработки мер по корректировке реальной и прогнозируемой ситуации, сохранению и развитию демографического потенциала региона.

Разработка и реализация региональной демографической политики может осуществляться как на уровне одного субъекта Федерации, так и на уровне более крупной территории, образованной несколькими субъектами со сходными параметрами развития, а также на уровне регионов, выделенных по другим критериям: природно-географическому, историческому, геополитическому. Так, например, единая стратегия демографического развития может быть разработана для всей территории европейского Севера России, для приграничных субъектов, для районов Крайнего Севера и т. д. Разрабатывая концепцию демографического развития региона, следует исходить из его геополитического статуса, реалий социально-экономического положения, перспектив развития. Определяя стратегическую цель демографического развития европейского Севера России, можно руководствоваться следующими предположениями: 1. Сточки зрения геополитических и стратегических интересов России, заселение территории данного региона, занимающего приграничное и приморское положение, имеет значение для обеспечения безопасности северных и северо-западных рубежей странны, сохранения присутствия России в арктическом регионе.

2. С точки зрения экономических интересов государства, развитие северных регионов должно быть обусловлено преимущественно балансовыми соображениями, то есть потребностью в трудовом потенциале. В связи с повышенными затратами на жизнеобеспечение населения в северных регионах пребывание на данной территории пожилого населения, не занятого в производстве или не являющегося членами много поколенных семей, где пожилые люди осуществляют воспитательные функции, а также безработного населения вряд ли оправдано.

3. Исходя из интересов народов Севера, местом исторического обитания которых является территория европейского Севера России, условия их проживания и ведения традиционного хозяйства не должны быть нарушены при осуществлении в регионе хозяйственной деятельности (особенно при разработке месторождений полезных ископаемых).

Кроме того, решение социальных проблем этих народов должно относиться к числу приоритетных задач не только на региональном, но и на федеральном уровне. Целью демографической политики на европейском Севере России может быть сохранение демографического потенциала региона, с одной стороны, путем постоянного повышения качества жизни населения и изыскания собственных возможностей оптимизации воспроизводственных

процессов и, с другой, путем регулирования миграционных потоков для поддержания количественных параметров населения (численности и структурных показателей), обеспечивающих устойчивость экономического развития региона.

Выбор путей преодоления негативных демографических тенденций ограничен и определяется имеющимися резервами по каждому из направлений. Как показывает опыт европейских стран, возможности социального воздействия на рождаемость с целью ее повышения очень дороги и при этом малоэффективны, поскольку ограничены вариацией внутри сложившихся норм малодетности. Регулирование миграционных потоков решает преимущественно тактические задачи. Таким образом, разделяя мнение многих специалистов, в качестве приоритетного направления демографической политики на европейском Севере России следует выбрать деятельность по охране здоровья и снижению смертности, тем более что в этом направлении имеются значительные резервы.

Разумеется, демографическая политика не должна игнорировать такой источник стабилизации постоянного населения, как рост рождаемости, однако в среднесрочной перспективе акцентировать внимание все же необходимо на снижении смертности.

Как правило, для каждой конкретной территории можно выделить ограниченный набор проблем снижения смертности: устранение гендерных диспропорций смертности, возрастные и нозологические приоритеты уменьшения потерь населения за счет смертности. На европейском Севере России имеет место повышенная смертность в младших и средних возрастных группах. Омоложение смертности -явное свидетельство регресса, как общественного, с точки зрения предоставляемых возможностей для охраны здоровья, так и индивидуального, с точки зрения значимости здоровья в системе других ценностей. Определив специфичные для данной территории резервы снижения потерь, следует разработать систему мер, направленных на решение этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.